Что такое детские деньги история 6 класс
Деньги: история денег
Деньги появились гораздо позже становления народного хозяйства: сначала древние племена использовали средства обмена (скот, рыбу, украшения меняли на хлеб, мясо, ткани), причем разные народы использовали различные средства для обмена. Например, в Мексике в качестве «денег» использовались какао-бобы, на островах Океании — жемчужины и ракушки, на Аляске и в Канаде — шкурки ценных зверей.
Такие товарно-обменные отношения были не слишком удобными и возникла необходимость в создании универсального обменного эквивалента. Так появились деньги. Сначала они были металлическими (при изготовлении в разных странах использовались такие материалы, как медь, серебро, бронза). Бумажные деньги появились лишь в 1910 году и с тех пор прочно вошли в нашу жизнь.
Возникновение денег
Первые металлические деньги, чеканные монеты, появились в VII веке до нашей эры. Они быстро распространились по всему миру, так как имели высокую стоимость при небольшом весе и объеме. Кроме того, их можно было удобно транспортировать, хранить, объединять, дробить.
С расширением товарно-производственных отношений возникла потребность в увеличении стоимости обменного эквивалента, и основными деньгами становятся серебро и золото. 910 год стал переломным моментом в истории развития денег — именно в это время в Китае появились бумажные деньги. Но если раньше их сущность заключалась просто в обязательствах выдать натуральные деньги (соответствующей ценности), то сегодня сами бумажные банкноты являются деньгами.
История денег России
До появления денег в России в качестве платы за товары и услуги принимались раковины каури, ожерелья из драгоценного металла. Примерно в восьмом веке на Руси появились дирхемы, серебряные копейки, которые получили название куны. В X веке на смену кунам пришли западноевропейские деньги, денарии — монеты из тонкого серебра, на поверхности которых красовались примитивные изображения королей. К концу X века в Киевской Руси была запущена собственная чеканка золотых и серебряных монет.
Что касается первых бумажных денег на Руси, то появились они при Екатерине II в 1769 году: выпущенные бумажные ассигнации от 25 до 100 рублей можно было свободно обменивать на деньги из меди. Примерно в это же время в Москве и Санкт-Петербурге были открыты два банка.
Развитие денег
Само слово «банкнота» в переводе с английского означает «банковская запись» — название такое было выбрано не случайно, об это явно говорит история бумажных денег.
Итак, денежная система (и в России, и в мире) стала активно совершенствоваться с появлением банков. Банки изначально выполняли исключительно функцию хранителей ценностей и денег. При сдаче на хранение денег человек получал сертификат, в котором указывалась сумма, находившаяся у банка на хранении. Это давало возможность расплачиваться не тяжелыми монетами, а легкими и удобными сертификатами. С течением времени сами сертификаты стали приравниваться к деньгам.
Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности «История возникновения денег» для детей 6–7 лет
Валентина Дмитриева
Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности «История возникновения денег» для детей 6–7 лет
Интеграция образовательных областей
Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением. Воспитание уважительного отношения к деньгам.
Закрепить знания детей о возникновении денег.
Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор.
Развивать творческие способности.
Формировать умение работать в команде.
Материал: видео, подборка слайдов, деревянные палочки для выполнения рисунка на «золотых монетках», фольга, восковые мелки, заготовки для росписи «китайских денег», карточки с вырезанными трафаретами иероглифов.
Ход занятия
Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся, и подарим им свои улыбки.
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется!
Воспитатель: Ребята, сегодня наше занятие будет необычным. А о чем пойдет речь, вы знаете,если отгадаете мою загадку:
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные!
Воспитатель: Вы правы, ребята, это деньги!
А кто мне может сказать, для чего они нужны?
Всегда ли деньги были такими как сейчас?
Как вы думаете, ребята, как люди рассчитывались, когда еще не было денег?
(Ответы детей).
Где мы можем узнать эту информацию?
А более подробную информацию, ребята, мы узнаем, посетив Музей денег. Я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию.
Приглашаю вас в зал, где мы с вами узнаем, чем люди могли расплачиваться раньше.
Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. Люди сами изготавливали необходимые для жизни вещи и добывали себе еду.
Одни охотились, другие ловили рыбу, третьи работали на земле…
Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на топоры, глиняные горшки меняли на кур, зерно на масло. Но это было неудобно. Чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга.
И люди пришли к выводу, что нужны деньги.
У одних деньгами сначала были животные: овцы, коровы, козы. Другие стали расплачиваться шкурками белок, зайцев, лисиц. Те, кто жили около моря, расплачивались солью, ракушками.
Воспитатель: Как вы думаете, это удобно было? Почему неудобно?
Дети: Такие деньги в карман не спрячешь. Это было тяжело, занимало много места.
Воспитатель: А теперь, ребята, я вам предлагаю поиграть и выполнить мои задания.
«Лежачий товар не кормит».
Воспитатель: Первый торговец продает мёд, чтобы купить домой варенье. Второй – торговал вареньем, чтобы получить деньги и купить мёд. Ребята, помогите продавцам решить возникшую проблему?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, ребята, поменяться бочонками.
Совершить обмен товаром.
Кот Матроскин решил накопить денег и купить всё, что захочет. Но пёс Шарик утверждает, что не всё продаётся и покупается. Рассудите их спор.
Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы, возвращая его мне, отвечайте, можно это купить за деньги или нельзя.
Корова, солнце, здоровье.
Топор, перо, совесть.
Ветер, молоко, дружба.
Что из названных слов, ребята, ни в какие времена нельзя не купить за деньги, не обменять?
Воспитатель: Продолжаем нашу экскурсию. Теперь я приглашаю вас в следующий зал музея. Зал монет.
Время шло, люди продолжали работать, торговать. Теперь в качестве денег стали использовать еще и камни. Первые каменные деньги были разной формы и размера.
Прошло еще много времени. Люди научились добывать металл. И придумали делать деньги из металла. Так появились первые монеты. Металлические деньги отливали в форме брусков, колец, прутиков.
• Работа за столами «Чеканщики»
Ребята, а хотите стать мастерами-чеканщиками и изготовить свои монетки? Тогда проходите в нашу мастерскую, выбирайте себе место и присаживайтесь за столы.
Я раздам вам «монетки». А вы достаньте из стаканчика палочку, с помощью которой каждый из вас нанесет свой рисунок на монетку. Будем ее чеканить.
Приступайте к работе. Палочку берем в руку правильно, как для письма. Садимся ровно.
(дети выполняют работу, звучит музыка)
Воспитатель: Вы просто молодцы, ребята, отлично справились с этим заданием.
Я предлагаю вам ваши работы поместить на стенд. Оформим выставку монет. Посмотрите на монеты друг друга. У всех они разные.
3. Появление бумажных денег.
Воспитатель: Ребята, мы продолжаем нашу экскурсию. И я приглашаю вас в следующий зал Бумажных денег.
• Работа за столами «Китайские мастера»
Воспитатель: Ребята, я снова приглашаю вас в мастерскую. Присаживайтесь за столы. Здесь работали мастера по росписи денег. Работу мастера не закончили.
Вы должны при помощи трафарета закончить эту работу. Нанести на лист с правой стороны свои иероглифы и закрасить их мелками. То есть расписать деньги. Приступайте к работе.
(дети работают за столами, звучит китайская музыка)
Воспитатель: Ребята, да вы просто мастера. Ваши работы мы тоже разместим на стенде. Это будет выставка бумажных денег. На выставку своих работ вы можете пригласить других детей, воспитателей, родителей. Рассказать им историю возникновения денег.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша экскурсия?
Какие предметы выполняли роль денег раньше?
О чем сможете рассказать другим детям?
Что вы делали в мастерских?
Дети: Какими были первые деньги.
Как появились металлические монеты и бумажные деньги.
Мы чеканили монеты и расписывали деньги. Поместили их на выставку.
Воспитатель: Сегодня у нас с вами была первая экскурсия в Музей денег. Дальше вы продолжите путешествовать уже со своими воспитателями. И чтобы вам легче было ориентироваться, я подарю вам карту государства Финансов.
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «История возникновения книги» Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме «История появления книги» Подготовила:.
Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Денежные истории» МАДОУ «Полазненский детский сад № 5» Конспект НОД по финансовой грамотности дошкольника в подготовительной группе на тему «Денежные.
Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Путешествие в страну денег» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой.
Конспект НОД по финансовой грамотности «Путешествие с монеткой по стране Экономики» в старшей группе Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Путешествие с монетной по стране Экономики» Технические средства обучения:.
Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» Если хочешь быть богатым, Нужно быть финансово грамотным. Роберт Кийосаки. Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания.
Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» Если хочешь быть богатым, Нужно быть финансово грамотным. Роберт Кийосаки. Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания.
НОД по финансовой грамотности для дошкольников «Азбука денег» Образовательные области: познание, речевое развитие, художественно –эстетическое развитие. Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию.
Оформление центра «Экономград» по основам финансовой грамотности в подготовительной группе В нашей группе оформлен финансовый центр «Экономград», который находится в стране Финансия, в городе Миллионер, Экономической области, по.
Как появились деньги: причины появления и история развития универсального средства платежа
Можно любить деньги, можно их ненавидеть, но отказаться от них в своей жизни вряд ли получится. Это поняли еще в далекой древности. Деньги – это товар, который несколько раз кардинально менял свой облик, но не свою суть. Их главная ценность состоит в способности измерять стоимость других товаров, работ и услуг. И эта ценность нисколько не уменьшилась в современном мире по сравнению с древностью.
В статье рассмотрим, как появились деньги и какой путь они прошли в своем развитии. Кратко остановимся на истории возникновения денег в России.
Почему появились деньги
Общество росло, рос и объем производимых товаров и услуг. Стало все сложнее количественно оценивать обмен. Появилась потребность в каком-то универсальном платежном средстве. Оно должно было обладать следующими свойствами:
История долго искала такое универсальное платежное средство. Один вид денег сменялся другим. И процесс продолжается до сих пор. Сегодня мы уже можем расплачиваться за товары без кошелька с физическими деньгами. И не думаю, что это завершающий этап развития.
Этапы появления и развития денег
Рассмотрим краткую историю денег от древности до современности. Выделим самые важные этапы в развитии: древний, в котором использовались деньги в виде натуральных предметов, металлический, бумажный, безналичный и электронный.
Предлагаю вам посмотреть короткое познавательное видео о том, как появились деньги.
Этап 1. Древний
На этом этапе в роли универсального платежного средства выступали натуральные товары, которые ценились не только их производителями, но и всеми остальными участниками торговых отношений.
Условно можно выделить следующие древние виды денег:
Отдельного разговора заслуживают ракушки редких моллюсков каури, которые считаются самой долговечной натуральной валютой в мире. Они начали свое хождение еще до нашей эры, а вышли из оборота только в начале XX века.
У древней валюты был существенный недостаток: она была сильно подвержена влиянию климатических или других случайных факторов. Засуха, наводнения, нашествие насекомых могли испортить урожай. Падеж скота от болезни тоже не способствовал развитию товарно-денежных отношений.
Кроме того, некоторая валюта была слишком дорогой (например, скот) и не могла использоваться для покупки каких-то небольших и дешевых товаров. А при перемещении на большие расстояния могла и вовсе потерять свою ценность. Например, меха не ценились в жарких странах.
Требовалась более стабильная денежная единица, роль которой стали выполнять металлы.
Из видео вы можете узнать, как выглядели деньги разных народов в древности.
Этап 2. Металлический
Сначала роль денег выполняли кусочки металла: золото (иногда в виде золотого песка), серебро, медь, бронза. Это были природные богатства, которые, с одной стороны, широко распространены по миру, а с другой – требуют приложения усилий для добычи.
Металлы обладали рядом преимуществ перед натуральными деньгами:
В XIII веке до н. э. металлы использовались в виде слитков разного веса. Это тоже было неудобно, поэтому в VII веке до н. э. началась чеканка монет. Плоская форма была намного удобнее для хранения, транспортировки и применения при оплате за товары и услуги. Металлические монеты распространились по всему миру.
Стоимость монеты определялась себестоимостью металла, из которого она была сделана. В производстве использовалось золото, серебро, сплав из золота и серебра, медь, бронза, сплав из никеля и алюминия.
В качестве эмитента выступало независимое государство. Оно определяло вид металла, из которого изготавливалась монета, и вес. Ценность денег регулировалась рынком.
Этап 3. Бумажный
Оплата драгоценными монетами тоже имеет свои неудобства: это небезопасно, иногда тяжело носить с собой и требует времени на проверку чистоты металла. Люди стали пользоваться услугами специальных помещений для хранения, а взамен владелец такой кладовой выдавал сертификат (квитанцию). Количество золота точно соответствовало количеству, указанному в бумажных квитанциях.
В 910 г. в Китае появились первые бумажные деньги. Ими стали сертификаты, где было записано, сколько человек отдал металлических денег на хранение. Предъявителю сертификата выдавалось необходимое количество монет из кладовой. Но постепенно такими записями стало возможно расплачиваться за товары и услуги без необходимости получения физических денег. В Европе и США бумажные деньги начали печататься только к XVII веку.
Еще позже, когда стало очевидно, что на хранении лежит больше золота, чем выдается по требованию владельца, будущие банкиры стали выдавать квитанции, не обеспеченные драгоценным металлом, в виде кредита под проценты.
Этап 4. Безналичный
На смену бумажных денег приходят пластиковые карточки. Это уже наша современность. Первая кредитная карта появилась в США в 50-х годах прошлого века. Ею можно было только оплатить посещение ресторана. Представляла она собой кусок картона.
Но идея понравилась банкам. Они наладили эмиссию таких платежных средств для безналичной оплаты товаров и услуг. Система защиты карточек тоже развивалась: тиснение, магнитная полоса, микросхемы.
Этап 5. Электронный
Массовая компьютеризация привела к возникновению электронных денег. Выделим следующие их разновидности:
История денег в России
Если пройтись по описанным выше этапам появления и развития денег, то в России этот процесс будет выглядеть так:
Предлагаю посмотреть короткий фильм об истории денег в России.
Заключение
Я не знаю, какие деньги будут через 50, 100 или 200 лет. Изучив историю их развития, понятно, что в качестве платежного средства может выступать абсолютно все. Главное, чтобы это имело ценность еще для кого-то.
Я призываю вас уважать и ценить деньги. Ведь это всего лишь средство, которое может использоваться для развития человека и мира вокруг.
Познавательное занятие «История денег»
Открытое занятие 6,7класс
Тема: «Родословная денег»
Форма: путешествие в историю денег
— познакомить детей историей возникновения денег;
— расширять кругозор детей;
— воспитывать у детей стремление к познанию нового.
1. Организационный момент
2. Вступительная беседа
— Кто мне скажет, что искали на острове герои книги «Остров сокровищ»?
— А в чем хранили сокровища? (сундуки, шкатулки)
— У нас тоже есть шкатулка, давайте посмотрим, может быть в ней тоже спрятаны какие-нибудь сокровища (в шкатулке находятся старинные деньги)
— Посмотрите внимательно, это современные деньги?
— Как вы это определили?
— Давайте посмотрим, в каком году выпущены эти деньги (с 1880 по 1991гг.)
— Здесь есть монеты и купюра, чем они различаются?
— Почему бумажные деньги называются «купюра»? (словарь Ожегова «купюра «– отдельная облигация определенного достоинства)
— А почему «монета» так называется, нам расскажет Настя.
(в древнем Риме самыми главными богами были Юпитер и его жена Юнона Монета, что в переводе означало «наставница, советчица». По легенде, именно она подсказала римлянам, где добыть средств на тяжелую войну с сильным противником. В знак благодарности, римляне воздвигли ей храм на самом высоком месте Рима, на вершине Капитолийского холма. А еще, они приняли закон, по которому разрешалось чеканить деньги только в этом храме. С тех пор в Риме, а затем и во всем мире металлические деньги стали называть монетами).
— А как вы думаете, когда вообще появились деньги?
— А что появилось раньше монеты или бумажные деньги?
— Ответы на эти вопросы мы постараемся найти на нашем сегодняшнем занятии.
3. Путешествие в историю
— Для того чтобы найти ответы на вопросы, нам придется совершить путешествие по истории человечества.
Точную дату появления денег назвать невозможно. Кто их изобрел – тоже неизвестно. Произошло это примерно 7 тысяч лет назад.
— А как древние люди приобретали себе необходимое?
— Когда люди перестали жить собирательством и охотой, научились изготавливать разные вещи, они поняли, что необходим какой-то товар, который бы обозначал ценность изделия и труда. Долгое время в качестве обозначения ценности использовался скот. То есть можно было обменять товар на домашних животных. И от того, сколько скота было у человека, определяли, богат он или нет.
Со временем, роль обменного товара закрепилась за благородными металлами – золотом и серебром, так как они легко превращались в слитки, делились на части и мало изнашивались. Первые металлические деньги появились в 7 веке до нашей эры в античной стране Лидии.
Б) Появление монет на Руси
На Руси монеты появились в Х веке, они чеканились из серебра. Сохранились
«серебряники» русского князя Владимира. На одной стороне изображен князь,
гласит: «Володимир на столе, а се его серебро».
В ХII и ХIII веках русские монеты исчезли из обращения. Киевская Русь
распалась на отдельные княжества, и чеканка единой для всех монеты
прекратилась. Историки называют это время безмонетным периодом.
прямоугольной или шестиугольной формы. Покупательная способность гривны
была очень высока. За одну гривну давали 200 беличьих шкурок.
Солидная гривна не всегда оказывалась удобной для расчетов при небольших
торговых операциях. Нужна была более мелкая «монета», и гривны стали рубить
пополам. Так появились на свет «рубли». Когда товар стоил дешевле, рубль
разрубали пополам – получались две полтины. А еще рубль можно было разрезать
на 50 частей и назывались они « резани».
При Петре I, начали выпускать золотые монеты. В 18 веке наиболее распространенной золотой монетой был «червонец».
В результате денежной реформы 1895-1897 гг. был введен в качестве государственной российской денежной единицы был принят золотой рубль с содержанием 17,424 доли (0,774 г) чистого золота. Эта денежная единица воплощалась в золотых, серебряных и медных монетах. (показать «николаевский» рубль).
В) Появление бумажных денег
«Николаевский» рубль отличался виртуозной сложностью исполнения: изображения на нем нередко превосходили по утонченности даже рисунки и гравюры лучших художников разных эпох. (показать купюру).
Г) Изменения денег в XX веке
В 1917 году, после революции, когда был свергнут император и наша страна стала называться СССР, правительство приняло решение ввести новые деньги. В 1922-1924 гг. была проведена денежная реформа и были определены все элементы денежной системы. Денежной единицей стал червонец, или 10 рублей. (показать фото).
В дальнейшем, деньги в нашей стране еще несколько раз меняли свой облик. И сейчас они выглядят вот так (показать монеты 90-х годов, современные деньги).
4. Рубрика «Это интересно»
— А сейчас Саша Смирнов расскажет нам о необычных монетах – рекордсменах.
Самая маленькая монета была отчеканена в Неаполе в 1740 году. Она весила всего 0,002 грамма. Её размер – 2 на 2 миллиметра.
Самая большая из известных монет – золотой «талант», размером 17 на 10 см, которой уже более 400 лет. Она считается национальным достоянием Японии.
Самая тяжелая монета, достоинством 10000 долларов, была выпущена в 1993 году в Австралии. Она весит 1 килограмм.
Самая маленькая купюра была отпечатана в Румынии в 1917 году. Её размер 2,7 см на 3,8 см.
Самая большая купюра появилась в Китае в XIV веке. Её размеры 22,8 см на 33 см.
— Сегодня мы с вами совершили небольшое путешествие в истории и познакомились с историей появления денег.
— Так что появилось раньше монета или купюра?
— А почему на Руси монету называли «рубль»? «копейка»?
— Что нового и интересного вы узнали сегодня на занятии?
НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «История денег»
МДОУ комбинированного вида «Детский сад №35
Конспект образовательной деятельности в ДОУ
В подготовительной группе.
Тема: «История денег»
Тема: «История денег»
Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением.
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Расширять знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
Совершенствовать умения грамматически правильно, последовательно строить высказывания.
Расширять активный словарь, активизировать в речи детей такие названия, как банкнота, купюра, наминал, водяные знаки.
Развивать логическое мышление, память, расширять кругозор.
Развивать творческие способности.
Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
Продолжать совершенствовать вычислительные навыки при сложении двух чисел, используя цифры в пределах 10.
Воспитывать экономность, бережливость.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Чтение сказки «Золотой ключик», рассматривание денежных купюр, поход в магазин игрушек. Создание мини музея «выставка разнообразных денег». Презентация на тему «История чеканки монет.
ИКТ, игра «Веселый счет», «Добавь словечко» Проблемная ситуация, самостоятельная деятельность детей.
Материалы и оборудование
Топор, кувшин, овчинка, ракушки, монеты, бумажная расписка в шкатулке. Бумажные купюры советских времён, электронные карточки. Современные купюры, монеты разного достоинства. Презентация при рассказе. Карточки с изображением цифр, бумага, простой карандаш, ножницы,
Дети стоят в кругу:
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)
В группе, на видном месте лежит мешочек с камешками.
Дети находят его, выдвигают свои версии, кто его потерял. Вдруг появляется Буратино:
-Ребята, здравствуйте, я спешил на ярмарку, но потерял свой мешочек, в нем разноцветные камешки. Мне так хотелось купить азбуку.
—Воспитатель: Здравствуй, Буратино, возьми, пожалуйста, свой мешочек. Но чтобы что-то купить нужны деньги, а у тебя камешки.
Сейчас все расплачиваются за товар деньгами.
—Буратино: Какие деньги?
— Воспитатель : Ребята, давайте попробуем объяснить Буратино, что такое деньги.(Дети выдвигают свои гипотезы)
—Воспитатель:А для чего они нужны?
—Воспитатель:Всегда ли деньги были такими как сейчас?
-Как вы думаете, ребята, как люди рассчитывались, когда еще не было денег?
-Где мы можем узнать эту информацию?(Книги, интернет)
-А более подробную информацию, ребята, мы узнаем, посетив Музей денег. Я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию.
Предлагаю отправиться в прошлое и узнать историю возникновения денег.
Рассказ сопровождается показом презентаци
Презентация «История денег»
Они просто обменивались различными предметами. Гончары меняли горшки. Кузнецы – топоры. Земледельцы – зерно. Скотоводы – овец, шерсть, кожу.
Обмениваться разными вещами.
— Воспитатель: Как вы думаете, это удобно было? (ответы детей)
Дети : Такие деньги в карман не спрячешь. Это было тяжело, занимало много места.
—Воспитатель: А теперь, ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Веселый счет»
Под музыку дети подскоками двигаться по кругу и напевают:
«Все умеем мы считать, даже можем показать, прыгай, прыгай не зевай, себе цифру выбирай»! (Карточки, с изображением цифры, от 1 до 10, лежат на полу, изображением вниз. Рядом, на двух столах, лежат наборы цифр )
С окончанием музыки берут любую карточку, а затем составляете свое число из двух меньших чисел.
— Воспитатель: Отлично! Продолжаем наше путешествие.
—Воспитатель: В разные времена деньгами служили морские раковины, камни, шкурки животных. Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении или при переходе из рук в руки.
Прошло еще много времени. Люди научились добывать металл. И придумали делать деньги из металла. Так появились первые монеты.
Металлические деньги отливали в форме брусков, колец, прутиков. Слово «рубль» произошло от слова «рубить», так как монеты в то время не чеканили. Их попросту рубили, из длинного куска металла на маленькие кусочки, которые имели разную величину и вес. Было не очень удобно рубить длинные рубли. Сейчас таких рублей нет, но есть другие круглые
монеты, с таким же названием «Рубль». Кстати, когда монеты начали чеканить в Российской империи, то на монетах, выдавливали три, пять точек,
В нашей стране деньги называют РУБЛИ.
Металлические деньги – монеты, называем КОПЕЙКОЙ. Слово КОПЕЙКА произошло из-за того, что на монете изображен всадник с копьем. Давайте рассмотрим наши деньги.
(Детям предложены монеты, разного достоинства. Дети рассматривают их, сравнивают)
—Буратино: Я тоже хочу чеканить монеты!
Воспитатель: Предлагаю сделать монетки.
Буратино вместе с детьми раскатывает кусочки пластилина, режет и делает оттиск настоящей монетой.
—Буратино: А что было дальше?
Так как металлические деньги были тяжелы и занимали много места, люди
придумали другой выход. Появились бумажные деньги, размера, как лист бумаги.
А расписывались бумажные деньги иероглифами – китайскими буквами. Каждый иероглиф имеет свое значение: солнце, небо, луна, земля, человек. В каждой стране есть свои деньги.
Они впервые появились в Китае и сначала были очень большого размера.
—Воспитатель: Как одним словом можно назвать бумажные деньги?
Все бумажные деньги всех стран мира называться: банкноты или купюры.
-Из чего изготавливают купюру?
Купюры делают из специальной бумаги. Для чего, как вы думаете ребята?
-Что вы еще видите на купюре?
На деньги наносят специальные защитные знаки (водяные знаки), если посмотреть на банкноту, повернув ее на свет, то мы их сможем увидеть.
Наминал – это стоимость данной банкноты.
Что вы еще увидели? (Герб – эмблема российского банка изображен в виде орла).
Игра «Добавь словечко»
-А давайте закрепим наши знания, поиграем в игру, «Добавь словечко».
Я буду говорить словосочетание, а вы противоположное значение.
Монета круглая, а банкнота…..
Банкнота бумажная, а монета….
Монета звенит, а банкнота….
Рубль с гербом, а монета с…..
-Молодцы. А вы знаете, где изготавливают деньги?
Монеты на монетном дворе, а купюры на фабрике.
— Воспитатель: Какими деньгами сейчас расплачиваются в магазине? (ответы)
-Для удобства были придуманы электронные деньги. Для того чтобы мы могли пользовать электронными деньгами, были придуманы банковские карты на которых хранятся электронные деньги.
И поэтому в место наличных денег, которые мы держим в руках, чаще используем банковские карточки.
-Удобно ли расплачиваться банковской картой, а не купюрами? (ответы детей)
-Их основное достоинство в том, что они занимают мало места в кошельке. И с их помощью можно рассчитываться в магазинах, в маршрутках, в аптеках и других учреждениях.
Самостоятельная деятельность детей
Буратино : « Спасибо, ребята за вашу помощь, я теперь знаю, что такое деньги и как они появились.
Воспитатель: Буратино! А как же азбука?
Ребята! Поможем Буратино купить азбуку?
Дети делают монеты способом «оттиск»
Для выполнения этого задания нам потребуются простой карандаш, листок бумаги, и несколько монет разного достоинства.
Монеты ложатся на стол, на любую ровную поверхность и накрываются сверху листом бумаги. Потом карандашом штрихуются поверх бумаги. В итоге на бумаге проступает изображение монеты. Сама монета неровная, на ней выделены объемные цифры, изображение герба, различные надписи. Все эти надписи покажет простой карандаш.
Затем нужно монетку вырезать по контуру.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Умным станешь ты тогда!.
Буратино прощается с детьми, уходит.
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы узнали о деньгах.
1.Как одним словом называют бумажные деньги?
2. В какой стране появился первые бумажные деньги?