Что такое детская любознательность
Любопытные Варвары. Как вырастить любознательного ребенка и почему это так важно
Детское любопытство – опасно! Любопытство – не порок! Любопытной Варваре на базаре – и так далее. Такая важная человеческая черта, как любопытство, всегда была окружена множеством противоречивых поговорок и присказок. Многих из нас с детства учили, что безопасность важнее любознательности. Люди до сих пор спорят, стоит ли его поощрять. Time Out вместе со специалистами в сфере детской психологии расскажет вам об этом удивительном качестве.
С точки зрения биологии
Согласно пирамиде Маслоу, желание знать, понимать и исследовать относится к высшим духовным проявлениям личности. На самом деле потребность в сборе данных появилась у человека в ходе эволюции достаточно рано.
Новая информация так же важна для нас, как еда, сон и безопасность. Наш мозг ориентирован на то, чтобы замечать и фиксировать новые факты, изменения и сигналы – и анализировать их в первую очередь. В мозге даже существуют так называемые центры любопытства. У нас есть специальные нейроны – детекторы новизны, сравнивающие текущие сигналы от окружения с теми, которые уже прописаны в памяти. Как только мы обнаруживаем что-то новенькое, запускается ориентировочный рефлекс, или «рефлекс “что такое”». Он характерен поворотом глаз, головы или всего тела к источнику новой информации.
Проявляется рефлекс в раннем младенческом возрасте – уже тогда весь наш мозг настроен на оптимальный прием и обработку новой информации.
У любопытства много уровней
Первый уровень любопытства – посмотреть на новый объект и собрать информацию.
Следующий уровень связан с активным перемещением в пространстве – наше поисковое поведение. Его биологическая суть заключается в том, чтобы на всякий случай подвигаться, обследовать, собрать информацию, понять, куда мы попали, а дальше уже решать, что с этой информацией делать.
При исследовательском поведении данные всегда собираются наперед. Человек смотрит, что происходит, собирает данные, которые в будущем, возможно, ему пригодятся. Это позволяет адаптироваться к сложной среде.
Третий уровень любопытства – прикосновения и манипуляции с предметами. Считается, что это характерно только для человека и некоторых обезьян. Здесь любопытство и аспект исследования заключаются в том, чтобы взять предмет в руку, покрутить, разломать, посмотреть, что внутри.
Тактильный контакт – важный компонент психической активности. Маленький ребенок осваивает манипуляции руками, в том числе как способ получения новой информации.
Любопытство – это очень приятно!
Весь этот процесс активно поддерживается центрами положительных эмоций. Любопытство приносит удовольствие! На нейрохимическом уровне за это отвечает дофамин. Каждый раз, когда мы узнаем новое, мы испытываем вброс дофамина в зависимости от степени новизны и значимости новой информации. За счет положительных эмоций наш мозг подталкивает нас к исследованию мира и формированию адаптивного поведения.
Высший уровень исследовательского поведения – формирование речевой или информационной модели окружающего мира. Возникновение связанной информационной сети, с помощью которой мы думаем и описываем мир, – это тоже вброс дофамина.
Мир маленького ребенка полон новых блюд, незнакомцев, игр, слов, мест и концепций, с которыми нужно разобраться. В младенчестве и раннем детстве люди касаются, пробуют на вкус, нюхают, лазают, тычут, разбирают, следят, прислушиваются и узнают больше, чем когда-либо. Именно так обучаются дети.
Мы рождены с безудержным любопытством. Ребенок с самого начала пытается понять окружающий мир. Мы продолжаем этот поиск и во взрослой жизни, потому что всегда есть что-то новое, что нужно усвоить и узнать.
Развитие любопытства помогает ребенку иметь желание и способность постоянно расти, учиться и задавать вопросы о том, что его окружает. Оно помогает развить воображение и творческое начало, которые дадут детям основные инструменты, необходимые для того, чтобы стать успешными взрослыми.
В сегодняшней гиперконкурентной образовательной среде родители, как правило, сосредотачиваются на академических навыках: чтении, письме, математике, естественных науках… В этом сценарии упускаются «мягкие» навыки, такие как любопытство и творчество.
Уснувшее любопытство — это нехорошо, ведь тогда у нас выключается один из важнейших источников положительных эмоций (и притока дофамина в нейросети). А это – прямой путь к депрессии.
Если мы не дадим малышам исследовать мир, они не смогут забыть, как проявлять любопытство, потому что даже не узнают, как это делать.
Все чаще и раньше детей сажают перед экранами, в руки суют планшеты и телефоны. По какой-то причине свободное время для исследований и детское любопытство стали плохими и опасными, а постоянные развлечения – хорошими.
Наш нагруженный устройствами, контентом, зависимый от технологий образ жизни позволяет нам не быть интеллектуально самодостаточными. Казалось бы, у нас есть все необходимое в гаджетах, так зачем напрягать разум, искать другой способ сделать что-то или формировать мнение на основе собственного опыта.
Как проявляется детское любопытство
Это ребенок, мечтающий стать космонавтом.
Это ребенок, который по утрам придумывает уникальные наряды.
Это ребенок, который рисует и раскрашивает.
Это ребенок, которого не устраивает односложный ответ на вопрос: «Почему вымерли динозавры?».
Проще говоря: ребенок, у которого не разовьется любопытство, не станет взрослым, который вводит новшества. Сегодня это не кажется важным, но через 15 лет, когда ваш трехлетка закончит школу, этот навык понадобится, чтобы добиться успеха в учебе и в карьере.
Анна Дитерихс, педагог-психолог:
Любознательность ребенка проявляется с рождения. Он начинает изучать мир вокруг себя, тянется за игрушками, ползает… Ребенок наблюдает за родными и пытается их копировать. Вспомните! Ребенку полтора года, он пытается помочь маме помыть полы: залезает руками в ведро, мочит тряпку и начинает помогать! Какая реакция взрослого? «Ты опять мешаешь!». «Ты можешь подхватить “заразу»!». «Развел тут болото!».
Нам, взрослым, надо все успеть — и мы всегда спешим. И что мы делаем? Говорим «не мешай», «это не так». Один раз, второй… Мы показываем ребенку, что он помогает «неправильно». Потом интерес ребенка пропадает, так как нет подкрепления его желания со стороны взрослого. А в 14 лет мы спрашиваем у подростка: «Почему ты не помогаешь? Тебе трудно помыть пол?». Мы сами убили интерес ребенка в помощи нам.
Мы всегда хотим для детей самого лучшего. Но забываем, что наши желания могут не совпадать с потребностями ребенка. Например: родители читают на ночь сказки, тем самым приучая ребенка к книгам. С возрастом меняются и интересы, что не всегда устраивает родителей. Я часто слышу запрос: ребенок перестал читать. А потом выясняется, что он в 12 лет полюбил фантастику. А родители ругают его и настаивают на прочтении классики. Ответная реакция — полная потеря интереса к книгам.
Энтузиазм ребенка должен подкрепляться одобрением, получением позитивного результата. Что мешает нам, родителям, обсудить фантастическую книгу и вспомнить интересные моменты из классики? Тем самым мы можем развить любопытство ребенка, его стремление изучать, узнавать новое и формировать свое мнение.
Есть еще несколько веских причин развивать у детей любопытство
Оно противостоит скуке.
Множество проблем, с которыми сталкиваются дети, начинаются со скуки. Здоровое любопытство позволяет развлекаться без происшествий.
Оно развивает активный ум и позволяет решать свои проблемы.
Ребенок с богатым воображением может успешно занять себя и развлечься. Он также с большей вероятностью быстро разберется в самых разных ситуациях, что необходимо для успешного поступления в первый класс или даже в детский сад.
Любопытство развивает настойчивость.
Если человек не сможет придумать альтернативный выход из ситуации, он почувствует себя слабым и беспомощным. «Горячее любопытство» — это непреодолимое желание знать, почему, что и как.
Продолжайте отвечать на их непрекращающиеся вопросы! Эта настойчивость также может стать устойчивостью. Любопытство помогает ребенку не бояться и не отчаиваться, когда он несколько раз терпит неудачу.
Оно противодействует нарциссизму.
Любопытные дети знают, что происходит вокруг них, и обычно не считают себя центром вселенной. Любопытство также стимулирует всегда стремиться к следующей вехе.
Другими словами, у любознательных детей меньше шансов стать эгоистичными, избалованными и материалистичными.
Оно создает основу для долгосрочного успеха.
Самые влиятельные исторические личности — мыслители и экспериментаторы. Они задавались вопросами: «Почему или как я могу это улучшить? Как решить эту проблему?». Недостаточно любопытные взрослые преуспевают, но редко бывают влиятельными. Те, кто отказывается принимать статус-кво, трансформируются, становятся лидерами, живут ярко и счастливо. Если взрослый в детстве был любопытным, он обычно ищет решения, а не убегает от проблем. Он гонится за мечтой, а не боится потерпеть неудачу.
Развитие любопытства — это не процесс с нуля.
Младенцы от природы любопытны, это необходимо принимать, поощрять и вдохновлять. И большинство взрослых, которые так поступают, в конечном итоге сами получают удовольствие и перенимают это качество.
Как можно воспитать в детях любопытство?
Учите их быть гибкими мыслителями и деятелями.
Поощряйте (и позволяйте) делать собственный выбор.
Помогите им почувствовать себя уверенными и компетентными в процессе исследования.
Поддержите и поделитесь их исследованиями и открытиями.
Внесите новизну и вызов в их распорядок дня.
Предоставьте больше свободы, чтобы их любопытство росло.
Проводите с ними сенсорные игры – это удивительное вдохновение для детского любопытства. Сенсорная игра направлена на то, чтобы дать детям свободу и побудить их дотянуться до того, что их окружает.
Задавайте вопросы и дискутируйте. Помогите им задуматься о том, что они испытывают. Даже младенцы, которые не могут ответить, улавливают такие слова-действия, как «чувствовать» и «слышать». Задавая преднамеренные вопросы, вы развиваете ум и рассудительность ребенка, а также поощряете его творческий потенциал и независимость.
Научные исследования ясно показывают, что дети, которые часто испытывают любопытство и удивление и действуют в соответствии с этими чувствами, изучая мир, лучше учатся в школе, увереннее чувствуют себя в отношениях, на работе и в итоге становятся умными, творческими и довольными людьми.
Светлана Королева, педагог-психолог
Пока ребенок взрослеет, он постоянно ищет ответы на свои «почему?». Любопытство малыша трех-пяти лет велико. Оно проявляется в интересе ко всему новому, в исследовании предметного мира, в желании подробно узнать, что и почему происходит. Именно в этот период и начинает формироваться познавательная активность, на отсутствие которой часто жалуются и родители, и учителя в школе.
Отвечая на вопросы малыша, взрослые не только удовлетворяют его любопытство, но и прививают любовь к познанию, развивают исследовательскую деятельность, любознательность. В период обучения это поможет школьнику оставаться мотивированным в процессе.
Если взрослые ленятся, раздражаются, не отвечают на вопросы, а дети не удовлетворены ответами, то они ищут их в среде сверстников, в интернете, со временем теряя целеустремленность в получении знаний, мотивацию.
Будьте в диалоге на равных, разговаривайте без нотаций и повышенного тона. Хвалите своих детей за любую проявленную активность в изучении того или иного предмета. Будьте рядом, оказывайте помощь и поддержку, приободряйте их в желании и попытках изучать и исследовать. Стимулируйте активность своего ребенка, удивляйтесь его сообразительности, наблюдательности, особенно когда он проявляет к этому самостоятельный интерес. Важны для детей и ваши совместные проекты, и поездки, и обсуждения просмотренного фильма.
Любознательность детей — как ее развить?
Проявление интереса к окружающей обстановке очень характерно для детей, чье развитие проходит в нормальном режиме. Любознательность детей проявляется с раннего возраста, и чем старше становится ребенок, тем больше он проявляет интереса ко всему вокруг. Благодаря этому качеству новая информация усваивается легче и быстрее.
Именно желание узнать как можно больше способствует правильному восприятию мира, развитию креативности и логического мышления. В процессе освоения мира малыш учится узнавать, к чему приведет то или иное действие. Различные изобретения и приспособления появляются в результате проявления здорового любопытства. Очень важно правильно развивать заинтересованность в получении новых знаний и опыта.
Что такое любознательность
По сути любознательность — это общий интерес к окружающему миру. Стремление к новым знаниям и навыкам крайне важно в юном возрасте. Именно в это время формируется личность человека. Открытые к миру малютки легко добиваются поставленных целей. Благодаря способности всесторонне развиваться ребенок получает важный опыт. Познавательные интересы детей нужно поддерживать и направлять в мирное русло.
Потребность получать новые эмоции и переживания возникает с первых недель жизни. Дошкольный возраст нужно использовать так, чтобы ребенок научился управлять интересом, не навредив себе и окружающим. Методом проб и ошибок маленький человек учится находить что-то интересное в каждом дне.
Плюсы
Наличие здорового интереса к окружающему миру имеет много положительных сторон.
Неподдельный интерес к каждому жизненному аспекту порождает способность к самообучению. Именно любопытство толкает учиться интенсивнее и старательнее, чем сверстники.
Минусы
Негативная сторона проявляется в недовольстве относительно неизменных факторов. Например, ребенок понял, что дни недели идут в определенном порядке и никак иначе. Как бы ни хотелось приблизить выходные — это невозможно. В этом случае малыш может огорчиться. Но натура, стремящаяся к познанию, недолго удерживает в себе негативные эмоции. Через короткое время внимание переключается на новый объект и недовольство забывается.
Совсем другие последствия могут быть у обыкновенного любопытства, которое иногда может выходить за разумные пределы. Это может привести к серьезным травмам, если вовремя не проконтролировать порывы. Развитие интересов детей в раннем возрасте нужно держать под контролем. Это не значит, что каждый шаг должен быть под строгим надзором. Просто вы должны быть рядом и подстраховать в случае опасного падения.
Связь с другими качествами
Активность в изучении мира тесно связана с несколькими качествами, которые будут важны в будущем. Люди с достаточно развитой любознательностью успешно получают следующие навыки:
Как развить любознательность
Тренировать эту полезную черту характера можно в любом возрасте. Начните интересоваться миром вместе со своими детьми и вы увидите, сколько нового еще есть вокруг вас. Задаваясь вопросом, как развить любознательность, усвойте несколько простых правил:
Учим ребенка задавать вопросы
Дошкольник должен научится правильно формулировать свои вопросы. Для этого используйте личный пример. Старайтесь как можно реже использовать конкретные вопросы, требующие односложных ответов. Интересуйтесь мнением маленького человека о прочитанной книге или мультике, спрашивайте, какие он получил впечатления от события.
Упражнения и игры на любознательность
Для развития желания узнавать новое, использовать фантазию и воображение устраивайте небольшие игровые перерывы. Это поможет повысить уровень любознательности и научит малыша взаимодействовать со всем, что его окружает.
Советы для развития любознательности
Развивая качества любопытности в детях, старайтесь привлекать их к повседневным занятиям. Обучение во время рутинных дел можно сделать увлекательным процессом. Во время совместной готовки рассказывайте, почему кипит вода, как работают дрожжи, сколько нужно времени, чтобы вырастить овощи.
Не нужно навязывать собственное видение мира. Ребенок должен иметь право на собственные впечатления и мысли. Обязательно давайте понять, что его мнение в некоторых вопросах не менее важно, чем ваше собственное. Если нужно настоять на своем, не пользуйтесь грубым «потому что я так сказал». Объясните, почему вы делаете так, а не иначе.
Примеры любознательности
Все великие ученые, совершившие в свое время важнейшие открытия в истории человечества, обладали хорошо развитой любознательностью. Без нее прогресс был бы невозможен. Леонардо Да Винчи считал, что это качество является главным двигателем в развитии гениальности человека.
Альберт Эйнштейн говорил о том, что любопытство, самокритика и умение правильно ставить вопросы приводили его к самым интересным идеям. Благодаря им он стал известен всему миру как физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии.
История хранит еще немало имен, которые подтверждают полезность правильного интереса к себе и жизни. Чарльз Дарвин, Майкл Фарадей, братья Монгольфье — все они совершали первые шаги, не будучи уверенными в собственном успехе. Но ими двигало желание разобраться и понять, как устроено все вокруг нас.
Как проявляется детская любознательность
Помимо бесконечных вопросов, которые характерны для всех детей, желание познавать мир имеет еще несколько активных проявлений:
Понаблюдайте за своим малышом, вы непременно поймете, насколько ему интересно учиться и узнавать что-то новое. Вы и сами сможете увидеть окружающее под другим углом.
Почему трудно развивать любознательность?
Есть несколько причин, которые препятствуют развитию любопытства:
Генетическая предрасположенность к обучению также играет важную роль в развитии любознательности. Стоит провести ДНК-анализ, чтобы узнать, насколько ребенок способен находить и усваивать важную информацию. Специалисты нашего центра помогут вам расшифровать данные исследования и понять, как лучше привлекать чадо к познанию мира. Консультация и анализ проводится в любом возрасте.
Любознательность лежит в основе всех идей, изобретений и креативных действий. Она создаёт изобретателей, инноваторов, перооткрывателей, творцов, мастеров. Результат любознательности может стать ценным как для самого человека, так и для его окружения.
Что такое любознательность
Преимущества
Любознательность вовлекает человека в мир открытий, приносит положительные эмоции, освобождает от безразличия, побуждает к действию, расширяет кругозор и позволяет взглянуть на мир без стереотипов.
Благодаря любознательности исследователей наука не стоит на месте, в сочетании с трудолюбием это качество даёт непревзойдённые результаты.
Любознательность «создаёт» лучших учащихся.
Любознательный человек отличается полноценным восприятием и неподдельным вниманием к собеседнику. Для него не бывает скучных тем, в любой из них он отыщет что-то захватывающее.
Недостатки
Редко любознательность приносит негативный опыт. Если в результате познания обнаруживается, что кое-что не может быть изменено, такое положение вещей угнетает.
Иногда стремление овладеть новой информацией или провести рискованный эксперимент влечёт большие неприятности. Существует достаточно примеров того, как любопытство, порождённое запретом, оборачивалось не только аварийными происшествиями, но и пожизненными комплексами в использовании заурядных вещей (спички, вода, электричество).
Взаимосвязь любознательности с другими качествами
Чем больше знаний получает человек, тем сильнее его любознательность. Воспитатели, преподаватели основывают учебный процесс также на факте о том, что развитие любознательности детей и обучение взаимосвязаны.
Благодаря наблюдательности, способности замечать детали, легко возникает интерес и активируется размышление. Любознательность и наблюдательность находятся в прямой зависимости друг от друга.
Любознательный человек хорошо информирован. Благодаря получению новостей о людях, стране и мире развивается целостное восприятие.
С повышением профессиональной квалификации стимулируется любознательность, без неё нет профессионального успеха.
Несколько советов для развития любознательности
1. Стоит отбросить мнение о том, что всё, необходимое человеку, уже известно, ведь в любом направлении остаётся непознанное, и всегда есть чему научиться.
2. Не стесняться спрашивать. Каждый глупый вопрос удаляет от невежества и приближает к просвещённости.
3. Необязательно стремиться к идеалу, достаточно придерживаться уравновешенного состояния: заинтересованность дополнять получением удовольствия от нового опыта. Развитие должно радовать, и тогда всё будет происходить само собой.
4. Работать нужно регулярно, хоть и понемногу, чтобы выработались соответствующие привычки. Избегайте крайностей.
5. Не отступать: у каждого человека случаются неудачи, даже у великого.
6. Развивать интуицию. В сочетании с фундаментальной логикой интуиция даёт потрясающие результаты.
Примеры любознательности
Вечные вопросы вроде «а что там внутри?» мы задаём ещё с детства. И если человек расщепил атом, изобрёл электричество и многое другое, то только благодаря своему любопытству!
Альберт Эйнштейн одним из главных условий успеха считал умение задавать вопросы. Любопытство, самокритика, упорная выносливость, по его словам, привели его к поразительным идеям.
История науки изобилует примерами любознательности, результатом которых был головокружительный успех. Известны также случаи, когда исследователю удавалось подойти совсем близко к открытию, но лавры первооткрывателя доставались другим! К примеру, знаменитый Майкл Фарадей в процессе электролиза мог бы открыть элементарный электрический заряд, но, видимо, был слишком сосредоточен на процессе электролиза.
Любознательность способствовала появлению теории Чарльза Дарвина. Благодаря упорству исследователя он смог состояться как революционер науки.
Пётр I в высшей мере был наделён любознательностью, о чём красноречиво говорит история. Массовые реформы и преобразования в государстве являются тому подтверждением.
Для Леонардо да Винчи любознательность стала одним из семи качеств, способствовавших развитию его гения, и, как он считал, может помочь стать гением любому человеку. По словам Леонардо, он никогда не был удовлетворён лишь одним ответом «да».
Особенности любознательности детского возраста: советы родителям
1. Слушайте вопросы малыша, не уклоняйтесь от них. Не молчите, не одёргивайте ребёнка под аргументом усталости, его назойливости, ведь вопросы могут и вовсе исчезнут из его жизни. Ваши ответы нужны для его опыта и развития.
Не секрет, что развитие любознательности дошкольников зависит от возможности проявлять себя, самостоятельности, уверенности в себе. Разрешайте малышу сажать цветы, рисовать мелком, жать на кнопку звонка, говорить по телефону, готовить тесто. Возможности получать впечатления есть везде.
Желательно, чтобы комната малыша позволяла устраивать эксперименты, не сдерживала фантазию ребёнка. Нужно обязательно объяснить ребёнку, что в его опытах вас может не устраивать лишь результат, а не сам процесс.
4. Поощряйте фантазию малыша. Кроме воспитателей и реальности, малыша окружает мир фантазий: мультфильмы, игры, книги, его воображение. Позволяйте ребёнку импровизировать, «быть взрослым», играть роли сказочных героев, изображать зверей, характеры людей. Пусть малыш придумает свою сказку. Стимулируйте его воображение нестандартным развитием сюжета: «что было бы, если. «, «как жили бы герои?»
6. Поощряйте малыша к высказыванию своего мнения. Меняйте обстановку, перекладывайте игрушки, наводите порядок, ищите лучший вариант, принимая участие в едином процессе.
8. Станьте примером для малыша. Пусть ребёнок поймёт, что вы тоже увлечены процессом познания мира, что это интересно и может продолжаться всю жизнь.
9. Устраивайте эксперименты. Нестандартный поворот событий активирует любознательность детей дошкольного возраста. Такой подход включит размышление, побудит к самостоятельности, поспособствует развитию смекалки. Разрешите малышу видеть решение задачи несколькими способами в повседневности. Расскажите, как учатся и живут в других странах, как питаются. Нарушайте привычное, приходите в восторг от новшеств, которые создаёте сами. И будьте ребёнку другом.
Проблемы развития любознательности
В современном обществе развитие любознательности обусловлено противоречиями между:
Специалисты указывают на перечень возможных препятствий, сдерживающих проявление любознательного поведения человека, которое основывается на поиске, усвоении и преобразовании информации.
К ним относятся так называемые операциональные трудности: недостаточность познавательной сферы и способности к анализу и обобщению информации, ограниченность навыков рассудительности и познавательных привычек.
Из эмоциональных трудностей в качестве примера можно привести завышенную самокритичность, не обеспечивающую психологической стабильности, базовой основы для самовыражения.
Формирование познавательного интереса зависит от внешних причин и индивидуальных особенностей личности, задача отследить которые возлагается на воспитателей. Многое зависит от окружения человека: понимание, стимулирование, поддержка, общение и взаимообмен имеют большое значение в становлении личности и воспитании любознательности.
Высказывания о любознательности
Эдвард Фелпс призывал поддерживать в себе огонь любознательности, который не позволит иссякнуть смыслу жизни.
По словам Анатоля Франса, лишь благодаря любознательности мир богат учёными и поэтами.
Жан-Жак Руссо справедливо отмечал, что человек является любознательным по мере своей просвещённости.
Любознательный человек всегда пользуется популярностью в обществе, с ним приятно беседовать и невозможно заскучать, а его многосторонние интересы и увлечения способствуют приобретению новых друзей. Любознательные дети отличаются инициативностью, целеустремленностью, трудолюбием, настойчивостью, уверенностью, успеваемостью в учёбе. Таким образом, развитие любознательности становится одной из важных задач в современном образовании.