Что такое дети солнца
Консультация для родителей «Солнечные дети, кто они?»
Любовь Васильева
Консультация для родителей «Солнечные дети, кто они?»
Цель: познакомить родителей, педагогов с особенностями детей с синдромом Дауна.
Ваш ребенок родился не таким, как вы ожидали, и как обычные дети, он не будет развиваться.
Особенности таких детей были описаны в 1866 г. Джоном Лэнгдоном Даном, именно поэтому синдром имеет такое название. Причиной синдрома является лишняя хромосома в генетическом коде человека.
Ничьей вины в рождении ребенка с синдромом Дауна нет. Он такой же ребенок, просто у него на одну хромосому больше, чем у другого ребенка. Но вот эта «маленькая» хромосома, сделала свое дело. Ребёнок с подобным синдромом может родиться вне зависимости от того, какой образ жизни ведут его родители, хотя многие люди зачастую уверены, что такая патология – результат неприемлемого поведения матери в течение беременности. Это неверное убеждение!
Ребенку с синдромом Дауна предстоит многое узнать, и надо быть готовым к тому, что он будет постоянно учиться.
С первых минут появления на свет малыш постоянно видит перед собой лицо мамы. Она смотрит на него, улыбается, разговаривает или напевает песенки. Только благодаря вам, ваш ребенок может почувствовать, что он любим и дорог!
Вслушивайтесь, всматривайтесь в то, о чем он пытается сказать. Пусть он не говорит словами, но жесты, мимика, эмоции на его лице вам помогут его понять.
Подбирайте слова, подбадривайте, именно в вас он будет искать внимательного слушателя и общение состоится.
Известный американский специалист Либби Кумин писал: «Возможности детей с синдромом Дауна колеблются в очень широких пределах… Такого понятия, как речь людей с синдромом Дауна не существует».
Все дети абсолютно разные и синдром Дауна имеет различные степени тяжести.
Термин «солнечные» закрепился за такими детьми недаром, поскольку им присуща особенная жизнерадостность, они являются очень ласковыми и в то же время послушными. Создается впечатление, что они очень тонко чувствуют человека.
Педагог подобрал ключик к воспитаннику…
Но при этом у них в определённой степени происходит задержка развития в психическом и физическом плане.
Большинство детей вполне могут научиться говорить, писать, читать, ходить, и делать много тех вещей, что делают обычные дети. С самого раннего возраста их отличает активность, неусидчивость, озорство и необычайная любвеобильность. Они всегда весёлые, трудно сосредотачивают своё внимание на конкретных вещах, но им присуще и замкнутость, серьезный взгляд, как у взрослого, решающего какую-то головоломку.
Мы можем быть очень серьезными…
Дети обладают хорошими имитационными способностями, интересом к взаимодействию и сотрудничеству с окружающими его людьми. У них хорошее развивается зрительное восприятия и зрительная память. Главное, не упустить время, подобрать ребенку программу его развития, обратиться к специалистам.
Ни для кого не является секретом, что среди «детей солнца» много талантливых актеров, художников, спортсменов и педагогов.
Тим Харрис-ресторатор. Ему принадлежит «Самый дружелюбный ресторан мира» в штате Нью-Мексико.
Лейсан Зарипова, из Татарстана. Первый в России инструктор по танцам, единственный в Росссии лицензированный преподаватель латиноамериканского танца зумба.
Мария Ланговая- спортсменка, российская чемпионка мира по плаванию.
Их не так много, но они показывают своим примером силу, стойкость, решительность и веру в преодолении определенных граней человеческих возможностей.
Фото печатается с согласия родителей ребенка.
Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды» Материал будет полезен для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ, для учителей начальных классов, а также для творческих.
Консультация для родителей «Дети и интернет» 20 ноября 2015 года. Появление Интернета заставило многих из нас изменить свою жизнь. Сколько взрослых днями ночами просиживают у экранов.
Консультация для родителей «Дети и наш пример» Чем меньше дети, чем большее значение имеет для них пример взрослого. Сила примера в его наглядности и конкретности, что отвечает таким.
Консультация для родителей «Мы и наши дети» Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно относиться к ней, понимать её ценность, может полноценно осуществляться.
Консультация для родителей «Солнечные ванны — польза и вред для ребёнка» Наступило лето! Пора отпусков, поездка с семьей к морю, на озеро, к реке. Независимо от того, какое солнечное место вы выбрали для отдыха.
Консультация для родителей «Советы на лето. Как предотвратить солнечные ожоги» Солнечные ожогиХолодной зимой все скучают по теплому солнцу, поэтому попадая на отдых, сразу забывается опасности связанные с солнечными.
Консультация для родителей «Взрослеющие дети» Родители с появлением ребёнка задумываются кем он будет когда вырастит. И по истечением какого-то срока отдают его на различные секции..
Посткроссинг на МAAM «Дружат дети на планете». Наши новые солнечные друзья и привет из Перми Здравствуйте,уважаемые коллеги и друзья!Совсем недавно мы с моими «Зайчатами » присоединились к креативному проекту,на любимом сайте.
Шахматы и дети. Консультация для родителей Суть шахматной игры — математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везению, поэтому ребёнок учится делать.
Кто такие дети дождя и дети солнца
Дети дождя. Такое название они получили после выхода фильма «Человек дождя». Дождь как символ особенности. Это дети-аутисты. Дети Солнца – малыши с синдромом Дауна. Сразу отметим, аутизм и синдром Дауна не являются в строгом понимании психическими заболеваниями. Это дети с другим восприятием окружающего мира. Они требуют иного подхода к воспитанию и обучению. Часто такие дети бывают очень способными. Просто они отличаются от большинства
Дети Солнца или синдром Дауна
Это одно из наиболее часто встречающихся генетических нарушений. Но не болезнь. В нормальной клетке 46 хромосом, половина хромосом отцовских, половина материнских и располагаются они строго парами. У детей с синдромом Дауна в двадцать первой паре появляется лишняя хромосома. Определяется лишняя хромосома только врачом-генетиком по анализу крови. Такое отклонение происходит довольно часто. На каждые 800-1000 новорожденных приходится один с 47-й хромосомой.
Сегодня неясна причина аномалии. Такие дети могут расти как в семье научного работника или политика, так и в семье земледельца или рабочего с завода. В семьях родителей, ведущих здоровый образ жизни или живущих в свое удовольствие. Не связаны отклонения с экологическими проблемами или климатом.
«Дети Солнца» легко узнаваемы. У них отличие в форме головы и чертах лица, они сильно похожи друг на друга. Здоровье у них обычно слабое, велик риск заболеваний сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, часто есть нарушения функции щитовидки и зрения.
Брезгливое отношение к детям Солнца несправедливо и унизительно. Мнение, что они агрессивны, глубоко ошибочно. Солнце символизирует их доброту и душевную чистоту. А использование термина «даун» просто недопустимо.
Обычно такие дети отстают в развитии, но уровень способностей сильно отличается внутри этой группы. При соответствующем воспитании дети Солнца учатся говорить, читать. Просто им нужно заниматься по другим программам. Такие дети свободно могут посещать детские сады и школы. По окончании обучения более 80% получают профессии и могут успешно работать во многих сферах.
Особенности детей аутистов
Понятие аутизма введено в 1920 году, а детский аутизм описан был в сороковых годах прошлого столетия. Основной тезис при описании аутистов: ребенок разобщен с окружающим миром, когда человек не воспринимает или не понимает события, происходящие вокруг. Особенности «детей дождя» подробно описаны в книге Э. Блейер «Аутистическое мышление».
С первых месяцев жизни дитя с аутизмом избегает прямых контактов и взаимодействия с взрослыми, не прижимается, когда его берут на руки. Они избегают прямого взгляда в глаза мамы, смотрят краем глаза, потому что у них сильнее развито периферическое зрение. Дети-аутисты не могут реагировать привычным образом на звуки, на свое имя.
Ребенок-аутист может оказаться способным в области математики или музыки, прекрасно рисовать, но быть беспомощным в бытовых вопросах, плохо идти на контакт с людьми. Другие сферы жизни и деятельности, не интересные аутистам, они могут вовсе не затрагивать. Коэффициент умственного развития таких детей часто превышает 70 баллов из 100 возможных.
При правильном и терпеливом обучении, сопряженном с большими временными затратами, воспитанные в любви и заботе, такие дети могут проявить значительный творческий потенциал, быть умнее многих обычных детей.
У «детей дождя» много фобий. Они связаны стереотипами намного больше, чем среднестатистический человек. Они страшатся всего нового и непонятного. Изменение внешних условий даже в малой степени может оказаться для такого ребенка настоящей трагедией. Другой чертой аутистов бывает отсутствие видимых привязанностей к близким людям, даже к матери или брату, сестре.
Последние теории не считают аутизм наследственным заболеванием. Скорее, может передаваться наследственная предрасположенность. Появление аутизма у ребенка может быть сопряжено с родовыми травмами, из-за нарушений развития плода в период беременности, другими, пока не изученными, факторами. «Детей дождя» в мире появляется все больше.
Кто такие дети дождя и дети солнца
Особенности детей аутистов
Понятие аутизма введено в 1920 году, а детский аутизм описан был в сороковых годах прошлого столетия. Основной тезис при описании аутистов: ребенок разобщен с окружающим миром, когда человек не воспринимает или не понимает события, происходящие вокруг. Особенности «детей дождя» подробно описаны в книге Э. Блейер «Аутистическое мышление».
С первых месяцев жизни дитя с аутизмом избегает прямых контактов и взаимодействия с взрослыми, не прижимается, когда его берут на руки. Они избегают прямого взгляда в глаза мамы, смотрят краем глаза, потому что у них сильнее развито периферическое зрение. Дети-аутисты не могут реагировать привычным образом на звуки, на свое имя.
Ребенок-аутист может оказаться способным в области математики или музыки, прекрасно рисовать, но быть беспомощным в бытовых вопросах, плохо идти на контакт с людьми. Другие сферы жизни и деятельности, не интересные аутистам, они могут вовсе не затрагивать. Коэффициент умственного развития таких детей часто превышает 70 баллов из 100 возможных.
При правильном и терпеливом обучении, сопряженном с большими временными затратами, воспитанные в любви и заботе, такие дети могут проявить значительный творческий потенциал, быть умнее многих обычных детей.
У «детей дождя» много фобий. Они связаны стереотипами намного больше, чем среднестатистический человек. Они страшатся всего нового и непонятного. Изменение внешних условий даже в малой степени может оказаться для такого ребенка настоящей трагедией. Другой чертой аутистов бывает отсутствие видимых привязанностей к близким людям, даже к матери или брату, сестре.
Последние теории не считают аутизм наследственным заболеванием. Скорее, может передаваться наследственная предрасположенность. Появление аутизма у ребенка может быть сопряжено с родовыми травмами, из-за нарушений развития плода в период беременности, другими, пока не изученными, факторами. «Детей дождя» в мире появляется все больше.
Дети Солнца или синдром Дауна
Это одно из наиболее часто встречающихся генетических нарушений. Но не болезнь. В нормальной клетке 46 хромосом, половина хромосом отцовских, половина материнских и располагаются они строго парами. У детей с синдромом Дауна в двадцать первой паре появляется лишняя хромосома. Определяется лишняя хромосома только врачом-генетиком по анализу крови. Такое отклонение происходит довольно часто. На каждые 800-1000 новорожденных приходится один с 47-й хромосомой.
Сегодня неясна причина аномалии. Такие дети могут расти как в семье научного работника или политика, так и в семье земледельца или рабочего с завода. В семьях родителей, ведущих здоровый образ жизни или живущих в свое удовольствие. Не связаны отклонения с экологическими проблемами или климатом.
«Дети Солнца» легко узнаваемы. У них отличие в форме головы и чертах лица, они сильно похожи друг на друга. Здоровье у них обычно слабое, велик риск заболеваний сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, часто есть нарушения функции щитовидки и зрения.
Брезгливое отношение к детям Солнца несправедливо и унизительно. Мнение, что они агрессивны, глубоко ошибочно. Солнце символизирует их доброту и душевную чистоту. А использование термина «даун» просто недопустимо.
Обычно такие дети отстают в развитии, но уровень способностей сильно отличается внутри этой группы. При соответствующем воспитании дети Солнца учатся говорить, читать. Просто им нужно заниматься по другим программам. Такие дети свободно могут посещать детские сады и школы. По окончании обучения более 80% получают профессии и могут успешно работать во многих сферах.
Дети Солнца — песня Солнцу
Содержание:
Вчера был «не мой» день. В расстроенных чувствах и спутанных мыслях, недовольная собой и обиженная на весь свет, я легла спать. И увидела сон про «завтра», в котором не взошло Солнце. И в ужасе я спешила проснуться и убедиться, что это лишь кошмарный сон, а наяву, как всегда, наступил день. Я открыла глаза и, наверное, впервые увидела Солнце и поняла, что все мои вчерашние беды и печали ничто по сравнению с ледяной тоской ночного кошмара. Я проснулась и обрадовалась просто тому, что день наступил. И то, что всегда было для меня само собой разумеющимся сопровождением жизни, вдруг стало Даром и Тайной. И я спросила себя: почему мне так необходимо Солнце?
↑ Дар Солнца человеку
Без Солнца нет жизни, ибо жизнь каждого существа на Земле — это солнечный дар. Очевидным его проявлением служит свет.
Свет освещает и пробуждает. Каждое утро мы можем собственными глазами увидеть это чудо преображения серо-черного ночного мира в дневное многообразие цвета. Ведь наши глаза устроены так, что мы воспринимаем все объекты не в их собственном свете, а в отраженных лучах Солнца.
Свет согревает. Ведь ощущаемое нами тепло — это свет в инфракрасном диапазоне.
Свет — это дыхание жизни. Ведь кислород — это тоже дар Солнца, продукт реакции расщепления воды под действием света. Эта реакция, называемая фотосинтезом, происходит в растениях. В XVII веке врач, алхимик и мистик Роберт Фладд писал: «Солнце — это небесная сила, которая входит в тело посредством дыхания».
Свет питает. Ибо пища — это солнечные «консервы» (еще один продукт фотосинтеза), и наш организм умеет высвобождать хранящуюся в них энергию и использовать ее для обеспечения многообразных проявлений жизни.
Свет задает ритм жизни. Например, суточный ритм — это период обращения Земли вокруг своей оси по отношению к Солнцу, годовой — период обращения Земли вокруг Солнца. Для человека это внешние ритмы. Но в нашем организме существует множество его собственных внутренних ритмов (дыхания, сокращения сердца, сна-бодрствования, деления клеток, колебаний гормонального фона, давления, температуры, активности ферментов и пр.). И от того, насколько эти ритмы согласованы между собой и с внешними астрономическими ритмами, напрямую зависит здоровье человека. Примерами рассогласования служат десинхронозы, когда разные органы и системы в организме начинают работать по принципу «кто в лес, кто по дрова». Стимулом-сигналом, гармонизирующим внутренние ритмы и настраивающим их в унисон с внешними, служит солнечный свет. А происходит это чудо Резонанса ежедневно на восходе Солнца и ежегодно в день весеннего равноденствия.
Свет исцеляет. На недостаток солнечного света особенно остро реагируют больные, ослабленные люди. Недаром в пасмурные, мрачные дни обостряются их недуги. Недаром самое большое количество смертей (не из-за несчастных случаев, а именно от болезней) приходится на предрассветные часы. Исцеляющая сила света легла в основу давно известной физиотерапии и относительно новой квантовой медицины. Ультрафиолетовые лампы, инфракрасные и прочие лазеры и другие лечебные приборы оказывают свое действие благодаря воспроизведению той или иной части спектра солнечного света. Причем положительный эффект от подобных процедур отмечается практически для всех известных ныне болезней. Для лечения глазных расстройств рекомендуется смотреть на Солнце на восходе и на закате. И это оказывается полезным не только для глаз, но и для организма в целом, поскольку на радужной оболочке глаза находятся представительства всех внутренних органов (так называемые проекционные зоны; на их существовании основана иридодиагностика), через которые солнечная энергия к соответствующим органам, нуждающимся в исцелении, и поступает. Свет исцеляет не только физическое тело. Фототерапию успешно применяют для снятия обострений у больных шизофренией, для лечения людей с синдромом «осенней грусти» — возникающей в пасмурные дни депрессии. Да и здоровый человек, наверное, замечал взаимосвязь яркого солнечного дня и хорошего настроения.
Человек нуждается в Солнце и активно поглощает его свет. В организме энергия света трансформируется в тепловую, электрическую, химическую, механическую энергии, обеспечивающие все многообразие движений физического тела, эмоций и мыслей человека. Но разве человек способен только поглощать солнечный свет?
↑ Глаз и Солнце
Чувствительность человеческого глаза к солнечному свету удивительно точно соответствует характеристикам самого света. Солнце излучает электромагнитные волны в широком спектральном диапазоне. Однако максимум интенсивности излучаемого света (по кривой Планка при температуре поверхности Солнца 6000 К) приходится именно на видимую область, а еще точнее — на зеленый свет. Не весь излучаемый Солнцем свет достигает поверхности Земли, некоторая его часть поглощается ее атмосферой (например, большую часть УФ-излучения задерживает озоновый слой). Максимум интенсивности солнечного света, прошедшего через атмосферу и достигшего поверхности Земли, лежит в зеленой области. Воспринимаемый мозгом свет характеризуется яркостью и цветом. Волны одинаковой интенсивности, но разной длины вызывают разные ощущения. Оказывается, наиболее ярким для глаза человека является зеленый свет.
Соответствие чувствительности глаза излучению Солнца можно объяснить тем, что глаз человека как орган световосприятия сформировался на Земле под лучами Солнца, а потому так идеально приспособлен к его свету. Но может быть, глаз предназначен не только для того, чтобы воспринимать свет Солнца? Может быть, между глазом и Солнцем существует еще и подобие функций? Например, мифы Древнего Египта, Индии и Китая говорят, что Солнце — это глаз Бога, который излучает в мир божественную благодать. А наши глаза излучают свет? Лучистый, искрящийся взгляд, свет очей — разве это только образные выражения?
Учение о том, что из глаз исходит свет (учение о «зрительных лучах»), встречается в трудах Евклида (III в. до н.э.), Птолемея (II в.), Галилея (XVI в.), Рейхенбаха (XIX в.). В первой половине XX века Б. Б. Кажинский обнаружил, что глаза человека излучают электромагнитные волны, оказывающие значительное воздействие на того, на кого направлен взор. Источником этих волн служат электрохимические процессы, происходящие в нервных клетках мозга. Это излучение было названо «биорадиационными лучами зрения». Изучением его влияния на животных занимался Л. Дуров. Но только ли электромагнитные волны излучают наши глаза и Солнце? Может быть, существует свет, невидимый для глаза и не улавливаемый современными приборами? Как существовали всегда радиоволны и Х-лучи, хотя у человека не было специальных приборов для того, чтобы их зарегистрировать. Почему бы не признать, что и при нынешнем развитии науки наши знания о Солнце и о самих себе еще очень и очень неполны, что «не виден» не значит «не существует». И тогда возникают вопросы: где источник этих «невидимых» излучений Солнца и глаз и как же все-таки можно уловить эти излучения? Наука соответствующий прибор пока не изобрела. Но учения разных эпох говорят нам, что не стоит отчаиваться, поскольку такой «прибор» есть у каждого человека.
↑ Сердце — это маленькое Солнце
Люди издревле относились к физическому Солнцу как к видимому проявлению Божества. Можно вспомнить Аполлона и Гелиоса древних греков, Ра древних египтян Митру древних иранцев, Аматэрасу японцев, Ярилу и Хорса древних славян. Солнечному Божеству поклонялись и посвящали праздники и ритуалы, приуроченные к поворотным точкам (равноденствие и солнцестояние) в годовом цикле физического Солнца (например, древнеримский праздник Непобедимого Солнца — Sol Invictus, славянские — Коляда и Иван Купала). Солнечное Божество всегда воплощало собой Добродетель, Благо, Благородство, Жизненную силу — то, что питает и пробуждает не только тела, но и души. И наряду с этим во многих религиях мира существовало и существует представление о том, что человеку предназначено быть вместилищем Бога и что для этого необходимо пробуждать и развивать Сердце. Когда говорят «почувствовать сердцем», «доброе сердце», вряд ли имеют в виду мышечный орган, перекачивающий кровь. Да, физическое сердце человеку необходимо, ибо оно задает и поддерживает ритм жизни всего организма. Но Сердце с большой буквы необходимо и подавно, ибо именно этот невидимый орган Добра, Совести, Любви и Милосердия делает человека Человеком. В Древнем Египте говорили: «Под воздействием Сердца прорастают семена и распускаются цветы нашего познания». А человека, рядом с которым на душе становится светлее, чье доброе Сердце пробуждает в других тягу к Добру, Любви и Милосердию, во все времена называли Учителем.
Я проснулась и обрадовалась просто тому, что живу. И почувствовала благодарность к Солнцу, которое щедро дарит свой свет всем и всегда, без праздников и выходных; и ко всем людям с добрым Сердцем, так много сделавшим для того, чтобы сегодня я могла проснуться. И я впервые задумалась над смыслом слова благодарить — «дарить благо» и над смыслом собственной жизни. И пообещала себе чаще смотреть на Солнце, особенно тогда, когда на душе темно.
«Дети дождя» и «дети солнца» живут среди нас
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Автор: Елена Косова
В лучшем случае, общество никак не реагирует на таких людей. В худшем — нетерпимо к ним. Вероятно, просто нам всем так удобнее жить. Удобно отводить глаза в сторону и комфортно осознавать, что все это нас не касается. Мы уверены: это они иные, это у них проблемы, а мы-то абсолютно нормальные. Нам нравится так самоутверждаться.
Глаза, направленные внутрь себя
Про аутистов говорят, что у них глаза направлены внутрь себя. На все, что окружает их, они реагируют очень болезненно. Потому что воспринимают этот мир гипертрофированно.
«Они так устроены. Для них свет слишком ярок, звук слишком громок, любое прикосновение — слишком интенсивное, — говорит руководитель реабилитационной программы Центра реабилитации инвалидов «Наш солнечный мир» Игорь Шпицберг. — Почему так? Мы не знаем. Конечно, есть разные теории — генетическая, нейробиологическая, но это всего лишь теории».
Что такое аутизм — малопонятно даже людям, которые пишут на эту тему научные работы. В России нет даже собственной статистики по аутизму, у нас пользуются данными зарубежных статистических служб. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, на каждых 150 детей на планете приходится один больной аутизмом. Но, опять же, болезнь это или особенности развития и поведения — до сих пор остается вопросом.
«Я с ужасом думаю, что будет с Соней, когда меня не станет»
Соня Шаталова, которой сейчас 18 лет, — девушка-загадка. До двух лет она развивалась как обычный ребенок ее возраста. И лишь потом мама Сони стала замечать: с дочерью что-то не так. Вскоре девочке поставили диагноз «аутизм».
«Врачи мне сразу предложили отказаться от нее, очень любезно сказали, что готовы помочь с оформлением документов, пообещали, что все быстро устроят», — рассказывает мама Сони Евгения Шаталова.
Когда Евгения Николаевна выходила с Соней во двор, дети тыкали пальцами и кричали вслед: «Дурочка!». Они заходили в автобус, взрослые отворачивались или пеняли: «Ну что же вы, мамаша, с таким ребеночком общественным транспортом пользуетесь?»
По словам Евгении Шаталовой, мир ее дочери, как и любого аутиста, «прерывен». Соня воспринимает его пятнами, отдельными фрагментами.
«Вот вы стоите и знаете, что за вашей спиной сейчас происходит и находится, а она нет. У нее за спиной черная пустота, а перед глазами все отдельными кусками. Поймите, это мука», — говорит Евгения Николаевна.
Соне — 18, но она до сих пор не разговаривает, у нее тяжелая форма аутизма. При этом девочка окончила, и очень успешно, среднеобразовательную школу. Правда, чтобы попасть в нее, Евгения Николаевна дошла до уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина. До его вмешательства педагоги хором возмущались: «Как неговорящий ребенок будет обучаться с нормальными детьми? Такой один путь — в спецшколу».
«Я с ужасом думаю о том, что будет с Соней, когда меня не станет. Если ее не возьмут к себе родственники, то ей одна дорога — в психинтернат. А там такие очень быстро умирают», — говорит Евгения Шаталина.
«Зовется аутизмом недуг проклятый мой»
Соня пишет стихи. Те, кто их читает, понимают, что всегда молчащая девушка талантлива.
… Немая, неумелая от мира — за стеной,
Зовется аутизмом недуг проклятый мой.
Неужто одиночество судьбой мне до конца?
И в пепел превращусь я, не согрев сердца…
Соня посещает Центр для реабилитации инвалидов «Наш солнечный мир». Он был создан в 90-м году, и тогда ему активно помогали бизнесмены.
«В 2002 году нам перестали помогать, коммерсантам, видимо, это стало невыгодно. Чтобы специалисты от нас не разбежались и мы могли рассчитываться за аренду, вынуждены были сделать посещение платным, — говорит руководитель Центра Игорь Шпицберг. — Мы очень об этом сожалеем, но у нас нет выхода. А сожалеем, потому что прекрасно знаем: таких центров, где комплексно подходят к реабилитации аутистов, в нашей стране катастрофически мало».
Ежегодно через центр проходят тысячи детей, девушек и юношей. С ними работают психологи, учителя-дефектологи, физиотерапевты. Здесь ставят собственными силами спектакли, организовывают выездные летние лагеря, зимние экскурсии. Учат разговаривать, читать, писать, но главное — не бояться быть контактными.
«Дети дождя»
После выхода в 1988 году американского художественного фильма «Человек дождя» аутичных детей стали называть «Дети дождя».
Они, как и герой Дастина Хоффмана Рэймонд Бэббит, могут в уме вычислять квадратный корень четырехзначного числа, помнить наизусть телефонный справочник. У них очень развиты способности к программированию. Так, по разным данным, в корпорации Microsoft от 5 до 20 процентов сотрудников — аутисты.
Но встречаются среди них и те, у кого интеллектуальное развитие — на низшей планке.
«Да, аутисты — это такие люди-инопланетяне. Ведь неслучайно 2 апреля названо Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма, а 21 марта, к примеру, имеет четкое определение — Международный день человека с синдромом Дауна», — говорит руководитель реабилитационной программы Центра реабилитации инвалидов «Наш солнечный мир» Игорь Шпицберг.
«Дети солнца»
В 1997 году в Москве работал английский бизнесмен Джереми Барнс. В это время в Англии у него родилась племянница Флоренс, которой врачи поставили диагноз «синдром Дауна». Когда Джереми узнал, какая разница между возможностями этой девочки в Англии и у детей в России, то был очень удивлен. Флоренс могла пойти в обычный детский сад, обычный колледж, в дальнейшем — в институт. Вот тогда он и решил создать в Москве благотворительный фонд, который бы помогал детям с лишней хромосомой.
«В год создания нашего фонда, 15 лет назад, в России от 97 процентов детей с синдромом Дауна родители отказывались в роддомах. А оставшиеся три процента как раз и испытали на себе все «прелести» общественного мнения. Это было время, когда родителей вместе с детьми выгоняли из транспорта, упрекая их в алкоголизме и наркомании», — рассказывает руководитель по просветительской работе фонда «Даунсайд Ап» Елена Любовина.
По словам Елены Любовиной, к 2012 году процент отказа приблизился к 85.
В программе фонда «Даунсайд Ап» участвует 2500 семей. Педагоги и воспитатели фонда работают со всеми, кто к ним обращается. Неважно, где живет эта семья, в Чите или Чикаго. Помощь в фонде бесплатная, он существует на пожертвования частных лиц и организаций, также получает гранты от иных фондов и корпораций.
Наряду с другими реабилитационными программами, в фонде готовят ребятишек для обучения в обычной среднеобразовательной школе. Эта уникальная методика разработана совместно с английскими специалистами. Это учеба и игра. Дети, у которых 47 хромосом вместо 46, любознательны, открыты, очень общительны. Неслучайно их называют «Дети солнца».
По данным Всемирной организации здравоохранения, на 700 новорожденных приходится один с синдромом Дауна. Кстати, Даун — это не название «страшной» болезни, это всего лишь фамилия врача, который в 1866 году описал данный синдром
Валерий Мезенов уже несколько лет посещает «Даунсайд Ап» с семилетней дочерью Машей. Он говорит, это просто замечательно, что в Москве есть такое место. И вспоминает, через что им с дочерью пришлось пройти: соседи задавали некорректные вопросы, дети выгоняли Машу из песочницы.
Валерий уверен: родителям, у которых появились на свет особенные дети, — неважно, аутисты или с синдромом Дауна, — в первую очередь нужно быть терпеливыми.
«И важно помнить: все это отчаяние, которое приходит в первые минуты и мгновения, — оно все равно пройдет. А взамен придет сознание того, что этот ребенок такой же, как все остальные дети в вашей семье или в других семьях», — считает Валерий Мезенов.
Фильм «Клеймо» был снят по заказу Региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива», а деньги на съемки выделила ООН.
«Задача была сделать нескучный фильм, который вызовет интерес многих людей. Это сложно, когда ты хочешь показать нарушение прав. Мы хотели, чтобы все увидели, что люди с ментальной инвалидностью очень дискриминированы. И то, что мы, к сожалению, в их лице теряем большой потенциал», — говорит директор РООИ «Перспектива» Денис Роза.
Создатели фильма уверены: эту картину стоит посмотреть каждому. Но сейчас она доступна лишь в Интернете. «Клеймо» планировали показать на телеканале «Культура», однако дата выхода ленты в эфир пока неизвестна.
«Это фильм-песчинка, но это наш маленький вклад, мы хотим хоть немного изменить отношение к таким людям. И если этот фильм дойдёт хотя бы до одного-двух зрителей, то всё, что мы делали, над чем работали, о чем спорили на съемочной площадке, было не зря», — убеждена режиссер Ольга Арлаускас.