Что такое дивергентность в психологии

Дивергентное мышление — что это такое

Человечество мыслит по-разному, оттого люди делятся на артистов, научных деятелей, спортсменов. Среди разных видов мышления человека выделяют дивергентное, отличающееся быстротой и широтой процесса. Диагностировать его можно в детстве, но есть возможность развить у взрослого человека.

Что такое дивергентность в психологии. Смотреть фото Что такое дивергентность в психологии. Смотреть картинку Что такое дивергентность в психологии. Картинка про Что такое дивергентность в психологии. Фото Что такое дивергентность в психологии

Дивергенция отличается нестандартными решениями

Определение мышления человека базируется на его психологической составляющей. Это процесс отражения действительности, а также умение решать поставленные задачи. Человеку свойственно делать попытки связать несколько явлений воедино для получения некоторой картины мира. Направление мыслей зависит от навыков индивида, полученных врожденным талантом либо тренируемых долгие годы.

Основные виды мышления

К основным видам мыслительных процессов относят следующие:

Что такое дивергентность в психологии. Смотреть фото Что такое дивергентность в психологии. Смотреть картинку Что такое дивергентность в психологии. Картинка про Что такое дивергентность в психологии. Фото Что такое дивергентность в психологии

Дивергентное мышление может предложить неожиданные идеи

Обратите внимание! Дивергенция – это в психологии составная часть творческого мышления, обеспечивающая индивиду продуктивные мыслительные процессы.

Дивергентное мышление в психологии

Дивергентное мышление – это часть творческого направления мыслительного процесса человека. Его особенностями являются поиск и получение множества вариантов решения поставленной задачи. Оригинальность, быстрота, гибкость – это дивергентное мышление. Примечательно, что его можно развить еще у младшего поколения и натренировать у старшего. О данном способе мышления говорят, что человек «идет в разных направлениях». Перебирая те или иные варианты решений некоторой задачи, дивергент способен получить весьма неожиданный исход, хотя, безусловно, верный.

Люди могут относиться к разным группам по образу мышления. Одни обладают творческим складом ума, другие отличаются аналитическим.

Нередко они считают, что превосходят друг друга по образу мыслей. Это неправильно, поскольку нельзя определить, кто из них лучше. Но можно совместить разные виды мышления: творческому человеку натренировать аналитический склад ума и наоборот.

Зачастую эта тренировка памяти проходит за счет методов мозгового штурма, карт памяти, ассоциаций. Перечисленный инструментарий подходит для развития у человека дивергентного мышления.

Диагностика дивергентного мышления

Обычно у человека больше развито какое-то одно направление мышления, отличающееся определенным набором характеристик.

Сочетание таких качеств, как легкость, гибкость, скорость мышления, и ряда прочих элементов в психологии – это дивергентность. Ее можно диагностировать с раннего возраста.

Что такое дивергентность в психологии. Смотреть фото Что такое дивергентность в психологии. Смотреть картинку Что такое дивергентность в психологии. Картинка про Что такое дивергентность в психологии. Фото Что такое дивергентность в психологии

Дивергентное мышление выявляют с детского возраста

Можно ли измерить дивергентность мышления

Дивергентность мышления можно определить, измерить, оценить посредством диагностики по Дж. Гилфорду и тестированию Э. Торренса. Первый способ призван дать оценку нескольким важным параметрам креативного образа мыслей: оригинальность, семантика, адаптивность и спонтанность. Диагностика состоит из 14 так называемых субтестов, результаты которых определяют уровень развития и активности дивергентного направления.

Примером диагностики по Гилфорду служит задание, которое определяет легкость словоупотребления предполагаемым дивергентом: за некоторый отрезок времени необходимо составить максимально большое количество слов с определенной буквой (например, «д»). Сюда же относят диагностику внимательности: найти среди множества предметов некоторый заданный. Также господин Гилфорд ввел задание, в ходе которого испытуемый должен составить рисунок из геометрических фигур.

Обратите внимание! Дж. Гилфорд отнёсся к диагностированию дивергенции с большим разнообразием, но его тесты не подходят для детей. Поэтому данная диагностика не имеет большого распространения среди специалистов ввиду сложности испытаний.

Тестирование Торренса предлагает простой вариант определения дивергенции человека любого возраста, начиная с дошкольного. Тест состоит из десятка абстрактных фигур, само задание предлагает испытуемому дорисовать их до полноценных изображений, подкрепив названием. В ходе тестирования внимание уделяется 4 элементам:

Помимо творческого тестирования, Э. Торренс предложил вербальные и аудио испытания, но они пользуются гораздо меньшим спросом.

Как развивать дивергентное мышление

Современное общество требует от человека творческого подхода и быстроты эффективного выхода из сложных ситуаций. Поэтому так важно отнестись к развитию дивергентного решения, даже если индивид считает, что это ему чуждо.

Что такое дивергентность в психологии. Смотреть фото Что такое дивергентность в психологии. Смотреть картинку Что такое дивергентность в психологии. Картинка про Что такое дивергентность в психологии. Фото Что такое дивергентность в психологии

Необходимо развивать разные мыслительные направления

К методам развития дивергенции относят:

Что такое конвергентное мышление

Конвергентное мышление – это в психологии ответвление от логического, это дедукция и индукция. Учитывая, что дивергентов учат думать разносторонне, конвергенция основывается на линейном образе мыслей, т. е. в одну сторону.

Дивергентное мышление более широкое, нежели конвергентное направление. С одной стороны, линейность конвергента обеспечивает ему краткий путь к решению задачи, причем наиболее надежный. Дивергенты способны найти десятки способов решения проблемы, а иногда получить нечто уникальное, новое.

Скорость, гибкость, нестандартность мышления – все это характеристики дивергента. Современному человеку необходимо развивать в себе эти качества, чтобы повысить эффективность работы и жизни в целом. Весьма важно, что методы тренировки дивергентного мышления просты, нужны лишь желание и целеустремленность.

Видео

Источник

Что такое дивергентность в психологии

Завершая свое школьное образование, наши дети проходят через систему ЕГЭ, которая нацелена прежде всего на оценку способности механического воспроизведения заученного материала. Факты, даты, имена, формулы, — все это, вне всякого сомнения, должно быть усвоено каждым образованным человеком, стать его интеллектуальным багажом на всю жизнь. Однако смогут ли наши дети использовать этот багаж, превратить его из простого набора деталей в действенный инструмент, позволяющий ориентироваться в быстро меняющемся мире, оценивать множество переменных и в результате принимать правильные решения на основе выбора из нескольких альтернативных вариантов?

Это зависит от их умения использовать различные виды мышления.

ДВА ВИДА МЫШЛЕНИЯ

Сорок с лишним лет назад американский психолог Дж.Гилфорд описал два различных вида мышления, которыми пользуется человек: конвергентное и дивергентное. Конвергентным он предложил назвать мышление, с помощью которого мы на поставленный вопрос находим единственно правильный ответ.

Иными словами, конвергентное мышление позволяет нам отвечать на простейшие, базовые вопросы: что? Кто? Где? Когда? В какой последовательности? При необходимости эти вопросы развертываются в более сложные конструкции, например, кулинарные рецепты, должностные инструкции и инструкции по пользованию техникой…

Такой вид мышления незаменим в повседневной жизни, он позволяет нам ориентироваться и действовать в однородной среде, в условиях повторяющихся явлений и в предсказуемых, ранее описанных ситуациях. На этой основе формируются четкие и мало подверженные изменениям алгоритмы, дающие нам возможность принимать правильные решения в привычной обстановке.

Именно такие навыки и воспитываются и закрепляются в школе и оцениваются с помощью системы ЕГЭ.

В отличие от конвергентного мышления, дивергентное ориентировано на работу в сложной среде, предполагающей наличие не единственного рабочего алгоритма действий, но некоего набора альтернативных вариантов, из которых необходимо выбрать оптимальный.

Сразу следует подчеркнуть, что потребность в умении эффективно пользоваться навыками дивергентного мышления особенно востребована сегодня, в условиях быстрого роста информационных потоков, постоянных изменений технологий. Все это настоятельно требует от каждого человека умения быстро адаптироваться, искать и находить нетривиальные решения, осваивать незнакомые навыки работы и общения.

Главные вопросы, с которыми имеет дело дивергентное мышление – это: как? Каким образом? Почему именно так? Зачем так, а не иначе? Можно ли как-то иначе? Что будет, если?

Заметим, что эффективно оперировать с подобными вопросами невозможно без базовых знаний, без того багажа, который собран с помощью конвергентного мышления. Дивергентное мышление дает нам возможность превратить этот багаж в полезные рабочие инструменты, пригодные к использованию в самых разнообразных, даже совершенно незнакомых нам ситуациях. Тем более, в тех, что не описаны в инструкциях, а таковых в нашей жизни большинство!

КАК ОСВОИТЬ ПРИЕМЫ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ?

Сразу следует оговориться, что обучение навыкам дивергентного мышления требует особых методик, отличных от тех, что используются в подготовке к ЕГЭ. Простого, линейного усвоения знаний для этого недостаточно. Нужно научиться комбинировать эти знания, как детали конструктора.

Навыки дивергентного мышления позволят вам:

— оперировать информацией в ситуации неопределенности,
— генерировать различные подходы к поставленной задаче,
— понимать, что одну и ту же задачу можно решать разными способами,
— уметь отличать задачи с единственно правильным решением от задач, допускающие выбор оптимального решения из нескольких одинаково правильных,
— формулировать критерии оценки эффективности различных решений,
— оптимизировать свои действия в соответствии с требованиями ситуации
и еще многое-многое другое.

Ученные-психологи установили, что для развития навыков дивергентного мышления у взрослых и у детей можно использовать весьма схожие методики. Например, в любом возрасте можно с успехом проделывать различные упражнения.

Вот ряд таких упражнения, доступные любому:

«В ЧУЖОЙ ОБУВИ»

Постарайтесь взглянуть на ту или иную жизненную ситуацию или проблему со стороны, глазами другого человека. Представьте, как бы он оценил их, как стал бы действовать. При этом стремитесь понять разницу между вашими оценками и действиями и оценками и действиями другого человека.

Научиться «надевать чужую обувь» можно в процессе общения. Беседуя с людьми, стремитесь понять логику их рассуждений, причины высказываемых мим суждений. Осваивайте альтернативные точки зрения!

«ФОТОГРАФ-ПРОФЕССИОНАЛ»

В чем разница между фотографом-любителем и фотографом-профессионалом? Любитель ищет интересный кадр, фиксирует его и переходит к следующему. Профессионал же, найдя нужный ему кадр, будет «обрабатывать» его несколько раз, меняя ракурс, постановку, фильтры, расстояние и т.п. А затем, в спокойной обстановке, выберет из множества сделанных фотографий ту, что удовлетворит его в наибольшей степени.

Попробуйте использовать эту логику. Решая некую задачу, не останавливайтесь на первом варианте решения, каким бы здравым он ни представлялся. Отложите его и попробуйте еще несколько вариантов: вполне возможно, что найдется что-то и получше. Если же ни один из них не будет лучше первого, это только укрепит вас в вашем первоначальном выборе.

«ПЕРЕПИСЧИК»

Попробуйте переписать только что прочитанный текст, стараясь сохранить содержащиеся в нем информацию и логику изложения, так, чтобы он выглядел как новый.

Источник

Дивергентное мышление: особенности, способы развития

Что такое дивергентность в психологии. Смотреть фото Что такое дивергентность в психологии. Смотреть картинку Что такое дивергентность в психологии. Картинка про Что такое дивергентность в психологии. Фото Что такое дивергентность в психологии

Для того чтобы человеку эффективно справляться с проблемами, появляющимися на жизненном пути, нужно обратить внимание на развитие некоторых важных характеристик мышления. Изучая вопросы мышления и интеллекта, американский психолог Джой Гилфорд в 60-х годах ХХ века разработал теорию креативности, согласно которой человеческое мышление может быть направленным на одновариантное решение проблемы по чёткому алгоритму (конвергентное мышление), а может предполагать обширную вариативность решения одной проблемы (дивергентное мышление). Давайте разберёмся, в чём ценность дивергентного мышления и его значение для успешного решения любых задач.

Вы можете более детально и качественно изучить и проработать один из методов развития дивергентного мышления – «ТРИЗ на практике» – наша онлайн-программа, которая поможет оценить ваш творческий потенциал, узнать способы его развития, прокачать свои творческие способности, чтобы мыслить нестандартно и легко решать трудные задачи.

Особенности мышления

Главная роль в деле поиска оптимальных решений, в том числе и генерации идей, принадлежит мышлению. Суть мышления – в поиске ответов и стремлении к осмыслению действительности. Когда человек размышляет, он активизирует множество процессов умственной деятельности: внимание и наблюдение, любознательность и воспоминания, оценку и интерпретацию, воображение и фантазию, память и познание.

Бывает так, что человек хорошо образован, он много знает. Все ли такие люди могут с успехом решать жизненные и профессиональные проблемы? Наличие большого количества знаний у человека вовсе не гарантирует ему то, что он сумеет быстро и по делу воспользоваться этим багажом. Столкнувшись со сложной задачей, даже эрудит может потеряться и не отреагировать быстротой и качеством предлагаемого решения. В этом случае важно уметь качественно мыслить. А научиться мыслить быстро и к тому же, предлагая несколько вариантов решения проблемы, поможет развитие творческого мышления, одним из видов которого является дивергентное мышление.

Характеристики дивергентного мышления

«Гилфорд – первый, кто начал рассматривать интеллект с разных сторон. Он описал 120 разнообразных способностей интеллекта и 15 факторов их определения. Дивергентное мышление относится к важнейшим операциям ума в процессе обработки информации».

Итак, дивергентное мышление – (от лат. divergere «расходиться, отклоняться») – это способность человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных.

А конвергентное мышление – (от лат. cоnvergere – «сходиться к одному центру») – это фокусировка человека на одном главном решении проблемы. Дивергентное мышление – это способность искать решение проблемы в разных направлениях. С помощью каких механизмов это происходит? Гилфорд считал, что дивергентность – это основа креативности, основными показателями которой являются беглость, гибкость, продуктивность и сложность (разработанность). Учитывая возможный вклад указанных показателей, дивергентный ум ищет инновационные пути и нестандартные идеи. Таким образом, ценность обладателя дивергентного мышления в том, что он сможет быстро и продуктивно предложить несколько вариантов идей, одна из которых и станет лучшим решением.

Как развивать дивергентное мышление?

Чтобы стать человеком, способным быстро вырабатывать большое количество идей, причём оригинальных, неповторимых, хорошо проработанных, можно использовать следующие методы и упражнения для каждого навыка:

С помощью этих простых методов и упражнений вы сможете значительно улучшить продуктивность мышления и приобрести способность неординарно подходить к решению задач.

«Рекомендация. Отрабатывайте навыки активизации дивергентного мышления в парах. Взаимообучение — один из самых эффективных способов тренировки ума».

Как вы считаете, чем может помочь дивергентное мышление в вашей профессиональной деятельности?

Источник

Дивергентное и конвергентное мышление – что это такое и поддается ли развитию

Что такое дивергентность в психологии. Смотреть фото Что такое дивергентность в психологии. Смотреть картинку Что такое дивергентность в психологии. Картинка про Что такое дивергентность в психологии. Фото Что такое дивергентность в психологии

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости блога!

Наверняка вам вспомнится чья-то история о том, как заядлый троечник в будущем становился богатым и успешным. В психологии выделяется два основных типа мышления, но традиционное школьное образование делает упор только на одном. Сегодня мы поговорим о двух типах, ведь конвергентное и дивергентное мышление – это как две стороны одной медали.

Я расскажу, что это за типы мышления, в чем их различия и поддаются ли они развитию в зрелом возрасте.

Что такое дивергентность в психологии. Смотреть фото Что такое дивергентность в психологии. Смотреть картинку Что такое дивергентность в психологии. Картинка про Что такое дивергентность в психологии. Фото Что такое дивергентность в психологии

Определения понятий

Долгое время основой мыслительного процесса считали логику. Даже в переводе с древнегреческого логика – это наука о правильном мышлении и способность к рассуждению. В школах и по сей день способность рассуждать логически находится в основе успешного обучения.

Тип мышления, направленный на решение различных задач с помощью четкого алгоритма действий, называется конвергентным.

Именно этот тип мы задействовали на уроках алгебры, когда с помощью новой изученной формулы искали решение задачи. Правильный ответ был только один. Простыми словами, конвергентное мышление предполагает поиск единственно верного решения на основе уже имеющихся данных.

К середине XX века люди поняли, что в решении сложных нестандартных задач логика нередко оказывается бессильна. Причина в линейности и однонаправленности такого типа мышления. Зато подобные дилеммы легко решались людьми с творческой жилкой, которые терялись перед логическими задачами. Дело было в ином типе мыслительных процессов.

Дивергентное мышление – это метод творческого мыслительного процесса, который заключается в поиске множества верных решений одной и той же проблемы или задачи.

Первым, кто начал заниматься исследованием логического и творческого мышления и дал им названия дивергентного и конвергентного, был американский психолог и профессор Джой Пол Гилфорд.

В чем разница

Чтобы нагляднее показать вам различия этих двух типов мышления, я тезисно перечислю характеристики каждого из них.

Итак, конвергентное, или логическое мышление, предполагает фокусировку человека на одном главном решении проблемы и ищет только один ответ. Базируется на фактах, аргументах. Если оно не находит тот самый единственный путь, то делает вывод, что задача нерешаемая.

Если логическое идет по проторенной, более короткой и надежной дороге, то к дивергентному мышлению это не относится, ведь оно открывает новые неизведанные тропинки. Именно там можно случайно найти что-то необычное и уникальное.

Но можно ли говорить о том, что дивергентное мышление лучше конвергентного или о том, что они являются взаимоисключающими? Разумеется, нет. Во-первых, не всегда нужно усложнять и изобретать велосипед. Во-вторых, в человеке могут легко уживаться оба типа. Просто логике нас целенаправленно учат 10 лет, а творческое восприятие зачастую приходится развивать самому.

Основные черты дивергентного мышления

В психологии выделяют четыре основных свойства мышления по дивергентному типу:

В педагогике также выделяют еще одну особенность дивергентного мышления – способность к самостоятельному обучению и развитию посредством интуитивного чувствования.

Диагностика и оценка

Автор концепции линейного и нелинейного типов мышления Джой Гилфорд разработал комплекс диагностических тестов, которые позволяют обнаружить и оценить уровень дивергентности мышления человека.

Эта методика оценивает 4 составляющие креативности:

Всего в методике Гилфорда содержится 14 тестов с самыми разными заданиями. Но ввиду своей сложности широкую популярность среди психологов они не получили.

Позже эти тесты были доработаны другим американским психологом Элисом Полом Торренсом. Он пересмотрел критерии оценки и адаптировал их под разные возрастные категории. В результате методики Торренса стали более понятными и превратились в доступный инструмент выявления творческого потенциала.

Самый известный оптимизированный тест представляет собой 10 простых абстрактных рисунков, которые нужно завершить до осмысленных изображений, а также присвоить им названия. Результаты оцениваются по 4 критериям:

У Торренса есть и другие методики, например, звуковые и вербальные. Но тест с рисунками нашел больший отклик как у школьных психологов, так и у специалистов, занимающихся профотбором сотрудников.

Факторы, которые мешают развить нелинейное мышление

Наиболее развитым дивергентным мышлением наделены дети. Их разум открыт для всего нового, ими не управляют догмы и предрассудки, у них богатое воображение и большое желание учиться и развиваться.

Позже нашу детскую креативность “запихивают” в рамки школьной программы и общественного мнения. Мы начинаем замечать, что балом правит логика, а творчество зачастую не приносит успеха. Так в нас погибает творец и рождается мыслительная машина.

Но далеко не только образование и социум мешают развитию в нас дивергентности. Рассмотрим, что относится к факторам, которые тормозят скорость и эффективность воспитания нелинейного мышления:

Как развить

Как уже выяснили, все мы рождаемся креативными. Штампы и сухие подходы закладываются в нас позже. И чем более зрелым становится возраст, тем сложнее дается любое обучение. В стремлении развить дивергентное мышление многим придется формировать навыки буквально с нуля и будить то, что было глубоко закопано в подсознании и забыто.

Исходя из наличия факторов, перечисленных в предыдущем разделе, степень угнетения дивергентности у каждого своя, а потому и усилия для перехода к новому типу мышления будут у всех разными.

Вот основные способы развития:

Заключение

Мы с вами выяснили, что такое дивергентное мышление и чем оно отличается от конвергентного.

Человеку для достижения успехов важны оба типа. А потому нельзя сказать, что лучше быть творческим, чем логически развитым. Для наилучших результатов и достижения целей должны гармонично взаимодействовать оба типа мышления.

А на ваш взгляд, какой тип более полезен? Поделитесь в комментариях.

Напоследок оставлю ссылки на статьи, которые могут быть вам полезны:

Источник

Дивергентное мышление: как прокачать свои креативные навыки

Что такое дивергентность в психологии. Смотреть фото Что такое дивергентность в психологии. Смотреть картинку Что такое дивергентность в психологии. Картинка про Что такое дивергентность в психологии. Фото Что такое дивергентность в психологии

Что такое дивергентное мышление

Дивергентное мышление — метод творческого открытия, который помогает придумать наибольшее количество решений одной проблемы или задачи. Человек с развитым дивергентным мышлением быстро генерирует нестандартные и неожиданные идеи.

Мы используем дивергентное мышление, например, когда ищем прорывные идеи для стартапа, думаем над темой курсовой работы или создаем новое блюдо из всего, что осталось в холодильнике.

Дивергентное и конвергентное мышление

Американский психолог Джой Гилфорд изучал структуру интеллекта человека и предположил, что мы используем два типа мышления для решения задач — дивергентное и конвергентное.

Дивергентное мышление помогает отвечать на открытые вопросы вроде «Чем заняться в эти выходные?», а конвергентное — на закрытые, у которых есть только один правильный ответ, например, «Кто выиграл чемпионат мира по футболу в прошлом году?»

Конвергентное мышление — это способность анализировать возможности и находить наиболее оптимальные решения. Мы используем конвергентное мышление, когда фокусируемся на одной основной идее и прорабатываем ее, словно решаем математическую задачу. Например, когда мы считаем бюджет на проект, мы используем конвергентное мышление.

Может показаться, что конвергентное и дивергентное мышление — взаимоисключающие процессы. Но это не совсем так. Это часть одного процесса поиска решений и проверки их жизнеспособности.

Мы используем дивергентное мышление, чтобы подобрать самые оригинальные и нестандартные способы решения проблем. Потом в ход идет конвергентное мышление и отсеивает нежизнеспособные идеи. Затем опять «включается» дивергентное мышление — и ищет способы реализации идей, которые прошли отсев. И этот цикл может повторяться несколько раз — до тех пор, пока мы не проработаем окончательное решение.

Тест на дивергентное мышление

Проверить, насколько у вас развито дивергентное мышление, можно с помощью теста альтернативных применений (The Alternative Uses Test): выберите любой предмет, например зубочистку, и придумайте ему как можно больше разных применений. Например: зубочистка может стать пером для письма, строительным материалом для миниатюрной избушки или чем-то еще.

Чтобы усложнить задачу, можно ограничить время до 2–3 минут. Этого будет достаточно, главное — придумать максимальное количество альтернативных применений выбранному предмету. Основной фокус должен быть именно на количестве идей.

Что такое дивергентность в психологии. Смотреть фото Что такое дивергентность в психологии. Смотреть картинку Что такое дивергентность в психологии. Картинка про Что такое дивергентность в психологии. Фото Что такое дивергентность в психологии

Результаты теста оценивают по четырем критериям: беглости, оригинальности, гибкости и качеству проработки.

Беглость — это общее количество уникальных идей. Вычеркните все повторяющиеся варианты и посчитайте остаток. Конкретных показателей количества идей, к которым следует стремиться, не существует. Если вы вышли за пределы двух-трех самых очевидных вариантов — уже хорошо.

Оригинальность оценивает, насколько ваши идеи необычны и далеки от стандартного применения предмета.

Чтобы оценить гибкость мышления, объедините все сгенерированные идеи в категории. Если вернуться к примеру с зубочисткой, то идеи «макать ее в чернила и писать на бумаге» и «рисовать на песке» попадут в одну категорию. Чем больше категорий образовалось — тем выше показатель.

Качество проработки. Он оценивает, насколько идеи применимы и полезны в жизни.

При оценке результатов используйте десятибалльную шкалу для критериев оригинальности и качества проработки.

ИдеяОригинальностьКачество проработки
Кирпич в качестве подпорки для двери65
Кирпич в качестве оружия34
Кирпич в качестве строительного материала19
Кирпич вместо подставки под сковороду73
Разбить кирпичом окно27

Как развить дивергентное мышление

Дивергентное мышление можно развить с помощью специальных упражнений. Вот четыре упражнения, с которых можно начать.

Тест Гилфорда. Тест альтернативных применений — неплохое упражнение. Если проводить его регулярно, есть шансы улучшить свои показатели и научиться генерировать больше идей.

Синектика. Это метод мышления, основанный на подборе аналогий и поиске схожих качеств в предметах, которые изначально между собой не связаны. Например, попробуйте придумать три общих черты Финского залива и реки Тибр.

Сам термин synectics ввели в использование психолог Уильям Гордон и писатель Джордж Принс. Они же разработали целую методологию коллективной креативной генерации идей с одноименным названием.

Десять новых идей. В течение недели каждый день придумывайте 10 идей на какую-либо тематику. В понедельник, например, можно придумать 10 идей для стартапа, а во вторник — 10 способов перепланировать вашу спальню. И так до воскресенья. Эта техника развития креативного мышления предложена писателем и предпринимателем Джеймсом Альтушером.

Сумасшедшая восьмерка. Техники дивергентного мышления можно сразу применять на практике. Например, во время рабочего брейншторма.

Максим Шпаковский, основатель направления дизайн-спринтов Focus агентства Aventica рассказывает, как это происходит в их команде:

«Чтобы переключиться в режим созидания, мы используем упражнение «сумасшедшая восьмерка», разработанное в рамках методологии дизайн-спринтов Джейка Кнаппа. Каждый участник команды берет лист бумаги и делит его на восемь равных частей — «экранов». И задача заключается в том, чтобы изобразить на каждом «экране» новое решение поставленной задачи. Например, если мы придумываем концепцию нового продукта, то каждый участник будет рисовать по восемь разных баннеров с вариантами ценностного предложения и визуала. Усложняется все тем, что на каждый вариант дается всего одна минута.

Обычно первые четыре варианта — это идеи, которые лежат на поверхности. А дальше людям приходится, не теряя темпа, генерировать новые решения за одну минуту. И зачастую это дает интересные результаты, помогает хорошо разогнать голову».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *