Что такое детская литургия
Дети на литургии: Как объяснить детям литургию
Материнские заметки
«Мама, когда же Причастие?» – наверное, основной вопрос ребенка, которого привели в храм не к самому концу литургии.
Литургия – «общее дело», общее богослужение, во время которого совершается Евхаристия, хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христово. Таинство, тайна Жизни. А глазами ребенка – что это такое? Красиво поет хор, красивые иконы, росписи. То поют – то читают. Иногда кадят. Священнослужители в красивых одеждах входят и выходят. Если ребенок не понимает, что это значит, что именно поют, что читают, почему и зачем «входят и выходят», то все богослужение действительно превращается просто в ожидание: «когда все это закончится». Пойти погулять, почитать книжку в церковной лавке, поиграть с друзьями – переждать бесконечную службу. Если гулять не пускают, стоять, переминаться с ноги на ногу, снова и снова ждать. Иногда и не видно ничего – одни спины вокруг. Иногда понятно, что именно поют, иногда – нет…
Для большинства детей богослужение оказывается весьма скучным занятием
Безусловно, есть такие дети, которые внимательно следят за богослужением. Есть дети, которые уже в 7–8 лет могут, стоя на службе, даже не понимая происходящего, сосредоточиться на молитве, если не на общей – то на своей. Но для большинства детей богослужение оказывается весьма скучным занятием. Часто просто потому, что им ничего не понятно.
А ведь научиться понимать происходящее на богослужении, в первую очередь на литургии, – может быть, важнейшая задача образования и воспитания наших детей!
Литургия как образование
Когда дети научатся хоть немного понимать литургию, будет шанс не маяться, не скучать на самой главной службе. Не воспринимать служение Богу, время совершения Евхаристии, величайшего чуда и тайны нашей жизни, как время бесконечного ожидания.
Когда дети научатся хоть немного понимать литургию, будет шанс во время богослужения думать о происходящем в храме, чаще обращать душу и сердце к Богу.
Когда дети научатся хоть немного понимать литургию – тогда богослужение само собой будет учить наших детей, даст им самое настоящее образование. Безусловно, даже не способные ничего понимать младенцы получают благодатное освящение, приобщаясь Святым Тайнам. Как говорил тот же преподобный Паисий, даже скучая присутствовать в храме – это уже плыть на церковном корабле. Но чем старше становится человек, тем важнее для него осознанное участие в богослужении.
Русский философ Иван Киреевский писал:
Все это касается и взрослых, и детей. Участие в богослужении, участие разумом и сердцем – это воспитание в вере, обучение вере. Образование, которое учит и ребенка, и взрослого во всех возможных образовательных смыслах, со всех сторон одновременно.
Праведный Николай Кавасила в своем «Изъяснении Божественной литургии» напоминает, что все происходящее во время богослужения освящает нас «двояким способом»:
«Первый способ тот, что мы получаем пользу от самих молитв, псалмов и чтений. Молитвы обращают нас к Богу, испрашивают нам отпущение грехов.
Но если наши дети едва слышат слова молитв, едва улавливают какие-то знакомые словосочетания, если даже не представляют, какие во время богослужения происходят священнодействия, как это все может «изображать домостроительство Спасителя»? Если это все для наших детей – темный лес, пусть и в сияющем храме.
Рассказать ребенку, как устроено богослужение
Верующие родители готовят детей к участию в богослужении, и делают это по-разному. Первое решение – дома или при помощи воскресной школы объяснять ребенку устройство церковных служб. Начать можно, когда малышу лет семь, и возвращаться иногда к такому уроку, когда ребенок станет старше.
Если заниматься дома, можно сделать так. Для начала самому прочитать что-то, например, учебник Закона Божия, где все просто, понятно и коротко. Затем своими словами пересказать это детям, просто поговорить с ними. Такое «классическое» занятие можно растянуть на несколько дней, за один «подход» разбирая какую-то часть богослужения. Чтобы закрепить этот «материал», хорошо смотреть иллюстрации, картинки в книжках и в Интернете. В церковных лавках уже лет 30 продается популярная дореволюционная раскраска «Литургия» – можно предложить детям раскрасить эти замечательные рисунки и так еще раз закрепить пройденное.
Другой или следующий вариант – посмотреть вместе с детьми документальные фильмы о богослужении вообще и о главном богослужении, о литургии, в частности. В сети есть неплохие сюжеты, где очень подробно комментируется ход богослужения, объясняется происходящее в храме.
Но такие уроки, даже когда они наглядные, доступные, при всей их важности, часто «в одно ухо влетает, в другое вылетает». Это свойство любого организованного школьного или вместо-школьного урока. Информация всегда усваивается только частично (иногда не усваивается вообще…). Теорию всегда необходимо соотнести с жизнью, в нашем случае – с реальным богослужением, на которое в данный момент попал ребенок.
Теорию всегда необходимо соотнести с жизнью, с реальным богослужением
Поэтому даже заранее «обученному» ребенку все равно нужно помогать, иногда – прямо во время службы объяснять ему происходящее. Уже не первое поколение родителей просто во время службы шепчут своим детям: сейчас будет Евангелие; сейчас Херувимская; послушай, поют «Достойно есть»; сейчас наклони голову. В таком случае ребенку легче соотнести теорию и реальность, конечно. Но невозможно бесконечно шептать во время службы. Невозможно шептать, когда у мамы трое, четверо желающих, а тем более не очень желающих, понять происходящее на службе. И каждую службу – невозможно шептать. И еще: если объяснять что-то, пересказывать содержание песнопения, то сами молитвы не услышит ни мама, ни ребенок.
Еще вариант – давать ребенку в руки книгу с текстом богослужения. Мне самой родители давали в храме тексты служб, и потом я сама стала брать в храм такие тексты для своих детей. И дети, особенно старший, уже с восьми лет вполне серьезно и усердно следили за ходом богослужения, стоя неподалеку от алтаря. Но, как это было и у меня самой в детстве, – текст перед глазами помогал услышать в пении хора слова, помогал отследить даже невнятный возглас священника в алтаре. Но обычно в текстах литургии написано одно, а хор часто поет совсем другое (изменяемые части богослужения), – и ребенок сбивается. Сразу идет с книжкой в руке: «Тут должны были петь ‟Блаженны”, а они поют что-то не то!» И еще – книжка с текстом не объясняла, почему, зачем все это. Наши домашние уроки в храме легко забывались… Снова шептать, снова объяснять?
А потом я поняла, что нам может помочь. Нужна книга, которая прямо во время службы объяснила бы детям происходящее в храме. В которой был бы текст литургии, набранный крупным шрифтом. Если в ходе богослужения могут быть какие-то изменения – чтобы это было сразу ясно. Но мало того, чтобы был текст – надо, чтобы было объяснение: что в это время, прямо сейчас происходит в алтаре? Ведь далеко не всегда это видно. Вот вынесли Чашу на Великом входе – а куда ее отнесли после этого? А зачем и почему? Я хотела, чтобы все это коротко объяснялось бы сразу, сейчас, в этот самый момент службы. Чтобы в картинках, чтобы наглядно и интересно. Так, чтобы ребенок взял в руки такую книгу, встал бы впереди, у алтаря – и все понимал бы. Вернее, чтобы был шанс начать понимать.
Такую книгу я не нашла, поэтому я решила сама сделать ее для своих детей.
Как мы с детьми клеили книжку про литургию
Несколько месяцев я собирала материал для этой книжки. Старалась рассказать о литургии так, чтобы было понятно семилетнему ребенку и интересно – подростку. Подобрала картинки – чтобы показать, как соотносятся те или иные моменты богослужения с евангельскими сюжетами. С помощью рисунков рассказала – что в каждый момент литургии происходит в алтаре, чем заняты священник, диакон. Не просто сведения, сразу – изображение. Диакон повязывает орарь крестообразно, подражая серафимам – и тут же изображение этого диакона, и огненного серафима тоже.
Привела переводы некоторых непонятных слов и молитв. Постаралась наглядно объяснить все непонятное. А самое особенное здесь – необычное устройство самой книги: на каждом развороте с одной стороны – текст, набранный крупным шрифтом, с другой стороны – наглядное объяснение этого конкретного момента богослужения. То есть каждый разворот – самостоятельное объяснение соответствующего момента.
Тот материал, что я собрала, мы распечатали на простом принтере. Всю эту гору бумаг мы вместе с детьми вырезали, склеивали и раскрашивали примерно полгода. В итоге у нас на руках оказались два экземпляра самодельных «путеводителей по литургии». Эти книжки несколько лет служили нам верой и правдой: мы брали их с собой на службу, и когда мы входили в храм, я сразу открывала эти книжки на том месте, на котором сейчас оказывалась литургия. Старшие дети проходили ближе к алтарю с этими книгами, а я оставалась следить за младшими детьми.
Эти книжки несколько лет служили нам верой и правдой: их использовали и мои дети, и дети наших друзей
Старшие дети выросли, книжки перешли «следующему поколению» наших детей… Можно сказать, что эти книги действительно прошли самую настоящую «апробацию». Ведь эти книжки использовали и мои дети (а они очень разные люди), и мои младшие сестры, которые немного старше моих детей, и дети наших друзей. Я даже не ожидала, что этими книжками детям будет интересно пользоваться настолько долго. Я рассчитывала на то, что книжка поможет детям – но то, что эта идея действительно «сработала», и продолжает «работать» больше семи лет – для меня до сих пор нечаянная радость. Но секрет довольно прост. Служба продолжается полтора, два, два с половиной часа. Если ребенок пришел в храм, если он уже в храме, то ему гораздо интереснее следить за происходящим в храме, чем все это время просто ждать Причастия. В целом, это просто текст службы с простыми объяснениями. Необычно то, что объяснения наглядные и рассчитанные на чтение прямо в храме. А значит – очень короткие и учитывающие конкретный момент богослужения.
С этой книжкой ребенок может просто следить за ходом богослужения, изредка отвлекаясь на объяснения. А может, наоборот, только отслеживать момент службы по тексту, а в основном – разглядывать картинки, читать объяснения. Этот последний вариант – тоже совсем неплохо! Ведь если ребенок даже не следит за текстом, не молится, а просто смотрит объяснения – он все же внимателен именно к богослужению, именно к храму.
Ребенок, который «вырастает» на этой книжке, через несколько лет уже перестает брать ее в руки: он уже изучил эту книжку «вдоль и поперек». А значит, хотя бы в общих чертах представляет себе богослужение, многое знает наизусть. И это самый чудесный результат. Наши дети расставались с этой книжкой года через 2–3 регулярного использования, то есть лет в 13. Но другие дети, дети наших друзей, с помощью этой нашей книги следили за богослужением и в пятнадцатилетнем, и в восемнадцатилетнем возрасте. И это тоже замечательный опыт, очередная «апробация». Интересно, что даже выпускники православных гимназий, которые, по идее, довольно серьезно изучали литургику, с помощью этой простой книжки совершали свои собственные открытия. Самое милое, наверное – это открытие одного «церковного» подростка: оказалось, что он всегда считал возглас «да никто от оглашенных, елицы верни» требованием удалиться из храма… всем лицемерам. «Да никто от оглашенных и лицемерных»… Чтобы обнаружить настоящее значение привычных, вроде бы с младенчества знакомых фраз, необходимо вот это, простое – иметь перед глазами текст. А когда текст еще и объясняется, если все в картинках – это реальный шанс, что ребенок будет действительно следить за этим самым текстом. И потом – поймет, представит, запомнит, и может быть, сможет правда в храме обратит свои мысли и свое сердце к Богу…
Конечно, мне очень хотелось поделиться со своими друзьями и вообще со всеми людьми, со всеми детьми этой книжкой-помощницей. Но не могу же я предложить: «Потратьте несколько месяцев, склейте со своими детьми вот такую книжку, образец прилагается». Решение было очевидным: книжку надо просто издать.
Но это «просто» оказалось совсем непростым. Весь проект пришлось несколько раз полностью переделать. Непростой была работа художника, ведь нужно было красиво, ярко, при этом грамотно и благоговейно нарисовать десятки, сотни иллюстраций к этой книжке. И не просто иллюстрации – а наглядное объяснение. Приходилось снова и снова переписывать тексты – так, чтобы все объяснения были максимально лаконичными, понятными, и чтобы все картинки соотносились с текстом, чтобы каждый разворот был отдельным, завершенным образом, чтобы каждый разворот отвечал моменту богослужения. Так что понадобилось еще несколько лет, чтобы «перевести» нашу самодельную книжку в печатную. И вот теперь я готова рассказать об этом необычном и таком драгоценном для меня проекте, который я вынашивала гораздо дольше, чем всех своих детей. Мне даже не верится, что этот «малыш» наконец родился!
Теперь можно не переживать о том, что мы потеряем наши самодельные книжки (а ведь одну мы все-таки потеряли – потерять легко, если брать книжки с собой в храм). Теперь не будет такой проблемы – книжки всего две, а детей значительно больше. Теперь можно дарить эту книжку крестникам и детям моих друзей. Теперь я могу поделиться, и с огромной радостью делюсь этой идеей со всеми родителями, которые хотели бы помочь своим детям узнать и полюбить самое главное богослужение нашей жизни – литургию.
О том, какие замечательные люди помогали в работе над этим проектом, о том, какой получилась эта книжка, как она устроена и как «работает», я расскажу в следующей статье.
Детям о Литургии
Божественная литургия
«Литургия» – греческое слово. В Древней Греции некоторые общие работы, непосильные для одного человека, назывались «литургиями». Первые христиане назвали этим словом главную службу Богу.
Божественная литургия – самая главная церковная служба
На Литургии вспоминается земная жизнь Иисуса Христа от рождения до вознесения Его на Небо, Его учение и принесенные Им на землю спасительные блага. Порядок Литургии такой: сначала готовится все необходимое для Таинства Причащения; затем верующие готовятся к Таинству; и, наконец, совершается само Таинство, и верующие причащаются.
Литургия таким образом делится на три части:
Проскомидия
«Проскомидия» – слово греческое и означает «принесение». Название первой части Литургии связано с обычаем древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии. Поэтому хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что означает «приношение». Мы не можем жить без еды и питья. Поэтому наши дары значат, что мы приносим Богу в дар нашу жизнь.
Во время Проскомидии священник приготавливает наши дары (просфоры). Для Проскомидии употребляются пять служебных просфор (в воспоминание того, как Иисус Христос накормил пятью хлебами более пяти тысяч человек) а также просфоры, заказанные прихожанами. Для причащения употребляется одна просфора (Агнец), которая по своей величине должна соответствовать числу причастников. Из каждой просфоры священник вынимает по частице и располагает их на дискосе (золотой тарелочке) в строгом порядке:
Соединение на дискосе всех частиц в таком порядке означает всю Церковь Божию. Возглавляет Церковь Сам Господь Иисус Христос.
Проскомидия совершается священником вполголоса на Жертвеннике при закрытом Алтаре. В это время читаются третий и шестой часы по Часослову (богослужебная книга).
Литургия оглашенных
Во время Литургии оглашенных (оглашенные – готовящиеся к принятию Святого Крещения) мы учимся, как надо жить по Заповедям Божиим. Начинается она Великой ектенией, в которой священник или диакон читает короткие молитвы о мирных временах, о здоровье, о нашей стране, о наших близких, о Церкви, о Патриархе, о путешествующих, о находящихся в тюрьмах или попавших в беду. После каждого прошения хор поет: «Господи помилуй».
После Великой ектении поется Первый антифон (псалом 102) «Благослови, душе моя, Господа…». После Малой ектении поется Второй антифон (псалом – 145‑й) «Хвали, душе моя, Господа…». Псалмы эти называются антифонами – петь их положено на двух клиросах попеременно.
По окончании Второго антифона всегда поется «Единородный Сыне…». В этом песнопении изложено православное учение о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием Иисусе Христе.
Далее следует Малая ектения и пение третьего антифона – «Блаженств Евангельских» (правила жизни, которые нам дал Господь Иисус Христос). При пении Третьего антифона открываются Царские врата.
В конце «Блаженств» священник торжественно выносит через северные врата из Алтаря Евангелие и так же торжественно вносит его в Алтарь через Царские врата.
(Шествие священнослужителя с Евангелием называется малым входом и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на проповедь). Певчие поют входное: «Приидите, поклонимся…».
После этого поются тропари, кондаки и «Трисвятое» («Святый Боже…»).
По окончании «Трисвятого» на середину храма выходит чтец и читает «Апостола» (отрывок из посланий апостолов к первым христианам).
После чтения «Апостола» диакон или сам священник читает Евангелие.
По окончании чтения Евангелия следует сугубая (усиленная) ектения за живых и затем – особая ектения за усопших.
После этого оглашенным предлагают выйти из храма.
Литургия верных
Третья часть называется Литургией верных потому, что на ней могут присутствовать только верные, т.е. крещенные. После приглашения оглашенным удалиться из храма поется Херувимская песнь. Эта песнь приглашает верующих оставить всякую мысль о житейском, представить себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на Небе, и, как бы вместе с ними, поют Ему трисвятую песнь. После исполнения слов: «Всякое ныне житейское отложим попечение…» священник торжественно выносит Святые Дары – хлеб и вино – из северных врат Алтаря. Остановившись в Царских вратах, он молится за всех, кого мы особенно вспоминаем, и, возвращаясь через Царские врата в Алтарь, ставит Честные Дары на Престол. (Перенесение даров с Жертвенника на Престол называется Великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть). Хор продолжает петь «Херувимскую» со слов: «Яко да Царя всех подымем…».
После «Херувимской» звучит просительная ектения и поется одна из главных молитв – «Символ веры», – которую вместе с певчими исполняют все прихожане.
Наступает кульминация Литургии:
Совершается Святое Таинство Евхаристии – преложение хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа.
В это время хор поет «Милость мира».
Затем звучит «Хвалебная песнь Богородице» и просительная ектения. Самую главную – «Молитву Господню» (Отче наш…») – исполняют все верующие. После «Молитвы Господней» поется запричастный стих. Открываются Царские врата.
Священник выносит Чашу со Святыми Дарами и говорит:
«Со страхом Божиим и верою приступите!» Начинается причащение верующих и хор поет: «Тело Христово приимите…».
По завершении причащения певчие поют благодарственную песнь: «Да исполнятся уста наша…» и псалом 33. Далее священник произносит отпуст (т.е. завершение Литургии). Звучит «Многолетие» и прихожане целуют Крест.
Детская литургия: чему учим, что воспитываем?
Традиция детских литургий – новая в церковной жизни, но многим полюбившаяся. Какую пользу приносят такие богослужения? Почему они важны для воцерковления детей и подростков? Можно ли говорить о более серьезном, глубоком и осмысленном приобщении через нее юных верующих к церковной жизни, ее таинствам и смыслам?
В Русской Православной Церкви три вида Божественных литургий. Это литургия св. Иоанна Златоуста, литургия свт. Василия Великого и литургия Преждеосвященных даров, в которой мы участвуем Великим постом.
Детская литургия – это не особый вид литургии, это богослужение, на котором присутствует много детей; где им доверяют не только молитвенное участие в богослужении, но и кое-что еще.
В этот день маленькие прихожане повсюду – они поют вместе со взрослыми на клиросе, читают «часы» и «Апостол», а иногда даже регентуют одним из хоров. Их голоса громче слышны, когда верующие исполняют молитвы «Верую» и «Отче наш». Они дежурят возле лампад и подсвечников в полной готовности зажечь случайно загашенные огоньки или убрать догоревшие свечи, и очень стараются со всем справляются. Они возглавляют шествие крестного хода в стихарях, с крестами, хоругвями и образами.
В некоторых храмах детям школьного возраста доверяют и пространство церковной лавки, разрешая отпускать свечи и книги, принимать записки.
Можно уверенно говорить о миссионерском и воспитательном значении подобных детских литургий, за которыми дети и подростки учатся православному благочестию, проникаются смыслами богослужения и чувствуют себя причастными происходящему в храме во время службы.
Большая включенность в богослужение способствует тому, что ни малыш, ни подросток, ни юноша не заскучают в храме, они будут помогать, приносить посильную пользу.
Улучшается дисциплина и меняется поведение детей во время службы. И – самое важное: больше юных верующих придет в такие дни на Таинства Исповеди и Причастия. Иногда исповедь на детской литургии бывает первой в жизни – за такими богослужениями духовенство внимательнее говорит с детьми, подробнее их исповедует, простыми словами проповедей говорит о Христе.
Опыт показывает, что этот довольно новый в Церкви обычай очень сплачивает прихожан и их семьи, помогает доброму и доверительному общению верующих на приходе. Детская литургия становится общесемейным праздником, на котором представители разных поколений с радостью приходят молитвенно поддержать своего брата, сына или внука.
Случается, что вслед за ребенком или подростком, который однажды участвовал в детской литургии и рассказал об этом родителям, воцерковляется вся его семья – в полном составе, включая отцов и дедушек.
В чем еще воспитательный и педагогический посыл таких богослужений? Чем они дороги нам и нашим детям?
Иерей Никита Заболотнов, клирик Петропавловского храма города Полевской Свердловской епархии, помощник благочинного по образованию и катехизации, завуч приходской воскресной школы:
– Детская литургия – это всегда особенный опыт не только для детей, но и для священнослужителей. В нашем храме такая литургия проходит не реже чем раз в месяц, все ребята, воспитанники воскресной школы (а это примерно 100–120 человек) встают перед амвоном, занимая часть основного пространства храма, и вместе поют. Им подпевают взрослые, которым также раздаются богослужебные сборники. Профессиональный хор исполняет только изменяемые песнопения и “Милость мира…”. Такая совместная молитва, когда поёт весь храм, всегда очень вдохновляет и окрыляет.
Я убежден, что опыт участия в детской литургии помогает детям понять и полюбить богослужение, ощутить встречу с вечностью. Поразительно, но сами дети “настоящей” литургией считают именно детскую литургию, про другие они чаще говорят просто –«служба».
Марина, мама, прихожанка Дмитрие-Солунского храма, г. Тула:
– У меня двое маленьких детей с разницей в год, справиться с ними во время службы очень непросто – они разбегаются в разные стороны, им все интересно, но как-то организовать их деятельное любопытство и сосредоточить внимание на ходе службы не получается. Дети сами по себе гипердинамичные, еще и возраст такой подвижный. А вот на детской литургии все по-другому: мои малыши смотрят на сверстников и тех, кто постарше, видят, как те внимательно следят за ходом литургии, как помогают, и сами рады помочь. В этот раз на детском богослужении им дали подержать нетяжелые иконы, и детски с радостью согласились. Всю службу они спокойно простояли на месте, крестились вовремя, старались подпевать молитвам, наблюдали за другими детьми и брали с них пример. Дома они с восторгом рассказывали всем, где они были и что делали. Понемножку дети начинают понимать, что за место такое – храм и для чего они там оказались.
Мария С., православный психолог:
Поделиться с ребенком ответственностью – давно известный и любимый прием педагогов и психологов, учитывающий важную особенность детской психологии: ребенок с огромным удовольствием включается в деятельность, в которой сам участвует, тем более, в которой ему доверена важная роль.
Ему сложно, но очень интересно, потому что ему предстоят разные виды деятельности, зачастую для него новой. Для него происходящее – почти игра, но не стоит забывать, что именно в игре ребенок осваивает навыки, необходимые для жизни. Его наглядно-предметное мышление насыщается, ведь ему поручают конкретные дела, в которых, помимо него, задействованы богослужебные предметы – церковная утварь, храмовые чтимые
святыни. Это относится, конечно, к малышам – дошкольникам и младшим школьникам. Но и для подростков детская литургия важна и полезна, им тоже не будет скучно во время службы, поскольку сверхзначимый вид деятельности для подростков – это общение, а самое интересное общение как раз со взрослыми. Заходя в алтарь, помогая духовенству, подростки ощущают себя нужными, они ценят такое доверие и общение.
Маленькие и юные верующие проникаются мыслью, что христианство – это огромная радость единения во Христе со многими близкими по вере людьми, а храм – то место, в которое хочется приходить снова, чтобы говорить с Богом. И эта воспитывающая роль праздника дает надежду, что, вырастая и мужая, маленькие прихожане не забудут его благодати и не покинут церковную ограду, когда придут искушения юношеского и подросткового возраста.
Записала Валентина Киденко