Что такое деятельность изобразительная деятельность

Виды изобразительной деятельности и их значение в развитии дошкольника

Что такое деятельность изобразительная деятельность. Смотреть фото Что такое деятельность изобразительная деятельность. Смотреть картинку Что такое деятельность изобразительная деятельность. Картинка про Что такое деятельность изобразительная деятельность. Фото Что такое деятельность изобразительная деятельность Гасова Варвара Александровна
Виды изобразительной деятельности и их значение в развитии дошкольника

Виды изобразительной деятельности и их значение

в развитии дошкольника

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Рисование, лепка, аппликация и конструирование – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают.

Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх. В детском саду применяются следующие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

Таким образом, занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует не только умственному и эстетическому воспитанию дошкольников, но и развитию их творческих способностей.

2. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования.Изд-во: Педагогическое общество России. – М., 2007.

3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.

Что такое деятельность изобразительная деятельность. Смотреть фото Что такое деятельность изобразительная деятельность. Смотреть картинку Что такое деятельность изобразительная деятельность. Картинка про Что такое деятельность изобразительная деятельность. Фото Что такое деятельность изобразительная деятельностьИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Что такое деятельность изобразительная деятельность. Смотреть фото Что такое деятельность изобразительная деятельность. Смотреть картинку Что такое деятельность изобразительная деятельность. Картинка про Что такое деятельность изобразительная деятельность. Фото Что такое деятельность изобразительная деятельностьКонструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Термин «конструирование» означает приведение в определенное.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Мастер-класс для педагогов «Эти строки посвящаю Родине своей. Значение поэзии в развитии дошкольника» Цель мастер-класса: Обратить внимание педагогов на значение поэзии в развитии дошкольника. Материалы и оборудование: материал для разучивания.

Выступление на педагогическом совете «Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника» Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности,.

Что такое деятельность изобразительная деятельность. Смотреть фото Что такое деятельность изобразительная деятельность. Смотреть картинку Что такое деятельность изобразительная деятельность. Картинка про Что такое деятельность изобразительная деятельность. Фото Что такое деятельность изобразительная деятельностьЗначение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителей Конструктивная деятельность тесно связана с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, а также средством всестороннего.

Что такое деятельность изобразительная деятельность. Смотреть фото Что такое деятельность изобразительная деятельность. Смотреть картинку Что такое деятельность изобразительная деятельность. Картинка про Что такое деятельность изобразительная деятельность. Фото Что такое деятельность изобразительная деятельностьЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника. Младший дошкольный возраст В дошкольном возрасте основным видом деятельности дошкольника является игра, с помощью которой происходит формирование всех сторон личности.

Источник

Изобразительная деятельность как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста

Что такое деятельность изобразительная деятельность. Смотреть фото Что такое деятельность изобразительная деятельность. Смотреть картинку Что такое деятельность изобразительная деятельность. Картинка про Что такое деятельность изобразительная деятельность. Фото Что такое деятельность изобразительная деятельность Анна Петренко
Изобразительная деятельность как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста

Художественная деятельность, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего, эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила широкого воспитательного значения и в настоящее время. Об этом пишут художники, педагоги, психологи, русские и зарубежные ученые.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображение (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма компонентов эстетического чувства. Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве и в детском творчестве. Цветовые свойства предметов и явлений окружающего мира рано привлекают внимание ребенка, сильно воздействуют на него. Однако бывает, что дети в процессе создания изображения не обращают внимания на цвет, как бы игнорируют его. Лишь в некоторых случаях цвет выступает для детей как неотъемлемое свойство предметов, например, зелень хвои, окраска некоторых видов цветов (ромашки, васильки, незабудки и др.) Широко распространено мнение, что, дети любят яркие цвета и сами используют их как средство выразительности.

У детей старшего дошкольного возраста возможно целенаправленное развитие чувства цвета. Для этого необходимо обеспечивать эстетическое восприятие цвета, цветосочетаний, вызывать эмоциональную отзывчивость ребенка на цвета и сочетания их, учить детей оценке цветового решения изображения и использованных цветосочетаний. Разнообразные виды деятельности декоративное рисование, художественное конструирование, знакомство с произведениями живописи цветовое восприятие и представления о цвете, также умение применять знания и практические навыки в использовании цвета и оттенков в продуктивной деятельности, а также могут формироваться в разнообразных дидактических играх и упражнениях.

Важным средством художественной выразительности, которым могут овладеть дети на занятиях является ритм. Многие исследователи детского изобразительного творчества обращали внимание на тот факт, что отдельные проявления ритма, характерные для реалистического искусства, обнаруживаются уже в дошкольном рисовании. При этом отмечаются две формы его проявления – в процессе рисования, то есть в ритмичности рисовальных движений, и в пространственной организации листа. Придавая большое значение чувству ритма, исследователи включат его в качестве компонента в способности к художественным различным деятельностям, в том числе и к рисованию. Анализ произведений изобразительного искусств позволили выделить ритмические структуры, выступающие в качестве «МЕРОК»,эталонов:

Оказалось, что в процессе обучения изобразительной деятельности у детей можно сформировать чувство ритма, учитывая возрастную специфику проявлений двигательного и пространственного ритма, обеспечивать последовательность формирования у детей восприятия и применения выделенных структур.

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер занятий по изобразительной деятельности, заключающийся, прежде всего в том, что дети занимаются все вместе, создавая каждый свое изображение, затем сообща рассматривают и оценивают все выполненные рисунки, аппликации, лепку. То же время на занятиях в детском саду дети часто вмести, объединяясь небольшими группами, рисуют общую картину, вырезают и наклеивают одну композицию.

Организация занятий и указания воспитателя должны способствовать тому, чтобы дошкольники сосредоточенно, углубленно выполняли задуманное, могли согласовывать свои действия, доброжелательно относились к товарищам, считались с их интересами, умели уступать и если надо помогать.

При создании коллективных работ у детей воспитывается умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, подчеркивали, что детей живо интересует все, что происходит вокруг них, чем заняты люди, их близкие. Труд взрослых приковывает к себе внимание дошкольников. В изобразительной деятельности дети стремятся изобразить впечатления о труде взрослых.Они с удовольствием рисуют на темы: «Кем ты хочешь быть», «В детской поликлинике», «В колхозе убирают урожай» и многие другие. Знакомство с разными видами труда способствует появлению у детей интереса к труду взрослых, понимание его общественной значимости.

Познавательная основа изобразительной деятельности признается как обязательная и педагогами, и художниками. По мнению К. Д. Ушинского, эта деятельность является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения. Поэтому он рекомендовал шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов.

Изобразительная деятельность для своего успешного осуществления требует не просто восприятия предметов,а выявления и фиксирования их свойств: формы, её особенностей, величины, пропорций предметов, их цвета, характерных деталей. Это учит детей внимательно всматриваться в окружающую жизнь. Сформировавшийся в процессе восприятия представления о предметах группируются по признаку их сходства по выделенным свойствам. Таким образом, изобразительная деятельностьспособствует развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для развития речи ребенка – дошкольника. Прежде всего, обогащается его словарный запас за счет того, что дети на занятиях знакомятся с разными изобразительными материалами: пластилин, глин, гуашь, акварель и др., узнают и называют их свойства, познают такие орудия человеческой деятельности, как карандаши, кисти, стеки, палитра. В процессе знакомства с предметами и явлениями дети слушают образную характеристику их, запоминают, и использую затем в своей речи.

Рассматривая роль изобразительной деятельности в решении задач всестороннего развития ребенка – дошкольника, особенно важно определить возможности занятий рисования, лепкой и аппликацией в подготовке детей в детском саду к школе. Такие продуктивнее деятельности как рисование, лепка, аппликация, имеют неоценимое значение для всесторонней подготовке детей к школе. Эта подготовка включает формирование психологической готовности, состоящей из компонентов учебной деятельности и умение заниматься, а также специальную подготовку.

Для готовности к школьному обучению большое значение имеет формирование элементов учебной деятельности. Умение ребенка проанализировать способ действий – важный компонент учебной деятельности, без которого не может успешно осуществиться изобразительная деятельность. Организуя свои действия для создания изображения, ребенок должен контролировать их, сопоставлять с имеющимся представлением о том, как эти действия нужно использовать, в случае необходимости исправлять их, добиваясь применения разнообразных эффективных, соответствующих изобразительной задаче способов изображения.

Исследования Т. Н. Дороновой показали, что на занятиях в процессе обучения рисования у детей старшего дошкольного возрастаможно постепенно сформировать действия контроля трех видов: контроля по результату, контроля способом действия и предпосылок предвосхищающего контроля. Вначале детям показывают, как осуществить действия контроля. Обучение этим действиям осуществляется с использованием игровых приемов, в образно – эмоциональной форме и поэтому не противоречит образно – творческому характеру изобразительной деятельности, наоборот, применение их способствует совершенствованию создаваемых изображений, углублению их образно выразительного решения, повышает качество изображения в целом, что вызывает у детей чувство удовлетворения, повышает интерес к деятельности, стремление выполнить её, как можно лучше и применив ля этого изобразительные средства. Вместе с тем улучшается подготовка к школе. Дети приобретают необходимые для обучения в школе умения, формируется потребность контролировать себя при любой работе.

Еще одним компонентом учебной деятельности, для формирования которого в изобразительной деятельности есть все условия, является оценка результата. Дети учатся применять действия оценки и в процессе создания изображения, и при его завершении, сопоставляя получившиеся формы с имеющимися представлениями или натурой. У них формируются умение оценивать результаты с точкой зрения уровня и качества выполнения поставленной изобразительной задачи.

Важное значение в осуществлении подготовки к школе имеет выработка психологической готовности к учению. Это воспитание желания учиться, стремление узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога. Существенным в обеспечении психологической подготовки детей к школе является воспитание умения регулировать свое поведение, заключающееся в умение управлять своими желаниями, подчинять их интересам дела, отказаться от того, что хочется делать (играть, гулять, и заставить себя заниматься, готовить домашнее задание. Все эти качества формируются в процессе изобразительной деятельности при условии правильной её организации и руководства ею со стороны педагога.

На занятиях в детском саду осуществляется и специальная подготовка детей к школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисования, лепки, аппликации, дети получают возможность успешного усвоения материал на уроках изобразительного искусства и труда в школе Исследования ученных показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает освоение письма в школе, так как обе эти графические деятельности имеют много общего.

Опыт педагогов показал, что всестороннее развитие и воспитание ее в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает все задачи не сухо, не формально, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности используя методы и приемы, вызывающие положительный эмоциональный отклик детей. Чем богаче впечатления детей, чем содержательнее их жизнь, тем более будет развиваться их воображение, а при условии своевременного овладения детьми способами изображения рисунки и аппликации их будут более разнообразными, интересными и выразительными.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляется всестороннее воспитание ребенка – дошкольника. И недаром один из великих мыслителей Франции XVIII В. – Д.Дидро писал: «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все другие страны по всем наукам, искусствам и мастерствам.»

Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста Тема: «Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста» Составитель: Смагина Светлана Валерьевна Должность:.

Метод проекта как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Мои воспитанники очень любят образовательную деятельность по экологическому воспитанию. Систематические наблюдения за природой, рассказы,.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –ДЕТСКИЙ САД № 69 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Консультация для.

Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей с ОНР Наблюдая за рисованием детей, можно отметить, что ребенок стремится передать сходство изображения с предметами и явлениями окружающей жизни,.

Логико-математическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста Мастер- класс на тему: «Логико-математическая игра – как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста». Педагог: Гордеева Светлана.

Что такое деятельность изобразительная деятельность. Смотреть фото Что такое деятельность изобразительная деятельность. Смотреть картинку Что такое деятельность изобразительная деятельность. Картинка про Что такое деятельность изобразительная деятельность. Фото Что такое деятельность изобразительная деятельностьИзобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Разрешите представить Вашему вниманию презентацию моего опыта работы по теме «Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой.

Рабочая программа «Изобразительная деятельность как средство формирования творческой активности у детей 3-го года жизни» Министерство общего и профессионального образования Свердловской области управление образования Нижнетуринского городского округа муниципальное.

Танец — как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста Поскольку танцу присуще образность, сюжетность, это придает ему черты драматургии, которая является корнем, основой детского творчества.

Источник

Понятие изобразительной деятельности в психолого-педагогической и методической литературе.

Раскрыть понятие изобразительной деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Понятие изобразительной деятельности в психолого-педагогической и методической литературе.

Модернизация образования России проходит в условиях радикальных социально-экономических изменений в обществе вследствие смены социальных, морально-нравственных и образовательных ориентиров. Социальный заказ общества ориентирует российский образовательный процесс на развитие творческой личности, владеющей не только глубокими и прочными знаниями, но и способной решать задачи нового века на высоком уровне.

Изучением творческих способностей детей дошкольного возраста занимались Л.С. Выготский, А.Н. Лук, Б.М. Теплов и многие другие. По мнению Н.А. Ветлугиной, Б.М. Неменского, Е.А. Флериной, творческие способности детей наиболее ярко проявляются в процессе изобразительной деятельности, так как знакомство с данной деятельностью начинается уже с дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность является одним из признанных путей формирования личности, развития её творческого потенциала. Вызвать интерес к окружающему миру, осознать себя в нём, отразить личное впечатление о чём-либо, развить воображение и фантазию, воспитать эмоциональную отзывчивость, вызвать стремление детей видеть в окружающем мире прекрасное, формировать эстетическое отношение к миру и многое другое поможет ребёнку, как нам кажется, именно художественное творчество, развитие которого, поэтому, должно начинаться как можно раньше.

«Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста в рамках современных дошкольных образовательных учреждений направлена на развитие умения определять цель, планировать пути и способы ее реализации: замысливать, воплощать задуманное, использовать различные инструменты (ножницы, кисть, карандаш) и получать задуманный результат».

В рамках работы с дошкольниками изобразительная деятельность подразумевает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Совместно-индивидуальная форма деятельности характеризуется тем, что участники деятельности работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции. В рамках такой формы организации деятельности ребенок, выполняя свою часть работы, осознает: чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива. К достоинствам данной формы организации деятельности относится то, что она позволяет мобилизовать усилия ребенка, а также вовлечь его в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников. Совместно-взаимодействующая форма подразумевает, что работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

Как отмечают ряд исследователей (Н.А. Аникина, Е.А. Мезенцева, А.А. Федченко), «изобразительная деятельность является важным средством эстетического воспитания, позволяя детям выразить свое отношение к окружающему миру, она развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знание о форме и цвете».

В процессе рисования формируется и совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать прекрасное. В рамках занятий по изобразительной деятельности деть осваивают и осмысливают произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение в рисунках может создаваться при помощи разнообразных материалов, что позволяет освоить оригинальные техники изображения и ощутить незабываемые положительные эмоции. Как указывают авторы, именно нетрадиционные способы рисования способны доставить детям множество положительных эмоций, раскрыть возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, вносить элемент новизны.

А.П. Слинькова отмечает, «нетрадиционные техники рисования так вдохновляют детей, что образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков и экспонатов».

Анализируя вышесказанное, можем сделать вывод о том, что изобразительная деятельность позволяет детям самим выбирать материалы и способы воплощения задуманного и делать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольника, развивает познавательную и творческую активность дошкольников.

Анализ показал, что М.В. Водинская, М.С. Шапиро указывают на «эффективность использования на занятиях с дошкольниками по изобразительному искусству бумаги разных форматов, картона, различных фактур, цветов, газет». Также авторы указывают, что «для организации полноценного развития личности ребенка на занятиях по изобразительному искусству целесообразно использовать разнообразные средства для художественной деятельности: кисти, мелки, пастель, цветные карандаши, акварель и гуашь, пластилин, глину, тесто, крупы, пуговицы, бисер, природные материалы (шишки, желуди, листья, веточки). Лучше всего детям предлагать широкий выбор кистей различной конфигурации (плоские, круглые, тонки, толстые), из разного материала (щетина, синтетика). Авторы указывают, что использование разных материалов и техник всегда должно соотноситься с особенностями ребенка, отвечать его возможностям и соответствовать характеру изображаемого образа».

В рамках организации изобразительной деятельности необходимо также учитывать предпочтения ребенка в отношении разных видов творческой деятельности: брезгливый ребенок не сможет получать удовольствие от лепки, особенно из мокрой глины и теста, рисовать руками. Не всегда ребенок может рисовать красками (отсутствует необходимая координация движений), правильно и разумно использовать предлагаемые материалы (например, гуашь, которую они целиком могут использовать за один раз, при этом, не создав никакой картины). Таким детям целесообразно будет предложить работать с мелками или сухой акварелью. Таким образом, при организации изобразительной деятельности детей очень важно придерживаться индивидуального подхода в работе.

Е. Максимова отмечает «важную роль использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности». Особое внимание автор уделяет технике ассамблеяжа (в переводе с французского – «соединение»), в процессе которой используется широкий ассортимент объемных деталей и отдельных предметов, которые могут явиться основным материалом для оформления рисунка с целью создания общей композиции. Нередко в такой нетрадиционной технике рисования используются мелкие детали из металла, дерева, ткани и другие структуры.

При реализации такой нетрадиционной техники рисования фантазия детей не ограничивается, что способствует развитию творческой позиции и уникального самовыражения ребенка через создаваемую композицию. Для дополнения основного рисунка используются различные материалы, как природные, так и искусственные. Е. Максимова отмечает, что н»а занятиях в ходе развития творческих способностей детей с использованием данной техники детям целесообразно предоставить информацию о понятии ритм в художественном творчестве. Ритм представляет собой чередование каких-либо элементов в определённой последовательности, что задает определенный узор, динамичность, отображает движение в изобразительной деятельности. Ритм может задаваться линиями, пятнами света и тени, цветом».

М.В. Водинская и М.С. Шапиро в своей практике организации занятий по изобразительной деятельности с дошкольниками рекомендуют использовать «рисование архетипических образов. К архетипическим относятся образы реальности, которые наиболее глубоко переживались людьми на протяжении тысячелетий: солнца, неба, звезд, земли, воды, огня, деревьев. Информация, связанная с данными образами, содержится в бессознательном человека. Предлагая ребенку такие темы для его изобразительной деятельности, мы обращаемся к глубинному опыту, который является общим для всех людей, а также представляет собой основу для индивидуального творческого опыта. Изобразительная деятельность с архетипическими образами не оставляет равнодушным ни одного ребенка, затрагивая наиболее глубокие стороны его души».

Также авторы указывают на эффективность использования техники рисования на больших листах бумаги широкой кистью или руками. Такая работа, независимо от сюжета, с использованием густой краски достаточно увлекает дошкольников, и открывает широкие возможности для процесса творчества и сотворчества (с педагогом, другими детьми).

Важным аспектом в организации изобразительной деятельности дошкольников является самостоятельная работа ребенка. Самостоятельность изобразительной деятельности выражается, прежде всего, в способности ребенка осуществлять выбор темы и техники рисования. Это становится возможным, когда он уже владеет определенным набором изобразительных навыков и имеет опыт выражения себя посредством изобразительной деятельности. Особое внимание при организации деятельности в таком ключе следует уделять позиции педагога, которая должна заключаться во внимательном отношении к проявлению инициативы ребенка, ведь именно с этого и начинается его самостоятельная изобразительная деятельность. Педагог должен вовремя включиться в работу и оказать необходимую помощь, если она требуется ребенку: задать контекст, помочь в оформлении изображения в законченный зрительный образ.

Анализ показал, что В.Н. Шипкова также указывает на «возможность использования различных нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности дошкольников с целью развития воображения и творческого мышления дошкольников. Она раскрывает сущность проведения техники кляксографии для дошкольника, которая приобретает все большую актуальность в развитии творческого потенциала ребенка по мере того, как он становится старше». Клясография представляет собой технику рисования посредством клякс, которые создаются при помощи капельного метода, метода растекания краски по листу и пр. Так, уже в 5 лет ребенок проявляет особый интерес к создаваемому образу, и может распознать в результатах своей деятельности различных насекомых, растения, объекты предметного и животного мира. При использовании техники «отпечаток» дети применяют различные объекты предметного мира для отпечатывания на бумаге и дальнейшего создания рисунка. Так, дети могут нанести краску на объект, отпечаток которого хотят получить (лист дерева, смятая бумага, заготовленные фигурки, трафареты и т.п.) затем прислонить непосредственно к листу бумаги или ватмана, и с получившимся отпечатком продолжать работу дальше – дорисовывать, дополнять, оформлять, придумывать дополнительные образы.

В процессе работы, организованной в рамках творческих мастерских, дети используют различные средства выразительности, как знакомые им ранее, так и недавно освоенные. В процессе организации такой формы работы могут быть использованы различные материалы и техническое обеспечение. Так, для свободы творческого самовыражения дошкольникам предлагается широкий выбор использования различных материалов: кисти разных размеров, краски, гуашь, мелки, карандаши и т.п. Кроме этого, широко используется музыкальное сопровождение, показ презентаций и видеоматериалов с записью сказок или мультфильмов. Такие средства организации деятельности позволяют активизировать творческое воображение и способствовать развитию творческого потенциала ребенка.

Таким образом, изобразительная деятельность предоставляет ребенку уникальные возможности для развития творческих способностей, его эмоциональной, интеллектуальной, нравственно-волевой сферы. Изобразительная деятельность в возрасте 6-7 лет всецело способствует развитию у ребенка творческого мышления, воображения, и соответственно, творческих способностей. Использование на занятиях с детьми широкого спектра изобразительных средств, различных материалов, приемов работы для творческого самовыражения ребенка способствуют раскрытию его творческого потенциала, проявляющегося в его творческих способностях. Именно такие возможности заключает в себе организация занятий по изобразительному искусству с дошкольниками в группе кратковременного пребывания на базе школы, которые также позволяют обеспечить все условия для самовыражения ребенка в процессе разного рода изобразительной деятельности, доступными ему способами, что и определяет, главным образом, развитие его творческих способностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *