Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур

Культура. Формы взаимодействия культур. Диалог культур.

Формы взаимодействия культур. Диалог культур.

Диалог культур – взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов; это совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений.

В процессе диалога культур происходят изменения культурных систем ценностей и типов мировоззрения, становление новых форм культуротворчества и образа жизни. Именно в этом заключается отличие диалога культур от форм экономического, культурного или политического сотрудничества, не предполагающих существенных преобразований каждой из сторон.

Уровни диалога культур:

Формы и принципы взаимодействия культур:

Одна из форм диалога культур – международные отношения.

Создание различных международных организаций типа ООН или ЮНЕСКО,

Формы культурного конфликта по масштабам:

Примеры масштабных и жестоких культурных конфликтов:

Культурные конфликты отличаются особенной ожесточенностью и бескомпромиссностью, а в случае применения силы преследуют цели не столько покорения, сколько физического уничтожения носителей чуждых ценностей.

Способы выхода из культурного конфликта:

Путь к «культурному миру» – отказе от монополии на истину и стремления насильно привести мир к консенсусу.

Источник

Отношения и связи между культурами: диалог культур

На Земле существует более 200 стран и около 3000 народов, обладающих неповторимым культурным своеобразием, имеющих свои обычаи, нравы, традиции, верования. Между ними возникают разнообразные социальные связи и взаимоотношения. Взаимодействие одного народа с другим предполагает соприкосновение и взаимное влияние их культур. Процесс межкультурной коммуникации, носящий мирный характер, называется межкультурным диалогом.

Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть картинку Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Картинка про Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур

Понятие и виды

Для культуры необходимо взаимодействие. Оно ведет к преодолению однообразия, дает импульс дальнейшему развитию и обновлению. Диалог культур – форма межкультурного взаимодействия, при которой происходит активный обмен содержанием культур при сохранении ими своей самобытности. В ходе такого диалога происходят взаимные изменения систем ценностей, типов мировоззрения, образа жизни, моделей повседневного поведения, не затрагивающие базовых структур взаимодействующих культур. Диалог культур обусловлен:

Диалог культур – это добровольное общение, построенное на основе равенства и взаимного уважения, стремления сторон к взаимопониманию. Он предполагает культуру отношения к другой культуре, понимание ее самобытности и самостоятельности. Диалог – это показатель широты, открытости, свободы культуры и общества, признание ценности единства культур. Межкультурный диалог бывает 2 видов:

В диалог культур вовлечено, как правило, несколько участников, что связано с этнической и культурной неоднородностью любого современного общества. Возможность контактов и взаимодействий между культурами обусловлена наличием общих точек соприкосновения, которыми могут стать мифология, язык, религия, искусство, наука.

Содержание и результаты многообразных межкультурных контактов во многом зависят от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия. Определяющее значение имеет этническая культура взаимодействующих сторон, господствующие ценности, психология народов. Наличие в обществе межэтнического напряжения, конфликтов затрудняет диалог между культурами, взаимодействие носит ограниченный характер. Диалог же способен снять это напряжение, предупредить возникновение конфликта, примирить стороны, создать обстановку доверия и взаимного уважения.

Типы, уровни, принципы межкультурного диалога

Механизм взаимодействия культур носит сложный, многосторонний и многоуровневый характер. Типы межкультурного диалога:

Культура составляет содержание внутреннего, духовного мира человека. Межкультурные взаимодействия осуществляются через взаимодействие индивидуальных мировоззрений. Они происходят на 4 уровнях:

Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть картинку Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Картинка про Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур

Диалог культур возможен только при определенном сближении их культурных кодов, наличии или возникновении общей ментальности. Он предполагает сопоставление национальных ценностей, взаимное уважение к ним, преодоление стереотипов, синтез самобытного и инонационального. Диалогические отношения культур строятся на принципах:

Диалог культур – необходимое условие их мирного сосуществования и развития. Замкнутость, изолированность культуры ведет к деградации, а открытость – напротив – способствует ее обогащению.

Заключение

В процессе глобализации возрастает международный диалог культур. Он усиливает взаимопонимание между народами, позволяет им увидеть общее и различное между разнообразными культурами, осознать свое место в глобальной мировой культуре. Тенденция к расширению культурных обменов и контактов между странами, народами, этносами уравновешивается их стремлением к сохранению культурной самобытности. Становясь все более единым, человечество сохраняет свое культурное многообразие.

План ответа по теме «Диалог культур»

1. Своеобразие культур и их взаимоотношения.

2. Понятие диалога культур. Основания для диалога культур.

3. Виды диалога культур:

4. Содержание диалога культур.

5. Типы межкультурного диалога:

6. Уровни межкультурного диалога:

Источник

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Полезное

Смотреть что такое «ДИАЛОГ КУЛЬТУР» в других словарях:

ДИАЛОГ КУЛЬТУР — ДИАЛОГ КУЛЬТУР понятие, получившее широкое хождение в философской публицистике и эссеистике 20 в. Чаще всего оно понимается как взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных исторических или современных культур, как формы их… … Философская энциклопедия

ДИАЛОГ КУЛЬТУР — ДИАЛОГ КУЛЬТУР. Понятие, широко используемое в работах по культурологии и лингвострановедению при анализе особенностей взаимодействия людей – носителей разных языков и культур. Так как языки должны изучаться в неразрывном единстве с историей и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Диалог культур — взаимное восприятие и обмен ценностями и информацией, носит неэквивалентный характер и порождает конфликты. На рубежах цивилизаций проходят “горячие фронты” взаимного непонимания, подозрительности и вражды. В ЕВРАМАРе отмечены самые крупные… … Геоэкономический словарь-справочник

диалог — ДИАЛОГ (от греч. dialogos разговор, беседа; буквально речь через) языковое общение между двумя или более лицами. Д. как литературный жанр и как метод философствования имеет давнюю традицию, обычно возводимую к школе Сократа. Однако… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ДИАЛОГ — (греч. dialogos беседа) информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. Д. может трактоваться либо как выбор сторонами совместного курса взаимодействия, определяющего… … История Философии: Энциклопедия

ДИАЛОГ — (греч. dialogos беседа) информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующи ми сторонами, посредством которого происходит понимание. Д. может трактоваться либо как выбор сторонами совместного курса взаимодействия, определяющего… … Новейший философский словарь

Диалог — (гр. – беседа) – вид разговорной речи свободно общающихся людей, когда два или несколько человек воздействуют друг на друга краткими речевыми оборотами – суждениями, комментариями, комплиментами, репликами, вопросами, ответами, подсказками,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДИАЛОГ — (греч. dialogos беседа) информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. Д. может трактоваться либо как выбор сторонами совместного курса взаимодействия, определяющего… … Социология: Энциклопедия

ДИАЛОГ — (греч. dialogos беседа) информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. Д. может трактоваться либо как выбор сторонами совместного курса взаимодействия, определяющего… … История Философии: Энциклопедия

Школа диалога культур — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/23 ноября 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия

Источник

Что такое диалог культур? Приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных национальных культур, используя знания, полученные в курсах истории и географии.

Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть картинку Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Картинка про Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур

nemiroff школьник

Что такое диалог культур? Приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных национальных культур, используя знания, полученные в курсах истории и географии.

Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть картинку Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Картинка про Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур

kukareku стажер

Совокупность отношений и связей которые складываются меж двумя различными культурами. примером может служить крещение руси в 988 году князем владимиром(загонял людей силой в реки и освящали воду вязантийские вероисповедатели). До этого события оффициалной верой на руси было язычество. с 988 народу начали прививать вязантийскую православную культуру. из за этого случались идеалогические конфликты(взаимодействя пример). Со временем произошла интеграция языческий традицый и обрядов в православную культуру и данная вера стала официальной на територи руси. (взаимопроникновение)

Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть картинку Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Картинка про Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур

gorgeous1982 почемучка

ДОКУМЕНТ
Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России).

Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть картинку Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Картинка про Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур

Kovalsky хорошист

Так я только ответил на три вопроса на последний не знаю.

1)Глобализация снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. Самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации.

2) Нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем.

3) Я думаю что можно нравственные ценности, восприятие окружаещего мира и т. д. без этих подходов экономика страны развиваться не будет.

Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть картинку Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Картинка про Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур

Ksunya1 стажер

ДОКУМЕНТ
Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России).

Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть картинку Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Картинка про Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур

Harms профессор

1)Автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли, в связи с глобализацией, ставшей ведущей тенденцией мирового развития. Самобытность этой русской научной школы, что она обладала отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем.

3) да, с автором можно согласиться.

Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть картинку Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Картинка про Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур

yakoff стажер

Культуру называют искусственно созданым миром. приведите свои аргументы «за» или «против» такого утверждения, используя знания по истории

Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть картинку Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Картинка про Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур

Kiso44ka хорошист

Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть картинку Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Картинка про Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур

Housefox стажер

🙁
Используя знания, полученные из курсов истории и литературы, назовите течения и направления в искусстве.

Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Смотреть картинку Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Картинка про Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур. Фото Что такое диалог культур приведите примеры взаимодействия и взаимопонимания нескольких культур

Akella08 почемучка

Источник

Взаимодействие культур: диалог культур

Проблемами диалога занимались в социолингвистике (Л. Щерба, Л. Якубинский), литературной и философской герменевтике (Х. Гадамер), феноменологии (Х. Гуссерль, М. Мамардашвили), фундаментальной онтологии (М. Хайдеггер), литературоведении и семиотике (А. Аверинцев, М. Бахтин, М. Лакшин, Ю. Лотман), в основах коммуникации (А. Моль, В. Борев) и т.д. Взаимодействие культур исследовали К.Леви-Стросс, Г. Хершковец, С. Артановский, С. Арутюнов, Б. Ерасов, Л. Ионин, Н. Иконникова и другие. Межкультурное общение складывается по мере предметных пересечений, выстраиваемых деятельностью языка. Согласно Х. Гадамеру, диалог является своеобразной аппликацией своего и чужого.

1. Cинтез, слияние разных точек зрения или позиций в одну общую.

2. “При диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются”(7, c.360).

3.Диалог приводит к пониманию принципиальных различий между участниками этого процесса, когда “чем больше размежевания, тем лучше, но размежевания благожелательного. Без драк на меже”.

В. Сагатовский выделяет и четвертое возможное последствие несостоявшегося диалога: “договориться не удалось, позиции оказались несовместимыми, затронуты принципиальные интересы, возможно (а иногда и необходимо) недиалогическое столкновение сторон” (9, c. 22). Препятствиями в диалоге могут служить разнонаправленные системы ценностей, что, конечно затрудняет диалог и некоторые культуры неохотно вступают в контакты с другими культурами.

Взаимодействие является одной из важных движущих сил процесса развития национальных культур. Оно становится основой специфического отражения объективной действительности, реальности. Духовная культура, отражая и осваивая конкретную действительность, тем самым постигает внутренний смысл явлений жизни. Отражение жизни и составляет основу взаимодействия культур. Вне взаимодействия с другими культурами не может существовать полноценно национальная культура. Изоляция одной культуры от соседних близких и дальних, всегда сказывается негативно на собственном национальном достоинстве и на национальном престиже. Взаимодействие ведет к умножению опыта не только своей национальной культуры, но и других культур, показывает на возможность бесконечного и неисчерпаемого познания и художественного воплощения действительности. Взаимодействие направляет и способствует осуществлению творческих поисков художника, оно не только условие для проявления таланта, но и условие его формирования.

Если до конца 80-х годов основной тенденцией во взаимодействии культур было стремление к их синтезированию, то с 90-х годов преобладание получает плюрализм культур, признание реального многообразия культурно-исторических систем и диалогические принципы их взаимодействия. Но концепция этноплюрализма принимает во внимание интересы и права народов как этнокультурных общностей, а не индивидуумов, как это характерно для либерального подхода. Вообще процессы взаимодействия культур более сложные, чем понималось раньше, когда считали, что идет прямая “перекачка” достижений высокоразвитой культуры в менее развитую, что логично подводило к выводу о взаимодействии культур как источнике прогресса. Сейчас активно исследуется вопрос о границах культуры, о её ядре и периферии.

С. Ларченко и С. Еремин подразделяют все взаимодействия на три типа: 1. непосредственные межкультурные взаимодействия; 2. взаимодействия посредничества; 3.взаимодействия социальных организмов, находящихся на разных ступенях формационного развития. Отсюда вывод, что не социально-экономические основания лежат в основе своеобразия культур, их особенности надо искать не вовне, а внутри культур, исследуя процессы их складывания и функционирования (11, c. 164). Н. Коновалова в диссертационном исследовании “Диалог Востока и Запада как творческое соизмерение культур (историко-методологический анализ) считает, что в основе межличностного взаимодействия всегда лежат социокультурные основания. Межкультурные взаимодействия не могут протекать иначе, чем через взаимодействие индивидуальных мировоззрений. А. Аблажей в своей диссертации “Методологический анализ проблемы взаимодействия культур, защищенной в 1994 году в Новосибирске, делает такой вывод. Межкультурные взаимодействия возможны, но они не носят закономерного характера с точки зрения источника развития той или иной культуры. Механизм взаимодействия носит сложный, многоуровневый характер. Возможность контактов и взаимодействий между культурами связано с единством их структуры, когда главную роль в области сближения культуры играют мифология, язык, религия, искусство, наука. Сейчас проблемами диалога культур стали активно заниматься исследователи разных наук.

Категория “взаимодействие” применительно к национальным культурам, является родовым по отношению к “взаимовлиянию”, “взаимообогащению”. “Взаимодействие” подчеркивает активное, интенсивное отношение между культурами в процессе их развития. Категория “взаимосвязь” имеет оттенок стабильности, статичности, поэтому она не в полной мере отражает всего многообразия и результата отношений между культурами. Если “взаимосвязь” фиксирует отношения между культурами, то “взаимодействие” отмечает активный процесс этого отношения. Методологическое значение категории “взаимодействие” в том, что оно позволяет во всем объеме понять процесс развития национальных культур. Категория “взаимовлияние” может быть понята как одна сторона, один из результатов “взаимодействия”. В ней нет указания на характер воздействия одной национальной культуры на другую. “Взаимовлияние” включает в себя обращение представителей и той или иной национальной культуры к определенным сторонам действительности, темам, образам. “Взаимовлияние” выражает и практику освоения новых для данной национальной культуры приемов и средств художественного воплощения. Оно включает и психологический аспект: возбуждение творческой энергии в результате восприятия художественных ценностей, созданных другой национальной культурой.

Категория “взаимообогащение” национальных культур несколько уже категории “взаимовлияние”, так как последняя включает учет и отрицательного опыта. “Взаимообогащение” означает процесс возрастания мастерства художественного освоения действительности, стимулирования творческой активности и использовании духовных ценностей, созданных другой национальной культурой.

Обмен духовными ценностями, знакомство с достижениями культуры других народов обогащает личность. Сердцевиной деятельности субъекта культуры, в процессе которой изменяется он сам, изменяя, развивая при этом состояние, содержание национальной культуры. Взаимодействие культур происходит и на уровне межличностного общения, так как в ощущении реализуются общезначимые ценности культур. Межличностное общение, расширяя источники социальной и культурной информации, тем самым может выступить важным фактором в преодолении стереотипизированного мышления и этим способствует взаимообогащению духовного облика людей.

Взаимообогащение национальных культур в плане восприятия инонациональных ценностей происходит на неодинаковом уровне. В одном случае предполагаемое инонациональное произведение культуры воспринимается как инонациональное и не становится фактором национального сознания, самосознания, не входит в ценностную систему духовного мира личности. На более высоком уровне взаимообогащения национальных культур не ограничивается просто ознакомлением с инонациональным произведением искусства, а происходит творчество нового на основе собственно национального и познания инонационального. В таких случаях инонациональные ценности входят в национальное самосознание, обогащают духовный мир личности.

Рефлексия гуманитарного познания имеет диалогическую природу. Человек вступает в диалог не только с другим человеком. Он вступает в диалогические отношения и с самим собой как с “другим”, обращая своё сознание не только на себя, но и к себе. Сопоставляя своё сознание с сознанием “другого” в диалоге, человек познает себя как “другого” и “другого” как себя, что и обуславливает саморазвитие сознания личности и обеспечивает её культурное возвышение. Диалог культур реализуется в индивидуальном мыслительном процессе как диалог индивидуальностей. Изучение языка это есть лучшее понимание иной культуры. Часто скрытая потребность в удовлетворении общекультурных интересов при изучении языка ведет к развитию новых мотивов, непосредственно связанных с содержанием обучения: познание культуры другого народа в широком ее понимании через язык. Влияние нужно рассматривать как творческий процесс, по ходу которого чужое наследие становится неотъемлемой частью собственного духовного опыта. Влияние редко бывает случайным и, в конечном счете, зависит от потребителей, встречных движений.

М. Бахтин наметил новую методологию гуманитарного знания, утвердил центральное значение диалога в культуре, многоголосия культур, способствовал появлению ряда исследователей диалога культур ( А. Баткин, Г. Бирюкова, М. Каган, В. Маклин, Н. Перлина и другие). Появилась “школа диалога культур” (В.Библер). В трудах В. Библера тема диалога истолковывается как диалогическая настроенность на взаимодействие противоположностей. Комуникативная этика Хабермаса предполагала, что в диалоге рождается истина, которая и оказывается основой понимания.

До недавнего времени диалогу придавалась преимущественно литературно-философская форма. Но как философский термин “диалог” начал выделяться только в самое последнее время. В Новейшем философском словаре, изданном в Минске в 1999 году, диалог понимается как “. информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание” (12, с. 9-10) Г. Бирюкова в своем диссертационном исследовании “Диалог: социально-философский анализ” даёт следующее определение: “Диалог есть самонастраивающаяся адаптивная система коммуникации, где возникает феномен “пространства коммуникативной соотнесенности” и, стало быть, возникает само понимание. диалог предстает собой способ выяснения и понимания индивидами идей общего блага с целью обеспечения совместных условий для самореализации” (с.9-10).

Диалог культур был и остается главным в развитии человечества. На протяжении веков и тысячелетий происходило взаимообогащение культур, из которых складывалась уникальная мозаика человеческой цивилизации. Процесс взаимодействия, диалога культур носит сложный и неравномерный характер. Потому что не все структуры, элементы национальной культуры активны для усвоения накопленных творческих ценностей. Наиболее активный процесс диалога культур происходит при усвоении близких тому или иному типу национального мышления художественных ценностей. Конечно, многое зависит от соотношения стадий развития культуры, от накопленного опыта. Внутри каждой национальной культуры дифференцированно развиваются различные компоненты культуры.

11. Ларченко С.Г. Социальные детерминации этнокультурного развития.- Новосибирск, 1999.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *