Что такое диагностический минимум

Диагностический минимум

Напомним, что нами в рамках психолого-педагогического со­провождения школьников в процессе обучения предусмотрено проведение диагностических минимумов в четырех ученических параллелях.

Их выбор, как мы уже говорили, не случаен, он обусловлен теми объективными и субъективными сложностя­ми, с которыми сопряжено обучение детей и подростков в эти школьные периоды.

Более того, некоторые из них настолько важны с точки зрения содержащихся в них потенциальных возможностей и опасностей развития и обучения школьников, что они включают в себя два диагностических обследования по дан­ной схеме. Конкретно это касается периодов поступления в школу и перехода в среднее звено.

Перед психологом и педагогами последовательно встают две важные задачи сопровождения, которые не могут быть решены одновременно. Первая — это определение готовности ребенка к обучению в новых условиях, будь то начало школьной жизни вообще, либо переход к предметному обучению.

Сопровождающая деятельность на этом этапе ориентирована, с одной стороны, на оказание необходимой по­мощи детям с низким уровнем такой готовности, а с другой стороны, на модификацию учебного процесса с учетом реаль­ных психологических особенностей и возможностей первоклас­сников.

Вторая — это адаптация школьников в новой социаль­но-педагогической среде; создание условий для эффективного приспособления к новой ситуации и помощь школьникам, испытывающим различные трудности в выработке приспособи­тельного стиля поведения и отношения.

Имеющийся сегодня в распоряжении школьного психолога научный багаж не позволяет своевременно, еще до смены со­циально-педагогической ситуации, спрогнозировать все воз­можные варианты адаптационного периода для данного школь­ника и исключить деструктивные пути приспособления.

Высо­кая степень готовности не свидетельствует однозначно о благоприятном прогнозе в отношении адаптации.

Поэтому в настоящий момент мы не видим возможности обеспечить пси­холога и педагогов необходимой информацией для решения обеих задач одновременно, в процессе одного диагностическо­го минимума.

В рамках нашей модели предполагается прове­дение двух диагностических минимумов на этапе поступления и адаптации в школе и двух диагностических минимумов при переходе в среднее звено.

Один минимум в каждой паре на­правлен на определение готовности к переходу к обучению в новых условиях, второй — на выявление особенностей процес­са адаптации и возникающих трудностей.

В целом система диагностических минимумов, через кото­рую проходит каждый школьник в период десятилетнего обу­чения, может быть представлена в следующем виде:

В основе всех диагностических минимумов лежит психоло­го-педагогическая карта школьника и составляющие ее пара­метры. Вместе с тем роль и «удельный вес» различных факторов меняется и зависит от возраста школьников, целей и задач обследования на данной ступени обучения. Остановимся на этом подробнее.

Прием в школу. Целью диагностики является определение когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой готовности детей к обучению в начальном звене школы.

Что такое диагностический минимум. Смотреть фото Что такое диагностический минимум. Смотреть картинку Что такое диагностический минимум. Картинка про Что такое диагностический минимум. Фото Что такое диагностический минимум

Чем больше уровень развития дошкольника на момент обследования соответствует содержанию статуса первоклассника (по определенным параметрам), тем выше будет оцениваться степень готовности ребенка к обучению, приобретению тех или иных психологических и социальных навыков, формированию тех или иных психологических новообразований.

Адаптация в школьной среде. Целью диагностики является изучение степени и особенностей приспособ­ления детей к новой социальной ситуации.

В рамках нашего подхода, на операциональном уровне, мы рассматриваем адаптацию с точки зрения соответствия диагностических данныхконкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников.

По всем основным для данного возраста параметрам статуса результаты обследования будут сравниваться с содержанием конкретныхтребований и их близость будет свидетельствовать об адаптированности ребенка, частичные несоответствия (ситуации, когда отдельные особенности поведения, обучения или эмоционального состояния не соответствуют предъявляемым требованиям)— о потенциальной дезадаптации и частичной неприспособленности ребенка, значительные несоответствия — о дезадаптации.

Окончание третьего класса. Основная диагностическая задача — выявление степени социально-психоло­
гической готовности детей к обучению в среднем звене.

Работа с результатами обследования разворачивается по той же схеме, что и в первом диагностическом минимуме: результатысравниваются с содержанием системы психолого-педагогических требований, предъявляемых к пятиклассникам, и т. д.

Различие состоит в выборе конкретных параметров статуса, по которым осуществляется оценка уровня и особенностей го­товности.

Если при приеме в школу это в основном когнитив­ные и мотивационные параметры, то при переходе в среднее звено важную роль начинают играть характеристики обще­ния, отношения к значимой деятельности.

Адаптация школьников в среднем звене. Цель — изучение степени и особенностей приспособления школьников к новым социально-педагогическим условиям обучения. Методика анализа данных уже описана выше, в п. 2.

Период острого подросткового кризиса. Цель диагностического минимума — получение достоверной
информации о социально-психологическом статусе учащихся в наиболее сложный период психического развития в школьном возрасте. Необходимость такого обследования очевидна.

Педагогический диагноз, выставляемый подростку на основании плохой успеваемости или отклоняющегося поведения, часто бывает ошибочным. Иногда в силу приписывания школьнику злого асоциального умысла, психической неполноценности и др.

Чаще — из-за объективной невозможности найти причины различных проблем подростка без серьезных психологических обследований.

В процессе сравнения полученных результатов с системой психолого-педагогических требований могут быть определены сферы преимущественной локализации проблем подростка и, что очень важно, сделаны обоснованные предположения об их источниках. При необходимости выдвинутые гипотезы проверяются в углубленном обследовании.

Обследование старшеклассников. В отношении данного, последнего диагностического минимума мы не беремся однозначно определить цели и задачи.

Дело в том, что проведение этого этапа общего обследования может быть оставлено, на наш взгляд, на усмотрение школьного психолога и педагогического коллектива. Во всяком случае, при большой загруженности специалиста работой в других паралле­лях, от него можно полностью или частично отказаться.

Классный журнал служит источником информации об объ­ективных педагогических показателях школьной успешности ребенка (оценках).

Их анализ позволяет выяснить, насколько стабильно учится ребенок и подросток (по динамике или разбросу оценок), сравнить успешность обучения по разным пред­метам, сравнить объективные достижения каждого ученика с достижениями одноклассников.

Аналаз ученических тетрадей служит дополнительным источником информации об особенностях познавательной дея­тельности ребенка (внимательность, утомляемость, характер типичных ошибок и др.), тонкой моторики.

Внимательный про­смотр тетрадей позволяет педагогу или психологу извлечь из них дополнительные сведения об отношении ребенка к учебе и к отдельным предметам, о некоторых его личностных и характерологических особенностях (аккуратность, ответственность, пунктуальность и др.).

Повторное обращение к сведениям, полученным на пред­ыдущих этапах сопровождения, позволяет уточнить причины тех или иных дезадаптивных проявлений и вернее определить пути оказания помощи.

Выше уже отмечалось, что в диагностическом минимуме делается упор на экспертные методы изучения психолого-педагогического статуса. К обследованиям самих школьни­ков прибегают лишь в случае объективной невозможности получить достоверную информацию другими способами.

Но и в такой ситуации необходимо ограничиваться методами экспресс-диагностики (их сегодня принято называть скрининговыми методами), ориентированными на групповое прове­дение. В наиболее полной форме этот принцип реализовы­вается в минимумах 1-го и 3-5-го классов.

Что такое диагностический минимум. Смотреть фото Что такое диагностический минимум. Смотреть картинку Что такое диагностический минимум. Картинка про Что такое диагностический минимум. Фото Что такое диагностический минимум

То есть внутренние психологи­ческие проблемы в той или иной форме отражаются в пове­дении и эффективности учебной деятельности. Правда, при этом возникает другая проблема — определить основную причину изменения поведения и ухудшения обучения. Ска­жем, хроническая неуспешность может быть как следствием

нарушений собственно познавательной сферы, так и резуль­татом высокой личностной тревожности. Эта проблема решается в углубленном обследовании.

Минимумы 8 и 10 классов значительно расширяются за счет тестовых методик, направленных на обследование самих детей (выявление системы отношений, эмоционального состоя­ния).

Связано это с тем, что серьезные психологические про­блемы подростка могут непосредственно не отражаться во внешнем поведенческом плане достаточно долгое время.

При этом они подтачивают психическое и соматическое здоровье школьника, уменьшают его потенциальные возможности, со­здают ситуацию скрытого кризиса.

Диагностический минимум на этапе приема в первый класс полностью реализуется в индивидуальном обследовании де­тей.

Связано это с тем, что организационно очень трудно про­вести сбор необходимой экспертной информации от педагогов дошкольных учреждений, еще сложнее получить достоверную информацию об особенностях когнитивного, волевого и соци­ального развития ребенка от родителей.

Прием в первый класс предполагает опрос родителей, но его целью является выясне­ние возможных причин тех трудностей, которые выявлены в обследовании самих школьников.

Одна из наиболее серьезных проблем диагностического минимума — подбор методических процедур. Для многих школьных психологов эта проблема стоит настолько остро, что при построении диагностической работы они исходят не из целей и задач своей профессиональной деятельности, а из возмож­ностей найденных методик.

По сути дела, часто на практике дело обстоит именно таким образом: что нашел, то и провожу. Мы изначально отказались от такого пути. Принципиально важными являются цели и задачи школьной психологической практики, вопрос о конкретных методиках встает даже не во вторую, а в третью очередь.

Остановимся на этом подробнее. Прежде всего для того, чтобы показать линию наших рассуж­дений, почему мы вышли на те или другие скрининговые мето­дики.

Кроме того, изложение алгоритма позволит тем психо­логам, которые работают в нетрадиционных авторских шко­лах, самостоятельно выйти на подходящие им диагностические средства и приемы.

Теми, которые предлагаются в нашей мо­дели, им не всегда удастся воспользоваться в силу специфичности психолого-педагогических требований к обучению и по­ведению школьников в таких учебных заведениях.

Итак, общий принцип отбора диагностических средств для проведения скрининговых обследований состоит в следующем:

Разработка представлений о психолого-педагогичес­ком статусе школьника и наиболее значимых его па­раметрах на данном этапе развития

Разработка системы психолого-педагогических требо­ваний к содержанию выделенных параметров статуса

Описание конкретных психолого-педагогических харак­теристик школьника, которые должны быть выявлены в процессе диагностики

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

6. Психодиагностические минимумы

Основанием для проведения психодиагностических мероприятий служит перспективный план работы учреждения образования. Конкретная дата и время проведения психодиагностических исследований согласовываются с заместителем директора по учебной работе. Ежегодно педагогом-психологом проводится три обязательных психодиагностических минимума:

Психодиагностический минимум – схема диагностического исследования, имеющая четко определенные цели с соответствующим набором инструментов.
Общая цель психодиагностических минимумов – мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе.
Все психодиагностические минимумы в школе проводятся в режиме группового исследования.

6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе

При выборе методик исследования целесообразно ориентироваться на наличие в них, кроме количественной, еще и дифференциально-уровневой оценки.
В задачи исследования прежде всего входит выявление групп детей, нуждающихся в каких-либо дополнительных (коррекционных) образовательных и воспитательных усилиях педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов и других специалистов. Это:

При сопоставлении всех результатов целесообразно составить списки так называемых социально и педагогически запущенных школьников, которые впоследствии могут составить «группу риска» для последующей профилактической работы. В список вносятся учащиеся с низкой успешностью в учебной деятельности, несформированной мотивацией, повышенной тревожностью, агрессивностью, неадекватной самооценкой и т. п.
Педагог-психолог анализирует особенности классных коллективов и формулирует предложения и рекомендации учителям по организации воспитательной и учебной работы.
Кроме того, в психодиагностический минимум могут быть внесены дополнительные задачи, связанные со специфическими проблемами данного учреждения образования.
Первый психодиагностический минимум является основанием для организации работы по профилизации и работы с одаренными детьми.
По итогам проведения психодиагностического минимума составляются аналитические записки на каждый класс, совместно с администрацией, учителями проводится семинар, при необходимости планируются мероприятия. На каждый класс заводится папка с развернутыми протоколами, аналитической запиской. Информация, получаемая в ходе других психодиагностических работ в последующем, также накапливается в данной папке.

6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу

Основная цель – мониторинг уровня обученности, личностного и социального развития учащихся. Предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для создания благоприятных социально-педагогических и психологических условий в период перехода из начального в среднее звено школы.
Основанием для построения данного минимума может служить предположение о том, что школьники, у которых сформированы соответствующие возрасту новообразования, такие как рефлексия, стремление к общению и владению приемами и навыками межличностного общения со сверстниками, активность и самостоятельность в социальной и познавательной деятельности, а также следующие новообразования в интеллектуальной сфере: переход от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому, адаптационный период переживают достаточно легко.
Если исходить из этого предположения, то диагностический минимум целесообразно проводить в два этапа: в апреле – в четвертых классах и в октябре – в пятых классах.
Для диагностики в четвертом классе рекомендуются следующие методики:
1) методика общих интеллектуальных способностей детей 6–12 лет (см.: Психодиагностический практикум по прикладной педагогической психологии : учеб.-метод. пособие для практ. психологов системы образования. – [Минск, 1999];
2) прогрессивные матрицы Д. Равена;
3) проективные рисуночные тесты (например, «Рисунок несуществующего животного»);
4) тест незаконченных предложений (см. Психодиагностический практикум по прикладной педагогической психологии);
5) карта наблюдения для учителя.

Наиболее общей задачей исследования в четвертом классе является выделение групп учащихся, которые по определенным характеристикам отличаются от всего обследуемого контингента. Это:

Результаты интеллектуальных тестов позволяют оценить общий уровень развития интеллекта, а также темповые характеристики деятельности. Соотнесение с успешностью в учебной деятельности дает основание выделить группы школьников, у которых существует прогноз снижения успешности в учебной деятельности в пятом классе. Кроме того, результаты данного сравнительного анализа можно использовать для формирования прогноза о необходимости комплектования тех или иных профильных классов через несколько лет.
Рисуночная методика (например, «Рисунок несуществующего животного») используется для исследования актуального эмоционального состояния, самооценки, агрессивности, тревожности. Методика обрабатывается индивидуально по каждому ребенку, выделяются группы детей в соответствии с изучаемыми симптомами. Также производится сравнительный анализ по классам для выявления существующих тенденций, в том числе с целью обобщения опыта наиболее эффективно работающих педагогов.
Методика незаконченных предложений может быть составлена самостоятельно педагогом-психологом или незаконченные предложения могут быть взяты из уже существующих методик. Первоначально определяется круг сфер, необходимых для исследования. Это могут быть отношения со сверстниками, отношение к школе, удовлетворенность положением в классе, отношение к себе, к учению. При обработке определяется круг школьников, требующих психолого-педагогической поддержки.
Цель анализа карты наблюдений для учителя начальной школы – выделение групп детей, склонных к дезадаптации: имеющих нарушения в коммуникативной сфере (агрессивность, замкнутость, враждебность, тревожность и др.); в социальных отношениях (со сверстниками, значимыми взрослыми и т.п.) а также особенности учебной деятельности (низкий темп деятельности, повышенную утомляемость и т. п.).
Результаты по всему психодиагностическому минимуму используются для организации коррекционно-развивающей работы с учащимися четвертых классов. С этой целью возможно направление в группы по содействию формированию коммуникативной компетентности, в группы по профилактике нарушений в эмоциональной и поведенческой сфере, проведение воспитательных мероприятий в классе, имеющих целью развитие классного коллектива, расширение знаний друг о друге.

В пятом классе психодиагностические исследования начинаются после мероприятий, проводимых для адаптации (например, после цикла больших психологических игр).
Цель исследования – изучение степени сформированности и структуры классных коллективов, оценивание преобладающего эмоционального состояния школьников.
Рекомендуемые методики:
1) социометрия;
2) тест школьной тревожности Филипса;
3) анкета для школьников (изучение интересов к предметам) – при необходимости.
Результаты социометрии анализируются совместно с классным руководителем, определяются микрогруппы, их лидеры, учащиеся, не имеющие коммуникативных связей в классе – для использования в воспитательной работе. Результаты теста школьной тревожности Филипса, а также социометрии – для выделения группы детей, у которых адаптация проходит осложненно.
После мониторинговых мероприятий вся аналитическая информация предоставляется классным руководителям, учителям-предметникам, администрации для целесообразной организации учебно-воспитательного процесса.
Данные психодиагностического минимума используются для проведения педсоветов, семинаров с учителями, психолого-педагогических консилиумов, родительских собраний.

6.3. Психодиагностический минимум на этапе перехода учащихся в профильные классы

Цель третьего психодиагностического минимума – мониторинг уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление психологической информации при отборе учащихся в профильные классы.
Результаты этого минимума служат основанием для организации последующей профориентационной работы.
При построении психодиагностической программы обеспечения формирования профильных классов педагогу-психологу необходимо исходить из критериев, сформулированных учреждением образования. Отбор в профильные классы может быть основан как на педагогических критериях (показатели уровня обученности по профильным дисциплинам), так и на психолого-педагогических (соотношение показателей уровня обученности со степенью сформированности психических познавательных процессов, а также интересов и склонностей) и исключительно на психологических. Данные психодиагностических обследований учащихся могут обеспечивать формирование профилей и служить основанием для комплектования профильных классов, создания новых профилей или перехода к мультипрофильному обучению.
Примерная программа мониторинговых мероприятий по сопровождению профильного обучения школьников на протяжении всего периода обучения обычно укладывается в рамки психодиагностических минимумов и начинается с момента поступления ребенка в школу, продолжаясь в течение всего обучения.
Работа с ребенком начинается со старшей группы детского сада с определения готовности детей к школьному обучению для построения образовательного пути, а также для выявления способностей.
Методики, рекомендуемые для третьего психодиагностического минимума:
1) анкеты для учащихся и родителей;
2) карта интересов;
3) школьный тест умственного развития;
4) методика измерения мотивации учения.

Инструмент мониторинга умственного развития школьников – школьный тест умственного развития (ШТУР) позволяет отслеживать процесс формирования различных умственных действий в целом, сформированность отдельных мыслительных операций, уровень владения программными понятиями в естественнонаучной, физико-математической, общественно-гуманитарной областях знания. Соотнесение результатов ШТУРА, карты интересов, которая диагностирует интересы в большом числе сфер учебной, познавательной, общественной и других видах деятельности, анкет и степени успешности в учебной деятельности по различным предметам, помогают учащимся сориентироваться не только в своих желаниях, но также в возможностях и способностях, а педагогическому коллективу дают основания для формирования профильных классов.

6.4. Другие психодиагностические работы

Другие психодиагностические работы могут проводиться педагогом-психологом в соответствии с планом и актуальными задачами, решаемыми учреждением образования. Например, если в числе решаемых задач «содействие сохранению психического и физического здоровья школьников», то психологу целесообразно провести анкетный опрос и оценить степень интеллектуальной загруженности учащихся, выделить школьников, имеющих специфику работоспособности, в том числе с низким или высоким темпом деятельности, астенизированных, соматически ослабленных, дезадаптированных детей для организации последующей психолого-педагогической работы. Важно провести наблюдения на уроках за особенностями коммуникативной деятельности учителя, эмоциональным состоянием школьников, провести психологический анализ соответствия методик и технологий обучения возрастным особенностям учащихся.
Благополучное эмоциональное состояние школьников во многом зависит от психологического климата в классном и школьном коллективах.
Опытный учитель, классный руководитель и без дополнительного изучения может его оценить, определить лидеров в классе, кого из ребят не принимают одноклассники. Но не всегда наблюдению поддается оценка таких явлений, как наличие и состав устойчивых микрогрупп, взаимоотношения в них, основания объединения членов микрогрупп и т. д.
Наличие в классе сплоченных, достаточно хорошо очерченных микрогрупп – признак его социальной зрелости. Практика показывает: если класс стабильно существует несколько лет, то процесс внутреннего группообразования в нем практически завершен. При этом любая микрогруппа, возникнув, стремится к обособлению и внутреннему сплочению. Чаще всего такие группы объединяют людей с близкими статусами. Большие микрогруппы (шесть-семь и более человек) образуются вокруг «звезд» и других высокостатусных людей; непопулярные тяготеют к небольшим объединениям – «триадам» и «диадам». Наличие внутри микрогруппы противоречивых связей свидетельствует о неблагополучии эмоциональных отношений, возможном распаде или переструктурировании отношений. Такие процессы, и это очень важно, редко остаются локальными, они затрагивают не только данную микрогруппу, но и весь класс. Члены распавшегося сообщества начинают искать возможность примкнуть к другим микрогруппам, в результате чего на некоторое время может смешиваться вся групповая структура. Рассчитывать на высокую учебную активность детей в такой период несерьезно: они будут глубоко погружены в свои эмоциональные отношения. Вот почему целесообразно в классных коллективах регулярно проводить социометрию. Классные руководители самостоятельно могут справиться с этой несложной процедурой при предварительной консультации психолога.
От социально-психологического климата в коллективе учителей во многом зависят эффективность работы всего педагогического коллектива, эмоциональная устойчивость, психологическое здоровье, степень профессионального «сгорания» каждого его члена. Под социально – психологическим климатом понимается общий эмоционально-динамический настрой, в котором отражается установившаяся система взаимоотношений, господствующее умонастроение, удовлетворенность, привлекательность работы, стабильность и рост кадров, единство коллективных и личных целей, стабильность и профессиональное развитие работающих специалистов, степень сближения официальных и неофициальных взаимоотношений на дружественной и деловой основе.
Социально-психологический климат формируется на основе субъективного мнения и отношения человека к окружающей его на работе обстановке: коллегам, условиям труда, стилю руководства, групповым нормам и ценностям – на основе личного восприятия и оценок и взаимного обмена мнениями. Оценка социально-психологического климата (СПК) необходима для выявления путей его развития, прогноза влияния на решение задач, стоящих перед коллективом и осуществляется регулярно (например, один раз в год).
Решение о проведении диагностики социально-психологического климата в коллективе принимается руководителем учреждения образования. Анкетирование анонимное. «Сырой» материал обрабатывается специалистом, проводившим опрос. Результаты представляются руководителю в виде сводной таблицы.
Используемые методы: специально разработанные анкеты (см. прил. 3), наблюдение и т. д. Опрос можно проводить групповым способом, желательно участие не менее 75-80 процентов членов коллектива. Желательно также, чтобы опрос проводился педагогом-психологом, работающим в другом учреждении образования.

6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных

При обработке результатов диагностических минимумов первоначально по каждому инструменту исследования составляется протокол, а затем в сводный протокол заносятся в сопоставимых цифрах результаты по всему психодиагностическому минимуму.
В сводный протокол вносятся в столбец фамилии и инициалы испытуемых одной группы класса (по алфавиту). Возможно размещение респондентов по подгруппам в зависимости от пола. Каждая строка сводного протокола содержит значения всех показателей одного испытуемого. В каждом столбце записаны значения одного показателя по всем испытуемым. В самой верхней строке в ячейках обозначены измеренные показатели. Если протокол составляется вручную, в таблицу должны быть занесены результаты в том виде, в котором они получены после обработки теста, а также переведенные в сопоставимые значения (например, уровни).
При обработке результатов важно проверить достоверность полученных данных. Массив данных проверяется на наличие так называемых «выскакивающих» результатов – выделяющихся значений, которые могли быть получены в результате неточных подсчетов, ошибок в записях и т. п. Любая итоговая цифра пересчитывается несколько раз.
Итоговые показатели по группе можно представить как среднюю арифметическую величину, как среднюю оценку изучаемого психологического свойства. Сравнивая средние значения двух или нескольких выборок, мы можем судить об относительной степени развития у людей, входящих в эти выборки, оцениваемого качества. Чтобы подсчитать среднюю арифметическую величину, надо суммировать все значения ряда и разделить сумму на количество суммированных значений. Если в ряду есть значения со знаком минус, то суммирование производится с учетом знаков.
Перевод полученных итоговых значений в сопоставимые результаты производится на основании кривой нормального распределения. «Нормальным» такое распределение было названо потому, что оно наиболее часто встречалось в естественнонаучных исследованиях и казалось «нормой» распределения случайных величин. В психологических исследованиях нормальное распределение используется в первую очередь при интерпретации тестов интеллекта и способностей. К другим психологическим категориям, таким как личностная и мотивационная сфера, нормативы нормального распределения не применяются. Используемые в психодиагностических минимумах тесты интеллекта и способностей, как правило, имеют шкалу перевода итоговых показателей в уровни или группы.

Примерная форма сводной таблицы данных

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *