Что такое дидактические материалы по математике
Дидактические материалы по математике. Виды, структура, назначение
К учебнику для каждого класса издаются в помощь учителю методические пособия, в которых дается:
— тематическое планирование по каждому разделу курса: требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по каждой теме и по всему материалу за год;
— материал для устных упражнений и указания к большинству уроков.
Планирование уроков является примерным, т.е. учитель, сообразуясь со своим классом, может вносить изменения в порядок ведения вопросов, изменять время, отводимое на изучение той или иной темы. Однако при этом должен быть изучен материал, предусмотренный программой на каждый учебный год и на соответствующем уровне.
В настоящее время в связи с вариативностью образовательных программ существует большое количество методических рекомендаций для учителя, сборников тестов и самостоятельных и контрольных работ, комплексов наглядных пособий.
Указанные методические материалы имеют целью помочь учителю в отборе и использовании материалов при организации текущего повторения, самостоятельной работы учащихся, для проверки их знаний, умений и навыков. В то же время методические пособия помогают учителю разобраться в методологических основах выбранной дидактической системы, т.е. в психолого-педагогической теории, лежащей в ее основе.
Методических рекомендаций для учителя. Более тщательно разработаны пособия для традиционной системы обучения, менее – для инновационных дидактических систем. Лишь в последние годы методические рекомендации для учителя появились в дидактических системах «ШколаХХI века» (В.Н.Рудницкая), «Гармония» (Н.Б.Истомина), Л.В.Занкова (Аргинская). В них обосновывается методологическая основа дидактической системы, приводится тематический план по математике, некоторые краткие комментарии к урокам. Для молодого учителя они оказывают большую методическую поддержку, а опытному учителю помогают утвердиться в верном понимании идейных замыслов авторского коллектива.
Сборники тестов. Как правило, создаются авторами дидактических систем в комплекте с учебниками, продолжают развитие замыслов дидактической системы. Каждый тест сопровождается выделением уровня овладения знаниями и критериями по их определению. Также дается шкала перевода «сырых баллов» в оценку по пятибалльной системе оценивания.
Сборники самостоятельных и контрольных работ. Существуют разные сборники, особенно полезны сборники, способствующие дифференциации обучения. В них представлены материалы, разработанные в соответствии с действующей программой на 2-4 варианта разноуровневых заданий.
Комплексы наглядных пособий. Наглядные пособия представлены в виде таблиц (настенные), наборов открыток, книжек. Важно сопровождение к ним в виде методических рекомендаций, описывающих виды работы с ними.
Вопросы для самопроверки
1) Почему учебник называют основным средством обучения?
2) Каковы средства обучения, используемые на уроках математики? Назовите их виды.
3) Какова роль наглядных средств обучения на уроке математики? Меняется ли она от 1 года обучения к последнему?
4) Назовите основные виды дидактических материалов по математике и их назначение.
Использование дидактических материалов на уроках математики
Описание презентации по отдельным слайдам:
Использование дидактических материалов на уроках математики Материал подготовила учитель математики МБОУ Шуйской ОШ Вяземского района Мирончук Зоя Дмитриевна
Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.
Цели применения дидактических материалов самостоятельное овладение обучающимися материалом и формирование умений работать с различными источниками информации; активизация познавательной деятельности обучающихся; формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал; условные заменители, схемы и рисунки в дидактическом материале способствуют развитию творческого воображения; контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов; самоконтроль и самокоррекция; тренировка в процессе усвоения учебного материала; высвобождение учебного времени; усиление мотивации обучения; развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического); формирование культуры учебной деятельности; активизация взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач
Классификация дидактического материала по дидактическим целям Формирование знаний; Закрепление знаний; Обобщение знаний; Сообщение сведений; Формирование умений; Контроль усвоения.
Виды дидактического материала дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.); обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц; памятки (инструкции по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез). задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого; задания с проблемными вопросами; задания на развитие воображения и творчества; экспериментальные задания; инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы; карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.; алгоритм выполнения задания; тесты с возможностью самоконтроля
Принципы обучения, реализуемые при разработке дидактических материалов, следующие: 1. принцип доступности (дидактические материалы подбираются учителем согласно достигнутого уровня учащихся); 2. принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно); 3. принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально); 4. принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным); 5. принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению); 6. принцип познавательной мотивации; 7. принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).
Дидактический наглядный материал и оборудование для математического развития детей
Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе дошкольного образования и в силу его особой значимости в познавательном развитии ребёнка, приобщении его к активной, целенаправленной, результативной деятельности.
В формировании элементарных математических представлений у дошкольников важную роль играет использование наглядно-дидактического материала. Когда ребёнок видит, ощущает, щупает предметы, обучать его математике значительно легче, так как с помощью него ребёнок лучше воспринимает, запоминает, усваивает знания. Наглядно-дидактический материал по формированию элементарных математических представлений активизирует, заинтересовывает детей, даёт им положительный эмоциональный настрой.
Наглядно-дидактические средства являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Следует различать понятия «наглядность» и «дидактические средства». Дидактические – более широкое понятие. Сюда входят совокупность предметов, явлений, знаки, модели действия, слово. Дидактическиесредства выполняют следующие функции:
-реализуют принцип наглядности;
-переводят абстрактные математические понятия в доступную для детей форму;
-способствуют накоплению чувственного, логико-математического опыта и овладению способами действий;
-увеличивают объём самостоятельной деятельности детей; интенсифицируют процесс обучения.
Дидактическиесредства можно разделить на следующие группы:
— комплекты наглядно-дидактического материала;
— оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
— пособия для воспитателей (учебники, методическая литература, конспекты, сборники дидактических игр и др.);
— учебно-познавательные книги для детей, тетради с печатной основой.
Традиционно комплект наглядно-дидактического материала делится на два вида: демонстрационный и раздаточный. Демонстрационный материал отличается от раздаточного размером и назначением. Демонстрационный материал больше по размеру и предназначен для показа всей группе детей. Раздаточный – меньше по размеру и предназначен для работы одного ребёнка, индивидуально.
К первому относятся: крупные игрушки, полочки для показа предметов, крупные плоскостные изображения, крупные модели геометрических фигур, крупные карточки с цифрами и знаками, фланелеграф, магнитная доска, наборное полотно, измерительные приборы (часы, весы, счёты, календари, ТСО и др.
Значение демонстрационного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для формирования конкретных математических представлений, для развития познавательных интересов и способностей.
Ко второму относятся: мелкие игрушки, мелкие плоскостные изображения, наборы геометрических фигур в пеналах, мелкие карточки с цифрами, знаками, счётные палочки, перфокарты, рабочие листы, тетради и др.
Значение раздаточного заключается, прежде всего, в том, что он даёт возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребёнка непосредственно в практическую деятельность.
наглядность в математике характеризуется тем, что внимание детей обращается только на те особенности демонстрируемых материалов, которые являются объектом изучения в математике; постепенно наблюдается ослабление конкретного в предлагаемой наглядности (натуральный предмет – изображение предмета в виде картинки – чёрточка – число).
Большую помощь воспитателю оказывает пособие для воспитателей «Математика до школы» (Смоленцева А. А., Пустовой О. В.). Авторами разработана система игровых упражнений с помощью цветных палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша. Этот материал заслуженно является инструментом познавательной деятельности ребёнка. Цветные палочки Кюизенера помогают детям усвоить различные абстрактные понятия. Дети узнают, что у каждого цвета палочки своё число, усваивают правило построения числового ряда, состав числа из двух меньших чисел. Палочки Кюизенера способствуют решению задачи на формирование понятий «левее», «правее», «между», позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают самостоятельность в поиске способов действия с материалом.
В работе по развитию интеллектуальных способностей детей хорошо использовать блоки Дьенеша. Блоки Дьенеша представляют собой набор их 48 логических блоков. В наборе нет ни одного одинакового блока. В играх с логическими блоками используются карточки с символами свойств (цвет, форма, размер, толщина). На ряду с использованием карточек-символов, которые позволяют придумать с детьми разнообразные игры, можно предложить и логические кубики. Своеобразие логических кубиков – это возможность «случайного» выбора свойств, а это всегда нравится детям. Логические блоки Дьенеша способствуют развитию таких мыслительных операций, как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать.
Игра «Кубики-Хамелеон» развивает у детей умение сочетать и варьировать цвет и форму, что ведёт к созданию образа. В комплект игры входит 16 кубиков. Все кубики одинаковые по размеру, у каждого 3 грани, сходящиеся в одной вершине, окрашены одним цветом, а три следующие – другим цветом. Сущность игры состоит в воспроизведении на плоскости построек по образцам. По собственному желанию, замыслу дети могут одну и ту же постройку варьировать многократно. При этом надо соблюдать архитектурную точность, правильность взгляда сбоку (слева или справа, правильность окраски спереди, сверху и сбоку. Игра необходима всем детям, но особенно тем, у кого недостаточно развито образное мышление, умение осуществлять комбинаторные действия.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слово воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками. Наглядность в игре, прежде всего, и представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры. Основное назначение дидактических игр – обеспечить упражняемость детей в различении, в выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Каждая игра решает конкретную задачу совершенствования математических представлений (количественных, пространственных, временных).
Так игры «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Вычислительная машина» направлены на тренировку мышления и предполагают строгую логику действий.
Особое значение для развития математических способностей, интереса к математике имеют головоломки из объёмных фигур: «Змейка-Рубика», «Кубик Рубика», «Сложи узор», «Кубики для всех»; лабиринты; задачи-головоломки со счётными палочками. Игры развивают у детей настойчивость, умение сосредоточиться, логическое мышление.
В группе оформлен уголок самостоятельной познавательной и игровой деятельности, в котором размещены различные дидактические игры, счётные палочки, счёты, геометрические тела и др. Эти средства периодически обновляются. К ним обеспечен свободный доступ детей.
Для индивидуальной работы с детьми хорошо использовать такие книги: «Грамотейка» (Земцова О. Н., «Математика от 3 до 7» (Шалаева Г. П., «Прописи-вопросики для малышей», «Песенка-чудесенка» (Новикова В. П.). В них много материала на развитие внимания, мышления, памяти, ориентировки на листе бумаги, на знание геометрических фигур, дней недель, частей суток и др. С такими пособиями легко и удобно работать, а для детей занятия превращаются в весёлую в увлекательную игру.
Благодаря использованию наглядно-дидактического материала по математике дети имеют опыт освоения математических деятельностей (вычисления, измерения) и обобщённых представлений о форме, размере, пространственных и временных характеристиках; также у детей сложились обобщённые представления о числе. Дети проявляют интерес к логическим и арифметическим задачам, головоломкам; успешно решают логические задачи на обобщение, классификацию, сериацию.
Дети понимают абстрактные термины (число, время, самостоятельно выделяют характеристические свойства при группировке множеств, выделяют и понимают противоречия в ситуациях и находят им объяснения.
Что такое дидактические материалы по математике
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Дидактические материалы по математике для 5-6 классов.
Еще одна часть моих, надеюсь, полезных математических советов. Основное по 5-6 классам.
Учебник 1. Большинство школьников сейчас учатся по учебнику Виленкин, Жохов и др. Синенькие такие книжечки. Что же надо к ним купить, чтобы результаты были лучше?
Но начну я с главных мыслей.
1. Программа по математике в школе 5-6 классов очень ненапряжная, поэтому, если ребенок все понимает и получает хорошие оценки, то это не потому что он такой молодец, а потому что программа легкая. Ребенка догружаем (потом объясняю чем).
2. С другой стороны – программа перегружена бессмыслицей. Поэтому, если ребенок чего-то не понимает, то, возможно, он просто не дозрел (в этом случае надо сосредоточиться на самом главном, при этом не пытаться что-то бесконечно объяснять, а просто выучить и отрабатывать навыки) либо не достаточно хорошо считает (вычислительные навыки надо тренировать постоянно). О методике работы с детьми 5-6 классов и путях выхода из кризиса расскажу отдельно, сейчас – обзор книжек.
Чего НЕ стоит покупать:
1. «Универсальные» дидактические для всех книжек – это, например, Дудницын, Кронгауз и другие. Программы у учебников различаются (то, что у Виленкина проходят в 5м, у Никольского – в 6м и наоборот) и сделать что-то универсальное очень сложно. Поэтому не тратьте деньги, равно как и на Мерзляка, например.
2. Не нужно покупать и рабочие тетради, если не требуют в школе. Они неплохие, но сляпаны очень криво – сильному ученику они покажутся слишком легкими, слабого – только запутают своими ошибками и плохой печатью.
3. Тесты. Одно время тесты были в моде, потому что часть А в ЕГЭ сдавали в виде теста. Сейчас часть А отменили. Поэтому тесты не нужны.
Как ими пользоваться?
Ситуация 1. Оценки слабые – уровень 3, а нужна 4 ка, например, или даже 3 ка все время под вопросом, то берем Попова (п.3) и прогоняем по контрольным. Если в контрольной много ошибок, прогоняем соответствующие самостоятельные и локализуем проблему. Проблемы могут быть такие:
1. Вычислительные ошибки. – Тренажер Жохова (п.1)
2. Медленная работа. По типографике и условиям определяем, по какому дидактическому дают задания, и прорешиваем дома, чтобы подготовиться.
3. Не понимает тему. Читать соответствующий пункт в учебнике и заучивать наизусть выделенное жирным. Как правило, после этого понимание приходит само собой.
4. Все вышеперечисленное: заниматься по 10-15 минут каждый день! Немного, не до результата, а именно по времени, но каждый день по какой-то одной из книжек (чередуя).
Ситуация 2. Уровень хороший, но и хочется дожать по программе – Ершова. Решать задания группы В. И можно брать из Петерсон соответствующие темы.
Ситуация 3. Развить математические способности, вызвать интерес к предмету, нужен продвинутый уровень. Ершова, Петерсон, лекции Спивака*, любые олимпиадные задания, любые книжки. Мой любимый автор – Галкин – книжки из серии Нестандартные задачи по математике. Задачи с целыми числами. и Задачи логического характера. Они обычно маркируются 7-11, но многое можно начинать и с 5го. Отличные книжки – там не только идет сортировка задач, но и объяснения с примерами. Книжки Галкина редкие. Найдете – хватайте!
Подойдет и Шарыгин, Шевкин – и на смекалку, и к геометрии хорошо готовит. Вообще, Шарыгин – отличный автор.
Книжки и методы работы можно комбинировать: Ершова усложняет программу, Петересон – объясняет вещи, которые в школе нигде больше не объяснят, а они будут очень нужны, плюс тоже усложняет программу. Особенно в 6м классе тему про двухэтажные дроби и сочетание обыкновенных и десятичных – там есть прям разворот один с примерами – очень полезный, Спивак дает олимпиадные задачи, но несколько бессистемно, однако он хорошо объясняет каждую конкретную задачу, Галкин систематизирует эти задачи, что очень полезно. И не забывайте работу над вычислениями – устный счет очень развивает! Очень!
Теперь о знаниях. О каком бы учебнике речь ни шла, ребенок 5-6 классов должен получить за эти годы три основных знания в дополнение к арифметике, которой он занимался в началке:
— работа с обыкновенными дробями,
— работа с десятичными дробями,
— работа с отрицательными числами.
То есть мы расширяем числовой луч до прямой и забиваем числами промежутки между натуральными точками. Сюда формулы площадей и объемов, работа с единицами измерения, пропорции и проценты. Всё, по идее больше ничего не нужно.
Помимо этих полезных знаний детей в 5м классе полгода учат тому, чему потом будут учить в 7ом – уравнения, в том числе и решение задач через составление уравнений, упрощение выражений, степени и прочие вещи, которые им предстоит забыть. Поэтому, если у вас пятиклассник и он чего-то не понимал до конца этого полугодия – наплюйте. Сейчас начнутся десятичные дроби – отдайтесь их изучению со всей серьезностью – больше считайте! Больше!
Если будут конкретные вопросы – с радостью отвечу.
Роль дидактических средств в математическом развитии дошкольников
Ольга Черенкова
Роль дидактических средств в математическом развитии дошкольников
Математика довольно сложный предмет, даже в начальной школе. А ведь не все дети могут похвастать математическим складом ума и просто имеют склонность к математическим вычислениям. Очень часто трудности в изучении этого предмета, приводят к тому, что вообще теряется интерес к математике.
Обучение математике дошкольников невозможно представить без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети всегда с удовольствием пытаются найти решение головоломки, логической задачи. И если ответ найден, у него закладывается положительный эмоциональный настрой, что и побуждает мыслительную активность. Ребенку важен результат, который увлекает его,конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать.
В дошкольном образовательном учреждении дети начинают осваивать счёт с трёх лет, и это их основная математическая деятельность. Обучение обязательно с наглядными пособиями, так как слияние и разделение множеств, сопоставление количества и цифры, сравнение множеств, сложны для понимания малышей и требуют «опредмечивания».
Наглядный счётный материал — комплексное дидактическое средство, которое направлено на формирование элементарных представлений о счёте.
Известный педагог К. Д.Ушинский говорил: «Наглядности обучения требует сама детская природа». Такие пособия разнообразны,и их применение в каждом случае зависит от: конкретного содержания учебного материала; используемых методов.
Также предметы для счета и их изображения должны быть известны детям, поэтому лучше брать их из окружающей жизни. Материал нужно разнообразить таким образом, чтобы можно было бы воспринимать разными органами чувств и на слух, и зрительно, и наощупь.
Обычно наглядный материалиспользуют двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный, которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание воспитателя. Демонстрационные и раздаточные материалы различны по назначению.
Демонстрационный материал предназначается для объяснения и показа способов действий воспитателем, когда раздаточный дает возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения. Эти функции являются основными, но не единственными и строго фиксированными.
К демонстрационным материалам относятся:
-наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных;
Роль художественных средств в речетворческой активности дошкольников Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание психологов.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических средств Мастер – класс Тема: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических средств.
Педагогический проект «Игры в логико-математическом развитии дошкольников» Педагогический проект Характеристики проекта: Информационно-исследовательский, творческий. Предметный-математическое развитие. Субъект.
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в развитии дошкольников» Консультация для родителей Роль дидактической игры в речевом развитие дошкольников «Игра – это огромное светлое окно, Через которое в.
Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей» Значение дидактических игр в педагогическом процессе детского сада обусловливается их правилами и содержанием, насыщенностью, характером.
Мастер-класс «Игры ТРИЗ в математическом развитии старших дошкольников» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино» Мастер-класс «Игры ТРИЗ в математическом развитии старших дошкольников»..
Роль дидактических игр в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.
Роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей (из опыта работы) Выдающиеся зарубежные ученые и отечественные педагоги в области дошкольной педагогики справедливо считают, что сенсорное воспитание является.
Роль дидактических игр во всестороннем развитии дошкольников Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания.