Что такое деятельность и что такое мышление

1.5 Мышление и деятельность

Познание окружающего мира происходит с помощью органов чувств и мышления. Мышление является основой рационального познания. Мыслящий человек задаёт вопросы и ищет на них ответы. В процессе мышления он обрабатывает информацию, устанавливает причинно – следственные связи между предметами и явлениями.

Запомните определение термина урока:

Итак, запомните! Поведенческая активность животных целесообразна, а деятельность человека целесообразна, целеполагательна и целенаправленна. Она носит сознательный, преобразовательный, орудийный, продуктивный и общественный характер.

Деятельность состоит из структурных единиц. Человек, без которого деятельность невозможна, является субъектом. То, на что направлена деятельность субъекта называется объектом. Например, врач (субъект) лечит больного (объект); Саша (субъект) моет посуду (объект). Почему врач лечит больного, а Саша моет посуду? Потому что в этом есть нужда, то есть потребность. Она тоже входит в структуру деятельности. На основе потребностей формируются мотивы, которые побуждают к деятельности. Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, мотивы игровой деятельности у разных людей различны: один хочет победить, второму интересен сам процесс, третий играет ради общения и т.д. Одним из важных элементов в структуре деятельности является цель. Это идеальный образ результата, которого бы человек хотел достигнуть. Для достижения цели человек использует предметы, технологии, способы и другие средства. Например, ученик хочет сдать государственную итоговую аттестацию по обществознанию на высший балл – это цель. Для этого он использует такие средства, как курс обществознания на портале Cknow, онлайн-тестирование, занятия с репетитором, учебники, пособия, таблицы и др. Любая деятельность является процессом, а значит состоит из цепи действий, реализуя которые можно добиться своей цели. Если человек достиг цели, значит он получил результат своей деятельности.

Подытожим, в структуру деятельности входят такие элементы, как:

По содержанию деятельность бывает трудовая, учебная и игровая.

Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть фото Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть картинку Что такое деятельность и что такое мышление. Картинка про Что такое деятельность и что такое мышление. Фото Что такое деятельность и что такое мышлениеУровни способностей

Почему одна и та же деятельность у одного человека получается лучше, чем у другого? Всё дело в способностях человека. Существует несколько уровней способностей:

Источник

Мышление и деятельность

Содержание:

Мышление

Мышление стало объектом изучения ещё в античные времена такими учёными, как Парменид, Эпикур, Аристотель, Протагор. В Средние Века интерес вызывал эмпирический характер. А уже во времена Возрождения рационалисты считали мышление актом, лишённым чувств и эмоций. В 20в. появились такие течения, рассматривающие мышлении, как бихевиоризм, психоанализ, психологическая теория деятельности.

Этапы мышления:

Типы мышления

Выделяют 3 базовых типа:

Виды мышления

Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть фото Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть картинку Что такое деятельность и что такое мышление. Картинка про Что такое деятельность и что такое мышление. Фото Что такое деятельность и что такое мышление

Деятельность

Деятельность – форма человеческого отношения к окружающему миру, базирующаяся на потребностях в преобразовании действительности. Отличительной чертой от жизнедеятельности животных выступает то, что деятельность человека предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и оказывающего воздействие на него.

Структура деятельности

Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть фото Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть картинку Что такое деятельность и что такое мышление. Картинка про Что такое деятельность и что такое мышление. Фото Что такое деятельность и что такое мышление

Цель – стремление субъекта выполнить поставленную задачу.

Средства – те элементы и предметы, с помощью которых осуществляется достижение цели.

Действия – элемент, носящий самостоятельную задачу.

Результат – конечный итог проделанного, в результате которого потребность удовлетворяется или не удовлетворяется.

Субъект – действующее лицо (человек, коллектив)

Объект – то, на что направлена деятельность человека. Объектами выступают природные ресурсы, другой человек, сам субъект.

Классификации деятельности

Типы деятельности

Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть фото Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть картинку Что такое деятельность и что такое мышление. Картинка про Что такое деятельность и что такое мышление. Фото Что такое деятельность и что такое мышление

Игра – вид деятельности, целью которого приходится не результат, а сам процесс.

Учение – деятельность, направленная на получение новых знаний, сведений, навыков. Разделяется на организованное – процесс обучение происходит в специализированных учреждения, и неорганизованное – носит характер самообразования.

Труд – сознательная деятельность, направленная на получение материальных благ.

Источник

ЕГЭ по обществознанию: мышление и деятельность; потребности и интересы

Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть фото Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть картинку Что такое деятельность и что такое мышление. Картинка про Что такое деятельность и что такое мышление. Фото Что такое деятельность и что такое мышление

ЕГЭ по обществознанию: мышление и деятельность; потребности и интересы

Тема 1.5. Мышление и деятельность

Мы продолжаем подготовку к ЕГЭ по обществознанию. Сегодня мы коснемся довольно легкой и понятной темы — Мышление и деятельность. С этой темой, как и со всем блоком Человек и общество, проблем быть не должно. Приступаем к теории!

Мышлениеэто процесс деятельности мозга, который характеризуется способностью человека рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Мышлению характерные следующие свойства:

Мыслительные операции (приемы мышления)

Этапы процесса мышления

Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть фото Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть картинку Что такое деятельность и что такое мышление. Картинка про Что такое деятельность и что такое мышление. Фото Что такое деятельность и что такое мышление

Типы мышления

Виды мышления

Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть фото Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть картинку Что такое деятельность и что такое мышление. Картинка про Что такое деятельность и что такое мышление. Фото Что такое деятельность и что такое мышление

Понятие “деятельность”

Деятельностьспособ взаимодействия человека с окружающим миром, направленный на его познание и преобразование.

Структура деятельности

Виды деятельности

Выделяют всего четыре вида деятельности:

Функции общения

Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть фото Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть картинку Что такое деятельность и что такое мышление. Картинка про Что такое деятельность и что такое мышление. Фото Что такое деятельность и что такое мышление

Рассмотрим примеры тестовых заданий

С теорией мы закончили, теперь пора начинать практику. Приступайте к выполнению первого типового задания самостоятельно, а затем проверяйте свои ответы.

Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть фото Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть картинку Что такое деятельность и что такое мышление. Картинка про Что такое деятельность и что такое мышление. Фото Что такое деятельность и что такое мышление

Правильный ответ: суждение

Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть фото Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть картинку Что такое деятельность и что такое мышление. Картинка про Что такое деятельность и что такое мышление. Фото Что такое деятельность и что такое мышление

Правильный ответ: №4

Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть фото Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть картинку Что такое деятельность и что такое мышление. Картинка про Что такое деятельность и что такое мышление. Фото Что такое деятельность и что такое мышление

Правильный ответ: №3

Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть фото Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть картинку Что такое деятельность и что такое мышление. Картинка про Что такое деятельность и что такое мышление. Фото Что такое деятельность и что такое мышление

Правильный ответ: 32143

Тема 1.6. Потребности и интересы

Потребностьнужда человека в том, что составляет основу его существования. Удовлетворение потребностей необходимо для поддержания жизнедеятельности.

Виды потребностей

Различают три вида потребностей:

Американский психолог А.Маслоу в своей пирамиде потребностей среди вышеперечисленных видов потребностей расположил еще экзистенциальные и престижные потребности.

Экзистенциальные потребности. Сюда относят: потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, страховании от несчастных случаев.

К престижным потребностям относятся: потребность в самоуважении, уважении со стороны других, признание, достижение успеха, служебный рост.

Таблица потребностей А.Маслоу

Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть фото Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть картинку Что такое деятельность и что такое мышление. Картинка про Что такое деятельность и что такое мышление. Фото Что такое деятельность и что такое мышление

Потребности можно также разделить на индивидуальные и общественные. Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека. Общественные потребности складываются из интересов большинства индивидов.

Кроме того, потребности бывают разумными и мнимыми (ложными).

Разумные потребности (стремление к истине, красоте, знаниям) способствуют развитию личности и сохранению здоровья человека, в то время как мнимые потребности ведут к разрушению здоровья и деградации личности. К мнимым потребностям относятся: курение, алкоголь, наркотики.

Понятие “интерес”

Потребности лежат в основе возникновения интересов.

Интересэто индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется повышенным вниманием и целенаправленным отношением к объекту потребности.

Рассмотрим примеры тестовых заданий

С теорией мы закончили, теперь пора начинать практику. Приступайте к выполнению первого типового задания самостоятельно, а затем проверяйте свои ответы.

Источник

Мышление и деятельность

Развитие общества — результат деятельности людей.
Отличия деятельности человека от поведения животных:

ЖивотноеЧеловек
Взаимодействие с окружающей средойПриспособление к окружающей средеПриспособление и преобразование природных и социальных условий
ЦельЗадаётся инстинктомЗадается не только инстинктом, но и ставится самим человеком, творческий характер.
ПоведениеЦелесообразное, т. е. сообразующееся с цельюЦелесообразное и целеполагающее (целеполагание — это способность ставить новые цели и определять средства их достижения).

Деятельность — это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.

Структура деятельности
Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностейЦель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельностьСредство – это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметыДействия — это проявление волеизъявления людейРезультат – это конечный итог, завершающий деятельность

Субъект — это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом.
Объект — это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.

Многообразие деятельности

Деятельность
ПрактическаяДуховная
Направлена на изменениеСвязана с преобразованием сознания людей
природыобществаПознавательная деятельность — это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах
Это материально-производственная деятельностьЭто социально-преобразовательная деятельностьЦенностно-ориентировочная деятельность – это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения
Прогностическая деятельность — это предвидение; планирование возможных изменений реальности
Все эти виды деятельности связаны между собой

Виды деятельности в зависимости от результатов:

СозидательнаяРазрушительная
Результатом является «вторая природа» (культура)Это результат войны, безответственного хозяйствования, административной деятельности
Деятельность — благоДеятельность — зло

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

Репродуктивная деятельность — направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

Творчество или продуктивная деятельность

Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существующее ранее.
Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств.
Результатом может быть что-то качественно новое, в виде нового результата, в виде нового пути (новых средств) достижения известного результата.

Игровая деятельность

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях.
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством.
Особенности: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры.
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность), обеспечивает познание и усвоение предметной действительности.

Трудовая деятельность

Труд — это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность.
Особенность: направлена на достижение практически полезного результата.
Цель: преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека.
Осуществляется под влиянием необходимости. Преобразует и совершенствует самого человека.

Учебная деятельность

Учение — это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.
Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни.
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач.

Деятельность и общение

Разные подходы к связи деятельности и общения
Общение равно деятельности, т. к. общению присущи признаки деятельностиОбщение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельностиОбщение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности

Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.

Субъект общения
Реальный, т. е. существующий в жизниОбщение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельностиОбщение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности
Реальный, т. е. существующий в жизниИллюзорный, т. е. тот, на кого переносят свойства реального субъектаВоображаемый, т. е. существующий в воображении
Друг, родитель, знакомыйЖивотное, игрушкаБог, внутренний голос

Цель общения — это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.

Средства общения
Вербальные (словесные)Невербальные (несловесные)
Речь (язык)Это все средства общения, кроме речи
ВнутренняяВнешняяЗнаковые системыСигналыОблик человека
МыслиУстная, письменнаяРисунки, чертежиГорн, свисток, светофорМимика, жесты, тембр голоса

Содержание общения — это информация (знания, сведения, навыки, эмоциональное состояние).

Цели и функции общения
Обслуживание деятельности: общение на производстве (на работе)Общение — самоцель, общение с другом, с любимым, с близким, с искусствомПриобщение к опыту, к знаниям, к ценностям; это общение учителя с учениками

Общение — это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.

СущностьОбмен информацией (взаимная передача)Односторонняя передача
УчастникиСубъект — объект, активно взаимодействующиеСубъект — объект, обособление
ДействияРавнозначныеОдносторонние
Обратная связьАктивная, обогащает информациюОтсутствует или формальна
ИнформацияОбогащается, дополняется, видоизменяется, уточняетсяВоспринимается с потерями или без них

Сознательное и бессознательное

Сознание
ПознаниеСамосознаниеВоляПереживание

Сознание — это высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются с сознанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Структура сознания
Предметное сознание – направлено на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьмиСамосознание — это осознание человеком самого себя (как индивида и как личности), своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему мируПереживание как элемент сознания (широкое значение) — это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни

Сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образцах.
Отражение — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность (человеческое общество, природу).
Общественная психология — это совокупность мыслей, представлений, социальных чувств, нравов, привычек, иллюзий, возникающих у людей стихийно под непосредственным влиянием их повседневной жизни.
Идеология — это система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы определённой социальной группы.
Общественное мнение — это синтез обыденного и теоретического сознания; представляет собой суждения людей по поводу фактов действительности.
Обыденное сознание — это качественно низкий уровень отражения действительности, когда сознание слитно, не дифференцировано (не раздельно) на определённые формы.
Мышление — это движение, чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.

Широкое значение: это все умственные процессыУзкое значение: это произвольное соединение или разъединение элементов сознания (представлений, эмоций, воспоминаний и др.)

Мысль – это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).

Особенности мышления
Опосредованный характерОбобщённость
То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства – через другие, неизвестное – через известноеТак как свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение – познание общего и существенного

Виды мышления по месту в мысленном процессе слова, образа и действия и их соотношению между собой:

Конкретно-действенное, или практическоеКонкретно-образное, или художественноеАбстрактное, или словесно-логическое, или теоретическое
Направлено на решение корректных задач в условиях практической деятельностиХарактеризуется воплощением отвлечённых мыслей, обобщений в конкретные образыНаправлено на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе

Бессознательное – это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект, непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматические действия, патологические состояния.

Источник

Что такое деятельность и что такое мышление

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть фото Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть картинку Что такое деятельность и что такое мышление. Картинка про Что такое деятельность и что такое мышление. Фото Что такое деятельность и что такое мышление

Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.

Процесс мышления проходит ряд этапов.

Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть фото Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть картинку Что такое деятельность и что такое мышление. Картинка про Что такое деятельность и что такое мышление. Фото Что такое деятельность и что такое мышление

Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.

Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.

Мышление – сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.

Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть фото Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть картинку Что такое деятельность и что такое мышление. Картинка про Что такое деятельность и что такое мышление. Фото Что такое деятельность и что такое мышление

На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.

Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть фото Что такое деятельность и что такое мышление. Смотреть картинку Что такое деятельность и что такое мышление. Картинка про Что такое деятельность и что такое мышление. Фото Что такое деятельность и что такое мышление

В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление».

Образ; язык; представление; темперамент; знак.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *