Что такое дидактическая система
Дидактика: Конспект лекций для студентов педагогических вузов.
5. Дидактические системы.
Одним из самых основных понятий в дидактике является понятие системы. Дидактическая система – система взаимосвязанных признаков, к которым принято относить цели обучения, принципы его организации, содержание, организационные формы, а также методы обучения.
В дидактике принято рассматривать три различные системы. Во–первых, здесь следует говорить о дидактике И. Гербарта, во–вторых, о дидактической системе Д. Дьюи, а третьей дидактической системой является современная. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Дидактика И. Гербарта появилась в ХIХ в. В науке ее иногда называют традиционной дидактикой. При создании «научной системы педагогики» Гербарт ориентировался на основные теоретические положения психологии и этики. По мнению исследователя, главное, на что должны ориентироваться педагоги, – воспитание в человеке высокой нравственности. Чтобы достичь этого, необходимо организовывать такое обучение, которое будет воспитывать человека.
Школа должна развить в учащихся их интеллектуальные способности, а воспитание – это дело семьи. Чтобы сформировать морально сильную личность, необходимы:
– правильное педагогическое руководство;
– дисциплина и обучение.
Руководство школы должно следить за тем, чтобы ученики были постоянно заняты делом. Его задача – контролировать организацию их обучения, развитие как физических, так и интеллектуальных способностей. Чтобы в школе были строгая дисциплина и порядок, необходимо вносить требующиеся ограничения, запреты и телесные наказания, но с осторожностью и с умеренностью применять их. Структура процесса обучения, по И. Гербарту, представляла собой четырехуровневую систему:
В современной дидактике эти уровни соответствуют таким понятиям, как изложение, понимание, обобщение и применение. То есть процесс обучения осуществляется по следующей цепочке: представления – объяснение – понятия – обобщение.
Благодаря дидактической системе И. Гербарта удалось наилучшим образом организовать учебный процесс в школе, а деятельность учителя была упорядочена и рационализирована. Такая дидактическая система давала возможность не только организовать, но и систематизировать деятельность учителя, используя при этом психологию и этику. Однако, несмотря на многие положительные моменты в этой дидактической системе, ее критиковали. Недостатками многие исследователи считали то, что в ней большое внимание уделяется вербальным методам обучения, осуждалась также пассивность учеников, которым предлагались уже готовые знания без использования их умственной деятельности. Критиковалась дидактическая система и в связи с ее оторванностью от потребностей и интересов школьника. По мнению большинства исследователей, такое обучение подавляло учеников, не давало возможности проявить свои творческие способности и самостоятельность.
Эта дидактическая система уже давно устарела и не отвечает современным педагогическим требованиям, но продолжает использоваться во многих учебных заведениях стран Запада.
Дидактическая система Д. Дьюи абсолютно противоположна созданной ранее дидактике Гербарта. Д. Дьюи критиковал современную ему систему обучения и говорил, что традиционная школа строит процесс обучения таким образом, чтобы ученики получали уже готовые знания. В то же время для нее не имеет значения, развито мышление школьника или нет. Современная дидактическая система, считал Д. Дьюи, не в состоянии учитывать потребности и интересы школьников, поэтому совершенно не подходит для использования в учебных целях.
Д. Дьюи в конце ХIХ—начале ХХ вв. предложил принципиально новый подход к обучению. Он стал основателем прогрессистской школы, где основной упор делался на интересы детей. Большое внимание в своей дидактической системе Д. Дьюи уделял развитию интеллекта, чувств, воли школьников. Они имели прекрасную возможность творчески самовыражаться. Исходя из этого, некоторые исследователи называют дидактическую систему Д. Дьюи прогрессистской, педоцентристской, или обучением через делание.
Д. Дьюи принадлежит разработка основных положений дидактической концепции школы нового типа. Ее разработка связана с проведенным в Чикагской экспериментальной школе педагогическим экспериментом. Эта школа была создана исследователем в 1895 г. Дидактическая система Д. Дьюи строилась на концепции так называемого «полного акта мышления». Д. Дьюи был уверен, что решение жизненных проблем напрямую зависит от познания и знаний, усвоенных человеком. Средством же борьбы за существование на Земле Д. Дьюи называет мысль.
