Что такое детерминанты спроса и предложения

Что такое детерминанты спроса и предложения

Детерминанты спроса (также называемые факторами, влияющими на спрос) — это факторы, которые вызывают сдвиг кривой спроса. Изменение любого из детерминантов спроса приведет к изменению спроса, даже если цена останется неизменной.

Основными детерминантами спроса являются:

Рассмотрим каждый из них подробнее.

#1. Число покупателей

Обычно изменение количества покупателей напрямую влияет на количество товара, востребованного по конкретной цене.

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

Когда число покупателей увеличиваются, спрос, скорее всего, увеличится, а если количество покупателей уменьшаются, то и спрос, вероятно, уменьшится. Например, увеличение числа студентов приведет к увеличению спроса на книги.

#2. Доход

Изменение дохода в большинстве случаев напрямую влияет на спрос. Увеличение доходов покупателей позволит им покупать больше, при этом спрос будет увеличиваться, а снижение доходов будет ограничивать их покупки, при этом спрос будет уменьшаться.

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

Однако для некоторых товаров спрос обычно меняется обратно пропорционально изменению дохода.

Например, если доходы потребителей, которые могли бы покупать только подержанные автомобили, увеличатся настолько, что теперь они смогут покупать новые, они будут покупать новые автомобили вместо старых.

Таким образом, спрос на старые автомобили будет падать с увеличением доходов.

#3. Вкусы

Вкусы потребителей — еще один важный фактор, определяющий спрос.

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

Если вкусы потребителей изменятся таким образом, что они теперь больше отдают предпочтение продукту, то спрос на этот продукт будет больше, и если их вкус изменится неблагоприятно, им потребуется меньшее количество этого продукта.

В частности, предприятия рекламируют продукцию, чтобы изменить в свою пользу вкусы потребителей.

#4. Цена сопутствующих товаров

Существует два вида сопутствующих товаров: (1) товары-заменители и (2) дополнительные товары.

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

Изменение цены заменителя продукта обычно напрямую влияет на спрос на этот продукт. Например, падение цен на технологии солнечной энергетики приведет к снижению спроса на традиционную электроэнергию.

Спрос на продукт изменяется обратно пропорционально изменению цены дополнительного товара.

Например, снижение цен на автомобили приведет к увеличению спроса на автомобили. Все больше автомобилей будут нуждаться в большем количестве топлива, и спрос на топливо будет увеличиваться.

#5. Ожидания

Изменение ожиданий потребителей относительно продукта может повлиять на количество, которое они требуют.

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

Например, если потребители ожидают, что будущая цена некоего продукта будет расти, они будут требовать больше, чтобы сэкономить деньги.

И наоборот, если они ожидают, что будущая цена снизится, они уменьшат спрос и будут ждать нужного момента, чтобы извлечь выгоду из более низкой будущей цены.

Источник

Детерминанты спроса

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

Детерминанты спроса — это причины изменения величины спроса

Цена служит самой важной детерминантом, или главным фактором изменения величины спроса, т.е. количества любою покупаемого продукта. Однако существуют и другие факторы, которые влияют на покупки.

Их называют неценовыми детерминантами, или изменения спроса:

1) Потребительские вкусы. Появление нового продукта нередко приводит к изменению спроса на другие товары. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на пластинки.

2) Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей вызывает повышение спроса, а их уменьшение — сокращение спроса.

3) Доходы потребителей. При росте доходов потребители, как правило, покупают больше товаров (бифштексов, стереоустановок, виски). И, наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает.

Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются нормальными товарами.

4) Сопряженные товары. Когда два продукта взаимозаменяемы (ТОВАРЫ-СУБСТИТУТЫ), между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Именно так обстоит дело с сахаром и его заменителем, чаем и кофе и т. д. (увеличивается цена на чай, следовательно, увеличивается спрос на кофе). Когда два товара являются взаимодополняющими (КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ ТОВАРЫ), между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Например, спрос на бензин и моторное масло сопряжен — это дополняющие друг друга товары. То же относится к видеомагнитофонам и кассетам, фотоаппаратам и фотопленке и т. д. (увеличивается цена на фотоаппараты, падает спрос на фотопленки). Многие пары товаров вовсе не являются взаимосвязанными. Это независимые, или самостоятельные, товары.

5) Ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен. И, наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Следует различать изменение в спросе под влиянием неценовых факторов и изменение величины спроса под влиянием цены.

Изменение в спросе означает, что кривая спроса изменяет свое положение либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса). Причиной изменения спроса является изменение одной или более детерминант спроса.

В противоположность этому изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, т. е. переход от одной комбинации «цена — количество продукта» к другой их комбинации.

Причиной изменения величины спроса является изменение цены данного продукта.

Источник

Что такое детерминанты спроса и предложения

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

Ключевые слова: факторы спроса, факторы предложения, закон спроса, закон предложения, неценовые факторы спроса, неценовые факторы предложения, уровень развития технологий, уровень и объем издержек, доходы потребителей, ЕГЭ, ОГЭ, экономика, обществознание

ФАКТОРЫ СПРОСА (детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса.

Основным детерминантом является цена товара, влияющая на спрос в соответствии с законом спроса. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА (неценовые детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара.

При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса.

Экономисты сформулировали закон спроса: Повышение цен обычно ведёт к снижению спроса, а снижение цен — к его увеличению.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА

К неценовым факторам спроса принято относить доходы потребителей, вкусы и моду, количество потребителей, цены на дополняющие и заменяющие товары и многое другое. Неценовыми они называются так, потому что прямой связи между ценой конкретного товара или услуги и поведением потребителей нет.

Например, если вам предлагают с хорошей выгодой дорогостоящую машину (цена — главный ценовой фактор спроса — снижена, по закону спроса, конкретно этот товар для вас становится привлекательным), вы, принимая решение о покупке закладываете в планы траты на обслуживание машины, стоимость бензина и другие сопряженные с этой маркой машины услуги и товары.

И если вы понимаете, что обслуживание именно этой машины достаточно дорогое для вас (здесь работает неценовой фактор на сопряженные товары или услуги), вы откажитесь от покупки машины.

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

ДОХОДЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается. Однако следует учитывать, что при этом изменяется структура потребления, и поэтому некоторые товары не подчиняются общей закономерности.

Так, спрос на самые дешевые, низкокачественные товары (например, на одежду «секонд-хенд», обувь из дешевого кожзаменителя, пищевые продукты низкого сорта), наоборот снижается, поскольку люди, которые были вынуждены покупать эти товары, теперь способны приобрести более качественные продукты.

Товары, спрос на которые растет с увеличением денежного дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются товарами низшей категории. В данной модели рассматривается товар из категории нормальных товаров.

ВКУСЫ, МОДА

Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. При росте потребительских предпочтений спрос на товар растет, при снижении – снижается.

Этот фактор оказывает наибольшее влияние на товары, подверженные моде (одежду, обувь), и наименьшее – на товары длительного пользования.

КОЛИЧЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса. Количество потребителей может изменяться в связи с различными факторами, например, изменением численности населения, связанным с естественным приростом или миграциями.

В условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран; наоборот, снижение экспортных и импортных квот, введение экономического эмбарго снижает количество потребителей товара на мировом рынке. Хотя количество покупателей существенно влияет на спрос, это справедливо только для товаров, одинаково востребованных повсюду.

Например, выход отечественных автомобилей на рынок США, хотя и значительно увеличит количество потенциальных покупателей, не приведет к существенному росту спроса, поскольку для американских покупателей эти автомобили покажутся недостаточно качественными.

Такая же ситуация складывается с любыми товарами, востребованными лишь в рамках какой-либо из культур – национальной одеждой, продуктами национальной кухни – или товарами, специфичными для использования в какой-то местности (пустыне, тайге, приморских районах).

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

ЦЕНЫ НА ЗАМЕЩАЮЩИЕ ТОВАРЫ (ТОВАРО-ЗАМЕНИТЕЛИ)

Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же илипочти те же функции. Примером могут быть телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей. Товары–заменители делят между собой рынок данного вида товаров.

В том случае, когда цена на один из взаимозаменяемых товаров вырастает, часть его покупателей из соображений экономии перейдет на другой, более дешевый товар; если же цена снизится, то это, наоборот, привлечет покупателей из числа пользующихся товарами–заменителями.

Таким образом, рост цены на товары–заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар.

Указанный фактор наиболее важен для тех товаров, которые наиболее похожи на свои заменители, например, минеральную воду. Если же товар обладает какими-то уникальными свойствами, при которых найти полноценный заменитель трудно, значение этого фактора снижается.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОЖИДАНИЯ

Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков. То же самое происходит при ожидании повышения цен на те или иные товары. Наоборот, в ожидании понижения цен (например, на овощи нового урожая) спрос снижается. Однако ожидания потребителя сложно учесть, и потому этот фактор не используется в модели.

ЦЕНЫ НА ДОПОЛНЯЮЩИЕ ТОВАРЫ

Некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом.

Так, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот. Не все товары имеют дополняющие товары, поэтому данный фактор не используется в модели.

СЕЗОННОСТЬ

Существуют товары спрос на коротые меняются в связи со сменой времени года. Принадлежности для зимних видов спорта потребители преобретают в основном в зимне время, а принадлежности для летних видов — летом.

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ

Устоявшиеся в обществе традиции также вносят существенный вклад в формирование спроса на товары. Например спрос на цветы перед 8 марта существенно увеличивается, в связи с устоявшейся традицией дарить в этот праздник букет цветов.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА

ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения.

Основным детерминантом является цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами предложения.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (неценовые детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара.

При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения. В этом случае обычно говорят о смещении кривой предложения. При росте предложения кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Существует несколько ключевых факторов предложения, которые определяют общие объемы производства ресурсов: уровень технологий, цены на ресурсы и сырье (уровень издержек), величина налогов, общее количество производителей и их ожидания, общая экономическая конъектура и многое другое.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции.

Например, внедрение поточной линии приводит к тому, что выпуск продукции в расчете на одного рабочего возрастает.

Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение. Этот фактор, однако, мало влияет на те товары, при использовании которых необходим ручной труд и использование традиционных технологий.

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

ЦЕНЫ НА РЕСУРСЫ (ОБЪЕМ ИЗДЕРЖЕК)

Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары.

Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.

ВЕЛИЧИНА НАЛОГОВ

Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом.

Например, государство обычно облагает большими налогами производство алкогольных напитков и табачных изделий, с тем, чтобы ограничить потребление этих товаров, или же изделия из меха диких животных – с тем, чтобы предотвратить их истребление.

КОЛИЧЕСТВО ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти. Однако и в этом случае следует учитывать ограниченность ресурсов. С ростом числа производителей происходит исчерпание дешевых ресурсов.

Вновь появляющиеся на рынке фирмы вынуждены будут использовать более дорогие ресурсы, например, при исчерпании ресурсов местного сырья придется завозить его издалека, что увеличит затраты.

Такие товары уже невыгодно продавать по прежней цене, а это значит, что предложение по данной цене не увеличится.

ОЖИДАНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Предложение может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налоговых ставок и др. Например, фермеры могут придерживать продажу пшеницы, ожидая, что цена на нее
увеличится.

Однако возможен и обратный эффект – в ожидании повышения цен производители могут наращивать производство. Этот фактор достаточно сложно учесть, и потому он не используется в модели.

ЦЕНЫ НА ДРУГИЕ ТОВАРЫ И РЕСУРСЫ

Производители находятся в постоянном поиске наиболее выгодного вложения капитала. При повышении цены на какой–либо товар он становится привлекательным для капиталовложений, и происходит приток капитала в сферу его производства.

Таким образом, одним из неценовых факторов предложения товара являются цены на другие товары: если они растут, будет происходить отток капитала в сферу их производства, и, соответственно, уменьшение предложения данного товара, и наоборот.

Этот фактор наиболее значим для товаров со схожими условиями производства, поскольку в этом случае переход на другой вид продукции не требует больших затрат. Данный фактор не рассматривается в модели.

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

СЕЗОННОСТЬ

Предложение товара связанно также и временем года, например овощи и фрукты производятся в больших количествах в тёплое время, в зимний же период предложение данных товаров сокращается.

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ

Обычаи страны существенно влияют на предложение тех или иных товаров. Например в Китае для приёма пищи пользуются в основном палочками, поэтому предложение вилок и ложек в данной стране будет минимально.

Источник

Законы рынка. Детерминанты спроса и предложения. Кривые спроса и предложения

Законы рынка.Рынок – это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей.

Экономические законы, действующие на рынках

3. Закон спроса и предложения.

Виды спроса: индивидуальный спрос, рыночный спрос, спрос на факторы производства, потребительский спрос.

На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов). Спрос зависит от: цены, использования рекламы, моды и вкусов, ожидания потребителей, изменений предпочтений окружающей среды, доступности товаров, величины доходов, полезности вещи, цены установленной на взаимозаменяемые товары, а также зависит от количества населения.

Зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами называют функцией спроса.

Факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называются неценовыми детерминантами спроса. Среди наиболее значимых неценовых детерминант:

1. Вкусы и предпочтения потребителей.

2. Доходы потребителей.

3. Число потребителей.

4. Цены на другие товары.

5. Экономические ожидания потребителей.

Объем предложения, как правило, меняется в зависимости от цены. К неценовым факторам предложения относят: 1) изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства; 2) выход на рынок новых фирм; 3) изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли; 4) природные катастрофы; 5) политические действия и войны; 6) перспективные экономические ожидания

Кривые спроса и предложения. Если все факторы, определяющие величину спроса считать неизменными для данного периода времени, то можно от общей функции спроса перейти к функции спроса от цены: Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Графическое изображение функции спроса от цены на координатной плоскости получило название кривой спроса.

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

Изменения, происходящие на рынке, связанные с количественным предложением товара, всегда зависят от цены установленной на данный товар. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товаров ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, характеризует возрастание спроса на него.

При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса, а также между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар. Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки (стрелка №1). Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево (стрелка №2).

Закон спроса. Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.

Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

Изменение объема предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторов рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения (стрелка №1). Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых фактор при неизменной цене на анализируемый товар (стрелка №2)

Источник

Анализ индивидуальных рынков: спрос и предложение

Научите попугая произносить слова «спрос и предложение» — и перед вами экономист! В этой язвительной шутке заключена большая доля правды, так как, по существу, простейшие экономические рычаги — спрос и предложение — способны дать нам глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о работе экономической системы в целом.

В этой главе мы займемся изучением природы рынка и процесса формирования цен и объемов производства. Приведенная в главе 2 модель кругооборота представила нам участников обоих рынков — и ресурсов, и товаров. Но там мы предположили, что цены на ресурсы и продукты «даны»; теперь мы объясним, как устанавливаются, или определяются, цены, более детально раскрыв понятие рынка.

Определение рынков

Эта глава посвящена чисто конкурентным рынкам. Такие рынки предполагают наличие большого количества действующих независимо продавцов и покупателей, обменивающихся стандартизованным товаром. Эти рынки похожи не на музыкальный магазин или соседнюю бензозаправку, где все товары снабжены ценниками, это конкурентные рынки типа центральной зерновой биржи, фондовой биржи или рынка иностранных валют, где равновесная цена «обнаруживается» в результате взаимодействия решений продавцов и покупателей.

Спрос

Спрос можно представить в виде шкалы, показывающей количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение определенного периода времени. Спрос отражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в форме таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое будет предъявлен спрос при разных ценах при прочих равных условиях.

Обычно мы рассматриваем спрос с точки зрения цены; иначе говоря, мы считаем, что спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. В такой же мере правильнее, а иногда и полезнее рассматривать спрос с количественной точки зрения. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество может быть продано по разным ценам, можно спросить, по каким ценам потребители готовы купить разное количество товара. В табл. 3-1 приведена гипотетическая шкала спроса одного потребителя, покупающего какое-то количество бушелей кукурузы.

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

Эта табличная схема спроса отражает связь между ценой кукурузы и ее количеством, которое наш мифический потребитель желает и в состоянии купить по каждой из этих цен. Мы говорим «желает» и «в состоянии», так как одного лишь желания на рынке недостаточно. Я могу пожелать купить «порше», но если это желание не подкрепляется способностью купить, то есть необходимой суммой денег, оно окажется недействительным и, соответственно, не получит воплощения на рынке. Как видно из табл. 3-1, если цена за бушель составляет на рынке 5 дол., наш потребитель будет готов и способен покупать в неделю 10 бушелей; если же цена составит 4 дол., потребитель будет готов и способен купить в неделю 20 бушелей и т.д.

Шкала спроса сама по себе не дает ответа на вопрос, какая из пяти возможных цен реально существует на рынке кукурузы. Как уже было сказано, это зависит от спроса и предложения. Следовательно, спрос — это просто выраженные в форме таблицы планы или намерения покупателя относительно покупки продукта.

Закон спроса

Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Короче говоря, существует отрицательная, или обратная, зависимость между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту обратную зависимость законом спроса.

Допущение «при прочих равных условиях» имеет здесь принципиальное значение. На количество купленного товара, помимо цены рассматриваемого продукта, влияют многие другие факторы. Количество приобретенных кроссовок фирмы Nike будет зависеть не только от их цены, но и от цены таких заменителей этого товара, как кроссовки фирмы Reebok, Adidas, L.A.Gear. Закон спроса в этом случае гласит, что кроссовок Nike будет приобретено меньше, если их цена растет, в то время как цена кроссовок фирмы Reebok, Adidas, L.A. Gear остается постоянной. Короче, если относительная цена кроссовок Nike повышается, их будет куплено меньше. Однако, если цена кроссовок Nike, равно как и всех других конкурирующих кроссовок, возрастет на некоторую сумму, например на 5 дол., потребители могут купить больше, меньше или столько же кроссовок Nike.

Что же лежит в основе закона спроса? Ответить на этот вопрос можно с разной степенью углубления в научный анализ.

1. Здравый смысл и элементарное наблюдение реальной жизни согласуются с тем, что нам показывает нисходящая кривая спроса. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее количество товара они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. «Дни торговли по сниженным ценам» основаны на законе спроса. Фирмы сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности, от каждой последующей единицы продукта. Например, второй «биг-мак» дает потребителю меньше удовлетворения, чем первый; третий приносит еще меньше удовольствия, или полезности, чем второй, и т.д. Отсюда следует, что, поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности — то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3. Закон спроса можно также объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то. что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стоят относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.

Приведем для иллюстрации следующий пример: снижение цены на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект дохода). При более низкой цене говядины ее покупка становится относительно более заманчивой, и ее покупают вместо свинины, баранины, цыплят и рыбы (эффект замещения). Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает возможность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.

Кривая спроса

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложенияШкала индивидуального спроса представлена на графике в виде нисходящей кривой DD, поскольку между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. При этом по закону спроса потребители покупают большее количество продукта, когда цена на него снижается.

Почему шкалу спроса лучше изображать в графической форме? Вообще говоря, табл. 3-1 и рис. 3-1 содержат одни и те же данные и отражают одинаковую связь между ценой и величиной спроса. Преимущество графического изображения заключается в том, что оно позволяет нам четко представить эту связь — в данном случае закон спроса — более простым способом, чем если бы нам пришлось пользоваться словесным или табличным ее описанием. С помощью одной кривой, разобравшись в ее смысле, проще определять такую связь и манипулировать различными ее комбинациями, чем с помощью таблиц и многословных текстов. Графики представляют собой неоценимые инструменты экономического анализа. Они позволяют четко изображать и комбинировать зачастую весьма сложные соотношения.

Индивидуальный и рыночный спрос

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

До сих пор мы рассматривали проблему с позиции одного-единственного потребителя. Признание конкуренции обязывает нас рассмотреть ситуацию, в которой на рынке выступает много покупателей. Перейти от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса можно посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Если бы на рынке действовали лишь три покупателя, как это показано в табл. 3-2, было бы легко определить общие величины спроса при каждой цене. На рис. 3-2 данный процесс суммирования изображен графически, причем для этого использована лишь одна цена — 3 дол. Заметьте, что мы просто совмещаем три кривые индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса.

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложенияКривая общего рыночного спроса D образуется путем горизонтального совмещения кривых индивидуального спроса D1, D2 и D3 всех потребителей на рынке.

Разумеется, конкуренция предполагает намного большее число покупателей продукта на рынке. Поэтому, чтобы избежать длительного процесса суммирования, предположим, что на рынке имеется 200 покупателей кукурузы и каждый из них решил приобрести одинаковое количество кукурузы по каждой из разных цен, как это сделал наш первоначальный потребитель. Таким образом, мы можем определить общий рыночный спрос путем умножения величин спроса, приведенных в табл. 3-1, на 200. Кривая D на рис. 3-3 показывает эту кривую рыночного спроса со стороны 200 покупателей.

Детерминанты спроса

Когда экономист строит кривую спроса — скажем, такую, как D1 на рис. 3-3, — он исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Однако экономисту известно, что существуют и другие факторы, которые могут повлиять и действительно влияют на объем покупок. Таким образом, при построении кривой спроса D следует также допустить, что «прочие условия равны», то есть что детерминанты величины спроса неизменны. Когда какие-либо из этих детерминант спроса на самом деле изменяются, кривая спроса сдвигается на некую новую позицию вправо или влево от D1. Поэтому указанные детерминанты называют факторами изменения спроса.

Основные детерминанты рыночного спроса следующие: 1) вкусы, или предпочтения, потребителей; 2) число потребителей на рынке; 3) денежные доходы потребителей; 4) цены на сопряженные товары; 5) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.

Изменение спроса

Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, чем продемонстрировано в столбце (4) табл. 3-3, очевидно, что произошло увеличение спроса. На рис. 3-3 это увеличение спроса находит выражение в смещении кривой спроса вправо, например от D к D2. И наоборот, уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения одной его детерминанты (или нескольких) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, чем указано в столбце (4) табл. 3-3. Графически падение спроса выражается в смещении кривой спроса влево, например от D1, к D3 на рис. 3-3.

А теперь рассмотрим влияние, которое оказывает на спрос каждая из перечисленных выше детерминант.

1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастет при любой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. На вкусы потребителей могут повлиять технологические изменения, воплощенные в новом продукте. Например, появление компакт-дисков сильно снизило спрос на долгоиграющие пластинки. Потребители, которые озабочены угрозой здоровью, вызванной холестерином и излишней тучностью, увеличили спрос на капусту брокколи, низкокалорийные заменители сахара и свежие фрукты, сократив спрос на говядину, телятину, яйца и цельное молоко. Медицинские исследования, показавшие, что бета-каротин предотвращает сердечно-сосудистые заболевания и возникновение некоторых типов рака, сильно повысили спрос на морковь.

2. Количество покупателей. Очевидно, что и увеличение на рынке числа потребителей способствует повышению спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Приведем примеры. Совершенствование средств связи необычайно расширило границы международных финансовых рынков и привело к увеличению спроса на акции, облигации и другие финансовые активы. Всплеск рождаемости после второй мировой войны привел к повышению спроса на пеленки, детские лосьоны и акушерские услуги. Когда в 70-х годах дети, появившиеся на свет в период этого всплеска рождаемости, достигли двадцатилетнего возраста, возрос спрос на жилье. А взросление этого поколения, наоборот, вызвало спад спроса на жилье в 80-х и 90-х годах. Рост продолжительности жизни увеличил потребность в медицинском обслуживании, услугах сиделок и домах престарелых. Недавние международные торговые соглашения, такие, как Североамериканское соглашение о свободном торговле (НАФТА) и Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), снизили иностранные торговые барьеры для американских сельскохозяйственных продуктов, увеличив спрос на эти продукты.

3. Доход. Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько более сложно. Применительно к большинству товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше бифштексов, солнцезащитных штор, стереоустановок.

И наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.

Хотя большинство продуктов относится к нормальным товарам, существует несколько исключений. В том случае, когда доходы превышают известный уровень, потребители могут покупать меньше хлеба, картофеля или капусты, поскольку возросший доход позволяет им покупать продовольствие с более высоким содержанием протеина, например молочные продукты и мясо. Увеличение доходов может также вести к снижению спроса на ношеную одежду и подержанные автомобили. Точно так же повышение доходов может снизить спрос на гамбургеры и маргарин, так как более состоятельные потребители переключаются на потребление натурального бифштекса с косточкой и сливочного масла. Товары, спрос на которые изменяется в обратной зависимости от изменения доходов, называются товарами низшей категории.

4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта или сопутствующим ему. Заменитель — это такой товар, который можно использовать вместо другого товара. Сопутствующий товар используется в сочетании с другим товаром.

Товары-заменители. Примером взаимозаменяемых товаров могут служить сливочное масло и маргарин. Когда цена на сливочное масло растет, потребители покупают его в меньшем количестве, а это вызывает повышение спроса на маргарин. И наоборот, когда цена на масло снижается, потребители покупают его в большем количестве, вызывая этим уменьшение спроса на маргарин. Обобщим сказанное: когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая зависимость. Именно так обстоит дело с товарами фирм Nike и Reebok, сахаром и ксилитом, автомобилями «тойота» и «хонда», напитками «кока» и «пепси».

Взаимодополняющие товары. Другой тип взаимосвязанных товаров представляют собой взаимодополняющие товары. Смысл этого определения в том, что такие товары используются в сочетании друг с другом и спрос на них сопряженный. Когда цена на бензин снижается и вы в результате больше ездите, увеличенный пробег вашего автомобиля повысит ваш спрос на моторное масло. И напротив, рост цены на бензин сократит спрос на моторное масло. Таким образом, спрос на бензин и масло сопряжен — это сопутствующие товары. То же относится к ветчине и яйцам, учебе и учебникам, видеомагнитофонам и кассетам, клюшкам и мячам для игры в гольф, фотоаппаратам и фотопленке и т.д. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость.

Разумеется, многие товары вовсе не связаны между собой. Это независимые, самостоятельные товары. Для таких пар товаров, например сливочного масла и мячей для игры в гольф, картофеля и автомобилей, бананов и наручных часов, изменение цены на один из них очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой.

5. Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен; равным образом и ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Первый пример: когда холода уничтожают значительную часть урожая цитрусовых во Флориде, у потребителей есть основания считать, что предстоящая нехватка апельсинового сока повысит цену на него. Поэтому они «запасают» апельсиновый сок, скупая его немедленно в необычайно больших количествах.

Третий пример: выбор футболиста в первый круг Национальной футбольной лиги может спровоцировать его на покупку нового «мерседеса» в связи с ожиданием выгодного контракта с профессиональной командой.

И последний пример: введение дополнительного федерального акцизного сбора на пиво, вино и чистый алкоголь с 1 января 1991 г. резко повысило спрос на эти товары в декабре 1990 г., так как потребители закупали их впрок, чтобы избежать ожидаемого повышения цен.

Убедитесь, что вы способны «перевернуть» эти обобщения, чтобы объяснить снижение спроса. В табл. 3-4 приведены дополнительные примеры, которые помогут вам лучше разобраться в факторах, определяющих спрос. (Ключевой вопрос 2.)

Изменение величины спроса

Понятие «изменение спроса» не следует смешивать с понятием «изменение величины спроса». Мы уже отмечали, что изменение спроса выражается в смещении всей кривой спроса либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса). Намерения потребителей относительно покупки продукта изменились. Причина: изменение одной или более детерминант спроса. На языке экономистов понятие «спрос» выражается в виде шкалы или кривой, а поэтому «изменение спроса» должно означать, что вся шкала изменилась и что кривая изменила свое положение.

В противоположность этому изменение величины спроса означает передвижение от одной точки к другой на неизменной кривой спроса, то есть переход от одной комбинации «цена — количество продукта» к другой их комбинации. Причиной изменения величины спроса служит изменение цены данного продукта. Из табл. 3-3 видно, что снижение цены, запрашиваемой поставщиками кукурузы, с 5 до 4 дол. повышает величину спроса на кукурузу с 2 тыс. до 4 тыс. бушелей.

На рис. 3-3 смещение кривой спроса D1 либо в положение D2 либо в положение D3 означает «изменение спроса». Между тем передвижение от точки а к точке b на кривой D иллюстрирует «изменение величины спроса».

Таблица 2-4. Детерминанты сроса. Факторы, смешающие кривую спроса

Предложение

Предложение можно определить как шкалу, показывающую количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене и ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Эта шкала предложения представляет ряд альтернативных возможностей, таких, например, которые приведены в табл. 3-5 для индивидуального производителя. Предложение показывает нам, какие объемы продукта будут предложены для продажи по разным ценам при прочих равных условиях.

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

Согласно нашему определению этого понятия, предложение обычно рассматривается с точки зрения выгодности цены. Иными словами, мы считаем, что предложение указывает на количество продукта, которое производители станут предлагать по разным возможным ценам. Однако в равной мере правильнее, а в ряде случаев даже полезнее рассматривать предложение с точки зрения его величины. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разным ценам, мы вправе спросить, какими должны быть цены, чтобы побудить производителя предлагать разное количество товара.

Закон предложения

Данные табл. 3-5 указывают на положительную, или прямую, зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Суть его в том, что производители изготавливают и предлагают к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем по низкой. Почему? Это в основном диктуется здравым смыслом.

Напомним, что с точки зрения потребителя цена служит сдерживающим фактором. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель, выступающий в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта; чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке. При данных издержках производства чем выше цена, тем больше прибыли получает производитель и, значит, тем сильнее его побудительные мотивы для увеличения объема предложения.

Теперь представим себе фермера, который имеет возможность перераспределять свои ресурсы между несколькими альтернативными продуктами. При таком изменении цен, какое показано в табл. 3-5, фермер сочтет выгодным изъять земли из производства пшеницы, овса и соевых бобов и переключить их на производство кукурузы. К тому же более высокие цены на кукурузу позволят фермеру покрывать издержки, обусловленные более интенсивной обработкой земли и применением в большем количестве минеральных удобрений и пестицидов. Все это приведет к увеличению объема производства кукурузы.

Рассмотрим также предприятие в обрабатывающей промышленности. На каком-то этапе промышленники обычно сталкиваются с увеличением издержек производства единицы продукции, поэтому для покрытия возросших издержек необходимо повысить цену на производимый продукт. Но почему возрастают издержки? Они возрастают потому, что определенные производственные ресурсы, в особенности производственные площади и машинный парк, невозможно увеличить за короткое время. Поэтому по мере того как фирма наращивает количество более мобильных ресурсов — например, рабочей силы, сырья и комплектующих изделий, — стационарные сооружения и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными, в результате чего эффективность производства снижается, а издержки производства каждой последующей единицы продукта возрастают. Для производства этих более дорогостоящих единиц продукта производители должны получать более высокую цену. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.

Кривая предложения

Понятие предложения, так же как и спроса, полезно представить в графическом изображении. Оси на рис. 3-4 те же, что и на рис. 3-3, только место величины спроса здесь заняла величина предложения. Техника построения графика такая же, как и описанная выше, но, разумеется, количественные данные и возникающие между ними связи иные. Данные о рыночном предложении, изображенные на рис. 3-4 в виде кривой S1, приведены в табл. 3-6. В ней сделано допущение, что для действующих на рынке 200 поставщиков характерны такие же шкалы предложения, как для производителя из табл. 3-5.

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

Детерминанты предложения

При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена служит самой значительной детерминантой величины предложения любого продукта. Однако кривая предложения, так же как и кривая спроса, базируется на допущении «при прочих равных условиях». Иными словами, кривая предложения строится на предположении, согласно которому определенные детерминанты величины предложения даны заранее и не подвержены изменениям. Если одна из этих детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения сместится.

Изменение одной (или более) из этих детерминант, или факторов изменения предложения, приведет к смещению кривой предложения продукта либо вправо, либо влево. Смещение вправо, от S1 к S2 на рис. 3-4, означает увеличение предложения: производители при этом поставляют большее количество продукта по каждой из возможных цен. Смещение влево, от S1 к S3 на рис. 3-4, указывает на сокращение предложения: поставщики предлагают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен.

Изменение предложения

Рассмотрим теперь воздействие на предложение каждой из перечисленных детерминант.

1. Цены на ресурсы. Существует самая тесная связь между издержками производства и предложением.

Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства; за дополнительные единицы продукта фирма должна получать более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо. Пример: если цены на семена и удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения кукурузы.

И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. Пример: повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки производства стали и ведет к сокращению ее предложения.

2. Технология. Совершенствование технологии означает, что новые знания позволяют производить каждую единицу продукции с меньшими затратами ресурсов. При данных ценах на ресурсы это приведет к снижению издержек производства и увеличению предложения. Пример: недавние мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь. В настоящее время при передаче электроэнергии по медным проводам потери ее составляют около 30%. Каково возможное следствие указанного открытия? Существенное снижение издержек производства и увеличение предложения целого ряда продуктов, при изготовлении которых затрачивается большое количество электроэнергии.

3. Налоги и субсидии. Фирмы рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем налога с оборота или налога на имущество, увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Субсидии же считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

4. Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5. Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут влиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на текущем предложении продукта. Фермеры могут задержать вывоз кукурузы нынешнего урожая на рынок, ожидая повышения цены на нее в будущем.

Это вызовет сокращение текущего предложения.

Равным образом ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на продукцию IBM может сократить текущее предложение этой продукции. С другой стороны, во многих отраслях обрабатывающей промышленности ожидание повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

6. Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль новых фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

Пример. Соединенные Штаты и Канада недавно ввели ограничения на ловлю пикши в промышленных объемах для восстановления ее популяции. Требование, чтобы каждый рыболовецкий корабль оставался в доке 80 дней в году, заставило часть рыболовов отказаться от ловли и уменьшило предложение пикши.

В табл. 3-7 приведен перечень детерминант предложения, дополненный иллюстративными примерами, которые помогут лучше усвоить материал. (Ключевой вопрос 5.)

Таблица 3-7. Детерминанты предложения: факторы, смещающие кривую предложения

Изменение величины предложения

Различие между изменением предложения и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением спроса и изменением величины спроса. Изменение предложения выражается в смешении всей кривой предложения. Увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево. Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминанты предложения. Экономисты используют понятие «предложение» для обозначения шкалы или кривой. Поэтому изменение предложения должно означать, что вся шкала изменилась и что кривая сместилась в какую-то сторону.

Напротив, изменение величины предложения означает передвижение от одной точки к другой на постоянной кривой предложения. Причиной такого перемещения является изменение цены на рассматриваемый продукт. В табл. 3-6 показано, что снижение цены на кукурузу с 5 до 4 дол. уменьшает величину предложения кукурузы с 12 тыс. до 10 тыс. бушелей.

Смещение кривой предложения на рис. 3-4 от S1 к S2 или к S3 означает изменение предложения. Между тем передвижение на кривой S1 от точки а к точке b подразумевает изменение величины предложения.

Предложение и спрос: рыночное равновесие

Теперь можно свести вместе понятия предложения и спроса, чтобы выяснить, как взаимодействие решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже определяет цену продукта и его количество, которое реально покупается и продается на рынке.

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

В табл. 3-8 столбцы (I) и (2) воспроизводят шкалу рыночного предложения кукурузы (из табл. 3-6), а столбцы (2) и (3) — шкалу рыночного спроса на кукурузу (из табл. 3-3). Заметьте, что в столбце (2) мы используем обычный ряд цен. При этом мы предполагаем наличие конкуренции, то есть наличие на рынке большого числа покупателей и продавцов.

Избыток

Цена 5 дол., даже если бы она временно и существовала на рынке кукурузы, не способна удержаться там в течение какого-либо периода времени. Очень большой излишек кукурузы заставил бы конкурирующих продавцов сбить цену, чтобы побудить покупателей избавить их от этого излишка.

Допустим, что цена опускается до 4 дол. Более низкая цена подтолкнула покупателей приобрести на рынке больше кукурузы, но вместе с тем побудила производителей использовать для выращивания кукурузы меньше ресурсов. В результате излишек сократился до 6 тыс. бушелей. Однако излишек, или избыточное предложение, все еще сохраняется и конкуренция между продавцами вновь сбивает цену. Можно, следовательно, сделать вывод, что цены 5 и 4 дол. окажутся неустойчивыми, поскольку они чересчур высоки. Рыночная цена на кукурузу должна быть несколько ниже 4 дол. Таблица 3-8. Рыночное предложение кукурузы и спрос на нее (в тыс. бушелей)

Нехватка

Давайте теперь «перескочим» в конец столбца (4) и рассмотрим в качестве возможной рыночной цену 1 дол. Видно, что при этой цене величина спроса превышает величину предложения на 15 тыс. единиц. Эта цена отбивает у фермеров желание направлять свои ресурсы на выращивание кукурузы, но одновременно порождает у потребителей стремление купить больше кукурузы, чем имеется на рынке. В результате возникает нехватка (дефицит) кукурузы в размере 15 тыс. бушелей, или избыточный спрос на нее. Цена 1 дол. также не способна удержаться на рынке в качестве рыночной цены. Конкуренция между покупателями поднимет цену выше 1 дол. Многие потребители, которые хотели и могли себе позволить приобрести кукурузу за 1 дол., в этой ситуации окажутся «за бортом». А многие другие потребители проявят готовность платить за кукурузу дороже 1 дол. ради того, чтобы все-таки получить возможность купить ее.

Предположим, такая конкуренция между покупателем поднимет цену до 2 дол. Эта более высокая цена сокращает, но не ликвидирует нехватку кукурузы. При цене 2 дол. фермеры готовы направить большее количество ресурсов в производство кукурузы, а часть покупателей, желавшая платить за бушель 1 дол., предпочтет не покупать кукурузу по цене 2 дол. Однако нехватка, или дефицит, кукурузы на рынке в размере 7 тыс. бушелей по-прежнему сохранится. Следовательно, можно заключить, что конкуренция между покупателями поднимет рыночную цену на уровень выше 2 дол.

Равновесие

Методом перебора мы исключили все цены, кроме цены 3 дол. При цене 3 дол., и только при этой цене, количество кукурузы, которое фермеры желают вырастить и предложить к продаже на рынке, равно тому ее количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. В результате на рынке нет ни излишка, ни нехватки кукурузы по этой цене. Избыток продукта толкает цену на него вниз, а нехватка вызывает повышение цены.

Когда при цене 3 дол. нет ни нехватки, ни излишка, не существует никаких оснований к тому, чтобы реальная цена на кукурузу менялась. Экономист называет эту цену чисто рыночной, или равновесной ценой, причем равновесие здесь означает «гармонию», или «покой». При цене 3 дол. величина предложения и величина спроса уравновешиваются, то есть равновесное количество составляет 7 тыс. бушелей. Следовательно, цена 3 дол. выступает как единственная устойчивая цена на кукурузу в условиях предложения и спроса, продемонстрированных в табл. 3-8. Иначе говоря, цена кукурузы устанавливается на уровне, при котором решения производителей о продаже и решения потребителей о покупке взаимно согласуются. Такие решения соответствуют друг другу лишь при цене 3 дол. По любой более высокой цене поставщики стремятся продавать большее количество продукта, чем потребители готовы купить, — в результате возникает излишек; при любой более низкой цене потребители хотят купить большее количество, чем согласны продать производители, о чем свидетельствует возникающая нехватка. Расхождения между предложением продавцов и спросом покупателей приводят к изменению цены, которое в конечном счете завершается согласованием между собой этих двух противоположных желаний.

Графический анализ предложения и спроса приводит нас к таким же заключениям. На рис. 3-5 совмещены кривая рыночного предложения и кривая рыночного спроса, причем на горизонтальной оси теперь отложены показатели и спроса, и предложения.

При любой цене, превышающей равновесную цену 3 дол., величина предложения окажется больше величины спроса. Этот избыток вызовет конкурентное сбивание цены продавцами, стремящимися избавиться от своего излишка. Снижение цены сократит предложение кукурузы и одновременно побудит потребителей покупать ее в большем количестве.

Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта, то есть при этом величина спроса превышает величину предложения. Предлагаемые конкурирующими покупателями надбавки к цене будут толкать ее к равновесному уровню. А такое повышение цены одновременно заставляет производителей увеличивать предложение и «выталкивает» лишних покупателей с рынка; в результате дефицит исчезает. Графически: точка пересечения кривой предложения с кривой спроса на продукт и есть точка равновесия. Здесь равновесная цена составляет 3 дол., а величины спроса и предложения равны 7 тыс. бушелей.

Уравновешивающая функция цен

Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о купле-продаже согласуются, или синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. В приведенном случае равновесная цена 3 дол. разгружает рынок, не оставляя обременительный излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток продукта для потенциальных покупателей. По существу, рыночный механизм предложения и спроса «утверждает» следующее: любой покупатель, который желает и в состоянии заплатить 3 дол. за бушель кукурузы, сможет его купить; те, кто не желает и не в состоянии, не смогут. Точно так же любой продавец, который желает и в состоянии выращивать кукурузу и предлагать ее к продаже по цене 3 дол., может с успехом это делать; те, кто не желает и не в состоянии, не станут выращивать кукурузу. (Ключевой вопрос 7.)

Изменения предложения и спроса

Мы уже знаем, что спрос может изменяться вследствие колебаний потребительских вкусов или доходов, изменений потребительских ожиданий или цен на сопряженные товары. С другой стороны, предложение может изменяться под влиянием изменения технологии, цен на ресурсы или налогов. А сейчас мы рассмотрим, как изменения предложения и спроса воздействуют на равновесную цену.

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения
Увеличение спроса (график а) и сокращение спроса (график б) указывают на прямую зависимость между изменением спроса и сопутствующими ему изменениями равновесной цены и количества продукта. Увеличение предложения (график в) и сокращение предложения (график г) отражают обратную зависимость между изменением предложения и сопряженным с ним изменением равновесной цены, но прямую зависимость между изменением предложения и возникающим вследствие этого изменением равновесного количества продукта.

Изменение спроса. Сначала проанализируем последствия изменений спроса, приняв допущение о том, что предложение остается постоянным. Предположим, что спрос возрастает так, как показано на рис. 3-ба. Как это повлияет на цену? Отметив, что новая точка пересечения кривых предложения и спроса имеет более высокие значения как на оси цены, так и на оси количества, мы можем заключить: увеличение спроса при прочих равных условиях (предложение) порождает эффект повышения цены и эффект прироста количества продукта. (Важное значение графического анализа становится особенно очевидным; уже нет нужны возиться с колонками цифр для определения воздействия нужного нам показателя на цену и количество продукта, здесь достаточно сопоставить положение новой точки с положением старой точки пересечения на графике.)

Как показано на рис. 3-6б, уменьшение спроса обнаруживает как эффект понижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Цена снижается, уменьшается также количество продукта. Короче, мы обнаруживаем прямую зависимость между изменением спроса и возникающими вследствие этого изменениями и равновесной цены, и количества продукта.

Изменение предложения. Теперь осуществим противоположную процедуру и проанализируем воздействие изменения предложения на цену, приняв допущение о том, что спрос постоянен. Когда предложение увеличивается, как это показано на рис. 3-бв, новая точка пересечения кривых предложения и спроса расположена ниже равновесной цены. Однако равновесное количество продукта возрастает. С другой стороны, когда предложение сокращается, это ведет к повышению цены продукта, но уменьшению его количества. Рис. 3-бг иллюстрирует подобную ситуацию.

Увеличение предложения порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта. Сокращение предложения порождает эффекты повышения цены и сокращения количества продукта. Таким образом, существует обратная зависимость между изменением предложения и возникающим вследствие этого изменением равновесной цены, но связь между изменением предложения и изменением количества продукта остается прямой.

Сложные случаи. Ситуация существенно осложняется, когда предложение и спрос меняются одновременно.

1. Предложение растет, спрос сокращается. Сначала предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. Какое влияние это окажет на равновесную цену? В этом примере совмещаются два эффекта снижения цены, причем в конечном счете цена понизится больше, чем в результате каждого из этих событий, взятого в отдельности.

А как обстоит дело с равновесным количеством продукта? Здесь воздействия изменений предложения и спроса разнонаправлены: увеличение предложения ведет к увеличению равновесного количества продукта, тогда как уменьшение спроса ведет к уменьшению равновесного количества продукта. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса. Если рост предложения превышает падение спроса, то равновесное количество продукта окажется больше первоначального. Однако если относительное увеличение предложения будет меньше масштабов сокращения спроса, то равновесное количество продукта уменьшится. Для того чтобы удостовериться в истинности этих выводов, вы можете воспользоваться графиками.

2. Предложение падает, спрос возрастает. Второй возможный случай — это когда предложение сокращается, а спрос возрастает. Здесь наблюдается двойной эффект повышения цены. Можно предвидеть, что увеличение равновесной цены окажется большим, чем если бы оно было вызвано любым из этих факторов в отдельности. Воздействия на равновесное количество продукта в данном случае опять разнонаправлены и конечный результат зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса. Если уменьшение предложения относительно больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше первоначального. Однако если предложение сокращается в относительно меньших масштабах, чем растет спрос, равновесное количество продукта в результате этих изменений возрастет. Вы можете изобразить эти два случая графически, что бы подтвердить сделанные нами выводы.

3. Предложение растет, спрос растет. А что происходит, когда и предложение, и спрос увеличиваются? Как это скажется на равновесной цене? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Здесь следует сравнить два противоположных влияния на цену — эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштабы увеличения предложения больше масштабов увеличения спроса, в конечном счете равновесная цена упадет. В обратном случае равновесная цена повысится.

Воздействие же на равновесное количество продукта однозначно: увеличение и предложения, и спроса ведет к увеличению количества продукта. Это означает, что равновесное количество продукта возрастет в этом случае на большую величину, чем под влиянием каждого из факторов, взятых отдельно.

4. Предложение падает, спрос падает. Одновременное уменьшение предложения и спроса можно подвергнуть такому же анализу. Когда масштабы сокращения предложения превышают масштабы сокращения спроса, равновесная цена возрастает.

В противоположной ситуации равновесная цена снижается. Поскольку и уменьшение предложения, и уменьшение спроса оказывают понижающее воздействие на количество продукта, можно с уверенностью ожидать, что равновесное количество продукта окажется меньше первоначального.

В табл. 3-9 эти четыре случая сведены воедино. Вам следует построить графики спроса и предложения для каждого из этих случаев, чтобы убедиться в том, что соответствующие изменения равновесной цены и равновесного количества продукта указаны в табл. 3-9 верно.

Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть фото Что такое детерминанты спроса и предложения. Смотреть картинку Что такое детерминанты спроса и предложения. Картинка про Что такое детерминанты спроса и предложения. Фото Что такое детерминанты спроса и предложения

Рынок ресурсов

Как и на рынке продуктов, кривые предложения ресурсов — обычно восходящие, а кривые спроса на ресурсы — нисходящие.

Что касается спроса на ресурсы, то фирмы стремятся покупать меньше того ресурса, цена на который повышается, и заменять его другими, относительно дешевыми ресурсами. Предприниматели, стремящиеся к снижению издержек производства, считают выгодным заменять дорогие ресурсы дешевыми. Спрос на конкретный ресурс выше, когда цена на него ниже. И каков результат? Нисходящая кривая спроса на разные ресурсы.

Точно так же как решения предпринимательских фирм, обеспечивающие предложение, и решения потребителей, выступающих на стороне спроса, определяют цену на рынке продуктов, так и на рынке ресурсов цена устанавливается под воздействием решений по поводу предложения, которые принимают домохозяйства, и решений о спросе, принимаемых фирмами.

Спекуляция билетами: перепродажа есть зло?

Некоторые рыночные сделки имеют незаслуженно плохую репутацию.

Билеты на спортивные состязания и концерты иногда перепродаются по ценам выше первоначальных; подобные рыночные сделки именуются «спекуляцией». Например, билет на бейсбольный матч школьных команд, купленный за 40 дол., может быть перепродан за 200 или 250 дол., а иногда и дороже. Пресса часто обвиняет спекулянтов в том, что они «обдирают» покупателей, назначая «заоблачные цены». В представлении некоторых людей спекуляция и вымогательство являются синонимами.

Снова о допущении «при прочих равных условиях»

В главе 1 Предмет и метод экономикс уже отмечалось, что неспособность проводить контрольные эксперименты экономисты возмещают использованием в своих исследованиях допущения «при прочих равных условиях». В настоящей главе мы увидели, что на предложение и спрос оказывает влияние ряд факторов. Поэтому при построении специфических кривых предложения и спроса, таких, как D1D1 и SS на рис. 3-ба, экономисты вычленяют влияние того фактора, который они считают самой важной детерминантой предложения и спроса, а именно цены рассматриваемого конкретного продукта. Представляя, таким образом-, законы спроса и предложения в форме соответственно нисходящих и восходящих кривых, экономист принимает допущение, что все другие детерминанты спроса (доходы, вкусы потребителей и т.д.) и предложения (цены на ресурсы, технология и др.) остаются постоянными, или неизменными. Иными словами, цена и величина спроса при прочих равных условиях находятся в обратной зависимости. В свою очередь цена и величина предложения находятся при прочих равных условиях в прямой зависимости.

Игнорируя допущение «при прочих равных условиях», вы можете столкнуться с запутанными ситуациями, которые, казалось бы, вступают в противоречие с законами спроса и предложения. Допустим, например, что компания Ford продала в 1993 г. 200 тыс. автомобилей «эскорт» по цене 10 тыс. дол., в 1994 г. — 300 тыс. автомобилей по цене 11 тыс. дол. и в 1995 г. — 400 тыс. автомобилей по цене 12 тыс. дол. Цена и количество проданных машин изменяются прямо пропорционально, то есть в одном и том же направлении, причем эти данные реального рынка, казалось бы, противоречат закону спроса. Но на самом деле здесь нет никакого противоречия. Эти данные вовсе не опровергают закон спроса. Подвох здесь в том, что в течение этих трех лет, охваченных нашим примером, не соблюдалось допущение «при прочих равных условиях». Конкретно: уже потому, например, что увеличение доходов, рост населения и относительно высокие цены на горючее усилили привлекательность для потребителей компактных моделей, кривая спроса на «эскорты» из года в год ползла вверх, сдвигаясь вправо, как на рис. 3-ба от D1 к D2, что и вызвало повышение цены и одновременно увеличение объема продаж.

Противоположную тенденцию нам показывает рис. 3-бг. Сравнивая первоначальное равновесное

Анализ индивидуальных рынков: спрос и предложение состояние S1D с новым S2D, мы отмечаем, что по более высокой цене продается или предлагается меньшее количество продукта, то есть цена и величина предложения характеризуются обратной, а не прямой зависимостью, как это диктует закон предложения. И в данном случае подвох также заключается в том, что допущение «при прочих равных условиях», лежащее в основе построения восходящей кривой, не соблюдается. Быть может, возросли издержки производства или данный продукт был обложен специфическим налогом, что сдвинуло кривую предложения от S1 к S2.

Эти примеры также подчеркивают значение отмечавшегося выше различия между «изменением величины спроса (или предложения)» и «изменением спроса (предложения)». На рис. 3-бг «изменение предложения» повлекло за собой «изменение величины спроса».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *