Что такое динамика в дизайне
Секреты дизайна. Динамика и динамическое равновесие
Нам, современным людям, кажется, что мы знаем всё. Это предыдущие поколения удивлялись молекулам, а нам уже и атомов мало. Но вот парадокс, есть секреты о которых люди предыдущих поколений знали, а мы не можем их разгадать. Например, секреты японских мечей. Мы исследовали как устроены мечи и разобрали их до атомов, но повторить — не смогли. Потому что главные секреты кроются в мелочах о которых знали мастера и сохранили в тайне.
Свои секреты есть и в дизайне, и они также кроются в мелочах. Но, эти мелочи составляют основу многих дизайнерских шедевров, как древних так и современных. О нескольких секретах расскажем в этой статье — о динамике, о визуальном векторе и о динамическом равновесии. И поскольку наш блог о дизайне интерьеров, то на интерьерах остановимся детальнее.
Что такое динамика, визуальный вектор и динамическое равновесие в дизайне
Динамика и визуальный вектор
Сначала, разберемся с определением, что такое динамика и визуальный вектор в дизайне.
Динамика в дизайне — визуальное ощущение движения, которое создается элементами дизайна: формами, рисунками, визуальными эффектами. Визуальное ощущение означает, что движение подразумевается, а физического перемещения не происходит. Когда ощущение движение направлено в определённую сторону, то оно образует визуальный вектор.
При создании этой статьи понадобилось ещё одно разделение определения динамики — динамика визуальная и динамика визуально-чувственная, для простого и понятного объяснения этого эффекта. Если вам наше объяснение понравится, то считайте это авторством.
Динамика визуальная. Образуется движением взгляда при рассматривании чего либо.
Визуальные восприятия у людей разные и они зависят от индивидуальностей человека и традиционности. Например, при визуальном восприятия динамики у европейцев, традиционным считается, движение взгляда слева направо, при рассматривании рисунков или объектов. Такой порядок восприятие происходит от привычного движения взгляда при чтении. Но, человек, который традиционно читает справа налево воспримет по-другому.
Вертикальные и горизонтальные линии, и предметы строгих форм, образуют статичный вид без динамики и визуального вектора. При рассматривании взгляд останавливается или перескакивает на другой объект:
Наклонные и волнистые линии — создают слабое или первичное ощущение динамики. При рассматривании взгляд легче перемещается и скользит по линиям:
Динамику можно усилить, а визуальный вектор изменить. Если над наклонной линией разместить шар, то, в естественном визуальном восприятии, он будет скатываться, что усилит направление вектора вниз. Подъем шара вверх визуально не воспринимается — противоестественно, поэтому, направление вектора на рисунке справа меняется:
Динамика визуально-чувственная. Чувственная динамика образовывается из элементов, которые не имеют сильных визуальных направлений, но подразумевают их.
К визуально-чувственному динамическому элементу относится взгляд. Направление взгляда создаёт визуальный вектор:
Рисунки и формы имитирующие движение и направление движения создают сильный визуальный вектор:
Вертикальный прямоугольный столб — статичный элемент, но если, на него надеть крону и сделать похожим на дерево, то образуется чувственный визуальный вектор, который направит нас вверх, как и растёт дерево в природе:
Визуально-чувственную динамику и визуальный вектор создают рисунки или элементы, которые в естественном состоянии создают направленное движение: вода стекает вниз, огонь горит вверх, дым стремится вверх.
Задача динамики и визуальных векторов — направить взгляд и создать визуальное восприятие направленного движения.
Динамическое равновесие
Два противоположных визуальных вектора создают динамическое равновесие. Равновесие может быть в равной динамике или с преобладанием одного из векторов:
Динамическое равновесие создает гармоничность в общей композиции.
Тренировка
Закрепим знания. Посмотрите где на картинках: статика, слабая динамика, сильная динамика, равновесие — и, какой визуальный вектор создаёт каждый отдельный рисунок:
Динамика и эмоциональное восприятие
Есть теория восприятия динамических элементов и визуальных векторов по матрице эмоций. Матрица основана на ассоциативности нашего восприятия, похожим на двумерное пространство с графиком состоящим из шкал: времени и эмоций.
Время отображается временной горизонтальной шкалой, условной осью Х. Настоящее время — центр и условный нуль; шкала слева от нуля — это прошлое; шкала справа — это будущее.
Эмоции отображаются вертикальной шкалой, условной осью Y. Где, нейтральные эмоции — условный нуль, выше нуля — положительные эмоции, ниже нуля отрицательные.
Соединив вместе шкалу времени и эмоций, мы получим эмоциональную матрицу. Где вектор направленный справа вверх — абсолютный оптимизм, ассоциируется с уверенностью лучшего будущего. Вектор направленный влево вниз — абсолютный пессимизм, ассоциируется с трагическими воспоминаниями. Идея восприятия по эмоциональной матрице заложена во многих художественных произведениях, фотографиях, рисунках. Эмоциональное восприятие можно усилить или ослабить, если осветлить или затемнить соответствующие участки матрицы в композиции. На примере картины сильный визуальный вектор создаёт взгляд девушки, обращённый в прошлое, возможно, приятным воспоминаниям и осветлённая дальняя перспектива за открытой дверью. Слабый вектор — линии проекции, которые направляют взгляд к центру картины:
Картина художника Григория Чайникова
Правило эмоционального восприятия по матрице — не абсолютная истина, а условность. Если ему следовать слишком буквально, то художественная или интерьерная композиция получиться слабая, как заезженный клипарт об успешных продажах.
В интерьерах, как пространстве для жизни, управлять общим эмоциональным фоном сложнее, но, правильно подобранные и объединённые элементы дизайна: обои, панно, фотографии, картины, декоры — помогут в этом.
Как применяют динамику визуальные векторы и динамическое равновесие в дизайне интерьеров
В интерьерном дизайне динамику и визуальные векторы используют в соответствии с практическими и эстетическими целями. Практические цели связаны с удобством для человека в помещении — создать навигацию, обозначить специфику или функционал помещения. Эстетические цели связаны с визуальным восприятием — увеличить или уменьшить пространство, создать акценты, визуально соединить разрозненны элементы, разнообразить композицию.
Навигация и функционал помещения
В общественных интерьерах навигация обязательный атрибут и некоторые из навигационных элементов нормативны. Но, норматив можно усилить, или создать дополнительную навигацию, которая создаст удобство или подведет к важным или другим по функционалу участкам помещения в интерьере. На примере, симметричные женские профили и взгляды обращенные в центр, создают точную и понятную навигацию:
На фото: Дизайн-проект от STUDIOFORMS studioforms.by
Создать акценты
Создать акцент — работа визуального вектора. Визуальный вектор переместит взгляд на акцентный элемент, а при взаимодействии с встречным визуальным вектором, сделает акцент явным. На примере, ретро рисунки с равновесной динамикой создают акцент на телевизоре:
На фото: Дизайн-проект от STUDIOFORMS studioforms.by
Визуально соединить разрозненны элементы
Чтобы все присутствующие в интерьеры элементы не жили отдельной жизнью, их можно визуально соединить. Работает это так — визуальный вектор направляет взгляд от детали к детали. Динамика в элементах поможет взгляду скользить, а не перескакивать от элемента к элементу. Динамическое равновесие создаст впечатление продуманности, что всё здесь на своих местах:
Примеры декоров для с визуальным вектором и динамикой. Аисты — создают вектор вправо, кошка на светильнике — вектор влево и вниз, а взгляд человека — вверх на эти строчки:
Увеличить или уменьшить пространство
Динамика и визуальный вектор могут создавать визуальные иллюзии. Вектор стремящийся вверх визуально увеличит высоту, вектор в стороны увеличит ширину пространства:
На фото: Обои BN International коллекция Interior Affairs магазин oboivdom.by
Разнообразить композицию
Статичность и унылость в интерьере победит динамика. Наклонные, волнистые и изогнутые линии снимут статику. Динамичные элементы создадут сюжеты и ритм. А соблюдаемое равновесие в динамичных элементах создаст впечатление гармонии и правильности без визуальных перекосов. Сделать динамику тонкой, малозаметной и продуманной помогут визуально-чувственные элементы, как на примере, где визуальный вектор стремящихся вверх цветов уравновешен вектором вниз похожей на падающую воду шторой :
На фото: Обои Atlas коллекция Temtation магазин oboivdom.by
Дополнительные эффекты и идеи
Динамикой можно создавать смысловые акценты как в анимационном фильме: “Приключения Паддингтона” — панно с изображением дерева и динамика направления лестницы использовались как смысловое направление — важные действия происходят там — наверху, плюс изгиб дерева повторяет изгиб винтовой лестницы, что создаёт симметричность:
Зрительный вектор вверх создаст впечатление превосходства и статуса. Это визуальное свойство использовали ещё при украшении урок и сводов переплетающимися рисунками, стремящимися вверх, чтобы создать впечатление величественности. Верхний вектор можно использовать в декоре кабинетов или гостинной:
На фото: Обои 1838 Wallcoverings коллекция Rosemore магазин oboivdom.by
В итоге
Для тех кто дочитал до этих строк. Если вы осознали, что теперь понимаете в дизайне больше, значит мы старались не зря. А если, в результате, появились идеи, то для нас это уже счастье.
Для тех кто сейчас не озадачен преображением помещения. То, для вас бонусом ещё один секрет — эффекты динамики, визуального вектора и динамического равновесия работают в любом виде дизайна: графическом дизайне, веб-дизайне, дизайне полиграфии.
Статья — не истина последней инстанции. Многие взгляды и идеи авторские и созданы на основании знаний других людей и собственного опыта автора.
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №3
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ
Средствами создания художественной формы являются: симметрия, асимметрия, пропорции, ритм,
масштаб, контраст, нюанс, т.е. явления, присущие природным формам.
Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.
/Г.Вейль/
Симметрия – равентсво, тождество, схожесть.
Симметрия предполагает неизменность не только самого объекта, но и каких-либо его свойств по отношению к преобразованиям, выполненным над объектом. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разнообразным операциям – к поворотам, переносам, взаимной замене частей, отражениям и т.д. В связи с этим выделяют разные виды симметрии.
Симметрии на плоскости бывают:
• Зеркальная симметрия — основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии.
• Осевая симметрия — связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой.
• Асимметрия значит отсутствие соразмерности, полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота.
• Диссимметрия – частичное нарушение симметрии. Диссимметрия хорошо воспринимается, так как, обладая структурными качествами симметрии, содержит больше свободы.
В композициях ритм может быть явным и скрытым:
• явный ритм очевиден, если, например, поместить элементы на полосатый фон;
• скрытый ритм представляет собой сложное чередование акцентов, иногда смысловых, направлений, технических приемов.
Существует метрический и ритмический порядок.
Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, к отличие от метра, строится на основе разных, но повторяющихся элементов. В отличие от метрического повтора закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п.
Динамический ритмический ряд можно построить следующими способами:
• увеличением или уменьшением элемента по величине при одинаковых интервалах;
• возрастанием или убыванием интервала, но при одинаковых элементах;
• одновременным возрастанием или убыванием и элементов, и интервалов.
Обязательным условием при построении ритмического ряда должно быть ясное его прочтение. Поэтому элементы или интервалы должны повторяться не менее 3-5 раз.
Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка. Сбой ритма, как правило, ведет к серьезным нарушениям целостности, в то время как композиционно продуманное изменение в метрическом ряду не только возможно, но подчас во многих отношениях желательно.
Метр и ритм могут взаимно сочетаться.
✔️ МАСШТАБ ПРОПОРЦИЯ
Другие виды пропорциональных отношений:
— арифметическая прогрессия: 1, 3, 5, 7, 9…;
— геометрическая прогрессия: 1, 3, 9, 27, 81…;
— квадратичные отношения: 2, 4, 16, 256…;
— ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8… и др.
• МАСШТАБ
Масштабность – соразмерность принятому эталону. Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба, например, как на географических картах, и строящиеся
на крупных планах, например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит
от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора.
Важно заметить, что подсознательно эталоном для сравнения у человека является сам человек.
✔️ КОНТРАСТ НЮАНС ТОЖДЕСТВО
Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме
Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет.
• Если элементы композиции сходны по форме, размерам, фактуре, пластике или другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.
Тождество – отношение полностью сходных объектов.
Используется несколько реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями.
✔️ АКЦЕНТ ДОМИНАНТА АНАЛОГ
• Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту).
• Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.
• Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.
✔️ СТАТИКА ДИНАМИКА
• Статика – зрительное впечатление неподвижности.
Статика используется для выражения следующих смыслов: уверенность, спокойствие, остановка, «классика».
Статичные композиции могут характеризоваться симметрией, наличием четко выраженного центра и обязательно тяжестью и незыблемостью формы.
• Динамика – зрительное впечатление движения, скорости. Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия, сила, дерзость, порыв, «альтернатива».
Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Динамичность формы связана прежде всего с пропорциями. Равенство или нюанс отношений величин по трем координатам пространства характеризует относительную статичность формы. Контраст в отношениях создает динамику как «зрительное движение» в направлении преобладающей величины.
Статика и динамика не всегда взаимоисключают друг друга. В некоторых случаях можно говорить о внутренней динамике формы. Поэтому необходимо определить, что объективно доминирует – статичность или динамичность, так как композиция не может быть в одинаковой мере статичной и динамичной, что неизбежно ведет к утрате композиционной целостности.
✔️ ТЕКТОНИКА АТЕКТОНИКА
• Тектоника – установка на устойчивойсть. В отличие от статики, это не неподвижность. Динамичный, быстро и уверенно бегущий человек – тектоничен, так как не производит впечатления, что сейчас упадет.
• Атектоника – установка на неустойчивость. Атектоничны готические соборы, так как вся их неподвижная конструкция выражает стремление к полету.
✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИ
Речь вдет не только об осях симметрии в ленточных композициях, являющихся всего лишь частным случаем композиционных осей, а в большей степени о тех направлениях развития композиции,
которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя.
Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными. Вертикальная направленность дает торжественность, устремленность к духу, горизонтальность как бы демонстрирует зрителю неспешное движение, диагональность наиболее динамична, она подчеркивает развитие. Во взаимодействии с другими средствами композиции оси часто выступают и в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.
Приемы композиции – это процесс обоснованного выбора и применения средств композиции, например: пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка и т.д.
Основы композиции в дизайне
Довольно часто встречаю статьи о законах композиции, но постоянно там чего-то не хватает, то есть это либо основные принципы, либо рассказ о каком-то одном законе и так далее. Я постаралась собрать все доступные знания о композиционном построении и рассказать о них доступным языком, не углубляясь в психологию, цвето- и световосприятие.
В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.
Композиционный и геометрический центр.
Вне зависимости от того строите ли вы композицию на бумаге, через фотообъектив или на мониторе компьютера, две диагональные линии при проведении из угла в угол, дадут точку пересечения — геометрический центр композиции. Любой предмет вписанный в этот центр будет смотреться гармонично.
Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать. Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.
Иногда композиционный центр нарочно смещают, например, для придания композиции динамики.
Способы выделения композиционного центра.
Динамика и статика.
Слева статика, мы видим прочно стоящую композицию с надежным основанием. Справа динамика, композиция наклонена относительно линии горизонта, композиционный центр смещен.
Благодаря нашему удивительному ассоциативному мышлению, разные динамические композиции вызывают разные ассоциации. Например, мячик справа вот-вот скатится, а слева уже скатился по перекладине.
Симметрия и асимметрия в композиции. Равновесие.
С симметричной композицией, как правило, не возникает проблем, статична она или динамична, нам «удобно» на нее смотреть, она понятна. Различают несколько видов симметрии: зеркальная, осевая, вращательная (поворотная), центральная и скользящая симметрия.
В случае с асимметрией необходимо правильно уравновешивать композицию. Для большинства людей равновесие — это психологическая необходимость для правильного восприятия всего образа в целом. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.
Хорошая композиция не позволяет произвести какие-то добавления или, наоборот, что-нибудь убрать, так как это в свою очередь приведет к глубоким изменениям ее характера.
Метр и ритм.
В графическом дизайне существует понятие метрических и ритмических композиционных рядов, на практике этими законами композиции пользуются почти каждый мастер.
Ритм — важное средство организации элементов формы, которое реализуется как многократное закономерное чередование элементов ряда с целью их упорядочивания.
Чувство ритма — это врожденное чувство людей. Ритм легко воспринимается и воспроизводится. Первобытный человек ощущал цикличность природных явлений и жизненных процессов, их ритмы. Это оказало существенное влияние на формирование первых орнаментальных образов.
Принято выделять метрические, ритмические и метроритмические ряды в зависимости от характера и количества изменений.
Метрический ряд — закономерное повторение равных элементов через равные промежутки. Метрический ряд сообщает целому статический характер. Метрический ряд может быть простым и сложным. Простой метрический ряд основывается на повторении одного элемента через равные интервалы. Сложный метрический ряд возникает при сочетании нескольких простых метрических рядов, то есть когда развивается несколько метрических повторов.
Ритмический ряд — закономерное повторение, которое основано на изменении элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Поэтому выделяют также простой и сложный ритмический ряд. Ритмический ряд сообщает целому динамический характер за счет возможного характера изменений (нарастание или убывание интервалов между элементами, нарастание или убывание размеров элементов, изменение цвета и так далее). Для построения ритмического ряда необходимо 4-5 элементов, так как еще 3 элемента не создают впечатления закономерного повтора.
Метро-ретмический ряд характеризуется наличием нескольких простых рядов, которые складываются в композицию.
Перспективное сокращение.
Существует очень интересный способ составления композиции путем привязок к угловой или фронтальной перспективе. Мы рассмотрим на примерах несложных перспектив. В отличии от аксонометрии размеры предмета в перспективе не вычисляются, используют один реальный размер, который является отправной точкой.
Фронтальная перспектива рассчитана на фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта. Предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления от переднего плана.
Угловая перспектива всегда имеет 2 точки схода, все плоскости стремятся к этим точкам.
Все остальное разнообразие перспектив изображения являются производными от двух основных угловой и фронтальной, к ним относятся: линейная обратная перспектива, сферическая перспектива, плафонная перспектива, билатеральная перспектива, аспектива и перцептивная перспектива. Особое место хочется уделить воздушной (тональной) перспективе. Она характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета. Цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются, таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.
Я намеренно не упоминала такой способ построения композиции, как Золотое сечение, на мой взгляд, золотое сечение — отдельная большая тема, и познакомиться с ней вкратце просто не получится. На Ярмарке Мастеров и так множество прекрасных статей о золотом сечении, например «Золотое сечение. Божественная пропорция» (автор — Даша Самаркина).
В заключении хочется добавить, что законы композиции не обязательно строго исполнять, они часто противоречат друг другу, но прежде чем их нарушать, стоит научиться ими пользоваться.
Спасибо за внимание!
От автора: все композиционые схемы и примеры (на сером фоне) отрисованы лично мной, пожалуйста при использовании этого материала не забывайте ссылаться на авторство. Спасибо.
Использованные материалы: Выразительность графических и семантических средств в орнаменте. Литвинович Е.И.;
Основы композиции в дизайне. Tanya Flower; Перспектива — Виды перспективы. Шедевры Омска.