Что такое диатонический звукоряд
Диатонический звукоряд
Диатонический звукоряд
Диатонический (греч. diatonikos — переходящий от тона к тону) — музыкальная диатоническая гамма — звукоряд, образованный из простых ступеней — до, ре, ми, фа, соль, ля, си (без знаков альтерации), основной звукоряд в его восходящей или нисходящей последовательности.
См. также
Смотреть что такое «Диатонический звукоряд» в других словарях:
диатонический — (гр. diatonikos переходящий от тона к тону) муз. д ая гамма звукоряд, образованный из простых ступеней до, ре, ми, фа, соль, ля, си (без знаков альтерации), основной звукоряд в его восходящей или нисходящей последовательности. Новый словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
гексахорд — диатонический звукоряд из шести тонов (используется в теории Гвидо д Aреццо) … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии
ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе … Энциклопедия Кольера
Алфавит музыкальный — буквенная система обозначения звуков разл. высоты. Возникла не позднее 3 в. до н.э. в Др. Греции, где существовали две системы А. м. В более раннюю инстр. систему входили буквы греч. и финикийского алфавитов. В более поздней вок. системе… … Музыкальная энциклопедия
Тон в музыке* — музыкальный термин, обозначающий каждый звук определенной высоты. Более частые колебания воздуха дают более высокие Т., более редкие низкие Т. Этим не ограничивается применение этого термина, которое обширно и нередко сбивчиво. Т. (Tonus) есть… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Тон (муз.) — музыкальный термин, обозначающий каждый звук определенной высоты. Более частые колебания воздуха дают более высокие Т., более редкие низкие Т. Этим не ограничивается применение этого термина, которое обширно и нередко сбивчиво. Т. (Tonus) есть… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Флейта — … Википедия
Тон — Тон. музыкальный термин, обозначающий каждый звук определеннойвысоты. Более частые колебания воздуха дают более высокие Т., болеередкие низкие Т. Этим не ограничивается применение этого термина,которое обширно и нередко сбивчиво. Т. (Тоnus) есть… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Свирель — 1) бытовое название духовых музыкальных инструментов типа одноствольных и двуствольных флейт (См. Флейта). 2) Русский музыкальный инструмент; род двуствольной продольной флейты. Один из стволов имеет обычно длину 300 350 мм, второй 450… … Большая советская энциклопедия
Что такое диатонический звукоряд
Данное определение не отражает смыслового или качественного содержания диатонических ладов, в нем заложена только их структурная зависимость от натурального мажорного лада (или натуральной мажорной гаммы). Причем, данная зависимость принята именно для структурирования ладовых систем. Мы не будем останавливаться и на истории формирования диатонических ладов, наша задача понимать их структуру, видеть на грифе гитары и воспроизводить через аппликатурные формы и схемы.
Натуральный мажорный лад формируется строгой последовательностью тонов (Т) и полутонов (ПТ):
Так же эту последовательность можно записать большими и малыми секундами (интервалами):
т.е. Т=Б.2, а ПТ=М.2, см. раздел Интервалы.
На грифе гитары, который как раз таки и разделен ладами на полутона, натуральный мажор имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):
Сыграв на любой струне от любого лада последовательность нот по этой схеме, вы сыграете именно натуральную мажорную гамму, тональность которой, будет определяться первой ступенью, на схеме отмеченной как .
Принимая за тонику одну из ступеней натурального мажора, можно получить следующие диатонические лады:
№ ступени | Название лада |
1 | ионийский лад (мажор) * |
2 | дорийский лад (минор) |
3 | фригийский лад (минор) |
4 | лидийский лад (мажор) |
5 | миксолидийский лад (мажор) |
6 | эолийский лад (минор) ** |
7 | локрийский лад * * * |
* он же натуральный мажор
** он же натуральный минор
*** локрийский лад является условно-диатоническим, т.к. в его основе лежит уменьшенное трезвучие (он не является ни мажорным ни минорным ладом).
Схематически это можно изобразить следующим образом:
На схеме хорошо видно, что сохраняя структуру натурального мажорного лада, все диатонические лады, естественно, имеют свою, отличную от натурального мажора (кроме ионийского мажора, который с ним совпал), ступеневую формулу. На примере ниже приведена схема с обозначением ступеней диатонических ладов для большей наглядности:
Ниже приведены по две основных аппликатуры всех семи ладов по схеме 3 ноты на струне (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой).
Запомнив приведенные ниже аппликатурные схемы и учитывая смещение на 1/2 тона на верхних струнах (1-ой и 2-ой), вы легко сможете сыграть любой из ладов в любой тональности, которая будет зависеть от ноты, находящейся на 1-ой ступени.
Альтернативная аппликатура на мажорные лады, имеющая более удобную схему, не требующую сильной растяжки пальцев, т.к. в ней нет двух больших секунд (Б2+Б2) на одной струне:
Ионийский мажор: | Лидийский мажор: | Миксолидийский мажор: |
Обратите внимание на комбинации 4-ой и 7-ой ступеней диатонических мажорных ладов, являющиеся их характерными ступенями и определяющие тип лада:
Ионийский мажор: | Лидийский мажор: | Миксолидийский мажор: |
4,7 | #4, 7 | 4, |
Эолийский минор: | Дорийский минор: | Фригийский минор: |
2, | 2, 6 | |
Лидийско-миксолидийский мажор | Дорийско-фригийский минор |
#4, | |
Обратите внимание, если из мажорных диатонических ладов исключить характерные 4-ую и 7-ую, а в минорных 2-ую и 6-ую ступени, то мы получим мажорную и минорную пентатоники:
Ионийский мажор: | Лидийский мажор: | Миксолидийский мажор: |
4,7 | #4, 7 | 4, |
Мажорная пентатоника | ||
Эолийский минор: | Дорийский минор: | Фригийский минор: |
2, | 2, 6 | |
Минорная пентатоника | ||
Если объединить правую и левую основные аппликатуры диатонических ладов, то, например, для ионийского мажора и эолийского минора получим:
Ионийский мажор | Эолийский минор |
В этом примере расписаны аппликатуры ладов в октавной позиции Gp.
Ионийский мажор |
Дорийский минор |
Фригийский минор |
Лидийский мажор |
Миксолидийский мажор |
Эолийский минор |
Локрийский лад |
Данные аппликатурные схемы подходят для игры в одной позиции, без смещения (или с минимальным смещением на 1. 2 лада) кисти левой руки вдоль грифа. Но на практике Вам этого будет недостаточно, а видеть, и играть лад придется на всем грифе. Тут вам на помощь придет либо система октав (Вы обратили внимание, что запоминать аппликатуры очень просто, если играть лад, отталкиваясь от системы октав, см. раздел Интервалы), либо система боксов (см. раздел Система боксов).
Ну, с системой боксов все понятно, а систему октав «прощупайте» на следующем примере аппликатурных схем:
Ионийский мажор |
Дорийский минор |
Фригийский минор |
Лидийский мажор |
Миксолидийский мажор |
Эолийский минор |
Локрийский лад |
Давайте распишем, скажем, для дорийского минора Cm расширенные аппликатурные схемы по системе октав:
Мажорные и минорные диатонические лады существуют парами. Мажорному ладу соответствует параллельный минорный лад, построенный от шестой ступени «своего» мажорного лада. Обратите внимание на совпадение характерных 7-ой и 4-ой ступеней в мажоре и 2-ой и 6-ой в параллельном миноре. Вот как это выглядит на схеме:
В аппликатурных формах диатонических ладов полезно уметь быстро находить тонику параллельного лада. Давайте, в наиболее распространенных аппликатурных схемах каждого диатонического лада отметим положение его параллельного мажорного/минорного лада:
Как видно из этих схем, взаимное расположение тоник параллельных ладов одинаково для всех пар. Запомните ниже приведенную схему (без учета смещения на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):
В аппликатурах диатонических ладов важно видеть аппликатуру трезвучий, лежащих в их основе. Это позволит, играя минорное или мажорное трезвучие, быстро перейди в нужный лад и наоборот. На следующей схеме наглядно показана аппликатурная связь трезвучий и ладов (для двух основных вариантов аппликатур ладов):
Диатонические лады для начинающих
Разбираемся в основах диатонических ладов и учимся различать их на слух.
«Диатонические лады», также известные как «греческие» или «натуральные» — это лады, которые основаны на структуре натуральной мажорной гаммы, где за тонику взята одна из нот (ступеней) этой гаммы. Каждый из семи диатонических ладов имеет свое название: Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский.
Мажорная гамма, которая является ионийским ладом, имеет характерное звучание благодаря своей последовательности интервалов: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (TTSTTTS). Изменяя этот порядок мы получаем остальные 6 ладов, каждый из которых отличается по своему звучанию и настроению.
Если принять одну из 7 ступеней гаммы До-мажор за тонику, то мы получим следующие диатонические лады:
Ионийский лад
Данный лад начинается и заканчивается с первой ноты мажорной гаммы. В нашем случае это нота До. Звучит ярко и торжественно, и отлично подходит для оптимистичных треков и «парящих» мелодий.
Дорийский лад
Лад начинается со второй ноты мажорной гаммы, то есть вы играете гамму До-мажор начиная и заканчивая нотой Ре. Звучание минора можно назвать ярким, а самое частое использование данный лад находит в блюзе, джазе и роке.
Фригийский лад
Начинается с третей ноты мажорной гаммы, то есть с Ми. Звучит экзотически, имея характерный испанский окрас. Очень часто используется в хэви-метале и других направлениях рок-музыки.
Лидийский лад
Начинается с четвертой ноты мажорной гаммы, а именно с ноты Фа. Часто используется в джазе и инструментальной рок-музыке, например, Стивом Ваем и Джо Сатриани.
Миксолидийский лад
Начинается с пятой ноты мажорной гаммы, то есть в нашем случае с ноты Соль. Широкое применение миксолидийскому ладу нашлось в кантри и роке.
Эолийский лад
Начинается с звука Ля — шестой ноты мажорной гаммы. Также известен как натуральный минорный лад. Можно сказать, что ранний хард-рок и метал базируются на эолийском ладу.
Локрийский лад
Начинается с седьмой ноты мажорной гаммы — Си. Его нельзя назвать ни мажорным ладом, ни минорным, да и в целом локрийский лад является условно диатоническим, так как в его основе лежит уменьшенное трезвучие. Наименее редко встречающийся лад, однако, его иногда используют в хэви-метале и музыке в стиле фьюжн.
Диатоника
Содержание
Этимология
Прилагательное «диатонический» древнегреческого происхождения и имеет два варианта объяснения [4] :
Таким образом, оба коренных значения термина «диатоника» структурные (а не функциональные), и оба говорят о преобладании широких интервалов — (в современной терминологии) больших секунд.
Общая характеристика
Диатоническими называют любые интервалы и аккорды, которые могут быть образованы из звуков диатонического звукоряда. В число диатонических интервалов входят:
Диатоника как интервальная система — категория гармонии. «Материальной» (акустической) основой диатоники (впрочем, как и всякой другой интервальной системы) на протяжении столетий служили разные строи — пифагоров, чистый, равномерно темперированный и др. При этом музыкально-теоретическая классификация интервалов как диатонических не зависит от того, какой строй лежит в основе той или иной музыки.
Недиатоничные элементы могут образовываться не только с помощью введения в диатонику элементов хроматики, но также и смешением разнородных диатонических элементов в одновременности и в последовании (полидиатоника и миксодиатоника).
Исторический очерк
Диатонические полутоны
Диатоническая гамма состоит из тонов и полутонов. Присутствие полутонов в гамме с именем, предполагающим построение через тон, может вызывать недоумение(у кого? этимология термина общеизвестна, см. выше), что подтверждается существованием некоторых объяснений.
В книге «Музыкальная грамота или основания музыки для не-музыкантов» (1868) Одоевский переименовал полутоны в полуинтервалы:
Гораздо позже ещё один известный источник (русскоязычный) указывает:
The intervals E-F and B-C were also considered as tones because, according to Gaffurio and other theorists, the term ‘semitone’ originally meant ‘incomplete tone’ (and not ‘half a tone’), deriving from semus, which means ‘imperfect’ or ‘diminished’.
В действительности, ни Гафури, ни десятки других теоретиков музыки до Гафури никогда не рассматривали интервалы E-F и H-c «как тоны». В тексте трактата Theorica musicae (Музыкальная теория, 1492), фрагмент которого (без контекста) цитирует итальянский исследователь, Гафури воспроизводит тривиальную тему пифагорейской музыкальной науки — неделимость целого тона на 2 равные половины, подтягивая при этом старинную традицию (сформировавшуюся примерно за 1000 лет до него [17] ) этимологического объяснения (латинского) слова semitonium. Подробнее историю вопроса см. в статье Целый тон.
Расположение всех звуков диатонической гаммы по чистым квинтам/квартам
Считается возможным расположение всех звуков диатонической гаммы по чистым квинтам/квартам, но указана и невозможность этого в рамках чистого строя. Подразумевая гамму C D E F G A H русскоязычный источник, например, сообщает:
Далее этот источник указывает: достаточно настроить не более трёх чистых квинт подряд, чтобы избежать пифагорейских терций без применения равномерной темперации. [19] О том же подробнее сообщает англоязычный источник:
Вхождение диатоники в хроматику и энгармонику
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Диатоника» в других словарях:
ДИАТОНИКА — (от греч. diatonikos букв. растянутый), гептатоника (от греч. hepta семь и tonos тон), в музыке 7 ступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Диатоничны многие древнегреческие, средневековые и… … Большой Энциклопедический словарь
ДИАТОНИКА — (греч., от dia чрез, и phone звук). Переход из одного тона в другой, напр., из твердого в мягкий. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. диатоника ((гр. diatonikos переходящий от тона к тону) система муз.… … Словарь иностранных слов русского языка
ДИАТОНИКА — жен., муз. переход через один тон (лад или строй) в другой, из твердого в мягкий лад и пр. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
диатоника — сущ., кол во синонимов: 1 • переход (51) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
диатоника — (от греч. diatonikós, буквально растянутый), гептатоника (от греч. heptá семь и tónos тон) (муз.), 7 ступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Диатоничны многие древнегреческие, средневековые и … Энциклопедический словарь
Диатоника — (от греч. diatonikós, буквально растянутый, т. е. переходящий от тона к тону, от diá через, вдоль и tónos тон) семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Строго диатоничны Средневековые лады,… … Большая советская энциклопедия
Диатоника — (от греч. dia через, вдоль и tonos тон (целый тон), букв. идущая по тонам) семизвуковая система, все звуки к рой могут быть расположены по чистым квинтам. Такова, напр., последовательность интервалов в др. греч. диатонич. тетрахорде: е1… … Музыкальная энциклопедия
диатоника — ж. Система музыкальных звуков, образуемая последовательностью основных ступеней лада (в музыке). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
диатоника — диатоника, диатоники, диатоники, диатоник, диатонике, диатоникам, диатонику, диатоники, диатоникой, диатоникою, диатониками, диатонике, диатониках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
диатоника — диат оника, и … Русский орфографический словарь