Что такое диагоналевая гимнастерка
Аукцион и форум предметов истории
В преддверии великого праздника Дня Победы и по просьбе моего товарища (военного летчика) хочу показать две гимнастерки и два френча комначсостава ВВС обр.35 года.
Первая диагоналевая гимнастерка старшего политрука с фуражкой образца 1941 года
Прикрепленные изображения
Прикрепленные изображения
Прикрепленные изображения
Прикрепленные изображения
Прикрепленные изображения
Прикрепленные изображения
здорово спасибо что показали интересно и приятно посмотреть ведь наша форма реже чем любая другая поздравляю
здорово спасибо что показали интересно и приятно посмотреть ведь наша форма реже чем любая другая поздравляю
здорово спасибо что показали интересно и приятно посмотреть ведь наша форма реже чем любая другая поздравляю
здорово спасибо что показали интересно и приятно посмотреть ведь наша форма реже чем любая другая поздравляю
Да, Вы абсолютно правы, форма РККА на много реже чем униформа Вермахта, есть даже экземпляры которые и купить то порой бывает не возможно, но я давно заметил такую вещь, люди очень бурно могут реагировать на обычный копаный допник, но с рунами сс, чем скажем на солдатскую гимнастерку с отложным воротником. Парадокс прям какой то
Все запретное,темное и чужеземное всегда привлекало внимание обывателей. С начала 90х годов в погоне за иностранным барахлом мы потеряли и уничтожили множество предметов нашей истории.И сейчас вынуждены по крупицам их восстанавливать.Спасибо за замечательные экспонаты,которые Вы нам показали!
здорово спасибо что показали интересно и приятно посмотреть ведь наша форма реже чем любая другая поздравляю
Все запретное,темное и чужеземное всегда привлекало внимание обывателей.
С начала 90х годов в погоне за иностранным барахлом мы потеряли и уничтожили множество предметов нашей истории.
И сейчас вынуждены по крупицам их восстанавливать.
Спасибо за замечательные экспонаты,которые Вы нам показали!
да, совершенно согласен,сам по молодости, гонялся только за немецким.Советское казалось привычным,примелькавшимся и было ложное ощущение,что сов.вещи всегда можно будет найти.
Директор Советского Союза
здорово спасибо что показали интересно и приятно посмотреть ведь наша форма реже чем любая другая поздравляю
Все запретное,темное и чужеземное всегда привлекало внимание обывателей.
С начала 90х годов в погоне за иностранным барахлом мы потеряли и уничтожили множество предметов нашей истории.
И сейчас вынуждены по крупицам их восстанавливать.
Спасибо за замечательные экспонаты,которые Вы нам показали!
Абсолютно не согласен. Мой дед на семейном фото 46 года в солдатской гимнастерке. Не потому, что она ему так нравилась. Нечего было носить и люди вынашивали военные вещи. Почитайте В.Астафьева. После войны шинели перешивали в куртки и так же их вынашивали в тряпье.
здорово спасибо что показали интересно и приятно посмотреть ведь наша форма реже чем любая другая поздравляю
Директор Советского Союза
здорово спасибо что показали интересно и приятно посмотреть ведь наша форма реже чем любая другая поздравляю
Это понятно. И из немецких шинелей мастырили пальтишки,перекрашивали и вынашивали. А из касок удобряли огород,привозя удобрения на кабриолетах прямо в салоне,а на мотоциклах пахали.
Только не понятно с чем Вы не согласны?
С тем, что в 90-х уничтожать особенно нечего было из «множества предметов нашей истории». Этих самых предметов практически не осталось на то время. А сейчас их еще меньше, т.к. разошлись по коллекциям.
здорово спасибо что показали интересно и приятно посмотреть ведь наша форма реже чем любая другая поздравляю
Чуть изменил название темы и добавил пару френчей Сталинских соколов
Прикрепленные изображения
Прикрепленные изображения
Прикрепленные изображения
Прикрепленные изображения
Отличная коллекция, замечательная тема! Спасибо!
Впечатляет!Приятные и редкие вещи! А мне даж обр 43 г. ничего путёвого не попадается,не то что такое.
поехавший с «Винторезом»
Замечательные вещи! :Good-Post: В последнее время такие действительно редко можно увидеть.
В общем то это все, что мне удалось собрать по довоенной униформе ВВС за пятнадцать лет
Прикрепленные изображения
здорово спасибо что показали интересно и приятно посмотреть ведь наша форма реже чем любая другая поздравляю
Все запретное,темное и чужеземное всегда привлекало внимание обывателей.
С начала 90х годов в погоне за иностранным барахлом мы потеряли и уничтожили множество предметов нашей истории.
И сейчас вынуждены по крупицам их восстанавливать.
Спасибо за замечательные экспонаты,которые Вы нам показали!
Спасибо за Ваше сохранение истории и отличный показ униформы. А насчет уничтожения в 90-х наших предметов истории не совсем согласен. У нас регулярно по армии и флоту прапора списывали форму тюками, которые затем топорами рубили на ветошь. Не говоря уже о форме 35-40-х годов, я чисто свою афганку,в которой служил в 93-м достать не могу (размер изменился к сожалению) тоже наверное всю порубили.
ДА о некоторых предметах знаем не по наслышке…
Типы тканей применявшихся в РККА
Типы тканей, применявшихся для пошива обмундирования Красной Армии.
арт. № 1481
арт. № 160
арт. № 1205
арт. № Б 102/50
шерсть + хлопок (до 40%)
шерсть + хлопок (до 35%)
арт. № 224
шерсть + искусств.шерсть или
шерсть + хлопок (до 15%)
шерсть + искусств.шерсть или
шерсть + хлопок (до 15%)
шерсть + искусств.шерсть или
шерсть + хлопок (до 15%)
шерсть + хлопок (до 15%)
арт. № 390
арт. №1039
арт. № 106
рт. № 114
шерсть + искусств.шерсть (до 40%)
ШИНЕЛЬНЫЕ ТКАНИ
Для пошивки шинелей применяются шерстяные ткани повышенного веса (650—800 г 1 кв. метр). К шинельным тканям, помимо хорошего внешнего вида, предъявляются особые требования: эти ткани должны быть плотны, не дряблы, иметь хорошие тепловые свойства, значительную толщину, противостоять смятию и истиранию, защищать от действия ветра, дождя, сохранять хороший внешний вид после намокания. Все шинельные ткани по своей выработке являются суконными. Для суконных тканей применяется пряжа пушистая, вырабатываемая из коротковолокнистой шерсти. В отделке суконные ткани подвергаются сильной увалке, благодаря чему происходит их усадка по длине и особенно по ширине, толщина ткани значительно увеличивается, поверхность ее с лица и изнанки «заваливается», и ткацкий рисунок покрывается слоем прочно свалявшихся волокон. От качества валки суконных тканей в значительной мере зависит добротность их: плотность, ремнистость наощупь, отсутствие рыхлости, дряблости, полнота и ровнота лицевого войлокообразного застила, прочность в носке.
Известно три типа шинельных тканей: драп-кастор, драп и сукно.
Драп-кастор является наиболее высокой по качеству шинельной тканью. Он вырабатывается из особо тонкой суконной пряжи (№ 15-16), для которой идут отборные мериносовые шерсти. Драп-кастор вырабатывается особо плотно, двуслойным переплетением с последующей и тщательной увалкой в отделке. В результате такой выработки получается стойкий плотный драп, в то же время мягкий, нежный наощупь, с красивой складкой в одежде. В пошивке драп-касторы считаются трудными тканями: вследствие плотности они плохо поддаются усадке, требуют особо тщательного выполнения швов, осторожной утюжки во избежание малейшего подпаливания, для хорошей разутюжки швов — много усилий. Однако труд мастера при пошивке шинели из кастора вознаграждается эффектным видом изделия, стройностью, изяществом линий, стойкостью приданной формы во время носки изделия. В текущем ассортименте вырабатывается драп-кастор арт. № 1130 стального цвета, шириной 138 см с кромками, весом 725 г 1 кв. метр. Применяется драп-кастор для пошивки парадных шинелей генералов.
Драп мериносовый, чисто шерстяной, вырабатывается из тонкой мериносовой пряжи (№ 11 —12), двуслойным переплетением с хорошей увалкой, обычно темносерого цвета. В зависимости от качества сырьевой смески, плотности увалки этот вид драпа может быть мягким или более плотным. Однако рыхлость структуры, излишняя пушистость ткани недопустимы, так как такой драп во время носки будет взлохмачиваться, а изделие терять приданную форму. Драп мериносовый пошивку проходит более легко, нежели драп-кастор: он сравнительно легко обрабатывается утюгом, ложится красивыми линиями. В текущем ассортименте вырабатывается драп мериносовый арт. 104, темносерого цвета, шириной 138 см с кромками, весом 730 г 1 кв. метр. Применяется для пошивки повседневных шинелей генералов и частично старшего офицерского состава.
Драп шинельный полугрубый вырабатывается из полугрубой шерсти с примесью искусственной (утильной) шерсти, а в ряде артикулов и хлопка. Переплетение двуличное, при котором один уток выходит преимущественно на лицевую сторону драпа, а второй наизнанку. В зависимости от смески, качества пряжи, плотности нитей и отделки (валки) качество полугрубого драпа может быть различным. Хорошие по выработке полугрубые драпы являются стойкими в носке, практичными тканями, вполне удовлетворительными по внешнему виду, хотя они и не обладают мягкостью мериносового драпа. В пошивке эти драпы могут уступать мериносовым драпам, так как при значительной плотности и наличии растительных волокон они неподатливы при влажной обработке, требуют тщательной разутюжки для придания хорошего внешнего вида изделию. Полугрубый драп применяется на пошивку шинелей старшего и младшего офицерского состава. Характеристика шинельного полугрубого драпа № 224: ширина 139 см, вес 1 кв. метра 790 г, растительных примесей (хлопка) не более 15%.
Сукно полугрубое темносерое, шириной 139 см, по своему внешнему виду и свойствам близко стоит к драпу полугрубому, но вырабатывается не двуличным, а полотняным переплетением с значительной увалкой. Назначение его такое же, как и драпа полугрубого.
Сукно шинельное из грубых шерстей из пряжи невысоких номеров: № 4,5—5,0. В смеску вводятся, помимо натуральных шерстей, обраты производства, утильная шерсть, хлопок. Для получения стойкого, добротного материала, сукно должно быть плотно выработано, хорошо увалено, тщательно подстрижено с лицевой стороны. Сукно вырабатывается или полотняным, или саржевым переплетением, причем в первом случае сукно получается более стойким, плотным, ремнистым наощупь, а во втором — более мягким и рыхлым. В пошивке сукно саржевого переплетения обрабатывается более легко, но по качеству сукно полотняного переплетения предпочтительнее как по тепловым свойствам, так и по носкости. Для шинелей младшего офицерского состава и курсантов назначено сукно Х-10 темносерого цвета, шириной 139 см, весом 745—760 г с примесью хлопка в размере 15%
Импортные шинельные ткани представлены двумя типами тканей:
1. Сукно шинельное хаки АМ-6, шириной 144—147 см, чисто шерстяное, вырабатываемое из смеси грубых и полугрубых шерстей. Это сукно уступает сукну Х-10 по весу, толщине и тепловым свойствам. Будучи более тонким, это сукно требует более стойкой прокладки при пошивке изделия, так как само оно не является таким стойким, как сукно серошинельное. Носкость сукна вполне удовлетворительная.
2. Драп серый АМ-41, шириной 140—148 см, вырабатывается из невысоких по качеству смесок: в составе их имеется до 30% обратов и до 40% утильной шерсти. По структуре рассматриваемый драп рыхловат, обрабатывается, в пошивке без затруднений, но в носке недостаточно практичен, взлохмачивается и вытирается. При пошивке требует основательной промежуточной и окончательной утюжки для увеличения уплотненности материала и его стойкости в носке.
СУКНА ГИМНАСТЕРОЧНЫЕ, МУНДИРНЫЕ И ШАРОВАРНЫЕ
По сравнению с шинельными тканями сукна вырабатываются более тонкими, с меньшим весом 1 кв. метра (450—500 г). Однако к выработке сукон предъявляются не менее высокие требования — они должны быть плотны, хорошо увалены, стойки на растяжение, ремнисты, с чистой, невзлохмаченыой поверхностью. По виду лицевой поверхности сукна могут быть ворсовые и безворсные. Ворсовые сукна подвергаются специальной ворсовке с последующей стрижкой ворса и его сильной запрессовкой. Вследствие такой выработки ворсовые сукна отличаются гладкой, ровной поверхностью лицевой стороны, небольшим блеском, который особенно проявляется при изгибах материала. В готовом изделии направление ворса должно быть сверху вниз, что должно иметь в виду при раскрое изделий. Для выработки ворсовых тканей применяются шерсти хорошего качества. Безворсные сукна не подвергаются специальному начесу, их лицевая поверхность представлена равномерным слоем свалявшихся волокон шерсти. По тонине, качеству и сырьевым смескам сукна могут быть различны.
В типовом ассортименте различают четыре типа сукна.
Сукно-кастор мундирное, вырабатываемое весьма плотно, из тонкой шерсти и тонкой пряжи, с атласным застилом лица и хорошей увалкой. Сукно может быть ворсовым и безворсным. Для основы в целях достижения большей плотности и крепости может применяться крученая тонкая пряжа. Вследствие своей плотности, стойкости на растяжение сукно-кастор трудно обрабатывается, может быть повреждено в случае применения толстых игл и частой строчки, требует весьма тщательного выполнения швов и отделочных работ. В данное время начата опытная выработка кастора мундирного арт.1205 цвета «морской волны».
Сукно тонкое мериносовое вырабатывается из средней по тонине суконной пряжи, полотняным переплетением; хорошо уваливается. Сукно тонкое отличается от сукна-кастора более мягкой выработкой, применением среднетонкой шерсти. Вырабатывается обычно безворсным. Пошивка сукна проходит более легко, сукно хорошо поддается влажным обработкам.
Сукно полугрубое из метисных шерстей вырабатывается из более толстой пряжи и меньшей плотностью, нежели рассмотренные выше сукна. Сукно из метисных шерстей, хотя и не является таким мягким, как мериносовое, но в носке прочно и хорошо сохраняет форму. Основное назначение чисто шерстяных сукон — пошивка мундиров и бридж или брюк к ним.
Сукно тонкое и полугрубое смешанное вырабатывается с примесью хлопка до 40%. От описанных сукон отличается большей сминаемостью, меньшей податливостью при швейных утюжильных обработках, но швы выполняются без затруднений. Сукно тонкое смешанное арт. № Б 102/50 шириной 139 см, предназначено для пошивок гимнастерок и шаровар. Сукно полугрубое смешанное арт. № 112 шириной 138 см вырабатывается из метисных шерстей в смеси с хлопком до 35%.
КАМВОЛЬНЫЕ ТКАНИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ПОШИВА ГИМНАСТЕРОК, КИТЕЛЕЙ И ШАРОВАР
По своей выработке, строению и внешнему виду камвольные ткани существенно отличаются от суконных. Камвольные ткани вырабатываются из длинной, малоизвитой шерсти, подвергающейся в прядении гребенному прочесу. Камвольная пряжа значительно тоньше суконной пряжи, она непушиста и применяется обычно скрученной в два конца. Поверхность камвольных тканей, в отличие от суконных, открыта, совершенно гладка или слегка ворсиста, причем переплетение нитей рельефно проступает на поверхности материала, войлокообразный слой от валки, как это было у сукон и драпов, отсутствует. Взамен плотной увалки сукон прочность, добротность камвольных тканей достигается значительным увеличением плотности нитей, применением крепкого шерстяного волокна. Вес квадратного метра камвольных тканей несколько меньше, чем сукон, причем вес для костюмных тканей колеблется от 270 до 450 г. Средним весом является вес 300—350 г 1 кв. метр. Ткани с весом 400—450 г относятся к группе тканей повышенного веса, какими и являются ткани военного ассортимента. По сырьевому составу камвольные ткани могут быть чисто шерстяными, полушерстяными, когда наряду с шерстяной применяется хлопчатобумажная пряжа, и смешанными, когда при составлении смески к шерсти добавляются другие волокна (обычно коротковолокнистый искусственный шелк). Смешанные ткани на пошивку обмундирования Красной Армии не применяются. Основной ассортимент камвольных тканей для обмундирования генералов и офицерского состава представлен следующими артикулами.
Габардин мериносовый арт. 1311, шириной 142 см, чисто шерстяной, тех же цветов, что и диагональ, вырабатывается также из крученой пряжи того же номера. От диагонали отличается несколько меньшей плотностью уточных нитей, применением более рельефной диагонали, круто направленной вверх слева направо. Имеет то же назначение, но более труден в пошивке — более сыпуч, не так легко разглаживается, при неосторожной утюжке сгибы (низки рукавов, низ изделия и пр.) в носке быстро переламываются. Вследствие гладкой поверхности габардин скорее, чем диагональ, приобретает глянцевитость («зеркальность»), причем после отпарки глянец быстро выявляется вновь.
Габардин БН арт. № 1481, шириной 139 см, полушерстяной, вырабатывается по основе из огрубленной мериносовой (или тонкой метисной) крученой пряжи № 32/2 и крученой хлопчатобумажной пряжи № 40/2 для утка. Выработка материала плотная, благодаря особенностям строения шерстяная пряжа выведена преимущественно на лицевую сторону, а на изнанку — нити хлопчатобумажного утка. Цвет хаки, темносиний. Различают две разновидности полушерстяного габардина; уплотненный и типовой. Габардин полушерстяной представляет собой прочную ткань, хорошо зарекомендовавшую себя в носке. Наиболее подходит для пошивки гимнастерок и бридж офицерского состава. Пошивка кителей и мундиров из этой ткани затруднена тем, что плотная полушерстяная ткань плохо сутюживается и оформляется, а в носке теряет форму, если изделие не было тщательно выложено прокладками из парусины и волоса.
Диагональ арт. 160, шириной 136 см, темносинего цвета, полушерстяная представляет материал для бридж, повышенного веса. Материал прочный, но в носке быстро приобретает глянец.
Импортные шерстяные ткани разделяются на три основных вида: диагонали, шевиоты и трико. Все ткани чисто шерстяные, при мочке дают значительную усадку (до 7%) и требуют портновской декатировки.
Диагональ АМ-40, шириной 148 см, цвета темный хаки, вырабатывается из крученой огрубленной пряжи № 37/2. Материал сравнительно толстый, слегка глянцевитый, средне податлив при утюжке. По мягкости и добротности значительно уступает нашей диагонали арт. 1408 и габардину арт. 1311. Применяется для кителей и бридж офицерского состава.
Диагональ АМ-38, шириной 143—150 см, цвет светлый хаки (реже стальной и синий), вырабатывается из крученой пряжи по основе № 45/2 и однониточного утка № 24. Диагональ мельче, чем у арт. АМ-49, ткань мягче, несколько тоньше и лучше обрабатывается. Однако по плотности, мягкости и общей добротности уступает диагонали 1408 и габардину ч/ш (чистой шерсти). Назначение то же, что и диагонали АМ-49.
Шевиот АМ-2 шириной 144—149 см, светлый хаки, тонкая саржевая ткань типа бостон, вырабатывается из огрубленного мериноса и крученой пряжи саржей 2/2. Обрабатывается в пошивке легко. Наиболее подходит для пошивки гимнастерок.
Шевиот АМ-4, шириной 142—145 см, цвета хаки, вырабатывается из полугрубой шерсти, из пряжи крученой по основе № 20/2 и утка № 9. Материал повышенного веса (520—540 г 1 кв. метр), выработан саржей 2/2, лицевая поверхность ворсиста.
Трико АМ-30, шириной 154 см, легкая, гладкая, мягкая ткань, вырабатываемая из тонкой, крученой мериносовой пряжи комбинированным переплетением. Эту ткань иногда неправильно называют габардином. Как легкая и воздухопроницаемая ткань хорошо подходит для летних гимнастерок, а также для обмундирования женщин.
ТКАНИ ДЛЯ ЛЕТНИХ ПАЛЬТО
Для пошивки летних пальто применяются среднего веса камвольные ткани, обычно диагоналевого переплетения, обеспечивающего материалу гладкую поверхность, упругость, что имеет практическое значение для этих изделий.
Коверкот арт. 135, шириной 136 см, вырабатывается в сером цвете, чисто шерстяным, из тонкой мериносовой крученой пряжи № 52/2. По весу эта ткань уступает рассмотренным кительно-мундирным тканям; вес 1 кв. метра около 300 г.
Из импортных тканей высококачественной тканью является габардин AM-12, вырабатываемый из особо тонкой крученой пряжи № 50/2 высокой плотности. Поверхность материала выявлена рельефными диагоналевыми полосами. Ткань обладает большой упругостью и малой сминаемостью. Описанные ткани применяются для пошивки летних пальто для генералов и частично старшего офицерского состава.
ПРИБОРНЫЕ СУКНА
Приборные сукна применяются для петлиц, околышей фуражек, лампасов и кантов. Для обеспечения наиболее однородного цвета и окраски прочной к свету приборные сукна вырабатываются чисто шерстяными. К приборным сукнам предъявляются специальные требования сукно должно быть сравнительно тонким, чтобы вшиваемый кант не выглядел слишком грубым и не давал толстого шва, поверхность сукна должна быть совершенно ровной, стойкой на трение, чтобы кант при носке не взлохмачивался. Узелки, утолщенные нити и другие мелкие пороки понижают качество приборного сукна. В зависимости от применяемой шерсти сукна могут быть мериносовыми (из тонкой шерсти) и полугрубыми (из метисной шерсти).
Сукно лампасное арт. 1039, вырабатывается ворсовым, повышенной плотности из мериносовой шерсти. Лучший сорт приборного сукна.
Сукно мериносовое приборное арт. 106, шириной 139 см, вырабатывается из тонкой пряжи, полотняным переплетением, тонкое, весом 252 г.
Сукно полугрубое приборное арт. 114, шириной 138 см, вырабатывается более тяжелым (414 г. 1 кв. метр) и по тонине, мягкости значительно уступает сукну арт. 106. Перед пошивкой приборные сукна должны быть проутюжены с целью их усадки во избежание искривления канта в изделии.
ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЕ И ЛЬНЯНЫЕ ТКАНИ ДЛЯ ЛЕТНЕГО ОБМУНДИРОВАНИЯ
Хлопчатобумажные ткани для изделий летнего обмундирования генералов и офицерского состава немногочисленны. Ткани вырабатываются из ровной пряжи средней тонины как крученой, так и однониточной. В зависимости от вида материала применяются различные переплетения — саржевое, диагоналевое и даже разновидность полотняного (рогожка). Из льняных тканей на летние белые кители может быть применена льняная рогожка. Хорошее качество хлопчатобумажных и льняных одежных тканей состоит в чистой их выработке, отсутствии пороков пряжи (утолщений, шишковатости), в прочной сочной окраске и хорошей отделке. Одежные ткани должны быть плотны, не дряблы, достаточно мягки. В отличие от шерстяных хлопчатобумажные и льняные ткани не подвергаются таким утюжильным обработкам, как сутюжка, оттяжка, так как эти ткани не обладают такой пластичностью. Поэтому хороший покрой изделия необходимо обеспечить правильным раскроем и добротным шитьем. Следует также иметь в виду, что хлопчатобумажные ткани после стирки дают усадку по длине (на 5—10%), что является большим недостатком. При индивидуальной пошивке этот недостаток может быть устранен предварительной замочкой отреза в холодной воде (2—3 часа). Основной ассортимент хлопчатобумажных и льняных тканей для обмундирования представлен следующими артикулами.
Рогожки отбельные хлопчатобумажные разделяются на две группы: а) из некрученой пряжи невысоких номеров 16—28 и б) из крученой пряжи по основе и крученой или однониточной по утку. Лучшими по внешнему виду, стойкости является рогожка с применением крученой пряжи. Такова рогожка арт. 390, ширина 73 см, вес около 290 г.
Рогожки льняные по внешнему виду, стойкости, меньшей загрязняемости превосходят хлопчатобумажную рогожку. Тонкая, лучшая по качеству рогожка вырабатывается из пряжи № 22.
Рогожка арт. 75 вырабатывается из более грубой пряжи; кроме того, она тяжеловесна.
Коверкот хаки арт. № 436, шириной 148 см, вырабатывается из крученой хлопчатобумажной пряжи по основе № 54/2 и однониточного утка № 54. Ткань в мелкую диагональ, тонкая и мягкая. Пригодна для пошивки гимнастерок, предметов женского обмундирования.
Трико арт. 426 саржевого переплетения, хаки-меланж — материал более плотный и грубый. Применяется для гимнастерок рядового состава и офицерского состава на замену коверкота.
Диагональ хаки или синего цвета арт. 444, шириной 142— 146 см, представляет собой плотный повышенного веса материал типичного диагоналевого переплетения. Материал стойкий на растяжение и прочный в носке. Применяется для пошивки бридж и шаровар.
ПОДКЛАДОЧНЫЕ ТКАНИ
Различают собственно подкладку, т. е. ткани, идущие на подкладку к спинной и боковой частям изделий, рукавную подкладку и ткани для карманов. От хорошего подкладочного материала требуется, чтобы он имел ровную, гладкую поверхность, не лохматился и хорошо скользил по одежде; далее необходимо, чтобы, подкладка была прочна на разрыв и на трение, чтобы не было быстрого истирания, чтобы материал не секся, не пачкал при трении и при увлажнении водой и потом, чтобы не имел большой усадки. Если подкладка имеет большую усадку, то при утюжке возможно стягивание пол и загиб их внутрь; чтобы избежать этого, в некоторых изделиях делают припуск (запас) как по ширине, так и длине. Материалы для карманов должны быть прочны, гладки и мягки, с широкими краями швов, чтобы не было сдвигания нитей. Рукавная подкладка должна скользить по рукаву и быть эластичной, чтобы не стеснять движения руки. Ткани поврежденные, ослабленные, дряблые не должны применяться на подкладку. На подкладку могут быть применены многие артикулы тканей: сатины, саржи, ластики, шелковые и полушелковые ткани: сатины, саржи, падоме и др. Ниже описаны наиболее типичные сорта этих тканей.
Сатин-дубль — хлопчатобумажная ткань атласного переплетения выработанная из тонкой крученой гребенной основы. Мерсеризованная плотная, прочная ткань эффектного внешнего вида. Может быть применена в качестве подкладки к шинелям и мундирам.
Сатины шириной от 60 до 76 см – ткани атласного переплетения имеющие гладкую и иногда блестящую поверхность и простую изнанку; застил направлен поперек ткани (уточный). Различают обыкновенный и полутонкий гребенной сатин, у полутонкого сатина поверхность гладкая, блестящая, чисто выработанная; у обыкновенного лицевая поверхность не такая чистая и более рыхлая. Сатин применяется на подкладку ко всем видам одежды, по преимуществу к кителям и мундирам.
Ластики шириной от 60 до 93 см —атласного переплетения, имеют блестящую лицевую сторону и матовую изнанку и застил, который в отличие от сатина направлен вдоль ткани (основой). Ластик набивной (обычно в полоску) служит хорошим материалом на рукавную подкладку.
Ткани для карманов применяются различные. Основные требования к такой ткани следующие: она должна быть прочна, не очень груба. Для брючных карманов и для карманов пальто применяются более прочные материалы: гринсбон окрашенный, тик-ластик крашеный, бязь карманная. К более легким материалам относятся коленкор гладкоокрашенный и саржа.
Сатин-трико арт. 360, ширина 109—112 см, плотная ткань узорно-сатинового переплетения, вследствие чего лицевая поверхность ткани имеет мелкие диагоналевые полоски, идущие вправо; эти полоски расположены полого, так как ткань имеет большую плотность по утку. Будучи прочной, ткань сатин-трико применяется на подкладку до талии в шинелях для офицеров.
Шелковые ткани подкладочные применяются для одежды генералов. Эти ткани имеют различную выработку по переплетению и плотности, однако во всех случаях на лицевой стороне преобладают нити основы, создающие лицевой застил. Недостатком подкладки из шелка является то, что она быстро вытирается («сечется»). Этот недостаток в значительной мере устраняется при особо плотной выработке ткани. Среди подкладочного шелка имеются следующие наименования: радоме —легкая подкладочная ткань мелкодиагоналевого строения, саржа полушелковая — плотная ткань с хлопчатобумажным утком киперного переплетения, сатин подкладочный — ткань атласного переплетения с «зеркальной» лицевой поверхностью, армюр чисто шелковая ткань мелкоузорного (типа диагонали) переплетения,— из группы тяжелых тканей высокой добротности. При работе с подкладочным шелком следует иметь в виду большую сыпучесть нитей, чувствительность ткани к обработкам утюгом высокой температуры, малую податливость их, требующую точности при ручных и машинных работах.
ТКАНИ ДЛЯ ПРОКЛАДКИ
Для придания одежде большей устойчивости, сохранения приданной формы при пошиве кителей, мундиров, шинелей применяются различные ткани в виде подкладки между верхом и подкладкой. В качестве прокладки применяются главным образом льняные суровые (неотбеленные) ткани—бортовка, или парусина бортовая, так как эти ткани устойчивы в отношении растяжения, прочны и хорошо держат форму одежды. На прокладку применяются также волосяные ткани, о которых будет сказано ниже.
Сорочка бортовая (бортовая парусина или холст) шириной от 61 до 140 см—льняная или полульняная неотбеленная (суровая), вырабатывается различной толщины и плотности. Чем тоньше материал для верха, тем мягче и тоньше должен быть применяемый холст и наоборот. Эластичность, устойчивость нз растяжение и в то же время отсутствие грубости — вот основные требования к прокладке. Вялая, дряблая, грубая, неустойчивая прокладка непригодна для работы.
Ветошь суровая (серпянка) шириной 69 см—очень редкая ткань вроде марли. Этим материалом покрывается слой ваты с той целью, чтобы вата не сбивалась, не распадалась и не скользила. Хорошая ветошь должна быть мягкой, не очень плотной, чтобы не получилось огрубления ватного слоя.
Волос. Волосом в швейном производстве называются ткани, в которых для основы взята хлопчатобумажная пряжа, а для утка конский волос, прокладываемый по одному или по два вместо уточной нити. Волос применяется в виде прокладки в одежде, для того чтобы придать упругость и стойкость грудной части одежды. Качество волосяной ткани бывает различно, что зависит от качества самого волоса; волос должен быть тонким и упругим. Хорошая волосяная ткань должна быть плотной и упругой на изгиб. При плохом качестве волоса и недостаточной плотности волосяная ткань получается вялой и дряблой, причем отдельные волоски легко выделяются из нее. Последнее особенно нежелательно, так как конский волос, пронизывая подкладку или верхнюю ткань, пролезает из середины изделия наружу. Более плотный (тяжелый) волос применяется на прокладку при плотных материалах, а более легкий и мягкий — на прокладку при тонких верхних тканях.