Что такое детская школа искусств

Дополнительное образование детей в отрасли культуры и искусства (детская школа искусств)

Новоселова А.А., начальник юридического отдела ФГОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных».

Основой профессионального образования в сфере культуры и искусства является развитая сеть учреждений дополнительного образования детей, к которой согласно законодательству Российской Федерации относятся детские школы искусств, кружки, студии, секции при Домах культуры или народного творчества и т.д. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей деятельность данной категории учреждений целиком ориентирована на общеэстетическое развитие подрастающего поколения. Подобную задачу выполняет и общеобразовательная школа, вводя в программы обучения предметы художественно-эстетической направленности (музыка, рисунок, хоровой класс, танец и т.д.).

В настоящее время в Российской Федерации в системе художественного образования функционируют 17,6 тысячи учреждений дополнительного образования детей, из них 95% являются муниципальными. Данная сеть охватывает 10,9 млн. детей и молодых людей от 5 до 18 лет, что составляет 49% от их общего количества.

Дополнительное образование детей, которое реализуется в кружках, творческих студиях, секциях, а также в общеобразовательных школах традиционно находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, поскольку целью данного образования является общеэстетическое развитие подрастающего поколения.

К учреждениям дополнительного образования детей относятся и детские школы искусств, составляющие одну треть от общего количества данных учреждений. В отличие от общеэстетического развития подрастающего поколения детской школой искусств (музыкального, художественного, хореографического) на протяжении целого столетия ставились иные цели и задачи.

Именно с целью сохранения методической и творческой связи между детской школой искусств и средним специальным образовательным учреждением отрасли культуры и искусства необходимо сохранить их ведомственную принадлежность. К сожалению, за последнее время в ряде регионов страны детские школы искусств перешли в ведение органов управления образованием. Среди таких регионов Вологодская область, Тюменская область, Калининградская область и др. В ряде регионов положительными факторами данного перехода явились улучшение материально-технического состояния детских школ искусств, повышение уровня оплаты труда педагогических работников. Однако при этом в деятельности детских школ искусств намечаются тенденции к разрушению связей с отраслью культуры и искусства, профессиональной направленности обучения и постепенное их приближение к целям и задачам клубной деятельности, кружков, творческих секций и т.д.

Разработанные в 2000-х годах на федеральном уровне Примерные учебные планы для детской школы искусств, в которых отражены необходимый перечень предметов и объем часов по ним, имеют, к сожалению, лишь рекомендательный характер, так как реализация учебного плана в детской школе искусств зависит от объемов финансирования, наличия педагогических кадров и состояния материально-технической базы образовательного учреждения.

Аналогичная проблема возникла и при проведении аттестации педагогических и руководящих работников на высшую и первую квалификационные категории. Данная процедура согласно нормам законодательства должна проводиться органами управления образованием, в связи с чем возникает парадоксальная ситуация: аттестацию руководящих работников, преподавателей и концертмейстеров детских школ искусств в ряде регионов проводят непрофильные специалисты по неадаптированным к отрасли критериям.

Таким образом, отсутствие обязательных нормативов по реализации образовательного процесса в детских школах искусств (например, государственных требований), передача полномочий по проведению процедур государственной аккредитации и аттестации педагогических и руководящих работников органам управления образованием привели к следующим последствиям:

Особенно остро стоит вопрос о подготовке профессиональных кадров в области музыкального искусства (исполнительства на духовых и струнных инструментах, теории музыки). В ряде регионов России в детских школах искусств закрываются хоровые отделения, исчезают оркестры духовых и народных инструментов.

Многие обозначенные проблемы детской школы искусств неразрывно связаны с нормами законодательства, а также с социально-экономическими условиями функционирования детской школы искусств, как, например:

Вышеназванные вопросы относительно функционирования и деятельности детских школ искусств должны не просто лишний раз обнажить наболевшие за последние годы у работников образовательных учреждений проблемы, но и решить их.

В настоящее время в Государственной Думе в стадии разработки находится проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования государственной поддержки дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства.

Проект федерального закона разрабатывается в целях определения специфики функционирования детских школ искусств, имеющей многолетние традиции, но не отраженной в законодательных и нормативных актах в области образования.

В настоящее время специфика детских школ искусств не отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей.

При разработке законопроекта депутаты исходят из того, что деятельность детских школ искусств как образовательных учреждений должна строиться на основе программ, учебных планов, классно-урочной системы, с промежуточной и итоговой аттестацией, выпускными экзаменами и выдачей соответствующего итогового документа об окончании школы. Обучающиеся в этих школах наряду с получением общего художественно-эстетического образования приобретают навыки и знания, необходимые для получения в дальнейшем профессионального образования в этой сфере.

Для законодательного закрепления специфики осуществления образовательного процесса в детских школах искусств необходимо:

во-первых, ввести новый тип образовательного учреждения;

в-третьих, установить требования к организации образовательного процесса при освоении предпрофессиональных образовательных программ, а также требования к приему граждан при поступлении в учреждения данного типа.

Также необходимо расширить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение предпрофессионального образования, посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации предпрофессиональных образовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников данных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, что позволит повысить уровень обучения в детских школах искусств.

Источник

Роль детских школ искусств в художественном и эстетическом воспитании детей

Что такое детская школа искусств. Смотреть фото Что такое детская школа искусств. Смотреть картинку Что такое детская школа искусств. Картинка про Что такое детская школа искусств. Фото Что такое детская школа искусств

Роль детских школ искусств в художественном

и эстетическом воспитании детей

В наше время проблема эстетического воспитания и развития личности ребенка, формирования ее эстетической культуры является одной из важнейших задач, стоящих перед Российской школой. Обучение в детских школах искусств, получение дополнительного образования в сфере культуры и дает возможность каждому ребенку ощутить радость творчества, формирует умение чувствовать красоту окружающего мира.

Одними из важных составляющих эстетического воспитания детей являются художественное и музыкальное воспитание.

Художественное воспитание – это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, способность, по возможности, творить в искусстве.

Музыкальное воспитание – это развитие способностей к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, осознание и глубокое переживание ее содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Эстетическое воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством, как его самым мощным средством. Используя для своих целей художественное и музыкальное воспитание, эстетическое воспитание развивает человека в большей мере не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Целью эстетического воспитания является гармоничная личность, всесторонне развитый человек – образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства

Особое значение имеет эстетическое воспитание детей, получение ими дополнительного образования в сфере культуры для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения обучающихся. Новое время требует переосмысления существующих образовательных практик: мир стремительно меняется, – меняется общество, меняется среда обитания, появляется понимание того, что подростку, входящему во взрослую жизнь, становятся необходимы принципиально новые компетенции. Художественное и музыкальное образование вносит серьезный вклад в формирование мировоззрения молодого подрастающего поколения, воспитывает универсальные творческие навыки (компетенции), которые могут помочь ему при решении встающих перед ним задач. Кроме того, художественное и музыкальное воспитание детей направленно на создание «ситуации успеха» (по выражению отечественного психолога Льва Семеновича Выготского), что помогает самоутверждению ребенка в обществе сверстников. Раскрыв свои потенциальные возможности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, подросток более подготовлен к реальной жизни в обществе, он научен добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

Знаменитый поэт Василий Андреевич Жуковский писал: «Третья способность души после ума и воли – творчество».

Обучение в детских школах искусств, в художественных школах, получение художественного и эстетического воспитания и дает возможность ребенку ощутить радость творчества. Зародившись в дореволюционной России, эстетическое воспитание получило своё развитие в советское время, когда почти в каждом городе были открыты детские музыкальные и художественные школы. Со временем детские музыкальные школы расширялись, учитывая потребности населения, в них открылись новые отделения: изобразительного и прикладного искусства, хореографии. Такие школы получили название детских школ искусств, что точнее отразило их предназначение.

В настоящее время на территории муниципального образования «Город Архангельск» предоставляют услуги дополнительного образования в сфере культуры 8 детских школ искусств и 1 детская художественная школа. У каждой из них своя история создания и развития, свои сложившиеся традиции, свое «лицо»… Самая старшая ДШИ № 2 им. отметила в 2010 году свой 75-летний юбилей!

Детские школы искусств г. Архангельска реализуют дополнительные образовательные программы по 22 специализациям: на отделениях инструментального исполнительства, сольного и хорового пения, общего эстетического развития, изобразительного искусства, фольклорном, хореографическом, декоративно-прикладном.

Сегодня по основным программам и на подготовительных отделениях муниципальных детских школ искусств и детской художественной школы обучаются более 3200 детей в возрасте от 4 до 17 лет. В детских школах искусств функционируют более 50 концертных творческих коллективов, среди которых хоры и оркестры, вокальные и инструментальные ансамбли, ведущие активную концертную деятельность на различных концертных площадках города и области. (Так, за 2012 год творческими коллективами городских школ искусств было проведено около 400 концертов в городе и области, кроме того коллективы и солисты из числа обучающихся и преподавателей школ приняли участие в 160 концертных мероприятиях городского уровня.)

Необходимо отметить, что, согласно статистическим данным, в школах искусств г. Архангельска работают 239 преподавателей, 200 из которых – женщины.

За высокие достижения в учебной, конкурсной и концертно-выставочной деятельности обучающиеся детских школ искусств и художественной школы становятся обладателями премий (стипендий) Министерства культуры Российской Федерации, Губернатора Архангельской области, мэра города Архангельска, бизнес-структур города.

По итогам 2012 года обучающимся муниципальных детских школ искусств, показавшим наиболее высокие результаты, были вручены 10 премий мэра города и 13 премий бизнес-структур города. Обучающиеся ДШИ № 31 Данилов Сергей и ДШИ № 5 «Рапсодия» Пирогов Илья стали обладателями премий Губернатора Архангельской области.

Кроме осуществления учебной и концертно-выставочной деятельности, детские школы искусств и детская художественная школа успешно реализуют следующие творческие проекты областного и городского уровней:

Детская художественная школа

· Конкурс детского художественного творчества «Кисточка»

· Конкурс учебных работ «Юный художник»

· Фестиваль детского и педагогического творчества Северо-Западного региона России «Созвучия Севера»

· Конкурс юных пианистов им.

· Фестиваль-конкурс исполнителей на народных инструментах «Лады народной музыки»

· Фестиваль русской духовной и классической хоровой музыки «Свет души поющей»

· Фестиваль детского музыкального и художественного творчества «Архангельское Рождество»

· Конкурс по сольфеджио «Вот это ушки»

· Фестиваль популярной музыки «Музыкальный калейдоскоп»

· Музыкально-теоретический проект «Каденция»

· Фестиваль-конкурс программной музыки «Звучащий мир»

Несколько подробнее остановлюсь на работе Детской школы искусств № 31, директором которой являюсь.

Детская школа искусств № 31 была открыта в 1971 году по решению Архангельского горисполкома (в то время она носила название музыкальной школы) и находится в округе Варавино-Фактория. Первым директором школы была Нина Федоровна Волкова, Заслуженный работник культуры Российской Федерации. В память о ней на здании школы установлена мемориальная доска.

В прошлом году в здании школы завершился капитальный ремонт и реконструкция помещений, финансируемые мэрией Архангельска, что позволило нам увеличить контингент обучающихся, полнее удовлетворяя потребность населения. В настоящее время Детская школа искусств № 31 является самой крупной муниципальной школой Архангельска, чем мы гордимся!

У нас обучаются дети по трем направлениям искусства: музыкальному, художественному, хореографическому.

В настоящее время в школе функционируют шесть отделений, на которых обучается более 400 человек:

• инструментального исполнительства (по классам фортепиано, скрипки, флейты, баяна аккордеона, гармони, домры, балалайки, гитары),

• общего эстетического развития,

• подготовительное (для детей 4-6 лет).

Надо отметить, что с сентября 2011 года обучение во всех детских школах искусств и художественной школе бесплатное.

Деятельность Детской школы искусств № 31 неразрывно связана с эстетическим и художественным воспитанием детей, а именно школа способствует:

• созданию необходимых условий для личностного развития и художественного творчества детей,

• формированию общей культуры обучающихся,

• адаптации обучающихся в социуме.

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В этом ярком, радостном, многоголосном и многоцветном мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту музыки, танца, живописи.

Свою деятельность по реализации поставленных целей наша школа осуществляет, помимо ведения учебного процесса, через работу четырех важных направлений:

«Детская филармония», «Детские университеты», школа молодых родителей «Лира», концертно-просветительская деятельность.

Участниками «Детской филармонии» являются учащиеся и преподаватели школы. Основными задачами «Детской филармонии» являются:

— пропаганда музыки как вида искусства среди детей и подростков (воспитанников дошкольных учреждений, учащихся общеобразовательных школ, воспитанников Детских домов),

— помощь преподавателям музыки общеобразовательных школ и музыкальным руководителям дошкольных учреждений в расширении культурно-нравственного кругозора их воспитанников.

Направление «Детские университеты» возникло от необходимости проведения факультативных занятий с обучающимися начальных классов общеобразовательной школы, программа «Детских университетов» является эффективным дополнением к программам общеобразовательных школ. Во время занятий «Детских университетов» дети знакомятся с музыкальными инструментами, жанрами музыки, с творчеством композиторов-классиков. Педагог МБОУ СОШ № 27 так отзывается о занятиях её воспитанников по программе «Детских университетов»:

«Для разностороннего развития детей, обучающихся во 2-м классе МБОУ СОШ № 27 было принято решение посещать музыкальные занятия «Детских университетов» в школе искусств. Дети с полной отдачей учатся искусству и с удовольствием выполняют творческие домашние задания. Родители моего класса благодарны школе искусств за такое творческое сотрудничество, так как их дети очень много интересного узнали и увидели, просветили своих мам и пап, рассказали и удивили».

Школа молодого родителя «Лира» появилась в Детской школе искусств № 31 не случайно. Семья имеет огромное значение в формировании эстетических ценностей ребёнка, что особенно важно в настоящее время, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появляется множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

Концертно-просветительская деятельность Детской школы искусств № 31 проводится в целях реализации творческих способностей учащихся и преподавателей, приобщения детей (в том числе с ограниченными возможностями) и взрослых к миру искусства, воспитания их музыкального и художественного вкуса, обмена творческим опытом, установления профессиональных контактов.

Мы используем такие формы концертно-просветительской работы:

• общешкольные концерты и выставки,

• отделенческие и классные мероприятия,

• выездные концертно-выставочные мероприятия,

• посещения других учреждений и т. д…

Наша школа активно сотрудничает с государственными и муниципальными учреждениями, органами власти, учреждениями культуры округа и города, предприятиями, организациями, образовательными учреждениями, жителями округа.

Договора о сотрудничестве заключены с десятью (10) детскими садами, пятью (5) общеобразовательными школами и Детским домом №1.

Только в прошлом учебном году учащиеся и преподаватели школы приняли участие более чем в двухстах (200) различных концертных мероприятиях и выставках.

Современная школа искусств работает в условиях глубоких изменений в российском обществе. Школа искусств, в центре внимания которой – ценность человеческой личности, становится более востребованной учащимися и их родителями. В условиях конкуренции на рынке дополнительного образования родители и дети отдают предпочтение тем школам искусств, художественным школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Это значит, что каждая конкретная школа может сохранить свои позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей.

В 2013 году детские школы искусств ожидают серьезные преобразования. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», вступающим в силу с 1 сентября 2013 года, в детских школах искусств предусматривается реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств на основе федеральных государственных требований. Данные программы, прежде всего, призваны обеспечить преемственность по отношению к основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств.

Серьезные изменения происходят уже сегодня в системе оплаты труда преподавателей детских школ искусств. В 2013 году средняя заработная плата преподавателя составит 75 % от средней заработной платы по региону. Безусловно, это решение должно сказаться на повышении престижа профессии преподавателя детской школы искусств и в дальнейшем обеспечить приток в систему молодых кадров. Повышение оплаты труда является не только долгожданной социальной поддержкой педагогических работников, но и подтверждением значимости роли детских школ искусств в художественном и эстетическом воспитании детей, воспитании гармонично развитой, высоконравственной личности.

С помощью всех возможных форм творческого образования детские школы искусств призваны сформировать позитивные изменения уровня культурного образования населения страны, сделать доступным освоение детьми не только традиционного, но и современного творческого инструментария в целях дальнейшего саморазвития личности, а также обеспечить условия для активного воздействия выпускниками системы на социокультурную общественную жизнь с помощью обретенных творческих навыков.

Источник

Зачем детям учиться в Детской школе искусств?

Что такое детская школа искусств. Смотреть фото Что такое детская школа искусств. Смотреть картинку Что такое детская школа искусств. Картинка про Что такое детская школа искусств. Фото Что такое детская школа искусств

Что такое детская школа искусств. Смотреть фото Что такое детская школа искусств. Смотреть картинку Что такое детская школа искусств. Картинка про Что такое детская школа искусств. Фото Что такое детская школа искусств

Что такое детская школа искусств. Смотреть фото Что такое детская школа искусств. Смотреть картинку Что такое детская школа искусств. Картинка про Что такое детская школа искусств. Фото Что такое детская школа искусств

Что такое детская школа искусств. Смотреть фото Что такое детская школа искусств. Смотреть картинку Что такое детская школа искусств. Картинка про Что такое детская школа искусств. Фото Что такое детская школа искусств Что такое детская школа искусств. Смотреть фото Что такое детская школа искусств. Смотреть картинку Что такое детская школа искусств. Картинка про Что такое детская школа искусств. Фото Что такое детская школа искусств

Количество просмотров: 6612

Когда малыш растет, у родителей возникает вопрос:
куда отдать ребенка для его всестороннего развития?

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта. С этим связано стремление родителей в первую очередь дать детям знания, научить их читать, писать, считать. Но ведь не менее важно научить их чувствовать, думать, творить, сопереживать. Сегодняшние дети знают и умеют гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, с легкостью осваивают работу на компьютере, но при этом все реже восхищаются и удивляются.
Радует, что увеличивается количество родителей, которые задумываются над происходящим и стремятся к тому, чтобы их ребенок развивался не только в информационно-компьютерной среде. Растет интерес к дополнительному образованию. Все большее значение в области такого образования детей приобретают детские школы искусств.
Учить детей музыке мечтают многие родители. Только одни уверены в необходимости музыкального воспитания ребенка и готовы сделать для этого все возможное, другие сомневаются в музыкальных способностях своего малыша и боятся ему навредить.
Действительно, зачем детям учиться в ДШИ — не всем же быть музыкантами, художниками, танцорами.
Да, не у всех получится профессионально заняться музыкой, но ведь к этому и не нужно стремиться — у каждого свой путь!

Итак, что же дает ребенку школа искусств? Какая в ней польза?
Перечислим кратко основные пункты:

Каждое из отделений Детской школы искусств имеет свои преимущества, но театральное, благодаря синтетической природе искусства театра предоставляет учащимся наибольшие возможности для развития творческих и воспитания креативных способностей. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Для ребенка – актера, как и для ребенка-зрителя, это в первую очередь мир сказок, тайн и волшебства. Это страна где правит Добро.
Это путешествие, возвращаясь из которого он уносит в своей душе самые светлые чувства. А для ребенка-актера это еще и благоприятная среда для самовыражения и самореализации, возможность «найти себя», преодолеть свои комплексы и страхи. Основной целью обучения является формирование театральными средствами творческой личности, способной к самообразованию, саморазвитию и самореализации на протяжении всей жизни. В репертуар обязательно включается работа с отрывками из произведений классики, стихотворными произведениями разных жанров, сказками и пр. Все это дает огромный толчок расширению кругозора и сферы познавательных интересов.

Исследования ученых-педагогов доказали: дети, которые занимаются искусством, учатся значительно лучше, чем их сверстники.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *