Что такое дхарма в философии кратко
Дхарма — что это такое, и что мы упускаем? Виды и цели дхармы.
Раз вы задаетесь вопросом что такое дхарма, тогда наверняка Вы уже продвинулись достаточно глубоко, что бы не тратить время на такое понятие, как карма, реинкарнация и так далее. И не будем этого делать, сразу перейдем к сути вопроса. Если же интересует, например, вопрос кармы, то можно все узнать здесь «Что такое карма простыми словами».
Понятие дхармы и виды дхармы
Дхарма — что это простыми словами, по самой сути? Дословно, дхарма — это закон, следование законам общества. Это достаточно общее понятие, оно включает в себя несколько составляющих, как варна-дхарма, ашрама-дхарма и сва-дхарма. Мы кратко разберем эти виды дхармы, чтобы пойти дальше. Эта информация крайне будет важна для дальнейшего понимания темы.
Варна — это также слово из санскрита, что значит социальный уклад общества по виду деятельности, где люди распределяются по четырем ее видам:
Ашрама-дхарма также распределяется на 4 ступени, именно ступени взросления человека по возрасту.
Сва-дхарма, это индивидуальный путь человека в жизни. Поиск себя и своего предназначения.
Дхарма — что это простыми словами. Суть дхармы
Здесь еще кое-что важное, потерпите немного, мы обязательно дойдем до развязки. Итак, можно сказать, что дхарма, это тот путь человека, который должен пройти честно «от и до». От маленького ребенка еще ничего не ждут.
А вот когда он будет готов к школе, его самой важной драхмой будет учеба.
Каждый родитель скажет своему ребенку — самое главное для тебя в этом возрасте учиться и только учиться.
Чем усердней молодой человек выполнил свою главную обязанность или драхму — учиться, тем лучше он прошел этот этап. Соответственно, молодой человек больше получил благословений и похвалы от родителей. И конечно, больше пользы принес для самого себя.
Здесь отмечу, что уровень оценок играет второстепенную роль, поскольку зависит от способностей ученика.
А точнее, если ученик однозначно может учиться на 4 и 5, но не делает этого, тогда уже с детства не выполняет, что должен, то есть — драхму. Если же его потолок это тройки, и он усерден в своей учебе, тогда выполняет дхарму.
Далее, интереснее.
После окончания учебы молодой человек вступает сразу на две ступеньки. Он должен чем-то зарабатывать на хлеб, то есть определиться, кто он по профессии. И, второе — вступает в семейные узы.
От девушки здесь ожидают уют в доме, заботу о детях, материнство. Это ее дхарма. От юноши- обеспечение достатка в доме и защита семьи. Давайте здесь оттолкнемся, как в геометрии, от противного.
Закон и суть дхармы на примерах
Не редко бывает так, что молодой человек пренебрегает своими обязанностями, как в профессиональном росте, так и в семейной жизни. От этого известные проблемы. Недовольство от второй половины и личная неудовлетворенность. То есть близкие, и свои ощущения подсказывают, что не выполняем свои обязанности. Не делаем, что должны.
Если сейчас скажем, почему я кому-то что-то должен, то можно дальше не читать, поскольку пока не готовы к основам личного и духовного роста.
Здесь слово «должен» имеет то значение, которое закладывается при достижении цели.
Спортсмен должен усиленно тренироваться, ученик — учиться, врач — лечить, жена обеспечивать, сама или организационно, хотя бы минимальный уют в доме, а мужчина кормить семью и так далее.
На сколько ученик въедался в гранит науки относительно своих способностей, и насколько в течение следующих 25-30 лет человек хорошо выполнял свой долг, настолько он подойдет к тому возрасту, когда пожинают плоды своего труда.
Не только материальные, но и как зрелая личность.
Здесь мы подбираемся к самому интересному.
Теперь представим иную картину, когда человек выполнял все свои домашние обязанности и честно выполнял свою работу в профессиональной сфере. Согласитесь, к 50 годам, будут два разных человека, кто шел по пути драхмы, а кто считал что он ничего никому не должен. Жил, как придется.
Одному было не очень легко. Вся жизнь в труду и обязанностях, однако есть некое моральное и материальное удовлетворение. Второй плыл по течению, но к середине своей жизни понимает, что приплыл в тупик.
Успех — понятие больше социальное. В плане вселенских законов, успех, это рост над самим собой, а не в глазах других
Что в итоге?
Например, женщина, которая все силы тратила на комфорт в доме, и мужчина, который, в меру своих способностей к заработку — зарабатывал и честно приносил заработок домой. На этом этапе, как муж жена внутри себя благословляют друг друга. Можно слышать — какой (какая) ты у меня умница!
Это имеет большую силу с точки зрения кармы.
Кроме того, за исполненный закон дхармы, за честно прожитый отрезок времени — их благословляет Бог. Да, у людей может не быть полного материального достатка, но они своими честно исполняемыми обязанностями зарабатывают очень хорошую карму на свою следующую жизнь.
В следующей жизни Господь им предоставит куда лучшие и комфортные условия для жизни и труда в свое удовольствие.
Цель дхармы, во многом выполнена.
Но это далеко не все. Далее еще интереснее.
Дхарма — что это простыми словами. Развязка.
Переходим к третьему этапу жизни человека, когда наш возврат перевалил за 50-55 лет. Как говорят еще и в Японии:
первая часть жизни — учеба,
вторая усердная работа и семья,
третья — обучение других.
Что сможет после 50 лет тот, кто не шел по пути драхмы, пути следования своим обязанностям? Чему полезному он может научить? Какие дать зрелые и ценные советы?
Никаких! Такой человек, по самой сути бесполезен. Такой человек в конфликте сам с собой. Его путь закончен. Может я сейчас жесток, но это только для акцента проблемы.
И наоборот. Тот, кто шел по пути своей драхмы, всегда может быть полезным обществу, как специалист своего дела, так и в житейских вопросах. Лучшие дедушки и бабушки именно такие люди.
Дхарма возраста 50-70 лет — учить других. Мы не говорим, что все педагоги по жизни. Мы говорим, что каждый, кто честно трудился, шел по пути выполнения своих профессиональных и семейных обязанностей, может передать свой опыт молодым поколениям. Такой человек может еще работать, но должен понимать, что от него, на этом этапе, требуется две вещи.
Первое. Как уже сказали — передача опыта, обучение.
Второе. Осознанный подход к четвертому, или заключительному этапу своей жизни. Человек не доживает свою жизнь. А в этом возрасте делает переход от бурной, ритмичной жизни к духовным ценностям. Свободное время тратит не на праздность и потехи как в молодости, а на шаги его одухотворяющие.
Человек ни в коем случае не гаснет. Наоборот. Позитив, это качество, которое может и должно быть в течение всей жизни. Более того, позитив, признак целостной личности.
В конце жизни превратиться в разочарованного и мелочного старика — считаю, это трагедия. Должно быть ровно все наоборот.
Старость не обреченность, а достоинство и мудрость. Таков должен быть венец жизни.
Что в конечном счете дхарма дает человеку?
Дхарма — это не просто морально-нравственный путь. Дхарма — это последовательный духовный рост человека путем честного выполнения своих обязанностей, как в семье, так и в обществе, в т ч перед старенькими родителями. Деятельность, которая поднимают его на духовную ступень развития.
По сути, Иисус Христос в своих заповедях и проповедях также давал путь дхармы. Честный труд и максимальная свобода от греха.
И по той же сути, это подцель всех религий, следуя путем благочестия и честного труда, заботясь о семье, ко второй половине жизни подойти к еще более высоким ценностям. На Востоке или Кавказе, традиция уважения стариков возникла не просто так. Человек должен уже к 50-55 годам подойти целостной личностью, не обремененный только материальными заботами. А к 70-75 годам, быть в прямом смысле слова духовным учителем для других, а не скрягой или брюзгой.
Счастье и востребованность после 50 и 70 лет, это прямой признак выполнения своей дхармы
Выполнение закона дхармы дает человеку основу для дальнейшего роста. Не только как профессионала, а потом учителя. Это все ступени, важные, но ступени, к главной цели — духовный рост человека.
А духовный рост не возможен без честности.
В данном случае, повторимся, честности в части выполнения своего долга, как ученика, супруга, родителя, специалиста своего дела. Мы не идеальны, порой мы обманываем себя и других. Однако, одно дело, когда мы понимаем свою слабость и стремимся избегать этого в будущем, другое — перекладывать все на других.
Заключение
Идея дхармы именно в том, что мы начинали всему этому учиться именно здесь, а не там. А к Богу возвращаемся полностью подготовленными.
Понимаете? К Богу можно вернуться только целостной, одухотворенной личностью, честно выполнив свой долг от А до Я.
Никак не иначе.
Теперь немного рекламы =)). Я сделал максимум, чтобы реклама не мешала Вашему чтению.
Дхарма
В индийской национальной философии понятие дхарма объясняют как комплекс устоев, правил, догм, позволяющих найти свой верный путь и жить в гармонии с окружающим миром и Вселенной.
Это своеобразный кодекс морально-нравственных устоев, опираясь на который можно достичь совершенства. Основная цель дхармы — соединить душу с реальной жизнью, но при этом реальность должна соответствовать некоему идеальному миру.
Понятие дхармы
В буддистской философии слово дхарма употребляется в нескольких значениях: это и закон, и состояние души, и возможность жить по правилам, и единственно верное понимание сути существования человека на земле.
Главное в дхарме то, что она учит человека правилам поведения и общения со всеми другими людьми, а кроме этого
Дхарма учит человека, как при жизни постичь религиозное учение, которое в ином случае постигается лишь избранными. Учение индуизма утверждает, что в праведной жизни есть четыре стороны:
И именно дхарма учит, как достичь единения физического тела и души и достичь баланса между землей и небом, духом и плотью, кратковременностью и вечностью.
Дхарма в буддизме
В различных религиозных учениях дхарму объясняют по-разному. У буддистов дхарму отождествляют с высшим пониманием учения Будды (Просветлённого). Считается, что Великий Будда видит каждого человека в его собственной ипостаси, как единственно уникальную сущность, поэтому и дхарма не может быть общей, одинаковой для всех.
Это нравственный закон, который каждый понимает по-своему и стремится к его выполнению. То есть в буддизме дхарма это и главный нравственный закон существования человека в обществе, и священный поток сознания, излучаемый Вселенной.
Дхарма в индуизме
Понятие дхарма впервые встречается еще в древних письменных источниках и там ее интерпретируют, как умение сочувствовать и сострадать ближним.
Затем в индуизме это понятие расширялось и теперь оно обозначает
Особым почетом в индуизме пользуется учение о дхарме внутри семьи. Считается, что если свою семейную жизнь человек строит по законам дхармы, то он особо угождает Богу и может рассчитывать на его благоволение.
Для женщины это, прежде всего, служить желаниям мужа, быть верной и преданной, уважать и почитать всех родственников своего супруга, следовать за своим мужем, куда бы он ни пошел и всегда чтить его наравне с Богом.
Для мужчины это защищать свою женщину при любых обстоятельствах и до последнего издыхания, хранить физическую верность, вести за собой жену и детей и обеспечивать им необходимый уровень жизни.
Дхарма в астрологии
С появлением астрологии учение о дхарме пополнилось новыми знаниями. Наука о влиянии звезд на судьбу человека считает, что дома дхармы имеют номера 1,5,9 – лучшие дома, оказывающие самое положительное влияние на формирование характера человека.
Если в гороскопе сильны именно эти дома, то этот человек и мудр, и благочестив, и наделен всяческими добродетелями. Именно они указывают на то, сколько благочестия у индивидуума. А главная цель каждого человека, начиная с рождения – это идти по пути, определенному дхармой и помогут ему в этом пять истин:
Всего выделяют пять правил дхармы, которые и считаются главными этическими законами поведения:
Некоторые буддисты трактуют этот принцип, как полное воздержание от спиртного и призыв к разумной умеренности в потреблении пищи.
Как постичь свою дхарму?
В наши дни много приверженцев древних восточных учений, поэтому все чаще возникает вопрос: как верно определить свою дхарму? Веды на это отвечают, что в этом деле главное смотреть внутрь себя, определить свои жизненные приоритеты, причем, сделать это можно строго самостоятельно. Кроме этого, Веды называют пять дхармических типов:
Вы можете примерить эти типы на себя и определить свой тип дхармы.
Значение колеса дхармы
Одно из самых ранних изображений, начертанных в священной книге Вед – это колесо дхармы. В индуизме это изображение олицетворяет защиту и божественную поддержку человеку среди земных стихий, а в буддизме – это символ Будды и его мудрости.
Постоянное движение колеса дхармы значит, что учение Будды действует и спустя тысячелетия после его смерти, оно вечно и постоянно и всегда находит своих последователей.
Колесо состоит из трех частей: ступица, обод и спицы (от 5-ти до 8-ми), и каждая часть освещает свой аспект учения Будды: этику, мораль и умение концентрироваться на себе и Вселенной.
Восемь спиц в колесе олицетворяют Благостный Восьмеричный путь Будды
А ступица- центр колеса символизирует общий закон нравственности, необходимый к выполнению для всех без исключения живущих на земле.
Обод же олицетворяет вечное вращение колеса, постоянное движение жизни. Иногда его изображают с тысячью спиц, которые демонстрируют всему миру тысячу деяний Будды.
Считается, что великий Будда сделал собственноручно три поворота колеса дхармы, т.е. дал три больших цикла лекций о своем учении:.
Изображение колеса дхармы считается одним из священных символом Индии, оно присутствует на их государственном флаге и многих других и государственных, и политических, и религиозных атрибутах.
ДХАРМА
Полезное
Смотреть что такое «ДХАРМА» в других словарях:
дхарма — учение, закон, мораль Словарь русских синонимов. дхарма сущ., кол во синонимов: 5 • долг (19) • закон … Словарь синонимов
«ДХАРМА» — термин, которым в индуизме охватывается круг налагаемых на человека законами и обычаями его касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых обеспечивает счастливое переселение души. В более общем понимании … Юридический словарь
ДХАРМА — (санскритское закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа), Понятие древнеиндийской мысли: некий образец, которому надлежит следовать как норме, вечный закон; в более узком смысле долг, добродетель. Понятие дхармы… … Современная энциклопедия
ДХАРМА — (санскр.) 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственно социальное установление для правильной жизни (долг) в этом смысле каждый человек… … Большой Энциклопедический словарь
ДХАРМА — (санскр. dharma, тиб. chos, кит. fa., яп. ho закон, религия, долг, доктрина, благочестие, основа, порядок мироздания, качество, характер, истина) одно из важнейших понятий индуистской и буддийской философий. В индуизме Д. истинная реальность,… … Новейший философский словарь
Дхарма — (муж.) религия, путь к Богу Древние индийские имена. Словарь значений … Словарь личных имен
Дхарма — (санскр. закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа), одно из важнейших понятий древне индийской философии. В самом общем виде некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме,… … Религиозные термины
ДХАРМА — (санскр. dharma, пали dhamma): 1) в индуистской мифологии сначала божественный мудрец, затем бог справедливости, персонифицирующий понятие «дхармы» закона, морального правопорядка, добродетели. Д. в мифах либо сам сын Брахмы и один из Праджапати … Энциклопедия мифологии
Дхарма — (санскритское закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа), понятие древнеиндийской мысли: некий образец, которому надлежит следовать как норме, вечный закон; в более узком смысле долг, добродетель. Понятие дхармы… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Дхарма — У этого термина существуют и другие значения, см. Дхарма (значения). Дхарма, дхамма (санскр. धर्म dharma IAST, пали धम्म dhamma IAST) индийский философский и религиозный термин, одно из важнейших понятий в … Википедия
Дхарма
Дхарма играет первостепенную роль в доктринах индийских религий, каждая из которых исповедует и практикует дхармические принципы. В индийских религиозных традициях принято считать, что люди, живущие в согласии с устоями дхармы, способны достичь мокши или нирваны. В индуистском обществе дхарма представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида.
Дхарма, в своём общем значении, имеет определённое сходство с дао и даосизмом. Антонимом дхармы является адхарма. Символ дхармы — дхармачакра — центральный мотив в национальном флаге Индии.
Содержание
Употребление слова
В священном тексте индуизма — «Риг-веде» — слово употребляется в варианте дхарман dhárman- IAST и имеет ряд значений, включая «что-то установившееся или утвердившееся», или в значении «сторонник», «приверженец», «поклонник» (Бога), а также в абстрактном значении, имеющем семантическое сходство с греческим ethos, «установленный статус или закон».
В «Атхарва-веде» и классическом санскрите — ( dhárma- IAST , деванагари: धर्म), а на пали слово принимает форму дхамма. В современных индийских языках и диалектах слово часто употребляется как дхарам. Оно используется во всех дхармических религиях, к которым относятся индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм. Трудно дать одно точное определения термина «дхарма» — у него существует долгая и разнообразная история и оно имеет ряд сложных значений и толкований.
В контексте большинства современных индийских языков, таких как хинди или бенгали, «дхарма» просто означает «религия». Индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм соответственно называют «санатана-дхарма», «будда-дхарма», «джайн-дхарма» и «сикх-дхарма».
Дхарма в индуизме
Историческое развитие концепции дхармы в индуизме
В «Риг-веде», вера в то, что естественная упорядоченность и гармония пронизывает природу и мир, проявляется в ведийской концепции риты, которая выступает как законы природы, как определённый установленный порядок вещей во Вселенной. Рита имеет определённое сходство с древнекитайским понятием дао и гераклической, или стоической концепцией логос. Этот порядок вещей во Вселенной, отражённый в ведийской религии, явился историческим предшественником понятия дхармы. Идея риты была изложена в ведийских гимнах и выступила как фундамент для дхармы в классическом индуизме. Дхарма упоминается в следующем стихе «Риг-веды»:
О Индра, веди нас по пути риты — истинному пути, следуя которому мы сможем преодолеть зло. [1] |
Переход от риты к современной идее дхармы происходит в «Брихадараньяка-упанишаде». В Упанишадах дхарма рассматривается как вселенский закон, порядок вещей, гармония, истина, которые проявляются из Брахмана. Дхарма выступает как управляющий моральный принцип во Вселенной. Это сат — истина, один из основных принципов индуизма, который происходит от концепции «единой истины» (экам-сат), изложенной в «Риг-веде». Сат выступает в Ведах как одно из качеств Брахмана — сат-чит-ананда (истина-знание-блаженство). Дхарма это не просто закон или устой — это изначальная истина. В «Брихад-араньяка-упанишаде» это объясняется следующим образом:
Дхарма тождественна истине. Человек, который говорит истину, «говорит дхарму». [2] |
В «Махабхарате» Кришна определяет дхарму как поддерживающую порядок вещей как в материальном мире, так и в мире духовном. [3]
Дхарма как одна из пурушартх
Продвигаясь по четырём ступеням духовного развития (ашрамам) ведийского общества, которыми являются брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса, индивид одновременно осуществляет и четыре основные пурушартхи, или цели — дхарму, артху (экономическое развитие, материальные обретения и мирские заслуги), каму (чувственное удовлетворение), и мокшу (освобождение из сансары — круговорота рождения и смерти). Конечная цель, мокша, является самой важной в последних двух ашрамах жизни, тогда как пурушартхи артхи и камы в основном практикуются в грихастха-ашраме. Дхарма, однако, играет ключевую роль на всех четырёх ступенях духовной жизни.
Бог дхармы
Яма, которого также называют Дхармараджа, выступает как дева, управляющий дхармой и следящий за её соблюдением. Описывается, что он родился из груди Брахмы и женился на десяти дочерях Дакши. Он является отцом Шамы, Камы и Харахсы, а также Нара-Нараяна риши.
В «Махабхарате», Видура описывается как воплощение Ямы. [4] Также, Кунти вызывает Яму и зачинает от него своего старшего сына Юдхиштхиру. Поэтому, Юдхиштхира также получил известность под именем Дхармапутра («сын дхармы»). [5]
В специальной литературе
В специальной литературе, например, по санскритской грамматике, дхарма также означает «собственность», а дхармин — «обладающий собственностью». В таких санскритских фразах, как шабдо нитья ( shabdo ‘nityaḥ IAST ) — «звук непостоянен», «звук» является носителем качества «непостоянности». Подобным же образом, во фразе иха гхатах ( iha ghataḥ IAST ) — «здесь есть горшок», «здесь» выступает как носитель «существования горшка».
Дхарма в буддизме
Дхарма — категория абхидхармы
Описание дхарм как элементов бытия (см. выше) изложено в третьей части буддийского канона, Абхидхарме. Их детальной классификации посвящён труд «Абхидхармакоша».
Все дхармы можно разделить на два базовых класса омрачённые (сасрава) и неомрачённые (анасрава).
Омрачённые
К омрачённым (сасрава) относятся все обусловленные (санскрита) за исключением истины пути (марга — одна из четырех благородных истин).
Тройная классификация дхарм
Дхармы были классифицированы Буддой тремя способами: по группам (скандха), по базам (аятана) и по элементам (дхату). Васубандху объясняет причину необходимости тройной классификации следующим образом:
Сознательные существа заблуждаются в трояком отношении: одни заблуждаются относительно психических явлений, считая их за «я»; другие опять заблуждаются относительно явлений чувственных; третьи полагают, что явления психические и чувственные вместе составляют «я». Кроме того, проницательность людей различна, а также их склонности: одни в состоянии понять или любить только краткое; другие — среднее; третьи — пространное. [7] |
Поэтому для первых предназначена классификация дхарм по пяти группам, для вторых — по 12 базам, а для третьих — по 18 элементам.
Таким образом, эти же десять органов чувств и объекты, перечисленные выше, присутствуют и в списках дхарм, входящих в базы (аятана) и элементы (дхату). А именно: