Что такое диаметральная плоскость судна
Главные размерения судна
Главные размерения показывают размеры корпуса судна по длине, ширине, высоте и осадке. С учетом многообразия форм корпуса для установления главных размерений судна были выработаны нормы, которые нашли отражение в Правилах классификационных обществ, в Правилах о грузовой марке и Правилах обмера судов. Для определения главных размерений и изображения корпуса судна, а также в описаниях приняты следующие основные размеры, плоскости и сокращения (смотри рисунок).
Главные размерения судна
На чертежах, в описаниях и т. д. даются размеры по длине, ширине и высоте.
Размеры судов по длине определяются параллельно основной плоскости.
Длина по любой ватерлинии L вл измеряется, как L квл
Длина цилиндрической вставки L ц — длина корпуса судна с постоянным сечением шпангоута.
Длина носового заострения L н — измеряется от носового перпендикуляра до начала цилиндрической вставки или до шпангоута наибольшего сечения (у судов без цилиндрической вставки).
Ширина наибольшая В нб — расстояние, измеренное между крайними точками корпуса без учета выступающих частей.
Ширина на мидель-шпангоуте В— расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте между теоретическими поверхностями бортов на уровне конструктивной или расчетной ватерлинии.
Ширина по КВЛ В квл — наибольшее расстояние, измеренное между теоретическими поверхностями бортов на уровне конструктивной ватерлинии.
Размеры по высоте измеряются перпендикулярно к основной плоскости.
Высота борта до твиндека Н ТВ — высота борта до палубы, расположенной под главной палубой. Если имеется несколько твиндеков, то они называются второй, третьей и т. д. палубой, считая от главной палубы.
Осадка носом и осадка кормой Т н и Т к — измеряются на носовом и кормовом перпендикулярах до любой ватерлинии.
Средняя осадка Т ср — измеряется, от основной плоскости до ватерлинии в середине длины судна.
Носовая и кормовая седловатость h н и h к — плавный подъем палубы от миделя в нос и корму; величина подъема измеряется на носовом и кормовом перпендикулярах.
Погибь бимса h б — разница по высоте между краем и серединой палубы, измеренная в самом широком месте палубы.
Диаметральная плоскость
Диаметральная плоскость — в теории корабля вертикальная продольная плоскость, представляющая плоскость симметрии корабля (судна). Диаметральная плоскость проходит через всю длину судна и делит его на две симметричные части. Входит в число основных точек, линий и плоскостей теоретического чертежа. Задаёт направление для отсчёта горизонтальных углов в системе координат, привязанной к судну.
В диаметральной плоскости лежат продольная ось (X, она же основная линия) и вертикальная ось (Z) той же системы координат.
Смотреть что такое «Диаметральная плоскость» в других словарях:
Диаметральная плоскость — ДП Источник: ГОСТ 2.419 68: Единая система конструкторской документации. Правила выполнения документации при плазовом методе производства … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ДИАМЕТРАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ СУДНА — (Fore and aft line) продольная вертикальная плоскость, делящая судно по ширине на две равные и симметричные части. См. Теоретический чертеж судна. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР … Морской словарь
Диаметральная плоскость корабля — вертикальная плоскость, проходящая через ахтерштевень и форштевень корабля (судна) EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь
диаметральная плоскость судна — (ДП) Вертикальная продольная плоскость симметрии теоретической поверхности корпуса судна. Примеры определения теоретических линий и носового перпендикуляра [ГОСТ 1062 80] Тематики корабли и суда Обобщающие термины плоскости и линии для… … Справочник технического переводчика
диаметральная плоскость (волновода) — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN diametral plane … Справочник технического переводчика
Диаметральная плоскость плавучего дока — 4. Диаметральная плоскость плавучего дока ДП Вертикальная продольная плоскость, проходящая через ось симметрии стапель палубы плавучего дока Источник: ГОСТ 14181 78: Доки плавучие. Термины, определения и буквенные обозначения главных и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Диаметральная плоскость судна — 6. Диаметральная плоскость судна По ГОСТ 1062 80 Источник: ГОСТ 13641 80: Элементы … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ДИАМЕТРАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ СУДНА — воображаемая вертик. плоскость, делящая судно в продольном направлении на две равные и симметричные части … Большой энциклопедический политехнический словарь
Диаметральная плоскость корабля — вертикальная плоскость, делящая корпус корабля в продольном направлении на 2 равные и симметричные части … Словарь военных терминов
Диаметральная плоскость корабля — ДІАМЕТРАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ КОРАБЛЯ, пл сть симметріи к бля; проходитъ черезъ центр. линію киля и штевней. Сѣченіе пов сти судна Д. пл стью даетъ фигуру, характеризующую обводы носа и кормы его … Военная энциклопедия
ДИАМЕТРАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ СУДНА
(Fore and aft line) — продольная вертикальная плоскость, делящая судно по ширине на две равные и симметричные части. См. Теоретический чертеж судна.
Смотреть что такое «ДИАМЕТРАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ СУДНА» в других словарях:
диаметральная плоскость судна — (ДП) Вертикальная продольная плоскость симметрии теоретической поверхности корпуса судна. Примеры определения теоретических линий и носового перпендикуляра [ГОСТ 1062 80] Тематики корабли и суда Обобщающие термины плоскости и линии для… … Справочник технического переводчика
Диаметральная плоскость судна — 6. Диаметральная плоскость судна По ГОСТ 1062 80 Источник: ГОСТ 13641 80: Элементы … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ДИАМЕТРАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ СУДНА — воображаемая вертик. плоскость, делящая судно в продольном направлении на две равные и симметричные части … Большой энциклопедический политехнический словарь
Диаметральная плоскость — ДП Источник: ГОСТ 2.419 68: Единая система конструкторской документации. Правила выполнения документации при плазовом методе производства … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Диаметральная плоскость корабля — вертикальная плоскость, проходящая через ахтерштевень и форштевень корабля (судна) EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь
Диаметральная плоскость — Основные размерения судна. Диаметральная плоскость обозначена CL Диаметральная плоскость в теории корабля вертикальная продольная плоскость, представляющая плоскость симметрии … Википедия
Диаметральная плоскость корабля — ДІАМЕТРАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ КОРАБЛЯ, пл сть симметріи к бля; проходитъ черезъ центр. линію киля и штевней. Сѣченіе пов сти судна Д. пл стью даетъ фигуру, характеризующую обводы носа и кормы его … Военная энциклопедия
ПЛОСКОСТЬ ДИАМЕТРАЛЬНАЯ — вертикальная, продольная плоскость, проходящая через среднюю линию киля и штевней (крайних оконечностей судна). Эта плоскость делит судно на две равные и симметричные части. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское… … Морской словарь
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЕЖ СУДНА — (Sheer line) изображение очертаний наружной поверхности судна в трех проекциях. Для этой цели выбирают в судне три основных взаимно перпендикулярные плоскости и на них изображают различные сечения поверхности судна так, как они проектируются на… … Морской словарь
плоскости для установления главных размерений судна — Взаимно перпендикулярные плоскости: диаметральная плоскость, основная плоскость и плоскость мидель шпангоута судна. Примечание Положение плоскостей для установления главных размерений принимается при посадке судна без крена и дифферента. [ГОСТ… … Справочник технического переводчика
Основные плоскости судна
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
Тема: ОСНОВНЫЕ ПЛОСКОСТИ СУДНА. ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ СУДНА. КОЭФФИЦИЕНТЫ ПОЛНОТЫ.
Теоретическая часть:
Основные плоскости судна
Общее представление о характере обводов можно получить по сечениям корпуса тремя взаимно перпендикулярными плоскостями (рис. 3.1):
1). вертикальной продольной плоскостью, проходящей посредине ширины судна, называемой диаметральной плоскостью (сокращенно ДП);
2). вертикальной поперечной плоскостью, проходящей посредине расчетной длины судна, называемой плоскостью мидель-шпангоута;
3). горизонтальной плоскостью, совпадающей с поверхностью воды и называемой плоскостью ватерлинии. Либо за горизонтальную плоскость принимают плоскость, проходящую через самую нижнюю точку корпуса судна перпендикулярно диаметральной плоскости. Называют её основной плоскостью.
Рис. 3.1. Главные плоскости судна и система координат,
связанная с судном
Корпус судна симметричен относительно диаметральной плоскости и, как правило, несимметричен относительно плоскости ватерлинии и плоскости мидель-шпангоута.
Сечение корпуса плоскостью мидель-шпангоута характеризует полноту обводов в средней части, показывает форму поперечного сечения судна — наклон бортов, килеватость днища, размер и форму скулы, погибь палубы.
Килеватость днища образуется наклоном днища от ДП к бортам. Суда с большим наклоном называются острокильными.
Скула — закругление в месте перехода борта в днище — может иметь больший или меньший радиус, благодаря чему она будет соответственно менее или более выражена.
Погибь — это уклон палубы от ДП к бортам. Обычно погибь имеют открытые палубы (верхняя и палубы надстроек). Вода, попадающая на палубы, благодаря наличию погиби, стекает к бортам и оттуда отводится за борт. Стрелку погиби (максимальное возвышение палубы в ДП по отношению к бортовой кромке) обычно принимают равной 1 /50 ширины судна. В поперечном сечении погибь представляет собой параболу, иногда, для упрощения технологии изготовления корпуса, ее образуют в виде ломаной линии.
Платформы и палубы, лежащие ниже верхней палубы, погиби не имеют.
Плоскость мидель-шпангоута делит корпус судна на две части — носовую и кормовую.
Оконечности корпуса выполняются в виде штевней (литых, кованых или сварных). Носовой штевень называется форштевнем, кормовой — ахтерштевнем.
Сечение корпуса диаметральной плоскостью дает представление о форме штевней, а также палубной и килевой линий. Форма штевней бывает весьма разнообразной и зависит от типа и назначения судна. Палубная линия у морских судов имеет обычно вид плавной кривой с подъемом от средней части в направлении носа и кормы и образует седловатость палубы. Основное назначение седловатости — уменьшить заливаемость палубы при плавании судна на волнении и обеспечить непотопляемость при затоплении его оконечностей.
Речные и морские суда с большой высотой надводного борта седловатости, как правило, не имеют.
Подъем палубы в корме устанавливают, исходя, прежде всего, из условия незаливаемости и непотопляемости.
Диаметральная плоскость делит корпус судна на две симметричные части — правого и левого борта (если встать в ДП лицом к носу, то справа будет правый борт (ПрБ), а слева — левый (ЛБ).
Сечение корпуса плоскостью ватерлинии дает представление о форме бортовых обводов судна в горизонтальной плоскости.
Конструктивной ватерлинией (КВЛ) называют линию, положенную в основу построения теоретического чертежа и соответствующую полученному предварительным расчетом полному водоизмещению.
Грузовой ватерлинией (ГВЛ) называют кривую пересечения поверхности судна горизонтальной плоскостью, совпадающей с поверхностью воды при плавании судна с полным грузом. У морских транспортных судов КВЛ и ГВЛ, как правило, совпадают.
Расчетной ватерлинией называют ватерлинию, соответствующую осадке судна, для которой определяют его характеристики.
Главные плоскости определяют систему координат, связанную с судном. За начало координат принимается точка пересечения главных плоскостей, за ось Ох принимается линия пересечения диаметральной и основной плоскостей с положительным направлением в нос, ось Оу образуется линией пересечения плоскостей миделя и основной с положительным направлением на правый борт; ось Оz направлена вертикально вверх и образуется пересечением плоскостей миделя и диаметральной.
В чем измерятся судно и какие его основные плоскости?
Одно судно от другого отличается геометрическими характеристиками (рис. 5). Эти характеристики своего судна, или, как их называют, главные размерения, судоводитель должен знать. Главными размерениями судна являются: длина, ширина, осадка и высота борта. Отношения между главными размерениями характеризуют форму и мореходные качества судна.
Длина габаритная — расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними внешними кромками выступающих частей носа и кормы судна.
Ширина габаритная — расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между внешними кромками выступающих частей судна в самой широкой части (привального бруса, ограждения двигателей, обносов и др.).
Осадка габаритная или наибольшая — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от уровня спокойной воды, соответствующего действующей ватерлинии, до низшей точки наружной обшивки или брускового киля, а также до низшей кромки гребного винта; замеряется на стоянке и обычно отличается от осадки на ходу. То же расстояние, замеренное при тех же условиях, но без груза и пассажиров, называется осадкой порожнем.
Высота борта — вертикальное расстояние, измеренное на середине судна (миделе) от основной линии до палубы (или до планширя).
Высота надводного борта — разность между высотой борта и осадкой (Н — Т) — является величиной переменной. Для обеспечения безопасности плавания — сохранения судном плавучести, остойчивости и непотопляемости — нормируется минимальная высота надводного борта.
За базовые или основные плоскости принимают три взаимно перпендикулярные плоскости:
Диаметральная плоскость (ДП) — вертикальная продольная плоскость симметрии, которая проходит по середине ширины судна и делит судно на правую и левую части. Изображение судна в этой плоскости называется боком.
Основная плоскость (ОП) — горизонтальная плоскость, касательная к линии киля (самой кромки обшивки на деревянном судне) в его нижней точке; линия (прямая) пересечения основной плоскости с ДП называется основной линией (ОЛ). Изображение судна в этой плоскости называется полуширотой.
Плоскость мидель-шпангоута (миделя) — вертикальная поперечная плоскость, которая проходит по середине расчетной длины судна, обычно через наиболее полное поперечное сечение. Изображение судна в этой плоскости называется корпусом.