Что такое диканька у гоголя
Диканька
Диканька (укр. Диканька ) — посёлок городского типа, Диканьский поселковый совет, Диканьский район, Полтавская область, Украина. Является административным центром Диканьского района и Диканьского поселкового совета, в который, кроме того, входят сёла Васильевка, Прони и Трояны. Известен благодаря хрестоматийной книге Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Содержание
Общие данные
Посёлок городского типа Диканька находится в 27-ми км к северу от областного центра Полтава, между реками Ворскла и Кратова Говтва (
3 км). На расстоянии в 1,5 км расположено большое село Великие Будища.
История
До сих пор точная дата возникновения посёлка остается неизвестной. Впервые Диканька документально упоминается в 1658 году в летописи Самуила Величко. Тогда близ Диканьки сошлись в бою отряды полтавского полковника Мартына Пушкаря и гетмана Ивана Выговского. С той поры поле боя называют Сербинским, там осталась и Сербинская братская могила. Через 10 лет около этой могилы в столкновении с гетьманом Правобережной Украины Петром Дорошенком был убит левобережный гетман Иван Брюховецкий. Заселена Диканька была выходцами из Правобережной Украины — казаками и крестьянами, которые бежали из-под гнета польской шляхты.
Однако остатки подземных ходов, большие ответвления которых ведут из центра Диканьки в направлении села Великие Будища, свидетельствуют, что люди жили тут и раньше, спасаясь в подземелье от набегов крымских татар в XV—XVI вв.
До наших времён сохранились также остатки пещерного скита, который существовал в лесной чаще на восток от Диканьки до 1602 года. Это был почти целый подземный городок из 8 пещер, соединенных разветвленными ходами, и системы поддержания жизнедеятельности монахов. Согласно Универсалу гетмана Ивана Самойловича с 1687 года село принадлежало генеральному судье войска Запорожского В. Л. Кочубею — внуку выходца из Крымской Орды Андрея Кучук-бея, который принял православную веру, поселившись на вольных землях над Днепром. Во времена правления Кочубеев появились первые архитектурные сооружения. На прилегающей территории в уютных уголках парка стояли привезенные из Италии и Греции беломраморные античные скульптуры. Плодоносили фруктовые сады, в отдельной ферме бродили фазаны и павлины. К сожалению всё это не сохранилось до наших дней.
В 1957 году селу присвоен статус посёлок городского типа.
Версии о происхождении названия
Есть несколько версий происхождения названия посёлка. Одни связывают его с наличием здесь когда-то густых диких лесных массивов, другие — с фамилией Дикань, которая будто бы была у первопоселенца. Такая фамилия, и в самом деле, по сей день очень распространена в округе.
Экономика
Объекты социальной сферы
Образование и культура
Своего рода визитной карточкой Диканьки является государственный историко-краеведческий музей им. Д. М. Гармаша, фонды которого насчитывают около 8000 экспонатов. В 9 залах музейной экспозиции представлены завораживающая природа, историческое прошлое и сегодняшние дни гоголевского края. Среди уникальных экспонатов — ценные археологические находки из скифских захоронений, каменные половецкие скульптуры, козацкие принадлежности, сундук Вакулы и другие бесценные реликвии.
Также в Диканьке имеется своя картинная галерея, в 8 залах которой разместились около 450 экспонатов: художественные полотна, графика, скульптура, чеканка по металлу, резьба по дереву. Отдельный зал посвящен творчеству всемирно известной М. К. Башкирцевой — тут размещена её мемориальная комната-музей.
Что такое диканька у гоголя
Довольно неплохое описание Васильевки (Яновщины) времен детства Гоголя дал русский географ А. Н. Овсянников в работе «Очерки и картины Малороссии»:
«При въезде в село по одну сторону тянется огромный густой сад, пр уд, через который проложен мостик, будто разрезающий его на две части. С другой стороны открывается большой зеленый выгон, на одной стороне которого стоит маленькая церковь, обсаженная деревьями и ослепительно сияющая зеленой крышей.
Напротив церкви через дорогу находилась усадьба Гоголей, в центре которой стоял одноэтажный дом с деревянными бревнами и красной металлической крышей. На территории усадьбы стояло много сооружений хозяйственного значения, конюшня, каретный сарай, амбар и другие здания. ».
Уже, будучи взрослым, и находясь вдали от родительского дома, Николай Васильевич никогда не забывал о матери. Он постоянно переписывался с ней. Отсюда она присылала ему многочисленные материалы о народных поверьях, обычаях, быте, использовавшихся писателем в его произведениях. Сюда он приезжал отдыхать от суеты столицы, здесь работал над многими своими произведениями.
Сам факт появления Гоголя на свет во многом связан с иконой Николая Чудотворца, которая находилась в церкви Диканьки. После выхода «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь сам попал в плен собственной мистики. В этот период он пишет: «Я стою в бездействии, малого не хочется, большое не придумывается». С Петербурга он пишет письма домой и прости мать собирать для него мистические верования и различные легенды крестьян. Мать отправляет ему по несколько писем в месяц.
Именно на основе собранных матерью легенд Гоголь пишет свои страшные рассказы. В названиях постоянно фигурирует Диканька. Но только Николай Васильевич Гоголь и его мать знают тайный смысл этих названий. Ведь именно Диканька и икона Николая Чудотворца, согласно легенде, помогла Гоголю появиться на свет.
После революции об этой легенде узнали Петербургские ученые, и к месту сооружения кургана была направлена экспедиция для обнаружения рукописи. К их величайшему удивлению и разочарованию на месте кургана они застали ровное поле. Через полвека после сооружения загадочного кургана он также загадочно исчез. Точно также мистически исчезла и коллекция предметов быта, которые еще его мать собирала в Диканьке и отсылала писателю во время написания ним «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
После Диканьки Гоголь написал еще одну мистическую сборку «Миргород» и в своих книгах больше никогда не возвращался ни к истории, ни к мистике. За свою жизнь Гоголь так и не дописал историю Украины, а все черновики сжег вместе со вторым томом «Мертвых душ».
Библиотека города N
Блог Центральной библиотеки для детей имени Шуры Кобера и Вити Хоменко города Николаева
Гоголевская Диканька
Диканька — старинное украинское селение, которое своей природой очаровывало Г.Ф. Квитку-Основяненко, Панаса Мирного, Н.И. Глинку. Александр Сергеевич Пушкин в Диканьке ни разу не бывал, но тем не менее виртуозно описывал тамошние места. В Диканьке жили представители древнего рода Кочубеев, чьи имена навсегда вписаны в историю Украины. Возле давнего села, а нынче небольшого города Полтавской области, до сиз пор ростут четыре дерева которые помнят Мотрю Кочубеевну и Мазепу. Но в первую очередь названия Диканька, Великие Сорочинцы и Миргород ассоциируется с именем Николая Васильевича Гоголя.
Диканька – поселок городского типа на берегу реки Ворскла, окруженный густыми лесами заповедника. Говорят, даже свое название местность получила от диких непролазных чащ, которые в былые времена окружали ее со всех сторон. По другой версии поселение получило название от первого жителя — Дикуна, фамилии Дикий, Дикань и сейчас в этих краях не редкость. Однако, первыми, обосновавшимися здесь поселенцами, были скифы, тому свидетельствуют археологические находки датированные 7-6 ст. до н.э. Впервые Диканька упоминается в летописных источниках 17 ст., как арена битвы повстанцев под предводительством Мартина Пушкаря с отрядами Ивана Сербина. Место кровавой сечи по сей день носит название Сербинского поля. В 1708-1709 гг. здесь состоялась битва с мазепинцами.
Гетьман Украины Иван Мазепа встретил здесь свою любовь Мотрю, – 16-летнюю дочь Василия Кочубея. Примечательно, что отголоски этой любви дошли до самого Санкт-Петербурга. Вопреки воле родителей, Мотря пыталась сбежать к Мазепе. В конечном итоге родители упрятали дочь в монастырь, где она и провела остаток своих дней. Обозленный Василий трижды посылал Петру I доносы на Мазепу, но ни одно из обвинений так и не было принято. В конце концов, сам Кочубей попал в немилость к царю и был казнен; похоронен он в Киево-Печерской лавре.
Род Кочубеев внес огромный вклад в развитие Диканьки. Благодаря ему был построен большой и очень красивый дворец с более чем 100 комнатами. Красотой своей он мог сравниться с лучшими и красивейшими дворцами во всем мире. К сожалению, в 1917 году дворец был разграблен и разрушен до основания восставшими крестьянами. Сейчас на месте дворца находится ландшафтный парк. Рядом с ним возвышаются оставшиеся с прежних времен четыре дуба, возраст которых достигает 800 лет. Неподалеку находится церковь Николая Чудотворца.
Основные достопримечательности Диканьки:
Триумфальная арка — исторический символ Диканьки, построена в 1820 году по проекту Луиджи Руска как парадный въезд в усадьбу Кочубеев в память о приезде в Диканьку императора Александра I. Арка является частью усадьбы Кочубеев, сохранившейся по сей день. Ранее её композиционным центром был красивый парадный дворец, построенный в конце XIX века по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги. Дворец Кочубеев в годы гражданской войны был разрушен и разобран. Триумфальная арка – единственный на Украине памятник культуры, увенчивающий триумф победы в Отечественной войне 1812 года с французами.
Николаевская церковь — построена в 1794 году на месте деревянной, которая находилась на окраине Диканьки. Её проект в стиле классицизма выполнил известный зодчий той эпохи Н. А. Львов. Он впервые применил систему двойного купола. Особенное внимание привлекает резной иконостас из мореного дуба. Под церковью находится семейная усыпальница Кочубеев, где похоронено 5 князей и 3 княгини рода. Рядом с церковью находится колокольня, построенная в 1810—1827 гг. по проекту Луиджи Руска.
Троицкая церковь сооруженна в 1780 г. в стиле позднего барокко и имеет в плане формиу креста. Это единственный памятник архитектуры, тесно связанный с творчеством Н. В. Гоголя, который часто бывал в ней. Существует легенда, якобы, именно здесь бывал кузнец Вакула из повести «Ночь перед Рождеством».
Еще одна достопримечательность Диканьки – сиреневая роща. В свое время другой Кочубей, Виктор, приказал посадить ее для своей дочери Галины, неизлечимо больной туберкулезом костей. Место выбрали в бывшем глиняном карьере, а сирень всевозможных сортов свезли со всего света. К сожалению, сегодня в лесу остался лишь один вид этого растения.
На самом въезде в Диканьку сохранилось 4 «Кочубеевских» дуба. Это деревья-гиганты, которым уже 600—800 лет, высотой 20-22 метра, диаметром 150—185 см. Эти дубы воспеты А.Пушкиным в поэме «Полтава». По легенде около этих дубов юная Мотря Кочубей встречалась с гетьманом Мазепой. Продвинутый библиотекарь лично посестетила это место и осмотрела и дубы и Николаевскую церковь.
Кроме прочего посёлке есть памятники Т. Шевченко и Н. Гоголю (скульптор Л. Ильченко).
Диканька
|