Что такое деятельность какие черты присущи деятельности человека 10 класс

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 9. Деятельность человека

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Деятельность, виды деятельности, творчество, структура человеческой деятельности, мотивация, потребности и интересы.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 28-41; 192-198.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 5 – 37.

А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Учпедгиз.Москва,2018. С.139-140

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Жизнь человека представляет собой постоянное действие, он всегда что-то делает: познаёт мир, создаёт необходимые условия для своего существования (пищу, одежду, жильё), удовлетворяет духовные потребности (занимается наукой, музыкой, живописью), а также самосовершенствуется. Человеческая деятельность имеет отличительные черты от поведения животных.

1.Сознательный характер: только человек способен сознательно ставить цели своей деятельности и предвидеть результат.

2.Продуктивный характер: человек стремиться получить результат, продукт своей деятельности.

3.Орудийный характер: для осуществления деятельности человек создаёт и использует орудия.

4.Преобразующий характер: только человек способен изменять себя и окружающий мир.

5.Общественный характер: деятельность человека невозможна без разнообразных отношений с другими людьми.

Деятельность человека связана с удовлетворением его потребностей.

Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для существования и развития.

Существуют различные классификации потребностей. Самый общий вид представлен объединением их в три группы.

Первая группа – биологические (естественные, физиологические) потребности. Это потребности в пище, воздухе, воде, сне и т. п.

Все три группы взаимосвязаны. Учёные А. Маслоу и С.Л. Рубинштейн характеризуют человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного удовлетворения потребностей.

Советский учёный А.Н. Леонтьев выделил в структуре деятельности цель, средства и результат. Структуру деятельности можно представить схематично: Субъект – объект – мотив – цель – средства – процесс (действия) – результат

Субъект – действующий человек. Объект – то, на что направлена эта деятельность.

Мотив – побуждение к деятельности. Цель – осознанный образ будущего результата.

Средства – методы, способы, предметы, используемые в ходе деятельности. Процесс – действия, поступки, направленные на достижение результата. Итог – результат, продукт деятельности.

Выделяют различные виды деятельности:

В процессе становления человек осваивает разные виды деятельности.

Игра – вид деятельности, в которой процесс важнее цели.

Общение –деятельность, связанная с различными взаимоотношениями между людьми,

обменом информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Творчество – это особый вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Деятельность влияет на сознание человека, его развитие. Сознание, формируемое деятельностью, влияет на эту деятельность, определяет и регулирует её.

Претворяя в жизнь свои творческие идеи, люди преобразуют себя и мир вокруг себя.

Следовательно, человек творит мир, отражая его в своем сознании.

Разбор типового тренировочного задания

1. Выберите верные суждения о деятельности

1) Благодаря деятельности, биологическое существование человека становилось одновременно социальным.

2) В отличие от животных деятельность человека является преобразовательной.

3) Деятельность человека всегда протекает совместно с окружающими людьми.

4) Деятельность человека представляет собой подсистему, включённую в систему отношений общества.

5) Люди обладают врождённой программой деятельности.

2. Вставьте пропущенные слова:

Для осуществления своей деятельности человек создаёт и использует ______. Деятельность направлена на получение __________.

Правильный вариант: орудия; результата.

Источник

Деятельность человека: понятие, особенности, классификация

Что такое деятельность какие черты присущи деятельности человека 10 класс. Смотреть фото Что такое деятельность какие черты присущи деятельности человека 10 класс. Смотреть картинку Что такое деятельность какие черты присущи деятельности человека 10 класс. Картинка про Что такое деятельность какие черты присущи деятельности человека 10 класс. Фото Что такое деятельность какие черты присущи деятельности человека 10 класс

Деятельность является непременным условием как существования отдельных личностей, так и существования социума в целом. Деятельность позволяет людям удовлетворять собственные потребности, развиваться, формироваться в личностном плане. Ниже мы рассмотрим это понятие более подробно, расскажем о разновидностях деятельности человека, ее структуре и характерных особенностях.

Что такое деятельность?

Деятельность — это целенаправленное и активное воздействие определенного субъекта действительности на некий конкретный объект, при этом данное воздействие позволяет субъекту достичь определенной цели, удовлетворив, таким образом, свои потребности. Следовательно, в деятельности участвуют:

Содержание деятельности не определят только породившая ее потребность. Потребность лишь подталкивает индивида к началу активных действий, но содержание этих действий и формы их проявления определяют цели, опыт и требования конкретного лица либо общества.

Труд и иная преобразовательная деятельность являются обязательным условием развития и самого существования людей и социума, именно они создали современного человека, его историю, культуру и науку. К тому же, между деятельностью и человеком существует неразрывная связь, они не могут существовать друг без друга. Человек является единственным на Земле видом, научившимся преобразовывать окружающую среду, а не просто приспосабливаться к ее условиям, к примеру, еще много веков назад люди начали заниматься земледелием и животноводством, а не просто присваивать продукты питания путем собирательства, охоты и рыбной ловли.

Основой деятельности является творчество и созидательная активность, позволяющие людям выйти за рамки отведенных им природой возможностей и создать нечто принципиально новое, неизвестное предыдущим поколениям. Преобразовывая окружающую его среду, человек не только изменяет себя и мир вокруг себя, но и устанавливает контакты с другими людьми, перенимает их опыт и навыки.

Характерные особенности

Специалисты выделяют четыре следующих основных черты человеческой деятельности, которые и определяют ее специфику и характеристики:

Структура деятельности

Структура человеческой деятельности имеет линейный вид, выстроенный из идущих друг за другом во временной последовательности компонентов: потребность — мотив — постановка цели — определение средств, необходимых для достижения цели — непосредственно действие — получение конечного результата. Теперь рассмотрим каждый приведенный выше компонент отдельно:

Формы деятельности

Многочисленные разновидности человеческой деятельности принято делить на две ключевые формы: практическую (материальную) и духовную.

1. Материальная (практическая) деятельность основана на создании предметов материального мира, призванных удовлетворить потребности людей. Практическая деятельность тесно связана с различными видами производства, а также с процессами преобразования окружающей среды и социума. Она подразделяется на:

2. К сфере духовной деятельности относят работу по изменению человеческого сознания, по формированию новых концепций и идей. Духовная деятельность связана с искусством, наукой, моралью и религией. По своей структуре она подразделяется на:

Деление человеческой деятельности на материальную и духовную весьма условно, поскольку обе описанные здесь формы тесно связаны между собой. Все сферы жизни человека и общества состоят из материальной и духовной составляющих, которые всегда взаимно дополняются. Так, любое взаимодействие индивида с окружающей его средой предполагает использование им предметов материального мира, но постановка целей, прогнозирование результатов работы, а также ее итоговая оценка являются примерами духовной активности.

Виды деятельности

Теперь детальнее поговорим о разновидностях человеческой деятельности. Выделяют 5 основных видов:

Выделяют и другие критерии классификации деятельности людей. Она бывает легальной и нелегальной, созидательной и разрушительной, внутренней и внешней, индивидуальной и коллективной, политической, экономической и социальной, повторяющейся (известной еще как репродуктивная) и творческой (продуктивной, рождающей ранее неизвестное).

Выводы

Научно-технический прогресс быстро меняет привычную многим картину действительности, затрагивая все области человеческой деятельности — одни ее разновидности уходят в историю, другие сменяют их. В наши дни все больший вес в мире набирает информационная деятельность, в которую ежегодно вкладываются очень солидные средства, в то время как финансирование ряда других профессий стабильно снижается. При этом полезность и значимость различных направлений информационной деятельности неодинакова. Так, деятельность, направленная на обнародование и распространение новых знаний приносит огромную пользу обществу, в то время как рекламная деятельность ставит перед собой сугубо коммерческие цели, призванные повысить продажи определенного товара и увеличить прибыль его производителей. Следовательно, любая реально полезная обществу деятельность соседствует с другой, выгодной лишь определенным людям или компаниям, активностью.

Источник

ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 5

1. Что такое деятельность?

Деятельность представляет собой активность человека, которую он регулируется с помощью сознания. Деятельность рождается из потребностей и направлена на преобразование внешнего мира или/и самого человека.

2. Какие черты присущи деятельности человека?

Деятельность имеет такие обязательные черты как сознательность (человек обязательно должен осознавать цели, результаты, продумывать способы достижения), продуктивность (деятельность должна иметь какой-то результат), преобразование (человек должен менять окружающий мир), общественный характер (человек в деятельности взаимодействует с другими людьми).

3. Как связаны деятельность и потребности?

Как было сказано выше, потребности порождают деятельность. Нуждаясь в чем-то, человек начинает деятельность, ставит цель получения определенного результата, делает действия.

4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?

Мотив деятельности – побуждение, которое было осознанно человеком, и которая обосновывает всю деятельность. Потребность становится мотивом – это руководство к действию.

Цель – это то, чего человек намерен достичь. Мотив – осознанная потребность. Но потребность не цель. Например, голод – это потребность. Но спагетти – это цель.

Роль мотивов в деятельности человека большая. Мотив заставляет человека действовать. Мотив – традиции, убеждения и установки. Они движут человеком. По сути, с мотива все и начинается. Мы думаем – я хочу есть. Но потом мы осознаем, что хотим съесть спагетти – это мотив.

5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.

Потребность – нужда и неудовлетворенность человека в чем-то. Человек ощущает недостаток чего-то, что обеспечит ему нормальное существование. Потребность – начало деятельности, но для этого человеку нужно осознать эту потребность.

Существуют первичные и вторичные потребности – две основные группы. Сюда входят физиологические, экзистенциальные, социальные, престижные, духовные, познавательные, эстетические и трансцендирование.

6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека?

Результат деятельности – то, что человек достиг своими действиями в рамках деятельности. Например, журналист. Он сел писать статью. Результат его трудовой деятельности – статья.

7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.

Основные виды деятельности: игра, учение, общение, труд, творчество.

Игра – деятельность, в которой процесс – развлечение или отдых – цель. В игре моделируются жизненные ситуации. Учение – деятельность, целью которой становится приобретение знаний и навыков; это часть психологического развития. Общение – деятельность, при которой человек обменивается идеями и эмоциями с другими; бывает опосредованным и непосредствнным, прямым и косвенным, вербальным и невербальным. Труд – деятельность, целью которой является практический результат. Творчество – деятельность, целью которой является порождение нового, никогда не существовавшего; предполагает воображение, фантазию, интуицию, комбинирование знаний.

8. Как связаны деятельность и сознание?

Деятельность и сознание связаны. Сознание, а именно осознание, позволяет человеку ставить цель и начинать конкретную деятельность. Потребность как нужда не заставляет человека заниматься деятельностью пока он не осознает эту потребность. Как только человек осознал потребность, он ставит перед собой цель и идет к ней.

1. На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчётам, работа одного завода может приносить 40 млн рублей в областной бюджет и 50 млн рублей в госбюджет. Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.

Цель-прибыль в бюджет
Средства-производство не требующее капиталовложений
Действия-решение губернатора
Результат-начало работы

2. Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.

3. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, учёного.

Врач лечи людей, ставит диагноз, работает над созданием новых лекарств.

Земледелец обрабатывает землю, ухаживает за урожаем заботится о определенной территории

Ученый изучает определенные природные явления, ожидает что-то новое, открывает новое

4. А. Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее её сознание». Поясните эту мысль.

Сознание это только замысел, предварительное направление, основа идеи. При воплощении ее в жизнь посредством деятельности выявляются (почти всегда) новые аспекты, уточняющие моменты, происходит додумывание идеи и адаптирование ее к жизни.

Источник

ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 5

1. Что такое деятельность?

Деятельность представляет собой активность человека, которую он регулируется с помощью сознания. Деятельность рождается из потребностей и направлена на преобразование внешнего мира или/и самого человека.

2. Какие черты присущи деятельности человека?

Деятельность имеет такие обязательные черты как сознательность (человек обязательно должен осознавать цели, результаты, продумывать способы достижения), продуктивность (деятельность должна иметь какой-то результат), преобразование (человек должен менять окружающий мир), общественный характер (человек в деятельности взаимодействует с другими людьми).

3. Как связаны деятельность и потребности?

Как было сказано выше, потребности порождают деятельность. Нуждаясь в чем-то, человек начинает деятельность, ставит цель получения определенного результата, делает действия.

4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?

Мотив деятельности – побуждение, которое было осознанно человеком, и которая обосновывает всю деятельность. Потребность становится мотивом – это руководство к действию.

Цель – это то, чего человек намерен достичь. Мотив – осознанная потребность. Но потребность не цель. Например, голод – это потребность. Но спагетти – это цель.

Роль мотивов в деятельности человека большая. Мотив заставляет человека действовать. Мотив – традиции, убеждения и установки. Они движут человеком. По сути, с мотива все и начинается. Мы думаем – я хочу есть. Но потом мы осознаем, что хотим съесть спагетти – это мотив.

5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.

Потребность – нужда и неудовлетворенность человека в чем-то. Человек ощущает недостаток чего-то, что обеспечит ему нормальное существование. Потребность – начало деятельности, но для этого человеку нужно осознать эту потребность.

Существуют первичные и вторичные потребности – две основные группы. Сюда входят физиологические, экзистенциальные, социальные, престижные, духовные, познавательные, эстетические и трансцендирование.

6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека?

Результат деятельности – то, что человек достиг своими действиями в рамках деятельности. Например, журналист. Он сел писать статью. Результат его трудовой деятельности – статья.

7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.

Основные виды деятельности: игра, учение, общение, труд, творчество.

Игра – деятельность, в которой процесс – развлечение или отдых – цель. В игре моделируются жизненные ситуации. Учение – деятельность, целью которой становится приобретение знаний и навыков; это часть психологического развития. Общение – деятельность, при которой человек обменивается идеями и эмоциями с другими; бывает опосредованным и непосредствнным, прямым и косвенным, вербальным и невербальным. Труд – деятельность, целью которой является практический результат. Творчество – деятельность, целью которой является порождение нового, никогда не существовавшего; предполагает воображение, фантазию, интуицию, комбинирование знаний.

8. Как связаны деятельность и сознание?

Деятельность и сознание связаны. Сознание, а именно осознание, позволяет человеку ставить цель и начинать конкретную деятельность. Потребность как нужда не заставляет человека заниматься деятельностью пока он не осознает эту потребность. Как только человек осознал потребность, он ставит перед собой цель и идет к ней.

1. На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчётам, работа одного завода может приносить 40 млн рублей в областной бюджет и 50 млн рублей в госбюджет. Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.

Цель-прибыль в бюджет
Средства-производство не требующее капиталовложений
Действия-решение губернатора
Результат-начало работы

2. Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.

3. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, учёного.

Врач лечи людей, ставит диагноз, работает над созданием новых лекарств.

Земледелец обрабатывает землю, ухаживает за урожаем заботится о определенной территории

Ученый изучает определенные природные явления, ожидает что-то новое, открывает новое

4. А. Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее её сознание». Поясните эту мысль.

Сознание это только замысел, предварительное направление, основа идеи. При воплощении ее в жизнь посредством деятельности выявляются (почти всегда) новые аспекты, уточняющие моменты, происходит додумывание идеи и адаптирование ее к жизни.

Источник

Обществознание. 10 класс

Деятельность человека

Что такое деятельность? Какие черты присущи деятельности человека? Может ли человек в своей жизни ничего не делать? Бывает ли деятельность вне сознания и сознание вне деятельности? Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека? Как связаны деятельность и потребности?

Цели и задачи
Узнаем, научимся, сможем
Интересные факты о трудовой деятельности

В Японии живут исключительно трудоголики — большую половину своего времени проводят на работе 75% жителей этой страны, 60% работающих граждан страны отказываются даже от выходных, а отдыхают в отпусках только 5% «лентяев». Самая древняя фирма в мире выращивает устриц ещё с 1189 года. Чтобы стать совладельцем этого акционерного сообщества, достаточно купить в нём акцию (или много акций, если доходы позволяют).

В Нью-Йорке в World Trade Center располагалась самая крупная в мире фирма. Сейчас она прекратило свою деятельность, а когда-то там работало свыше 65-ти тысяч человек одновременно. А если учесть туристов и посетителей фирмы, то ежедневно её пороги переступало более ста пятидесяти тысяч человек.

В Европе есть офисное здание, которое возвышается над землей более чем на 260 метров. На 65-ти его этажах нашли рабочие места четыре тысячи человек.

Самый большой магазин в мире находится в Нью-Йорке. На двадцати тысячах квадратных метров можно приобрести более 400 тысяч наименований товаров. Годовой оборот этого монстра свыше миллиарда долларов.

На бирже коммерсанты организовывают встречи, чтобы заключать сделки. Старейшую биржу основали ещё в XIII в. в бельгийском городе Брюцц.

Старейшим из сотрудников фирм является работник пароходной компании. В 1986-м году он не хотел выходить на пенсию и не взирая на столетний возраст ежедневно посещал своё рабочее место в Нью Джерси.

Исходя из результатов исследований, чаще всего за границей ищут работников женского пола, которым нужны вакансии сиделок с проживанием, горничных, официанток, сезонных рабочих для сборов фруктов, нянь, танцовщиц в клубах.

Секретарь-мечта — Анб Хаване из Индии работал на заводе, который производит обычные пишущие машинки. Как-то за пять рабочих дней этот человек сумел напечатать восемьсот тысяч букв — это означает, что он стабильно печатал со скоростью два знака в секунду.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *