Что такое дейтинг сайты
Как устроен онлайн дейтинг и что нужно знать, чтобы достичь своей цели
Сайты знакомств – очень интересное явление. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, чем же так привлекают людей знакомства в сети. Однако мы можем оперировать фактами и делать выводы самостоятельно.
Профессор Высшей школы экономики Даниил Александров на своей лекции порассуждал о том, почему сайты знакомств произвели революцию в современном обществе и в корне изменили отношения между людьми. Он считает, что онлайн-дейтинг произвел такой фурор благодаря тому, что это была цепная реакция в обществе, а также потому, что на сайтах знакомств зачастую люди остаются такими, какие они есть в реальной жизни.
Сегодня существует множество различных сайтов на любой вкус и цвет. Там можно найти в буквальном смысле кого угодно, это целая система со своими правилами и законами. К тому же, практически все сайты знакомств держат свои алгоритмы подбора партнеров в секрете, что вызывает к ним еще больший интерес.
В середине 20 века знакомства между людьми основывались на семейных связях. Спустя время набрали популярность знакомства через друзей, еще немного позже – знакомства в парках и барах, на работе, учебе и т.д. С начала 21 века, с развитием цифровых технологий в эпоху интернета, популярность онлайн-знакомств начинает стремительно расти и к 2017 году они заняли первое место в США по популярности.
Как раньше люди выбирали друг друга? Важную роль при выборе играл социальный статус в обществе, образование, репутация. Кроме того, свою роль играла и профессиональная принадлежность.
Раньше люди могли себе позволить образовать семью и съехать от родителей. Во всяком случае, намного легче, чем сегодня – ведь в современном мире очень распространена модель, когда люди и после совершеннолетия и даже вступления в брак продолжают жить в доме родителей. Раньше же большинство людей более прагматично относились к браку: он зарабатывает деньги, она рожает детей и хранит семейный очаг – многих такой расклад вполне устраивал. Однако со временем в обществе менялись настроения и появилось убеждение в том, что вступать в отношения и заключать брак нужно только по неземной любви.
Статистика знакомств в реальной жизни показывает, что гетеросексуалам не так сложно знакомиться и без интернета. Другое дело однополые пары – они постоянно сталкиваются с общественным порицанием, поэтому сайты знакомств являются для них отличным способом вступать в отношения.
Онлайн дейтинг произвел настоящую революцию в области межличностных отношений. Очень важным фактором является то, что по исследованиям ученых, люди все же чаще обращаются к сайтам знакомств в поисках серьезных отношений, а не для связей на одну ночь. И это можно объяснить. Психологи утверждают, что благодаря тому, что на сайтах знакомств есть огромный выбор людей, как на «витрине», то нам кажется, что здесь то уж точно мы сможем найти идеально подходящего для себя человека. И есть сервисы, которые зацепились за эту идею – организовать как можно более детализированный поиск для того, чтобы организовать потенциальным партнерам идеальный матч.
Сайт для знакомств eHarmony предлагает своим пользователям в процессе регистрации пройти психологический тест, который состоит из более чем 400 вопросов. Администрация этого сервиса утверждает, что таким образом возможно обучить нейросеть идеальному подбору партнеров.
Представление об идеальном партнере тоже меняется как у женщин, так и у мужчин. Люди стали чаще выбирать свидания с партнерами отличной от своей расы, в то время как ранее это было чем-то экзотическим. Согласно статистике, с 2009 по 2014 год количество межрасовых матчей на сайтах знакомств выросло на 79%.
Еще одним интересным фактором в выборе партнера оказался рост человека. Согласно исследованиям популярного сайта знакомств OKCupid, у женщин выше 182 см значительно падает вероятность найти партнера в сети. То же самое касается мужчин, рост которых составляет ниже 165 см.
А теперь самое интересное. Если взглянуть на статистику пар, которые образовались в сети и покинули сайт знакомств, то окажется, что можно вообще забыть все, что написано выше в статье. То, что людям нравится и то, что они в итоге выбирают – это едва ли не прямо противоположные вещи. В итоге рост вообще не имеет никакого значения в образовании пары, также, как и доход у мужчин, хотя многие женщины утверждают, что это едва ли не самое важное, на что они в первую очередь обращают внимание. В итоге оказывается, что наибольшую роль в знакомствах и образовании пар играет внешность – тот фактор, с которого и начинается знакомство в сети.
Очередной интересной особенностью предпочтений людей на сайтах знакомств являются недостатки. Как показывают статистические данные, пользователи с татуировками, пирсингом, ярким цветом волос либо же с какими-либо недостатками или изъянами во внешности получают на 34% больше сообщений, чем те пользователи, которые ничем не выделяются. Поэтому не стоит стесняться своих недостатков, наоборот, покажите их – и у вас сразу найдутся поклонники.
Среди российских сайтов знакомств есть несколько тех, которые действительно выделяются из толпы. Кроме Мамбы, которая была действительно первооткрывателем онлайн-дейтинга на просторе рунета, есть еще не менее популярный сервис LovePlanet. Этот сайт знакомств начал свою работу в 2005 году и по сей день составляет достойную конкуренцию Мамбе.
Согласно данным на главной странице сайта, здесь зарегистрировано более 20 миллионов человек, среди которых почти 600 тысяч постоянно находятся в сети. Интерфейс этого сайта индивидуальный – разработчики явно не пытались ни за кем повторять, а просто создавали свой продукт.
Регистрация на LovePlanet бесплатна и занимает буквально пару минут. Здесь нет никаких психологических тестов, как на других популярных сервисах – просто вводишь основные данные, загружаешь пару фото и можно приступить к поиску партнера.
LovePlanet – весьма атмосферный сервис, однако придется смириться с тем, что за все интересные функции здесь придется платить. Кроме того, здесь достаточно большое количество ботов, которые сделают все что угодно для того, чтобы получить ваши деньги.
Даже для свободного общения здесь придется оформлять премиум аккаунт. С какой-то стороны это даже удобно, ведь любой качественный продукт стоит денег, однако стоит быть готовым к тому, что отказаться от этой подписки и автоматического списания денег с банковской карты будет достаточно сложно.
LovePlanet имеет мобильную версию, которая весьма оптимизирована и удобна для использования. Также здесь есть интересная функция «Chocolate», которая позволяет сразу назначать людям встречи, пропуская этап виртуального общения.
Сайт LovePlanet представляет из себя довольно интересный дейтинговый сервис, который за более 15 лет своего существование соединил уже не одну тысячу сердец. Нельзя сказать, что это идеальная платформа для знакомств, однако если знать главные секреты того, как правильно вести себя в таких местах – можно с большой вероятностью и здесь найти своего партнера.
Любовь за деньги: зачем инвестировать в сервисы знакомств
Почему стоит инвестировать в дейтинг?
Об эксперте: Дмитрий Волков, инвестор, основатель Dating Group — одной из крупнейших международных компаний в индустрии знакомств и social discovery. Она занимает четвертое место в мире по выручке и чистой прибыли.
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Существует несколько весомых причин вкладывать средства в сферу дейтинга:
Насколько индустрия дейтинга прибыльна и насколько рискованна?
При этом индустрия уже достаточно зрелая. В сторах можно найти несколько тысяч приложений. Конечно, стартапам нужно создать какое-то уникальное преимущество, чтобы выбиться вперед. Однако для тех компаний, которые уже добились положительной юнит-экономики и приобрели лояльность пользователей, рисков значительно меньше. Тогда основной риск остается в способности эффективно масштабироваться. Отчасти это зависит от специалистов по маркетингу, отчасти — от политики крупнейших провайдеров трафика Google, Facebook. Риски также возникают в связи с политикой Apple, которая также периодически меняется в отношении дейтинговых приложений.
Как устроен рынок дейтинга? Почему одни сервисы популярны, а другие — нет?
Есть несколько способов сегментации рынка. Например, по намерениям пользователей. Есть приложения, которые предлагают очень тщательный подбор пользователей по интересам, образованию, психологическому портрету и даже маршрутам передвижения. Примером такого продукта можно считать eharmony. Перед тем, как увидеть рекомендации по знакомствам, вам придется ответить на несколько сотен вопросов. Этот сервис подходит только людям с очень серьезными намерениями.
Есть приложения, которые, наоборот, больше напоминают игру. Иногда пользователи таких приложений даже не намерены встречаться. Им достаточно получить лайки или мэтч. Некоторые пользователи Tinder ведут себя именно так.
Сегментацию приложений также можно проводить по целевой аудитори. Есть приложения для людей старше пятидесяти, приложения для любителей собак, людей, ведущих здоровый образ жизни, и тех, кто ищет открытые отношения.
Рынок дейтинга достаточно консолидирован. Поэтому условно его можно поделить на основные группы.
Некоторые группы объединяют как популярные, так и очень нишевые сервисы. Наиболее известной группой в этом плане является Match Group, владеющая Tinder. В отличие от нее Dating Group сфокусирована на нишевых продуктах, заточенных под конкретного пользователя, демографию или географию. Например, нашим недавним приобретением стал DilMil. Его основной фокус — индийская диаспора за пределами Индии.
Успех складывается из нескольких факторов:
Во-первых, сервис должен удерживать пользователей. Они должны быть удовлетворены сервисом, и при этом возвращаться в него. В этом заключается дилемма индустрии. Как сделать так, чтобы пользователь нашел то, что он хочет, при этом продолжал поиск?
Во-вторых, нужен эффективный маркетинг. Необходимо научиться привлекать новых пользователей приложения дешевле конкурентов.
Одиночество в Сети: как устроена индустрия онлайн-дейтинга и какие тайны она скрывает
Люди всё чаще знакомятся онлайн, и около 20 % из них в итоге даже решают пожениться. Тем не менее 80 % пользователей так и не находят себе партнёра, и дело здесь далеко не всегда в человеческом факторе. Дейтинг-приложения используют психологические уловки и прямо-таки заставляют пользователей восстанавливать свои профили вновь и вновь, так и не находя «вторую половину». В каком-то аспекте это даже похоже на наркоманию. В посте попробуем разобраться, о каких подводных камнях важно знать, знакомясь в Сети.
Немного статистики
Если что, то про 20 % поженившихся после знакомства в дейтинге — это не шутка.
Исследование Лаборатории Касперского, в котором приняли участие 6458 человек из 30 стран (ответы респондентов из Китая и ОАЭ не учитывались), показало, что 48 % пользователей скачивают дейтинг-приложения забавы ради, 41 % — ради новых знакомств и друзей, а 24 % — чтобы «хорошо провести время с интересным человеком».
Чаще всего к помощи онлайн-знакомств прибегают люди около 33–34 лет: менеджеры среднего звена (20 %) или представители интеллектуальной элиты — учёные, учителя или инженеры (19 %). Молодежь от 25 до 34 лет занимает вторую строчку среди активных пользователей дейтингов — примерно 43 %.
Источник: Лаборатория Касперского
С точки зрения гендера, мужчины чаще, чем женщины, знакомятся онлайн — в 39 % случаев против 25 %. Согласно оценке Business of Apps, на 2020 год дейтинг-приложения используют около 270 млн. человек — за последние пять лет их аудитория выросла на 46 % и продолжит расти дальше.
Кто правит бал на рынке знакомств
Чтобы сразу «всех посмотреть», я составил такую таблицу самых популярных дейтингов:
Tinder
Самое главное дейтинг-приложение Match.com, который владеет более чем 45 сервисами. Сделал онлайн-знакомства похожими на игру и передал пользователям больше контроля за счёт свайп-методологии.
Bumble
Главный соперник Tinder в Северной Америке. Дал женщинам безвозмездную возможность выбирать партнёров для общения, мужчины же должны платить за подписку.
Badoo
Задолго до появления Tinder и Bumble приложение привлекало пользователей за счёт игр и квизов, в 2013 году превратилось в классический по интерфейсу дейтинг, схожий с Tinder.
Hinge
Приложение для поиска долгосрочных отношений стремительно набирает обороты в Северной Америке. Им чаще всего пользуются студенты американских колледжей.
Happn
Основной фокус приложения — геолокация. Оно предлагает «мэтчить» пользователей, которые могли случайно видеть друг друга, живут или работают в одном районе.
Grindr
Первое приложение, созданное специально для ЛГБТК-персон. Самое популярное приложение для гомосексуальных людей.
Tantan
Китайский аналог Tinder. Ядро аудитории приложения — студенты колледжей.
Plenty of Fish
Один из самых старых игроков на рынке, существует с 2003 года. С течением времени приложение трансформировалось в популярный сервис, которым чаще всего пользуются люди от 45 до 54 (15 %) или от 30 до 44 лет (11%).
Самые «высокооцениваемые» с точки зрения рыночной капитализации игроки практически те же — Tinder ($10 млрд.), Bumble ($4 млрд.), Tantan и Badoo ($3 млрд.).
Источник: Business of Apps, IAC, MagicLab, Statista
Основные различия между конкурентами — в целевой аудитории и в географии сервисов. Так, например, с момента основания Tinder навсегда завоевал американскую аудиторию: он сделал знакомства более доступными и простыми за счёт механики «пролистывания» (свайпов), которую никто до него не использовал.
При этом дейтинг-сервис не прижился в Европе и в Южной Америке — лидирующую позицию в названных регионах занимает Badoo. Это самое скачиваемое приложение для знакомств в мире с аудиторией больше чем 400 млн. человек (у Tinder — всего 66 млн. пользователей).
Тем не менее косвенно Badoo всё-таки вышел на лидирующую позицию в США. Его создатель Андрей Андреев вместе с сооснователем Tinder Уитни Вульф Херд придумали Bumble — приложение, в котором женщины могут писать понравившимся людям бесплатно, а мужчины платят за аналогичную возможность (сексизм? Нет, «это другое»).
В основе большинства дейтингов лежит freemium бизнес-модель. Люди могут пользоваться ограниченным функционалом приложений бесплатно: за снятие ограничений по количеству «мэтчей» или за отсутствие рекламы им приходится платить.
Как пандемия изменила дейтинг-индустрию
Несмотря на то, что дейтинг-индустрия активно набирает обороты и привлекает всё больше людей, пандемия коронавируса внесла в неё свои коррективы. Во-первых, с началом пандемии больше пользователей стало регистрироваться в приложениях знакомств, но при этом всё меньше из них платит за дополнительные опции (например, только 6 млн. пользователей Tinder по всему миру приносят компании доход, при том что с 2012 года приложение скачивали больше 340 млн. раз).
Во-вторых, ограничения, связанные с коронавирусом, стали триггером для внедрения видео в интерфейс дейтинг-приложений. Так, например, Bumble, OkCupid, Hinge добавили возможность общения по видеосвязи, Grindr даёт своим пользователям советы относительно секса по телефону, а Match.com создал бесплатную горячую линию со слоганом «Нет ничего невозможного».
Тёмные стороны дейтинга: почему они не про поиск идеального партнёра?
Несмотря на всю противоречивость работы дейтингов, около 39 % американских пар нашли друг друга именно через них, по данным Стэнфордского университета за 2017 год. Насколько удачными были эти мэтчи и насколько крепкими оказались отношения в долгосрочной перспективе, сказать сложно. В итоге большинство пользователей вновь и вновь возвращаются в дейтинг-приложения, потому что не могут найти «того самого» партнёра. Идеальный партнёр часто не находится по двум причинам — из-за человеческого фактора и… из-за уловок сервисов знакомств. Вы же не думали, что продакты Tinder или Badoo обсуждают на встречах «как бы им создать больше счастливых пар»?
Неподходящие партнёры
Научные исследования демонстрируют, что многие пользователи Tinder ищут в приложении возможности для случайного секса, склонны к кибербуллингу и вранью. Согласно данным от GlobalWebIndex за 2015 год, 42 % людей во время поиска пары в онлайне на самом деле находятся в отношениях (исследование проводилось на базе пользователей Tinder).
Психопатическое поведение, макиавеллизм и нарциссизм (элементы «тёмной триады») проявляются в пользователях приложения чаще, чем в тех, у кого его нет: мужчины в большей степени, чем женщины, проявляют «тёмные» стороны своего характера. Интересная деталь: в США гетеросексуальных мужчин в принципе свайпают меньше, чем женщин и геев. Такая вот новая реальность. При этом мужчины лайкают действительно понравившиеся им аккаунты только в 33 % случаев, а женщины — в 93 % ситуаций.
Такая разница в паттернах объясняется тем, что девушки пытаются решить свои «внутренние» проблемы через налаживание новых социальных контактов, а молодые люди — через делинквентное поведение (например, употребление алкоголя или наркотиков). При этом женщины в дейтинг-приложениях больше подвержены тревожности и жертвенному поведению.
Уловки сервисов знакомств
Многие дейтинг-приложения пользуются «тёмным» UX-дизайном, манипулируя аудиторией приложения и провоцируя её на оформление платной подписки. Геймификация превращает дейтинг в подобие игры, в которой для выхода на новый уровень нужно заплатить за дополнительные фишки и преимущества. В целом механика дейтингов очень похожа на «гринд» в MMORPG: те же повторяющиеся действия и небольшой риск для получения выгоды «игрока». И это, к сожалению, затягивает (как игровая).
И у Tinder, и у Badoo есть внутренняя система рейтингов Эло: чем популярнее ваш профиль, тем чаще он появляется в предложенных вариантах и, следовательно, получает больше мэтчей. Так сервисы повышают лояльность пользователей и «удерживают» их внутри приложения. Владельцев менее востребованных профилей компании побуждают. Правильно, оформить премиум-версию, чтобы «чаще высвечиваться в ленте», «свайпать больше людей» и «ставить суперлайки больше одного раза в день».
Если пользователь отдаёт предпочтение популярному профилю, то приложение извещает его об этом. «Простой лайк может остаться незамеченным, а вот на суперлайк потенциальный партнёр точно обратит внимание», словно намекает сервис. Чем больше таких неявных подталкиваний, тем выше вероятность расширения формата подписки.
В первые дни использования дейтинг-приложения буквально взрываются от количества лайков и мэтчей: аналогично работает механизм удержания клиентов в казино во время игры в автоматы или в покер. «Если пользователь не получает фидбэк, то он, скорее всего, отказывается от сервиса». Чтобы избежать оттока аудитории, Match (владелец Match.com, Tinder, OKCupid, PlentyOfFish) даже фабриковал оповещения о новых парах, побуждая пользователей оформить платную подписку и увидеть, кто же их выбрал. Иными словами, приложения используют многочисленные уловки, чтобы пользователи чаще заходили в них — общались с большим количеством людей и перебирали варианты, пытаясь найти среди них наиболее подходящий.
Иллюзия непредвзятого выбора тает на глазах, особенно, если учесть, что дейтинг-сервисы используют математические схемы, которые помогают подбирать «подходящие» пары. Например, Hinge использует алгоритм Гейла — Шэпли (его второе название — «алгоритм отложенного согласия»): учитывает интересы пользователей, историю их прошлых мэтчей и предлагает «идеального партнёра», основываясь на больших данных и информации, которой человек делится с приложением.
Более того, работа дейтинг-сервисов основана на «совместной фильтрации» (collaborative filtering): её смысл заключается в том, что самые ранние пользователи приложения имеют огромное влияние на профили, которые видят последующие пользователи. Например, один из первых пользователей приложения свайпает вправо понравившегося ему человека. Затем он, руководствуясь собственными мотивами, дизлайкает пользователя восточной внешности.
В этот момент алгоритм предполагает, что людям, которым нравится этот самый первый пользователь, «тоже» не подходят люди восточной внешности, и им не будут предлагать их для знакомства. Команда разработчиков при поддержке Mozilla даже создала специальную игру MonsterMatch, которая наглядно демонстрирует работу принципа совместной фильтрации в дейтинг-сервисах.
Источник: MonsterMatch
Помимо использования этого алгоритма Tinder определяет потенциальную совместимость пар через анализ общих друзей и локаций на Facebook, некоторые дейтинг-сервисы также собирают данные о пользователях через секцию Q&A.
Количество данных, которым владеют приложения, исчисляется терабайтами: так, например, в 2017 году журналистка издания Guardian запросила у Tinder всю информацию о себе, которой располагала компания. Оказалось, что на одну только Джудит (так зовут автора материала) пришлось 800 страниц информации! Данные не ограничивались лайками внутри сервиса знакомств: помимо них в профайле фигурировали её активность и количество друзей в Facebook, образование, ссылки на места, в которых девушка делала фотографии для Instagram, возраст привлекательных для неё мужчин, даты и время её общения с понравившимися пользователями.
Важно: вы также можете запросить у Tinder данные, которыми сервис располагает о вас.
Для работы над таким объёмом информации дейтинги нанимают специалистов по всем направлениям работы с данными: Data Science, Data Analytics и Data Engineering.
Неужели вся эта информация нужна для поиска идеальный мэтчей? Вопрос дискуссионный (где-то в этот момент в Лондоне смеются продакты Badoo). Например, программы для парсинга данных могут собирать URL-адреса, которые пользователь посещает, параллельно находясь на сайте знакомств или в приложении, и использовать эту информацию в рекламных целях внутри сервиса знакомств. Информация также может передаваться сторонним компаниям, с которыми работает дейтинг, чтобы они могли детально изучить аудиторию для продвижения своих продуктов и услуг.
Например, в 2018 году дейтинг-сервис Grindr признался, что две компании, которые изучали пользовательский опыт внутри приложения, получили доступ к информации о ВИЧ-статусе пользователей (с тех пор Grindr не обращается за исследованиями к сторонним фирмам). В свою очередь, Android-версии OkCupid и Tinder обменивались информацией о политических взглядах, этнической принадлежности и местонахождении своих пользователей с сервисом по привлечению клиентов Braze. И это только верхушка айсберга.
Становится по-настоящему страшно, что может произойти, если владельцы дейтингов подружатся со спецслужбами (а вдруг это уже произошло?). Впрочем, оставим теории заговора конспирологам и будем верить в хорошее, что у всех, кто использует дейтинги, получится найти тех, кого они ищут.
В заключение хотелось бы поделиться двумя статьями по «хакингу» дейтинга:
И скриптом для Тиндера, от камрада Назарова Георгия, который любезно выложил его на GitHub:
Он ставит лайки только тем пользователям, у которых 150+ символов в описании и хотя бы 2 фото. По опыту — это экономит лайки (под данные критерии попадает только 1 из 6 профилей), поднимает конверсию ответных лайков и завязавшихся диалогов. По результатам: 1 отношения, 7 подруг, штук двадцать встреч (на которых потратил 0 рублей к слову), порядка 100 мэтчей, множество переписок и в целом полезный опыт. Но конкретно проблемы удалось решить только после посещения психотерапевта.
И задать вопрос хабрасообществу: как вы относитесь к приложениям знакомств: оправдывают ли их цели весьма противоречивые средства?
А чтобы заняться серьёзной наукой о данных без подтасовок и научиться находить заведомо ложные данные, вы можете освоить Data Science на нашем флагманском курсе с нуля или прокачать свои навыки. Также вы можете узнать, как начать карьеру или прокачаться в других востребованных специальностях: