Что такое диверсификация экономики и форсирование процесса импортозамещения
Что такое диверсификация производства
Компания не может функционировать в течение длительного времени, если она никак не меняется. Требования рынка изменчивы, а потому и коммерческие организации должны соответствовать переменам. В обратном случае как прибыль, так и спрос на продукцию будут падать. Для предупреждения этого используется диверсификация.
В связи с усилением конкурентных начал в сельском хозяйстве страны на ведущий план выходят устойчивость положения предприятия на рынке сельхозпродуктов, конкурентоспособность, финансовая результативность и эффективность. Постоянный поиск рациональной модели выживания и дальнейшего развития сельскохозяйственного предприятия в условиях изменчивости конъюнктуры в части покупательского спроса и освоения выгодных товарных ниш на рынке сельхозпродуктов обусловливает возрастание роли диверсификации производства как фактора противостояния рыночным катаклизмам, колебаниям покупательского спроса.
Что собой представляет диверсификация
Диверсификация – это увеличение эффективности производства. К примеру, это могут быть следующие меры:
Как проводится диверсификация промышленности и повышение конкурентоспособности отраслей?
Диверсификация предполагает распределение вкладов между различными центрами. То есть это хранение яиц в различных корзинах. Применяется этот метод на следующих рынках:
По сути, при диверсификации появляется новый игрок на рынке. Производство существенно обновляется.
Какие существуют проблемы диверсификации и варианты их разрешения?
Преимущества и недостатки метода
Рассмотрим плюсы диверсификации производства:
Рассмотренные преимущества достигаются за счет следующих инструментов:
Однако процедура также не лишена недостатков:
Важно провести диверсификацию производства правильно. В обратном случае вложения в изменения не окупятся.
Особенности диверсификации производства
Диверсификация производства предполагает стратегическое изменение деятельности. При этом расширяется или ассортимент, или рынок сбыта. Основная цель метода – обеспечение стабильности работы. В том случае, если одно из направлений производства становится убыточным, компания продолжит извлекать прибыль из других отраслей. По сути, диверсификация обозначает расширение специализации.
Разновидности диверсификации
Существуют следующие разновидности диверсификации производства:
Связанная диверсификация, в свою очередь, подразделяется на эти типы:
Существует также комбинированная диверсификация. Она наиболее популярна. Предполагает использование сразу нескольких инструментов.
Стратегии диверсификации
Диверсификация – это достаточно широкое понятие. Проводиться она может по различным стратегическим направлениям. Рассмотрим базовые стратегии:
Реализация последней стратегии предполагает наличие большого количества ресурсов, так как нужно будет создавать совершенно новую технологическую цепочку, нанимать сотрудников.
Этапы выбора стратегии диверсификации
Эффективность производства можно повысить только в том случае, если правильно выбрана стратегия диверсификации. Рассмотрим этапы ее подбора:
Рекомендуется провести также анализ портфеля. Оцениваются перспективы выбранного направления. Благодаря этому можно предугадать дальнейшее развитие предприятия.
Методы диверсификации
В процессе диверсификации применяются эти методы:
К сведению! Метод диверсификации также определяется в соответствии с индивидуальными особенностями производства. При выборе нужно учитывать количество свободных средств, особенности деятельности компании, специфику рынка.
Диверсификация экономики простыми словами
Диверсификация экономики – распределение активов по разным направлениям для снижения рисков или внедрение компании в другие отрасли. Кроме того, этот термин означает значительное увеличение видов и наименований продукции и услуг. Диверсификация на предприятиях совершается путём увеличения собственной производственной мощности или покупкой уже работающих фирм. Цель этого процесса – расширение и рост производства, независимость от единственного рынка сбыта и сезонных колебаний цен.
Понятие и суть диверсификации
Что такое диверсификация нужно знать не только бизнесменам, но и тем, кто только хочет начать свой бизнес. Диверсификация экономики – это стратегия, направленная на распределение единственного направления развития на несколько направлений. Этим достигается разносторонний профиль субъекта или фирмы.
Диверсификация помогает бизнесу стать мобильным и устойчивым как к внешним, так и к внутренним угрозам, что делает субъект жизнеспособным в экономике. Простыми словами, диверсификация является противоположностью специализации. Диверсификация расширяет определённые аспекты производства: рынок сбыта, ассортимент продукции, активы и прочее. А специализация имеет узкое направление развития.