Мышление способствует накоплению и расширению опыта человечества. Мышление для него – всегда решение проблемы. Поэтому, считает Д. Дьюи, перед нами должна стоять цель – развивать умственные способности и всесторонние умения ребенка. Обучение должно строиться на разнообразии занятий конструктивного характера. С помощью таких занятий, полагал исследователь, можно активизировать мышление и познавательную деятельность школьников. Что же касается процесса обучения, то его структура должна быть максимально приближена к научной, поисковой деятельности. Процесс обучения призван носить проблемный характер.
Д. Дьюи предлагал использовать практические и теоретические методы обучения. По его мнению, такие методы дают возможность отражать самостоятельную поисковую деятельность учеников. Дидактическая система Д. Дьюи построена на организации активной деятельности ученика. Учитель же должен наблюдать за процессом обучения и помогать преодолевать возникающие затруднения, а при необходимости проводить консультации для школьников.
Однако, хотя дидактическая система Д. Дьюи ориентировалась на развитие в человеке мышления и творческих способностей, она вызвала в свой адрес ряд важных замечаний. По мнению некоторых критиков, обучение по этой системе в конечном итоге приведет к потере систематичности и последовательности в содержании учебного материала, так как сам материал создается спонтанно, т. е. в зависимости от сиюминутных интересов школьников.
Случайный отбор материала приводит к тому, что учитель не может его в достаточной степени переработать, следовательно, возникают большие затраты учебного времени. Учитель уже не является руководителем и организатором, он лишь наблюдатель учебного процесса. В итоге это приводит к снижению уровня обучения. И тем не менее, несмотря на все выявленные недостатки, дидактическая система Д. Дьюи даже сейчас весьма популярна. Более того, она взята за основу в американской системе образования.
Первые разработки современной дидактической системы состоялись во второй половине ХХ в. Это стало важным шагом на пути преодоления проблем и недостатков в дидактических системах как И. Гербарта, так и Д. Дьюи. Несмотря на то что разрабатываться она начала уже давно, в своем окончательном построении она пока не завершена. И все же она многое изменила в современной системе обучения в школе.
Современную дидактику отличает ряд особенностей.
Во–первых, цель обучения здесь заключается как в приобретении знаний, так и в общем развитии школьников, формировании их интеллектуальных, художественных, трудовых умений и навыков.
Во–вторых, процесс обучения в такой дидактической системе рассматривается как двусторонний процесс, которым управляет сам учитель. Управляя учебным процессом, учитель должен сочетать его с активностью, инициативой и самостоятельностью учеников.
В–третьих, содержание обучения должно находить свое отражение в учебных планах, программах и школьных предметах. Должны также учитываться интересы и потребности самих учащихся.
Развитие современной дидактической системы продвигается довольно медленно, через преодоление негативных явлений, накопленных школой в эпоху коммунизма. Этот процесс носит название демократизации. Специалисты в этой области пытаются преодолеть формализм и бюрократизм и устремить свой взгляд к личности школьника. Активно идет гуманизация учебно–воспитательного процесса.
Гуманизация – создание условий, необходимых для гармоничного развития личности учеников. При этом учитываются его познавательные и духовные потребностей и интересы. Необходимо следить и за тем, чтобы стиль, который использует в работе учитель, был в таких условиях демократическим.
Научная электронная библиотека
Романцов М. Г., Мельникова И Ю., Даниленкова Г. Г., Ледванов М. Ю., Бизенкова М. Н.,
Дидактические системы и их развитие
Проблема содержания учебного материала того или иного учебного курса – важнейшая дидактическая проблема, в связи с этим, необходимо определить систему положений, выполняющих роль принципов, требований и критериев, учет которых позволяет отбирать и структурировать учебный материал.
Теоретические основы обучения разрабатывает область педагогики называемая дидактикой. «Дидактикос» означает обучающий.
Дидактика – наука об обучении и образовании. Включает цели, содержание, методы, средства обучения.
Дидактика – теория образования и обучения отрасль педагогики. К дидактическим принципам относятся основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
По Н.В. Бордовской «дидактика» – это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также поиск и разработка новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения[29]. Предметом дидактики являются системы обучения или дидактические системы.
Дидактическая система – упорядоченный набор целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Основу процесса обучения как дидактической системы составляет учебная деятельность. Учебная деятельность выполняется человеком на протяжении всей его жизни. Это вторая профессия каждого человека. Любая дидактическая система включает в себя следующие элементы: цель и задачи обучения (преподавания); содержание обучения; методы и средства обучения; формы организации обучения; результаты обучения.
Обучение – есть целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и обучающегося, в ходе которого осуществляется образование и развитие человека. Процесс обучения двусторонний, включает в себя процесс учения и процесс преподавания (О.С. Гребенюк). Под обучением, И.Н. Логвинов понимает профессиональную деятельность преподавателя, которая направлена на передачу знаний, умений, навыков в процессе обучения.
В педагогической литературе существует множество определений категории обучения. Обучение как процесс, направленный на формирование определенных знаний, умений, навыков, социального опыта, личностных качеств. Обучение как взаимодействие между обучающим и обучаемым.
Обучение, преподавание, учение – основные категории дидактики. Обучение – это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система – «преподавание и учение». Преподавание – это деятельность преподавателя по передаче инфомации, организации учебно-познавательной деятельности, оказанию помощи при затруднении в процессе обучения, стимулированию интереса, самостоятельности и творчества обучающихся, оценке учебных достижений. Учение – это деятельность обучаемого по освоению, закреплению и применению знаний, умений, навыков; стимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.
Дидактические теории и концепции
В основе дидактических теорий или концепций лежит понимание сущности процесса обучения.
Концепция дидактического энциклопедизма (Я.А. Коменский, Дж. Мильтон, И.В. Баседов). Основная цель образования состоит в передаче учащимся предельно большого объема научных знаний. Для полного освоения содержания требуется поиск интенсивных методов со стороны преподавателя и большая самостоятельная работа студентов.
Концепция дидактического формализма (Э. Шмидт, А. Немейер, И. Песталоцци, А. Добровольский) рассматривает обучение как средство развитие способностей и познавательных интересов обучающихся. «Многознание уму не научает» (Гераклит) – главный принцип сторонников дидактического формализма. Главная цель обучения «учить мыслить», акцентирование правильности и мышления учеников.
Концепция дидактического прагматизма (Дж. Дьюин, Г. Кершенштейнер) обучение трактует как процесс «реконструкции опыта» обучающегося. При таком подходе нарушается диалектическая взаимосвязь познания и практической деятельности как основы гармоничного развития человека в процессе обучения.
В основе концепции функционального материализма (В. Окунь) лежит положение об интегральной связи познания и деятельности. В качестве основного критерия для построения учебных дисциплин предлагаются «ведущие идеи», имеющие мировоззренческое значение (например, идеи эволюции в биологии, классовой борьбы в истории и т.д.).
Парадигмальная (парадигма – образец) концепция обучения (Г. Шейерль) полагает, что учебный материал следует представлять «фокусно» (без соблюдения исторической, логической последовательности, акцентируя внимание на типичных фактах и событиях, «экземпляристски» представлять содержание вместо непрерывного изложения всего учебного материала.) Данная концепция нарушает принцип систематичности представления учебного материала.
Ассоциативная теория обучения ((Дж. Локк, Я.А. Коменский) базируется на принципах, что всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образы важны, т.к. обеспечивают продвижение сознания к обобщениям; основной метод обучения – упражнения. Слабость данной теории в отсутствии формирования творческой деятельности, умений самостоятельного поиска новых знаний.
Теория поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения. (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Возможность управления процессом обучения значительно повышается, если учащихся проводить через взаимосвязанные этапы: предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения.
Управленческая модель обучения (В.А. Якунин). Раскрывая процесс обучения, автор выделяет этапы его организации как процесса управления, включающие формирование целей; формирование информационной основы обучения; прогнозирование; принятие решения; организация исполнения; коммуникация; контроль и оценка результатов; коррекция.
Известные диадактические теории аккумулировали богатый практический опыт обучения и раскрывают закономерности, принципы и способы его организации вплоть до описания образовательных технологий и характера взаимодействия преподавателя и учащегося. Главный дидактический принцип «преподавание-учение» рассматривается с позиций разных методологических основ и многообразных дидактических теорий, концепций и моделей (Н.В. Бордовская, А.А. Реан).
Дидактический аспект. Обучение предстает в единстве преподавания как деятельности обучающих и деятельности учащихся перенимающих социальный опыт в содержании образования
Методический аспект. Обучение как совокупность форм реализации преподавания и учения на материале конкретного учебного предмета.
Педагогический аспект. Обучение как вид деятельности, цель которого приобщить человека к совокупности общественных отношений, в результате чего, он формируется как личность
Психологический аспект. Обучение – совокупность взаимосвязанных действий преподавателя и ученика, в результате происходит обогащение интеллекта ученика, его интеллектуальное и личностное развитие
Задачи процесса обучения
Стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых; развитие мышления, памяти и творческих способностей; совершенствование умений и навыков.
Цели профессионального обучения
Овладение профессиональными знаниями; подготовка к творческой работе практическое овладение методами, средствами и формами деятельности, типичными для данной профессии (специальности); формирование научных убеждений и гражданских принципов; развитие специальных способностей, важных для работы по конкретной специальности; развитие потребностей, мотивов, интересов, связанных с данной специальностью, с целью достижения высокого профессионального уровня. Привитие навыков постоянного совершенствования профессиональной квалификации
Подходы к совершенствованию обучения
Улучшение процесса усвоения знаний за счет совершенствования содержания учебного материала, его отбора и оптимальной организации учебного процесса. Предполагается осознанное усвоение информации на разных этапах обучения. Процесс усвоения материала осуществляется по частям.
Совершенствование содержания учебного предмета
Рациональный отбор учебного материала с четким выделением основной, базовой части, дополнительной, второстепенной информации. Выделение основной и дополнительной литературы. Перераспределение изложения учебного материала, новый материал излагается вначале занятия. Рациональная дозировка учебного материала для многоуравневой проработки новой информации, с учетом того, что процесс познания развивается по спирали. Концентрация аудиторных занятий на начальном этапе освоения курса с целью наработки знаний, необходимых для самостоятельной работы.
Целостность педагогического процесса должна проявляться в единстве его сторон, сторонами процесса являются:
• Содержательная часть (что развивать, чему учить?);
• Операционно-процессуальная (как развивать, как обучать?);
• Мотивационная часть (как осуществить мотивационное обеспечение педагогического процесса?);
• Организационная часть (какие формы организации педагогического процесса предусмотреть?)
Метод обучения – представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий преподавателя, организующего познавательную деятельность обучаемых (И.Я. Лернер). Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленных на решение комплекса образовательных задач (Ю.К. Бабанский). Метод обучения включает систему регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия преподавателя и обучаемого, для решения определенных задач обучения, развития, воспитания (О.С. Гребенюк).
Методы обучения группируются по нескольким основаниям: по уровню проблемности, по видам деятельности преподавателя (методы изложения), по характеру учебной деятельности (репродуктивная, продуктивная, частично-поисковая); по основным дидактическим целям и функциям. При выборе метода обучения правила формулируются исходя из инвариантной структуры основных задач обучения: формирование устойчивых знаний и способов действий; побуждение обучаемых к активной деятельности; управление процессом обучения; оценивание процесса обучения и его результатов.
Показательный метод обучения
Определение: показательный метод это объяснение учебного материала путем постановки и показа способов ее решения или путем показа обучаемым образца логики научного исследования, формирование способов поисковой деятельности.
Признаки: показывается логика решения научной проблемы, дается образец доказательства, рассуждений, рассматриваются способы решения практической проблемы.
Функции: формирование представлений о способах творческой (креативной) деятельности
Правила: создать проблемную ситуацию и объяснить сущность понятий путем показа решения проблемы.
Определение: организация преподавателем самостоятельной работы по решению проблемных заданий с целью усвоения новых понятий и развития интеллектуальной сферы.
Признаки: организация самостоятельной работы по изучению нового знания с использованием заданий проблемного характера.
Функции: формирование творческого (креативного) мышления, интеллектуальной и мотивационной сфер, самостоятельное усвоение новых знаний.
Виды учебных занятий
Организация учебного процесса регламентируется рабочим учебным планом подготовки специалиста и расписанием учебных занятий, которые разрабатываются в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности.
Учебная деятельность предполагает большую самостоятельную работу при подготовке к различным видам занятий и изучение научной литературы.
С учетом формирования устойчивого интереса к учебной и исследовательской деятельности, с целью повышения качества обучения, нами используется модель образовательного процесса в виде учебного модуля.
Закономерности процесса обучения
Первая закономерность – воспитывающий характер обучения. Вторая – процесс обучения носит развивающий характер. По мнению Ю.К. Бабанского, «процесс обучения закономерно связан с процессом образования, воспитания и развития, входящими в целостный педагогический процесс».
Н.В. Бордовская выделяет внешние и внутренние закономерности обучения. К первым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования); ко вторым – связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения, смыслом учебного материала).
Охарактеризуем особенности и признаки лекционно-практической системы обучения.
Лекция – это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов (90 минут).
Практическое занятие – форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, контроля усвоения полученной учебной информации под руководством преподавателя. В качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студента.
Общий структурный каскад лекции включает формулировку темы, сообщение ее плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы. В качестве основных требований к чтению лекций выдвигают: высокий научный уровень излагаемой информации, имеющий мировоззренческое значение. Большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации. Доказательность и аргументированность высказываемых суждений. Ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам. Анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем. Выведение главных положений и формулировка выводов. Разъяснение вводимых терминов и названий. Предоставление студентам слушать, осмысливать и записывать информацию. Установление с аудиторией педагогического контакта, использование дидактических материалов и технических средств.
Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете. На лекции высказываются соображения по методическим и организационным особенностям работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентам, оглашаются сроки и формы отчетности.
Лекция-информация ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.
Обзорная лекция – систематизация научных знаний на высоком уровне, материал излагается при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключается детализация и конкретизация. Стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или его крупных разделов.
Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами аудио видео техники. Чтение такой лекции сводится к развернотому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.
Бинарная лекция – является разновидностью чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо представителей различных научных школ, либо ученого и практика, либо преподавателя и студента).
Лекция с заранее запланированными ошибками. Рассчитана лекция на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибок). В конце лекции проводится разбор сделанных ошибок.
Лекция-конференция. Проводится как научно-практическое занятие с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью до 10 минут. Совокупность представленных текстов (докладов) позволит в рамках предложенной программы осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги и формулирует выводы.
Лекция-консультация. Указанный вариант лекции можно проводить по нескольким сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Второй вариант по типу «вопросы-ответы-дискуссия».
Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения. Все принципы дидактики в своем единстве объективно отражают важнейшие закономерности процесса обучения.
Принцип наглядности. Выражает необходимость формирования представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений.
Принцип сознательности и активности. В процессе обучения передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно. Признаком сознательного усвоения материала является степень самостоятельности, чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания. Учащимся должен быть интересен сам процесс познания.
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания материала, методов и форм обучения уровню развития обучающихся. Доступность определяется соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания материала, использованием наиболее эффективной системы его изучения, более рациональными методами работы, мастерством обучающего и т.д.
Принцип научности. Главной целью принципа является то, чтобы учащиеся понимали, что все подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе. Предлагаемый учебный материал должен отвечать современным достижениям науки. Поэтому необходимо постоянно знакомить учащихся с новейшими достижениями научной мысли в соответствующем разделе учебной программы.
Принцип индивидуального подхода. Осуществляя индивидуальный подход необходимо учитывать восприимчивость обучаемых к учебе т.е. обучаемость. К признакам обучаемости относится: запас знаний и навыков, умение осмысливать учебный материал, самостоятельно применять его при решении разнообразных задач, уметь обобщать, выделять существенные признаки нового материала и т.д.
Принцип систематичности и последовательности. Изложение учебного материала доводится преподавателем до уровня системности в сознании обучаемых, знания даются в определенной последовательности и они должны быть взаимосвязанными. Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения т.е. логическую последовательность и связь между изучаемыми учебными предметами, новый материал должен базироваться на усвоенном раннее.
Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками. Указанный принцип заключается в том, что прочность это не только глубокое запоминание, но и умение пользоваться тем, чем располагает память.
Принцип связи теории с практикой. Практика является основой познания. Теоретические изыскания осуществляются не ради самой науки, а для совершенствования практической деятельности. Обучение всегда носит воспитательный характер. Обучение и воспитание – целостный процесс. Процесс обучения это процесс передачи знаний, а процесс воспитания – это процесс воздействия на систему отношений учащегося к окружающей его действительности.
Требования, предъявляемые к оценке знаний
Под оценкой и/или отметкой, по мнению И.Н. Логвинова, следует понимать один из возможных результатов оценивания, который выражается в условно-формальных баллах, либо это есть процесс соотнесения объекта, оценивая с эталоном.
Оценка должна ставиться за уровень и характер знаний, но не в порядке награды или наказания за поведение. Требования к оценке знаний должны быть оптимальными. Недопустимо влияние на оценку негативного отношения преподавателя к обучаемому. Объективным критерием оценки является программа учебного раздела (предмета). Сохраняя объективность, необходимо учитывать при оценке знаний некоторые приходящие моменты (оценка текущих знаний, старательность, стабильность его учебной деятельности и др.).
К важнейшим принципам контроля успеваемости, по мнению Н.Т. Оганесян[30], следует отнести главные компоненты качества образования:
Объективность. Заключается в научно-обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов. В ровном, дружеском отношении преподавателя ко всем учащимся, в адекватных критериях оценивания знаний и умений.
Систематичность. Необходимо проведение диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса.
Наглядность (гласность). Заключается в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип гласности требует оглашения оценок. Оценка – это ориентир, по которому обучаемые судят об эталоне требования к ним, а также об объективности преподавателя.
Управление группой людей требует авторитета. Бывает авторитет силы, ему подчиняются из страха наказания. Механизм силового управления сравнительно прост, поэтому его часто используют. И тогда не нужна никакая педагогическая техника. Бывает авторитет знания, ему подчиняются добровольно, все понимают, так будет лучше. Ключевое слово здесь – уважение. В реальных условиях авторитет преподавателя включает обе составляющие – авторитет силы и авторитет знания. Вопрос меры – какая составляющая основная, главная, ведущая, так хочется чтобы вторая….
Предлагаем познакомиться с конкретными приемами поддержания этой составляющей – демократической, дружеской, сотруднической[31].
Демонстрация профессионального уровня
Профессионализм уважают все. Учащимся также важно убедиться в том, что их преподаватель досконально владеет
предметом.
Формула: преподаватель показывает свой пример выполнения творческого и/или очень сложного задания.
Формула 1: преподаватель выходит за пределы учебника, методических пособий, справочников.
Формула 2: преподаватель выходит за рамки своего учебного предмета. Связать гуманитарный цикл с естественнонаучным помогут Ломоносов, Тит Лукреций Кар, Данте, Гете, Брюсов.
Формула 3:преподаватель демонстрирует знание молодежной субкультуры.
Формула. По всяким сложным вопросам, проблемам отношений преподаватель советуется с учащимися. Необходимо убедить учащихся, что их мнение важно для вас. Необходимо порассуждать над общими проблемами вместе. Обсудить различные варианты решений, но необходимо предупредить сразу, что последнее слово остается за преподавателем, при этом необходимо не забыть поблагодарить учащихся за совместное обсуждение темы, проблемы.
Приемы устного контроля знаний
• Базовый лист контроля
Формула: на первом же занятии по новому разделу преподаватель предлагает «базовый лист контроля». В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки, которые обязан знать каждый студент. Базовый лист – необходимый атрибут нескольких форм работы. Первая его половина – обязательный минимум для всех. Вторая половина листа содержит дополнительный материал для претендентов получить отлично, а также на получение зачета-автомата и т.д.
Формула: Один студент отвечает материал, остальные слушают, по окончании ответа проводится краткий разбор ответа. Это наглядная репетиция экзамена.
Формула: применим в случае, когда предполагается развернутый логически связанный ответ. Рассказ одного студента прерывается в любом месте и передается другому жестом преподавателя. Так несколько раз до завершения ответа. Остальные слушают. Далее проводится обсуждение ответов.
Формула: Студент выбирает один верный ответ из нескольких предложенных вариантов ответа.
Формула: студенты опрашивают друг друга по базовым листам. Сами оценивают себя и сообщают об этом преподавателю.
Приемы письменного контроля
Не секрет, что письменный контроль знаний позволяет более адекватно проверить знания, чем устный поэтому, вступительные экзамены в университеты стран запада в большинстве своем письменные.
Формула: диктант проводится по базовым вопросам. На столах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов 2-3 на повторение из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе, должна работать память. Это жесткая форма работы. Не возможно списать, т.к. нет времени. Затем ведется разбор диктанта.
Формула: проверяются работы студентов выборочно.
• Тренировочная контрольная работа
Формула: преподаватель проводит контрольный опрос как обычно, но отметки идут в журнал только по желанию студентов. Возможны послабления, пользование учебником, методическими пособиями, лекциями, глоссарием. Тренировочные контрольные работы позволяют подготовить слушателя к новому уровню требований.
Формула: контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых навыков, умений, которыми обязаны владеть студенты. Работа включает 7-15 стандартных заданий. Время – примерно 3 минуты на задание. Проверка работы проводится в виде самопроверки. Преподаватель вывешивает правильные ответы, студенты отмечают знаком «+» или «–» ответы. Проводится совместное обсуждение полученных ответов и оценка выставляется также совместно в журнал по усмотрению обеих сторон.
• Релейная контрольная работа
Формула: контрольная работа проводится по текстам ранее проводимых опросов, контрольных письменных заданий.
Критерии оценки знаний
Формула 1. Преподаватель знакомит учащихся с критериями, по которым оцениваются знания. Необходимо при этом обсудить критерии оценок вместе со студентами. Полезно, чтобы учащиеся сами оценивали свою работу и сравнивали ее с оценкой преподавателя.
Формула 2. Завершив работу, студент сам ставит себе оценку, за эту же работу ставит отметку и преподаватель
Формула 3. В некоторых случаях преподаватель ставит отметку «в кредит». Спорная отметка, предмет волнений, преподаватель выставляет более высокую отметку, в следующем семестре будет видно, кто был прав.
Оценка педагогических методик
В 1989 году на Петрозаводском семинаре по проблемам образования И.Л. Викентьев выступил с разработкой критериев оценки работ по педагогике. Методика состоит из 5 шкал оценок. Критерии применимы не только к педагогическим методикам, но и к книгам, руководствам, методическим изданиям, к многочисленным курсам и семинарам[32].
1. Актуальность методики (какие конкретно проблемы решает).
1-й уровень – методика не актуальна, применение ее в Вашей работе ничего не изменит.
2-й уровень – методика затрагивает не основные моменты работы, владение методикой улучшит некоторые второстепенные параметры (например повысит точность оценки знаний).
3-й уровень – методика затрагивает основные моменты работы, но с ее внедрением можно подождать, потому что старые методики неплохо справляются.
4-й уровень – это как раз то, что необходимо сегодня.
2. Новизна (что реально нового дает предложенная методика профессионалу).
1-й уровень – новизна на уровне терминологии.
2-й уровень – новизна на информационном уровне.
3-й уровень – новизна на системном уровне.
4-й уровень – принципиальная новизна.
Предлагаются новые способы работы, дающие отличные результаты от полученных раньше.
3. Инструментальность (насколько технологична, инструментальна для профессионала разработка).
1-й уровень – методика сводится к призывам.
2-й уровень – методика эффективна в авторском исполнении.
3-й уровень – методика передаваема частично, отдельными рекомендациями, или работает нестабильно, только в благоприятных условиях.
4-й уровень – методика стабильна, передаваема, дает позитивные результаты, не требуя больших усилий или много времени для освоения.
4. Понятность (доступность изложения).
1-й уровень – текст разобрать без словаря нет возможности «словесные джунгли».
2-й уровень – отдельные разделы методики понятны, нет связи между разделами и системы работы в целом. Многие предложения методики не аргументированы.
3-й уровень – методика в целом понятна, но читать ее сложновато. В процессе чтения возникают вопросы типа «а как быть, если…», на которые нет авторских ответов.
4-й уровень – методика понятная в частях и в целом, т.е. методика «прозрачна».
5. Критерий роста (насколько методика помогает профессиональному росту). Человек делает работу, а работа делает человека. Плохая методика ограничивает рост личности, ставит преподавателя в сложное положение. Хорошая методика развивает не только учащихся, но и самого преподавателя, делает работу приятной и успешно-результативной.
1-й уровни – методика не способствует профессиональному росту.
2-й уровень – методика обеспечивает профессиональный и личностный рост. 3-й уровень – методика позволяет увеличить основные показатели работы.
4-й уровень – методика позволяет выйти на самостоятельный творческий уровень, стимулирует желание постоянно совершенствовать мастерство, развивать педагогический инструментарий и саму предложенную методику.
Попробуйте теперь оценить любую предлагаемую Вам методику по указанным выше критериям. Поставьте баллы от 1 до 4 по каждому из критериев. Если Вы присутствуете на семинаре или курсах и лично встречаетесь с автором методики, не стесняйтесь спрашивать, задавать вопросы. Ибо святое правило потребителя, знать, что ему действительно предлагают, тем более потребителя столь ответственной продукции, как педагогическая методика. Вот несколько стандартных вопросов (по А.А. Гину). Существуют ли аналоги, альтернативные методики? Кем и где методика уже апробирована? Каковы результаты апробации? Каковы недостатки методики видят сами авторы? Какие затраты времени и средств понадобятся для внедрения данной методики?