Что такое дидактический рассказ

Дидактическая сказка в образовательном процессе детского сада

Что такое дидактический рассказ. Смотреть фото Что такое дидактический рассказ. Смотреть картинку Что такое дидактический рассказ. Картинка про Что такое дидактический рассказ. Фото Что такое дидактический рассказ Анна Хейстонен
Дидактическая сказка в образовательном процессе детского сада

«Дидактическая сказка в образовательном процессе детского сада как эффективная педагогическая технология развития познавательной активности дошкольников».

В настоящее время проблема активности форм обучения дошкольников становится одним из основных направлений педагогической теории и практики. Особое место при рассмотрении активных форм обучения дошкольников отводится формированию и развитию познавательной активности детей.

Проблема организации условий, положительно влияющих на формирование познавательной активности в дошкольном возрасте, на протяжении многих лет занимает одно из главных мест в педагогических и психологических исследованиях. Этой теме были посвящены исследования Л. И. Бажович, А. А. Вербицкого, П. И. Гальперина, В. В. Давыдова, А. К. Марковой, А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и др.

В последние годы все активнее в качестве условий для развития умственных способностей, познавательной деятельности выступают разнообразные формы повышения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста. Исследователями выделяется особый вид – дидактическая сказка. В них заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить.

Дидактические сказки, как отмечает Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «являются продуктами нашего времени». Это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Данная категория сказок призвана передавать в доступной метафорической форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.

Учебная задача в дидактической сказке не ставится прямым образом перед детьми, поэтому усвоение учебного материала происходит непроизвольным образом, что повышает интерес ребенка, стимулирует и повышает эффективность овладения конкретным учебным материалом, помогает социально адаптироваться, так как изучаемый материал подается в яркой и образной форме. В таких историях символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в сказочный образ мира. Т. е. учебные задания и информация «подаются» в форме дидактических сказок.

Дидактическая сказка может быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их деятельность. Обучающая сказка – особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир – математических понятий, экологических терминов, является примером правильного произношения тех или иных звуков, обогащает его словарный запас, выполняет познавательную функцию, а также учит навыкам самостоятельного логического мышления.

Функции дидактических сказок в процессе обучения различны:

• Позволяют снять психоэмоциональную напряженность, возникающую в процессе занятия;

• Мотивационная – повышение уровня мотивации в процессе получения новых знаний;

• Организационная – привлечение внимания к изучаемым объектам, повышение интереса к учебному материалу;

• Содержательная – углубление понимания отдельных свойств изучаемого объекта, поиск и сообщение дополнительных сведений о нем;

• Контрольная – корректное выявление имеющихся недочетов в усвоении материала, степени и глубины его осознанного усвоения.

К педагогическим условиям, необходимым для успешного осуществления технологии использования дидактической сказки,относятся:

• Поэтапное использование в работе с детьми;

• Учёт возрастных возможностей детей;

• Грамотное руководство педагога в процессе работы со сказкой;

• Обеспечение адекватности восприятия сказки и оценка действий персонажей;

• Личность самого педагога, отвечающая самым высоким духовно-нравственным требованиям;

• Обоснованность выбора литературного материала обстоятельствам жизни и актуальность сказки; готовность педагога к доверительному общению с детьми;

• Побуждение детей к принятию самостоятельных решений, к самостоятельному нравственному выбору;

• Формирование в детях чувства уверенности в себе и обеспечение нравственного благополучия;

• Рефлексия субъектами деятельности полученных результатов.

Создается дидактическая сказка по алгоритму:

1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ (сказочный герой). Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать «злые» сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, Фея Буквина, Кощей и т. д., стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т. д.).

3. Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание. Заинтересованность – повышает мотивацию к учебному процессу и является стимулом для выполнения учебных задач.

Несколько лет назад мне посчастливилось познакомиться с игровой технологией интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича. Одной из особенностей и основой этой технологии как раз и является сказочность.

Алгоритм построения «быстрой сказки»следующий:

2. Создание образа / использование готовой модели,

3. Мультипликация (оживление,

4. Проблемная ситуация,

5. Разрешение проблемной ситуации,

6. Проверка выполнения «взрослой» задачи.

Обязательное условие для создания сказки – внесение в нее проблемного элемента. Дети предлагают решения, как «сгладить» или изменить сложившуюся ситуацию. Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добивается успеха. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания.

Еще одна особенность технологии – созданные сказочные образы (персонажи и предметы). Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с нетающими льдинками озера Айс, разноцветными паутинками.

Эти образы вводят ребенка в атмосферу сказки. Малыши сопереживают героям и событиям, происходящим с ними. Персонажи и сказочные предметы создают дополнительную игровую мотивацию, помогающую взрослому организовать процесс обучения в ненавязчивой форме. За каждой сказочной областью, включающей ряд игр, закреплены определенные персонажи, от лица которых осуществляются сказочные действия.

Используя технологию «Сказочные лабиринты игры» в своей практике я убедилась, что сложные математические понятия, такие как мерка, состав числа, пространственно-временные представления, с помощью сказки, даются детям не только достаточно легко, но и более прочно. Дети, ушедшие в школу, встречая меня на улице через год, вспоминают сказочных героев и даже сказочные приключения, а вместе с ними и математические понятия, которые были получены. Дидактическая сказка помогла мне преобразовать обучающее действие в игру, а игру в прочно приобретенное знание.

Для того чтобы заинтересовать ребенка развивающими играми, образовательной деятельностью в целом, необходимо сначала увлечь его сказкой, дать ему пережить сопричастность к персонажам. После этого ребенок дома или в группе постарается снова пережить очарование сказкой и потянется к этим играм, сам начнет создавать эти образы, по – своему развивать сюжет.

В ФГОС дошкольного образования говорится о том, что ребёнок должен быть субъектом образовательной деятельности. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника. Построение непрерывной образовательной деятельности с применением дидактической сказки, в которых взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей действия, безусловно ведет к развитию его познавательной активности.

По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам деятельности. А сказка, как ни что другое, в дошкольном возрасте завораживает, увлекает, ведет за собой и запоминается на всю жизнь.

Дидактическая сказка может дать педагогу ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать окружающее.

Список использованных источников

1 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2010. – 400 с. 9. Бордовская Н. В. Современные образовательные технологии / Н. В. Бордовская. – М. : КНОРУС, 2010. – 432 с

2 Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо, 2010. – 508с.

3 Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие / В. В. Воскобович, Н. А. Мёдова, Е. Д. Файзуллаева и др. ; под ред. Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. – Санкт –Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017. – 352 с. :ил.

4 Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2008. – 240 с

5 Запорожец. А. В. Психология восприятия сказки ребёнком дошкольником. М, 1986.

6 Короткова Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Автореферат на соискание учёной степени канд. пед. наук / Л. Д. Короткова. – М., 2008. – 25 с. 37.

7 Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. Изд. 3-е.М: ЦГЛ, 2006. 128 с. (8 пл.)

9 Самошкина Л. Н. Пособие по подготовке к «Спецпрактикуму». Дидактическая сказка. г. Днепропетровск 2012г.

Организация работы по преемственности детского сада и школы в современном образовательном пространстве «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». (Л.

Что такое дидактический рассказ. Смотреть фото Что такое дидактический рассказ. Смотреть картинку Что такое дидактический рассказ. Картинка про Что такое дидактический рассказ. Фото Что такое дидактический рассказЗимняя сказка на участке детского сада Фотоотчет по созданию снежных построек «Зимняя сказка».Вот и подошла к концу зима. И мне хочется поделиться с вами своим опытом в развитии.

Мастер-класс «Использование динамических пауз и физкультминуток в воспитательно-образовательном процессе детского сада» Цель: Представление опыта использования динамических пауз и физминуток в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи: 1. Напомнить методику.

Модель эффективной социализации в образовательном пространстве детского сада на основе социального конструктивизма В основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования находится принцип социального конструктивизма Л. С. Выготского. Согласно.

Музыкальная сказка «Теремок» для детского сада Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» Музыкальная сказка: «Теремок». (Сказка старая, да новый.

Презентация «Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада» Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного.

Что такое дидактический рассказ. Смотреть фото Что такое дидактический рассказ. Смотреть картинку Что такое дидактический рассказ. Картинка про Что такое дидактический рассказ. Фото Что такое дидактический рассказСнежная сказка на участке детского сада Зима это удивительное время года,особенно для наших детей. Они каждый год знают, что как только выпадает снег, на участках нашего детского.

Взаимодействие детского сада с семьями детей в процессе подготовки детского художественного конкурса Актуальность проблемы определяется тем, что в настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое.

Что такое дидактический рассказ. Смотреть фото Что такое дидактический рассказ. Смотреть картинку Что такое дидактический рассказ. Картинка про Что такое дидактический рассказ. Фото Что такое дидактический рассказЗимняя сказка на участке детского сада В феврале в детском саду был проведен смотр-конкурс по организации здоровьесберегающей и развивающей среды прогулочных участков «Зимняя.

Источник

Дидактическая литература

Дидактическая литература (от др.-греч. διδακτός — могущий быть преподанным, познаваемый, доступный усвоению) — условное обозначение разнообразных литературных жанров, вводящих нелитературный (философский, богословский, научный, практически-моральный и т. д.) материал в обычные формы художественно-словесного творчества.

Традиционное определение дидактической литературы как «формы художественного творчества, имеющей целью поучать, показать полезность какого-либо предмета или популяризировать отрасль какой-либо науки», несколько сужает границы понятия, выводя за пределы его, с одной стороны, формы так называемой описательной, или дескриптивной поэзии, с другой — формы тенденциозной и агитационной литературы, в действительности тесно связанные и часто сливающиеся с формами собственно дидактической литературы.

Включение дидактической литературы в область художественно-словесного творчества предполагает наличие в ней эстетического оформления, воспринимаемого, как таковое, и производителем и потребителем дидактической литературы. Поэтому ни дидактический материал, поданный без эстетического оформления (например, научные произведения), ни литературные формы, преследующие другие (например, мнемотехнические) цели (рифмованные правила грамматики, катехизисы и т. п.) не входят в понятие дидактической литературы.

Формы дидактической литературы особенно продуктивно представлены, с одной стороны, в специфических культурах Востока, античного мира и европейского средневековья; именно на почве этих культур создаются канонические формы дидактическая литература — дидактический эпос, фабульный и бесфабульный, малые фабульные жанры (притча, басня, аполог), дидактическая лирика — различные формы изречения. Возможность эстетического оформления такого своеобразного материала, как агрономия («Труды и дни» Гесиода, «Георгики» Вергилия), космогония («De rerum natura» Лукреция), философия (Парменид и др.), астрономия (Арат), поэтика («Ars poetica» Горация) свидетельствуют о недостаточной дифференцированности различных форм идеологии, следовательно отображают сравнительно малую дифференциацию производственных отношений и процессов: синкретизм науки и искусства — характерный признак этих культур.

С другой стороны, преобладание дидактических форм наблюдается в словесно-художественной продукции некоторых группировок, которые можно признать на первый взгляд чисто идеологическими, — религиозных сект, литературных школ. Исключительно дидактический характер носит литература раннего буддизма и христианства, лирика суфиев и вообще мистиков Востока и Запада, пуритан и пиетистов; явно преобладает дидактическая литература в эпоху реформации и контрреформации.

Анализ исторической обстановки, связанной с периодом расцвета дидактической литературы, её характера (преобладание практической морали), особого значения в ней форм сатиры и риторики, сближающих её с агитационной и тенденциозной литературой (например, сатирическая Narrenliteratur Реформации), риторический характер литературной продукции раннего христианства, мрачный пафос пуританской дидактики (Бэньян, Мильтон), чувственность и сентиментальность пиетистов — все это раскрывает связь роста дидактической продукции с борьбой за определенные идеологии и лежащие в их основе реальные интересы.

Именно в эпохи обострения борьбы за эти интересы и выступает дидактическая литература как прямое орудие пропаганды, защиты и нападения. Поэтому-то вполне реальные причины — борьба за классовую аристократическую культуру, кодификация и охрана её, с одной стороны, нападение на старые устои, в частности на церковное мировоззрение, с другой, — лежат в основе и, казалось бы, чисто подражательного явления — расцвета дидактической литературы в эпохи классицизма и просвещения XVII—XVIII веков (Буало, Делиль, Поп, Дидро, Руссо, Сен-Ламбер, Ломоносов, Херасков, Сумароков и др.).

Поэтому и расцвет в известные эпохи дидактической литературы, типологически совершенно тождественной с описанными выше формами, невозможно связать с выступлениями литературных или религиозных группировок, тогда как совершенно четко выступают лежащие в его основе явления классовой борьбы: таков, например, подъем дидактической продукции в XIV—XV веках, отражающей энергичное наступление городского сословия на старую феодальную культуру. Разумеется, явления второго типа можно наблюдать и в мало дифференцированных культурах; и такие явления, как расцвет дидактической литературе в греческой литературе VII—VI веков, в римской литературе I века, современными исследователями ставятся в связь с крупными экономическими и социально-политическими сдвигами в соответствующие эпохи.

Специфическая установка дидактической литературы — «miscere utile dulci» — ставит её перед разрешением ряда своеобразных стилистических задач, определяющих её оформление. Это, прежде всего, колебание между большими формами, допускающими всестороннее обсуждение предмета, и малыми формами, допускающими мнемотехническое заострение темы. Это, далее, поиск фабульной формы: отсюда — тяготение дидактической литературы к аллегорическому выражению, позволяющему подавать динамически (путем введения фабульной интриги, драматического конфликта и т. п.) в сущности статический материал.

В области внешнего оформления — Vortrag — можно отметить в дидактической литературе преобладание торжественной периодической речи, обильно усыпанной философскими и научными терминами и соответствующей важности трактуемого предмета. Однако формы фабульных дидактических жанров (басня, моралите и т. п.) допускают и введение сниженных житейски-речевых форм выражения.

В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939, перешедший в общественное достояние, так как автор — R. S. — умер в 1939 году.

Источник

Что такое дидактический рассказ

Что такое дидактический рассказ. Смотреть фото Что такое дидактический рассказ. Смотреть картинку Что такое дидактический рассказ. Картинка про Что такое дидактический рассказ. Фото Что такое дидактический рассказПод методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов (рис. 4): специфические (характерные только для процесса физи­ческого воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании

В физическом воспитании широко применяются методы об­щей педагогики, в частности методы использования слова (сло­весные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Применение общепедагогических методов в физическом вос­питании зависит от содержания учебного материала, дидактичес­ких целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, на­личия материально-технической базы, возможностей ее исполь­зования.

Словесные методы

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагоги­ческие и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управля­ет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, ока­зывает воспитательное влияние на учеников.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.

1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учеб­ного материала в повествовательной форме. Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятель­ности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. В на­чальной школе, особенно в I—II классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия-эпизоды последовательно развертываются по рассказу преподавателя. Эти действия объединяются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают дей­ствиями, доступными их воображению и двигательному опыту.

Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа приме­няются описание, объяснение учебного материала и лекция.

2. Описание. Это способ создания у занимающихся представле­ния о действии. Описание предусматривает четкое, выразитель­ное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их ве­личины, расположения в пространстве, форм, сообщение о ха­рактере протекания явлений, событий. При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический мате­риал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно применяется в основном при создании первона­чального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт.

3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, стро­гое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практичес­ки объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логичес­кой последовательностью изложения фактов и обобщений.

В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко ис­пользуется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.

Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.

4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена инфор­мацией между преподавателем и учащимися.

Что делает преподаватель

Что делают учащиеся

Логически правильно форму­лирует вопросы, определяет их последовательность. Следит за ответами учащихся, вносит в них коррективы. Подводит итог беседы. Формулирует выводы

Осмысливают вопросы, вникают в их содержание. Припоминают необходимые для ответов факты и обобщения. Правильно логически и грамотно формулируют ответы и обобщения. Осмысливают выводы

5. Разбор — форма беседы, проводимая преподавателем с зани­мающимися после выполнения какого-либо двигательного зада­ния, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

6. Лекция представляет собой системное, всестороннее, после­довательное освещение определенной темы (проблемы).

7. Инструктирование точное, конкретное изложение препо­давателем предлагаемого занимающимся задания.

8. Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замеча­ния могут относится ко всем занимающимся, к одной из групп или к одному ученику.

9. Распоряжения, команды, указания — основные средства опе­ративного управления деятельностью занимающихся на занятиях.

Под распоряжением понимается словесное указание препода­вателя на занятии, которое не имеет определенной формы (стан­дартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз). Распоря­жения дают для выполнения какого-либо действия («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе.

Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык — это особая фор­ма словесного воздействия на занимающихся с целью побужде­ния их к немедленному безусловному выполнению или прекра­щению тех или иных действий.

Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выпол­нении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.). Указания чаще всего применяют в начальной школе.

В зависимости от того, как преподаватель подает команды, как он дает указания и распоряжения, можно почти безошибочно сделать заключение о его профессиональной подготовленности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *