Что такое дизорфография в логопедии

Дизорфография

Что такое дизорфография в логопедии. Смотреть фото Что такое дизорфография в логопедии. Смотреть картинку Что такое дизорфография в логопедии. Картинка про Что такое дизорфография в логопедии. Фото Что такое дизорфография в логопедии

Дизорфография – это специфическое расстройство усвоения орфографических навыков, опосредованное нарушением речевого онтогенеза и невербальных психических процессов. Проявляется устойчивыми, частотными орфографическими ошибками на письме, возникающими и повторяющимися, несмотря на знание учащимся орфографического правила. Дизорфография выявляется в процессе диагностики сформированности устной и письменной речи, анализа рабочих тетрадей ученика. Коррекционный логопедический процесс включает формирование фонетико-фонематического, лексического, грамматического, морфологического, синтаксического компонентов речевой системы, развитие ВПФ.

МКБ-10

Что такое дизорфография в логопедии. Смотреть фото Что такое дизорфография в логопедии. Смотреть картинку Что такое дизорфография в логопедии. Картинка про Что такое дизорфография в логопедии. Фото Что такое дизорфография в логопедии

Общие сведения

Дизорфография, наряду с дислексией и дисграфией, относится к нарушениям письменной речи. Дизорфографические ошибки появляются к концу второго – началу третьего класса, когда школьники осваивают морфологический и традиционный принципы правописания, начинают изучать и применять на письме грамматические правила.

Трудности усвоения орфографических знаний и их практического использования обнаруживаются у 80% второклассников, 90% третьеклассников и четвероклассников с ОНР IV уровня, обучающихся в массовых школах. У них дизорфография является ведущей причиной неуспеваемости по родному языку, негативно влияет на личностное развитие, приводит к школьной дезадаптации, а потому нуждается в грамотной и профессиональной коррекции.

Что такое дизорфография в логопедии. Смотреть фото Что такое дизорфография в логопедии. Смотреть картинку Что такое дизорфография в логопедии. Картинка про Что такое дизорфография в логопедии. Фото Что такое дизорфография в логопедии

Причины дизорфографии

Говоря о предпосылках нарушений письма, исследователи обращают внимание на их неоднородность и многообразие. В логопедии дизорфографию принято рассматривать и изучать комплексно, с точки зрения педагогического, медицинского и психологического аспектов. Выделяют следующие группы этиологических факторов:

Патогенез

В основе дизорфографии лежат трудности овладения морфологическим (морфемным) и традиционным принципами письма. Морфемный принцип базируется на одинаковом написании частей слова в сильной и слабой позиции (например, в ударном и безударном положении); в этих случаях правописание может быть объяснено правильно подобранным проверочным словом. Традиционный принцип орфографии предполагает запоминание словарных (непроверяемых) слов с опорой на проговаривание, речедвигательную и кинестетическую память. Трудности овладения орфографическими навыками в начальном звене школы объясняются следующими механизмами:

Логопеды, занимающиеся изучением дизорфографии, указывают на неразвитость у детей чувства языка и языкового мышления, неполноценность самоконтроля в процессе письма, нарушение речемыслительной деятельности. В таких условиях ребенок оказывается не готовым к практическому применению выученных орфографических правил, подбору родственных и заучиванию словарных слов.

Классификация

Неоднородность проявлений и тяжести дизорфографии привели к выделению разных подходов к ее оценке. В логопедии наиболее широкое признание получили классификации на основе нарушения грамматических категорий и степени выраженности. Согласно лингвистическому подходу, выделяют три вида дизорфографии:

С учетом количества ошибок (в пересчете на 100 орфограмм) и способности к решению учебных задач различают три степени дизорфографии:

Симптомы дизорфографии

Грамматические ошибки у учащихся с рассматриваемым речевым нарушением отличаются полиморфностью, повторяемостью и стойкостью. Ошибки появляются на втором году обучения, их количество и разнообразие неуклонно возрастает в 3-м и, особенно, в 4-м классе. Это связано со слабым знанием предыдущего учебного материала, усложнением видов письменной речи (появлением в учебном плане изложения и сочинения), изучением более сложных орфографических правил. Дети испытывают заметные трудности в усвоении школьной программы по русскому языку.

Наиболее частотными ошибками у таких школьников являются неверное написание проверяемых гласных в безударной позиции, слов с непроизносимым согласным, двойных согласных, словарных слов, неправильный перенос слов на новую строку, неиспользование прописных букв при написании имен собственных, ошибочное употребление разделительного твердого и мягкого знаков. Ученик-дизорфографик попросту не распознает встретившуюся орфограмму и даже не пытается решить грамматическую задачу с помощью правила.

Диагностика

Задача выявления учащихся с дизорфографией возложена на логопеда школьного логопункта. В начале учебного года специалист проводит обследовании всех учеников начальной школы; при этом у учащихся 2, 3 и 4 классов, кроме состояния устной речи, анализируются письменные работы. В ходе логопедической диагностики оценивается:

При изучении письменных работ (сочинений и изложений) учитель-логопед обращает внимание на наличие и ведущий тип грамматических ошибок, определяет степень тяжести и характер речевого нарушения. К оценке сформированности ВПФ привлекается школьный психолог.

Дифференциальная диагностика

В первую очередь, дизорфографию дифференцируют от дисграфии, в основе которой лежит нарушение фонематического принципа письма. Кроме того, трудности усвоения и использования грамматических правил могут быть связаны с частыми заболеваниями ребенка и пропусками школы, педагогической запущенностью, переводом ребенка на обучение к другому учителю или по другой программе. В подобных случаях грамматические пробелы имею нестойкий характер и преодолеваются при объяснении и усвоении орфографического правила.

Коррекция дизорфографии

Логопедические занятия нацелены на помощь ученику в овладении морфологическими и традиционными нормами орфографии. Старт коррекционной работы должен приходиться на период обучения в начальной школе. Занятия проводятся в индивидуальной, подгрупповой или фронтальной форме и одновременно охватывают несколько направлений:

Параллельно с коррекцией дизорфографии проводится работа по развитию когнитивных функций: речеслуховой и зрительной памяти, внимания, языкового мышления, аналитико-синтетической деятельности. Данные психические процессы играют существенную роль в усвоение основных принципов письма, поскольку способствуют формированию самоконтроля в рамках учебной деятельности.

Прогноз и профилактика

Задача предупреждения расстройств школьных навыков у детей возложена на родителей и педагогов. Миссия семьи – обеспечить ребенку гармоничное физическое развитие, психологическое благополучие, благоприятные условия для формирования высших психических функций. Все имеющиеся пробелы в речевой сфере должны быть устранены до поступления ребенка в школу или на первом году обучения, иначе в дальнейшем школьник неизбежно столкнется со специфическими учебными трудностями (дислексией, дисграфией, дизорфографией).

Большую роль в раннем выявлении нарушений письменной речи играет слаженная совместная работа учителя начальных классов, школьного логопеда и детского психолога. Своевременно начатый, систематический и четко спланированный коррекционный процесс помогает преодолеть дизорфографию и справиться с освоением школьной программы.

Источник

Что такое дизорфография в логопедии

В современной логопедической литературе дизорфография рассматривается как стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций. Изучение данной проблемы с точки зрения психолингвистического подхода позволяет гово­рить о качественном своеобразии формирования и протекания у детей с дизорфографией как восприятия (в дальнейшем — и понимания) речи, так и процессов ее порождения. Например, школьники испытывают серьезные трудности при пересказы­вании правил правописания своими словами, при их обобще­нии и аргументации своих ответов. Можно говорить о языко­вом и мотивационном уровнях как о наиболее нарушенных при дизорфографии. Они являются первично нарушенными звень­ями речевого процесса (по Р. И. Лалаевой).

Дизорфография проявляется как изолированно, так и в структуре сложного нарушения — общего недоразвития речи. Нарушение усвоения правописания у младших школьников с ОНР (IV уровень) часто сочетается с нарушениями устной и письменной речи.

При поступлении в школу дети с дизорфографией испыты­вают значительные затруднения при ознакомлении с грамма­тическими понятиями. Например, они длительное время не могут запомнить и часто смешивают такие термины, как «звук», «слог», «слово» и некоторые другие. Трудности усвоения ор­фограмм проявляются, прежде всего, в длительном периоде запоминания их формулировок.

Содержание же правил правописания усваивается детьми с данной речевой патологией формально и в более длительные сроки, по сравнению с одноклассниками в норме. Им практи­чески недоступна система суждений и умозаключений, благо­даря которым возможно выделение искомых слов (проверочного и проверяемого), а также цепочка действий и операций по их осуществлению. Ребенок с дизорфографией, как правило, не может самостоятельно, своими словами пересказать содержа­ние орфограммы, сделать обобщение, вывод. Часто неверными оказываются примеры слов на пройденные орфограммы. Грам­матические признаки орфограмм обычно усваиваются фор­мально (например, при проверке безударных гласных в корне вместо родственных слов подбираются слова, сходные по звучанию). У детей отмечаются трудности усвоения операций и способов проверки слов (например, при определении морфем­ного состава слова и дальнейшем подборе цепочки родствен­ных слов). Дети с дизорфографией не выделяют «ошибкоопасные» места в словах, подчиняющихся морфологическому принципу письма (например, корень, окончание, приставку или суффикс). Написание таких слов требует определенной много­операционной проверки.

Дети с дизорфографией, как и их сверстники с нормальным речевым развитием, наибольшее количество ошибок допуска­ют в самостоятельной письменной речи (изложениях, сочине­ниях, письменных рассказах по картинкам). Однако у школь­ников с речевой патологией отмечается иной характер ошибок: они допускают не только многочисленные орфографические ошибки, но и нарушения морфологического и синтаксического уровней письменной речи. У них в отличие от детей с нормальной речью самопроверка не дает положительных результатов.

В сочинениях и изложениях школьников с дизорфографией отмечаются нарушения как смысловой стороны, так и языкового оформления текста. Они неправильно формулируют основную мысль, не выделяют главное и второстепенное, не обобщают содержание, не удерживают в памяти смысловые звенья повествования, неверно передают их последователь­ность. Учащиеся часто ограничиваются лишь перечислением персонажей и действий сюжета. Как правило, дети используют малораспространенные и нераспространенные предложения <Муравей пошел гулять. Он упал. Второй класс). Частыми ошибками являются пропуски главных членов предложения (в боль­шинстве случаев сказуемого), неточная передача лексического значения слов, замена слов по типу парадигматических ассоциаций (вытащить — «словил», укусил — «хватил»).

Аналогичные закономерности отмечаются и в письменных рассказах детей по картинке. В этом случае школьники испытывают трудности выделения причинно-следственных отношений, допускают пропуски описаний деталей картинки. Одной из особенностей формирования когнитивной деятельности де­тей данной группы является недостаточная сформированность прогностических операций с элементами творчества. Письмен­ные повествования учащихся заканчиваются, как правило, в соответствии с конкретным содержанием картинки, несмотря на просьбу логопеда придумать собственное окончание рассказа.

Речевая патология отрицательно влияет на усвоение всех правил правописания. Поэтому без целенаправленной коррек­ции дизорфографии количество ошибок у детей-третьеклас­сников значительно увеличивается, по сравнению с учениками второго года обучения. Прежде всего, страдают те виды письма, которые предполагают достаточно быструю актуализацию ор­фографических знаний и умений, активизацию мнестических процессов, включение анализа и синтеза в языковую деятельность (сочинение, письменный рассказ по картинке, изложение, словарный диктант на пройденные правила правописания).

Младшие школьники с дизорфографией затрудняются и в использовании уже имеющихся орфографических знаний, спо­собов проверки орфограмм, не могут быстро актуализировать нужный ряд однокоренных слов. Низкий уровень морфологи­ческих обобщений вызывает затруднения в подборе родственных слов, необходимых для реализации ряда орфографических правил.

С учетом степени трудности овладения школьниками с дизорфографией орфограммами выделены следующие их группы:

Первая группа орфограммы на основе морфологического принципа написания: написание безударной гласной в корне, непроизносимых согласных, двойной согласной в простейших словах, парной согласной. Именно в них отмечается наибольшее количество ошибок.

В третью группу входят орфограммы относительно легкие для усвоения на основе фонематического принципа написания (обозначение мягкости согласных на письме).

Таким образом, под влиянием школьного обучения успеш­нее всего развиваются и поддаются коррекции процессы фоне­матического восприятия, анализа и синтеза, являющиеся базо­выми для овладения правилами на основе фонематического принципа. Усвоение этих правил предполагает достаточное раз­витие дифференциации фонем, умение соотносить фонемы с соответствующей графемой, развитие фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

Вместе с тем, как уже отмечалось выше, количество оши­бок морфологического характера у третьеклассников с дизорфографией не уменьшается, а значительно увеличивается по сравнению с второклассниками с данной речевой патологией. Это свидетельствует о недостаточной сформированности у де­тей морфологических обобщений, о трудностях осознания ими закономерностей морфологической системы языка в целом. Одна из причин сложившейся ситуации состоит в том, что при коррекции дисграфий логопедическая работа в основном на­правлена на развитие фонематических процессов и сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи (дифференциации фо­нем в словах-квазиомонимах). В то же время усвоению законо­мерностей грамматического строя речи должного внимания не уделяется.

Учащиеся с дизорфографией при проверке слов на безудар­ные гласные в корне не пользуются приемом сопоставления дан­ных словоформ. Их «проверочные» слова чаще всего сходны по звучанию, не являются родственными («насок» — «насы», от слова нас). Дети не могут обосновать, почему «проверочные» слова являются родственными. В отдельных случаях они отно­сят данные слова к «правильным». Неумение определить «опас­ные» места, выделить сильную и слабую позиции звуков в сло­вах связано с неумением дифференцировать лексическое и грамматическое значения морфем, с несформированностью морфологических обобщений, представлений о родственных словах. Таким образом, у детей отмечаются недостатки и теоретических знаний, и практических умений и навыков в области правописания.

Отмеченные закономерности обусловлены недостаточным развитием навыков словообразования, трудностями различе­ния родственных слов и выделения в них общих морфем, на­выков морфологического анализа слов, неточной дифференци­ацией частей речи (особенно глаголов, относительных и притяжательных прилагательных). У детей не сформированы навыки постановки грамматических вопросов к словам, что ве­дет к нарушению всего алгоритма действий по проверке напи­сания слова: неправильно формулируется орфографическая за­дача, выполняемые действия носят непоследовательный характер. В результате неправильным оказывается и выбор спо­соба проверки слова.

Написание слов на основе морфологического принципа требует сформированности синтаксических обобщений, уме­ний устанавливать связи в словосочетаниях и предложениях. Школьники с дизорфографией чаще всего ошибаются при уста­новлении связи между подлежащим и сказуемым, выражен­ным глаголом; между сказуемым и прямым дополнением; межу глагольным сказуемым и обстоятельством места, выраженным существительным с предлогом. Например, при установлении грамматической связи слов в словосочетании вылез из ручья ученики с данной патологией от слова вылез к словосочета­нию из ручья чаще всего задают семантические вопросы «За­чем?» или «Как?».

Огромное количество ошибок дети с дизорфографией до­пускают и при переносе слов, что свидетельствует о неумении анализировать ритмический рисунок слова, о недифференцированности знаний, умений и навыков слогоделения и перено­са слов, о несформированности, прежде всего, морфологичес­ких обобщений. К наиболее характерным ошибкам на письме можно отнести перенос одной буквы (чаще всего гласной в начале сло­ва: «опоздал»), отрыв одной буквы от корня или суффикса («дорожный»), буквы от приставки («подбежал»). Трудности переноса слов у школьников с дизорфографией вызывают оп­ределенный стереотип написания частей слов на полях, несмотря на постоянные напоминания учителя-логопеда выполнять единый орфографический режим.

Многочисленные ошибки в словах традиционного принци­па написания свидетельствуют о значительном снижении речезрительной и речеслуховой памяти детей. Школьники с ре­чевой патологией часто забывают продиктованные логопедом слова, с трудом воспроизводят формулировки орфограмм; сме­шивают понятия (кличка и имя, имя и название, например реки). Они не объясняют значения имен собственных и имен прилагательных; не умеют пользоваться орфографическим сло­варем, что отрицательно влияет на успешность усвоения слов с непроверяемым написанием.

Анализ соотношения дисграфических и дизорфографических ошибок на письме у учеников с речевым недоразвитием выявляет сле­дующие закономерности.

Самое большое количество орфографических ошибок до­пускают второклассники и третьеклассники с дизорфографией, имеющие смешанную форму дисграфии, с ведущим компо­нентом на почве нарушения языкового анализа и синтеза, с элементами аграмматической и оптической дисграфии. Несформированность языкового анализа и синтеза, грамматического строя речи, а также зрительно-пространственных представле­ний предопределяют нарушение усвоения большинства орфограмм, основанных как на морфологическом и фонетическом, так и на традиционном принципе написания.

В тех случаях, когда у детей выявляется ведущая оптичес­кая дисграфия с элементами акустической и дисграфии на по­чве нарушения языкового анализа и синтеза, превалирующи­ми становятся ошибки морфологического, традиционного на­писания и правил графики. Как показывают исследования, имеются определенные влияния нарушений языкового анализа и синтеза, недоразвития грамматического строя языка и зри­тельно-пространственных представлений на усвоение орфо­грамм морфологического и традиционного принципов написа­ния и правил графики. Однако прямая корреляция между сте­пенью выраженности артикуляторно-акустической дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания и уровнем усвоения орфограмм фонематического принципа написания от­сутствует. Можно предположить, что компенсаторные возмож­ности детей и коррекционная работа по устранению данных видов дисграфии положительно влияют на усвоение орфограмм этого типа.

У детей с дизорфографией недостаточно прочно сформи­рованы знания и о буквах алфавита. Школьники с речевым не­доразвитием, в отличие от своих сверстников без речевой па­тологии, не усваивают школьную терминологию (звук, слог, словосочетание и др.). Например, при назывании букв ученики с дизорфографией используют названия звуков, а в ряде случа­ев — искажают их (буквы К, Р, С обозначают как «кэ», «рэ», «сэ»). Вместо выделения определенных слогов, заданных ло­гопедом, называют звуки и наоборот.

Иногда при морфологическом разборе слов дети вспоми­нают отдельные сведения о них, но забывают названия частей речи. Ошибки, допущенные при морфологическом разборе слов, свидетельствуют, прежде всего, о несформированности умения различать лексическое и грамматическое значения сло­воформ; о неумении ставить к ним грамматические вопросы. (Например, «Зима — это прилагательное. Зима — какая?») Дети с дизорфографией испытывают значительные затруднения и при определении рода и числа имен существительных, имен прила­гательных и глаголов. Они не усваивают категории склонения имен существительных и спряжений глаголов, то есть тех поня­тий, которые предполагают достаточно высокое развитие про­цессов абстракции и обобщения. Поэтому почти не умеют пользоваться памяткой для морфологического разбора слов.

При выполнении специальных письменных упражнений, выявляющих симптоматику дизорфографии, дети с данной па­тологией в большинстве случаев читают все задания сразу, а не по отдельности. Начав выполнять задание, большинство из них часто переспрашивают (уточняют) содержание инструкции. В словах ученики находят лишь отдельные «опасные» места, чаще всего те, которые относятся к группе правил графики (сочета­ния жи, ши, чн, чк, двойные согласные в простейших словах). Дети, как правило, не могут самостоятельно найти и исправить ошибки. При объяснении написания слова они иногда называют проверочное слово, но не могут изложить формулиров­ку орфограммы, или вообще отказываются от ответа. Учащие­ся с нормальным речевым развитием в большинстве случаев справляются с подобными заданиями. Они начинают выпол­нять задание сразу после прочтения инструкции, их ответы со­держат элементы рассуждений и простые умозаключения (Если слово заканчивается на а, то это первое склонение). Своевре­менное исправление ошибок (и во время устного выполнения задания) свидетельствует о достаточно сформированных навыках самоконтроля и самокоррекции. Дети без речевой патоло­гии довольно прочно знают различные формулировки правил и данных таблиц. В тех случаях, когда дети без речевой патоло­гии не помнят формулировку нужной орфограммы, они, в от­личие от сверстников с дизорфографией, пытаются в обобщен­ном виде узнать, о какой орфограмме идет речь (например, Это о безударной гласной или Это о том, как писать согласную, ко­торую не слышно).

Большинство второклассников и третьеклассников с нор­мальным речевым развитием используют прием проговаривания во время выполнения письменных работ. Это значительно снижает количество ошибок, повторное проговаривание после написания помогает найти уже допущенные. Проговаривание во время письма учащимися с дизорфографией позволяет им уменьшить пропуски и перестановки букв, то есть количество ошибок дисграфического характера, но не помогает сократить количество орфографических ошибок.

Таким образом, можно констатировать значительные раз­личия качественного и количественного характера в речевом развитии учащихся с дизорфографией и их сверстников в нор­ме. В отличие от детей с нормальным речевым развитием, уче­ники с патологией речи допускают огромное количество стой­ких и специфических по своим механизмам ошибок на правила правописания. У школьников с дизорфографией оказываются неавтоматизированными орфографические действия, они дли­тельное время не становятся орфографическими навыками. Сформированные орфографические знания не носят системного характера. Знания детей данной категории в области правопи­сания также имеют качественные и количественные отличия по сравнению со сверстниками без патологии речи. Большинство учащихся с дизорфографией не усваивают учебную терминоло­гию и формулировки орфограмм (или усваивают их формаль­но). Имеют место трудности интериоризации орфографических действий, то есть трудности перевода словесной информации из плана внешней речи (умение рассказать о правиле или отдель­ном орфографическом действии) в план внутренней речи (уме­ние выполнить или обосновать действие орфографической за­дачи про себя). При выполнении орфографического действия недостаточно сформированы или не автоматизированы навыки самоконтроля (особенно предварительного и текущего), а также навыки самокоррекции.

Источник

Что такое дизорфография в логопедии

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Что такое дизорфография в логопедии. Смотреть фото Что такое дизорфография в логопедии. Смотреть картинку Что такое дизорфография в логопедии. Картинка про Что такое дизорфография в логопедии. Фото Что такое дизорфография в логопедии

Дисграфией называется патологическое состояние, при котором наблюдается расстройство процесса письма.

Бесплатные занятия с логопедом

«Тишина царит в дремущем лесу,

Тёрны тущи затья нули сонсе,

Птитцы хлопщут целы день.

Рутцей мельте рецки»

«Что это за слова такие интересные?» – спросите вы, и будете правы, ведь в нашем языке таких слов нет. Между тем, это вполне себе русский язык, пусть и странный. А пишут такие слова в своих тетрадках и прописях дети (чаще всего – младшие школьники, но об этом позже), страдающие особым расстройством, которое называется «дисграфия». Далее мы расскажем о том, что это за отклонение, как оно проявляется и диагностируется и как его лечить.

Что такое дисграфия

Дисграфией называется патологическое состояние, при котором наблюдается расстройство процесса письма. С этим недугом не понаслышке знакомы около 50% младших школьников и примерно 35% учащихся средней школы. Также эта патология может развиваться и у взрослых (10% всех случаев), у которых вследствие каких-либо причин была нарушена работа высших психических функций. Кроме того, данное расстройство тесно связано с дислексией – отклонением в процессе чтения, ведь и чтение, и письмо – это два компонента одного психического процесса.

История дисграфии

В качестве самостоятельной патологии нарушения письма и чтения впервые выделил немецкий терапевт Адольф Куссмауль в 1877 году. После этого появилось множество работ, где описывались разные нарушения письма и чтения у детей. Однако рассматривались они как одно расстройство письменной речи, а некоторые ученые указывали на то, что оно вообще является признаком слабоумия и свойственно только отсталым детям.

Но уже в 1896 году терапевт В. Прингл Морган описал случай с мальчиком 14 лет, у которого был вполне нормальный интеллект, но присутствовали нарушения письма и чтения (речь шла о дислексии). После этого и другие исследовали стали изучать нарушение письма и чтения в качестве самостоятельной патологии, никак не связанной с умственной отсталостью. Чуть позже (в начале 1900-х годов) ученый Д. Гиншельвуд ввел термины «алексия» и «аграфия», обозначавшие тяжелую и легкую формы расстройства.

Время шло, и понимание природы отклонения письма и чтения изменялось. Его уже не определяли как однородное оптическое нарушение; стали использовать разные понятия: «алексия» и «дислексия», «аграфия» и «дисграфия»; начали выделять разные формы и классификации дисграфии (и, конечно, дислексии).

Впоследствии расстройства в процессе письма и чтения начали изучаться все большим количеством специалистов, в том числе и отечественных. Наиболее значимыми были работы невропатологов Самуила Семеновича Мнухина и Романа Александровича Ткачева. По мнению Ткачева, основу нарушений составляют мнестические нарушения (нарушения памяти), а согласно идеям Мнухина, их общая психопатологическая основа кроется в нарушении структурообразования.

В конце концов, в 30-е годы 20 века дисграфию (и дислексию) начинают изучать дефектологи, педагоги и психологи, такие как Р. Е Левин, Р. М. Боскис, М. Е. Хватцев, Ф. А. Рау и другие. Если же говорить о современных ученых и более конкретно о дисграфии, то в ее изучение значительный вклад внесли Л. Г. Неволина, А. Н. Корнев, С. С. Ляпидевский, С. Н. Шаховская и другие. Основываясь на результатах их исследований, мы и продолжим нашу статью.

Причины дисграфии

Несмотря на углубленное изучение, причины дисграфии со стопроцентной точностью не выяснены даже сегодня. Но определенные данные все же имеются. Например, вышеназванные ученые говорят о том, что расстройство письменной речи могут вызывать:

Как известно, человек начинает овладевать навыками письма, когда адекватно сформированы все составляющие его устной речи: звукопроизношение, лексико-грамматическая составляющая, фонетическое восприятие, связность речи. Если же при формировании головного мозга происходили нарушения, указанные выше, риск развития дисграфии очень высок.

Не менее важно отметить, что дисграфии подвержены дети с разными функциональными нарушениями органов слуха и зрения, которые вызывают отклонения анализа и синтеза информации. А у взрослых толчком к развитию патологии могут послужить инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства и опухолевидные процессы в мозге. Оказывая определенное воздействие на развитие человека, те или иные вышеизложенные факторы приводят к дисграфии, которая может проявляться в разных формах.

Виды дисграфии

Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована:

На практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.

Симптомы дисграфии

Подобно любому логопедическому нарушению, дисграфия обладает рядом своих симптомов. Как правило, она дает о себе знать систематическими ошибками на письме, но эти ошибки человек совершает отнюдь не по незнанию языковых норм и правил. В большинстве случаев ошибки проявляются в замене или смещении схожих звуков или похожих букв, пропусках букв и слогов в словах или перемене их мест, добавлении лишних букв. Также наблюдается слитное написание многих слов и отсутствие согласованности слов и словоформ в предложениях. Одновременно с этим отмечается низкая скорость письма и трудноразличимый почерк.

Но давайте поговорим о симптомах, по которым можно с определенной долей вероятности говорить о развитии дисграфии конкретного вида:

Помимо прочего, у людей с дисграфией могут быть и симптомы, не имеющие отношения к логопедии. Обычно это нарушения и расстройства неврологического характера, такие как низкая работоспособность, проблемы с концентрацией, повышенная отвлекаемость, нарушения работы памяти, гиперактивность.

При систематическом проявлении рассмотренных симптомов необходимо обратиться к специалисту, который может провести полноценную диагностику и отличить патологию от банальной безграмотности. Таким специалистом является логопед. Кстати, имейте в виду, что диагноз «дисграфия» ставится только в том случае, если ребенок уже владеет навыками письма, т.е. не раньше достижения 9-тилетнего возраста. В противном случае диагноз может оказаться ошибочным.

Диагностика дисграфии

Как мы и сказали, для диагностики дисграфии нужно посетить логопеда. Однако и консультация с другими специалистами очень важна. К таким специалистам относятся психолог, офтальмолог, невролог, ЛОР. Они помогут исключить дефекты органов зрения и слуха, а также психические отклонения. Только после этого логопед, изучив симптоматику, может установить, что развивается дисграфия и определить ее вид.

Диагностические мероприятия всегда проводятся комплексно и поэтапно. Анализируются письменные работы, оценивается общее и речевое развитие, состояние ЦНС, органов зрения и слуха, речевой моторики и артикуляционного аппарата. Для анализа письменной речи специалист может предложить ребенку переписать печатный или написанный от руки текст, записать текст под диктовку, описать по рисунку какой-то сюжет, почитать вслух. На основе полученных данных составляется протокол, и врач делает заключение.

В диагностике огромную роль играет и время, в которое она проходит. Лучше всего обращаться за консультацией в минимально возможном возрасте (лучше – в детском саду), чтобы иметь возможность начать корректировать отклонение на его ранних стадиях. В случае если в детстве необходимые меры приняты не будут, дисграфия проявит себя во взрослом возрасте, и устранить ее будет намного проблематичнее.

Коррекция и лечение дисграфии

В отличие от западных стран, где для лечения и коррекции дисграфии разработаны специальные программы, в России таких пока нет. Именно поэтому коррекционные мероприятия должны начинаться уже в детсадовском возрасте, и включать в себя особые методики и приемы, которыми владеют логопеды. А вот с помощью обычной школьной программы устранить дисграфию не получится. Собственно, полностью устранить отклонение не сможет никто – такова уж его специфика. Однако приблизить навык письма к идеалу все же можно.

Корректирующие программы обязательно разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного случая и, конечно же, формы нарушения. Чтобы скорректировать отклонение, специалист разрабатывает систему восполнения пробелов в процессах, важных для формирования навыка письма, проводит работу над развитием речи и ее связности. Также даются задания на формирование грамматики и развитие лексикона, корректируется пространственное и слуховое восприятие, развиваются мыслительные процессы и память. Все это приводит к развитию навыка письма.

В дополнение к логопедическому комплексу врачи нередко используют лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию. Что касается медикаментозного лечения, то его целесообразность и эффективность остаются под большим вопросом.

Если же вы решите принимать непосредственное участие в лечении дисграфии у своего ребенка, используйте игровую деятельность. Младшим школьникам полезно давать задания на составление слов магнитными буквами – это существенно подкрепляет зрительное восприятие элементов букв. А написание диктантов улучшает слуховое восприятие звуков.

Полезно играть со своим ребенком в историка – когда ребенок пишет буквы пером и чернилами. К выбору обычных инструментов письма нужно подходить с умом. Рекомендуется покупать ручки, карандаши и фломастеры с шероховатым или неровным корпусом, т.к. они массируют дистальные концы пальцев рук, посредством чего головному мозгу посылаются дополнительные сигналы.

На самом деле вариантов проработки отклонений письма существует немало, но все они в обязательном порядке должны обсуждаться с логопедом. Также мы рекомендуем обращаться к специализированной литературе. Обратите внимание на книги Е. В. Мазановой («Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки»), О. В. Чистяковой («30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии», «Исправляем дисграфию»), И. Ю. Оглоблиной (Логопедические тетради для коррекции дисграфии), О. М. Коваленко («Коррекция нарушений письменной речи»), О. И. Азовой («Диагностика и коррекция нарушений письменной речи»).

Эти книги содержат много полезного материала для самостоятельных занятий дома. Но быстрый результат вряд ли возможен, а потому нужно набраться терпения и реагировать на ошибки адекватно. Занятия должны быть систематическими, но недолгими; обязательно давайте ребенку возможность отдыхать, играть и заниматься любимыми делами.

В дополнение заметим, что даже если проблема дисграфии для вас не актуальна, это еще не значит, что можно списывать ее со счетов. Чтобы не дать ей развиться, советуем время от времени проводить мероприятия по профилактике, о которых тоже нужно сказать несколько слов.

Профилактика дисграфии

Профилактика дисграфии предполагает определенные действия еще до того как ваш ребенок будет обучаться письму. Они включают в себя упражнения на развитие внимательности, памяти, мыслительных процессов, пространственного восприятия, зрительной и слуховой дифференциации и других процессов, отвечающих за овладение навыком письма.

Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно расширять словарный запас ребенка. В более старшем возрасте нужно тренировать почерк. А еще мы хотим предложить вам несколько упражнений, которые можно использовать как для профилактики, так и для коррекции дисграфии.

Упражнения для профилактики и коррекции дисграфии

Эти упражнения вполне подходят для выполнения детьми младшего школьного возраста, но могут выполняться и детьми постарше:

И еще несколько советов по проведению занятий:

Помните, что грамотный подход в воспитании, забота и внимание к ребенку, а также предельная внимательность к процессу его развития помогут вам вовремя распознать отклонения и принять меры по их коррекции и устранению. А мы желаем вам и вашим детям успехов в обучении и освоении новых навыков!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *