Что такое диалектическая взаимосвязь
Диалектическая связь
Смотреть что такое «Диалектическая связь» в других словарях:
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ — («критическая теология», «теология кризиса», «теология парадокса», «теология Слова Божьего») влиятельное направление протестантской теологии 20 в., которое драматично выразило кризис европейской цивилизации, вызванный Первой мировой войной и ее… … Философская энциклопедия
Диалектическая логика — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Эти законы отражаются в виде общих понятий категорий (См. Категории). Поэтому Д. л. можно определить и как науку о диалектических категориях. Представляя собой систему… … Большая советская энциклопедия
ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ — см. в ст. Диалектика. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ … Философская энциклопедия
ТЕОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ — т е о л о г и я к р и з и с а, – ведущее направление в европ. теологии протестантизма 20 х–30 х гг. 20 в., развивавшееся в контакте с ранним немецким экзистенциализмом и близкое к нему по генезису и установкам (напр., в стремлении опереться на… … Философская энциклопедия
Теология диалектическая — ☼ теология кризиса, ведущее направление в европейской теологии протестантизма 20 х ЗО х гг. XX в., развивавшееся в контакте с ранним немецким экзистенциализмом и близкое к нему по генезису и установкам (напр., в стремлении опереться на наследие… … Энциклопедия культурологии
Гегель Георг — Жизненный путь Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте в 1770 г. Его отец был государственным чиновником, и доходы позволяли дать сыну высшее образование. В местной гимназии Гегель изучал греческую и латинскую классику. С годами… … Западная философия от истоков до наших дней
Эстетика — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности… … Большая советская энциклопедия
Природа — (φύσις, natura) понимается в трех главных смыслах: 1)как существенное определение чего бы то ни было, например П. человека, души, общества, государства, искусства, нравственности, наконец, П. Божества; в этом общем смысле П. = естеству, или… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Природа — (φύσις, natura) понимается в трех главных смыслах: 1)как существенное определение чего бы то ни было, например П. человека, души, общества, государства, искусства, нравственности, наконец, П. Божества; в этом общем смысле П. = естеству, или… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Безобразное — Одна из основных категорий эстетики, оппозиционная категории прекрасного, обозначающая ту область неутилитарных субъект объектных отношений, которая связана с антиценностью, с негативными эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения и т.п. В… … Энциклопедия культурологии
Три закона диалектики Гегеля. Начни разбираться в происходящем!
Как разобраться в происходящих вокруг нас событиях? Легко и быстро, посмотрев ютюбчик не получится. Все равно докапываться до сути придётся самому, изучая экономику, историю, философию. Однако одного знания фактов недостаточно, надо ещё уметь связывать их воедино, устанавливать причинно-следственные связи. А для этого необходимо освоить диалектику.
В рамках гегелианства и марксизма диалектика — это научно-философский метод познания универсальных законов развития природы, общества и мышления.
В отличаем от метафизика диалектика основана:
Во-первых, на признании всеобщей взаимосвязи материальных объектов и духовных сущностей и
Во-вторых, их непрерывного развития. Причём движущей силой этого развития, источником его «самодвижения», является противоречие.
Суть диалектической взаимосвязи, развития и противоречия раскрываются в законах диалектики. Их всего три:
— закон перехода количественных изменений в качественные,
— закон отрицания отрицания и
— закон единства и борьбы противоположностей.
Разберем каждый из них.
Закон Перехода количественных изменений в качественные
Качество — это внутренняя определенность предмета или явления, стабильная система характеристик и связей. Например, жидкое, либо газообразное состояние тела; в области общественных наук — общественно-экономическая формация.
Количество — внешняя определенность вещи, исчисляемые параметры предмета или явления. Это может быть число, величина, объем, вес, размер. В общественных науках — это уровень бедности, социального расслоения, различные экономические показатели.
Мера — единство количества и качества, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие.
По мере изменения количественных показателей наступает момент, когда происходит изменение меры, это приводит к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов«, а сам переход в иное состояние понимается как «скачок«. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое.
Классический пример — это кипящая жидкость. По мере изменения количественных характеристик — температуры — атомы начинают двигаться быстрее, в итоге нарушается мера, другими словами равновесие, стабильность старой системы, и происходит скачок — вода кипит и переходит в новое качество — превращается в пар.
Закон перехода количественных изменений в качественные применим не только к физике, но и к развитию общества. Так по мере накопления противоречий, изменения таких количественных показателей, как рост неравенства, бедности, эксплуатации ситуация может выливаться в революцию, происходит скачок, и как результат слом старых укладов и возникновение новых.
Закон Отрицания отрицания
Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления старого качества и вторичного принятия в новом виде того, что было накоплено на предшествующей ступени. Процесс развития носит поступательно-повторяемый характер. Новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали: причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
Направленность развития может быть как восходящей, так и нисходящей, хотя общая тенденция все же восходящая.
Так историческое развитие может проходить фазы восходящего развития и откатов назад. Например, расцвет и падение Римской империи, революции и контрреволюции.
Закон единства и борьбы противоположностей
Этот закон диалектики вскрывает внутренний источник развития, его движущую силу. Основой всякого развития является борьба противоположных сторон. С одной стороны, существует связь и взаимодействие между ними. С другой стороны, они находятся в состоянии взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями:
«Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью».
Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращающий его в качественно иной объект, отрицающий старый.
В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. В общественно-историческом развитии можно рассмотреть общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества: их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.
Диалектика — это научно-философский метод познания общих законов развития природы, общества, мышления. Он основан на признании всеобъемлющей взаимосвязи предметов и явлений и их непрерывного развития, движущей силой которого являются противоречия.
Три закона диалектики всесторонне описывают данный метод познания. Чтобы легче запомнить, можно систематизировать их так:
Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос, «что» происходит. Здесь мы говорим о понятиях количества, качества и меры.
Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос, «каким образом» происходит развитие. Оно происходит по спирали: каждый виток — это переход на новый высший уровень с сохранением некоторых черт старого состояния. Новое отрицает старое.
Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос, «почему» происходит развитие. Движущей силой развития является противоречие, которое заключается во взаимосвязи и взаимоотрицании противоположных начал.
Законы диалектики можно отлично проиллюстрировать на развитии самого диалектического метода от гегелианства к марксизму. Гегель стоит на позиции идеализма, он считает, что все мироздание — это проявление мирового разума. Маркс же перевернул гегелевскую диалектику с ног на голову и поставил ее на рельсы материализма. Сознание по Марксу является лишь свойством материи (продуктом деятельности мозга), сама же материя развивается самостоятельно.
Так сложилась особая философская школа — диалектический материализм.
Сегодня ошибка многих пытающихся мыслить людей в том, что они чересчур упрощают окружающий нас мир. Многие взгляды на современное общество метафизичны. Мыслят вечными константами — жажда наживы, конкуренция, капитализм были и будут всегда тд. Непринято смотреть на проблему или явления комплексно, прослеживать взаимосвязь всех составляющих.
«В СССР кого-то репрессировали, значит социализм — это плохо, в современной РФ — есть примеры успешных людей, есть Юра Дудь, значит капитализм — это хорошо». То есть выдергиваются какие-то частности и на их основании делаются выводы об общем.
Только с позиций диалектики можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к другим, более глубоким. Именно такое понимание отличает диалектику от всякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов, которые характерны для современных метафизических буржуазных и реформистских теорий.
Классические произведения и научная литература:
Диалектика: что это простыми словами, краткий обзор, законы
Что такое диалектика?
Диалектика – это философское учение, исследующее развитие постоянно движущихся и меняющихся систем. Внутренним источником непрерывного движения в таких системах считается взаимодействие имеющихся в них противоположностей. Также диалектикой называют подход к познанию окружающего мира, основанный на этом учении. Кроме того, в подходящем контексте данный термин может использоваться для обозначения самого процесса движения и развития чего-либо (например, «диалектика истории»).
Иногда термин «диалектика» используется для обозначения подхода к спору, строящегося на нахождении и эксплуатации противоречий в суждениях оппонента. Это значение считается устаревшим, однако используется довольно часто. При этом не следует путать диалектику с софистикой. Если софистика использует осознанное нарушение законов логики, то диалектика подразумевает лишь тщательный анализ аргументов оппонента и нахождение в них логических противоречий.
Термин «диалектика» образован от древнегреческих слов διά («диа») и λέγω («лего»). Первое переводится как «продвижение сквозь», «проникновение». Второе слово имеет много переводов, но в данном контексте наиболее уместны варианты»излагать», «говорить правильно».
Также диалектика – это умение рассуждать путём построения сложных конструкций, не противоречащих законам логики, но предполагающих наличие скрытых деталей (логика не допускает неопределённости или неоднозначности). Если формальная логика красиво выглядит на бумаге, то диалектика гораздо лучше подходит к реалиям жизни, поскольку обеспечивает большую гибкость. Она строится на следующих утверждениях:
При этом диалектика остаётся одним из самых неоднозначных философских учений, и к ней предъявляется немало претензий. Главная претензия состоит в том, что данное учение допускает рассуждения, основанные на противоречивых утверждениях об одних и тех же объектах и явлениях. Более того, в рамках диалектики противоречащие друг другу утверждения могут приниматься истинными, что совершенно неприемлемо с точки зрения логики.
Законы диалектики
Современная диалектика опирается на законы, сформулированные немецким философом Георгом Гегелем. Рассмотрим каждый из этих законов подробно.
1. Закон единства и борьбы противоположностей
Данный закон определяет основную причину движения и развития – наличие противоречий, рождающихся из взаимодействия противоположностей. Всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло).
Для этих противоположностей выполняется ряд условий:
В этом смысле диалектика Гегеля имеет общие черты с концепцией Инь и Янь, лежащей в основе традиционной китайской философии.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные
Данный закон подразумевает, что непрерывное развитие приводит к накоплению некоторого количества изменений, необходимого для скачкообразного перехода к новому качеству. Например, накопление тепла в воде приводит к тому, что её температура постепенно повышается, а в какой-то момент она превращается в пар (происходит качественный скачок). Аналогично можно рассматривать взаимное превращение воды и льда. Вода не становится густой постепенно, она сразу переходит в твёрдую форму (и наоборот).
3. Закон отрицания отрицания
Третий закон диалектики показывает, что любое развитие имеет направление. Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. К примеру, если вода превращается в лёд, который впоследствии снова превращается в воду, нельзя сказать, что это та же самая вода. Это новая форма той изначальной воды, повторяющая её свойства, но пребывающая на более высокой ступени развития.
Принципы диалектики
Помимо законов диалектика вводит несколько принципов, согласно которым происходит движение и развитие. Чтобы понять смысл этих принципов, каждый из них также нужно рассмотреть подробно.
Категории диалектики
Также для полного понимания того, что такое диалектика, разберём основные категории, которыми она оперирует:
Исторические формы диалектики
Если рассматривать диалектику не как учение, а как способ познания, то можно утверждать, что она появилась тогда же, когда первые люди научились мыслить и строить умозаключения на основе наблюдаемых фактов. Таким образом, исторически первая форма диалектики представляла собой попытку древних людей осмыслить окружающий мир и своё место в нём. Они учились понимать и прогнозировать события, чтобы знать, что произойдёт в ближайшем будущем и как это пережить.
Если же говорить о диалектике, как о философском учении, то можно выделить 5 этапов её существования, на которых она приобретала разные формы. Рассмотрим каждую из этих форм подробнее.
1. Наивная (стихийная) диалектика античности
Основными представителями можно считать Гераклита (544 – 483 до н. э.), Зенона (490 – 430 до н. э.) и Аристотеля (384 – 322 до н. э.). Наивной диалектика античности называется, поскольку древнегреческие философы рассматривали бесконечное развитие окружающего их мира, но Космос считали завершённым, безупречным и вечным (то есть, постоянным и не меняющимся). При этом они отталкивались от весьма примитивного (по современным меркам) понимания природных стихий.
2. Умозрительная диалектика Средних веков
Поскольку в тот период философия, как и другие науки, вынуждена была обслуживать интересы церкви, диалектика Средних веков подразумевала деление мира на «несовершенный» земной и «совершенный» небесный. Основная её цель заключалась в том, чтобы увязать сакральную и мирскую ипостась мира, объединить в целостную систему небесное и земное.
В основе средневековой диалектики лежало разделение, которое ввёл один из основателей христианской церкви Августин Аврелий Иппонийский (354 – 430). Он считал, что существует 2 противоположных мира:
Для средневековой диалектики характерно объединение двух противоположных методов познания – рационального постижения мира и беспрекословной веры. То есть, механизмы рационального мышления использовались для подтверждения догматических идей, принимаемых на веру и не допускающих сомнения.
3. Диалектика эпохи Возрождения
Наиболее яркими представителями диалектики на данном этапе её развития можно назвать Николая Кузанского (1401 – 1464) и Джордано Бруно (1548 – 1600). Николай Кузанский хоть и был кардиналом Римской католической церкви, придерживался взглядов, характерных для пантеизма (единство бога и вселенной). Разнообразие и переменчивость окружающего мира он считал проявлением его божественной сущности. Похожих взглядов придерживался и Бруно.
4. Идеалистическая диалектика Гегеля
Георг Гегель (1770 – 1831) считается основоположником современной диалектики. В его философии она играет практически центральную роль, ведь он посвятил значительную часть своей научной деятельности развитию данного учения. Гегель рассматривал диалектику как метод исследования действительности, противоположный метафизике. Изложенные им идеи оказались настолько удачными и удобными для объяснения, что были приняты большинством его современников, многие из которых признали диалектику Гегеля универсальным методом познания.
5. Материалистическая диалектика Маркса
Данная форма диалектики возникла в результате развития идей Гегеля Карлом Марксом. Впоследствии над её развитием работали также Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Поводом для создания материалистической диалектики стали некоторые противоречия, обнаруженные Марксом в идеалистической диалектике Гегеля. Однако его переосмысление не смогло достичь того же уровня популярности, что и оригинальное учение.
Альтернативы диалектики
Чтобы лучше понять, что такое диалектика, стоит рассмотреть философские учения и подходы, которые противопоставляются ей или решают те же задачи другими методами:
Заключение
Диалектика – это философское учение, а также способ познания мира, основанный на детальном изучении противоречий, исследовании процессов движения и развития. В отличие от формальной логики, она допускает наличие взаимно-противоречащих фактов. При этом она противопоставляется метафизике и рассматривает все объекты и явления как взаимосвязанные детали целостной системы.
К сказанному остаётся добавить лишь то, что важность данного учения и его применимость в повседневной жизни нельзя недооценивать. Понимать, что такое диалектика, должны не только философы. Это знание необходимо каждому разумному человеку, который хочет самостоятельно формировать свою точку зрения, а не принимать на веру чужие идеи.
Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени
Предмет: Философия
Тип работы: Реферат
У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Дополнительные готовые рефераты на темы:
Введение
Диалектика с греческого слова dialektike переводится как искусство вести беседу, спор.
Диалектика — это теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.
Диалектика — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Следует отметить, что диалектика противоположна метафизике.
Метафизика (от греч. metataphiysika — «после физики») — философский метод, противоположный диалектике, который рассматривает явления в их неизменности и независимости друг от друга. Она отрицает внутренние противоречия как источник развития явлений.
А теперь дадим определение диалектики как одного из методов познания явлений.
Диалектика — это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются во всем многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.
Способность улавливать связь различных моментов является особенностью диалектического метода мышления, отличающей его от догматического мышления. Диалектика предстает как учение о связях.
Диалектическому мышлению присущ постоянный поиск новых путей постижения мира.
В современной европейской философии проблема бытия остается самой фундаментальной проблемой, как и во всей предшествующей истории философии. Как и прежде, имея дело с бытием, с поиском бытия, философия отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, раскрывает уникальный и своеобразный предмет своего исследования, не сводимый ни к знанию, ни к вере, не раскрываемый адекватно ни в рациональных абстракциях, ни в мистической интуиции (хотя и то и другое — моменты философского познания). Занимаясь бытием, философия раскрывает особый характер того мышления, в котором бытие может быть «открыто» для нас — это не последовательность логических операций, не поэтический вымысел (хотя и то и другое присуще философскому мышлению), а мышление как особый образ жизни, как существование в особом режиме «бодрствования», который может поддерживаться только крайним усилием человеческих сил и только на время, на краткие счастливые часы или даже минуты, прерывающие течение нашей повседневной рутинной жизни.
Философский поиск бытия — это не узкопрофессиональные занятия небольшой группы людей, преследующих свои кастовые интересы и говорящих на определенном языке (хотя и это тоже), а поиск человеком, говоря словами Хайдеггера, своего дома, преодоление своей бездомности и сиротства, того, что Маркс называл отчуждением. Человек, вооруженный научным мышлением и мощными инструментами, убедился, что даже с самым мощным телескопом он не найдет ничего принципиально нового за пределами звездных туманностей, что его взгляд обречен блуждать в мертвой пустоте неизмеримых пространств. Не лучше ему будет и от того, что математическая физика обнаружит в мире бесконечно малых. Веками истории и бесконечными социальными экспериментами он убедился в невозможности построить рай на земле, даже добиться более или менее счастливой жизни для большинства. Поиск бытия — это поиск корней, прикоснувшись к которым человек может почувствовать в себе силы преодолеть бессмысленность окружающего мира, мужество жить, несмотря на эту бессмысленность и собственную конечность, ощутить себя в конечном итоге необходимой частью бытия, не менее существенной и необходимой, чем окружающий мир, «пастырем бытия», завещавшим весть о бытии, в прояснении которой и состоит главная задача его жизни. Этот поиск составляет невидимую основу того, что человек называет наукой, искусством, религией, стремлением к счастью, любовью, совестью, долгом и т.д. За века, прошедшие со времен Парменида, философские умы поняли все, что касается бытия — мышления, мира идей. Бог, материя и т.д.
Диалектика как наука. Основные принципы, категории и законы диалектики
Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развитии, противоречивости бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, прерывании постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д.
Как философская наука диалектика имеет долгую историю, уходящую во времена античности, но как бы заново открытую в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.
Диалектика — это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику.
Объективная диалектика — это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает непрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества.
Субъективная диалектика — это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в сознании человека, в его сознании. Другими словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть лишь отражение движения противоположностей, господствующего во всей природе. Таким образом, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.
Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всех других видов изменений, вопрос об источнике развития и его формах. Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло выражение Гераклита о том, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Гераклит подчеркивал изменчивость и текучесть мира.
Однако в наиболее законченной, систематической форме диалектика была разработана в учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически обобщив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического понимания мира, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Фактически диалектика Гегеля — это первая систематическая критика того способа мышления, который сегодня определяется как метафизический. Диалектика Гегеля основана на идеалистическом представлении о том, что источник всякого развития лежит в саморазвитии понятия, а потому имеет духовную природу.
По Гегелю, «только в понятии истина обладает элементом своего существования», поэтому диалектика понятий определяет диалектику вещей. Последняя является лишь отраженной, отчужденной формой подлинной диалектики, диалектики понятий.
Прежде всего, отметим, что философские принципы понимаются как совокупность наиболее общих исходных предпосылок, основных идей, характеризующих понимание мира. Принцип всеобщей связи является центральным для диалектического взгляда на мир. Об этом свидетельствует вся история развития диалектики. Так, идея всеобщей связи встречается уже в античной философии, которая считала, что весь мир есть изменение, переход, взаимосвязь одного материального начала (например, воды, огня, воздуха) со всем множеством вещей и явлений.
По Гераклиту, первоначальным началом был огонь, который выступает как основа всякого соединения и разъединения вещей. «Грядущий огонь разделит и свяжет все вещи», — говорил он.
В механическом материализме взаимосвязь понималась как механическое соединение и разъединение элементов. Так понимали Гольбах и Гельвеций.
Сегодня мы работаем над проблемой связи земных проявлений жизни с космическими источниками энергии, изучаем влияние астрономических факторов на различные жизненные циклы человека, животных и растений. Наука серьезно рассматривает взаимосвязь самых разных явлений — жизни простейших и солнечной активности, химического состава воды и космических колебаний морского дна. Оказывается, все в мире взаимосвязано.
Пространство и время — форма бытия материи
Пространство и время неразрывно связаны друг с другом и с движением материи. Поэтому пространство и время не существуют вне движения материи, так же как и материя не существует вне пространства и времени. Именно поэтому Ф. Энгельс утверждал: «Основными формами всякого бытия являются пространство и время…».
Бытие — это материя. Главная характеристика материи — неисчерпаемость, следовательно: бытие неисчерпаемо. Реальный принцип единства мира заключается в том, что мир материален, т.е. различные формы материи взаимосвязаны (жидкое, твердое, газообразное состояние), т.е. одна форма бытия может переходить в другую. Все конкретные формы бытия, например, звезды, растения, животные, возникают как бы из небытия и становятся настоящим актуальным бытием. Но бытие приходит к концу и возвращается в небытие, теряет эту форму бытия.
Переход к небытию — это разрушение этого способа бытия и трансформация, становление в другой форме. Появление той или иной формы бытия является результатом перехода от одной формы бытия к другой. Какую бы форму бытия мы не рассматривали, все они имеют конечную основу — субстанцию материи.
Самый важный атрибут, способ существования материи включает в себя все процессы (все изменения и движения частиц, мышление, общение людей). Движение так же неисчерпаемо, как и материя. Бесконечное самодвижение материи — внутреннее движение перерастает внешнее. Движение — это вечное изменение, взаимодействие материальных объектов и изменение их состояний. Бесконечное движение мира — это закон развития и вечности. Без движения нет материи. Движение абсолютно, а покой относителен и относится к этапам движения (земля, луна, солнце). Движение является неотъемлемой частью структуры бытия. Существуют различные формы движения.
Бытие — это движение. Мир не может существовать без движения. Каждый объект существует только потому, что в нем существует определенный вид движения. Когда движение прекращается, объект растворяется и превращается в другой объект, с другим видом движения.
Одни формы движения переходят в другие формы движения. Формы движения материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации, каждый из которых характеризуется своей системой закономерностей и своим носителем. Субмикроэлементный уровень — это форма существования материи с полевым характером, из которой формируются элементарные частицы (микроэлементный уровень). Затем образуются ядра (ядерный уровень), а из них молекулы (молекулярный уровень), из молекул агрегаты — газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический уровень). Последние образуют звезды, планеты, галактики (космический уровень). Органический уровень — это результат постепенного усложнения углеродистых молекул, приводящего к образованию органических соединений. Человек и общество (социальный уровень) — высшая форма движения материи. Формы движения: механическая — химическая — биологическая — социальная.
Появление нового качества — это появление нового объекта с новыми закономерностями жизни, с новой мерой, в которой уже содержится другое количественное определение. При этом глубина качественных изменений может быть различной: она может ограничиваться уровнем конкретной формы движения, а также выходить за его пределы. Процесс формирования нового качественного состояния противоречив: это единство аннигиляции и возникновения, бытия и небытия, отрицания и утверждения. Измерение, выражающее единство количества и качества как объектов, характеризующихся простым преобразованием в пределах данного уровня организации системы, так и пределов перехода от одного уровня организации системы к другому, является как бы пограничным знаком процесса развития.
Пространство — это форма материи, характеризующаяся такими свойствами, как протяженность, структура, сосуществование и взаимодействие. Понятие времени возникает как из сравнения различных состояний одного и того же объекта, который неизбежно меняет свои свойства в результате длительности своего существования, так и из факта меняющейся последовательности различных объектов в одном и том же месте. Время — это форма существования материи, характеризующаяся такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность изменения состояния.
Концепция движения. Взаимосвязь движения и материи
Важной философской проблемой является выяснение соотношения материи и движения. На протяжении всей истории философии предпринимались попытки отделить движение от материи или материю от движения. Оба пути неизбежно вели к идеализму.
Последовательный идеализм сводит движение вещей к движению божественных или человеческих мыслей, восприятий, ощущений. Итак, если, подобно Гегелю, мы рассматриваем мир как воплощение абсолютной Идеи, то движение мира оказывается движением этой Идеи, процессом мышления, происходящим где-то за пределами человеческой головы во вселенском масштабе.
Если у Беркли мы видим вещи только как человеческие ощущения, то источник движения вещей придется рассматривать как сознание субъекта. Махист Пирсон очень четко выразил эту мысль: «Все вещи движутся, но только в понятиях».
Идеализм приводит не только к разделению движения и материи, но и материи и движения. Метафизический материализм мог бы принять существование материи (даже временно, до «первого толчка») без движения, то есть считать материю покоящейся, инертной, неактивной. Однако такое разделение материи и движения приводит его сторонников к поиску источника движения вне материи, «первого толчка», который приводит ее в движение. Например, Аристотель считал, что материя сама по себе спокойна, инертна, лишена движения и получает последнее благодаря мысленной идеальной форме. Применив это утверждение к миру в целом, он пришел к выводу, что за многочисленными небесными сферами, окружающими землю, стоит некий «первый двигатель» — Бог, который является причиной движения этих сфер в небе и всего сущего на земле.
В XIX веке Э. Дюринг утверждал, что мир изначально находился в «состоянии, равном самому себе», а затем по неизвестной причине пришел в движение. Это открывало путь к религии, поскольку только божественная сила могла привести в движение покоящийся мир.
Идея о том, что движение привносится в материю извне, противоречит данным естественных наук, таким как закон сохранения и превращения энергии.
В конце Х1 века среди некоторых естествоиспытателей появилась идеалистическая философская концепция под названием «энергетизм». Суть «энергетизма» заключалась в попытке мыслить движение без материи. Таким образом, реальное существование материи отрицается, а движение понимается как движение мыслей.
Основная идея материализма о неразрывности материи и движения была сформулирована в XYIII веке Д. Толандом в тезисе: «Нет ни материи без движения, ни движения без материи». Ф. Энгельс выразил эту мысль более точно, указав не только на неотделимость движения от материи, но и на характер их взаимной связи, определив движение как «способ существования материи».
Ф.Энгельс придал новую форму тезису о неразрывности материи и движения: различным видам материи соответствуют различные, качественно различные формы движения материи между собой. Исходя из этого принципа, он предложил классификацию форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.
Впоследствии количество этих критериев было значительно увеличено. Было доказано, что все формы движения материи качественно отличаются друг от друга. Они отличаются, во-первых, определенным материальным носителем (атом, молекула, белок), во-вторых, характером взаимодействия (притяжение и отталкивание, массоперенос), в-третьих, принципом отражения (механический, биологический, социальный), в-четвертых, наличием науки, изучающей соответствующую форму движения материи. Признано, что более сложные формы движения материи развиваются из простых и сливаются друг с другом.
Философское учение о материи и современное научное мировоззрение
Выделяя конкретные формы бытия и подчеркивая связь между ними, философия предполагает, что все многообразие мира связано общей основой. Философия разработала категорию субстанции для обозначения этой общей основы мира. Доктрины, объясняющие происхождение и развитие различных явлений из одной основы, одной субстанции, называются монистическими. В истории философии различают материалистический (Фалес, Демокрит, Гераклит) и идеалистический (Платон, Гегель, Беркли) монизм, в зависимости от того, какой источник (материальный или духовный), по мнению ученого, дает толчок к происхождению всех явлений реального мира. В историческом развитии философии материалистический и идеалистический монизм противостояли друг другу, но в их взаимодействии были и спонтанные попытки найти «точки соприкосновения», что проявилось в философии дуализма (Декарт) и плюрализма (Лейбниц).
Сущность материалистического субстанциализма впервые в истории философской науки была разработана Б. Спинозой (18 век). Он рассматривал понятие «материя» через категорию «субстанция», не отождествляя ее. Спиноза понимал субстанцию как нечто, что можно представить, не включая в воображение ничего другого, из чего эта субстанция могла бы возникнуть. Субстанция — это причина самой себя, то есть то, что не может быть представлено иначе, чем как существующее. Разрабатывая категорию «субстанция», Б. Спиноза вводит понятие ее атрибута, того, что составляет ее сущность, а также понятие способа, того, что выступает как состояние субстанции. Что касается самой субстанции, то это не основание и не основа атрибутов и модусов, а ее целостное единство, ее система.
Понятие материи является краеугольным камнем материализма. Не случайно один из самых последовательных и откровенных противников материализма, Дж. Беркли, считал, что учение о материи является основой атеизма и отрицания религии, и если его убрать, то вся конструкция материализма неизбежно рухнет. Материализм утверждает, что окружающий человека мир — это материя в движении. В мире нет ничего, кроме различных форм движущейся материи, которая лишь переходит из одного состояния в другое. Но что такое материя — в разных материалистических учениях понималось по-разному. И в процессе углубления знаний человека о природе окружающего мира формировалось и углублялось содержание философского понятия материи. Таким образом, древние материалисты отождествляли материю с конкретными природными явлениями и элементами: Огонь, Вода, Земля, Воздух, Металл, Дерево. Весь мир был представлен как модификация этих элементов. Этот первый этап исторического развития человеческого восприятия материи является материально-объективным. Древние греки заложили основу для второго этапа — материально-субстанционального понимания основы мира. Для Лейциппа, Демокрита, Эпикура и Каруса все многообразие материального мира и даже человеческая душа состоят из неделимых атомов, движущихся в бесконечном пространстве. Атомные идеи оставались почти неизменными до конца XIX века. Лучше всего они были разработаны французскими материалистами XVIII века, которые называли материей совокупность всех существующих тел и явлений, которые каким-либо образом воздействуют на наши органы чувств.
Следующий крупный шаг на пути научного подхода к категории «материя» был сделан диалектико-материалистической философией. В ряде своих работ Ф. Энгельс, рассматривая объем и сущность понятия материи, указывал, что оно может быть правильно отражено лишь тогда, когда основной вопрос философии решается материалистически в рамках ее первой и второй сторон. Ф.Энгельс впервые сформулировал нетождественность философского и конкретно-научного понимания материи и подчеркнул чрезвычайно широкий характер философских категорий. Впервые в истории науки в категорию «материя» было включено общество. Это третий этап в развитии представлений о материи — философское и эпистемологическое ее понимание.
Заключение
Изучение проблем, связанных с философским анализом материи и ее свойств, является необходимым условием для формирования индивидуального мировоззрения, независимо от того, будет ли оно в итоге материалистическим или идеалистическим.
В свете сказанного достаточно очевидно, что роль определения понятия материи, понимания ее как неисчерпаемой для построения научного образа мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро- и мегамира очень велика.
Такое определение имеет смысл: «… Материя — это объективная реальность, данная нам в ощущениях»; «Материя — это философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отражается нашими ощущениями и существует независимо от них». (В первом случае речь идет о материи как категории бытия, онтологической категории, во втором — о фиксирующем ее понятии, категории гносеологической).
Список использованной литературы
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института