Многообразие диверсификации экономики определяется сложностью взаимоотношений между субъектами. Чаще всего при этом процессе производятся следующие действия:
Основные типы
Диверсификация экономики по характеристикам новых направлений деятельности бывает:
По привлечению к процессу распределения других компаний различают внутреннюю и внешнюю диверсификацию экономики:
Существует несколько направлений диверсификации:
Направление | Действия |
---|---|
Банковская | Производится реструктуризация капитала – перераспределение средств между банковским учреждением и клиентами |
Инвестиционная | Пересмотр инвестиций и общей политики фирмы. Компания инвестирует средства в новых направлениях и находит новые источники дохода. Источников дохода должно быть несколько: в случае убытков в одном источнике, будет прибыль в других |
Производственная | Расширение и развитие новых типов и способов производства: покупка оборудования, наём новых сотрудников, увеличение ассортимента выпускаемой продукции и т.д. |
Диверсификация бизнеса | Компания осваивает рынок сбыта или новые отрасли деятельности для стабилизации ситуации и увеличения прибыли |
Сельскохозяйственная | Расширение направлений деятельности в животноводстве и растениеводстве: разведение новых пород скота, выращивание новых видов сельскохозяйственных культур и пр. |
Конгломератная | Расширение перечня услуг, которые оказывает одна организация |
Рисковая | Распределение инвестиций в различные экономические объекты, поиск дополнительных путей и инструментов для заработка. Создаётся новая политика в направлениях деятельности, покупаются облигации, устраняется зависимость от мировых цен (импортозамещение) |
Процесс распределения лучше всего демонстрирует горизонтальная диверсификация экономики, которая предполагает развитие и поддержку бизнеса, не связанные с существующей деятельностью и производственной мощностью. Создаются инновационные производственные факторы, выпускаются принципиально новые изделия или предоставляются новые услуги.
Горизонтальная диверсификация
Горизонтальной диверсификацией называется создание специфического направления деятельности, не связанного с существующим. Это стратегия, направленная на усиление позиций предприятия и расширение видов выпускаемой продукции. Основной целью является усиление рыночных позиций компании и введение новых программ, которые раньше не существовали.
Задачами горизонтальной диверсификации считаются:
Для того, чтобы компания полноценно работала, необходимо придерживаться концепции развития, которая представляет собой ряд стратегических действий по расширению производства, минимизацию рисков и улучшение основных экономических показателей (ликвидность, рентабельность и т.д.). Грамотно выбранная стратегия поможет любому предприятию добиться желаемых результатов.
Диверсификация экономики государства
Диверсифицированная экономика на государственном уровне предполагает разработку системы управления, обеспечивающую стабильность, устойчивость и развитие, а именно:
Диверсифицировать экономику целесообразно в тех странах, экономика которых зависит от продажи природных ресурсов и экспорта полезных ископаемых. Если считать, что диверсификация — это полная реорганизация действующей экономики на более эффективные направления, то некоторые государства достигли в этой области значительных результатов. Это такие страны как Индонезия, Чили, Малайзия и так далее. Зарубежный опыт стран, которые долгое время зависели от продажи ресурсов, а затем стали развивать другие экономические отрасли, немногочисленный, но очень интересный и примечательный.
Для определения уровня диверсификации в экономике применяется индекс диверсификации. Наиболее популярным методом для оценки доминирования в экономике отдельных секторов является индекс Херфиндаля-Хиршмана.
Первый и основной аргумент диверсификации экономики – долгосрочная перспектива. Усложнение отраслевой структуры, развитие туристического сектора и сферы услуг даст стимул:
В государствах с большими сырьевыми возможностями, рост населения превышает скорость добычи природных ресурсов. Это приводит к снижению доходов и уровня жизни населения, что создаёт угрозу стабильности в стране. Кроме этого, в добывающих отраслях экономики не хватает достаточного количества рабочих мест, что приводит к кризисам и безработице. Страны-экспортёры всегда зависят от цен на мировом рынке. Внезапные изменения в ценовой политике могут привести к неприятным последствиям для экономической ситуации в стране.
Диверсификация экономики России
Диверсификация жизненно необходима для экономической системы России, в которой преобладают военно-промышленный и топливно-энергетический секторы. При этом имеется недоразвитость аграрного и туристического сектора, производства товаров широкого потребления, сферы услуг. Большинство всех производимых товаров не предназначено для народного потребления.
В России наблюдается инфляционная неустойчивость из-за дисбаланса развития разных областей экономики. Высокая инфляция вызывает большие процентные ставки при кредитовании. Ипотека и прочие виды кредитования малодоступны широким слоям населения. Действующая структура хозяйствования во всех регионах – мощный тормоз в развитии страны.
В условиях международных санкций против РФ и дефиците бюджетных средств, правительству нужно расставить приоритеты в области импортозамещения, а также по развитию отраслей и предприятий, которые ориентированы на сохранение экономической и финансовой независимости страны.
По статистике, за последние годы благодаря мерам по диверсификации экономики РФ улучшаются показатели несырьевого экспорта, а общая доля в бюджет от экспорта нефти и газа снижается.
Диверсификация бизнеса
Каждый бизнесмен активно ищет новые направления, обеспечивающие развитие и расширение компании. Чтобы компания могла пережить кризис, необходимо развивать несколько направлений. Для минимизации рисков и наибольшей отдачи бизнеса диверсификации подвергается не только производственный фактор. На уровне компаний первое место занимают качество продукции и своевременность решений менеджмента, которые распределяют:
Диверсифицированность бизнеса предполагает стратегию в обозначении целей, привлечении ресурсов и принятии рисков. Процесс условно подразделяется на два главных направления: производственное и инвестиционное. Эти направления могут помочь компании свести риски к минимуму и предотвратить банкротство. Чаще компании выбирают производственную диверсификацию. Достоинства этого направления:
Перед проведением диверсификации необходимо учитывать её слабые стороны. Для значительного развития компании понадобятся крупные масштабы. Чтобы эффективно управлять большим производством, нужно иметь сотрудников, обладающих достаточным опытом. Помимо этого, требуются крупные инвестиции и определённый период времени на реализацию проекта.
Преимущества и недостатки диверсификации
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Достигается гибкость бизнеса | Ограничения от риска потери денег сдерживают рост доходов и прибыли |
Сохраняются конкурентные позиции | Поиск специалистов в новых сферах деятельности |
Нейтрализуются риски однопрофильной деятельности | Увеличение расходов на процесс распределения |
Получается максимальный результат в условиях неопределённости ведения дел |
К плюсам диверсификации экономики относится независимость от единственного экономического сектора. При возникновении проблем на одном рынке не будет угрозы упадка всей экономики государства. Минусом считается необходимость учитывать тонкие различия обслуживания разных рынков и производства различной продукции.
Расширяй и властвуй
Под диверсификацией принято понимать меру разнообразия в совокупности. Явление это столь естественно, что проникло во многие сферы бизнеса и имеет множество видов.
Диверсификация производства делится по ее связи с основной деятельностью и далее — по ее направленности. Существует связанная и несвязанная диверсификация, вертикальная и горизонтальная.
Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности организации, связанную с существующими областями бизнеса, несвязанная, соответственно, — новую область деятельности, не имеющую очевидных связей с существующими сферами бизнеса.
Зачастую связанная диверсификация предпочтительнее несвязанной, так как компания действует в привычной обстановке и меньше рискует, но если накопленные навыки и технологии невозможно передать другому структурному подразделению, переходят к несвязанной диверсификации.
Несвязанная диверсификация сложнее связанной. Организация вступает на новую территорию, работает с новыми партнерами и новыми конкурентами, она должна осваивать новые технологии, формы, методы организации работ и многое другое, с чем она раньше не сталкивалась.
Такой переход фирмы в новую область направлен на получение большей прибыли и минимизацию предпринимательских рисков. При помощи данной стратегии специализированные фирмы превращаются в многоотраслевые комплексы, составные части которых не имеют между собой функциональных связей.
Вернемся к типам диверсификации. Связанная диверсификация делится, как было сказано выше, на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная — это производство продуктов и услуг на предыдущей или следующей ступени производственного процесса. Например, производитель готовой продукции начинает выпускать для нее комплектующие (по цепочке вниз) или завод по переплавке металлов изготавливает ограды, решетки, кованую мебель (по цепочке вверх).
Горизонтальная диверсификация — это расширение ассортимента той же ступени производства. Например, фирма по производству утюгов запускает производство чайников, микроволновок и фенов. Новый продукт может выпускаться под уже имеющимся брендом (приводя к расширению бренда) либо под новым брендом.
Что приводит фирмы к диверсификации?
Причин диверсификации много — от излишка денежных средств до бедственного положения практически полностью разорившегося производства. Вот некоторые из них:
Существует немало других причин, в том числе субъективных. Например:
Диверсификация — путь к успеху?
Диверсификация помогает предприятию выживать в течение продолжительного времени, она также может способствовать эффективному использованию избытка ресурсов, расширению сферы влияния, захвату новых рынков и сведению рисков к минимуму. Но несмотря на все плюсы диверсификации и те двери, которые она открывает перед бизнесменами, ее нельзя назвать панацеей. Как и все другие финансовые инструменты, оказавшись в неумелых руках, она может привести к убыткам.
Есть множество примеров, когда собственник извлекал деньги из основного бизнеса для развития нового направления и оставлял текущие проекты без должного финансирования, не давая четких указаний на приоритетность, путал менеджеров. В компании начинался хаос, мотивация работников падала.
Если говорить об инвестировании, то и здесь есть свои ошибочные стратегии. «Наивная диверсификация» (англ. naive diversification) — стратегия, применяя которую инвестор просто инвестирует в ряд случайных активов и надеется, что вероятность получения доходов от этого портфеля тем самым повышается. Использование этой стратегии не обязательно приводит к снижению связанных с портфелем рисков, она даже может повысить их.
Что же делать?
Чтобы избежать рисков и повысить свою прибыль при диверсификации, необходимо следовать нескольким простым правилам:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Что такое диверсификация экономики и форсирование процесса импортозамещения
Проведение импортозамещения в ряде отраслей невозможно без осуществления диверсификации экономики региона, повышения интенсификации производственных процессов в рамках перехода на инновационный путь развития и модернизации производства. В условиях высокой дифференциации регионов по социально-экономическому состоянию разработка стратегии развития региона не может осуществляться без учета комплекса социально-экономических и экологических показателей, формирующихся на уровне макро- и микроэкономики, т.е. корректная оценка имеющихся факторов и учет сложившихся закономерностей в высокой мере определяют жизнеспособность политики импортозамещения.
Под импортозамещением следует понимать процесс оптимизации структуры экономики страны и региона путем создания дополнительных производств и отраслей, способных заменять импорт, позволяющих делать экономику независимой от внешних рисков [5]. В сложных политических условиях это определяет возможность странам-импортерам сохранять стабильность и устойчивость вне зависимости от характера внешнеэкономических связей и решений любой страны-экспортера на ограничение поставок необходимых технологий, средств производства, дефицитного сырья, продовольствия, товаров медицинского назначения. Но для этого необходимы соответствующие научно-технические и социальные условия, интеграция научно-образовательной сферы в управление организационно-производственными процессами. Поэтому оптимальность реализации импортозамещения требует полноценного и эффективном задействовании трудовых ресурсов и улучшении условий ведения бизнеса на региональном уровне; развитии логистической инфраструктуры в рамках общефедеральной программы; смягчении монетарной и налоговой политики.
На данном же этапе Курская область является дотационным регионом с дефицитом инвестиций, поэтому ухудшение макроэкономической ситуации в стране определяет стагнацию в развитии экономических процессов на мезо-уровне. Традиционная невысокая рентабельность предприятий реального сектора с учетом текущей макроэкономической политики в условиях санкций, характеризующейся повышением процентной ставки и сокращением объемов кредитования рискованных направлений бизнеса (например, сельское хозяйство и переработка сельхозпродукции), обостряют дефицит финансовых ресурсов в экономике. В результате, дефицит высококвалифицированных кадров и инвестиций при малоэффективном менеджменте не позволяет провести широкопрофильную модернизацию промышленного производства в регионе, обеспечить масштабное внедрение достижений НТП и их массовое тиражирование [1].
Именно поэтому в условиях отсутствия организованной системы территориального разделения труда реализация стратегических планов развития большинства регионов страны проходит в конкурентной борьбе за ограниченные ресурсы. Отсюда концентрация на перспективных отраслях, имеющих высокий потенциал и материально-техническую базу, способных стать генераторами роста, оказывая мультипликативный эффект на развитие социальной и экономической сферы региона, является для текущего производственно-экономического состояния Курской области наиболее приемлемым путем.
Примером может быть реализуемая соответствующая программа импортозамещения в Курской области продовольственной продукции. Благодаря развитию агропромышленного комплекса здесь полностью удовлетворяются потребности в муке, гречке, пшене, хлебе из ржаной и ржано-пшеничной муки, сахаре. Достигнут высокий уровень самообеспечения мясом, в том числе, за счет развития свинокомплексов, запуска в эксплуатацию птицекомбинатов, предприятий по переработке скота и других видов животных. Импорт мяса в области составляет всего 1,2-1,3 % от общего потребления, это в основном деликатесы и другие эксклюзивные продукты премиум-сегмента. Существенно снижен импорт молочной продукции (около 3,5 %), в том числе за счет строительства комплексов [5, 6]. Не смотря на то, что в агропромышленном комплексе остается нерешенным целый ряд проблем это единственный элемент реального сектора экономики в регионе, имеющий высокий потенциал в развитии, способный выйти на высоко эффективный уровень хозяйствования, дав толчок к развитию сельских территорий и их населению.
В этих условиях необходимо разработать модель развития, которая учитывала бы неблагоприятные факторы, позволив более эффективно использовать ограниченные ресурсы. Мы предполагаем, что таковой может стать модель «точечного» роста, в рамках которой происходит формирование инновационных точек роста с последующей постепенной, от центров-лидеров к остальным экономическим субъектам, диффузией инноваций в различные сферы деятельности сельского хозяйства по районам региона. Эта модель проявляется в концентрации определенных видов ресурсов и функций в таких пунктах, которые, с одной стороны, делают реализацию их более эффективной, а с другой – повышают результативность и продуктивность региональной системы в целом. Поэтому, представляется логичным использовать выделенную закономерность в решении задач развития сельского хозяйства, тем более что, как правило, уже имеются определенные «точки роста» или зачатки полюсов развития, заключающиеся в наличии в достаточном размере факторов производства адекватных потребностям развития при эффективном их управлении и использовании.
Материалы и методы исследования
В целях детерминирования подобных «точек роста», способных выступить центрами адаптации инновационных процессов и стать локомотивом развития сельскохозяйственного производства Курской области, нами разработан алгоритм, на основе мультипликативного учета интегрального показателя совокупной величины факторов ресурсной базы (КРБ) и эффективность их управления (КЭФ) [2, 4] (рисунок).
В рамках предлагаемого алгоритма широкое применение получил математико-статистический аппарат: использован индивидуальный подход к определению числа кластеров по уровню развития, закономерности в разнице результатов в этих кластерах подтверждаются на основе статистических критериев значимости и корреляционных коэффициентов. С учетом тесной связи основных факторов производства для расчета величины ресурсной базы используется средняя геометрическая их нормированных значений. Коэффициент эффективности использования имеющихся финансовых, трудовых, земельных ресурсов (Кэф) будет заключаться в корректировке нормированного коэффициента величины ресурсной базы с учетом эффективности управления имеющимися ресурсами и использованием технологий, характеризующие предпринимательские способности и качество менеджмента. Его расчет проводится на основе фактически полученной величины выручки и величины этого показателя, рассчитанного на базе регрессионной модели, включающей в качестве регрессоров затраты на производство в расчете на 1 га пашни и фондовооруженность труда, которые учитывают влияние всех факторов, используемых для расчета коэффициента величины ресурсной базы.
Алгоритм определения центров развития сельскохозяйственного производства региона
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно предложенном алгоритму нами определен уровень развития сельскохозяйственного производства по административным районов Курской области в период 2012–2014 гг. (табл. 1).
В соответствии с разработанным нами подходом к кластеризации административных районов на основе интегральных показателей [3] целесообразно выделить 4 группы районов, разделяющихся по уровню развития производства и возможности участия в инновационном процессе в структуре региона:
– первая – эффективные и инновационно активные (где зарождаются и адаптируются инновации) – Беловский, Глушковский, Курский, Советский, Железногорский, Кореневский и Советский районы;
– вторая – адаптивные (способные внедрять, использовать и распространять различные нововведения) – Золотухинский, Медвенский, Пристенский, Большесолдатский, Фатежский, Суджанский, Касторнеский и Черемисиновский районы;
– третья – умеренно консервативные (приемлющие лишь некоторые инновации) – Обоянский, Щигровский, Дмитриевский, Солнцевский, Льговский, Мантуровский, Курчатовский, Горшеченский и Поныровский районы;
– четвертая – депрессивные (отсталые в инновационном развитии) – Октябрьский, Тимский, Хомутоувский, Конышевский районы.
Обоснованность такого распределения подтверждается дифференциацией выделенных кластеров по величине производственно-экономических показателей, характеризующих более высокий уровень результативности использования земельных, финансовых и трудовых ресурсах в районах с более высоким уровнем интегрального показателя.
Проведенное исследование свидетельствует о том, что в перспективе использование инноваций значительно расширяет экономические возможности сельскохозяйственного производства, позволяет повышать его социальную, экономическую и экологическую эффективность, достигать снижения материально-денежных затрат на единицу продукции, а также ресурсоемкости сельхозпродукции, а значит повышает ее конкурентоспособность. Это имеет принципиально важное значения в условиях членства России в ВТО и возможности обеспечить продовольственную безопасность, эффективно решая проблему импортозамещения продукции.
Ранжирование районов Курской области в соответствии с интегральным показателем уровня развития сельскохозяйственного производства