Что такое диктант по физике

Физический диктант как одна из форм письменной проверки знаний учащихся

Разделы: Физика

Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, ею определяется результативность и эффективность обучения.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся – сложный этап процесса обучения. Сложный и для учителя, и для учащихся. Для учителя он сложен в теоретическом, методическом и организационном отношении, а для ребят – в психологическом плане.

Основной недостаток письменной проверки знаний заключается в отсутствии непосредственного контакта между учителем и учеником в процессе ее осуществления, что не позволяет учителю непосредственно наблюдать за процессом мышления учащихся.

На основании анализа результатов письменной проверки имеется возможность дать сравнительную оценку знаний и развития учащихся; выявить весь объем ошибок, допускаемых классом в целом по проверяемому материалу, на основании чего учитель может судить о достоинствах и недостатках применяемой им методики.

Для письменной проверки знаний, умений и навыков учащихся всего класса требуется значительно меньше времени по сравнению с устной проверкой, но сам учитель должен затратить время на подготовку к ней и на определение результатов. Учащиеся в процессе письменной проверки должны проявить большую сосредоточенность, умение четко выражать мысли, владеть навыками письменной речи.

Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, сочинений и рефератов.

Физические диктанты как форма письменной проверки знаний одновременно большого числа учащихся получила в настоящее время широкое распространение в школах. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного, являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента.

С помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи обучения физике: диагностирование знаний учащихся, предупреждение возникновения пробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечного результата обучения.

Физические диктанты представляют перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны написать ответ. Чтобы обдумывание не было длительным и занимало примерно одинаковое время у всех учащихся, необходимо круг вопросов, отбирать которые проверяются в форме физического диктанта.

Один из приёмов проведения физических диктантов.

Для того чтобы учащиеся овладели стандартом основного общего физического образования, часто применяю один из психологических приёмов “эффект края”. Суть этого приёма заключается в том, что быстрее запоминается материал, расположенный в начале и в конце заучиваемого текста. То, что находится в середине, “ложится в память” хуже, требует большего времени на заучивание. Поэтому, если есть такая возможность, целесообразно в процессе заучивания менять местами начало и середину, конец и середину.

Физические диктанты, проведённые таким образом, дают высокие результаты.

Пример: Физический диктант. На отработку формул. Тема: Световые кванты.

11 класс. Тема. Световые кванты.
Ф/д. №1.

1. Частота.
2. Длина волны.
3. Скорость света.
4. Постоянная Планка.
5. Ммасса фотона.
6. Импульс фотона.
7. Энергия фотона.
8. Работа выхода.
9. Кинетическая энергия.
10. Уравнение Эйнштейна.
11. Предельная частота (красная граница)
12. Длинноволновая граница.

11 класс. Тема. Световые кванты.
Ф/д. №2.

1. Масса фотона.
2. Импульс фотона.
3. Энергия фотона.
4. Работа выхода.
5. Ччастота.
6. Длина волны.
7. Скорость света.
8. Постоянная Планка.
9. Ккинетическая энергия.
10. Уравнение Эйнштейна.
11. Предельная частота (красная граница)
12. Длинноволновая граница.

11 класс. Тема. Световые кванты.
Ф/д. №3.

1. Частота.
2. Длина волны.
3. Скорость света.
4. Постоянная Планка.
5. Кинетическая энергия.
6. Уравнение Эйнштейна.
7. Предельная частота (красная граница)
8. Длинноволновая граница.
9. Масса фотона.
10. Импульс фотона.
11. Энергия фотона.
12. Работа выхода.

Номер диктантаУченик 1Ученик 2Ученик3Ученик 4
№158%66%75%58%
№266%83%83%75%
№383%91%100%83%

Как показывает практика работы учителей, диктанты можно использовать на всех этапах обучения физике, но при этом необходимо учитывать возрастные особенности: учащиеся 7 и 8 классов легко возбуждаются, но и быстро утомляются, медленно пишут.

Систематическое проведение физических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Они приучаются вдумчиво и серьезно учить материал. Готовясь к уроку, они предполагают, какие вопросы будут проверены учителем фронтально, какие – индивидуально, а какие – в форме физического диктанта. Учащиеся привыкают к тому, что знания каждого из них будут тщательно проверены и оценены. Это воспитывает дисциплину труда, трудолюбие.

Источник

Физический диктант как форма проверки знаний на уроках физики. Методическая разработка

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое диктант по физике. Смотреть фото Что такое диктант по физике. Смотреть картинку Что такое диктант по физике. Картинка про Что такое диктант по физике. Фото Что такое диктант по физике

Что такое диктант по физике. Смотреть фото Что такое диктант по физике. Смотреть картинку Что такое диктант по физике. Картинка про Что такое диктант по физике. Фото Что такое диктант по физике

Что такое диктант по физике. Смотреть фото Что такое диктант по физике. Смотреть картинку Что такое диктант по физике. Картинка про Что такое диктант по физике. Фото Что такое диктант по физике

Что такое диктант по физике. Смотреть фото Что такое диктант по физике. Смотреть картинку Что такое диктант по физике. Картинка про Что такое диктант по физике. Фото Что такое диктант по физике

2020г.

Включая в физический диктант два-три дополнительных задания повышенного уровня сложности можно активизировать сильных учащихся. Кроме традиционных заданий можно использовать графические задания, задачи-схемы.

Физический диктант «Плотность».

Запишите обозначение величин масса, объем, плотность.

Запишите единицы измерения массы, объема, плотности.

Запишите формулы расчета плотности, массы, объема.

Расположите вещества в порядке возрастания плотности: твердые, газы, жидкости.

Ребро куба из алюминия 10 см. Вычислите массу.

Физический диктант « Архимедова сила».

Архимедова сила направлена: в вправо, влево, вниз, вверх.

Архимедова сила обозначается…

Тело, погруженное в воду, теряет в весе на величину…

Архимедова сила равна…

Тело всплывает, если…

Тело находится в жидкости в равновесии, если…

Ребро куба 2 см. Вычислите выталкивающую силу, действующую на тело в керосине.

Физический диктант « Работа и мощность».

Запишите формулы работы и работы.

Единицы работы и мощности…

Работа равна нулю, если…

Выразите работу через мощность и время.

Мощность равна работе, если…

Выразите единицу работы через единицу мощности.

Как зависит мощность от времени?

Мощность- это ……. выполнения работы.

Физический диктант «Теплопроводность».

Физический диктант «Агрегатные состояния вещества».

Физический диктант «Двигатель внутреннего сгорания».

Физический диктант «Электрический ток».

Физический диктант «Свет».

Физический диктант «Сила Лоренца. Сила Ампера».

1. Напишите формулы для расчетов:

а) силы Лоренца;
б) магнитной проницаемости среды;
в) модуля вектора магнитной индукции;
г) магнитного потока;
д) силы Ампера;

2. Дополните следующие определения:

3. Какая физическая величина измеряется в теслах? Чему равна 1Тл?

4. Какими способами можно получить магнитное поле?

5. Какие величины характеризуют магнитное поле?

6. Какую физическую величину измеряют в веберах? Чему равен 1Вб?

7. Дополните предложения:

Физический диктант «Линзы».

Физический диктант «Глаз».

Физический диктант «Строение атома».

Физический диктант «Электрические цепи».

Физический диктант «Электроизмерительные приборы».

Физический диктант «Энергия».

Что такое диктант по физике. Смотреть фото Что такое диктант по физике. Смотреть картинку Что такое диктант по физике. Картинка про Что такое диктант по физике. Фото Что такое диктант по физике

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое диктант по физике. Смотреть фото Что такое диктант по физике. Смотреть картинку Что такое диктант по физике. Картинка про Что такое диктант по физике. Фото Что такое диктант по физике

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Что такое диктант по физике. Смотреть фото Что такое диктант по физике. Смотреть картинку Что такое диктант по физике. Картинка про Что такое диктант по физике. Фото Что такое диктант по физике

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое диктант по физике. Смотреть фото Что такое диктант по физике. Смотреть картинку Что такое диктант по физике. Картинка про Что такое диктант по физике. Фото Что такое диктант по физике

Номер материала: ДБ-970759

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое диктант по физике. Смотреть фото Что такое диктант по физике. Смотреть картинку Что такое диктант по физике. Картинка про Что такое диктант по физике. Фото Что такое диктант по физике

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое диктант по физике. Смотреть фото Что такое диктант по физике. Смотреть картинку Что такое диктант по физике. Картинка про Что такое диктант по физике. Фото Что такое диктант по физике

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое диктант по физике. Смотреть фото Что такое диктант по физике. Смотреть картинку Что такое диктант по физике. Картинка про Что такое диктант по физике. Фото Что такое диктант по физике

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

Что такое диктант по физике. Смотреть фото Что такое диктант по физике. Смотреть картинку Что такое диктант по физике. Картинка про Что такое диктант по физике. Фото Что такое диктант по физике

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

Что такое диктант по физике. Смотреть фото Что такое диктант по физике. Смотреть картинку Что такое диктант по физике. Картинка про Что такое диктант по физике. Фото Что такое диктант по физике

Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников

Время чтения: 1 минута

Что такое диктант по физике. Смотреть фото Что такое диктант по физике. Смотреть картинку Что такое диктант по физике. Картинка про Что такое диктант по физике. Фото Что такое диктант по физике

В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей

Время чтения: 0 минут

Что такое диктант по физике. Смотреть фото Что такое диктант по физике. Смотреть картинку Что такое диктант по физике. Картинка про Что такое диктант по физике. Фото Что такое диктант по физике

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Физические диктанты как форма текущего контроля знаний

Что такое диктант по физике. Смотреть фото Что такое диктант по физике. Смотреть картинку Что такое диктант по физике. Картинка про Что такое диктант по физике. Фото Что такое диктант по физике

Что такое диктант по физике. Смотреть фото Что такое диктант по физике. Смотреть картинку Что такое диктант по физике. Картинка про Что такое диктант по физике. Фото Что такое диктант по физике

Что такое диктант по физике. Смотреть фото Что такое диктант по физике. Смотреть картинку Что такое диктант по физике. Картинка про Что такое диктант по физике. Фото Что такое диктант по физике

Что такое диктант по физике. Смотреть фото Что такое диктант по физике. Смотреть картинку Что такое диктант по физике. Картинка про Что такое диктант по физике. Фото Что такое диктант по физике

как форма текущего контроля знаний.

Проверка и оценка успеваемости учащихся составляют важную часть учебного процесса, способствуют повышению качества обучения и воспитания. Проверка успеваемости учащихся позволяет не только определить успехи и недостатки в знаниях и умениях, но на этой основе управлять учебным процессом. Результаты проверки позволяют учителю корректировать время на изучение отдельных вопросов программы, совершенствовать формы и методы работы с учащимися, изменяя виды учебной работы, долю самостоятельной работы каждого ученика, оптимально регулировать учебную нагрузку школьников.

Одной из форм текущего контроля знаний, позволяющей проверить знания учащихся всего класса, являются физические диктанты, получившие в настоящее время широкое распространение в школах. Это кратковременные проверочные работы, рассчитанные на 10-15 минут. Диктанты позволяют выявить прочность усвоения материала, развивают память и внимание ученика, формируют умение работать в заданном темпе, быстро принимать правильные решения, что важно для подготовки к жизни. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного. Они являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента.

Дидактические требования к содержанию и структуре диктанта определяются дидактическими целями: «упражнять», «закрепить», «проверить», «скорректировать». Таким образом, с помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи: диагностирование знаний учащихся, корректирование процесса обучения, предупреждение возникновения пробелов, проверка достижения конечного результата обучения.

В диктант вводится тот материал, который относится к обязательному и основному: физические формулы; символические обозначения, определения физических величин и их единиц, соотношения между ними; формулировки физических явлений, законов, математические связи между величинами; назначение физических приборов, правила обращения с ними. При подборе вопросов необходимо ориентироваться на репродуктивную деятельность учащихся, которая легко контролируется и самоконтролируется в процессе написания диктанта. Материал, требующий сложных умственных операций, в диктант не вводится.

Содержание диктантов составляют вопросы, требующие от всех учащихся независимо от их уровня знания физики, психологических особенностей примерно одинакового времени на обдумывание ответа и его запись. В диктанты не включаются качественные задачи, так как в этом случае оценка за работу, как показывает педагогический эксперимент, не является объективной.

Каждый диктант состоит из набора фраз физического содержания утвердительного характера. В каждой фразе есть вступительная часть (написанная учителем) и констатирующая (обозначенная многоточием). Вторую часть учащийся должен дописать самостоятельно. В тетрадях учащиеся пишут только констатирующую часть при строгом соблюдении нумерации зачитываемых вопросов. Для удобства записи располагают в столбик. Вопросы диктует учитель (возможно использование магнитофонной записи), время ответа строго регламентируется. Вопрос повторяется два раза. При первом чтении учащиеся уясняют суть вопроса, второе чтение позволяет уточнить детали. При чтении некоторых вопросов учитель в случае необходимости дает варианты ответов, в отдельных утверждениях вместо многоточия возможна постановка вопросов. Например: «Чем дальше тело находится от Земли, тем … (сильнее, слабее) она его притягивает»., «Неравномерное движение характеризуется … (какой?) скоростью».

В классах с малой наполняемостью можно проводить диктант в одном варианте.

Проверка диктанта проходит сразу после его написания. Можно предложить одному из учащихся прочитать свои ответы. Остальные ученики сверяют их со своими, обсуждают, вносят исправления, дают объяснения. Возможно проведение самопроверки или взаимопроверки (обмен тетрадями с соседом по парте). Правильные ответы в этом случае проецируются на экран с помощью графопроектора. Оценивание диктанта проводится согласно критерию, предложенному учителем. Если вопросы диктанта равноценные, то для выставления отметки целесообразно оценить каждый из них долями балла (в случае 10 вопросов каждый оценивается в 0,5 балла).

Такая проверка позволяет учащимся сразу же получить информацию о своих пробелах в знаниях, а учителю – о степени усвоения изученного материала, о готовности класса к выполнению других видов работы.

Вопросы, приведенные в диктантах, можно использовать также для отработки учащимися изученного материала и при повторении в динамических парах путем взаимоопроса, при организации работы в малых группах.

Систематическое проведение физических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Учащиеся знают, что для успешного написания диктанта необходимо готовиться к нему в течение всего времени изучения данной темы, работать с текстом учебника, внимательно слушать объяснение учителя на уроке. Они приучаются вдумчиво и серьезно учить материал, привыкают к тому, что знания каждого из них будут проверены и оценены. Это способствует воспитанию трудолюбия, дисциплины труда, а в конечном итоге положительно влияет на развитие учащихся и их интеллектуальных умений и навыков.

Источник

Физические диктанты (9-11 классы)

Автор: Григоренко Ольга Викторовна,

учитель физики 1 квалификационной категории

Антрацитовской общеобразовательной школы I-III ступеней №13

Физические диктанты являются одной из форм текущего контроля знаний, позволяющей проверить знания учащихся всего класса. Данная разработка содержит кратковременные проверочные работы по физике для учащихся 9-11 классов, рассчитанные на 10-15 минут.

Диктанты позволяют выявить прочность усвоения материала, развивают память и внимание ученика, формируют умение работать в заданном темпе, а также дают возможность учителю подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного материала.

Просмотр содержимого документа
«Физические диктанты (9-11 классы)»

Антрацитовская общеобразовательная школа IIII ст. №13

Разработала: учитель физики

Григоренко Ольга Викторовна.

специалист 1 категории.

ФИЗИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ (9-11 КЛАССЫ)

Физические диктанты являются одной из форм текущего контроля знаний, позволяющей проверить знания учащихся всего класса. Данная разработка содержит кратковременные проверочные работы по физике для учащихся 9-11 классов, рассчитанные на 10-15 минут.

Диктанты позволяют выявить прочность усвоения материала, развивают память и внимание ученика, формируют умение работать в заданном темпе, а также дают возможность учителю подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного материала.

Преимущества письменной проверки знаний, умений и навыков учащихся всего класса в том, что требуется значительно меньше времени по сравнению с устной проверкой. Учащиеся в процессе письменной проверки должны проявить большую сосредоточенность, умение четко выражать мысли, владеть навыками письменной речи.

На основании анализа результатов письменной проверки учитель имеет возможность дать сравнительную оценку знаний и развития учащихся, выявить объём ошибок, допускаемых классом в целом по проверяемому материалу, что позволяет учащимся сразу же получить информацию о своих пробелах в знаниях.

Систематическое проведение физических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Это способствует воспитанию трудолюбия, дисциплины труда, а в конечном итоге положительно влияет на развитие у учащихся интеллектуальных умений и навыков.

Источник

Физические диктанты (7-9 классы)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

как форма текущего контроля знаний.

Проверка и оценка успеваемости учащихся составляют важную часть учебного процесса, способствуют повышению качества обучения и воспитания. Проверка успеваемости учащихся позволяет не только определить успехи и недостатки в знаниях и умениях, но на этой основе управлять учебным процессом. Результаты проверки позволяют учителю корректировать время на изучение отдельных вопросов программы, совершенствовать формы и методы работы с учащимися, изменяя виды учебной работы, долю самостоятельной работы каждого ученика, оптимально регулировать учебную нагрузку школьников.

Одной из форм текущего контроля знаний, позволяющей проверить знания учащихся всего класса, являются физические диктанты, получившие в настоящее время широкое распространение в школах. Это кратковременные проверочные работы, рассчитанные на 10-15 минут. Диктанты позволяют выявить прочность усвоения материала, развивают память и внимание ученика, формируют умение работать в заданном темпе, быстро принимать правильные решения, что важно для подготовки к жизни. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного. Они являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента.

Дидактические требования к содержанию и структуре диктанта определяются дидактическими целями: «упражнять», «закрепить», «проверить», «скорректировать». Таким образом, с помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи: диагностирование знаний учащихся, корректирование пробелов, проверка достижения конечного результата обучения.

В диктант вводится тот материал, который относится к обязательному и основному: физические формулы; символические обозначения, определения физических величин и их единиц, соотношения между ними; формулировки физических явлений, законов, математические связи между величинами; назначение физических приборов, правила обращения с ними. При подборе вопросов необходимо ориентироваться на репродуктивную и само контролируется в процессе написания диктанта. Материал, требующий сложных умственных операций, в диктант не вводится.

Содержание диктантов составляют вопросы, требующие от всех учащихся независимо от их уровня знания физики, психологических особенностей примерно одинакового времени на обдумывание ответа и его запись. В диктанты не включаются качественные задачи, так как в этом случае оценка за работу, как показывает педагогический эксперимент, не является объективной.

Каждый диктант состоит из набора фраз физического содержания утвердительного характера. В каждой фразе есть вступительная часть (написанная учителем) и констатирующая (обозначенная многоточием). Вторую часть учащийся должен дописать самостоятельно. В тетрадях учащиеся пишут только констатирующую часть при строгом соблюдении нумерации зачитываемых вопросов. Для удобства записи располагают в столбик. Вопросы диктует учитель, время ответа строго регламентируется. Вопрос повторяется два раза. При первом чтении учащиеся уясняют суть вопроса, второе чтение позволяет уточнить детали. При чтении некоторых вопросов учитель в случае необходимости дает варианты ответов, в отдельных утверждениях вместо многоточия возможна постановка вопросов. Например: «Чем

дальше тело находится от Земли, тем … (сильнее, слабее) она его притягивает», «Неравномерное движение характеризуется … (какой?) скоростью».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *