Что такое диалог в музыке
Диалог
Литература : Кrоуеr Th., Dialog und Echo in der aten Chormusik, «JbP», XVI, 1909.
Смотреть что такое «Диалог» в других словарях:
Диалог — (греч. dialogos первоначальное значение разговор между двумя лицами) словесный обмен между двумя, тремя и больше собеседниками. Возможность, к рую открывает такое сопоставление в разговоре нескольких лиц, уже издавна заставляла писателей… … Литературная энциклопедия
ДИАЛОГ — форма речи, разговор, в к ром дух целого возникает и прокладывает себе дорогу сквозь различия реплик. Д. может быть формой развития поэтич. замысла (особенно в драме, где он противостоит монологу и массовой сцене); формой обучения: тогда… … Энциклопедия культурологии
ДИАЛОГ — (франц. dialogue, от греч. dialogos). Разговор между двумя или несколькими лицами: форма изложения драмат. произведений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИАЛОГ разговор двух сторон, двух лиц. Также… … Словарь иностранных слов русского языка
Диалог — ДИАЛОГ. Диалогом в широком смысле называют всякое собеседование; в частности обмен мыслями («Диалог» Платона). Драматический диалог обмен драматическими репликами имеет особое содержание. Слово в драме действенно. Каждая сцена в драме есть… … Словарь литературных терминов
Диалог+ — – Ассоциация экономистов России и Германии (dialog e.V. – Vereinigung deutscher und russischer Ökonomen) … Википедия
диалог+ — – Ассоциация экономистов России и Германии (dialog e.V. – Vereinigung deutscher und russischer Ökonomen) Тип Общественное объединение Год основания … Википедия
диалог — (от греч. dialogos) попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей. В психологии исследования Д., связанные с анализом социальных механизмов психики, начались в ХХ в … Большая психологическая энциклопедия
диалог — См … Словарь синонимов
Диалог — Диалог ♦ Dialogue Разговор двух или больше собеседников, озабоченных поиском одной и той же истины. Таким образом, диалог – вид беседы, отмеченной стремлением к универсальному, а не единичному (в отличие от исповеди) или частному (как в… … Философский словарь Спонвиля
ДИАЛОГ — см. Философский диалог. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДИАЛОГ … Философская энциклопедия
Открытый урок музыки в 5 «В» классе
Тема: «Диалог в музыке»
Цель: определить роль диалога на уроке музыки.
Составить представление о понятии «Диалог»;
Выявить варианты использования диалога на уроке музыки;
Определить как формы диалога реализуются в процессе восприятия музыки;
Опытным путем проверить возможность организации слушания и пения на основе диалога.
Слушание Токкаты и фуги ре-минор BWV 565 И.С. Баха (аудиозапись);
3. Повторное слушание (видеозапись);
4. Беседа: разбор понятия «Внешний диалог»;
7. Подведение итогов.
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мы начнем с одного очень интересного произведения. Прослушайте его и скажите:
-Где могла звучать данная музыка и почему?
— Сколько образов вы себе представили? Дайте им характеристику;
-Что испытывали во время службы прихожане слушая данную музыку?
Подвожу итог сказанному:
Музыка эпохи Барокко часто исполнялась на органе, что ассоциировалось с величественным образом соборов. Монументальность ее звучания была связана с такой формой выражения чувств и мыслей, которая получила название полифония.
Полифония (в переводе с греч. многозвучие ) – вид многоголосия, основанного на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий.
По словам Баха, каждое произведение – это беседа разных голосов, которая представляет собой различные индивидуальности.
Это высказывание непосредственно относится к такой музыкальной форме, как фуга- вершина полифонической музыки. В фуге краткая музыкальная мысль – тема – имитируется (повторяется, развивается) в разных голосах так, что при одновременном звучании эти повторы, переплетаясь, сходятся и вновь расходятся.
Как вы считаете, на что похоже данное проведение тем в музыке? (на диалог)
А кто может сказать, что такое диалог?
Диалог – это форма общения. Прослушав данное произведение, согласны ли вы с тем, что диалог возможен не только в словесной форме?
Исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод, что в данном произведении постоянно звучит общение голосов – диалог тем. По мнению самого Баха, в данном произведении он описывает три начала: божественное, человеческое и сатанинское. Это ярко выражено в средствах муз. выразительности (динамика, склад письма, темп, ритм, тембральная окраска голосов).
Теперь еще раз прослушайте данное произведение, глядя на экран и вдумываясь в каждое проведение темы и скажите, при слушании музыки, происходит ли еще какой-нибудь диалог? (кого? С кем?)
Диалог между композитором, исполнителем и слушателем
Если бы не было хоть одной составляющей, то любое музыкальное произведение не имело бы место быть.
Можно сделать вывод, что в любом виде искусства, существуют диалоговые связи: внешние и внутренние. Внутренние – это диалог в самом произведении, а внешние – между его участниками.
Скажите пожалуйста, какие виды музыки существуют? (вокальная и инструментальная). Только ли в инструментальной музыке возможен диалог?
В вокальной музыке, как и в инструментальной, возможен диалог. Будь то диалог в словесной форме, или диалог голосов.
Поем песню «Вьюн». При этом, пытаемся вступить в диалог (умение слушать и слышать свою партию и партию второго голоса).
Заключение: Из всего услышанного на уроке, можно ли сказать, что музыка, как произведение и вид искусства диалогична по своей сути?
Слушать музыку, значит не только эмоционально откликаться на нее, но понимать и переживать ее содержание, хранить ее образы в своей памяти, внутренне представлять ее звучание, а значит вступать с ней в диалог!
Занятие на тему «Музыкальный диалог»
Методическая разработка занятия
Цель занятия: Познакомить детей с понятием «диалог»; способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка в процессе самостоятельной музыкальной деятельности.
Начинается занятие с музыкального приветствия.
Педагог: «Здравствуйте, ребята» (поступенное движение мелодии вверх);
Дети: «Здравствуйте» (движение мелодии по мажорному трезвучию вниз).
Педагог : Ребята! Вы знаете такое слово – диалог? (ответы детей). Диалог – это греческое слово и переводится как «речь двух», т.е. разговор двух людей. Мы используем диалог, когда общаемся с кем-то. В музыке тоже бывают диалоги, только музыкальные. Вот мы приветствовали друг друга, а это уже музыкальный диалог.
Послушайте, какой шутливый диалог сочинил композитор Д.Б. Кабалевский.
Звучит «Игра в гостей» в исполнении педагога:
— Здрасте, здрасте, мы вас ждем!
— Промочило нас дождем!
— Мы промокли до костей!
— Это, гости, не беда, заезжайте в ворота, поднимайтесь на порог, к нам на яблочный пирог!
Педагог: Какое настроен ие музыки? (ответы детей) Конечно это веселая шутливая игра. Но, в начале игры хозяева – радушные, приветливые, а гости промокшие и поэтому раздраженные и капризные. Но в конечном итоге все персонажи игры – веселые, шутливые и озорные.
Педагог: Диалоги бывают музыкальные. Послушайте пьесу «Упрямый братишка » композитора Д.Б. Кабалевского. Послушайте, и скажите сколько здесь героев (два). Две мелодических линии,
— Они разные по характеру?( контрастны?) (да)
— Чем же они отличаются? (Один – уговаривает, другой- упрямится)
— Один голос спокойный, в чем-то убеждает, а другой упрямится, несговорчивый, твердит одно и то же «не хочу!».
— А чем заканчивается диалог? Удалось уговорить или нет?
— Нет. (музыка звучит очень напряженно « Нет! Нет! Нет!» (диссонанс)
— Давайте придумаем диалог взрослого человека и упрямого малыша. (ответы детей).
— Диалоги бывают не только музыкальные, но и игровые:
Представьте себе, как старый, уставший барабан сердится на своих племянников – маленьких барабанчиков.
Ритмическая игра «Барабан и барабанчики»:
Барабан (1 голос): «Бам, бам, что за гам?
Так шуметь стыдно вам!»
Барабанчики (их много): «Дядя – барабан!, Мы так стучали,
Что перебудили целый свет!
Где –то пять рублей мы потеряли –
Не купить теперь конфет!»
Барабан: «Бам, БАМ, стыдно вам! Я конфет сам вам дам!»
-Педагог: Ребята! Даже по одному ритму игры можно определить, где большой барабан, а где маленькие барабанчики. Ведь большой барабан звучит неторопливо, размеренно, а маленькие – быстро и суетливо.
— Давайте, разучим игру с помощью хлопков.
— Ребята! А как называется человек, который сочиняет музыку? (композитор)
— Каких композиторов вы знаете?
— А сейчас я вам предлагаю побывать в роли композиторов, т. е. самим сочинить песенки- диалоги.
— «Ножки, ножки, где вы были?
По дорожке в сад ходили».
— «Кто копытом бьет, цок, цок?
Это резвый мой конек!»
— «Где обедал воробей?
В зоопарке, у зверей!
— «Гуси, гуси, где ваш дом?
Возле речки, под мостом»
— Здравствуй, поезд, как дела?
Мчусь я быстро, как стрела»
Поезд, поезд, ты куда?
Поезд, поезд, что везешь?
Письма, бревна, соль и рожь!
— Зайчик, зайчик, что ты грустный?
Не найду кочан капустный.
Круглый, белый и крутой!
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-191980
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Диалог в музыке». Полифония на уроке музыки
Открытый урок музыки в 5 «В» классе
Тема: «Диалог в музыке»
Цель: определить роль диалога на уроке музыки.
Составить представление о понятии «Диалог»;
Выявить варианты использования диалога на уроке музыки;
Определить как формы диалога реализуются в процессе восприятия музыки;
Опытным путем проверить возможность организации слушания и пения на основе диалога.
Слушание Токкаты и фуги ре-минор BWV 565 И.С. Баха (аудиозапись);
3. Повторное слушание (видеозапись);
4. Беседа: разбор понятия «Внешний диалог»;
7. Подведение итогов.
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мы начнем с одного очень интересного произведения. Прослушайте его и скажите:
-Где могла звучать данная музыка и почему?
— Сколько образов вы себе представили? Дайте им характеристику;
-Что испытывали во время службы прихожане слушая данную музыку?
Подвожу итог сказанному:
Музыка эпохи Барокко часто исполнялась на органе, что ассоциировалось с величественным образом соборов. Монументальность ее звучания была связана с такой формой выражения чувств и мыслей, которая получила название полифония.
Полифония (в переводе с греч. многозвучие ) – вид многоголосия, основанного на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий.
По словам Баха, каждое произведение – это беседа разных голосов, которая представляет собой различные индивидуальности.
Это высказывание непосредственно относится к такой музыкальной форме, как фуга- вершина полифонической музыки. В фуге краткая музыкальная мысль – тема – имитируется (повторяется, развивается) в разных голосах так, что при одновременном звучании эти повторы, переплетаясь, сходятся и вновь расходятся.
Как вы считаете, на что похоже данное проведение тем в музыке? (на диалог)
А кто может сказать, что такое диалог?
Диалог – это форма общения. Прослушав данное произведение, согласны ли вы с тем, что диалог возможен не только в словесной форме?
Исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод, что в данном произведении постоянно звучит общение голосов – диалог тем. По мнению самого Баха, в данном произведении он описывает три начала: божественное, человеческое и сатанинское. Это ярко выражено в средствах муз. выразительности (динамика, склад письма, темп, ритм, тембральная окраска голосов).
Теперь еще раз прослушайте данное произведение, глядя на экран и вдумываясь в каждое проведение темы и скажите, при слушании музыки, происходит ли еще какой-нибудь диалог? (кого? С кем?)
Диалог между композитором, исполнителем и слушателем
Если бы не было хоть одной составляющей, то любое музыкальное произведение не имело бы место быть.
Можно сделать вывод, что в любом виде искусства, существуют диалоговые связи: внешние и внутренние. Внутренние – это диалог в самом произведении, а внешние – между его участниками.
Скажите пожалуйста, какие виды музыки существуют? (вокальная и инструментальная). Только ли в инструментальной музыке возможен диалог?
В вокальной музыке, как и в инструментальной, возможен диалог. Будь то диалог в словесной форме, или диалог голосов.
Поем песню «Вьюн». При этом, пытаемся вступить в диалог (умение слушать и слышать свою партию и партию второго голоса).
Заключение: Из всего услышанного на уроке, можно ли сказать, что музыка, как произведение и вид искусства диалогична по своей сути?
Слушать музыку, значит не только эмоционально откликаться на нее, но понимать и переживать ее содержание, хранить ее образы в своей памяти, внутренне представлять ее звучание, а значит вступать с ней в диалог!
На данном уроке использовались следующие УУД:
Познавательные УУД : устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства; усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия (эпоха Барокко, полифония, токката, фуга, РНП, сведения о композиторе), размышлений о музыке (диалоговая форма общения с музыкой), музицирования (пение, звуковысотный показ); применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные УУД: владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира; планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки; прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, различными видами искусства; осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, музицирования, о других видах искусства, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).
Коммуникативные УУД: передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; инициирование взаимодействия в группе, коллективе; знакомство с различными социальными ролями в процессе; самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.
Информационные УУД: осмысление роли информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности человека; обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования.
Что такое диалог понятным языком – из чего он состоит, какие у него есть особенности и что про него надо говорить в школе
Разговор двух человек.
Диалогом называется разговор, в котором принимают участие два человека. Причем говорит и один, и другой. Если один только говорит, а другой только слушает – это будет уже не диалог, а совсем другая форма общения – монолог.
Высказывания каждого участника диалога называются репликами. Когда мы передаем реплики в тексте, мы пишем каждую из них с новой строки, перед репликой ставим тире. Например:
– Как вы себя чувствуете?
– Хорошо.
5 главных особенностей диалога
Давайте выделим основные особенности, присущие диалогу как форме общения.
Неполные предложения. Большая часть предложений в любом диалоге – неполные, потому что люди не хотят постоянно повторять одно и то же. Смотрите:
– Как [у тебя] дела?
– [У меня дела] хорошо, а у тебя [как дела]?
– [У меня дела тоже] нормально. Чем [ты] занимаешься?
– [Я] пишу статьи. А ты [чем занимаешься]?
– [Я] преподаю русский язык в школе.
Видите, почти в каждой реплике что-то выбрасывается. Это делается для того, чтобы диалог был более динамичным, а информация передавалась быстрее. Если мы возьмем какую-то реплику и «вырвем» ее из диалога, она будет непонятна, потому что представляет собой неполное предложение. Например: «Нормально». Что значит «нормально», к кому это относится и по какой причине? Без остальной части диалога непонятно.
Неполнота в диалоге бывает двух видов: контекстуальная и ситуативная. Контекстуальная – когда выбрасывается то, что ясно из контекста. Например: «[У меня дела] хорошо» – мы убрали «у меня дела», потому что это уже было сказано в предыдущей реплике.
Ситуативная неполнота – это когда опускается то, что и так понятно из ситуации. Диалог ведь происходит всегда в какой-то ситуации – например, в гостях у кого-то, на улице, на перемене в школе. Вот смотрите, идете вы с другом по улице зимой и он вам говорит: «Стой, я прокачусь». Вам не надо дополнительно пояснять, где он прокатится, потому что вы и так увидели перед собой полоску укатанного льда, на которой обувь хорошо скользит. Предложение «Стой, я прокачусь [по этой полоске укатанного льда]» – ситуативно-неполное.
Для обращения к человеку в диалоге чаще используются личные местоимения, чем имя или упоминание должности. Потому что мы говорим только с одним человеком и адресуем свое высказывание только ему: как у тебя дела, где ты работаешь, сколько ты зарабатываешь, куда ты поедешь отдыхать и так далее.
А вот в полилоге чаще будут использоваться личные имена или названия должностей. Иначе непонятно будет, к кому обращена реплика. Например: «Господин президент, как вы считаете…», «Господин премьер-министр, что вы можете сказать о…», «Николай Сергеевич, а вы что думаете…» – вот в этом полилоге участвуют кроме говорящего еще три человека: президент, премьер-министр и какой-то Николай Сергеевич. Если просто обращаться на «ты» или «вы» – будет путаница. Каждый будет думать, что обращаются к нему.
– Хочу посмотреть кино или посидеть в ВК.
Эта реплика осложнена однородными сказуемыми.
Но чаще всего мы не успеваем досказать свою мысль, потому что собеседник что-то нам говорит. И получается не одна осложненная реплика, а две простых:
– Хочу посмотреть кино…
– Ты смотрел два часа назад!
– Ну или в ВК посидеть просто.
Либо мы сами для простоты дробим предложение на два:
– Хочу посмотреть кино. Или в ВК посидеть.
В диалогах может присутствовать лексика ограниченного употребления. Но при условии, что оба говорящих ее понимают. Когда я говорю с другом-фрилансером, я могу использовать профессионализмы типа «фронтенд», «рерайт», «оптимизация» и мне не важно, что люди вокруг этих слов не понимают. Мне вообще до них дела нет, главное, чтобы мой друг понимал меня, а я – его.
По этой же причине в диалогах могут быть жаргонные слова (подробнее о них читайте в моей статье про жаргон ), например, школьники говорят друг другу: «хата», «стёб», «бабло». Могут быть диалектизмы – например, две бабушки из деревни сели на скамейку и начали говорить на словах, которые знают только в их глухой деревне и больше нигде.
Участники диалога могут вообще не соблюдать языковых норм, говорить с орфоэпическими, речевыми и грамматическими ошибками. Это не есть хорошо, но в рамках обычного, неофициального разговора, никто их ругать не станет за это.
Полезные материалы по теме
Еще советую вам вот эти тексты по лексике. Они по темам, которые западают у 80 % школьников:
Покритикуйте этот текст в комментариях. Высказывайтесь смело, пишите обо всем, что вам не нравится. Ваши замечания помогут мне сделать статью лучше.