Что такое дидактические единицы в эжд
Тематический каркас
Тематический каркас – это совокупность ключевых тем по всем школьным предметам. Тематический̆ каркас является связующим звеном между рабочей программой учителя и материалами Библиотеки МЭШ: электронными сценариями уроков, тестами, учебниками и другими материалами, а также контрольными и домашними работами.
Обратите внимание!
Теперь все материалы Библиотеки МЭШ автоматически привязаны к структуре Тематического каркаса.
Вам необходимо проверить автоматическую привязку ваших материалов, опубликованных в Библиотеке МЭШ, к Тематическому каркасу.
Если для материалов связки отсутствуют, необходимо связать их с параллелями, темами и дидактическими единицами Тематического каркаса.
Вам придет уведомление о наличии материалов, в которых необходимо создать связку с Тематическим каркасом. Уведомление будет содержать ссылку на подборку материалов, требующих связки с тематическим каркасом.
Также вы можете перейти на вкладку «Мои материалы» и установить фильтр «Материалы, требующие привязки к Тематическому каркасу».
Вы можете внести изменения только в данные по привязке к Тематическому каркасу, остальные метаданные материала и сам материал недоступны для правки.
Проверьте связку с Тематическим каркасом и нажмите на кнопку «Сохранить каркас», даже если вы не вносили изменения.
Если у предмета не наполнен Тематический каркас (нет тем и дидактических единиц), достаточно указать предмет и параллель.
Статус модерации после привязки материала к Тематическому каркасу не изменится.
Поурочное планирование
В преддверии нового учебного года команда МЭШ большое внимание уделяет развитию и совершенствованию программных инструментов, на которые опираются в своей работе педагоги в рамках МЭШ. Одним из ключевых инструментов является конструктор поурочного планирования. Он помогает учителям выстраивать программу обучения, освобождая от множества рутинных функций.
Рисунок 1. Рабочий стол
Откроется страница, состоящая из трех блоков (рис.2).
Рисунок 2. Поурочное планирование
Для просмотра и заполнения информации в каждом блоке нажмите на пиктограмму «стрелка вниз» .
Поурочные планы
В блоке отображаются все поурочные планы, с которыми работал учитель (сохранил их как черновик или опубликовал) (рис.3).
Рисунок 3. Поурочные планы
Для быстрого поиска нужного поурочного плана можно воспользоваться фильтром поиска по параллели, а также настроить количество планов, отображаемых в списке по умолчанию.
Для создания нового поурочного плана нажмите на кнопку «Разработать поурочный план».
При создании поурочного плана с нуля необходимо заполнить общие сведения, в конструкторе поурочного плана добавить тему из тематического каркаса, добавить в нее урок, указать дидактические единицы.
После этого необходимо прикрепить к поурочному плану материалы.
Вы можете использовать собственные материалы, наработки других учителей или воспользоваться материалами партнеров проекта «Московская электронная школа».
После добавления всех тем, уроков и материалов нажмите на кнопку «Опубликовать».
При разработке поурочного плана на основе существующего вы можете выбрать шаблон из списка доступных поурочных планов.
После выбора шаблона откроется страница редактирования.
При создании поурочного плана на основе предыдущего все данные на всех шагах создания плана будут заполнены. Вы можете внести изменения в общие сведения о поурочном плане и в поурочный план.
После внесения и изменения всех данных нажмите на кнопку «Сохранить изменения». Программа поурочного плана опубликована.
Связь поурочных планов с группами
Для продолжения работы с поурочным планом его необходимо привязать к учебной группе (рис.4).
Рисунок 4. Связь поурочных планов с группами.
Выберите группу, к которой будет привязан поурочный план, и нажмите на пиктограмму «стрелка вниз» .Отобразятся все доступные для привязки к этой группе поурочные планы.
Для привязки поурочного плана к группе выберите нужный поурочный план из списка.
Календарно-тематическое планирование
После привязки поурочного плана к группе заполните календарно-тематическое планирование (КТП).
Выберите группу и нажмите на кнопку «Создать КТП».
Откроется страница «Разработка календарно-тематического плана» (рис.5).
Рисунок 5. Разработка календарно-тематического плана
Даты проведения уроков расставлены автоматически в соответствии с расписанием из электронного журнала школы.
После заполнения всех полей на странице «Разработка календарно-тематического планирования» нажмите на кнопку «Опубликовать».
Календарно-тематический план опубликован. Контрольные работы отправлены на согласование.
Ознакомьтесь с подробной инструкцией по созданию поурочного планирования можно здесь
Ознакомьтесь с видеообзором о последних обновлениях в поурочном планировании можно здесь
Дидактическая единица
Вы будете перенаправлены на Автор24
Дидактическая единица – это одна из предметных тем, которая подлежит обязательному освещению в процессе обучения.
Понятие дидактической единицы
Изучение конкретной учебной дисциплины или предмета предполагает освоение достаточно большого объема учебного материала. Для того, чтобы освоение было результативным, не возникало переутомления и перегрузок учащихся, учебный материал принято структурировать. Структурирование зависит от поставленных целей. Каждый элемент структурной части принято называть дидактической единицей.
Дидактические единицы имеют конкретные цели, в зависимости от которых осуществляется их предметное наполнение.
Если ставится воспитательная цель, то учебный материал дидактической единицы будет направлена на воздействие ценностной сферы личности ребенка (биографии знаменитых людей, эмоциональные и яркие примеры из жизни, обращение к личному опыту и т.д.).
В том случае если ставится цель освоения учащимися определенной системы научных знаний, то необходимо наполнять дидактическую единицу материалами об ученых, разработанных теориях, развитии наук и т.д.
Если целью ставится развитие у учащихся определенных умений, то побирается материал, соответствующий осваиваемым знаниям: инструкции, методические рекомендации, памятки и т.д. Кроме того необходима и практическая часть. Это может быть показ, демонстрация случаев из практики или жизненных.
Таким образом, для удобства весь учебный материал принято измерять дидактическими единицами.
Готовые работы на аналогичную тему
Объем и структура дидактической единицы по своему содержанию и структуре соответствует таким компонентам как понятие, теория, закон, факт, объект, явление и т.п. Отличие от базовой учебной дисциплины заключается в том, что дидактическая единица имеет конкретную цель.
Виды дидактических единиц
Основными дидактическими единицами выступают:
Дидактические единицы являются своеобразным ориентиром для отбора необходимого содержания учебной дисциплины, изложенного в государственных программах и стандартах по каждому конкретному предмету
Дидактические единицы включены во все школьные учебники. Для того чтобы их отличать друг от друга, каждую принято выделять специальным шрифтом. Освоение дидактической единицы требует от учителя развернутого изложения учебного материала. Задача учащихся осознанно усвоить полученный материал и прочно закрепить. Уровень усвоения и закрепления осуществляется посредством проведения контрольных и самостоятельных работ.
Освоение дидактической единицы может занять несколько уроков. Изучение дидактической единицы является обязательным для освоения учебного предмета и оказывает значительное влияние на оценку результативности обучения.
Для того, чтобы вся педагогическая деятельность осуществлялась систематично принято выделять следующие их следующие виды:
В рамках конкретного учебного предмета или курсе различают следующие виды дидактических единиц:
По отношению к образовательному стандарту:
По познавательной значимости:
По времени усвоения:
Довольно часто одни и те же учебные сведения могут быть представлены учащимся, как в развернутом, так и в сжатом виде. Это зависит от того в рамках какой учебной дисциплины учащимся преподносится данная информация, например, сведения о правосознании могут быть рассмотрены как в рамках учебного предмета психология, так и в рамках политологии. Только в одном предмете это будет основная дидактическая единица, а в другом дополнительная. Соответственно и представляемые сведения в одном случае будут сжаты, а в другом развернуты.
Что такое дидактические единицы в эжд
Понятие «тематический каркас МЭШ» может вызвать много вопросов – что это, для кого и зачем? Разобраться с ними нам помогла директор Института содержания, методов и технологий образования МГПУ Олеся Лукашук. Она рассказала об использовании этого инструмента в системе столичного образования. Напомним, 29 апреля Сергей Собянин сообщил на встрече с представителями компаний, которые стали первыми получателями правительственных грантов на разработку образовательного контента для МЭШ о том, что Московская электронная школа (МЭШ) будет интегрирована с независимыми платформами онлайн-образования, новый тип контента появится уже к следующему учебному году.
– Что такое тематический каркас?
– Это перечень тем школьной программы, который соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Если говорить проще, тематический каркас – это перечень крупных тем, в которых есть свои единицы содержания. По сути, это та структура, на которую может опираться учитель при составлении своей рабочей программы. Сейчас педагоги опираются на примерную образовательную программу и учебники, но в дальнейшем у них будет структурированный универсальный классификатор тем, который соответствует требованиям стандарта. В этом случае учителя смогут ориентироваться уже не по параграфам учебника – у них будет четкое понимание того, какие единицы содержания они должны изучить с детьми.
– Как тематический каркас помогает педагогам в работе?
– Справочник ключевых тем школьной программы уже встроен в ежедневный инструмент учителя – электронный журнал. И когда учитель планирует годовое календарно-тематическое планирование или свои уроки, он просто выбирает из предложенного перечня нужную тему и ее единицы содержания. Темы каркаса у всех одинаковые, и не возникает путаницы в формулировках, что тоже очень удобно.
Тематический каркас – это еще и технологический инструмент связки всех сервисов МЭШ: библиотеки цифровых материалов, электронного журнала и электронного дневника. С одной стороны, у нас есть классификатор, с другой – привязанный к нему контент библиотеки МЭШ и партнеров. Когда учитель планирует урок, он в системе выбирает нужную тему, и ему сразу предлагаются материалы из тематической подборки. В каком-то смысле это можно сравнить с библиотечным каталогом – человек приходит с четким запросом и благодаря структурированной системе находит то, что ему нужно.
В нашем случае система «понимает», что планирует человек, и предлагает материалы, которые можно использовать при изучении определенной темы.
Тематический каркас также позволяет выявить дефициты контента в библиотеке МЭШ. Сейчас планируется интеграция материалов таких организаций, как издательство цифрового контента «ФИЗИКОН», разработчик цифровой образовательной среды, участник ИТ-кластера инновационного центра «Сколково» МЭО (Мобильное электронное образование), международный проект «ГлобалЛаб», международная школа математики и программирования для детей от 6 до 17 лет «Алгоритмика», обучающая онлайн-система «01математика». Партнеры дополнят библиотеку Московской электронной школы содержательными и полезными материалами, что значительно увеличит возможности выбора как для ученика, так и для учителя. До этого в МЭШ уже были загружены цифровые материалы издательств «Просвещение» и «Российский учебник», Учи.ру, ЯКласс, Skyeng, Яндекс.Репетитор и других.
– Зачем это нужно учителям?
– Как и все новое, работа с тематическим каркасом вначале кажется непривычной. Обычно учителя загружали в электронный журнал таблицу со своим планированием, которое можно было менять. Тематический каркас – это открытый инструмент: если педагог проходит на уроке одно, а в системе отображается другое, то это видят и ребенок, и его семья. Это помогает учителям в планировании своих занятий.
– Как педагоги помогают развивать тематический каркас?
– В течение года наши специалисты вместе с московскими учителями и экспертным советом обсуждали развитие содержания образования на педагогических сессиях и методических клубах. Итогом этих обсуждений стал обновленный тематический каркас МЭШ, включающий в себя образовательные результаты по всем темам школьной программы. Они станут ориентирами в обучении и подскажут учителю возможные способы организации деятельности школьника на уроке.
– Становится ли процесс обучения проще и понятнее для ребенка?
– Поскольку тематический каркас стал связующим звеном всех сервисов МЭШ, у ребенка в дневнике тоже отображается тема урока и тематическая подборка материалов. Каждый ученик может самостоятельно посмотреть обучающие видео, выполнить интерактивные и тестовые задания и познакомиться с другим образовательным контентом.
Также дети видят, что отметка теперь привязана к теме: они смогут понять и проанализировать, с чем у них возникают сложности, а что дается легко.
Это первый шаг к более эффективному инструменту оценивания – мы сможем уйти от аттестации по четвертям и триместрам к аттестации тематической, и это будет удобнее и учителю, и ребенку.
– Будет ли изменяться тематический каркас?
– Тематический каркас обязательно будет дополняться новыми единицами содержания. Это правильно: наука развивается, появляются новые темы, которые интересно обсуждать со школьниками и, естественно, их тоже необходимо будет включать.
Создание карточки сценария темы
Для создания сценария темы в Библиотеке МЭШ выполните следующие действия:
Рисунок 1. Раздел «Библиотека»
Рисунок 2. Меню «Добавить материал»
В новой вкладке откроется страница создания сценария темы (рис.3).
Рисунок 3. Страница создания сценария урока
Рисунок 4. Страница создания сценария урока
Рисунок 5. Окно Выбор темы
Для привязки материала к параллелям из разных уровней образования необходимо нажать на «Добавить предмет» и создать новую связку.
При создании нового сценария темы, в разделе «Мои материалы» → «Сценарии уроков» создается папка, внутри которой хранятся добавляемые в сценарий материалы.
Также вы можете выбрать папку созданную ранее или создать новую папку.
Для создания новой папки нажмите на «+Создать папку» (рис.6). Введите название папки. Нажмите на кнопку «Применить».
Рисунок 6. Создание папки
На этапе заполнения карточки сценария темы, во вкладке «Дополнительная информация» у вас есть возможность указать соавторов материала, они смогут редактировать и дополнять сценарий (рис.7).
Также вы можете привязать теги к материалу для быстрого поиска.
Рисунок 7. Добавление соавторов и привязка тегов
При необходимости прикрепления файлов к сценарию темы нажмите кнопку «Прикрепить».
Рисунок 8. Настройка оборудования для проведения урока