Что такое диагностическая контрольная работа
Создание Диагностической контрольной работы
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мефодьева Г.А. учитель географии ГБОУ гимназии № 177 Диагностическая работа (5-9 класс)
Диагностическая контрольная работа (ДКР) – персонифицированная форма оценки планируемых результатов обучения учащихся при изучении предмета, отдельной темы, раздела.
В соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) система оценивания строится на основе следующих общих принципов:
Алгоритм работы по разработке диагностических контрольных работ. Определить место и время ДКР в системе оценки планируемых результатов обучения.
Определить особенности целевой аудитории для работы: возраст учащихся, а также спрогнозировать возможные результаты.
Определить характер заданий будущей работы (по уровню сложности работы в целом и по широте охвата содержания) – предметные или метапредметные задания.
Определить объем ДКР по времени выполнения.
Определить объем ДКР по числу заданий.
Составить ДКР, отобрав разноуровневые задания на определенные для конкретного класса знания и УУД
Разработать критерии оценки выполнения задания и определить вес каждого задания в баллах.
Провести работу, оценить ее.
Подготовить анализ ДКР, опираясь на интерпретации к заданиям. Определить направления коррекции в процессе обучения.
1 раздел: традиционные предметные задания репродуктивного характера 2 раздел: задания продуктивного характера на оценку предметных или метапредметных умений 3 раздел: задания в формулировках УУД регулятивного и коммуникативного характера 4 раздел: рефлексивная оценка своей работы (самооценка и ее показатели). Структура ДКР
Первым человеком, доказавшим правильность предположения Пифагора о шарообразности Земли, был…(Аристотель) Ученый, давший название науке географии..(Эратосфен) Путешественник из Древней Греции, исследовавший север Европы, достигший Британии, первым установивший зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи…(Пифей) Назовите достижение М. Бехайма…(Создание первого глобуса) Этот путешественник исследовал Азию в течение 24 лет…(Марко Поло) Кто и когда открыл Америку? (12 октября 1492 года Христофор Колумб) Кто и когда совершил первое кругосветное путешествие? (1519-1522 гг. Фернан Магеллан) Кто первым проложил морской путь в Индию? (Васко да Гама) Оценка: правильный ответ – 1 балл Отсутствие любых элементов правильного ответа – 0 баллов. Цель: задание направлено на знание темы «Географическое познание Земли» Интерпретация: ошибочное выполнение задания свидетельствует о незнании учеником основных определений и понятий данного раздела учебного курса. Примеры заданий 1 раздела:
Рефлексивная оценка своей работы. Оценка и самооценка выполнения работы (через регулятивные УУД) Как ты оцениваешь качество выполненных заданий в своей работе? Если считаешь, что справился с заданием отлично, нарисуй солнце. Если ты считаешь, что в твоей работе есть небольшие недочеты, но в целом работа выполнена хорошо, рисуй солнце, которое выглядывает из-за туч. Уточни задания, в которых присутствуют недочеты. Если ты считаешь, что в твоей работе только половина верно выполненных заданий, выбирай в качестве своего рисунка облако с дождем. Укажи невыполненные задания. А если в работе, по-твоему, неправильно практически все, твой рисунок – ураган. Расскажи в двух словах, почему ты принял такое решение? Рефлексия:
Инструкция по подготовке и проведению диагностических контрольных работ для обучающихся 4, 9 и 11 классов общеобразовательных школ
к приказу Гособрнадзора РС (Я)
по подготовке и проведению диагностических контрольных работ для обучающихся 4, 9 и 11 классов общеобразовательных школ
перечень условных обозначений, сокращений и терминов
Уполномоченный представитель муниципального управления образования
Участник контрольной работы
· Обучающиеся, освоившие основные общеобразовательные программы 3 класса (осень), обучающиеся, освоившие основные общеобразовательные программы 4 класса (весна).
· Обучающиеся, освоившие основные общеобразовательные программы 8 класса (осень), обучающиеся, освоившие основные общеобразовательные программы 9 класса (весна).
· Обучающиеся, освоившие основные общеобразовательные программы 10 класса (осень), обучающиеся, освоившие основные общеобразовательные программы 11 класса (весна).
Диагностические контрольные работы
Орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия в сфере образования
Пункт первичной обработки информации
Пункт проведения диагностической контрольной работы
1. Подготовка образовательного учреждения к диагностической контрольной работе
1.2 Бланки с тестами ДКР доставляются в пункт проведения диагностической контрольной работы (далее – ППДКР) не менее чем за 1 час до контрольной работы уполномоченным МОУО (в случае их централизованного тиражирования в МОУО).
1.3 Руководитель ОУ обязан:
провести заблаговременный инструктаж по процедуре проведения ДКР учителей, назначенных для проведения ДКР, по заполнению области регистрации в бланке ответов;
в специализированных аудиториях (кабинетах математики, русского языка) закрыть стенды, плакаты и другие материалы со справочно-познавательной информацией;
обеспечить получение из МОУО пароля для расшифровки и тиражирования текстов ДКР за 4 часа до начала ДКР;
подготовить черновики для участников ДКР из расчета 1 лист на каждого обучающегося;
передать уполномоченному представителю МОУО все материалы ДКР не позднее, чем через 1 час после окончания ДКР;
принимать решения при возникновении в процессе контрольной работы ситуаций, не отраженных в настоящей Инструкции по подготовке и проведению ДКР в образовательном учреждении.
2. Проведение диагностической контрольной работы
2.1 Диагностическая контрольная работа начинается в 10-00 для всех обучающихся соответствующего класса одновременно в соответствии с расписанием, утвержденным приказом Гособрнадзора РС (Я).
2.2 Во время ДКР в классе должны находиться учитель и уполномоченный МОУО (администрации ОУ).
2.3 В начале ДКР учитель, назначенный для проведения ДКР, обязан обеспечить следующие организационные мероприятия:
заранее подготовить на досках необходимую информацию для заполнения бланков регистрации;
не позднее, чем за 5 минут до начала ДКР получить у руководителя ОУ бланки ответов и индивидуальные комплекты ДКР;
в назначенное расписанием время раздать тексты задания и бланки ответов участникам ДКР;
провести инструктаж по заполнению области регистрации бланка ответов с четким комментарием по каждому этапу заполнения бланка с помощью заранее подготовленной на доске информации;
после заполнения регистрационной части бланка ответов всеми обучающимися объявить о начале ДКР и зафиксировать время начала и окончания ДКР на доске (время, отведённое на инструктаж и заполнение регистрационной части бланка в общее время ДКР не включается).
2.4 В ходе диагностической контрольной работы учитель выполняет следующие действия:
проходя по классу, проверяет соответствие реквизитов участника контрольной работы (Ф. И.О., код школы, класс, предмет) в бланке регистрационной части бланка ответов;
следит за порядком в классе и отвечает на вопросы участников ДКР (не связанные с содержанием теста);
за 10 минут до окончания ДКР делает объявление о том, что до конца работы осталось 10 минут.
2.5 На завершающем этапе учитель выполняет следующие действия:
по окончании зафиксированного времени объявляет участникам ДКР о завершении работы и просит все материалы положить на край рабочего стола;
собирает со столов участников ДКР контрольные материалы (тесты, листы черновиков, бланки ответов) и сдает все собранные материалы руководителю ОУ не позднее, чем спустя 10 минут после завершения ДКР в классе.
2.6 Учителям запрещается:
без уважительной причины покидать класс во время ДКР;
пользоваться мобильным телефоном или иными средствами связи и техническими устройствами;
комментировать ответы участников ДКР.
2.7 Участникам ДКР во время контрольной работы запрещается разговаривать, вставать с мест, пересаживаться на другое место, пользоваться мобильными телефонами, справочными материалами.
2.8 Если участник ДКР выполнил работу ранее установленного срока, то учитель может принять контрольные материалы до окончания ДКР.
3. Правила для уполномоченного представителя
МОУО (администрации ОУ)
3.1 Уполномоченный представитель МОУО (администрации ОУ) обязан:
Пройти инструктаж по Правилам проведения ДКР.
Прибыть в образовательное учреждение не позднее, чем за 1 (один) час до начала ДКР и передать тексты ДКР руководителю ОУ.
Контролировать проведение ДКР и решать возникающие вопросы совместно с руководителем ОУ.
Оказывать содействие руководителю ОУ в разрешении ситуаций, не отраженных в инструктивных и нормативных документах.
Передать заполненные бланки на обработку в ППОИ не позднее, чем спустя 1 час после окончания контрольной работы.
Сдать в ППОИ или РЦОИ (в соответствии с организационной схемой) заполненные бланки ДКР. Доставка контрольных материалов из ППКР в ППОИ или РЦОИ производится не более чем в течение суток после проведения контрольной работы (с учетом организационно-территориальной схемы).
Составить письменный отчет о проведении ДКР и передать его в МОУО.
3.2 Уполномоченный имеет право в случае выявления нарушений процедуры проведения ДКР:
удалять из аудитории участников, нарушающих правила поведения ДКР;
отстранять от работы в классах учителей, нарушающих требования правил;
в случае массовых нарушений, ведущих к искажению результатов ДКР, по согласованию с МОУО принимать решения об остановке ДКР в данном образовательном учреждении.
4. Правила для оператора ПЭВМ в пункте проведения ДКР
Оператор ПЭВМ в ППДКР обязан:
4.1 Ознакомиться со всеми Правилами, используемыми при проведении ДКР.
4.2 Обеспечить работоспособность каналов Интернет и электронной почты.
4.3 Заблаговременно освоить программные средства для распечатывания контрольных тестов.
4.4 Осуществить размещение и хранение в базе данных предоставленных списков участников ДКР и учителей.
4.5 Находиться в ОУ во время ДКР.
4.6 Не позднее, чем за 1 час 30 минут до начала контрольной работы явиться в ППДКР и зарегистрироваться у руководителя ОУ (с учетом организационно-территориальной схемы и количество тиражируемого количества).
4.7 За 1 час 30 минут до начала контрольной работы получить пароль для расшифровки и запустить программу для распечатывания контрольных тестов (если это предусмотрено решением МОУО).
4.8 В присутствии руководителя ОУ осуществить расшифровку контрольно-измерительных материалов, произвести распечатывание и тиражирование контрольных тестов.
5. Правила для оператора ПЭВМ в пункте первичной обработки информации МОУО
Оператор ПЭВМ в ППОИ обязан:
5.1 Обеспечить организационную и техническую готовность ППОИ к обработке материалов ДКР.
5.2 Получить с сайта ЦМКО шаблон для обработки бланков ДКР в срок не позднее, чем за 5 рабочих дней до контрольных работ и контролировать в дальнейшем обновление настроек программного обеспечения для обработки бланков;
5.3 Получить у уполномоченного представителя МОУО запечатанные пакеты с заполненными бланками и провести их сканирование.
5.4 Записать под руководством ответственного организатора ДКР электронные файлы, полученные в результате сканирования, на внешний носитель и передать их по каналам Интернет в РЦОИ в течение 2 дней.
5.5 Передать оригиналы отсканированных бланков ответственному за хранение материалов ДКР работнику МОУО.
6. Правила для дежурного по этажам в ППДКР
Дежурный по этажу ППДКР обязан:
6.1 Пройти заблаговременный инструктаж у руководителя ОУ (представителя администрации ОУ).
6.2 Следить за соблюдением тишины и порядка в ходе ДКР.
6.3 Заменить вышедшего из класса учителя в случае, если он должен покинуть аудиторию по уважительной причине.
6.4 Не оставлять место дежурства во время ДКР без уважительной причины.
6.5 Не пользоваться мобильными телефонами, иными средствами связи и техническими устройствами во время проведения ДКР.
6.6 Выполнять все указания руководителя ОУ и уполномоченного МОУО (администрации ОУ) и оказывать содействие в решении ситуаций, не регламентированных данной Инструкцией.
Роль диагностической работы в процессе обучения младших школьников
Статья направлена на необходимость проведения учителями диагностической работы в начальной школе.
Просмотр содержимого документа
«Роль диагностической работы в процессе обучения младших школьников»
РОЛЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Диагностическая работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися отдельных тем, блоков или всего курса обучения. Любой вид диагностической работы (итоговый контроль, стартовый или текущий) выявляет проблемы в уровне подготовки учащихся, определяет результативность обученности.
Проводя предметную диагностику учитель получает дополнительный материал для полной и объективной оценки учебных возможностей ребенка, может проследить за качественными изменениями, которые происходят с учеником в процессе обучения, выявить тенденции не только качества образования, но и его содержания. Особенность диагностической работы в том, чтобы не только проверить выполнено или не выполнено задание, но и выяснить в чем причина невыполнения или частичного выполнения задания, она показывает уровень прочности полученных знаний.
Именно этим диагностическая работа отличается от обычных контрольных работ, тестовых заданий, выясняющих лишь предметную подготовку учащихся.
В большей степени педагогическая диагностика помогает учителю:
оценить уровень учебных достижений учеников в классе, их способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
проконтролировать и оценить учебные действия обучающихся в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
понять причины успеха/неуспеха учебной деятельности учащихся, выявить факторы, позволяющие объяснить различия в результатах, полученных после выполнения диагностической работы и ее анализа;
выявить способы работы, которыми овладели ученики и определить на каком уровне – репродуктивном или продуктивном усвоены те или иные знания;
проанализировать выполнение специальных заданий, выявляющих уровень самостоятельности учащихся (это так называемые задания требующие применения УУД);
проследить за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки.
Анализ результатов диагностической работы позволяет учителю выяснить причины ошибок и скорректировать тематическое планирование, включив в него сопутствующее повторение по темам, которые недостаточно усвоены в целом.
Так, например, после анализа одной из работ было выявлено, что ученики начальной школы демонстрируют явную беспомощность в ситуациях, близких к реальным. Они затрудняются в определении времени, не могут выполнить несложные измерения, что говорит об оторванности полученных ими знаний от их повседневной жизни. Большие трудности при решении задач вызывает привлечение собственного опыта учащихся или знаний из других областей знаний.
Таким образом для повышения качества математической подготовки необходимо каждый урок включать задания, формирующие УУД:
— проблемные задачи органично ложатся в канву изучаемого материала на уроке. К проблемным задачам обычно относятся те задачи, в которых предполагается перестройка изученных способов решения, проводится выбор рационального способа решения из возможных способов;
— применяются факторы для реальных жизненных проблем;
— задачи, где необходимо извлекать и интерпретировать информацию, которая содержится в таблицах, диаграммах, графиках;
— задачи на умение сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам;
— использовать задания, развивающие аналитическое мышление, а также выполнение логических операций сравнения, сопоставления полученных данных между собой и с условием задачи;
— особое внимание следует уделить анализу условия задачи и составлению ее математической модели.
Уровень подготовки учащихся значительно повысится, если дети овладеют этим способом действия, т.к. он является эффективным средством для выявления взаимосвязей, что необходимо при планировании любого вида деятельности.
При подборе и использовании соответствующего материала, уроки математики будут обладать большими потенциальными возможностями для развития мышления учащихся.
Проведение предметной диагностики и ее анализ – дело достаточно трудоемкое, но чтобы деятельность учителя была наиболее эффективной необходимо проводить такую работу не реже трех раз в год. А сравнение результатов регулярно проводимых диагностических работ позволит более векторно осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Что такое РДР (Региональная диагностическая работа)
РЕГЛАМЕНТ
проведения региональных диагностических работ
Цель проведения диагностических работ
Целью проведения региональных диагностических работ является выявление индивидуального уровня достижения обучающимися предметных и/или метапредметных результатов обучения. Конкретные цели диагностической работы указываются в ее спецификации.
Общие сведения о проведении диагностической работы
Региональные диагностические работы проводятся в общеобразовательных организациях Московской области, определенных приказом Министерства образования Московской области.
Региональные диагностические работы проводятся с применением Единой автоматизированной информационной системы оценки качества образования в Московской области (далее – ЕАИС ОКО) в общеобразовательных организациях по месту обучения участников как правило на втором и третьем уроке, либо третьем и четвертом уроке.
Для проведения региональной диагностической работы должны быть разработаны не менее двух вариантов заданий, спецификация и критерии оценивания.
Ответственные за организацию и проведение диагностической работы
На региональном уровне ответственными за организацию и проведение региональной диагностической работы являются заведующий отделом итоговой аттестации и качества образования Министерства образования Московской области и начальник Центра качества образования государственного бюджетного образовательного учреждения высшегообразования Московской области «Академия социального управления» (далее – АСОУ).
На муниципальном уровне ответственными за организацию и проведение региональной диагностической работы являются муниципальные координаторы, согласованные с Министерством образования Московской области и утвержденные приказами муниципальных органов управления образованием.
В образовательной организации ответственными за организацию и проведение региональной диагностической работы являются:
— Администратор образовательной организации – работник образовательной организации, назначенный приказом директора ответственным за проведение региональной диагностической работы в данной образовательной организации.
— Технический специалист образовательной организации – специалист в области информационных технологий и по работе с программным обеспечением, оказывающий информационно-техническую помощь администратору образовательной организации.
Всем ответственным лицам предоставляется доступ к ЕАИС ОКО через систему «Школьный портал».
Назначение экспертов
В целях обеспечения взаимодействия с общеобразовательными организациями и оперативного согласования при проверке, оценивании и апелляции результатов участников метапредметных работ муниципальный орган управления образованием назначает муниципальных экспертов- методистов (2 – 3 человека).
Экспертами-методистами метапредметных работ могут быть лица из числа руководителей РМО, ШМО, сотрудников образовательных организаций, преимущественно с филологическим образованием и/или опытом проверки и оценки экзаменационных работ в рамках ГИА.
Назначенные эксперты-методисты метапредметных работ:
— консультируют экспертов, проверяющих ответы участников;
— в личном кабинете системы ЕАИС ОКО осуществляют проверку ответов участников, подавших апелляцию о несогласии с выставленными баллами, в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем поступления заявки региональному координатору.
В личном кабинете системы ЕАИС ОКО за три рабочих дня до дня проведения региональной диагностической работы администратор образовательной организации осуществляет назначение экспертов, которые будут проверять ответы участников диагностической работы. Эксперты назначаются администратором образовательной организации из педагогического состава данной образовательной организации в системе ЕАИС ОКО.
Экспертам образовательной организации суммарно необходимо проверить количество работ, равное количеству участников региональной диагностической работы данной образовательной организации.
Проверка оборудования
В личном кабинете системы ЕАИС ОКО в течение трех рабочих дней до дня проведения региональной диагностической работы технический специалист образовательной организации осуществляет проверку готовности оборудования (принтера и сканера).
Проверка оборудования заключается в выполнении следующих действий:
— Печать тестового бланка. Сканирование тестового бланка.
Печать контрольных измерительных материалов
В личном кабинете системы ЕАИС ОКО технический специалист в образовательной организации осуществляет процесс печати индивидуальных комплектов участников диагностической работы
— с 15.00 до 21.00 дня, предшествующего дню проведения региональной диагностической работы; с 7.00 до 9.00 дня проведения региональной диагностической работы (для метапредметных работ);
— с 7.00 до 9.00 дня проведения региональной диагностической работы (для предметных работ).
Бланки ответов участников не содержат персональную информацию, каждый бланк с заданиями подписывается уникальным номером работы в рамках класса, например, «Работа 1».
Для сопоставления номера работы и ФИО участника сотрудником образовательной организации заполняется «Ведомость участников диагностической работы».
Рассадка участников в аудиториях
Рассадка участников осуществляется по одному или два человека за парту. Допускается рассадка участников разных классов в одну аудиторию.
Проведение диагностической работы в аудитории
После проведения организаторами инструктажа участники приступают к выполнению диагностической работы.Сотрудникам образовательной организации и привлеченным специалистам запрещается оказывать содействие участникам диагностической работы, в том числе передавать им средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
Обучающимся – участникам региональной диагностической работы – разрешается иметь на парте и пользоваться только разрешенными инструкцией к данной работе принадлежностями.
Завершение выполнения диагностической работы
По истечении установленного времени организатор в аудитории объявляет об окончании выполнения диагностической работы и собирает бланки и черновики участников.
Бланки ответов и бланки регистрации передаются техническому специалисту для сканирования.
Сканирование
В личном кабинете ЕАИС ОКО в срок до 21.00 дня проведения региональной диагностической работы технический специалист выполняет сканирование заполненных бланков участников.
Проверка ответов участников
Проверка ответов участников осуществляется экспертами образовательной организации в личном кабинете ЕАИС ОКО. Эксперты одной школы проверяют ответы участников других школ, при этом эксперту недоступна информация о том, работы какой школы он проверяет.
Проверка развернутых ответов должна быть завершена не позднее
12.00 третьего рабочего дня, следующего за днём проведения региональной диагностической работы.
Получение результатов
Отчеты с результатами диагностической работы будут сформированы автоматически и доступны для администратора образовательной организации, региональных и муниципальных координаторов в личных кабинетах системы ЕАИС ОКО после завершения полной проверки экспертами всех работ.
Прием и рассмотрение апелляций о несогласии с выставленными баллами по диагностической работе
В срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем автоматического формирования отчета о результатах диагностической работы в личных кабинетах системы ЕАИС ОКО, администратор образовательной организации осуществляет сбор заявлений на апелляцию в связи с несогласием обучающихся с выставленными баллами по диагностической работе, формирует и передает муниципальному координатору сводную ведомость заявлений по школе, содержащую наименование школы, класса, индивидуальные коды работ, номера заданий, требующих перепроверки.
Муниципальный координатор в течение одного рабочего дня после дня получения сводных форм от школьных координаторов формирует и передает региональному координатору сводную ведомость заявлений по муниципалитету для размещения в ЕАИС ОКО и осуществления перепроверки работ. Региональный координатор обеспечивает размещение в ЕАИС ОКО сведений о работах, направляемых на перепроверку, в срок не позднее одного рабочего дня после дня получения сводной ведомости заявлений от муниципальных координаторов. Перепроверка ответов участников осуществляется в личном кабинете ЕАИС ОКО экспертами- методистами. Перепроверка работ должна быть проведена в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем поступления заявки региональному координатору.
По результатам рассмотрения апелляции количество ранее выставленных баллов по диагностической работе может быть изменено как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения количества баллов. Результаты перепроверки являются окончательными и апелляции не подлежат. Результаты перепроверки автоматически сохраняются в ЕАИС ОКО.