Что такое детская литургия

Дети на литургии: Как объяснить детям литургию

Материнские заметки

Что такое детская литургия. Смотреть фото Что такое детская литургия. Смотреть картинку Что такое детская литургия. Картинка про Что такое детская литургия. Фото Что такое детская литургия

«Мама, когда же Причастие?» – наверное, основной вопрос ребенка, которого привели в храм не к самому концу литургии.

Литургия – «общее дело», общее богослужение, во время которого совершается Евхаристия, хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христово. Таинство, тайна Жизни. А глазами ребенка – что это такое? Красиво поет хор, красивые иконы, росписи. То поют – то читают. Иногда кадят. Священнослужители в красивых одеждах входят и выходят. Если ребенок не понимает, что это значит, что именно поют, что читают, почему и зачем «входят и выходят», то все богослужение действительно превращается просто в ожидание: «когда все это закончится». Пойти погулять, почитать книжку в церковной лавке, поиграть с друзьями – переждать бесконечную службу. Если гулять не пускают, стоять, переминаться с ноги на ногу, снова и снова ждать. Иногда и не видно ничего – одни спины вокруг. Иногда понятно, что именно поют, иногда – нет…

Для большинства детей богослужение оказывается весьма скучным занятием

Безусловно, есть такие дети, которые внимательно следят за богослужением. Есть дети, которые уже в 7–8 лет могут, стоя на службе, даже не понимая происходящего, сосредоточиться на молитве, если не на общей – то на своей. Но для большинства детей богослужение оказывается весьма скучным занятием. Часто просто потому, что им ничего не понятно.

А ведь научиться понимать происходящее на богослужении, в первую очередь на литургии, – может быть, важнейшая задача образования и воспитания наших детей!

Литургия как образование

Что такое детская литургия. Смотреть фото Что такое детская литургия. Смотреть картинку Что такое детская литургия. Картинка про Что такое детская литургия. Фото Что такое детская литургия

Когда дети научатся хоть немного понимать литургию, будет шанс не маяться, не скучать на самой главной службе. Не воспринимать служение Богу, время совершения Евхаристии, величайшего чуда и тайны нашей жизни, как время бесконечного ожидания.

Когда дети научатся хоть немного понимать литургию, будет шанс во время богослужения думать о происходящем в храме, чаще обращать душу и сердце к Богу.

Когда дети научатся хоть немного понимать литургию – тогда богослужение само собой будет учить наших детей, даст им самое настоящее образование. Безусловно, даже не способные ничего понимать младенцы получают благодатное освящение, приобщаясь Святым Тайнам. Как говорил тот же преподобный Паисий, даже скучая присутствовать в храме – это уже плыть на церковном корабле. Но чем старше становится человек, тем важнее для него осознанное участие в богослужении.

Русский философ Иван Киреевский писал:

Все это касается и взрослых, и детей. Участие в богослужении, участие разумом и сердцем – это воспитание в вере, обучение вере. Образование, которое учит и ребенка, и взрослого во всех возможных образовательных смыслах, со всех сторон одновременно.

Праведный Николай Кавасила в своем «Изъяснении Божественной литургии» напоминает, что все происходящее во время богослужения освящает нас «двояким способом»:

«Первый способ тот, что мы получаем пользу от самих молитв, псалмов и чтений. Молитвы обращают нас к Богу, испрашивают нам отпущение грехов.

Но если наши дети едва слышат слова молитв, едва улавливают какие-то знакомые словосочетания, если даже не представляют, какие во время богослужения происходят священнодействия, как это все может «изображать домостроительство Спасителя»? Если это все для наших детей – темный лес, пусть и в сияющем храме.

Рассказать ребенку, как устроено богослужение

Что такое детская литургия. Смотреть фото Что такое детская литургия. Смотреть картинку Что такое детская литургия. Картинка про Что такое детская литургия. Фото Что такое детская литургия

Верующие родители готовят детей к участию в богослужении, и делают это по-разному. Первое решение – дома или при помощи воскресной школы объяснять ребенку устройство церковных служб. Начать можно, когда малышу лет семь, и возвращаться иногда к такому уроку, когда ребенок станет старше.

Если заниматься дома, можно сделать так. Для начала самому прочитать что-то, например, учебник Закона Божия, где все просто, понятно и коротко. Затем своими словами пересказать это детям, просто поговорить с ними. Такое «классическое» занятие можно растянуть на несколько дней, за один «подход» разбирая какую-то часть богослужения. Чтобы закрепить этот «материал», хорошо смотреть иллюстрации, картинки в книжках и в Интернете. В церковных лавках уже лет 30 продается популярная дореволюционная раскраска «Литургия» – можно предложить детям раскрасить эти замечательные рисунки и так еще раз закрепить пройденное.

Другой или следующий вариант – посмотреть вместе с детьми документальные фильмы о богослужении вообще и о главном богослужении, о литургии, в частности. В сети есть неплохие сюжеты, где очень подробно комментируется ход богослужения, объясняется происходящее в храме.

Но такие уроки, даже когда они наглядные, доступные, при всей их важности, часто «в одно ухо влетает, в другое вылетает». Это свойство любого организованного школьного или вместо-школьного урока. Информация всегда усваивается только частично (иногда не усваивается вообще…). Теорию всегда необходимо соотнести с жизнью, в нашем случае – с реальным богослужением, на которое в данный момент попал ребенок.

Теорию всегда необходимо соотнести с жизнью, с реальным богослужением

Поэтому даже заранее «обученному» ребенку все равно нужно помогать, иногда – прямо во время службы объяснять ему происходящее. Уже не первое поколение родителей просто во время службы шепчут своим детям: сейчас будет Евангелие; сейчас Херувимская; послушай, поют «Достойно есть»; сейчас наклони голову. В таком случае ребенку легче соотнести теорию и реальность, конечно. Но невозможно бесконечно шептать во время службы. Невозможно шептать, когда у мамы трое, четверо желающих, а тем более не очень желающих, понять происходящее на службе. И каждую службу – невозможно шептать. И еще: если объяснять что-то, пересказывать содержание песнопения, то сами молитвы не услышит ни мама, ни ребенок.

Еще вариант – давать ребенку в руки книгу с текстом богослужения. Мне самой родители давали в храме тексты служб, и потом я сама стала брать в храм такие тексты для своих детей. И дети, особенно старший, уже с восьми лет вполне серьезно и усердно следили за ходом богослужения, стоя неподалеку от алтаря. Но, как это было и у меня самой в детстве, – текст перед глазами помогал услышать в пении хора слова, помогал отследить даже невнятный возглас священника в алтаре. Но обычно в текстах литургии написано одно, а хор часто поет совсем другое (изменяемые части богослужения), – и ребенок сбивается. Сразу идет с книжкой в руке: «Тут должны были петь ‟Блаженны”, а они поют что-то не то!» И еще – книжка с текстом не объясняла, почему, зачем все это. Наши домашние уроки в храме легко забывались… Снова шептать, снова объяснять?

Что такое детская литургия. Смотреть фото Что такое детская литургия. Смотреть картинку Что такое детская литургия. Картинка про Что такое детская литургия. Фото Что такое детская литургия

А потом я поняла, что нам может помочь. Нужна книга, которая прямо во время службы объяснила бы детям происходящее в храме. В которой был бы текст литургии, набранный крупным шрифтом. Если в ходе богослужения могут быть какие-то изменения – чтобы это было сразу ясно. Но мало того, чтобы был текст – надо, чтобы было объяснение: что в это время, прямо сейчас происходит в алтаре? Ведь далеко не всегда это видно. Вот вынесли Чашу на Великом входе – а куда ее отнесли после этого? А зачем и почему? Я хотела, чтобы все это коротко объяснялось бы сразу, сейчас, в этот самый момент службы. Чтобы в картинках, чтобы наглядно и интересно. Так, чтобы ребенок взял в руки такую книгу, встал бы впереди, у алтаря – и все понимал бы. Вернее, чтобы был шанс начать понимать.

Такую книгу я не нашла, поэтому я решила сама сделать ее для своих детей.

Как мы с детьми клеили книжку про литургию

Что такое детская литургия. Смотреть фото Что такое детская литургия. Смотреть картинку Что такое детская литургия. Картинка про Что такое детская литургия. Фото Что такое детская литургия

Несколько месяцев я собирала материал для этой книжки. Старалась рассказать о литургии так, чтобы было понятно семилетнему ребенку и интересно – подростку. Подобрала картинки – чтобы показать, как соотносятся те или иные моменты богослужения с евангельскими сюжетами. С помощью рисунков рассказала – что в каждый момент литургии происходит в алтаре, чем заняты священник, диакон. Не просто сведения, сразу – изображение. Диакон повязывает орарь крестообразно, подражая серафимам – и тут же изображение этого диакона, и огненного серафима тоже.

Привела переводы некоторых непонятных слов и молитв. Постаралась наглядно объяснить все непонятное. А самое особенное здесь – необычное устройство самой книги: на каждом развороте с одной стороны – текст, набранный крупным шрифтом, с другой стороны – наглядное объяснение этого конкретного момента богослужения. То есть каждый разворот – самостоятельное объяснение соответствующего момента.

Тот материал, что я собрала, мы распечатали на простом принтере. Всю эту гору бумаг мы вместе с детьми вырезали, склеивали и раскрашивали примерно полгода. В итоге у нас на руках оказались два экземпляра самодельных «путеводителей по литургии». Эти книжки несколько лет служили нам верой и правдой: мы брали их с собой на службу, и когда мы входили в храм, я сразу открывала эти книжки на том месте, на котором сейчас оказывалась литургия. Старшие дети проходили ближе к алтарю с этими книгами, а я оставалась следить за младшими детьми.

Эти книжки несколько лет служили нам верой и правдой: их использовали и мои дети, и дети наших друзей

Старшие дети выросли, книжки перешли «следующему поколению» наших детей… Можно сказать, что эти книги действительно прошли самую настоящую «апробацию». Ведь эти книжки использовали и мои дети (а они очень разные люди), и мои младшие сестры, которые немного старше моих детей, и дети наших друзей. Я даже не ожидала, что этими книжками детям будет интересно пользоваться настолько долго. Я рассчитывала на то, что книжка поможет детям – но то, что эта идея действительно «сработала», и продолжает «работать» больше семи лет – для меня до сих пор нечаянная радость. Но секрет довольно прост. Служба продолжается полтора, два, два с половиной часа. Если ребенок пришел в храм, если он уже в храме, то ему гораздо интереснее следить за происходящим в храме, чем все это время просто ждать Причастия. В целом, это просто текст службы с простыми объяснениями. Необычно то, что объяснения наглядные и рассчитанные на чтение прямо в храме. А значит – очень короткие и учитывающие конкретный момент богослужения.

С этой книжкой ребенок может просто следить за ходом богослужения, изредка отвлекаясь на объяснения. А может, наоборот, только отслеживать момент службы по тексту, а в основном – разглядывать картинки, читать объяснения. Этот последний вариант – тоже совсем неплохо! Ведь если ребенок даже не следит за текстом, не молится, а просто смотрит объяснения – он все же внимателен именно к богослужению, именно к храму.

Что такое детская литургия. Смотреть фото Что такое детская литургия. Смотреть картинку Что такое детская литургия. Картинка про Что такое детская литургия. Фото Что такое детская литургия

Ребенок, который «вырастает» на этой книжке, через несколько лет уже перестает брать ее в руки: он уже изучил эту книжку «вдоль и поперек». А значит, хотя бы в общих чертах представляет себе богослужение, многое знает наизусть. И это самый чудесный результат. Наши дети расставались с этой книжкой года через 2–3 регулярного использования, то есть лет в 13. Но другие дети, дети наших друзей, с помощью этой нашей книги следили за богослужением и в пятнадцатилетнем, и в восемнадцатилетнем возрасте. И это тоже замечательный опыт, очередная «апробация». Интересно, что даже выпускники православных гимназий, которые, по идее, довольно серьезно изучали литургику, с помощью этой простой книжки совершали свои собственные открытия. Самое милое, наверное – это открытие одного «церковного» подростка: оказалось, что он всегда считал возглас «да никто от оглашенных, елицы верни» требованием удалиться из храма… всем лицемерам. «Да никто от оглашенных и лицемерных»… Чтобы обнаружить настоящее значение привычных, вроде бы с младенчества знакомых фраз, необходимо вот это, простое – иметь перед глазами текст. А когда текст еще и объясняется, если все в картинках – это реальный шанс, что ребенок будет действительно следить за этим самым текстом. И потом – поймет, представит, запомнит, и может быть, сможет правда в храме обратит свои мысли и свое сердце к Богу…

Конечно, мне очень хотелось поделиться со своими друзьями и вообще со всеми людьми, со всеми детьми этой книжкой-помощницей. Но не могу же я предложить: «Потратьте несколько месяцев, склейте со своими детьми вот такую книжку, образец прилагается». Решение было очевидным: книжку надо просто издать.

Но это «просто» оказалось совсем непростым. Весь проект пришлось несколько раз полностью переделать. Непростой была работа художника, ведь нужно было красиво, ярко, при этом грамотно и благоговейно нарисовать десятки, сотни иллюстраций к этой книжке. И не просто иллюстрации – а наглядное объяснение. Приходилось снова и снова переписывать тексты – так, чтобы все объяснения были максимально лаконичными, понятными, и чтобы все картинки соотносились с текстом, чтобы каждый разворот был отдельным, завершенным образом, чтобы каждый разворот отвечал моменту богослужения. Так что понадобилось еще несколько лет, чтобы «перевести» нашу самодельную книжку в печатную. И вот теперь я готова рассказать об этом необычном и таком драгоценном для меня проекте, который я вынашивала гораздо дольше, чем всех своих детей. Мне даже не верится, что этот «малыш» наконец родился!

Теперь можно не переживать о том, что мы потеряем наши самодельные книжки (а ведь одну мы все-таки потеряли – потерять легко, если брать книжки с собой в храм). Теперь не будет такой проблемы – книжки всего две, а детей значительно больше. Теперь можно дарить эту книжку крестникам и детям моих друзей. Теперь я могу поделиться, и с огромной радостью делюсь этой идеей со всеми родителями, которые хотели бы помочь своим детям узнать и полюбить самое главное богослужение нашей жизни – литургию.

О том, какие замечательные люди помогали в работе над этим проектом, о том, какой получилась эта книжка, как она устроена и как «работает», я расскажу в следующей статье.

Источник

Детям о Литургии

Боже­ствен­ная литур­гия

«Литур­гия» – гре­че­ское слово. В Древ­ней Греции неко­то­рые общие работы, непо­силь­ные для одного чело­века, назы­ва­лись «литур­ги­ями». Первые хри­сти­ане назвали этим словом глав­ную службу Богу.

Боже­ствен­ная литур­гия – самая глав­ная цер­ков­ная служба

На Литур­гии вспо­ми­на­ется земная жизнь Иисуса Христа от рож­де­ния до воз­не­се­ния Его на Небо, Его учение и при­не­сен­ные Им на землю спа­си­тель­ные блага. Поря­док Литур­гии такой: сна­чала гото­вится все необ­хо­ди­мое для Таин­ства При­ча­ще­ния; затем веру­ю­щие гото­вятся к Таин­ству; и, нако­нец, совер­ша­ется само Таин­ство, и веру­ю­щие при­ча­ща­ются.

Литур­гия таким обра­зом делится на три части:

Про­ско­ми­дия

«Про­ско­ми­дия» – слово гре­че­ское и озна­чает «при­не­се­ние». Назва­ние первой части Литур­гии свя­зано с обы­чаем древ­них хри­стиан при­но­сить хлеб, вино и все нужное для совер­ше­ния Литур­гии. Поэтому хлеб, упо­треб­ля­е­мый на ней, назы­ва­ется просфо­рою, что озна­чает «при­но­ше­ние». Мы не можем жить без еды и питья. Поэтому наши дары значат, что мы при­но­сим Богу в дар нашу жизнь.

Во время Про­ско­ми­дии свя­щен­ник при­го­тав­ли­вает наши дары (просфоры). Для Про­ско­ми­дии упо­треб­ля­ются пять слу­жеб­ных просфор (в вос­по­ми­на­ние того, как Иисус Хри­стос накор­мил пятью хле­бами более пяти тысяч чело­век) а также просфоры, зака­зан­ные при­хо­жа­нами. Для при­ча­ще­ния упо­треб­ля­ется одна просфора (Агнец), кото­рая по своей вели­чине должна соот­вет­ство­вать числу при­част­ни­ков. Из каждой просфоры свя­щен­ник выни­мает по частице и рас­по­ла­гает их на дис­косе (золо­той таре­лочке) в стро­гом порядке:

Соеди­не­ние на дис­косе всех частиц в таком порядке озна­чает всю Цер­ковь Божию. Воз­глав­ляет Цер­ковь Сам Гос­подь Иисус Хри­стос.

Про­ско­ми­дия совер­ша­ется свя­щен­ни­ком впол­го­лоса на Жерт­вен­нике при закры­том Алтаре. В это время чита­ются третий и шестой часы по Часо­слову (бого­слу­жеб­ная книга).

Что такое детская литургия. Смотреть фото Что такое детская литургия. Смотреть картинку Что такое детская литургия. Картинка про Что такое детская литургия. Фото Что такое детская литургия

Литур­гия огла­шен­ных

Во время Литур­гии огла­шен­ных (огла­шен­ные – гото­вя­щи­еся к при­ня­тию Свя­того Кре­ще­ния) мы учимся, как надо жить по Запо­ве­дям Божиим. Начи­на­ется она Вели­кой екте­нией, в кото­рой свя­щен­ник или диакон читает корот­кие молитвы о мирных вре­ме­нах, о здо­ро­вье, о нашей стране, о наших близ­ких, о Церкви, о Пат­ри­архе, о путе­ше­ству­ю­щих, о нахо­дя­щихся в тюрь­мах или попав­ших в беду. После каж­дого про­ше­ния хор поет: «Гос­поди поми­луй».

После Вели­кой екте­нии поется Первый анти­фон (псалом 102) «Бла­го­слови, душе моя, Гос­пода…». После Малой екте­нии поется Второй анти­фон (псалом – 145‑й) «Хвали, душе моя, Гос­пода…». Псалмы эти назы­ва­ются анти­фо­нами – петь их поло­жено на двух кли­ро­сах попе­ре­менно.

По окон­ча­нии Вто­рого анти­фона всегда поется «Еди­но­род­ный Сыне…». В этом пес­но­пе­нии изло­жено пра­во­слав­ное учение о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием Иисусе Христе.

Далее сле­дует Малая екте­ния и пение тре­тьего анти­фона – «Бла­женств Еван­гель­ских» (пра­вила жизни, кото­рые нам дал Гос­подь Иисус Хри­стос). При пении Тре­тьего анти­фона откры­ва­ются Цар­ские врата.

В конце «Бла­женств» свя­щен­ник тор­же­ственно выно­сит через север­ные врата из Алтаря Еван­ге­лие и так же тор­же­ственно вносит его в Алтарь через Цар­ские врата.

(Шествие свя­щен­но­слу­жи­теля с Еван­ге­лием назы­ва­ется малым входом и напо­ми­нает веру­ю­щим первый выход Иисуса Христа на про­по­ведь). Певчие поют вход­ное: «При­и­дите, покло­нимся…».

После этого поются тро­пари, кондаки и «Три­свя­тое» («Святый Боже…»).

По окон­ча­нии «Три­свя­того» на сере­дину храма выхо­дит чтец и читает «Апо­стола» (отры­вок из посла­ний апо­сто­лов к первым хри­сти­а­нам).

После чтения «Апо­стола» диакон или сам свя­щен­ник читает Еван­ге­лие.

По окон­ча­нии чтения Еван­ге­лия сле­дует сугу­бая (уси­лен­ная) екте­ния за живых и затем – особая екте­ния за усоп­ших.

После этого огла­шен­ным пред­ла­гают выйти из храма.

Литур­гия верных

Третья часть назы­ва­ется Литур­гией верных потому, что на ней могут при­сут­ство­вать только верные, т.е. кре­щен­ные. После при­гла­ше­ния огла­шен­ным уда­литься из храма поется Херу­вим­ская песнь. Эта песнь при­гла­шает веру­ю­щих оста­вить всякую мысль о житей­ском, пред­ста­вить себе, что они, подобно Херу­ви­мам, нахо­дятся близ Бога, на Небе, и, как бы вместе с ними, поют Ему три­свя­тую песнь. После испол­не­ния слов: «Всякое ныне житей­ское отло­жим попе­че­ние…» свя­щен­ник тор­же­ственно выно­сит Святые Дары – хлеб и вино – из север­ных врат Алтаря. Оста­но­вив­шись в Цар­ских вратах, он молится за всех, кого мы осо­бенно вспо­ми­наем, и, воз­вра­ща­ясь через Цар­ские врата в Алтарь, ставит Чест­ные Дары на Пре­стол. (Пере­не­се­ние даров с Жерт­вен­ника на Пре­стол назы­ва­ется Вели­ким входом и зна­ме­нует собой тор­же­ствен­ное шествие Иисуса Христа на воль­ные стра­да­ния и крест­ную смерть). Хор про­дол­жает петь «Херу­вим­скую» со слов: «Яко да Царя всех поды­мем…».

После «Херу­вим­ской» звучит про­си­тель­ная екте­ния и поется одна из глав­ных молитв – «Символ веры», – кото­рую вместе с пев­чими испол­няют все при­хо­жане.

Насту­пает куль­ми­на­ция Литур­гии:

Совер­ша­ется Святое Таин­ство Евха­ри­стии – пре­ло­же­ние хлеба и вина в истин­ное Тело и истин­ную Кровь Гос­пода нашего Иисуса Христа.

В это время хор поет «Милость мира».

Затем звучит «Хва­леб­ная песнь Бого­ро­дице» и про­си­тель­ная екте­ния. Самую глав­ную – «Молитву Гос­подню» (Отче наш…») – испол­няют все веру­ю­щие. После «Молитвы Гос­под­ней» поется запри­част­ный стих. Откры­ва­ются Цар­ские врата.

Свя­щен­ник выно­сит Чашу со Свя­тыми Дарами и гово­рит:

«Со стра­хом Божиим и верою при­сту­пите!» Начи­на­ется при­ча­ще­ние веру­ю­щих и хор поет: «Тело Хри­стово при­и­мите…».

По завер­ше­нии при­ча­ще­ния певчие поют бла­го­дар­ствен­ную песнь: «Да испол­нятся уста наша…» и псалом 33. Далее свя­щен­ник про­из­но­сит отпуст (т.е. завер­ше­ние Литур­гии). Звучит «Мно­го­ле­тие» и при­хо­жане целуют Крест.

Источник

Детская литургия: чему учим, что воспитываем?

Тра­ди­ция дет­ских литур­гий – новая в цер­ков­ной жизни, но мно­гим полю­бив­ша­яся. Какую пользу при­но­сят такие бого­слу­же­ния? Почему они важны для воцер­ко­в­ле­ния детей и под­рост­ков? Можно ли гово­рить о более серьез­ном, глу­бо­ком и осмыс­лен­ном при­об­ще­нии через нее юных веру­ю­щих к цер­ков­ной жизни, ее таин­ствам и смыслам?

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви три вида Боже­ствен­ных литур­гий. Это литур­гия св. Иоанна Зла­то­уста, литур­гия свт. Васи­лия Вели­кого и литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных даров, в кото­рой мы участ­вуем Вели­ким постом.

Что такое детская литургия. Смотреть фото Что такое детская литургия. Смотреть картинку Что такое детская литургия. Картинка про Что такое детская литургия. Фото Что такое детская литургия

Дет­ская литур­гия – это не осо­бый вид литур­гии, это бого­слу­же­ние, на кото­ром при­сут­ствует много детей; где им дове­ряют не только молит­вен­ное уча­стие в бого­слу­же­нии, но и кое-что еще.

В этот день малень­кие при­хо­жане повсюду – они поют вме­сте со взрос­лыми на кли­росе, читают «часы» и «Апо­стол», а ино­гда даже реген­туют одним из хоров. Их голоса громче слышны, когда веру­ю­щие испол­няют молитвы «Верую» и «Отче наш». Они дежу­рят возле лам­пад и под­свеч­ни­ков в пол­ной готов­но­сти зажечь слу­чайно зага­шен­ные огоньки или убрать дого­рев­шие свечи, и очень ста­ра­ются со всем справ­ля­ются. Они воз­глав­ляют шествие крест­ного хода в сти­ха­рях, с кре­стами, хоруг­вями и образами.

Что такое детская литургия. Смотреть фото Что такое детская литургия. Смотреть картинку Что такое детская литургия. Картинка про Что такое детская литургия. Фото Что такое детская литургия

В неко­то­рых хра­мах детям школь­ного воз­раста дове­ряют и про­стран­ство цер­ков­ной лавки, раз­ре­шая отпус­кать свечи и книги, при­ни­мать записки.

Можно уве­ренно гово­рить о мис­си­о­нер­ском и вос­пи­та­тель­ном зна­че­нии подоб­ных дет­ских литур­гий, за кото­рыми дети и под­ростки учатся пра­во­слав­ному бла­го­че­стию, про­ни­ка­ются смыс­лами бого­слу­же­ния и чув­ствуют себя при­част­ными про­ис­хо­дя­щему в храме во время службы.

Боль­шая вклю­чен­ность в бого­слу­же­ние спо­соб­ствует тому, что ни малыш, ни под­ро­сток, ни юноша не заску­чают в храме, они будут помо­гать, при­но­сить посиль­ную пользу.

Улуч­ша­ется дис­ци­плина и меня­ется пове­де­ние детей во время службы. И – самое важ­ное: больше юных веру­ю­щих при­дет в такие дни на Таин­ства Испо­веди и При­ча­стия. Ино­гда испо­ведь на дет­ской литур­гии бывает пер­вой в жизни – за такими бого­слу­же­ни­ями духо­вен­ство вни­ма­тель­нее гово­рит с детьми, подроб­нее их испо­ве­дует, про­стыми сло­вами про­по­ве­дей гово­рит о Христе.

Что такое детская литургия. Смотреть фото Что такое детская литургия. Смотреть картинку Что такое детская литургия. Картинка про Что такое детская литургия. Фото Что такое детская литургия

Опыт пока­зы­вает, что этот довольно новый в Церкви обы­чай очень спла­чи­вает при­хо­жан и их семьи, помо­гает доб­рому и дове­ри­тель­ному обще­нию веру­ю­щих на при­ходе. Дет­ская литур­гия ста­но­вится обще­се­мей­ным празд­ни­ком, на кото­ром пред­ста­ви­тели раз­ных поко­ле­ний с радо­стью при­хо­дят молит­венно под­дер­жать сво­его брата, сына или внука.

Слу­ча­ется, что вслед за ребен­ком или под­рост­ком, кото­рый одна­жды участ­во­вал в дет­ской литур­гии и рас­ска­зал об этом роди­те­лям, воцер­ков­ля­ется вся его семья – в пол­ном составе, вклю­чая отцов и дедушек.

В чем еще вос­пи­та­тель­ный и педа­го­ги­че­ский посыл таких бого­слу­же­ний? Чем они дороги нам и нашим детям?

Что такое детская литургия. Смотреть фото Что такое детская литургия. Смотреть картинку Что такое детская литургия. Картинка про Что такое детская литургия. Фото Что такое детская литургияИерей Никита Забо­лот­нов, кли­рик Пет­ро­пав­лов­ского храма города Полев­ской Сверд­лов­ской епар­хии, помощ­ник бла­го­чин­ного по обра­зо­ва­нию и кате­хи­за­ции, завуч при­ход­ской вос­крес­ной школы:

– Дет­ская литур­гия – это все­гда осо­бен­ный опыт не только для детей, но и для свя­щен­но­слу­жи­те­лей. В нашем храме такая литур­гия про­хо­дит не реже чем раз в месяц, все ребята, вос­пи­тан­ники вос­крес­ной школы (а это при­мерно 100–120 чело­век) встают перед амво­ном, зани­мая часть основ­ного про­стран­ства храма, и вме­сте поют. Им под­пе­вают взрос­лые, кото­рым также раз­да­ются бого­слу­жеб­ные сбор­ники. Про­фес­си­о­наль­ный хор испол­няет только изме­ня­е­мые пес­но­пе­ния и “Милость мира…”. Такая сов­мест­ная молитва, когда поёт весь храм, все­гда очень вдох­нов­ляет и окрыляет.

Я убеж­ден, что опыт уча­стия в дет­ской литур­гии помо­гает детям понять и полю­бить бого­слу­же­ние, ощу­тить встречу с веч­но­стью. Пора­зи­тельно, но сами дети “насто­я­щей” литур­гией счи­тают именно дет­скую литур­гию, про дру­гие они чаще гово­рят про­сто –«служба».

Марина, мама, при­хо­жанка Дмит­рие-Солун­ского храма, г. Тула:

– У меня двое малень­ких детей с раз­ни­цей в год, спра­виться с ними во время службы очень непро­сто – они раз­бе­га­ются в раз­ные сто­роны, им все инте­ресно, но как-то орга­ни­зо­вать их дея­тель­ное любо­пыт­ство и Что такое детская литургия. Смотреть фото Что такое детская литургия. Смотреть картинку Что такое детская литургия. Картинка про Что такое детская литургия. Фото Что такое детская литургиясосре­до­то­чить вни­ма­ние на ходе службы не полу­ча­ется. Дети сами по себе гипер­ди­на­мич­ные, еще и воз­раст такой подвиж­ный. А вот на дет­ской литур­гии все по-дру­гому: мои малыши смот­рят на сверст­ни­ков и тех, кто постарше, видят, как те вни­ма­тельно сле­дят за ходом литур­гии, как помо­гают, и сами рады помочь. В этот раз на дет­ском бого­слу­же­нии им дали подер­жать нетя­же­лые иконы, и дет­ски с радо­стью согла­си­лись. Всю службу они спо­койно про­сто­яли на месте, кре­сти­лись вовремя, ста­ра­лись под­пе­вать молит­вам, наблю­дали за дру­гими детьми и брали с них при­мер. Дома они с вос­тор­гом рас­ска­зы­вали всем, где они были и что делали. Поне­множку дети начи­нают пони­мать, что за место такое – храм и для чего они там оказались.

Мария С., пра­во­слав­ный пси­хо­лог:

Поде­литься с ребен­ком ответ­ствен­но­стью – давно извест­ный и люби­мый прием педа­го­гов и пси­хо­ло­гов, учи­ты­ва­ю­щий важ­ную осо­бен­ность дет­ской пси­хо­ло­гии: ребе­нок с огром­ным удо­воль­ствием вклю­ча­ется в дея­тель­ность, в кото­рой сам участ­вует, тем более, в кото­рой ему дове­рена важ­ная роль.

Ему сложно, но очень инте­ресно, потому что ему пред­стоят раз­ные виды дея­тель­но­сти, зача­стую для него новой. Для него про­ис­хо­дя­щее – почти игра, но не стоит забы­вать, что именно в игре ребе­нок осва­и­вает навыки, необ­хо­ди­мые для жизни. Его наглядно-пред­мет­ное мыш­ле­ние насы­ща­ется, ведь ему пору­чают кон­крет­ные дела, в кото­рых, помимо него, задей­ство­ваны бого­слу­жеб­ные пред­меты – цер­ков­ная утварь, хра­мо­вые чтимые

Что такое детская литургия. Смотреть фото Что такое детская литургия. Смотреть картинку Что такое детская литургия. Картинка про Что такое детская литургия. Фото Что такое детская литургия

свя­тыни. Это отно­сится, конечно, к малы­шам – дошколь­ни­кам и млад­шим школь­ни­кам. Но и для под­рост­ков дет­ская литур­гия важна и полезна, им тоже не будет скучно во время службы, поскольку сверх­зна­чи­мый вид дея­тель­но­сти для под­рост­ков – это обще­ние, а самое инте­рес­ное обще­ние как раз со взрос­лыми. Заходя в алтарь, помо­гая духо­вен­ству, под­ростки ощу­щают себя нуж­ными, они ценят такое дове­рие и общение.

Малень­кие и юные веру­ю­щие про­ни­ка­ются мыс­лью, что хри­сти­ан­ство – это огром­ная радость еди­не­ния во Хри­сте со мно­гими близ­кими по вере людьми, а храм – то место, в кото­рое хочется при­хо­дить снова, чтобы гово­рить с Богом. И эта вос­пи­ты­ва­ю­щая роль празд­ника дает надежду, что, вырас­тая и мужая, малень­кие при­хо­жане не забу­дут его бла­го­дати и не поки­нут цер­ков­ную ограду, когда при­дут иску­ше­ния юно­ше­ского и под­рост­ко­вого возраста.

Запи­сала Вален­тина Киденко

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *