Что такое добрые чувства 6 класс
Добрые чувства говорят сами за себя.
Чувства – это эмоции человека. Добро – это положительное, хорошее, полезное.
Получается, что добрые чувства – это хорошие, полезные эмоции.
Чувства бывают разными, хорошими, грустными, злыми. Хорошо, когда человек испытывает хорошие чувства к кому-то или чему-то.
Часто можно услышать, как люди говорят: У меня к нему добрые чувства.
Добрые чувства – это любовь, сострадание, терпение, радость за другого человека.
А.П.Чехов назвал этот рассказ «Смерть чиновника» потому что, в основе сюжета лежит мелкий досадный случай: некий чиновник Червяков чихнул в театре и заметил, как сидящий впереди старичок вытер лысину. Герой вежливо извинился, старичок принял извинения. Но после того как Червяков узнал в старичке статского генерала Бризжалова, он обомлел от страха за свою оплошность. С этого момента его мысли, чувства и поведение приняли абсурдный характер.
Талантливый народный умелец,мастер оружейник,работающий по металлу «Туляки искусные люди, на которых теперь почивала надежда нации.»У левши-лишь прозвище,имя его не указанно,так как автор олицетворяет в образе Левши русские таланты.Малограмотный,бедный крестьянин,живёт в «тесной хороминке».Холостяк,который нежно любит своих стареньких родителей.
Левша верит в Бога,не начинает дел без благословления.»Туляк полон церковного благочестия и великий практик этого дела.»
Упорный в труде,Левша добивается мастерства,умеет «вилять умом»,но он добрый,простой и открытый.Левша с чувством собственного достоинства,отвечает всем,даже императору,без смущения.
Незлобный,умеющий прощать людей,Левша очень скромный.Самый талантливый,Левша способен выполнить любую,самую сложную работу.
Талант Левши не развивается,у него нет условий для дальнейшего обучения.Патриот своей родины,Левша не покупается на заморские соблазны,ему чужда вера англичан,а невесты его не впечатляют.
Судьба Левши очень печальна,по приезде на Родину он серьёзно заболевает и попадает в госпиталь для нищих.Никто не ищет его,он просит передать секрет англичан царю,но об этом забывают.Левша находится в больнице на полу,его английский друг,шкипер,находит ему врача,но поздно,Левша умирает.Мастера никто не ценил,его не слушали,хотя он говорил правильные вещи и предостерегал от ошибок,которые спасли бы много жизней простых солдат.Талантами полна земля русская,но ценить нужно всех и каждого,а не разбрасываться ими.Левша погибает,никому нет дела до него,а таких людей нужно беречь,они на вес золота.»Таких мастеров, как баснословный Левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле»
Классный час «Что такое доброта» 6 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Классный час: «Что такое доброта?»
Автор: Кузьмичева Лена Николаевеа МБОУ «Сухобезводненская средняя школа»
Ознакомить обучающихся с правилами дружбы, показать важность настоящих друзей в жизни человека, учить доброжелательности стремлению к взаимопониманию друг друга.
Развивать представление учащихся о добре, воспитывать стремления совершать добрые дела, развить самооценку; развивать речь, мышление, умения связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения.
песня «Улыбка », слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского
«Дорога Добра» из телефильма «Маленький Мук» слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова.
II. Актуализация знаний
1. Групповая работа: «Каким должен быть друг?»
2. Разберем ситуацию
3. Выполнение теста. «Добрый ли Я?»
4. Игра: «Сказочный герой – добрый или злой?» 5. Работа со словами. Беседа о вежливых словах.
Игра-тренинг “Планета добра”.
Ход классного часа
1. Организационный момент
Добрый день, ребята! Сегодня наш разговор пойдет о доброте и о добрых делах.
Доброта. Что означает это слово?
Объяснение детей, как они понимают это слово.
Это всё хорошее, светлое, солнце, улыбки.
Учитель: Какого человека можно назвать добрым?
Ученики: Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
Учитель: А как вы думаете, с чего начинается дружба?
Учитель: Так же думает и поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте её, а кто знает, подпевает.
Звучит песня «Улыбка ».
Что же такое доброта?
Обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.
Он отметил качества определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный.
Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
— Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали.
— Скажите, какие чувства вы при этом испытывали?
Ученики: Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.
Учитель: Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили?
Учитель: А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?
Поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?
В Евангелии от Матфея сказано: “. во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.
Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.
Дети работают в группах по 5 чел.
Учитель: Каким должен быть друг?
Я вам предлагаю карточки со словами. Выберите и подчеркните те качества, которым должен обладать друг.
Какие качества вы выбрали? Почему?
Ученики: Общительность, отзывчивость, доброта, справедливость и т. д
Учитель: Какие оставили слова? Почему?
Ученики: Злоба, жадность, эгоизм, хвастовство…
Сейчас мы с вами вывели правила дружбы
Не боятся просить прощения, если обидел друга
Не грубить. Не злиться
Помогать друг другу.
Соблюдайте эти правила и не когда не потеряете друзей.
3 . Разберем ситуацию.
1. Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом и…, в конце концов, просто обязаны ему помочь. Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.
2. Другой каждый день встает пораньше, чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.
Учитель: С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить?
Учитель: Сейчас мы проведем тест “Добрый ли, я”
давайте рассмотрим бланк ответов
Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”
Вопросы (см. приложение)
У. – Теперь давайте посмотрим, как правильно подсчитать баллы
Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
5. Игра: Сказочный герой – добрый или злой?”
Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла.
В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – топаете ногами.
Иван – царевич, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная шапочка, Баба – яга, Золушка, Мальвина.
6. Работа со словами
Учитель: Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:
Учитель: Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.
Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)
7. Беседа о вежливых словах.
Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?
Ученики: это добрые, теплые слова.
Учитель: Конечно же, это добрые, теплые слова.
Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.
Учитель: Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов?
Ученики: С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.
Зазеленеет старый пень,
Мальчик вежливый и развитый,
Растает ледяная глыба
Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)
8. Работа над пословицами
Вспомните некоторые из них:
2. Не одежда красит человека,
3. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
4. Не хвались серебром,
5. Кто добро творит,
того Бог отблагодарит.
в том и правды мало.
Игра-тренинг «Планета добра».
Ребята, а сейчас я приглашаю вас поиграть. Встаньте вкруг, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чем я буду рассказывать. В моих руках ларец. В нем находится волшебные зернышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало.
(Учитель подходит к каждому, и нежно прикасаясь к ладоням детей, кладет в них невидимое зернышко). Тихо звучит музыка. (Музыка и слайд)
• А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко посадите его внутрь себя. Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.
У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе.
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Звучит музыка «Дорога Добра» из телефильма «Маленький Мук»
Учитель: Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.
Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.
Значит, не только слова должны быть добрыми, но и дела.
На лист бумаги дети приклеивают заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, дети, солнце и т.д.
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этого класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.
1. Неожиданно ты разбогател. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими переживанями или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
4. Нравится ли тебе говорить людям комплименты (приятное), чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Всегда ли ты поддерживаешь разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8..Ты с радостью делишься знаниями для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
Из телефильма «Маленький Мук»
1. Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!
2. Забудь свои заботы,
Не хнычь, когда судьба ведёт себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра!
3. Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь – не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!
Не боятся просить прощения, если обидел друга
Не грубить. Не злиться
Помогать друг другу.
Литература: песня «Улыбка », слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского «Дорога Добра» из телефильма «Маленький Мук», слова Ю. Энтина, М. Минкова.
Азбука добрых чувств
Тема: “ Азбука добрых чувств ”
Скворцова С. И., воспитатель МБДОУ № 33, г. Армавир
Гуманные основы общества обязывают нас помнить о формировании у ребенка таких черт как доброта.
Эта черта характеризует человека – как справедливого, честного, гуманного, умеющего сопереживать, понимать боль другого. Принято считать, что доброта – это вершина человеческого духа. В ней проявляется гармония чувств, мыслей, поступков, активное противостояние всему дурному, борьба со злом.
Именно поэтому в раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Ведь душевная щедрость и бездушность берут свои истоки из недр детства. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости. Наша обязанность – учить ребенка и мыслить и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений.
В. А Сухомлинский говорил, что “ Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство”. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Первая школа добрых чувств растущего человека – это семья, ибо все человеческие тропы начинаются оттуда. Это целый мир для ребенка, в котором он учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать, здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей.
В дошкольные годы,когда привязанность маленького ребенка к близким людям: отцу, матери, бабушке, дедушке – безмерное проявление добрых чувств к ним является естественным. Но уже тогда надо направлять эти чувства, следить, чтобы они не приобретали эгоистическую направленность. Люблю маму за то, что она заботится обо мне, ласковая, ласковая, внимательная, папу за то, что покупает игрушки, бабушку за то, что мне все прощает, ни в чем не отказывает. В общем, чувства ребенка приобретают потребительский характер и, в сущности, обращены к самому себе, а не к родителям.Он начинает считать: все окружающие преисполнены стремлением угождать ему, доставлять радость. А его предназначение пользоваться этими радостями. Главная радость родителей – он сам.
Нельзя забывать о том, малыш обладает огромной потребностью впитывать в себя любовь и внимание тех, кто его окружает, не обладая в той же степени потребностью отвечать на заботу о нем заботой, на внимание, вниманием. А мы думаем, нечего пока он мал, а вот вырастет, воздаст нам старицей. Но так ли это! Не растим мы против своей воли эгоиста потребителя, равнодушного, черствого человека. Маленький ребенок не умеет понимать сердцем, что например плохим поведение огорчил маму, что ударив сверстника, причинил ему боль, что мучая животное, поступает жестоко. Дети могут смеяться над плачущим ребенком, дразнить его, давать прозвище человеку с физическим недостатком. Так он поступает потому, что еще много не знает, не умеет поставить себя на место другого, проникнуться чужой болью, обидой. В этом проявляется особенность дошкольного возраста. И долг взрослых – предотвратить проявление равнодушия, жестокости в ребенке, учить его чувствовать, понимать состояние другого человека. Сам он не может, научится, если не помогать ему мыслить по законам доброты, не побуждать его к хорошему поступку, чуткому отношению к людям. Можно много привести примеров. Пока ребенок маленький родительские чувства не всегда позволяют видеть в нем эгоиста. И только когда ребенок повзрослеет, близкие вдруг обнаружат, что он забывает поделиться с ними лакомством, проявляет полное равнодушие к их радостям и огорчениям, не умеет сочувствовать тогда, когда они так нуждаются в этом. Родители удивляются, откуда такое у него. У такого ребенка все помыслы обращены на себя, он делает то, что доставляет ему удовольствие, радость, что удобно ему самому. Очень важно учить ребенка не только брать, но и отдавать. Учить ребенка с уважением относиться к близким. Бабушка устала, не шуми, помоги маме, папе. Предложи бабушке, дедушке помощь. Случается от ребенка требуют доброты, внимания, ласки к себе, но закрывают глаза, когда он груб с посторонними, бессердечен с животными, потребительски относится к природе. Чуть ли не нормой считается, когда маленький ребенок рвет ветки деревьев, ходит по газонам, пачкает скамейки. На замечания,родители отвечают: «Ведь он же маленький!». Недаром народная мудрость говорит, что посеешь, то и пожнешь.Требования: будь внимателен и чуток к бабушке, делись с товарищем, люби животных, береги природу – проходят мимо детского сердца, если наши слова не подкрепляются примером собственной жизни. Что греха таить, что в семье много что происходит, что не должен видеть и слышать ребенок. Присмотритесь к ребенку, чему он радуется, что вызывает у него улыбку, огорчение. По эмоциональным реакциям нетрудно догадаться, сумели ли вы заложить в нем нравственные чувства. Важно учить детей присматриваться к физическому и душевному состоянию близких ему людей. «Что- то у папы усталый вид, спроси, как он себя чувствует». Каким будет ваш ребенок,зависит от вас: первые уроки доброты он получает в семье, от самых близких ему людей. Если семья честная, порядочная, честным и порядочным вырастет и ребенок. Если наоборот, то и малыш войдет в жизнь таким. Хорошо если доброе сеется в детстве, но скверно, когда столь же рано сеется дурное. Раннее дошкольное детство имеет совершенно особое значение в жизни человека – теперь это ни у кого не вызывает сомнений. Это важно понять каждой маме и папе и сеять в душе ребенка семена добра с самых первых шагов, даже шажков.Недаром говорят: посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.
Конспект занятия «Путешествие по маршруту добрых чувств и поступков» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы. Задачи: Образовательная.
«Экран добрых дел» Уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию «Экран добрых дел» в нашей средней группе. Добрые дела включают в себя: уход за цветами,.
Формирование добрых чувств в произведениях Е. И. Чарушина. Конспект занятия в средней группе Программные задачи: Формировать добрые чувства при знакомстве с творчеством Е. И. Чарушина; уточнить представление детей о Чарушине как писателе,.
Фоторепортаж «По следам добрых дел»! В канун такого волшебного праздника как Новый год, всегда хочется верить в чудеса или хотя бы в маленькое волшебство!Вот и я хочу с вами.
Фотоотчет «Копилка добрых дел» В основе взаимодействия нашего детского сада и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей. Я очень благодарна моим родителям группы.
Проект «70 памятных лет — 70 добрых дел» Пожалуй, нет в нашей стране праздника, трогательнее и пронзительнее, чем 9 мая – День Победы. Это не просто великий праздник, это день памяти.
Школа добрых волшебников Многие дети настолько сосредоточились на себе и своем Я, что сверстник становится лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько.
Сказка как воспитатель добрых чувств детей Сказка как воспитатель добрых чувств детей. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» А. С. Пушкин. Сказка входит в жизнь ребенка.
Стенгазета «Поляна добрых дел» На стенгазете фотографии с изображением моей группы. За это время совместными усилиями совершилось большое количество добрых дел. Дети с.
«Воспитание добрых чувств у детей младшего и среднего дошкольного возраста на интегрированных занятиях» (анализ работы) «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с.
Чувства добрые. По творчеству А. С. Пушкина
У великого поэта не было изначально цели становиться воспитателем нравственности, однако в творчестве его проявилась такая личность, запросы которой отвечали идеалам просвещённого дворянства. Именно Пушкина считали декабристы идеологом своего движения, хотя сам он борцом за реформы стать не успел. Но всё его творчество становилось своеобразным манифестом для тех, кто мечтал о создании в России цивилизованного общества. И потому счёл нужным А.С.Пушкин побудить своих «братьев по музе» к воспитанию в себе «взыскательных художников», свободных в творчестве, но ответственных перед народом и Родиной.
В стихотворении «Пророк», написанном на основе библейской легенды, А.С.Пушкин писал о великой и священной миссии настоящего поэта – нести людям божественную истину. И такую роль может выполнить только избранный человек. Создавая образ поэта-пророка, автор показывает, как непросто, мучительно рождается творческая личность. Будущий поэт уже в самом начале пути должен испытывать духовную жажду. Без жизненного опыта и наблюдательности, без стремления познавать мир не получится хорошего мастера в любой сфере деятельности. Поэт тем более не имеет права на «слепоту» и «глухоту», то есть он просто обязан видеть страдания, слёзы и горе, слышать мольбы о помощи, чтобы поэтическое слово становилось и мечом в борьбе за человека, и спасительным бальзамом для его души. В своих творениях поэт отражает гражданскую позицию такого человека, который способен произносить истину всем без исключения, не страшась царей или других «сильных мира сего». Ему необходимо стать мужественным и самоотверженным, чтобы «глаголом жечь сердца людей», то есть влиять на разум, волю, сердце человека и его дела.
По мнению Пушкина, божественный дар даётся тому, кто свободен в выборе: что писать, о чём и для кого. В стихотворении «Поэту» он советовал «братьям по музе»:
Подчиниться поэт может разве что «воле божией», то есть «ниспосланному вдохновению». «Веленью божию, о муза, будь послушна», – пишет Пушкин в стихотворении «Памятник». Слугой при государевом дворе, исполнителем чужой воли он быть не желает, поэтому советует и другим не дорожить «любовию народной», не искать похвал или покровительства власти.
Одним из «добрых чувств», по мнению А.С.Пушкина, было желание служить своему народу и Родине, стремясь к тому, чтоб «над Отечеством свободы просвещённой» взошла «прекрасная заря» новой жизни. Эта мечта отражена в стихотворении «Деревня». И поэтому всё творчество поэта соответствовало его собственным духовным потребностям, запросам общества, требованиям времени. Недаром Пушкин в некоторых произведениях говорит от лица своих друзей или обращается к ним с призывом, как в стихотворении «К Чаадаеву»:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Во многих стихах Пушкина тема дружества соседствует с темой свободы. Возможно, потому, что лицеисты и современники поэта были воспитаны на стремлениях к прогрессу и к свободе. И это свободомыслие объединяло их:
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой.
«Чувства добрые» вызывает и любовная лирика великого поэта. Для Пушкина любить значит жить. Это как восхищаться утренней зарёй, золотым нарядом берёзки или улыбкой девушки. Душа поэта настолько восприимчива к прекрасному, что она находится почти постоянно в том состоянии, которое подобно чувству влюблённости. Именно поэтому жизнь без любви представляется тусклой, унылой. Иногда поэту кажется, что сердце охладевает, разум смиряется с обыденностью или даже тяжестью бытия, но вдруг мелькнёт прекрасное виденье, и чувства «опять затрепетали пред мощной властью красоты». Возникает тот самый момент, когда хочется воспевать образ, подаривший вдохновение, как это отразилось в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».
Личность поэта всесторонне раскрывается в его стихах о любви. Например, в стихотворении «Я вас любил» автор неожиданно предстаёт как серьёзный, бескорыстный и мудрый человек, готовый к самопожертвованию. У него нет эгоистических чувств («я не хочу печалить вас ничем»), он способен любить «безмолвно, безнадежно». Но самое удивительное в том, что поэт желает своей возлюбленной быть любимой другим так же «искренно» и «нежно», как он любил её. Благодаря этим строчкам, создается особенный, возвышенный образ женщины, достойной такой любви. А в стихотворении «Мадона», посвящённом Н.Н.Гончаровой, Пушкин создает образ любимой, которую обожествляет. Он сообщает, что всегда хотел быть зрителем одного портрета:
. чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель.
В зрелом своём творчестве Пушкин нарисовал такой образ любимой женщины, который рискнул сравнить с Пречистой Девой Марией. Его любимая красива не только внешне, но и душой. В одном из писем Пушкина Наталье Николаевне есть такие слова: «Душа твоя так же прекрасна, как и лицо твоё». Поэт благодарит Творца за то, что он ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Пушкин преподал урок многим мужчинам, как следует относиться к женщине, к жене.
Сердце Пушкина, как он говорил, «не любить…не может»: он любит жизнь, людей, природу, свою страну. И, воспевая всё прекрасное, пробуждает лучшие чувства в душах читателей:
Москва. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
С таким же восхищением пишет поэт о Петербурге:
Люблю тебя, Петра творенье.
Вдохновенные строчки о Москве и Петербурге вызывают у многих поклонников поэзии А.С.Пушкина сентиментальное настроение, чувство восторга, умиления и благодарности за то, что он нашёл такие слова для выражения мыслей, объединяющих всех людей, которые осознают свою сопричастность к прошлому и настоящему своего Отечества.
Многие читатели любят стихи Пушкина, посвященные природе, где природа показана совершенно самостоятельным явлением, украшающим жизнь человека. Не менее важны пейзажные лирические отступления, помогающие понять внутренний мир героев:
. то холмик, то ручей
Остановляют поневоле
Татьяну прелестью своей.
Задача поэта – зажигать ответным огнём сердца людей. Действительно, под воздействием поэзии человек может становиться лучше, духовно богаче. И если стихи находят отклик в душах читателей, значит, заслуживают высокой оценки. Тогда поэт имеет право с гордостью предположить:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.