Что такое динамика культуры
Культурная динамика
Смотреть что такое «Культурная динамика» в других словарях:
ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ — (или культурная динамика) 1) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для к рых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер; 2) раздел теории культуры, в рамках к… … Энциклопедия культурологии
КУЛЬТУРНАЯ СЕМАНТИКА — специфич. проблемная область науки о культуре, занимающаяся изучением культурных объектов с т.зр. выражаемого ими смысла, значения. Культурные объекты любого рода (системные и несистемные, универсальные и специфичные, униформные и… … Энциклопедия культурологии
АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ — приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отд. индивидумов к меняющимся природно геогр. и истор. (социальным) условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции,… … Энциклопедия культурологии
СТРАТИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ — наличие в совр. культуре разных групп, отличающихся ценностными ориентаииями, мировоззренческими позициями, направленностью деятельности в разных областях культурной практики. Если стратификация социальная в качестве критериев выделения… … Энциклопедия культурологии
Кросс-культурная психология (cross-cultural psychology) — Наука о челов. поведении должна включать в себя данные наблюдений, собранные по всему миру, а не только в неск. промышленно развитых странах, где, в основном, и проводились до сих пор исслед. Понятие культуры суммирует множество важных… … Психологическая энциклопедия
Антропология культурная — наука о функционировании традиционных этнических культур. Предмет исследования культура народов мира, ее динамика, построение теории человека как творца и носителя культуры. Использует методы и данные археологии, этнографии, лингвистики,… … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.
ЭТНОЛОГИЯ — наука о сравнит, изучении культур, в амер. традиции часть или синоним культурной антропологии, в европейской (брит. и франц.) аналог социальной антропологии, в странах нем. языка самостоят. направление исследования. Базовая единица… … Энциклопедия культурологии
АМЕРИКАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — одна из ведущих нац. школ, в широком смысле амер. антропол. традиция. В рамках А.а.ш. сформировался ряд направлений, опирающихся на собственную методологию и методику исследования, отчетливо образующих самостоят, школы: историческую (Боас … Энциклопедия культурологии
СОРОКИН Питирим Александрович — (23.01 (4.02). 1889, с. Турья Яренского у. Вологодской губ. (ныне Жешарт, Республика Коми) 10.02.1968, г. Уинчестер, США) рус. амер. социолог и культуролог. За революционную деятельность (был связан с эсерами) в 1906 г. исключен из церковно… … Русская философия: словарь
СОРОКИН Питирим Александрович — (23.01 (4.02). 1889, с. Турья Яренского у. Вологодской губ. (ныне Жешарт, Республика Коми) 10.02.1968, г. Уинчестер, США) рус. амер. социолог и культуролог. За революционную деятельность (был связан с эсерами) в 1906 г. исключен из церковно… … Русская Философия. Энциклопедия
ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ
Полезное
Смотреть что такое «ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ» в других словарях:
Динамика социокультурная — изменения или модификация черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних и внутренних сил. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Динамика веры — «ДИНАМИКА ВЕРЫ» произведение немецко американского теолога, философа Пауля Тиллиха (Tillich P. Dynamics of faith. N. Y, 1957; рус. пер.: М., 1995). По степени значимости и влияния на умы оно стоит в одном ряду с такими известнейшими… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
КУЛЬТУРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — одна из основных составляющих социологии, предметом которой является сфера культуры и составляющие ее институты культуры, в которых организуется творческая деятельность людей искусства (театр, кино, литература, музеи, книгоиздание, творческие… … Социология: Энциклопедия
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — раздел наук о культуре (культурологии социально научного направления), в рамках к рого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций) в синхронном и диахронном планах их существования … Энциклопедия культурологии
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ — совокупность ролей, к рые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных истор. опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и… … Энциклопедия культурологии
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ — в России (СССР) группа наук социально гуманитарного профиля, сложившаяся в течение 60 80 х гг., с 1995 введена в Номенклатуру специальностей научных работников Миннауки РФ в составе четырех специальностей: теория культуры; истор.… … Энциклопедия культурологии
ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ экзистенциалист, психолог, культуролог. Окончив в 1901 классич. гимназию, обучался на юрид. и мед. ф тах Гейдельберг. ун та. Большую известность Я. принесли работы по психопатологии выдающихся… … Энциклопедия культурологии
ПРОЦЕССЫ КУЛЬТУРНЫЕ — изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами. Хотя П.к. эмпирически проявляются в совокупности культурных событий, эти понятия не тождественны.… … Энциклопедия культурологии
ОБРАЗ ЖИЗНИ — системная и нормированная совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования, Как правило, в понятие О.ж. не включается специализир. (производств, трудовая) деятельность человека. О.ж.… … Энциклопедия культурологии
Культурная динамика
Первые научные представления о культурной динамике появились в XIX в. в рамках эволюционизма. Сам термин «динамика» тогда еще не употреблялся. Ученые говорили об эволюции, постепенном закономерном развитии общества и культуры. В XX в. представления о характере и направленности изменений в культуре изменяются и расширяются. Теперь под изменениями понимают не только развитие, но и любые трансформации внутри культуры. Понятие «культурная динамика» ввел в научный оборот П. Сорокин в работе «Социальная и культурная динамика» (1937–1941).
Культурная динамика как раздел теории изучает социокультурные изменения и культурные процессы с позиций различения типов культурного воздействия и характера культурных изменений.
Когда речь идет о социально-культурной динамике, подразумеваются изменения, которые происходят в обществе, культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Изменения — неотъемлемое свойство культуры. Понятие «изменение» включает в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (нетождественность самим себе во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижения в пространстве и т. п.). Для характеристики изменений, происходящих в культуре, чаще используется более конкретный термин — культурное развитие.
Понятие культурного развития и прогресса культуры.
Источники культурной динамики
Культурное развитие — это изменение духовных и материальных компонентов культуры, приводящих к изменению ее состава и обеспечивающих переход в новое качественное состояние.
Культурное развитие характеризуется тремя свойствами: необратимостью, направленностью, закономерностью. Развитие включает в себя восходящую линию — прогресс и нисходящую — регресс. Прогресс — это переход от высшего к низшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. В современной культурологии существует две точки зрения на проблему прогресса культуры. Иначе говоря, в лучшую или в худшую сторону происходят какие-то перемены в жизни общества. Сущность одного подхода к идее прогресса состоит в том, что никакого прогресса в культурном развитии человека нет. Еще древнегреческий поэт Гесиод утверждал, что люди постепенно деградируют, становятся все хуже и хуже. В эпоху распада родовых отношений и возникновения классовых антагонизмов прошлое человечества идеализировалось, будущее представлялось мрачным и бесперспективным.
Иудейское и христианское учение об утерянном рае и грядущем страшном суде также отражает это настроение. Возвратиться от пороков цивилизации назад к «золотому веку» призывал в XVIII веке Руссо. Такие исследователи культуры как О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин сомневаются в прогрессе культуры как поступательного ее развития и высказывают идею различных типов локальных, автономных культур, имеющий свой жизненный цикл.
Вторая точка зрения связана с утверждением, что прогресс культуры существует, что с ходом истории условия жизни людей постепенно меняются к лучшему. Философы просветители ХVII-ХVIII веков пытались осмыслить историю как путь совершенствования общества на основе развития культуры. Они были уверены в том, что освобождение человеческого разума от религиозного догматизма и феодальных устоев приведут к созданию «царства разума» — созданию нового рационного общественного устройства.
Идея прогресса стала одной из самых популярных в общественной мысли ХVIII-ХIХ веков. Предполагалось, что существуют общие законы истории, которые определяют последовательность этапов продвижения общества, что все народы рано или поздно проходят одинаковые стадии общественного развития. Можно выделить два подхода к истолкованию движущих причин прогресса: эволюционистическое и революционистическое.
Эволюционизм представляет собой разновидность модели культурной динамики и понимает культуру как процесс приспособления людей к природному окружению. Однолинейная модель эволюционного развития культуры, развития человека обосновывается в работах Э. Тейлора, Л. Моргана, Дж. Фрэзера и др. Суть ее в том, что в ходе развития человеческой истории выделяются три последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство и цивилизация. Эволюционные культуры выражаются в наслоении одного элемента культуры на другой и вытеснений старого новым.
Вторая ветвь эволюционного развития отказывается от всеобщих законов развития и признает множественность путей социокультурного прогресса. Приспособление человека к окружающей среде, к природе, ведут к возникновению новых культурных феноменов — утверждают сторонники этих взглядов.
Революционное понимание человеческой истории и культуры, их прогресс наиболее отчетливо выражены в марксистской концепции культуры. Источником культурной динамики здесь выступает диалектика производительных сил и производственных отношений. Научно-технический прогресс приводит к изменению общественных отношений, в том числе к изменению образа жизни, быта и других форм культуры. Формой перехода является социальная революция. Человечество в своем развитии проходит через этапы первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической общественно-экономической формации, стремясь к воплощению идеалов коммунизма. Прогресс при таком подходе теряет линейный характер, истолковывается как развитие по спирали, как неравномерное, антагонистическое развитие. В современном марксизме при истолковании культурного развития акцент делается на деятельности человека, как существа универсального, бесконечного и всеобщего в своем развитии. Конечно, каждая эпоха, система ограничивают рамки этого развития, но каждый новый тип культуры при разрешении противоречий эпохи будет более прогрессивным, если будет способствовать развитию универсальных способностей человека.
Основные этапы (типы) культурной динамики
Культурная динамика описывается тремя основными типами взаимодействия: фазовым, или этапным, циклическим и инверсионным.
Фазовый этап культурной динамики
Наиболее простая картина культурного развития представлена в традиционной теории линейного прогресса, т. е. целенаправленного поступательного движения культурных форм, понимаемого в эволюционизме как совершенствование человеческого рода, общества, отдельного человека, а также результатов его материальной и духовной деятельности. Этот тип культурной динамики получил название фазового, или этапного. Для его изучения используется метод исторической периодизации, ведущим критерием которой является доминирующий тип общественных отношений (тип социальности). Тип социальности складывается на основе преобладания межличностных отношений в доиндустриальном обществе, товарно-денежных факторов в индустриальном или же комплекса власти-собственности-информации, который формирует тип социальности современного постиндустриального общества.
В рамках исторического материализма концепция формационного развития культуры утверждала в качестве основного фактора изменения в способе производства. В соответствии с этими изменениями выделялись и основные периоды линейного развития мировой культуры, порождавшие соответствующие типы культуры: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая. Как предполагалось, смена характера производства ведет за собой и изменение общественного строя, а вместе с ним и культуры. Если изменить масштаб и ввести стадиальный критерий универсального уровня, то общественная культурная динамика предстанет как общемировой процесс смены всемирно-исторических эпох: Первобытность, Древность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Динамика оценивается в этом случае как комплексное поступательное восхождение человеческого сообщества по ступеням исторического прогресса.
Фундамент фазового типа культурной динамики — социокультурное преобразование. Оно имеет место, когда иное состояние возникает в результате изменения прежнего под влиянием интенсивных процессов общественного обновления. Различают три основных вида преобразований: реформу, трансформацию и революцию.
Реформой называется изменение, переустройство какой-либо стороны социокультурной жизни, не уничтожающее основ существующего порядка. В общественной теории и практике к реформам причисляют более или менее прогрессивные преобразования, известный шаг к лучшему.
Под трансформацией понимаю совокупность явлений и процессов, поэтапно и формально ненасильственным образом приводящих социокультурную систему к принципиально новому качеству отношений.
Революцию определяют как глубокое качественное изменение в развитии чего-либо. Применительно же к социокультурной среде говорят о коренном, как правило, насильственном ниспровержении главнейших традиционных ценностей и стереотипов (поведения, сознания, мышления), смене идеологий, крутом повороте государственной политики в области культуры, кардинальном преобразовании социального состава интеллигенции.
Циклический тип культурной динамики
Циклический тип культурной динамики исходит из представления о том, что изменения в мире подчинены закону повторяемости, обратимости. Каждая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса. Подобные взгляды были распространены в V-IV вв. до н. э. в греческой (Аристотель, Полибий) и древнекитайской (Сыма Цянь) философии. Идея цикличности противостояла идее прогрессивного поступательного развития человеческой культуры и в XIX-XX вв., найдя свое отражение в движении культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, жизни «культурных организмов» в концепции О. Шпенглера, круговороте «локальных цивилизаций» А. Тойнби, теории «этногенеза» Л. Н. Гумилева.
Изменения в рамках цикла оказываются повторимыми, общества движутся по сходным траекториям на протяжении многих поколений. В рамках циклического понимания культуры время воспринимается как замкнутое, периодически возвращающееся к исходной точке. Прошлое поэтому поэтизируется в легендах о «золотом веке», в котором для народов содержится все лучшее, предназначенное для подражания и воспроизведения.
Н. Я. Данилевский, опираясь на богатейший фактический исторический материал, приходит к выводу, что сама идея прогресса состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы исходить все поле, составляющее всё поприще исторической деятельности человечества.
О. Шпенглер в работе «Закат Европы» отстаивает идею самобытности каждой культуры. По аналогии с живыми организмами культуры, по его мнению, проходят следующие стадии развития, представляющие собой законченный цикл: «детство» — «весна» (период хаоса и накопления сил), «юность» — «лето», «зрелость» — «осень», когда все возможности культурной души и «старость» — «зима», период «цивилизации», гибель культуры. На весь цикл культурного организма О.Шпенглер отводит около тысячи лет, период цивилизации — 200-300 лет.
А. Тойнби, английский историк и социолог, в работе «Постижение истории» развивает идеи О. Шпенглера. Он считает, что существуют «локальные», т. е. замкнутые цивилизации как устойчивые совокупности территориальных, религиозных и политических характеристик. «Локальные цивилизации» в своем развитии проходят определенный цикл, который включает пять последовательных стадий развития: рост, рассвет, надлом, разложение и гибель (связаны с истощением «жизненных сил»).
Инверсия как тип культурной динамики
Еще одним типом социокультурной динамики называют инверсию, которую иногда рассматривают как частный случай циклических изменений. Однако это не совсем верно, ибо инверсия описывает изменения, которые движутся не по кругу, а совершают маятниковые качания — от одного полюса культурных значений к другому и обратно. Такой тип динамики возникает в обществах, где не сложилось устойчивое культурное ядро, «золотая середина» или прочная структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности и ограничений может приводить к распущенности нравов, бессловесная покорность по отношению к существующим порядкам и их носителям может сменяться «бессмысленным и беспощадным бунтом», разгул страстей и чувственности может уступить место крайнему аскетизму и рассудочному рационализму. Чем меньше степень стабильности общества и чем слабее налажены отношения между его различными компонентами, тем больший размах приобретают повороты в его духовной и политической жизни.
Когда говорят о характере культурных изменений, имеют в виду направление их воздействия на общество. С этой точки зрения различают:
Обогащение культуры принято рассматривать как процесс углубления дифференциации ее структуры при сохранении устойчивости фундаментальных частей системы. Положительные изменения всегда связаны с формированием новых жанров, направлений, стилей искусства, внедрением новых технологий, появлением новых культурных центров, рождением гениев и т. д. Но новое не всегда служит синонимом прогресса, а лишь в том случае, когда оно способствует духовно-нравственному совершенствованию человека, помогая расширить его свободу без ущерба для всего живого.
Культурный упадок чаще всего связан с ослаблением значимости высоких сфер культуры, ее примитивизацией, ростом прагматической направленности общественного сознания, т. е. с набором факторов, вызванных стандартизацией жизни в условиях массового общества. Упадок также может выражать себя либо как усталость, реакция расслабления на предшествующий бурный период развития культуры, либо как неудовлетворенность его результатами.
Культурный кризис сопровождается резким ослаблением традиционных связей между важнейшими элементами и институтами культуры. В силу этого система подвергается распаду. Кризис может быть окончательным, но может также дать начало формированию иных, более актуальных элементов и их связок, став зародышем новой культуры.
О культурном застое говорят, когда изменения не происходят в течении длительного времени. Общество обнаруживает приверженность к традициям, ориентируется на неизменность норм, ценностей, смыслов, знаний, вводит запрет на нововведения. В таких социокультурных средах преобладает циклический тип динамики, выпрямить который в линию поступательного развития чрезвычайно сложно.
Тот или другой вариант культурных изменений, как правило, не охватывает культуры в целом. Напротив, отличительной особенностью всякой культуры является ее многослойный характер, в силу чего в ней могут происходить одновременно изменения, направленные в разные стороны и с разной скоростью. Движение к обновлению вызывает обычно накопление тенденций к стабилизации, что приводит рано или поздно к откату и смене ориентаций.
Кроме того, разные компоненты культуры изменяются с разной скоростью. Наиболее устойчивой оказывается мифология, способная в той или иной форме сохранять свои образы на протяжении многих веков. Большой объем консервативности заключает в себе и религия, несущая функцию интеграции общества. Более подвижной оказывается художественная культура, гибко реагирующая на изменения духовного состояния общества или его отдельных слоев. Но самой высокой способностью к изменениям отмечена современная наука, удваивающая массив своих знаний за 10-12 лет.
Использованная литература:
1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.
2.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, — 170 с.
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:
Лекция 5. Динамика культуры
1. Понятие культурной динамики.
2. Уровни культурного процесса.
3. Типы культурных процессов
Одной из ключевых тем в истории культуры является динамика культуры, способы ее функционирования, типы культурных процессов, методы их исследования и факторы культурной динамики.
I. Понятие культурной динамики.
К настоящему времени в мировой научной мысли накоплен огромный объем идей, представлений и концепций, позволяющих дать научное определение понятию культурной динамики.
Динамика культуры- это “изменение внутри культуры во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер”.
Понятие динамики культуры тесно связано с широко исследуемым в теории культуры понятием “культурные изменения”, но не тождественно ему.
Если посмотреть на культурный процесс с точки зрения синтеза, то можно сказать, что культурный процесс как целое состоит из всех этих более мелких процессов, каждый из которых функционирует по своим собственным правилам и в то же время взаимодействует на них.
2. Уровни культурного процесса.
Таким образом, культурный процесс можно изучать либо в целом, либо в различных его аспектах: в различные отрезки времени и в различных частях мира.
Но можно исследовать культурную динамику на различных уровнях общности, т.е., например, одно и то же событие можно объяснять на различных уровнях анализа. Рассмотрим это положение на примере протестантской Реформации. Если рассматривать Реформацию как культурный процесс, то здесь можно выделить три уровня культурного процесса. на первом уровне Реформация рассматривается как трансформация церковной организации в Северной Европе. На втором уровне Реформация воспринимается не только как религиозная трансформация, но и как событие, включающее многие другие аспекты культуры, такие как развитие промышленного производства и торговли, технические изобретения, некоторые социальные преобразования и др. Т.е. реформа рассматривается как этап в высвобождении светского государства из средневекового международного церковного государства.
На этом уровне с точки зрения культурной динамики интересны изменения в идеях и оценках, вызванных новыми экономическими условиями и борьбой за власть между светскими и религиозными институтами.
Исследователь культурного одинаково имеет право заниматься любым уровнем исследования.
Изучая культурную динамику, необходимо остановиться на проблеме повторяемости в истории и в культурном процессе.
большинство историков считает, что история, в противоположность известному изречению, никогда не повторяется. Если принимать такую концепцию, то события могут повторяться лишь как примеры. Так Цезарь умирает только один раз, но автократических правителей убивают снова и снова. Таким образом, культурный процесс действительно повторяется.
Повторяемость в культурной динамике может быть не только событием, но и серией продолжительных, сложных событий. так, например, возникновение древних цивилизаций в различных областях мира отмечено столь близкими чертами, что это явление можно подвести под одну и ту же серию следующих друг за другом этапов.
Самые интересные примеры повторяемости культурного процесса дают нам изобретения и открытия, сделанные независимо и одновременно дважды или даже более число раз (изобретение письменности, парового двигателя, радиосвязи и т.п.).
3. Типы культурных процессов
В результате исследования культурных процессов выявлена многообразная их структура разного масштаба и уровня. Рассмотрим лишь некоторые типы культурных процессов.
1. Фазовый или этапный тип культурной динамики, к которому применима историческая периодизация (либо формационное деление истории: первобытное общество, рабовладельческое, феодализм, капитализм; либо в соответствии с доминирующим типом социальных отношений: доиндустриальной и постиндустриальной).
2. Культурные процессы, ведущие к смене духовных стилей, художественных жанров и направлений, ориентаций и мод. Отчетливое деление эта смена нашла в истории западноевропейской культуры, выразившись в сменяющих друг друга стилях: романском, готическом, ренессансном, барокко, рококо и неоклассицизме, романтизме, реализме, модернизме (импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм, авангардизм и т.д.), постмодернизме.
3. Культурный застой как состояние длительной неизменности и консервации норм, ценностей, знаний, как приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений. В этом состоянии общество может существовать десятилетиями или даже веками без значимых прибавлений и убавлений в своей духовной и социальной жизни.
4. Культурный процесс, который определяется как упадок и деградация культуры вследствие устранения каких-то элементов культуры или прежде устойчивых норм и идеалов, упрощения культурной жизни. Такой тип культурного процесса можно рассмотреть на примере некоторых малых народов, попавших в орбиту сильных культур (индейцы Северной Америки, малочисленные народы Севера и т.д.).
5. Кризис культуры определяется как ситуация или тенденция разрыва между ослаблением и разрушением прежних духовных структур и институтов и формированием новых, более отвечающих меняющимся требованиям общества.
В историческом плане социальный и духовный кризис в древних обществах предшествовал возникновению новых духовных систем, послуживших основой для формирования мировых цивилизаций.
В Новое время кризис обычно возникает в ходе ускоренной модернизации общества. в зависимости от степени устойчивости духовной структуры кризис может привести к преобразованию или срыву в общественной жизни.
6. Циклические изменения также можно рассматривать как тип культурного процесса. Под их воздействием, общество движется по сходным циклам бытия, повторяя себя на протяжении многих поколений. Устойчивую форму эти циклы получают в мифологии, ритуалах, календаре.
Далеко идущая инверсия приводит к разрушению накопленного ранее культурного достояния, что приводит рано или поздно к возрождению прошлого, восстановлению необходимых компонентов духовной культуры, без которых жизнь общества оказывается неполноценной. Так Западноевропейское Возрождение привело к восстановлению достижений античной культуры, тех ценностей, которые изымались церковью на протяжении многих веков. Однако за Ренессансом последовали Реформация и контрреформация, частично восстановившие религиозное достояние.
7. Преобразование, или трансформация, культуры имеет место в том случае, если новое состояние культуры возникает под влиянием интенсивных процессов обновления, происходящих в данном обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия или придания нового смысла привычным традициям, а также через заимствование извне. однако заимствованные элементы подвергаются качественному изменению. Такой процесс произошел, например, в русской культуре с принятием христианства, сопровождавшегося интенсивным обновлением культуры, но с сохранением преемственности с предшествующим достоянием языческой культуры восточных славян.
1. Например, такую составляющую культурной динамики как диффузия, т.е. распространение культуры путем взаимопроникновения. Изучение материальной культуры, обрядов, искусства и мифологии позволили убедительно раскрыть роль диффузии в формировании любого локального культурного типа. Так Ф.Боас отмечает, что следы диффузии выявляются методом сравнительного изучения и на нее указывает обширный полевой материал. Известны случаи, когда индивид выступает как носитель важных мифологических сюжетов. Например помнили, что повесть о рождении Ворона, записанную в одном племени на севере острова Ванкувер, принес человек, проведший много лет в рабстве на Аляске, откуда его выкупили друзья. Носителями новых мифов, представлений могли оказаться женщины, захваченные при военных набегах, чужаки, принятые в племя и т.д. (3, с.344).
Ф.Боас делает следующие выводы:
1) две фундаментально различные культурные формы, наблюдаемые на разных участках периферии, вступают в контакт;
2) ни одна из них не возникает из другой;
3) смешение двух форм вызывает к жизни новые формы в промежуточных областях.
Понятие аккультурации тесно связано с понятием диффузии. Так, М.Херскович рассматривает диффузию как свершившуюся передачу культуры, а аккультурацию как “процесс передачи культуры”(3,с.349).
Аккультурация должна рассматриваться как двусторонний процесс, оказывающий воздействие на обе группы, находящиеся в контакте. Аккультурация (acculluration — англ. неологизм от лат. ad — к и cultura — возделывание), обозначение одновременно процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой (у культуры-донора). В частности национальные меньшинства (реципиенты) могут полностью отвергать ценности доминирующей культуры (донор), полностью принимать их, либо подходить к ним селективно (избирательно).
Примером аккультурации могут служить изменения традиционных культур под воздействием западной цивилизации и обратный процесс (например, влияние африканских музыкальных форм на современную западную музыку).
Аккультурация может носить прямой (через влияние интеллигенции или иммигрантов на принявшую их социальную среду) или же косвенный характер (через воздействие средств массовой коммуникации, потребляемые товары, высшие учебные заведения, научные центры и т.д.).
Таким образом, аккультурация рассматривается как процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходят их изменения, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза.
Ассимиляция (от лат. assimilatio — уподобление, слияние, усвоение), в антропологии — слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры (она поглощается и перестает существовать), национального самосознания. А. еще называют этническим поглощением. Различают естественную А., возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны. Понятие А. стало использоваться в кон. XIX в., гл. обр. в амер. социальной науке (первоначально синонимично слову «американизация»).
Как частичный синтез иудейско-христианской и античной традиции формировалась на протяжении веков европейская культура. В XII-IX вв. складывается исламская цивилизация на основе синтеза собственного религиозного достояния и освоения некоторых духовных достижений античной цивилизации и политической культуры персидской цивилизации. На основе длительного взаимодействия достояния индейских народов и испано-португальской культуры складывается цивилизация Латинской Америки.
В современных условиях синтез становится важным источником преобразования социокультурной системы многих развивающихся стран. В качестве примера образца плодотворного соединения собственных национальных и модернизующих компонентов можно привести Японию, Южную Корею, Тайвань, Гонконг, Сингапур и др.
4. Инновация как изобретение или выработка новых идей, моделей, нацеленных на культурные изменения. Носителями новаторства могут быть творческие личности (пророки, правители, мудрецы, деятели культуры, ученые и т.д.) или новаторские группы, выдвигающие новые идеи, нормы, отличные от общепринятых идей и норм. Как правило, источником инноваций обычно служит не “простой средний человек” и не средняя социальная группа, а индивид или группа, так или иначе “выбирающиеся” из данного общества, оказывающиеся в нем “авангардом”, “диссидентами” или “маргиналами”.
На более массовом уровне носителями новаторства нередко выступают выходцы из других стран или из другой социокультурной Среды. Это могут быть и сектантские группы (такую роль выполнили протестанты на раннебуржуазном этапе европейской истории, европейцы в колониальных странах и т.п.). Так, выходцы из кавказских народов в среднерусской полосе проявили себя более успешно в торговле, сфере услуг, чем коренное население.
Но есть существенная проблема соединения нововведений с социокультурной средой. Всякое нововведение обречено на забвение и отторжение, если оно не встречает понимания со стороны общества или отсутствует социальный спрос.
Показательный пример в этом смысле дает история книгопечатания в Западной Европе и России. И. Гуттенберг начал печатать книги в XV веке. культурная Среда была настолько готова к восприятию этого факта, что уже в начале XVI века в 26 городах Европы было основано почти 1100 типографий.
В России первая книга была напечатана Ив. Федоровым с небольшим опозданием (1564г.), этот факт не повлек за собой прорыва в стране, и широкое книгопечатание было отложено на полтора столетия, а сам он подвергся гонениям.
Существует множество примеров, когда открытия и изобретения отторгались и предавались забвению, если они не соответствовали социокультурной среде. Так, паровая машина была впервые построена русским изобретателем Ив. Ползуновым в 1766г. Проработав несколько месяцем, машина была остановлена из-за смерти создателя. В то время как паровая машина Дж. Уатта была построена в Англии в 1776г. и через несколько лет их было выпущено уже несколько десятков, а сам создатель Дж. Уатт умер в славе и почете.