Что такое детская школа искусств
Дополнительное образование детей в отрасли культуры и искусства (детская школа искусств)
Новоселова А.А., начальник юридического отдела ФГОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных».
Основой профессионального образования в сфере культуры и искусства является развитая сеть учреждений дополнительного образования детей, к которой согласно законодательству Российской Федерации относятся детские школы искусств, кружки, студии, секции при Домах культуры или народного творчества и т.д. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей деятельность данной категории учреждений целиком ориентирована на общеэстетическое развитие подрастающего поколения. Подобную задачу выполняет и общеобразовательная школа, вводя в программы обучения предметы художественно-эстетической направленности (музыка, рисунок, хоровой класс, танец и т.д.).
В настоящее время в Российской Федерации в системе художественного образования функционируют 17,6 тысячи учреждений дополнительного образования детей, из них 95% являются муниципальными. Данная сеть охватывает 10,9 млн. детей и молодых людей от 5 до 18 лет, что составляет 49% от их общего количества.
Дополнительное образование детей, которое реализуется в кружках, творческих студиях, секциях, а также в общеобразовательных школах традиционно находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, поскольку целью данного образования является общеэстетическое развитие подрастающего поколения.
К учреждениям дополнительного образования детей относятся и детские школы искусств, составляющие одну треть от общего количества данных учреждений. В отличие от общеэстетического развития подрастающего поколения детской школой искусств (музыкального, художественного, хореографического) на протяжении целого столетия ставились иные цели и задачи.
Именно с целью сохранения методической и творческой связи между детской школой искусств и средним специальным образовательным учреждением отрасли культуры и искусства необходимо сохранить их ведомственную принадлежность. К сожалению, за последнее время в ряде регионов страны детские школы искусств перешли в ведение органов управления образованием. Среди таких регионов Вологодская область, Тюменская область, Калининградская область и др. В ряде регионов положительными факторами данного перехода явились улучшение материально-технического состояния детских школ искусств, повышение уровня оплаты труда педагогических работников. Однако при этом в деятельности детских школ искусств намечаются тенденции к разрушению связей с отраслью культуры и искусства, профессиональной направленности обучения и постепенное их приближение к целям и задачам клубной деятельности, кружков, творческих секций и т.д.
Разработанные в 2000-х годах на федеральном уровне Примерные учебные планы для детской школы искусств, в которых отражены необходимый перечень предметов и объем часов по ним, имеют, к сожалению, лишь рекомендательный характер, так как реализация учебного плана в детской школе искусств зависит от объемов финансирования, наличия педагогических кадров и состояния материально-технической базы образовательного учреждения.
Аналогичная проблема возникла и при проведении аттестации педагогических и руководящих работников на высшую и первую квалификационные категории. Данная процедура согласно нормам законодательства должна проводиться органами управления образованием, в связи с чем возникает парадоксальная ситуация: аттестацию руководящих работников, преподавателей и концертмейстеров детских школ искусств в ряде регионов проводят непрофильные специалисты по неадаптированным к отрасли критериям.
Таким образом, отсутствие обязательных нормативов по реализации образовательного процесса в детских школах искусств (например, государственных требований), передача полномочий по проведению процедур государственной аккредитации и аттестации педагогических и руководящих работников органам управления образованием привели к следующим последствиям:
Особенно остро стоит вопрос о подготовке профессиональных кадров в области музыкального искусства (исполнительства на духовых и струнных инструментах, теории музыки). В ряде регионов России в детских школах искусств закрываются хоровые отделения, исчезают оркестры духовых и народных инструментов.
Многие обозначенные проблемы детской школы искусств неразрывно связаны с нормами законодательства, а также с социально-экономическими условиями функционирования детской школы искусств, как, например:
Вышеназванные вопросы относительно функционирования и деятельности детских школ искусств должны не просто лишний раз обнажить наболевшие за последние годы у работников образовательных учреждений проблемы, но и решить их.
В настоящее время в Государственной Думе в стадии разработки находится проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования государственной поддержки дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства.
Проект федерального закона разрабатывается в целях определения специфики функционирования детских школ искусств, имеющей многолетние традиции, но не отраженной в законодательных и нормативных актах в области образования.
В настоящее время специфика детских школ искусств не отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей.
При разработке законопроекта депутаты исходят из того, что деятельность детских школ искусств как образовательных учреждений должна строиться на основе программ, учебных планов, классно-урочной системы, с промежуточной и итоговой аттестацией, выпускными экзаменами и выдачей соответствующего итогового документа об окончании школы. Обучающиеся в этих школах наряду с получением общего художественно-эстетического образования приобретают навыки и знания, необходимые для получения в дальнейшем профессионального образования в этой сфере.
Для законодательного закрепления специфики осуществления образовательного процесса в детских школах искусств необходимо:
во-первых, ввести новый тип образовательного учреждения;
в-третьих, установить требования к организации образовательного процесса при освоении предпрофессиональных образовательных программ, а также требования к приему граждан при поступлении в учреждения данного типа.
Также необходимо расширить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение предпрофессионального образования, посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации предпрофессиональных образовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников данных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, что позволит повысить уровень обучения в детских школах искусств.
Роль детских школ искусств в художественном и эстетическом воспитании детей
Роль детских школ искусств в художественном
и эстетическом воспитании детей
В наше время проблема эстетического воспитания и развития личности ребенка, формирования ее эстетической культуры является одной из важнейших задач, стоящих перед Российской школой. Обучение в детских школах искусств, получение дополнительного образования в сфере культуры и дает возможность каждому ребенку ощутить радость творчества, формирует умение чувствовать красоту окружающего мира.
Одними из важных составляющих эстетического воспитания детей являются художественное и музыкальное воспитание.
Художественное воспитание – это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, способность, по возможности, творить в искусстве.
Музыкальное воспитание – это развитие способностей к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, осознание и глубокое переживание ее содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.
Эстетическое воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством, как его самым мощным средством. Используя для своих целей художественное и музыкальное воспитание, эстетическое воспитание развивает человека в большей мере не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Целью эстетического воспитания является гармоничная личность, всесторонне развитый человек – образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства
Особое значение имеет эстетическое воспитание детей, получение ими дополнительного образования в сфере культуры для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения обучающихся. Новое время требует переосмысления существующих образовательных практик: мир стремительно меняется, – меняется общество, меняется среда обитания, появляется понимание того, что подростку, входящему во взрослую жизнь, становятся необходимы принципиально новые компетенции. Художественное и музыкальное образование вносит серьезный вклад в формирование мировоззрения молодого подрастающего поколения, воспитывает универсальные творческие навыки (компетенции), которые могут помочь ему при решении встающих перед ним задач. Кроме того, художественное и музыкальное воспитание детей направленно на создание «ситуации успеха» (по выражению отечественного психолога Льва Семеновича Выготского), что помогает самоутверждению ребенка в обществе сверстников. Раскрыв свои потенциальные возможности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, подросток более подготовлен к реальной жизни в обществе, он научен добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.
Знаменитый поэт Василий Андреевич Жуковский писал: «Третья способность души после ума и воли – творчество».
Обучение в детских школах искусств, в художественных школах, получение художественного и эстетического воспитания и дает возможность ребенку ощутить радость творчества. Зародившись в дореволюционной России, эстетическое воспитание получило своё развитие в советское время, когда почти в каждом городе были открыты детские музыкальные и художественные школы. Со временем детские музыкальные школы расширялись, учитывая потребности населения, в них открылись новые отделения: изобразительного и прикладного искусства, хореографии. Такие школы получили название детских школ искусств, что точнее отразило их предназначение.
В настоящее время на территории муниципального образования «Город Архангельск» предоставляют услуги дополнительного образования в сфере культуры 8 детских школ искусств и 1 детская художественная школа. У каждой из них своя история создания и развития, свои сложившиеся традиции, свое «лицо»… Самая старшая ДШИ № 2 им. отметила в 2010 году свой 75-летний юбилей!
Детские школы искусств г. Архангельска реализуют дополнительные образовательные программы по 22 специализациям: на отделениях инструментального исполнительства, сольного и хорового пения, общего эстетического развития, изобразительного искусства, фольклорном, хореографическом, декоративно-прикладном.
Сегодня по основным программам и на подготовительных отделениях муниципальных детских школ искусств и детской художественной школы обучаются более 3200 детей в возрасте от 4 до 17 лет. В детских школах искусств функционируют более 50 концертных творческих коллективов, среди которых хоры и оркестры, вокальные и инструментальные ансамбли, ведущие активную концертную деятельность на различных концертных площадках города и области. (Так, за 2012 год творческими коллективами городских школ искусств было проведено около 400 концертов в городе и области, кроме того коллективы и солисты из числа обучающихся и преподавателей школ приняли участие в 160 концертных мероприятиях городского уровня.)
Необходимо отметить, что, согласно статистическим данным, в школах искусств г. Архангельска работают 239 преподавателей, 200 из которых – женщины.
За высокие достижения в учебной, конкурсной и концертно-выставочной деятельности обучающиеся детских школ искусств и художественной школы становятся обладателями премий (стипендий) Министерства культуры Российской Федерации, Губернатора Архангельской области, мэра города Архангельска, бизнес-структур города.
По итогам 2012 года обучающимся муниципальных детских школ искусств, показавшим наиболее высокие результаты, были вручены 10 премий мэра города и 13 премий бизнес-структур города. Обучающиеся ДШИ № 31 Данилов Сергей и ДШИ № 5 «Рапсодия» Пирогов Илья стали обладателями премий Губернатора Архангельской области.
Кроме осуществления учебной и концертно-выставочной деятельности, детские школы искусств и детская художественная школа успешно реализуют следующие творческие проекты областного и городского уровней:
Детская художественная школа
· Конкурс детского художественного творчества «Кисточка»
· Конкурс учебных работ «Юный художник»
· Фестиваль детского и педагогического творчества Северо-Западного региона России «Созвучия Севера»
· Конкурс юных пианистов им.
· Фестиваль-конкурс исполнителей на народных инструментах «Лады народной музыки»
· Фестиваль русской духовной и классической хоровой музыки «Свет души поющей»
· Фестиваль детского музыкального и художественного творчества «Архангельское Рождество»
· Конкурс по сольфеджио «Вот это ушки»
· Фестиваль популярной музыки «Музыкальный калейдоскоп»
· Музыкально-теоретический проект «Каденция»
· Фестиваль-конкурс программной музыки «Звучащий мир»
Несколько подробнее остановлюсь на работе Детской школы искусств № 31, директором которой являюсь.
Детская школа искусств № 31 была открыта в 1971 году по решению Архангельского горисполкома (в то время она носила название музыкальной школы) и находится в округе Варавино-Фактория. Первым директором школы была Нина Федоровна Волкова, Заслуженный работник культуры Российской Федерации. В память о ней на здании школы установлена мемориальная доска.
В прошлом году в здании школы завершился капитальный ремонт и реконструкция помещений, финансируемые мэрией Архангельска, что позволило нам увеличить контингент обучающихся, полнее удовлетворяя потребность населения. В настоящее время Детская школа искусств № 31 является самой крупной муниципальной школой Архангельска, чем мы гордимся!
У нас обучаются дети по трем направлениям искусства: музыкальному, художественному, хореографическому.
В настоящее время в школе функционируют шесть отделений, на которых обучается более 400 человек:
• инструментального исполнительства (по классам фортепиано, скрипки, флейты, баяна аккордеона, гармони, домры, балалайки, гитары),
• общего эстетического развития,
• подготовительное (для детей 4-6 лет).
Надо отметить, что с сентября 2011 года обучение во всех детских школах искусств и художественной школе бесплатное.
Деятельность Детской школы искусств № 31 неразрывно связана с эстетическим и художественным воспитанием детей, а именно школа способствует:
• созданию необходимых условий для личностного развития и художественного творчества детей,
• формированию общей культуры обучающихся,
• адаптации обучающихся в социуме.
Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В этом ярком, радостном, многоголосном и многоцветном мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту музыки, танца, живописи.
Свою деятельность по реализации поставленных целей наша школа осуществляет, помимо ведения учебного процесса, через работу четырех важных направлений:
«Детская филармония», «Детские университеты», школа молодых родителей «Лира», концертно-просветительская деятельность.
Участниками «Детской филармонии» являются учащиеся и преподаватели школы. Основными задачами «Детской филармонии» являются:
— пропаганда музыки как вида искусства среди детей и подростков (воспитанников дошкольных учреждений, учащихся общеобразовательных школ, воспитанников Детских домов),
— помощь преподавателям музыки общеобразовательных школ и музыкальным руководителям дошкольных учреждений в расширении культурно-нравственного кругозора их воспитанников.
Направление «Детские университеты» возникло от необходимости проведения факультативных занятий с обучающимися начальных классов общеобразовательной школы, программа «Детских университетов» является эффективным дополнением к программам общеобразовательных школ. Во время занятий «Детских университетов» дети знакомятся с музыкальными инструментами, жанрами музыки, с творчеством композиторов-классиков. Педагог МБОУ СОШ № 27 так отзывается о занятиях её воспитанников по программе «Детских университетов»:
«Для разностороннего развития детей, обучающихся во 2-м классе МБОУ СОШ № 27 было принято решение посещать музыкальные занятия «Детских университетов» в школе искусств. Дети с полной отдачей учатся искусству и с удовольствием выполняют творческие домашние задания. Родители моего класса благодарны школе искусств за такое творческое сотрудничество, так как их дети очень много интересного узнали и увидели, просветили своих мам и пап, рассказали и удивили».
Школа молодого родителя «Лира» появилась в Детской школе искусств № 31 не случайно. Семья имеет огромное значение в формировании эстетических ценностей ребёнка, что особенно важно в настоящее время, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появляется множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.
Концертно-просветительская деятельность Детской школы искусств № 31 проводится в целях реализации творческих способностей учащихся и преподавателей, приобщения детей (в том числе с ограниченными возможностями) и взрослых к миру искусства, воспитания их музыкального и художественного вкуса, обмена творческим опытом, установления профессиональных контактов.
Мы используем такие формы концертно-просветительской работы:
• общешкольные концерты и выставки,
• отделенческие и классные мероприятия,
• выездные концертно-выставочные мероприятия,
• посещения других учреждений и т. д…
Наша школа активно сотрудничает с государственными и муниципальными учреждениями, органами власти, учреждениями культуры округа и города, предприятиями, организациями, образовательными учреждениями, жителями округа.
Договора о сотрудничестве заключены с десятью (10) детскими садами, пятью (5) общеобразовательными школами и Детским домом №1.
Только в прошлом учебном году учащиеся и преподаватели школы приняли участие более чем в двухстах (200) различных концертных мероприятиях и выставках.
Современная школа искусств работает в условиях глубоких изменений в российском обществе. Школа искусств, в центре внимания которой – ценность человеческой личности, становится более востребованной учащимися и их родителями. В условиях конкуренции на рынке дополнительного образования родители и дети отдают предпочтение тем школам искусств, художественным школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Это значит, что каждая конкретная школа может сохранить свои позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей.
В 2013 году детские школы искусств ожидают серьезные преобразования. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», вступающим в силу с 1 сентября 2013 года, в детских школах искусств предусматривается реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств на основе федеральных государственных требований. Данные программы, прежде всего, призваны обеспечить преемственность по отношению к основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств.
Серьезные изменения происходят уже сегодня в системе оплаты труда преподавателей детских школ искусств. В 2013 году средняя заработная плата преподавателя составит 75 % от средней заработной платы по региону. Безусловно, это решение должно сказаться на повышении престижа профессии преподавателя детской школы искусств и в дальнейшем обеспечить приток в систему молодых кадров. Повышение оплаты труда является не только долгожданной социальной поддержкой педагогических работников, но и подтверждением значимости роли детских школ искусств в художественном и эстетическом воспитании детей, воспитании гармонично развитой, высоконравственной личности.
С помощью всех возможных форм творческого образования детские школы искусств призваны сформировать позитивные изменения уровня культурного образования населения страны, сделать доступным освоение детьми не только традиционного, но и современного творческого инструментария в целях дальнейшего саморазвития личности, а также обеспечить условия для активного воздействия выпускниками системы на социокультурную общественную жизнь с помощью обретенных творческих навыков.
Зачем детям учиться в Детской школе искусств?
Количество просмотров: 6612
Когда малыш растет, у родителей возникает вопрос:
куда отдать ребенка для его всестороннего развития?
В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта. С этим связано стремление родителей в первую очередь дать детям знания, научить их читать, писать, считать. Но ведь не менее важно научить их чувствовать, думать, творить, сопереживать. Сегодняшние дети знают и умеют гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, с легкостью осваивают работу на компьютере, но при этом все реже восхищаются и удивляются.
Радует, что увеличивается количество родителей, которые задумываются над происходящим и стремятся к тому, чтобы их ребенок развивался не только в информационно-компьютерной среде. Растет интерес к дополнительному образованию. Все большее значение в области такого образования детей приобретают детские школы искусств.
Учить детей музыке мечтают многие родители. Только одни уверены в необходимости музыкального воспитания ребенка и готовы сделать для этого все возможное, другие сомневаются в музыкальных способностях своего малыша и боятся ему навредить.
Действительно, зачем детям учиться в ДШИ — не всем же быть музыкантами, художниками, танцорами.
Да, не у всех получится профессионально заняться музыкой, но ведь к этому и не нужно стремиться — у каждого свой путь!
Итак, что же дает ребенку школа искусств? Какая в ней польза?
Перечислим кратко основные пункты:
Каждое из отделений Детской школы искусств имеет свои преимущества, но театральное, благодаря синтетической природе искусства театра предоставляет учащимся наибольшие возможности для развития творческих и воспитания креативных способностей. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Для ребенка – актера, как и для ребенка-зрителя, это в первую очередь мир сказок, тайн и волшебства. Это страна где правит Добро.
Это путешествие, возвращаясь из которого он уносит в своей душе самые светлые чувства. А для ребенка-актера это еще и благоприятная среда для самовыражения и самореализации, возможность «найти себя», преодолеть свои комплексы и страхи. Основной целью обучения является формирование театральными средствами творческой личности, способной к самообразованию, саморазвитию и самореализации на протяжении всей жизни. В репертуар обязательно включается работа с отрывками из произведений классики, стихотворными произведениями разных жанров, сказками и пр. Все это дает огромный толчок расширению кругозора и сферы познавательных интересов.
Исследования ученых-педагогов доказали: дети, которые занимаются искусством, учатся значительно лучше, чем их сверстники.