Что такое действие предмета

Слова — названия действий предметов в русском языке

Слова, которые обозначают названия предметов и явлений природы, отвечают на вопросы КТО? или ЧТО? Что это? Слова, которые обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Зелёный, интересный, маленький, забавный.

В нашем языке есть слова, которые рассказывают о том, какие действия совершают предметы. Поговорим о них подробнее. Приведём примеры таких слов. Двигаться, ходить, поворачивать голову, издавать звуки.

Слов, которые обозначают названия действий, в нашем языке много. Учёные считают, что по частоте употребления они занимают второе место после слов-предметов. Это и не удивительно, ведь они всё время рассказывают о том, что происходит с предметами, людьми, животными, растениями и прочим, что существует в мире, как мы трудимся или чем занимаемся. Вспомните любой урок в школе. Расскажите с помощью слов-действий, что на уроке происходит.

Учитель объясняет, рассказывает, спрашивает, хвалит, пишет, показывает. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ учитель? Ученики слушают, пишут, отвечают, пересказывают, спрашивают, смотрят, читают. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЮТ ученики? Что заметили? Почему вопросы различались? Учитель один, а учеников много.

Сделаем вывод, слова, обозначающие действия предметов, могут рассказывать о действии одного предмета, человека, животного, о действии одного явления природы и о нескольких сразу. Если слово обозначает действие двух или нескольких предметов, то оно отвечает на вопрос: что делают? Если действие одного – то на вопрос: что делает?

Один ученик решил рассказать о том, как он собирался в школу, только с помощью слов-действий. Прочитайте его рассказ. Сможете ли вы его понять?

Зазвенел. Разбудил. Проснулся. Встал. Умылся. Позавтракал. Собрался. Оделся. Вышел. Спешил. Бежал. Опаздывал. Добрался. Вошёл. Разделся. Успел.

Представили о чём речь? Даже если использовать в речи только одни слова-действия, вы поймёте суть происходящего. Вы, конечно, догадались, что ученик рассказывал о том, что он делал утром, как спешил в школу и успел до звонка. А ко всем ли словам-действиям можно задать вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? Какой вопрос нужно задать к словам ученика? Вопросы: ЧТО ДЕЛАЛ? или ЧТО СДЕЛАЛ?

Почему так? Вспомните, какой предмет помогает нам планировать, не опаздывать, делать всё вовремя? Часы. Часы показывают нам время. Именно часы сообщают, который час на данный момент. А всё, что было до этого момента, уже прошло. И действия, которые совершались, тоже остались в прошлом. Ученик рассказывал о том, что уже было. О том, что уже было, произошло, спрашивают: ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛА? ЧТО ДЕЛАЛО? ЧТО ДЕЛАЛИ? или ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛА? ЧТО СДЕЛАЛО? ЧТО СДЕЛАЛИ? Вопрос зависит от того, кто выполнял действие.

Но, оказывается, слова-действия могут рассказывать и о том, чего ещё не было, а только произойдёт, может даже всего лишь через несколько секунд в будущем. Вы, ЧТО СДЕЛАЕТЕ? Досмотрите урок. Каждый из вас ЧТО СДЕЛАЕТ? Выключит компьютер, поиграет, почитает, пойдёт спать. К словам-действиям, которые произойдут в будущем надо задавать вопросы: ЧТО БУДЕТ или БУДУТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? или СДЕЛАЮТ?

Наверно, вы уже догадались, что у слов, которые обозначают действия предметов, есть свои часы. В них только три части. Эти часы особенные. Они могут рассказать про любое слово-действие по-разному, в зависимости от того, когда происходит это действие: сейчас, уже прошло или произойдёт в будущем. Давайте проверим, как работают эти часы. Рассмотрим слово «говорить». Если действие прошло, то скажем – говорил, действие происходит сейчас – говорит, произойдёт – будет говорить.

Продолжите сами по аналогии:

Молчать – молчал, молчит, будет молчать.

Читать – читал, читает, будет читать.

Слова-названия действий предмета могут не только называть действия какого-то предмета, человека, животного или явления природы, но и показывать силу действия – слабая, посильнее или самая сильная.

Понаблюдайте за словами.

Дождь моросит, идёт, хлещет.

Мальчик плетётся, идёт, бежит.

Мама шепчет, говорит, кричит.

Малыш улыбается, смеётся, хохочет.

Назовите сами более сильную степень действия.

Источник

Урок русского языка «Слова-предметы и слова-действия». 1-й класс

Класс: 1

Программа: “Перспективная начальная школа”.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.

Планируемые результаты образования:

предметные: научатся определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий в предложении;

метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):

регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками, проводят самооценку; ставят цели.

познавательные – анализируют и соотносят различные языковые явления, подводят языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия);

коммуникативные – строят понятные высказывания, задают вопросы с целью уточнения информации; учитывают позиции партнера по деятельности, согласовывают варианты решения проблемы; инициируют учебное взаимодействие:

вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс.

Оборудование: Н.А.Чуракова 1 класс тетрадь для самостоятельной работы, презентация, компьютер, медиапроектор, экран, карточки со словами для групповой работы, дерево с карточками слов.

Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.

I. Организационное начало урока

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

II. Мотивация. Целеполагание

Волшебница Анишит-Йокоп (Тишина-Покой) так и не хочет, чтобы в волшебном лесу был гомон и шум и поэтому она заколдовала не только животных, но и деревья, окутав их пеленой. Маша и Миша, которые идут в лесную школу, не могут пройти мимо и не спасти деревья.

— Чтобы помочь ребятам спасти деревьям, нам необходимо получить новые знания, выполняя задания, которые приготовили Анишит-Йокоп, Асырк и Торк (Крыса и Крот).

— Итак, в путь на помощь заколдованным деревьям.

— Чтобы выполнить первое задание, объединитесь в группы по 4 человека.

— Разделите слова на 2 группы. Догадайтесь, какая тема урока будет сегодня, чему должны научиться.

III. Изучение нового материала

1. Получение новых знаний

— А теперь разделите слова-предметы на две группы.

— Что вы можете сказать об этих словах-предметах?

Справка Летучей мыши:

— Каждый член команды возьмёт 1 слово из группы слов-предметов, чтобы подчеркнуть в нем трудные места для написания. Нарисуйте слева от слова основу замка и раскрасьте его в нужный цвет.

(Дети выбирают слово, рисуют и раскрашивают замок (могу – зеленый., сомневаюсь – желтый, не могу – красный. Подчеркивают орфограммы).

Учитель во время работы детей проходит и оказывает помощь детям, у которых замок раскрашен красным.

Самопроверка: фронтально комментируют трудные места написания, остальные проверяют правильность.

— Поднимите руку, у кого замок получился открытым.

— Найдите среди слов-предметов лишнее слово. Объясните свой выбор.

(Находят лишнее слово: Вода, т.к. в этом слове безударная гласная проверяемая ударением (водный, воды), а все остальные слова с непроверяемой безударной гласной.)

Физминутка. Игра “Хлопни-изобрази”:

Если я назову слово-предмет – нужно хлопнуть в ладоши и хором задать вопрос к нему, если слово-действие – присесть и также задать вопрос.

заяц – кто? прыгает – что делает?

медведь – кто? бродит – что делает?

дерево – что? выросло – что сделало?

комар – кто? летал – что делал?

— Асырк и Торк никак не могут успокоиться, что у вас все очень хорошо получается. Они предлагают Мише и Маше какую-то новую модель. Что же она может обозначать?

Что такое действие предмета. Смотреть фото Что такое действие предмета. Смотреть картинку Что такое действие предмета. Картинка про Что такое действие предмета. Фото Что такое действие предмета

(- Это модель предложения, т.к. первый прямоугольник обозначает правило “Начало предложения пишется с большой буквы и в конце стоит точка”.

— Проверим правильно ли догадались.

Справка Летучей мыши:

Одной чертой подчеркивается слово-предмет, которое отвечает на вопросы кто? или что? и является в предложении главным словом. Двумя чертами подчеркивается слово-действие. Оно сообщает, что делает главное слово-предмет.

— Образуйте из слов этих двух групп смысловые пары.

— Составьте из данных слов 2 предложения:

1-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос кто?,

2-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос что?,

— Как доказать, что получилось предложение, а не набор слов?

(Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)

— Давайте запишем первое получившееся предложение и нарисуем модель.

— Откройте тетради для самостоятельной работы на стр. 6

Что такое действие предмета. Смотреть фото Что такое действие предмета. Смотреть картинку Что такое действие предмета. Картинка про Что такое действие предмета. Фото Что такое действие предмета

Прочитаем 1 задание.

Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложение.

Поставьте вопрос к слову ЛИСА.

Как обозначим на схеме?

Какой вопрос поставим к слову БЕЖИТ?

— Анишит-Йокоп решила усложнить спасение деревьев в волшебном лесу и предлагает каждому из вас самостоятельно попробовать пройти испытание.

— Прочитайте задание № 2.

— Оцените свои возможности. Сможете ли вы справиться с заданием самостоятельно? На полях нарисуйте корпус замка и раскрасьте его. (Раскрашивают: могу – зеленым, сомневаюсь – желтым, не могу, нужна помощь – красным)

— Выполните это задание самостоятельно.

Взаимопроверка в парах. (Меняются тетрадями. 1 ученик у доски, остальные проверяют.

— Прочитаем задание 3 (дополните предложение к рисунку по схеме).

— Запишем это предложение с комментированием.

— И вот, наконец, последнее испытание. Давайте при помощи полученных знаний на уроке освободим заколдованное дерево, которое у нас на доске, чтобы все деревья в волшебном лесу скинули пелену и вновь могли расти и раскачиваться от ветра и радовать всех. А для этого каждый ученик по цепочке будет подходить к дереву, выбирать себе слово, задавать к нему вопрос, определять, что обозначает это слово – предмет или действие и снимать слово с дерева. Таким образом, мы поможем Маше и Мише спасти деревья в волшебном лесу.

Слова на дереве: куст, играть, игра, смотрит, думать, дерево, дети, слушали, пройдут, волшебница, лес, окно, крыса, дождь, заколдовала, крот, придумать, слово, песня, петь, Маша, Миша, выучили, школа, учить.

VI. Итог урока. Рефлексия

— А теперь давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?

— Достигли ли мы этой цели? Что нового узнали на уроке? Чему научились?

— Молодцы! Вы замечательно справлялись со всеми заданиями, которые приготовили Асырк, Торк и Анишит-Йокоп и дружно помогали Мише и Маше.

(Ребята, которые что-то не поняли, могут обратиться к консультантам или к учителю за помощью).

Источник

Конспект занятия «Слова, обозначающие действия предметов»

Что такое действие предмета. Смотреть фото Что такое действие предмета. Смотреть картинку Что такое действие предмета. Картинка про Что такое действие предмета. Фото Что такое действие предмета елистратова ольга
Конспект занятия «Слова, обозначающие действия предметов»

1) Развивать умение точно употреблять слова, обозначающие действия предметов.

2) Качественный и количественный рост словаря.

3) Упражнять учащихся в морфологическом анализе и синтезе слов.

4) Расширение словаря за счет синонимов и антонимов.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Не идется и не едется,

Потому что гололедица!

Но зато отлично падается,

Почему ж никто не радуется?

(воспитание выразительной речи и ясной шепотной речи)

Лает, квакает, ползет. Варит, пилит, приседает.

Дует, прыгает, идет. Скачет, ёжится, летает.

Шьет, на дудочке играет. Бьёт, ласкает, крутит, спит.

Белит кистью, подметает. И за партою сидит.

Бабушка Бабушка вяжет.

Машина Машина едет.

Мальчик Мальчик читает.

Девочка Девочка прыгает.

Дети называют слово – предмет и слово действие,задают вопросы: что делает?

Логопед с детьми приходит к выводу: слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делают? обозначают действия предметов.

3. Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопрос что делает?

К словам отвечающим на вопросы кто? что? подберите слова, отвечающие на вопрос что делает?

Медведь (пробирается, идет)

Синица (поет, летает)

Машина (едет, мчится)

Девочка (играет, рисует)

Солнце (светит, греет)

Чинит, штопает, шьёт (кто) мама.

Читает, рассказывает, объясняет (кто) учитель.

Варит, готовит, печёт (кто) бабушка.

Отгадайте, кто это? или что это?

Сторожит, грызет, лает (кто) собака.

Мяукает, мурлычет, лакает (кто) кошка.

Летает, жужжит, жалит (кто) пчела.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

И писать, друзья, начните!

Работа с изографами. Отгадывание ребусов.

Добавьте недостающую букву: стул упал

Вставь подходящие по смыслу слова, обозначающие действия предметов:

1) Дежурный Петя Иванов… цветы.

2) Мой папа… на заводе.

Подбери к данным словам однокоренные, отвечающие на вопрос что делает? (игра с мячом)

Сторож – сторожит Игра – играет

Подбери к данным словам, слова близкие по смыслу:

Подбери словапротивоположные по смыслу:

Стоять – (идти) Здороваться – (прощаться)

Молчать – (говорить) Поднимать – (опускать)

5. Работа с пословицами.

Объясните смысл пословиц:

Кто не работает, тот не ест

Не спеши языком, торопись делом.

Дети объясняют смысл пословиц.

6. Работа над текстом.

Раздели текст на предложения (обозначь границы предложений).

Высоко над рекой носились ласточки они играли в пятнашки вдруг прилетел сокол острые крылья так и свистят ласточки мигом разлетелись.

Найди слова, обозначающие действия предметов, подчеркни их двумя черточками.

В лесу стоял домик в нем жили три медведя одного звали Михаил Иванович он был большой и лохматый другой была медведица её звали Настасья Петровна а маленького медвежонка звали Мишуткой.

Обозначьте границы предложений. Устно продолжите сказку.

7. Итог занятия.

Что больше всего понравилось?

Конспект занятия «В мире опасных предметов» «В мире опасных предметов» Цель: Уточнить знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами. Задачи: 1. Активизировать умение.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова» Тема: Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова Цель: актуализировать знания об.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Слова-действия» Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий тема: «Слова-действия». Подготовила:.

Конспект занятия по математике для средней группы «Сравнение предметов» Конспект занятия по математике. Средняя группа. Тема: «Сравнение предметов. » Вид конспекта: В форме дидактических игр и упражнений, по сообщению.

Конспект занятия по математике старшая группа «Счет предметов до 7» Конспект занятия по математике. Старшая группа. Тема: «Счет предметов до 7». Вид конспекта: Комбинированные занятия решается насколько дидактических.

Конспект занятия по ОБЖ «В мире опасных предметов» для детского сада Цель: Дать детям знания о правилах пользования колющими, режущими предметами. Дать знания о предметах, которыми категорически запрещается.

Что такое действие предмета. Смотреть фото Что такое действие предмета. Смотреть картинку Что такое действие предмета. Картинка про Что такое действие предмета. Фото Что такое действие предметаКонспект занятия «Путешествие в мир рукотворных предметов» в средней группе Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» (образовательный компонент «Рукотворный мир») по теме «Путешествие в мир.

Конспект открытого занятия «Нанизывание предметов на нитку «Бусы» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТНО ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. тема: НАНИЗЫВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА НИТКУ «БУСЫ». цель: 1. Постоянно формировать.

Конспект открытого занятия «Извлечение звука из предметов» Тема: «Извлечение звука из предметов» (Стем технология) Цель: Поддерживать и развивать исследовательское поведение дошкольника. Формировать.

Источник

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 66. Слова-действия

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы что делает? что делают? делал? что сделал? что сделает? что сделают? и др.

Основное лексическое значение слова называется прямым. Оно точно указывает на предмет, действие или признак.

Иногда значение одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 74.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Прочитайте стихотворение. Оно поможет вам определить тему урока.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам ГЛАГОЛ.

Давным-давно в стране, под названием Части Речи, жили-были только имена существительные. Что? Дерево. Кто? Щенок. Что? Солнце. Жили существительные очень скучно, потому что ничего не делали.

И вот однажды в Страну пришли жить глаголы. Они не могли смотреть на то, что все бездействуют, потому что сами были большие непоседы.

Глаголы постоянно что-то делали. Глаголы были очень разговорчивы. Стоило спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – глаголы тут как тут.

И в один момент в Стране всё изменилось! Дерево стало зеленеть, цвести, плодоносить. Солнце – греть, светить, радовать, лаять, играть. Что же произошло? Да просто глаголы научили всех действовать!

А как же отличить глагол от других частей речи. Например, от имени существительного.

На какие вопросы отвечают слова ворона и воробей? Слова ворона и воробей отвечают на вопрос кто? Эти слова обозначают предметы. Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными.

Как подаёт голос воробей? Воробей чирикает. Как подаёт голос ворона? Ворона каркает. Слова каркает и чирикает отвечают на вопрос что делает? Слова, отвечающие на вопросы что делает?, обозначают действие предмета и называются глаголами.

По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного!

В предложении глаголы чаще всего являются главным членом предложения – сказуемым и подчёркиваются двумя чертами.

Глаголы изменяются по числам.

Сделаем выводы о том, что такое глагол:

У слова может быть несколько лексических значений. Глаголы могут иметь прямое и переносное значения. Прямое значение прямо указывает на действие (плакала девочка). Переносное значение – это новое лексическое значение слова, когда прямое значение переносится на другой предмет, если действия сходны по выполняемому действию (плакала берёза.).

Попробуйте определить значение глагола в следующем стихотворении:

В русском языке нашёл

Шёл и просто человек.

Утром шёл десятый час.

В каком предложении глагол «шёл» употребляется в значении «двигаться, переступая ногами»? В предложении: Шёл и просто человек.

Это прямое значение глагола.

А что вы скажите о дождике, снеге, часе, мультфильме? В этих предложениях глагол употреблён в переносном значении.

Употребление глагола в переносном значении – это средство художественной изобразительности, которое называется олицетворением.

Олицетворение – перенесение признаков и свойств живого существа на неодушевлённые предметы.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Правильный выбор.

Выделите цветом глаголы, которые отвечают на вопрос что делал?

Поёт; сияло; думал; подошёл; писал; говорит; знала; хотел; играть; радуется; учил.

Подсказка: должно быть четыре глагола.

Поёт; сияло; думал; подошёл; писал; говорит; знала; хотел; играть; радуется; учил.

Задание. Порядок событий.

Расположите слова каждой строки в последовательности, отражающей порядок событий.

Источник

Запишите по три-пять слов, которые называют : предмет : Признак предмета: Действие:

Ответ или решение 3

Что такое действие предмета. Смотреть фото Что такое действие предмета. Смотреть картинку Что такое действие предмета. Картинка про Что такое действие предмета. Фото Что такое действие предмета

Предмет

Предмет в русском языке обозначает имя существительное. В своей начальной форме, существительное отвечает на вопросы «что?» и «кто?». Например: кто? – мама; что? – конфета.

Существительное в предложении может менять свою форму в зависимости от падежа и числа. Возьмем слово конфета. Давайте посмотрим на примерах, как оно может менять свою форму в разных предложениях:

Признак предмета

Имя прилагательное – есть признак предмета. Оно в начальной форме отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». То есть прилагательное дает описание чему-то или кому-то. Например: мальчик какой? – веселый; книга какая? – веселая; солнышко какое? – веселое.

Имя существительное также может употребляться в разных формах в зависимости от падежа, рода и числа слова, к которому оно относится. Проследим за этим на примере слова добрый:

Действие

В русском языке глагол обозначает действие предмета. Глагол в начальной форме отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Например: что делать? – идти; что сделать? – сходить.

Форма глагола может меняться в зависимости от его времени и формы существительного, к которому непосредственно относится наш глагол. Рассмотрим, как может меняться слово рисовать:

Перейдем к выполнению задания

Нам необходимо придумать и записать по пять примеров слов предметов, признаков предметов, и их действий. Приступим!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *