Что такое действительные причастия и страдательные это
Действительные и страдательные причастия
Действительные причастия — это причастия, которые показывают признак лица или предмета, который сам производит или производил действие (действует сам):
ученик, рисующий (или рисовавший, нарисовавший) плакат;
ветер, ломающий (или сломавший) дерево.
Страдательное причастие — это причастие, которое показывает признак лица или предмета, который подвергается действию со стороны другого лица или предмета ( страдает от чужого воздействия):
плакат, рисуемый (или нарисованный) учеником;
дерево, ломаемое (или сломанное) ветром.
Действительные и страдательные причастия будут иметь вид того глагола, от которого они были образованы:
страдать – страдающий, страдаемый, страдавший (несовершенный вид);
пострадать – пострадавший (совершенный вид).
При этом от глаголов несовершенного вида образуются причастия настоящего и прошедшего времени, а от глаголов совершенного вида — только причастия прошедшего времени:
играть – играющий, игравший;
проиграть – проигравший, проигранный.
Действительные причастия могут быть образованы от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.
Глаголы | Причастия | |||
---|---|---|---|---|
действительные | страдательные | |||
наст. вр. | прош. время | наст. вр. | прош. вр. | |
переходные | ||||
несовершенного вида | + | + | + | + |
совершенного вида | — | + | — | + |
непереходные | ||||
несовершенного вида | + | + | — | — |
совершенного вида | — | + | — | — |
Образование действительных причастий
Чтобы от глагола образовать причастие надо:
смеют ся – смеющий ся, катают ся – катающий ся.
Действительные причастия имеют только полную форму.
Образование страдательных причастий
Чтобы от глагола образовать причастие надо:
Краткое страдательное причастие
Страдательные причастия имеют полную и краткую форму:
найденный – найден, забытый – забыт.
Краткие причастия изменяются по числам, а в единственном числе и по родам, но не изменяются по падежам:
найден, найдена, найдено.
рассказа нная история – история рассказа на,
перекраше нная машина – машина перекраше на.
Что такое причастие простыми словами и как легко отличать причастие от прилагательного, глагола и деепричастия
К нему можно задать два вопроса: «Какой?» и «Что делающий?».
Причастие – это часть речи, которая отвечает на два вопроса: «Какой?» и «Что делающий?». Например: мальчик (какой? что делающий?) играющий на скрипке. А вот к слову «игривая (натура)» можно задать только вопрос «какая?», поэтому игривый – прилагательное. К глаголу «играть» задается тоже только один вопрос – «что делать?», а к деепричастию «играя (на скрипке)» – вопросы «как?», «что делая?».
То есть причастие совмещает в себе признаки и прилагательного и глагола. Обозначает и признак, и в то же время действие. Например: читающий, играющий, поющий – он вроде бы и «какой», то есть описывается признак, и в то же время «делающий что-то» – дается указание на действие.
Что надо говорить о причастии вашей учительнице
Вот тут есть проблема. Определение причастия в разных учебниках не совсем одинаковое. Н. М. Шанский считает, что причастие – самостоятельная часть речи, а В. В. Бабайцева – что это форма глагола.
Если у вас учебник русского от В. В. Бабайцевой и называется «Русский язык. Теория. 5-9 класс», говорите, что причастие – форма глагола. Если учебник Ладыженской (синенький, с гжелью, там и теория, и упражнения, учебник для каждого класса свой), надо говорить, что причастие – самостоятельная часть речи.
Дальше, вне зависимости от учебника, вы будете говорить: «обозначает признак предмета по действию, совмещает признаки глагола (вид, время, залог) и признаки прилагательного (род, склонение)». Чтобы запомнить их, придумайте себе какое-нибудь бестолковое выражение типа «ВоВа ЗаРоС» – вид, время, залог, род, склонение.
Виды причастий – вот тут все срезаются
В видах причастий все путаются. Вспоминаем нашу фразу «ВоВа ЗаРоС» и разбираем по ней каждый тип причастия.
По Виду причастия могут быть совершенного и несовершенного вида. Если вид Совершенный, в вопросе к причастию будет буква С. Запомните: С – Совершенный:
По Времени: настоящего и прошедшего времени. Будущего нет:
По залогу: действительные и страдательные. Действительные – которые сами совершают действие. Страдательные – которые «страдают», то есть над ними совершается действие, кто-то что-то с ними делает.
Вопросы типа «Что сделанный?» не надо произносить на уроке. На уроке надо спрашивать «С которым что сделали?». «Что сделанный» – это для ваших мозгов, чтобы они быстрее все поняли и не тупили.
По роду: мужского, женского, среднего рода:
Склонение – это изменение по числам и падежам. Причастие можно просклонять, то есть прогнать по всем падежам и числам. Сделаем это с причастием «спящий»:
Путаете порядок падежей? Запоминалочка: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Иван – Именительный, Родил – Родительный, Девчонку – Дательный, Велел – Винительный, Тащить – Творительный, Пеленку – предложный.
Еще два слова о действительных причастиях
Действительные причастия могут быть возвратными/невозвратными, переходными/непереходными.
Переходное – когда есть (или может быть) зависимое существительное в винительном падеже без предлога. Например, причастие «изучающий» – переходное, потому что при нем может быть прямое дополнение в винительном падеже без предлога: изучающий биологию.
Возвратность и переходность – это признаки только действительных причастий, у страдательных их не может быть в принципе.
Пример характеристики причастия
Для закрепления. Характеризую причастие «Проигранный (бой)» по нашей схеме: ВоВа ЗаРоС:
Всё. Есть вопросы – пишите в комментариях. И не забывайте нашу прикольную фразу «Вова зарос». Завтра напишу статью про причастный оборот.
Всем хороших оценок, высоких баллов на ЕГЭ.
P. S. Мое видео про причастия.
Действительные и страдательные причастия
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Основные группы причастий
Для начала поймем, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.
Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.
Еще раз повторим самое важное: причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:
Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.
Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.
Основные группы причастий:
Страдательные причастия настоящего времени.
Страдательные причастия прошедшего времени.
Действительные причастия настоящего времени.
Действительные причастия прошедшего времени.
Рассмотрим пример действительных причастий:
Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.
Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.
Это все действительные причастия.
Рассмотрим пример страдательных причастий:
Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, сам подарок действие не выполняет.
Подарок, полученный именинником – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.
Это все страдательные причастия.
Еще один наглядный пример:
Ребенок обнял собаку.
Теперь есть ребенок, обнявший собаку (он сам совершал действие), и собака, обнятая ребенком (она испытывала на себе действие другого).
Обнявший — действительное причастие, обнятая — страдательное.
Суффиксы действительных и страдательных причастий
Чтобы разобраться в том, как различать страдательное и действительное причастие, смотрим на их суффиксы.
Все правила уже придумали за нас — осталось их запомнить и применять. В таблице мы привели суффиксы, с помощью которых можно образовать действительные и страдательные причастия.
Действительные и страдательные причастия
Цели урока:
1. Дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях.
2. Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.
3. Развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.
I. Организационный момент
II. Актуализация имеющихся навыков.
Тема нашего сегодняшнего урока — «Действительные и страдательные причастия».
Сначала давайте ответим на несколько вопросов:
— что такое причастие?
— что оно обозначает?
— на какие части речи похоже причастие?
Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.
Но действия бывают разные. Есть те, которые зависят от нас. А есть такие действия, которые от нас не зависят.
Например — девочка учит уроки. Она это делает сама.
Ребенку купили игрушку. Конечно, ее купили папа или мама, а не сам ребенок. И уж точно не игрушка купила себя.
Любой человек или предмет может совершать какие-то действия или быть для них объектом.
Мороженое лежит и тает (оно это делает само).
Мороженое быстро съедается (мальчиком).
Мы знаем, что одно и то же действие тоже может быть произведено над кем-то и кем-то.
Например: Однажды Маша разбила вазу.
Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»
Сравним два словосочетания с причастиями:
разбившаяся внезапно ваза и
разбитая девочкой ваза
В первом случае ваза разбилась сама. Во втором — ее разбила девочка.
Разбившаяся — это действительное причастие
Разбитая — это страдательное причастие.
III. Изучение нового материала.
Действительное причастие — от слова «действовать» — обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.
бегущий от медведя охотник (это тот охотник, который бежит)
бежавший за охотником медведь (медведь, который бежал за охотником, но потом перестал).
Фокусник, придумавший трюк — «тот, который придумал трюк». Действительное причастие.
Собака, встречающая хозяина — то есть, та, которая встречает — тоже действительное причастие.
Апельсины, лежащие на столе — те, которые лежат — тоже действительное причастие.
Что же такое страдательное причастие? Страдательное причастие — от слова страдать — обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.
Страдательное причастие чем-то похоже на старичка, который уверен, что все в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если яблоко лежит — стало быть, оно кем-то непременно туда положено, а если цветок растет — то он непременно кем-то посаженный.
Давайте подумаем, почему это причастие называется страдательным.
сваренная в кипятке вишня
Вишня пострадала — ее сварили.
пойманный в море осьминог
Осьминог тоже пострадал — его поймали.
Но, конечно, страдательное причастие совсем не обязательно обозначает чьи-то страдания.
Оно может быть и СОстрадательным.
Подобранный на улице щенок — щенок, которого подобрали
Обогретый теплом малыш — малыш, которого обогрели.
Как же нам различить, где страдательное причастие, а где действительное?
Во-первых, мы можем поставить вопрос: для действительных причастий: — КТО совершил действие, о котором идет речь, а для страдательных причастий — КЕМ совершено это действие.
сваривший — кто? — волшебник, сваривший зелье.
сваренное — кем? — зелье, сваренное волшебником.
Кроме того, к действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.
Состарившийся башмак состарился САМ. Это действительное причастие.
А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.
Можно, наконец, просто обратиться к своему воображению.
Например, у нас есть причастие «укушенный». Что может быть укушенным? Ну, хотя бы нога.
Но если укушенная — действительное причастие, то получается, что нога вдруг сама начала кусаться!
А вот если укушенная — страдательное причастие, значит, нога была укушена кем-то, например, собакой.
Давайте еще немного поучимся различать наши причастия.
Съеденная котом ветчина
(ветчина пострадала: ее съели) — страдательное причастие.
Съевший ветчину кот
(кот съел ветчину и при этом вряд ли пострадал) — действительное причастие
Строитель, построивший дом — можно поставить вопрос КТО? — действительное причастие
Построенный строителем дом — можно поставить вопрос КЕМ? — страдательное причастие.
Кидающийся на людей зверь (зверь кидается сам) — действительное причастие.
Кидаемый по кругу мяч (мяч вряд ли начнет собой бросаться) — страдательное причастие.
IV. Закрепление и практическое применение знаний
Решение заданий в учебнике: упр. 83, 84.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Итак, сегодня на уроке мы узнали, что причастия бывают действительными и страдательными. Действительные причастия обозначают признак предмета, возникший в результате действий самого предмета. Страдательные причастия обозначают признак предмета, возникший в результате воздействия на него другого предмета.
Действительные причастия можно узнать, потому что они любят ДЕЙСТВОВАТЬ. Они хорошо уживаются с существительными И.п., и к ним можно подставить местоимения «сам, сама, само, сами».
Страдательные причастия ужасно ленивы и любят, чтобы все делали на них. К ним часто присоединяются существительные в форме творительного падежа.
Определить, действительное перед вами причастие, или страдательное, можно несколькими способами:
— преобразовать причастия обратно в глагол и поставить вопрос. Если вы спросили: «Кто это сделал или делает?» — перед вами действительное причастие.
Если вы спросили: «Что с ним (или с ними) сделали или делают?» — то перед вами страдательное причастие.
разозлившаяся — та, которая (что сделала?) разозлилась.
разозленная — та, которую (что сделали?) разозлили
— можно попытаться подставить к причастию слово «сам» или существительное в Тв. п.
порхающий (мотылек порхает сам) — действительное причастие.
пойманный (мотылька поймали сачком) — страдательное причастие.
— наконец, можно обратиться к своему воображению и представить: может ли названный предмет сам приобрести этот признак? Или он приобретает его только с чьей-то помощью? В первом случае перед вами действительное причастие, а во втором — страдательное.
упавшее дерево может упасть без помощи — действительное причастие.
срубленное дерево само себя срубить не может — страдательное причастие.
Действительные и страдательные причастия
Причастия у многих лингвистов вызывают вопросы. Что это: особая форма глагола или отдельная часть речи? Большинство ученых придерживаются второго мнения, так как причастия, в отличие от глаголов, могут изменяться по падежам (а склонение — это особенность имен). А еще причастия могут быть действительными и страдательными (эти категории не присущи более ни одной части речи).
Основные группы причастий
Причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное. Если предмет испытывает на себе действие другого, причастие страдательное.
Пример
Ребенок нарисовал кошку. Теперь есть ребенок, нарисовавший кошку (он сам совершал действие), и кошка, нарисованная ребенком (она испытывала на себе действие другого). Нарисовавший— действительное причастие, нарисованный — страдательное.
Суффиксы действительных и страдательных причастий
Лучше различать причастия не по смыслу, а по суффиксам, которые стоит выучить; можно запомнить, что суффиксы действительных причастий «шипящие».
Бывает, что действительное причастие используется в пассивном залоге, то есть характеризует предмет, который сам действие не производит (например, «строящийся дом»— не сам же он строится!) Такой вариант употребления не делает формально действительное причастие страдательным!
Образование действительных и страдательных причастий
Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида:
Видеть (2спр.) —вид-ишь. Основа вид + ящ + окончание = видящий.
Действительные причастия прошедшего времени образуется от всех глаголов от основы инфинитива.
Виде-ть. Основа виде + вш + окончание = видевший.
Спряжение нас в данном случае абсолютно не интересует.
Страдательное причастие настоящего времени образуется от переходных глаголов несовершенного вида (да и то не всех); это самое редкое причастие.
Основа вид + им (так как 2 спряжение) + окончание = видимый.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов, от основы инфинитива. Но тут есть один нюанс. Если перед -ть было И, вместо него пишется Е.
Посея-ть. Основа не на И. Значит, посея + нн + окончание = посеянный.
Построи-ть. Основа на И. И переходит в Е. Постро + енн + окончание = построенный.
Важно: страдательные причастия могут образовываться только от переходных глаголов.
Изменение причастий
От страдательных причастий прошедшего времени может образовываться краткая форма. Она не изменяется по падежам, всегда стоит в именительном падеже и в предложении всегда является сказуемым: Задача решена.
Полные причастия (как действительные, так и страдательные) изменяются по падежам, родам и числам. Чтобы правильно написать окончание, надо поставить вопрос. БушующИм морем —какИм морем?
Определить форму причастия можно по форме определяемого существительного.
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, стаж работы более 15 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.