Что такое дневные ходовые огни на автомобиле
ДХО – расшифровка
Все мы помним, что в 2010 году в ПДД появилось новое требование, вызвавшее много споров и непонимания в среде водителей — в любое время года днем обязательно включать дневные ходовые огни, если же их не предусмотрено, то должны гореть либо противотуманки либо ближний свет.
Это новшество мотивировалось тем, что с включенными ДХО или ближним светом автомобиль очень легко будет заметить боковым зрением как в городской черте, так и за ее пределами. Мы уже подробно описывали на нашем автопортале Vodi.su штрафы за движение с выключенными фарами и какие требования выдвигаются в ГИБДД к ходовым огням.
Несмотря на то, что данная поправка начала применяться больше четырех лет тому назад, многих водителей интересует вопрос — что такое дневные ходовые огни (ДХО), можно ли вместо них использовать, например, габариты или нужно как-то дорабатывать систему головной оптики, подключать светодиодные огни и так далее.
Вопрос действительно серьезный, тем более, что штраф за нарушение — 500 рублей. Есть также штраф за несоответствие оптики требованиям ГОСТа, опять же придется выкладывать 500 рублей.
Ситуация усложняется еще и тем, что в конструкции многих автомобилей нет специальных ходовых огней и водителям приходится постоянно включать ближний свет либо противотуманки (ПДД п. 19.4). На трассе энергии, вырабатываемой генератором, хватает, чтобы фары всегда горели. А вот в постоянных городских пробках, при езде на низких оборотах генератор не вырабатывает достаточное количество электричества, и вольтметр показывает, что начинается разрядка аккумулятора. Соответственно снижается его ресурс и срок работы. С такой проблемой сталкиваются владельцы отечественных авто, например ВАЗ 2106.
В то же время в ГИБДД заявляют прямо, что ДХО — это не габариты, подфарники и различные кустарные световые приборы, устанавливаемые без согласования.
Габаритные огни имеют малую мощность и в светлое время суток их практически не видно, поэтому использовать их в таком качестве не допускается.
А за установку непредусмотренных регламентом приборов тоже положен штраф.
Определение понятия ДХО
Чтобы разобраться с вопросом, заглянем в Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств. В нем мы найдем всю, интересующую нас, информацию.
Сначала мы видим определение понятия ДХО:
Также в данном документе пишут, что если конструкцией ДХО не предусмотрены, должен постоянно — в любое время года в светлое время суток — гореть ближний свет или противотуманные фары.
Водителям рекомендуют использовать светодиоды, поскольку они расходуют в 10 раз меньше энергии, чем галогенные или обыкновенные лампы с нитью накаливания. Практически во всех современных автомобилях предусмотрены дневные светодиодные огни.
Также в документе говорится о том, что в продаже можно приобрести специальные, официально разрешенные наборы фонарей для установки на передний бампер. Ниже следует несколько приложений, в которых говорится в частности и о том, что установка светодиодных фонарей, если они в изначальной конструкции авто не предусмотрены, является факультативной — то есть необязательной. Но в таком случае в качестве ДХО нужно использовать ближний свет фар.
Также в приложениях более подробно объясняются правила установки дневных ходовых огней на транспортные средства с разными габаритными размерами. Мы эти объяснения приводить не будем, потому что их очень легко найти.
Есть также еще одно важное обстоятельство — дневные ходовые огни должны излучать белый свет. Допускаются его небольшие отклонения в сторону других цветов спектра — синего, желтого, зеленого, фиолетового, красного.
ПДД о дневных ходовых огнях
Чтобы еще лучше разобраться с данным вопросом, можно открыть Правила Дорожного Движения РФ и найти пункт 19.5. Здесь мы найдем много полезной информации.
Прежде всего — ДХО нужны для обеспечения видимости транспортных средств и безопасности как самих водителей, так и пешеходов. Если водители пренебрегают данным требованием, то согласно КоАП 12.20 должны готовиться заплатить 500 рублей штрафа.
Дальше идет длинный перечень всех транспортных средств, которые обязаны ездить с ДХО: мопеды, мотоциклы, маршрутные ТС, легковые, колонны, грузовые, при перевозке детей и пассажиров и так далее.
Следующим пунктом следует обоснование данного требования:
Таким образом, из ПДД можем сделать вывод, что данное требование о применении ДХО действительно имеет смысл и его нужно придерживаться. Кроме того, при ДТП виновник всегда сможет апеллировать к тому, что из-за того, что дневные ходовые огни у потерпевшего не горели, он его банально не заметил.
Можно ли самостоятельно устанавливать дневные ходовые огни?
Что такое дневные ходовые огни и для чего они предназначены?
Попытки повысить уровень безопасности на дорогах привели к появлению уведомляющих огней, которые сделали движущийся транспорт более заметным. Впервые ходовые огни дневного света появились около 40 лет назад в Скандинавских странах, где из-за климатических особенностей часто не хватает естественной освещённости в светлое время суток.
Спустя десятилетия наличие ходовых огней на автомобиле стало обязательным пунктом правил дорожного движения (ПДД) большинства стран мира, доказав тем самым свою эффективность. О том, что такое дневные ходовые огни и обо всём, что с ними связано, расскажет эта статья.
Что такое ДХО?
Дневные ходовые огни (ДХО) – это световые приборы, расположенные спереди автомобиля. Они предназначены для использования в светлое время суток. ДХО значительно улучшают видимость движущегося транспортного средства (ТС), тем самым снижая риск возникновение аварийных ситуаций. В англоязычной интерпретации ДХО именуют как DRL (Daytime running lights). Эта аббревиатура часто встречается на упаковках с промышленно выпускаемыми ходовыми огнями.
ГОСТ и ДХО
Установка устройств освещения и световой сигнализации на ТС регламентируется стандартом ГОСТ Р 41.48-2004. В разделе 6.19 «Дневной ходовой огонь» четко прописаны нормы по размещению световых приборов, их геометрической видимости и функциональной схеме подключения. В частности п.6.19.5 говорит о том, что излучаемый свет должен исходить под углом:
Именно этот пункт часто нарушают водители при изготовлении и креплении ДХО своими руками. В итоге свет либо направлен в асфальт, не привлекая внимание встречных автомобилистов, либо слишком ослепляет их.
Допустимые расстояния по размещению ходовых огней наглядно показаны на рисунке. Включение (отключение) ходовых огней должно осуществляться автоматически при запуске (останове) двигателя (п.6.19.7). Также в электрической схеме должно быть учтено автоматическое отключение ДХО в момент, когда производится включение фар головного света.
ПДД и дневные ходовые огни
В России на законодательном уровне обязательное использование ДХО было утверждено в ноябре 2010 года. В связи с этим ПДД дополнены поправками, по которым весь движущийся транспорт должен иметь включённые ДХО, или фары ближнего света, или противотуманные фары.
Выбор источника света, выполняющего функцию ходовых огней, во многом определяется конструктивными особенностями автомобиля и его годом выпуска. Современные модели автомобилей оснащены штатными уведомляющими приборами на основе светодиодных модулей. Использование таких ДХО значительно экономит расход топлива и энергию аккумулятора при езде в городской местности.
По этой причине многие владельцы машин самостоятельно устанавливают готовые модульные ДХО или изготавливают их своими руками, избавляясь от недостатков ближнего света и противотуманок. Включение ближних огней приводит в действие подсветку приборной панели и габаритов, в результате чего возрастает нагрузка на аккумулятор и сокращается срок службы ламп. В свою очередь, противотуманные фары слепят водителей встречного транспорта, что является их главным минусом. По этой причине во многих странах их запрещено включать в условиях нормальной видимости.
Пункт 12.5 КоАП РФ содержит информацию о неисправностях и условиях, при которых запрещается эксплуатация ТС. В частности запрещено устанавливать световые приборы, режим работы которых не отвечает основным требованиям Положения, что влечет лишение прав сроком от 6 до 12 месяцев.
Особую бдительность следует проявить водителям общественного транспорта, а также при перевозке детей, опасных и негабаритных грузов. В соответствии со ст. 12.20 кодекса КоАП на территории РФ за езду в светлое время суток с выключенными ДХО предусмотрено предупреждение или штраф 500 рублей.
Установка и подключение ДХО
Придерживаясь схемы размещения, ходовые огни на авто вполне реально установить своими руками. Комплектация промышленно выпускаемых моделей, как правило, предусматривает наличие описания и деталей для быстрого монтажа и соединения с бортовой сетью машины. А вот с самостоятельно изготовленными фарами дневного света придётся повозиться. Особое внимание нужно уделить качеству и корректности подключения, чтобы избежать в будущем неприятностей с электропроводкой.
Схемы и варианты подключения дневных ходовых огней описаны в данной статье.
Что касается готовых сборок, то тут хорошо зарекомендовали себя светодиодные ДХО Philips. Они выгодно отличаются простотой монтажа, подходят ко многим маркам авто, имеют ударопрочный корпус и долгий срок службы. Единственный их недостаток – это цена, которая колеблется от 60 до 100$ за пару. Подводя итоги, хочется отметить, что на сегодняшний день дневные ходовые огни на автомобиле – это тандем, состоящий из практичности и безопасности. Благодаря их назначению, машина выделяется из общего движущегося потока, а их свет предотвращает потенциальные аварии.
Дальний, ближний, противотуманки и ДХО: что и когда можно включать и за что можно получить штраф
Правила пользования световыми приборами – довольно простой и короткий раздел ПДД. Однако на дорогах регулярно можно встретить нарушающих правила водителей: кто-то пренебрегает включением ближнего света, кто-то неуместно включает противотуманные фонари, а некоторые водители считают неправомерными сигналы дальним светом. Давайте вспомним азы и уточним некоторые непопулярные нюансы применения световых приборов, а заодно выясним, можно ли получить штраф за несоблюдение правил.
Дневные ходовые огни – «нововведение» конца 2010 года: именно тогда вступило в силу постановление правительства, обязавшее водителей всех движущихся транспортных средств включать ближний свет или дневные ходовые огни (ДХО). Соответственно, штатно появляться на автомобилях ходовые огни, автоматически включающиеся при включении зажигания, стали после 2010 года. При этом пункт 19.5 ПДД уточняет, что дневные ходовые огни при их наличии должны быть включены в светлое время суток. Однако даже при их наличии правила не запрещают включить вместо них ближний свет фар.
А вот включать ходовые огни в темное время суток запрещено: они банально не предназначены для освещения дороги, а служат, согласно ПДД, «для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток».
Ближний свет днем может использоваться как замена ДХО: пункт 19.5 указывает, что в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни. Пункт 19.1 ПДД устанавливает, что ближний свет фар должен быть включен на движущемся транспортном средстве в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях. Кроме того, пункт 19.3 допускает включение ближнего света при остановке и стоянке в условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням.
При этом прямого запрета на применение в каких-либо условиях ближнего света в ПДД нет.
Использование дальнего света – одно из самых простых и сложных действий одновременно. С одной стороны, условия диктуют не только правила, но и логика, а с другой, здесь много сценариев и ограничений. Так, дальний свет может применяться в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях, но с ограничениями, которые мы перечислим ниже. А кроме того, дальний свет можно кратковременно включать в качестве светового сигнала для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним. О таком официальном сигнале знают не все водители, и мы рассказывали о нем в подробном материале об условных сигналах на дороге.
При этом пункт 19.2 ПДД обязывает водителей выключить дальний свет в следующих условиях:
Кроме того, исходя из правил, использование дальнего света не предусмотрено в светлое время суток в условиях хорошей видимости.
И еще: обратите внимание, что неофициальный сигнал дальним светом для предупреждения о чем-либо, кроме обгона, правилами не разрешен – то есть запрещен. Проще говоря, моргать дальним светом для чего-либо, кроме предупреждения об обгоне, запрещено. Это стоит особенно учитывать в зоне видимости инспекторов ДПС – в такой ситуации они вправе наказать водителя за нарушение.
Многие считают, что противотуманные фары можно включать только при плохой видимости, а во всех иных условиях это запрещено. Однако на практике это не так. Все сценарии их применения указаны в пункте 19.4 ПДД, и их три. Во-первых, противотуманные фары могут использоваться в условиях недостаточной видимости совместно с ближним или дальним светом фар. Во-вторых, их можно включать в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар. А в-третьих, противотуманные фары можно использовать вместо дневных ходовых огней и ближнего света фар в светлое время суток.
Стоит понимать, что противотуманные фары и задние противотуманные фонари включаются и используются по отдельности, и описанные выше сценарии для противотуманных фар не касаются фонарей. Согласно пунктам 19.3 и 19.7 ПДД задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости – как при движении, так и при остановке и стоянке.
Их яркость выше, чем у габаритных огней, поэтому их нельзя применять в качестве габаритных огней, а также подключать к стоп-сигналам – последний запрет также содержится в пункте 19.7. И, разумеется, их нельзя использовать в любых других условиях, кроме условий недостаточной видимости.
Отдельный пункт 19.3 ПДД регламентирует применение габаритных огней. Они должны быть включены при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости. Кроме того, пункт 19.1 указывает, что габаритные огни должны быть включены на буксируемых механических транспортных средствах вдобавок к аварийной сигнализации в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях.
Этот пункт, скорее, формальный: фарой-прожектором и фарой-искателем обычные автомобили штатно не оснащаются. Однако если таковые у вас установлены, то применять их можно с соблюдением пункта 19.6 ПДД. Согласно ему, фарой-прожектором и фарой-искателем обычным водителям разрешено пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. Во всех остальных условиях их использование запрещено.
Нарушение правил пользования внешними световыми приборами наказывается по статье 12.20 КоАП. Согласно ей, нарушение правил пользования внешними световыми приборами влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Учитывая, что никакой дифференциации наказания в зависимости от нарушения нет, нужно просто помнить, что именно нельзя делать. Давайте перечислим список запретов.
Итак, штраф можно получить за следующие нарушения:
Для закрепления знаний давайте перечислим, какие световые приборы можно применять в конкретных условиях.
Днем: ДХО, ближний свет или противотуманные фары.
Ночью: ближний свет, а на неосвещенных дорогах и вне ситуаций встречного разъезда – дальний свет и противотуманные фары.
В тоннелях: ближний свет, а вне ситуаций встречного разъезда – дальний свет и противотуманные фары; на буксируемых автомобилях – габаритные огни.
В условиях недостаточной видимости: ближний или дальний свет, противотуманные фары и противотуманные фонари.
Дневной ходовой огонь: разъяснение ГОСТ и ПДД
Наличие автомобиля сейчас не является показателем успешности или состоятельности. Любой работающий человек способен купить транспортное средство. Оно значительно облегчает жизнь и позволяет сокращать время, затрачиваемое на передвижение.
Дневной ходовой огонь
Автомобиль – это сложное техническое устройство, а управление им требует внимательности и сосредоточенности. Чтобы избежать аварийных ситуаций, инженеры на заводах стараются максимально эффективно обозначить и сделать заметнее транспортное средство во время его движения. Для этого используются ближний свет, габаритные и дневные ходовые огни. Если с первыми все понятно, то со вторыми стоит ознакомиться внимательнее.
Дневной ходовой огонь – это устройство, которое предназначено для обозначения автомобиля в движущемся потоке в светлое время. Он загорается при повороте ключа и гаснет при переключении на ближний свет.
Данные показывают, что со времени принятия в РФ постановления об обязательном передвижении автомобилей с включенными огнями количество происшествий на дороге сократилось в 1,5 раза. Мировые показатели также фиксируют снижение аварийности.
Отличие ДХО от других осветительных приборов
Очень многие автомобилисты путают эти понятия и считают, что противотуманные фары, ближний свет и включенные габариты – это и есть дневной ходовой огонь. Такое мнение является ошибочным и, к сожалению, распространенным.
Габаритные огни – это маленькие светильники, имеющие красный или похожий на него цвет. Они расположены на углах или выступающих частях транспортного средства и предназначены для обозначения его размеров в темноте. Яркость у «габаритов» значительно меньше, чем у ДХО. Не поможет и установка ламп большей мощности, т. к. они находятся не в области отражателей.
Ближний свет используется для освещения дороги. При этом он не ослепляет водителей встречных автомобилей. В некоторых странах разрешено его использовать вместо ходовых огней.
Противотуманные фары предназначены для обозначения автомобиля в сложных погодных условиях. Свет в них распределяется по-иному и не так заметен, как ДХО.
Типы огней
В некоторых случаях существует возможность замены на свет стандартных фар. При этом необходимо учитывать определенные нюансы. Потому что без них, включая ближний или дальний свет, пропадает вся эффективность обозначения автомобиля.
Чтобы ответить на вопрос «Какие дневные ходовые огни бывают?», следует рассмотреть их типы.
Дальний свет
Такой тип огней получил распространение в странах Северной Америки. Основное отличие такого вида – это приглушенная мощность света. На лампы подается около 70% нагрузки. В итоге фары светят ярче, чем ближний свет, но не слепят встречный поток.
Сейчас такой дневной ходовой огонь все сильнее подвергается критике. Лампы дальнего света ощутимо расходуют топливо, а главным условием ДХО должна быть их экономичность.
Ближний свет
В некоторых странах Европы он разрешен в качестве ДХО. Однако это мнение вызывает много споров и противоречий. В России и Беларуси разрешается заменять ближним светом ходовые огни.
Противотуманные фары
Этот вид огней наиболее близок к дневным. По правилам, в странах бывшего СССР вождение авто с включенными противотуманными фарами законно. Но за рубежом такое передвижение по дорогом запрещено. Иностранные специалисты считают, что включать их следует только во время пониженной видимости, обусловленной метеорологическими условиями.
Независимые фары
Благодаря низкому потреблению энергии, простоте установки и небольшой цене эти осветительные приборы приобрели большую популярность. Наиболее распространены на автомобилях светодиодные лампы. Они выдают ровный и белый свет, который хорошо заметен даже в солнечный день, плюс, придают эффектный вид транспортному средству.
Светодиодные лампы на автомобилях можно заметить очень часто. Это дневные ходовые огни LED DRL. Светодиод – прибор, который преобразует электричество в световое излучение. Первооткрывателем стала немецкая фирма Audi. После нее многие решились ставить на автомобили светодиоды. Сейчас внедрение DRL в базовую комплектацию – стандартная процедура.
Места для установки ДХО
Автовладелец сам выбирает, какими будут огни на его транспортном средстве, если в базовой комплектации они отсутствуют. Существуют конкретные правила для установки по ГОСТу и ПДД. Основные пункты гласят:
Производители
Первооткрывателем стала фирма HELLA. Это она предложила систему ламп и светодиодных решений. Установив их на первом автомобиле Audi, они закрепили за маркой фирменный стиль «полосок». Другие производители автомобилей подхватили новинку, а уже с 2011 года ДХО стали обязательными при выпуске машин.
Сейчас на рынке существует много фирм, выпускающих DRL. Но отличная продукция есть только у лучших компаний, которые создают качественные дневные ходовые огни.
Philips – производитель, о котором просто необходимо знать автолюбителям, если они столкнулись с ДХО. Компания выпускает продукцию почти для всех марок автомобилей. Она отличается качеством и небольшой ценой.
Большую популярность набирают устройства китайского производства. Однако они не имеют ни нормального качества, ни долгого ресурса работы. Покупать их стоит только для украшения автомобиля, а не для реальной эксплуатации. Китайские фирмы также выпускают огни высокого качества. Но цена на них будет приблизительно такая, как у именитых брендов. Поэтому выгоднее и надежнее приобрести продукцию проверенных компаний.
ДХО на авто «Лада-Калина»
Одна из причин, по которой необходимо заменить дневные ходовые огни: «Калина» обладает желтыми тусклыми лампочками, которые при движении практически незаметны. Поэтому поставить светодиодные лампы не помешает.
Главное условие – подобрать устройство с правильным цоколем. Иначе в машине сгорят предохранители. Подходящий тип цоколя – W21/5W или P27/7W.
Белый свет после установки новых ламп сделает автомобиль более заметным и придаст ему запоминающийся вид.
Дневные ходовые огни на «Киа-Рио» и «Форд-Фокус»
Безопасность движения существенно увеличится после установки таких ламп. Проблем с тюнингом не возникает, т. к. для огней существуют штатные места, предусмотренные разработчиком.
При установке ламп не следует выбирать самые дешевые варианты. Выбор на рынке большой, и найти качественную модель не составит труда. Это позволит сэкономить на подключении, а также снизит риск несоответствия техническим параметрам машины.
При выборе ДХО следует остановиться на следующих моментах:
Установка ДХО не является обязательной, но специалисты советуют пополнить комплектацию автомобиля этим устройством. На это влияют следующие причины:
Лучший способ безопасного тюнинга – дневные ходовые огни. «Форд-Фокус» прекрасно подходит для установки. На автомобиль можно закрепить вертикальные лампы на предназначенные для них места. Это улучшит дизайн и сделает авто заметнее. При установке не требуется специальных знаний, с этим справится и обыкновенный автоэлектрик.
Дневные ходовые огни. Отзывы и самостоятельная установка
Сегодня можно встретить немало информации об автолюбителях, которые решились на установку ДХО. Всех их объединяет одно мнение: эти устройства усиливают положительные качества транспортного средства.
Но не многие могут ехать к автоэлектрикам и платить за установку огней. Поэтому если человек имеет небольшие познания, необходимый инструмент и свободное время, то вполне сможет зафиксировать и подключить лампы самостоятельно.
Сначала нужно определиться с производителем. Автолюбители рекомендуют не жалеть денег и приобретать качественные ДХО именитых брендов. В магазинах сейчас выбор огромный, и найти их будет несложно.
Далее следует учесть требования ГОСТа и ПДД. Это позволит в будущем избежать проблем при прохождении техосмотра.
Устанавливать огни необходимо, учитывая конструкцию, тип бампера и его форму. Размеры идут вместе с креплением. Количество светодиодов и их яркость следует контролировать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ДХО.
Понадобятся следующие комплектующие:
Если все сделано верно, то при заведении мотора авто огни автоматически загораются. Включаются фары – они гаснут. Когда ближний свет потухает, ДХО должны заработать. Отключите зажигание, и они погаснут.