Что такое дифференциация в географии

Дифференциация в географии

Очень большое воздействие на формирование научной картины мира оказывали и продолжают оказывать два неразрывно связанных, но в основе своей противоположных процесса – дифференциация и интеграция. Их сосуществование можно наблюдать на протяжении всей истории развития научного знания, хотя и с преобладанием в разные периоды то одного, то другого из этих процессов. Все сказанное полностью относится и к географии.

Известно, что в древности география была единой. Она охватывала всю сумму тогдашних знаний о природе земной поверхности, а также о занятиях и быте населявших ее народов. Классическая география (землеведение и страноведение) в ту пору фактически вбирала в себя все науки о Земле, да и сама находилась в теснейшей связи с философией. Любопытно, что именно с этой констатации Страбон начинает свою «Географию в 17 книгах». Иными словами, Геродот, Анаксимандр, Сократ, Аристотель, Эратосфен, Страбон были фактически учеными-энциклопедистами. «Невелика была хитрость быть универсальным страноведом во времена Геродота или Страбона», — заметил как-то Н.Н. Баранский.

В средние века и в раннее новое время, т.е. до середины XVII века, география продолжала оставаться единой (интегральной) наукой о природе, населении и хозяйстве. По словам акад. И.П. Герасимова, она обеспечивала хозяйственную деятельность людей необходимыми научными сведениями о природных условиях и ресурсах освоенных территорий и снабжала внутренние и внешние политические действия наиболее полной информацией о близких и далеких странах. В эпоху Великих географических открытий география пережила поистине свой «золотой век». Однако уже в это время от единой науки о Земле отпочковались геология, биология. Началось формирование экономической географии: первым трудом в этой области В.К. Яцунский, Ю.Г. Саушкин считали сочинение итальянца Лодовико Гвиччардани «Описание Нидерландов», относящееся к началу XVI века. Зачатки дифференциации географии усматриваются также в знаменитой книге голландца Бернхарда Варениуса «Всеобщая география».

Этот процесс значительно ускорился в новое время, в особенности в XIX – начале XX веков. Он был вызван как потребностями практики в познании отдельных компонентов природы, так и самой логикой развития науки. Одна за другой возникают специализированные физико-географические дисциплины — геоморфология, гидрология, климатология, гляциология, география почв. Развитие капитализма вширь, усложнение территориального разделения труда, формирование экономических районов приводит к оформлению экономической географии. Эмансипируется, хотя продолжает поддерживать тесные связи с географией, этнография. И, тем не менее, в новое время еще продолжала господствовать фигура естествоиспытателя-энциклопедиста (М.В. Ломоносов, Чарлз Дарвин, Чарлз Лайель, Карл Линней, Александр Гумбольдт, П.П. Семенов-Тян-Шанский, В.В.Докучаев). И лишь позднее А.А. Борзов констатирует: «Время Гумбольдтов прошло!»

Но главным периодом дифференциации географии, как, впрочем, и других наук, стало новейшее время. В «водосборном бассейне географии» появились притоки первого, второго, третьего порядка, возникли «дочерние», «внучатые» научные дисциплины. Некоторые науки отпочковались от географии. Другие возникли на контакте с геологией, биологией, экономикой, историей, социологией, физикой, химией, техникой.

В особенности это относится ко второй половине XX века, которая стала ареной научно-технической революции. Как отмечал акад. И.П. Герасимов, влияние НТР многообразно и обусловлено рядом факторов. Среди них можно отметить:

— появление совершенно новых фундаментальных проблем и изменение социального заказа,

— изменение взаимодействия географии с различными отраслями познания и механизмов ее кооперации с другими науками,

— распространение на сферу географических исследований общих принципов и закономерностей, характеризующих весь процесс познания в эпоху НТР.

Все эти факторы определили выдвижение на первый план таких методологических проблем географической науки, как:

— соотношение информационного (эмпирического) и теоретического уровней исследования,

— тенденции глубокого сочетания дифференциации и интеграции географического познания,

— развития ее содержательных и методических аспектов.

Необходимость дальнейшей специализации в целях более глубокого проникновения в объективный мир и, следовательно, дальнейшей дифференциации научных знаний в эпоху НТР в принципе ни у кого не вызывает сомнений. Однако именно в географии этот процесс принял, как можно утверждать, явно гипертрофированный характер.

При возникновении Русского географического общества в 1845 году в его составе было сформировано три отдела: физической географии, экономической географии и статистики, этнографии.

В советской географии дифференциация прежде всего коснулась физической географии. С целью более глубокого изучения различных компонентов природной среды, ее естественных ресурсов стали особенно быстро развиваться специализированные физико-географические дисциплины: геоморфология, климатология, гидрология, гляциология и др. Широкое развитие получила биогеография. Как самостоятельная научная дисциплина, хотя и на географической основе, оформилось почвоведение. Изучение географии хозяйства и населения также сопровождалось возникновением ряда специализированных научных дисциплин.

В результате необходимое диалектическое равновесие между дифференциацией и интеграцией, между анализом и синтезом было в значительной мере утрачено. В свою очередь это привело к усилению центробежных тенденций. Географы стали с тревогой писать о том, что географию «растаскивают» на составные части, лишая ее своего собственного объекта. Ее сравнивали с королем Лиром, который, раздав свои владения дочерям, сам превратился в нищего. И.М. Забелин еще в 1959 г. писал о том, что ботаника «взяла» на себя растительность, зоология – животный мир, геология – горные породы, геоморфология – рельеф, климатология – климат, океанология – океаны и т.п. Аналогично этому статистика, а потом частные экономики «отобрали» у географии народное хозяйство, а этнография и демография – население.

Звучали возгласы, что через полвека география исчезнет из классических наук, разбившись на ряд самостоятельных дисциплин. Наверное, в этих утверждениях были некоторые преувеличения, но в основе подобная тревога была оправданной.

В особенности беспокоил многих географов очень глубокий разрыв, возникший между физической и экономической географией. «Я должен констатировать, – писал Н.Н. Баранский, – что физическая и экономическая география находятся у нас в чрезвычайно большом между собой разрыве, несравненно большем, чем в любой другой стране и чем это было у нас в прежнее время». Добавим, что в основе такого разрыва лежал не только процесс дифференциации, но и методологические принципы, категорически запрещавшие смешивать естественные и общественные закономерности.

В итоге в 1965 году И.П. Герасимову пришлось констатировать наличие в географической науке «серьезного кризиса». Конечно, причины его были разными. Но и чрезмерная дифференциация вошла в «историю болезни» в качестве одного из важнейших симптомов этого недуга. Дифференциация характерна и для современного этапа развития географической науки. Так, Я.Г. Машбиц подсчитал, что в нее входят 88 научных дисциплин. Но этот процесс ныне в гораздо большей мере сочетается с тенденцией к их интеграции.

Источник

Дифференциация и интеграция географической науки

Во всех науках происходит сложный и объективный процесс их дифференциации (выделение их разделов, более узких отраслей и подотраслей, вплоть до отдельных учений, теорий и т.п.) и интеграции (объединения отдельных разделов, отраслей, подотраслей, учений и теорий науки в одно целое, образование их единства). Оба эти, казалось бы, взаимоисключаемые процессы связаны с требованиями общественной практики, со специализацией и концентрацией как в производственной, так и в непроизводственной сфере, с совершенствованием методов исследования, с научно-техническим прогрессом. Науковеды выделяют в числе внутренних законов развития науки закон дифференциации (каждая новая ступень развития наук зависит от более совершенных методов исследования и ведет к «расщеплению» фундаментальных наук на разделы, изучающие свой круг объектов) и закон интеграции (каждое новое открытие сопро­вождается новыми знаниями и требует широкого аспекта смежных исследований. Процесс дифференциации науки неизбежен и в целом имеет прогрессивное значение. Но в нем есть и другая сторона – опасность центробежных тенденций, утрата присущего географии целостного взгляда на природу и на взаимодействие природы и общества. Этот процесс, общий для всех наук, охватил и географическую науку. Дифференциация науки происходит в значительной степени стихийно, является результатом требований и практики, под ее «на­пором». Интеграционный процесс нуждается в более целенаправленных действиях крупных научных организаций, в государственной поддержке, в международном признании. Для осуществления интеграции в науке нужны очень большие сильные и широко образованные ученые. В географической науке такими учеными в новейшее время стали Н.Н.Баранский в СССР, И.Боуман в США, Д.Стэмп в Англии, С.Лещнцкпй в Польше, К.Дреш во Франции. Вопрос о географической интеграции был поставлен на ХХIII Международном географическом конгрессе «единство географии не может сейчас пониматься, как единство в голове исследователя». Новые подходы, связанные с исследованием систем и структур, с моделированием и т.п., открывают и новые возможности географической интеграции. Но при всех условиях география должна охватывать во взаимной связи и природу, и население, и хозяйство. Дифференциация и интеграция в географии иногда рассматриваются как своего рода аналоги понятиям «анализ» и «географический синтез». Интеграция обязательно требует осуществления географического синтеза. Но вместе с тем было бы неправильно считать, что дифференциация, выделение различных отраслей географии ведет науку только по пути анализа и исключает применение географического синтеза. Географический синтез закономерен и в отдельных достаточно больших разделах географии, и на гранях более мелких подразделений. Процессы дифференциации и интеграции в географии понимаются, анализируются, объясняются, направляются и прогнозируются, основываясь на том или ином теоретическом базисе, исходя из конкретных потребностей того или иного общественного строя. Каждая из географических дисциплин имеет собственный материальный объект исследования в виде пространственной (территориальной) системы: система рельефа (геоморфология), водные системы (гидрология), системы жизни (биогеография), системы расселения, городов, экономических объектов (экономическая география), природные территориальные комплексы (физическая география) и т.п. Уже много лет географы исследуют территориальные системы разного характера. Рассмотрение этих территориальных систем как целостностей требует внутренней интеграции, или комплексного подхода в изучении разных объектов в каждой из географических дисциплин, так как эти объекты связаны в реальной действительности. Все большее значение приобретает междисциплинарная интеграция, при которой для решения комплексной проблемы соединяются усилия двух и более географических дисциплин. В ряде случаев на их контактах создаются молодые, прогрессивные, практически важные и быстро развивающиеся дисциплины. Междисциплинарная интеграция закономерно выходит и за пределы географической науки, в результате чего появляются такие прогрессивные дисциплины как агроклиматология, биоклиматология, биогеоценология, этногеография, историческое ландшафтоведение и др. Процессы междисциплинарной интеграции географических наук имеют особенно большое значение при осуществлении конкретных исследований. Междисциплинарная интеграция нашла свое выражение в составлении многочисленных синтетических карт. На этих картах показаны во взаимной связи самые различные объекты природы, населения, хозяйства. Больше всего вопросов и сомнений вызывает вопрос общегеографическая интеграция, т.е. органическое целостное объединение естественных и социально-экономических ее отраслей – общегеографический синтез. Общегеографическая интеграция выражается в комплексных географических экспедициях со множеством специалистов географической и других наук, объединенных единой целью и общей идеей осуществления на практике географического синтеза. Географический синтез (или что одно и тоже географическая интеграция) – высшая ступень комплексности географических исследований, на которой достигается единство географических знаний, получается новый необходимый практике результат в виде целостных верных рекомендаций путей использования и защиты природы в процессе построения оптимальных территориальных систем расселения и хозяйства. Географический синтез очень труден. Этим объясняется и медленное движение его вперед, и возражения против него. Настоящие интеграционные процессы в нашей науке возникают только когда выявлены узловые проблемы, для решения которых необходимо соединение опыта и знаний, накопленных разными географическими дисциплинами. Одним из результатов интеграции стали комплексные национальные и региональные географические атласы, характеризующие в большинстве случаев основные черты природы, населения, хозяйства, культуры и других сторон жизни стран и районов. Когда отдельные сторонники «разорванной географии» (как называл В.А.Анучин противников единства географической науки) нападают на единую географию, то они сражаются с ветряными мельницами – нигде в мире нет географической науки, которая не имела бы многих ветвей. Секционная структура современных международных географических конгрессов в значительной мере отражает сложившуюся дифференциацию науки. Под прикрытием отрицания единой географии ведется некоторая работа по «выдворению» из географии экономической географии в том виде, в котором она сложилась исторически. Некоторые ученые считают, что географическая наука – это только физическая география, а некоторые экономико-географы идут им на встречу, утверждая, что экономическая география – это экономическая наука и вовсе к географии не относится или входит в нее лишь организационно. Главный аргумент «разорванной» географии состоит в том, что физическая и экономическая география открывают разные объективные законы, изучают разные формы движения материи, имеют разные методы и цели, разные «библиотеки», разные интересы специалистов. Науки можно подразделить на три группы: 1. аналитические и абстрактные науки, изучающие каждая соответствующую форму движения; 2. синтезирующие науки, изучающие различные отношения между телами и явлениями действительности на разных уровнях сочетания форм движения материи; 3. интегрирующие науки. Интеграция происходит на четырех уровнях: физико-механических процессов, процессов неживой природы, процессов биосферы, процессов ноосферы. В группу наук, интегрирующих действительность на высшем (ноосферном) уровне развития, входит географическая наука как целое. Ее нельзя разрывать на части. Географическая наука обязательно требует исследования связи явлений в пространстве – времени, синтеза явлений и процессов и их интеграции. Дифференциация географической науки необходима – она позволяет видеть «глубинные» процессы взаимодействия в ноосфере, в разных пространственных ее системах. Интеграция позволяет не просто накладывать в четырехмерном пространстве-времени эти системы, но и подниматься до выявления интегральных систем и структур и до открытия интнгральных законов географической науки.

7.Общая характеристика системы географического образования школьников. Основные направления её модернизации в соответствии с модернизацией ФГОС.

При введении ФГОС: содержание 5-6 классов – это традиционный базовый курс начальной школьной географии с элементами новой структуры и содержательной основы современной географической картины мира.

В 5-ом классе вопросы «Что ЭТО на нашей планете?», «Из чего ЭТО состоит и какими свойствами обладает?» и «Где ЭТО есть на Земле?».

В 6-ом классе – «Почему ЭТО именно такое и обладает таким строением и свойствами?», «Почему ЭТО именно здесь, на Земле находится?», «Какое ЭТО имеет значение для природы и хозяйственной деятельности?», «Зачем об ЭТОМ надо знать?», т.е. более значительный акцент делается на географические системы – географические оболочки, а также процессы планетарного масштаба и основные географические причинно-следственные связи, на неразрывное единство естественных и антропогенных географических объектов и процессов.

Самостоятельное добывание знаний, в нач. ХХ века: на вводном занятии учитель ставит проблему, дает литературу и инструкции, сроки выполнения задания. Минусы: не обеспечивалась систематичность знания, отсутствовал контроль, позиция учителя была пассивной. С овладением любой новой технологии начинается новое педагогическое мышление учителя: четкость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

Инновационные педагогические технологии.

1. Технологии исследовательского обучения.

2. Технология проблемного обучения (Махмутов Мирза Исмагилович).Обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации.

4. Информационные технологии.

5. Дистанционное обучение.

6. Метод проектов.

7.1.Мини проекты на уроках. 2.Проекты долгосрочные (годовые)

8. ИКТ, Мультимедийные и интерактивные технологии.

10. Блочно- модульная технология. Изучение материала блоками.

11. Игровые технологии.

13. Рейтинговые технологии. (оценить деятельность ученика на уроке, организовать обучение детей, имеющих разные возможности, создать условия для индивидуального развития ребёнка, обеспечить связь с практикой и вузом)

9. Научные основы процесса обучения географии: культурологические, этнические, информационные и проч. Исходя из культурологической методологии, предлагается модернизировать школьный курс географии, в котором системообразующей целью является формирование личности, умеющей строить личностные ценностные отношения к окружающей природной среде, развивать творческие способности, решать научные и жизненные проблемы. В результате изучения курса ученик должен развить географическое и экологическое творческое мышление, научиться соотносить свою созидающую деятельность с законами природы, социально-экономическими и техногенными процессами, сохранять, преумножать и развивать природу для будущих поколений людей и цивилизации. Этнокультурная направленность содержания российского образовании также приобретает определяющее значение в условиях многонационального социума, где успех социализации личности во многом зависит от влияния на нее различных этнических сообществ. Этнические процессы являются основой национальных идеологий, национальных движений. В многоэтническом государстве важная основа преподавания – воспитание толерантности. Информационную основу составляют все источники географических знаний: текстовые, картографические, изобразительные, скульптурные, природные, фотографические. Без наглядности и информационной основы не может существовать науки.

10. Приоритеты современного географического образования. Основная цель ГО – формирование гармонически развитой, социально- инициативной личности.

Главные направления ГО в РФ: Приоритетность; Непрерывность; Демократичность; Гуманизация и фундаментализация содержания; Повышение качества.

Целевые функции школьной географии Научно-образовательная, формирующая исследовательский взгляд на окружающий мир, географическое мышление и географическую культуру уч-ся; Мировоззренческая, обеспечивающая воспитательную роль образования и нравственно-волевую регуляцию личности школьника; Практическая, проявляющаяся в сфере социальной деятельности молодого поколения

Приоритетные направления развития ГО:Гуманизация –обращенность к сознанию человека, его сущностным силам, чувствам, разуму воле, способностям ориентироваться в окружающем мире. понимать его и достойно действовать. Экологизация Усвоение научных основ взаимодействия общества и природы. Потребность постоянной адаптации массового и индивидуального человеческого сознания к быстро растущим возможностям общества. Экологические интересы общества как выраженные предпочтения в отношении целей и средств социально-экономического и эколого- культурного развития. Социологизация Социальная сфера – «кроветворный орган» общественной жизни, производства и экономики. Насыщение материалами социального характера, раскрывающими особенности жизнедеятельности населения и его структурные характеристики. Экономизация Экономика – базовая сфера человеческой деятельности Зависимость экономической сферы от качества сознания и образованности производителя и потребителя Разносторонность личности – экономическая доходность Экономизация способствует созданию практичного и более благоприятного для человека мира

Дидактические правила обучения географии Обучение должно быть максимально наглядным. Прочное усвоение понятого с помощью специальных способов. Познавательная активность должна проявляться в воспроизводстве полученных знаний на различных уровнях. Обучение обязано быть занимательным. Обучение требует системности в подходах к УВП. Обучение должно быть дифференцированным и вариативным, приближенным к требованиям современного общества

Требования к результатам освоения дисциплины Критерии оценки предметных результатов: усвоенные Критерии оценки предметных результатов знания, умения, навыки, полученный опыт творческой деятельности и ценностные установки, содержащиеся в изучаемой предметной области. Критерии оценки метапредметных Критерии оценки метапредметных метапредметных результатов: результатов: освоенные универсальные способы деятельности, применимые в образовательном процессе и реальных жизненных ситуациях. Критерии личностных результатов: ценностные Критерии личностных результатов ориентации выпускников, отражающие их жизненные позиции

· Родиноведческая методика обучения географии.

· В 1911-1912 географии в гимназиях отводилось 10 уроков в неделю. В 1915 году в ряде гимназий Москвы и СПб увеличилось до 16 в неделю.

· В марте 1915 года под председательством Д.Н. Анучина был открыт Первый географический съезд учителей(место географии в образовании не соответствует ее значению).

· Проблема методов обучения географии. (Аналитический: сначала Земля в целом, а затем ее отдельные части, и синтетический, изучение Отечества, потом Европа и ост. части света.

· Усиление интереса к краеведениюя. ( И. Н. Маньков ввел термин «краеведение»)

· В 1916 году появились «Тетради для самостоятельных работ по изучению местного края» под редакцией Д. А. Маркова

· К началу XX века были заложены основы методики обучения географии.

· В 1924 география фактически была исключена из учебного плана школы.

· Школа получила разнообразные карты и атласы.

· С 1934 начал издаваться научно-методический журнал «География в школе» под ред. Н. Н. Баранского.

· Получили развитие разнообразные формы внеклассной работы: географические кружки, олимпиады, походы, внеклассное чтение.

· Большое внимание в восьмилетней школе уделяется воспитании практических умений и навыков: чтению карты, умению на карте определять направления, расстояния, положение мест, размеры и форму географических объектов; пользоваться условными знаками различных карт и давать по ним географических характеристику территории, устанавливать связи между явлениями и объектами природной среды; ориентироваться на местности по компасу, находить путь, пользуясь топографической картой и компасом; делать топографический план местности; вести наблюдения над погодой, составлять коллекции горных пород и полезных ископаемых, делать зарисовки, составлять диаграммы, графики.

· В 70-80 годах особое внимание структуре и содержанию отдельных курсов школьной географии, развивающие обучение, самостоятельная работа, проблемное обучение (Мирза Исмагилович Махмутов), самообразование учителя географии.

· К концу 1980 года были разработаны дидактические основы о, концептуальные основы школьного ГО.

12. Проблемы экологизации географической науки и географического образования.

Содержание экологического образования комплексно. Оно включает идеологические, научные, нравственно-эстетические, правовые, личностно-мировоззренческие и практические аспекты. Цели и задачи естественно-научного и экологического образования тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Знание географии дает возможность изучать экосистемы на всех уровнях – от планетарного до ландшафтного, вооружает методологией анализа взаимодействия человека и природы, является теоретической базой экологических экспертиз любых видов деятельности общества.

Экологизация ГО заключается в формировании экологического мышления, умении делать экологические выводы и заключения на основе имеющегося материала.

1. Экологическое содержание школьной географии может быть успешно раскрыто разными способами, прежде всего путем прямого расширения экологической информации, введения дополнительных сведений при изучении ряда тем и разделов.

Например, изучение энергетики в 9 классе необходимо дополнить материалом об экологических последствиях аварии на Чернобыльской АЭС, о географических факторах распространения радиоактивных веществ, о размещении районов, пораженных радиоактивными осадками.

2. Другим способом является постановка вопросов экологического направления к отдельным разделам, темам, картам, схемам и фотографиям учебника.

Например, при изучении природных зон (7-8 класс) целесообразно предложить учащимся такие вопросы:

· Как изменится круговорот веществ в лесной зоне, если человек вырубит леса?

· Какие компоненты природных комплексов изменятся в связи с этим?

· Почему при использовании природных ресурсов необходимо устраивать не только хозяйственно-экономические процессы, но и взаимосвязь природных явлений?

При изучении климата России (8класс) экологическую направленность обучения усилят такие вопросы:

· Из каких географических регионов поступает воздух на территорию России?

· Откуда он поступает наиболее чистым?

· Откуда он приходит загрязненным и почему?

При изучении Поволжья (9 класс) можно предложить следующие вопросы:

· Какие отрасли хозяйства Поволжья загрязняют Волгу в наибольшей степени?

· В чем проявляются следствия этих загрязнений?

· Каким образом сооружение ГЭС сказывается на степени загрязненности воды в Волге?

· Какие меры необходимы для улучшения экологического состояния Волги и её долины?

На уроках географии необходимо выполнение проблемных заданий, которые предполагают не только нахождение новых знаний о природе и обществе, но и поиск новых путей этих заданий, что ведёт к развитию творческого мышления школьников, помогает им овладевать методами научного познания, формирует интерес и потребность в творческой деятельности. Это задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать ими.

14вопрос есть в лекции если у кого попадется скажите мне Оля

15. Содержания школьного географ.образования Школьная география включает знания, умения, мировоззренческие идеи, опыт творческой деятельности, который полностью не разработан.

теоретическиеэмпирические
Это обобщённые знания. Отражают суть объектов и явлений, определяют их особенности, внутренние связи и отношения. (Законы, теории, причинно-следственные связи, понятия, закономерности).Отражают внешние особенности явлений и предметов. (Представления, факты).

Сегодня повышение научного уровня школьной географии идёт за счёт увеличения доли теоретических знаний.

Общие – посредством которых мыслятся однородные объекты и явления. Составляют научный фундамент географии.Единичные – понятия о конкретных явлениях и объектах, имеющих собственное географическое название. Служат основой географических описаний, характеристик.
1. о ф-г объектах, 2. об э-г объектах, 3. о материках и природных областях, 4. о странах и народах.1. ф-г объектах, 2. об э-г объектах, 3. о взаимосвязях между различными природными элементами, 4. о геогр. карте, способах изображения предметов и явлений.

Представления – зрительные образы географических объектов, связанные с понятиями. Ведущую роль имеют пространственные представления.

Представления памятиПредставления воображения
На основе непосредственного восприятия объектаНа основе описаний, отражающих действительность

Причинно-следственные связи – выражают причинные отношения между объектами, явлениями, процессами.

Теории – обобщение опыта общественно-производственной и научной деятельности людей, выражающие основные закономерности развития в той или иной области природы и общества.

Факты – географическая номенклатура, сведенья, данные.

В психологии, педагогике и методике нет однозначного определения понятий умений и навыков. Поэтому, мы рассмотрим концепцию Кабановой-Меллер Е.Н. обобщённых приёмов и умственного развития учащихся.

Умения – это способы деятельности посредством которых учащиеся оперируют полученными знаниями, приобретают новые и применяют их при решении учебных задач. Их применение требует обдумывания и не характеризуется автоматизмом.

Навык отличается автоматизмом, в его основе лежит учебный приём, использование которого не требует обдумывания.

Таким образом, умение является первым этапом формирования навыка. Показателем усвоения приёмов, умений и навыков служит их перенос, т.е. использование в решении новых задач. Сложный перенос требует перестройки приёма для решения задачи. Основные умения, которыми должны овладеть школьники, изложены в стандарте географического образования.

Мировоззренческие идеи – это идеологическое обобщение имеющихся конкретных географических знаний. Примером может служить идея, отражающая диалектические взгляды на природу – тесная взаимосвязь всех компонентов природы, постоянное развитие и изменение природы. Идеи отражающие роль антропогенного фактора в формировании окружающей среды, необходимости её охраны.

География в школе всегда была и продолжает оставаться важной мировоззренческой дисциплиной. К ведущим идеям школьных курсов географии относят:

I. Идеи, отражающие прояв

Что такое дифференциация в географии. Смотреть фото Что такое дифференциация в географии. Смотреть картинку Что такое дифференциация в географии. Картинка про Что такое дифференциация в географии. Фото Что такое дифференциация в географии

Что такое дифференциация в географии. Смотреть фото Что такое дифференциация в географии. Смотреть картинку Что такое дифференциация в географии. Картинка про Что такое дифференциация в географии. Фото Что такое дифференциация в географии

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Что такое дифференциация в географии. Смотреть фото Что такое дифференциация в географии. Смотреть картинку Что такое дифференциация в географии. Картинка про Что такое дифференциация в географии. Фото Что такое дифференциация в географии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *