Что такое додекафония в музыке
Додекафония
Литература : Рославец H. A., О себе и своем творчестве, «Современная музыка», 1924, No 5; Tильман И., О додекафонном методе композиции, «СМ», 1958, No 11; Тарананов M. E., Новые образы, новые средства, «СМ», 1966, No 1-2; его же, Новая жизнь старой формы, «СМ», 1968, No 6; его, же, Новое свидетельство таланта, «СМ», 1968, No 10; его же, Новая тональность в музыке XX века, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 1, М., 1972; Денисов Э. В., Додекафония и проблемы современной композиторской техники (1963), в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969; Холопова В. Н., О композиционных принципах скрипичного концерта А. Берга, в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969; Лаул Р., О творческом методе А. Шёнберга, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 9, Л., 1969; Богатырев С., (Анализ «Вальса» Шёнберга, ор. 23 No 5 (1923)), в кн.: С. С. Богатырев. Исследования, статьи, воспоминания, М., 1972; Холопов Ю., Об эволюции европейской тональной системы, в сб.: Проблемы лада, М., 1972; Гершкович P. M., Тональные истоки Шенберговой додекафонии, «Труды по знаковым системам», Тарту, 1973; Hauer J. M., Vom Wesen des Musikalischen. Ein Lehrbuch der Zwцlftonmusik, Lpz.-W., 1920; его же, Die Tropen, «Musikblдtter des Anbruch», VI, 1924, H. 1; Stein E., Neue Formprinzipien, там же, VI, 1924, September, Sonderheft; Lissa Z., Geschichtliche Vorform der Zwцlftontechnik, «Acta musicologica», v. VII, fasc. 1, Lpz., 1935; Кrenek E., Studies in counterpoint, N. Y., 1940; Leibowitz R., Introduction а la musique de douze sons, P., 1949; Schцnberg A., Style and idea, N. Y., 1950; Rufer J., Die Komposition mit zwцlf Tцnen, Kassel-В., 1952, 1966; Jelinek H., Anleitung zur Zwцlftonkomposition, Bd 1-2, W., 1952-58; Vlad R., Storia della dodecafonia, Mil., 1958; Wellesz E., The origins of Schцnberg’s twelve-tone system, Wash., 1958; Webern A., Wege zur neuen Musik, W., 1960; Вasart A. Rh., Serial music. A classified bibliography of writings of twelve-tone and electronic music, Berk.-Los Ang., 1961; Schдffer В., Klasycy dodekafonii, t. 1-2, Kr., 1961-64; Eimert H., Lehrbuch der Zwцlftontechnik, Wiesbaden, 1962; Вrind1e R. S., Serial composition, L., 1966; Perle G., Serial composition and atonality, Berk.-Los Ang., 1968; Gоjоwy D., Nikolaj Andreevic Roslavec, ein frьher Zwцlftonkomponist, «Mf», XXII, 1969, No 1; Brinkmann R., Zur Entstehung der Zwцlftontechnik, Kongress-Bericht, Bonn, 1970; Maegaard J., Studien zur Entwicklung des dodekaphonen Satzes bei Arnold Schцnberg, Teil 1-3, 1972 (Diss).
Ю. H. Холопов.
Полезное
Смотреть что такое «Додекафония» в других словарях:
ДОДЕКАФОНИЯ — (древнегр. dodecaphonia двенадцатизвучие), или композиция на основе 12 соотнесенных между собой тонов, или серийная музыка (см. СЕРИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ) метод музыкальной композиции, разработанный представителями так называемой нововенской школы… … Энциклопедия культурологии
ДОДЕКАФОНИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка
ДОДЕКАФОНИЯ — (от греч. dodeka двенадцать и phone звук) метод сочинения музыки, возникший в 20 в. Разработан австрийским композитором А. Шенбергом. Музыкальная ткань произведения, написанного в технике додекафонии, выводится из т. н. серии (ряда, нем. die… … Большой Энциклопедический словарь
Додекафония — (от греческого dodeka двенадцать и phone звук), один из видов композиторской техники 20 в. Метод сочинения (теоретически разработан А. Шенбергом), при котором музыкальная ткань произведения выводится из 12 тоновой серии определенной интервальной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Додекафония — (от греч. δώδεκα двенадцать и греч. φωνή звук) техника музыкальной композиции, разновидность серийной техники, использующей серии из «двенадцати лишь между собой соотнесённых тонов»[1]. Додекафонные методы сочинения музыки были… … Википедия
Додекафония — (от греч. dódeka двенадцать и phоnе звук; буквально двенадцатизвучие) метод сочинения музыки, возникший в процессе развития атонализма (см. Атональная музыка). Один из путей к современному Авангардизму. Первые попытки создания музыкальных … Большая советская энциклопедия
додекафония — [дэ], и; ж. [от греч. dōdeka двенадцать и phōnē звук, голос] Муз. Метод музыкальной композиции, основанный на утверждении абсолютного равенства двенадцати тонов хроматической гаммы и отрицании ладовых связей. ◁ Додекафонический, ая, ое. * * *… … Энциклопедический словарь
Додекафония — (от греч. δωδεχα двенадцать и φωνη звук) серийная музыка, сериализм, созданный в начале 20 в. вид современной атональной композиторской техники. В основе Д. лежит понятие серии произвольно установленной до начала создания произв.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Додекафония — (от греч. звук, букв. двенадцатизвучие) способ сочинять музыку, пользуясь двенадцатью лишь между собой соотнесенными тонами (А. Шёнберг), один из видов современной музыкальной техники, возник в процессе развития атональной музыки. В основе… … Музыкальный словарь
додекафония — ж. Метод музыкальной композиции, основанный на отрицании ладовых связей между звуками и на абсолютном утверждении всех тонов хроматической гаммы. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Что такое додекафония в музыке
от греч. dodeka — двенадцать и ponn — звук, букв. — двенадцатизвучие
Способ сочинять музыку, пользуясь «двенадцатью лишь между собой соотнесёнными тонами» («Komposition mit zwölf nur aufeinander bezogenen Tönen», А. Шёнберг), один из видов современной музыкальной техники. Возник в процессе развития атональной музыки. Известны различные роды додекафонной техники. Из них наибольшее значение приобрели методы Шёнберга и Й. М. Хауэра.
Совокупность высотных отношений между звуками серии со своей стороны потенциально определяет интонац. выразительность додекафонного сочинения. Нек-рые из наиболее очевидных высотных отношений звуков указаны в следующих примерах (цифрами обозначены интервалы в полутонах):
А. Шёнберг. Квинтет для духовых инструментов ор. 26.
А. Берг. Концерт для скрипки с оркестром.
А. Веберн. Концерт для 9 инструментов ор. 24.
И. Ф. Стравинский. Cantieum sacrum.
Серия имеет 4 формы (модуса): основную (первоначальную), ракоходную, инверсию и ракоходную инверсию:
A. Bеберн. Вариации для фортепиано op. 27 (1936), часть III, такты 1-12.
Структура серии (интервалы в полутонах, в каждой группе снизу вверх):
Реально используемая структура серии (двухзвуковые мотивы в каждом из трёх построений):
1-е и 2-е предложения одинаковы по ритму, но различны по высотному положению интервалов (инверсия).
1-е и 3-е предложения одинаковы по высотному положению интервалов, но различны по ритму (гл. обр. сокращение пауз; длительности звуков повторяются ракоходно).
Соотношение 1-го и 3-го предложений по высотному положению интервалов:
Соотношение 1-го и 3-го предложений по ритму звуков в интервалах:
Пять высот имеют неизменное октавное положение:
Литература: Рославец H. A., О себе и своем творчестве, «Современная музыка», 1924, No 5; Tильман И., О додекафонном методе композиции, «СМ», 1958, No 11; Тарананов M. E., Новые образы, новые средства, «СМ», 1966, No 1-2; его же, Новая жизнь старой формы, «СМ», 1968, No 6; его, же, Новое свидетельство таланта, «СМ», 1968, No 10; его же, Новая тональность в музыке XX века, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 1, М., 1972; Денисов Э. В., Додекафония и проблемы современной композиторской техники (1963), в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969; Холопова В. Н., О композиционных принципах скрипичного концерта А. Берга, в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969; Лаул Р., О творческом методе А. Шёнберга, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 9, Л., 1969; Богатырев С., (Анализ «Вальса» Шёнберга, ор. 23 No 5 (1923)), в кн.: С. С. Богатырев. Исследования, статьи, воспоминания, М., 1972; Холопов Ю., Об эволюции европейской тональной системы, в сб.: Проблемы лада, М., 1972; Гершкович P. M., Тональные истоки Шенберговой додекафонии, «Труды по знаковым системам», Тарту, 1973; Hauer J. M., Vom Wesen des Musikalischen. Ein Lehrbuch der Zwцlftonmusik, Lpz.-W., 1920; его же, Die Tropen, «Musikblдtter des Anbruch», VI, 1924, H. 1; Stein E., Neue Formprinzipien, там же, VI, 1924, September, Sonderheft; Lissa Z., Geschichtliche Vorform der Zwцlftontechnik, «Acta musicologica», v. VII, fasc. 1, Lpz., 1935; Кrenek E., Studies in counterpoint, N. Y., 1940; Leibowitz R., Introduction а la musique de douze sons, P., 1949; Schцnberg A., Style and idea, N. Y., 1950; Rufer J., Die Komposition mit zwцlf Tцnen, Kassel-В., 1952, 1966; Jelinek H., Anleitung zur Zwцlftonkomposition, Bd 1-2, W., 1952-58; Vlad R., Storia della dodecafonia, Mil., 1958; Wellesz E., The origins of Schцnberg’s twelve-tone system, Wash., 1958; Webern A., Wege zur neuen Musik, W., 1960; Вasart A. Rh., Serial music. A classified bibliography of writings of twelve-tone and electronic music, Berk.-Los Ang., 1961; Schдffer В., Klasycy dodekafonii, t. 1-2, Kr., 1961-64; Eimert H., Lehrbuch der Zwцlftontechnik, Wiesbaden, 1962; Вrind1e R. S., Serial composition, L., 1966; Perle G., Serial composition and atonality, Berk.-Los Ang., 1968; Gоjоwy D., Nikolaj Andreevic Roslavec, ein frьher Zwцlftonkomponist, «Mf», XXII, 1969, No 1; Brinkmann R., Zur Entstehung der Zwцlftontechnik, Kongress-Bericht, Bonn, 1970; Maegaard J., Studien zur Entwicklung des dodekaphonen Satzes bei Arnold Schцnberg, Teil 1-3, 1972 (Diss).
Додекафония
Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Арнольд Шёнберг
Додекафония (древнегр. dodecaphonia – двенадцатизвучие)
Додекафония была разработана представителями «нововенской школы» (Арнольд Шенберг, Антон Веберн, Альбан Берг) в начале 1920-х годов. Это метод композиции, при котором вся музыкальная ткань выводится из единственного первоисточника – избранной последовательности всех 12 звуков хроматической гаммы. Данная последовательность называется серией.
Серия служит индивидуализированным носителем художественного образа, то есть выполняет функции темы (в тональной композиции) или модуса (в композиции модальной). Поскольку постоянное повторение одной и той же серии может привести к скучному однообразию, она используется в четырех формах:
Четыре формы серии обозначаются сокращенно по первым звукам латинских названий:
Эти модификации серии были взяты из полифонической практики XVII-XVIII веков. Кроме того звуки серии могут появляться не только последовательно, составляя своеобразную мелодию, но и одновременно, складываясь в созвучие. Чтобы еще расширить круг возможностей додекафонии, серию допускается строить от всех 12-ти звуков хроматической гаммы. Альбану Бергу одной серии в различных вариантах хватило для создания целой оперы («Лулу»). «Моисей и Аарон» Шёнберга тоже строится на одной серии.
Серия – больше, чем тема, поскольку в произведении нет ничего, кроме проведений серии. Но серия и меньше, чем тема, так как обычно тема – это уже сформировавшийся музыкальный образ, воплощенный с помощью ритма, метра, темпа, фактуры, динамики и т.д. Серия же – «полуфабрикат».
Додекафонный метод композиции приобрел немало почитателей. В отличие от некоторых других подобных систем, рожденных в начале XX века (тропы М. Хауэра), додекафония получила значительное распространение в практике крупных композиторов, в том числе и далеких от эстетической платформы Шёнберга. Тем не менее, универсальным и самодостаточным этот метод не стал – даже для его создателя.
Многие композиторы использовали додекафонную систему не полностью, составляя серии из небольшого числа звуков (4-9). Такую композиторскую технику называют серийной.
Особым видом серийной техники является сериальная. Здесь в четкую последовательность (серию) выстраивается не только высота звуков, но и остальные параметры музыкальной ткани, составляя целостный сериальный модус: длительности, динамические нюансы и даже способы артикуляции звука (legato, staccato, portamento). Чаще всего сплошная сериальность вводится в качестве эпизода в более крупные сочинения (А. Веберн, П. Булез, К. Штокхаузен). И только небольшие фортепианные или оркестровые сочинения полностью пишутся в этой технике (А. Веберн «Пять пьес для оркестра»).
Серийная музыка активно развивалась до 1950-х годов. Ей даже отдал щедрую дань мэтр противоположного направления Игорь Стравинский. К более радикальным системам в 1960-е годах пришли французский композитор и дирижер Пьер Булез и немецкий композитор Карлхейнц Штокгаузен.
Додекафония
Полезное
Смотреть что такое «Додекафония» в других словарях:
ДОДЕКАФОНИЯ — (древнегр. dodecaphonia двенадцатизвучие), или композиция на основе 12 соотнесенных между собой тонов, или серийная музыка (см. СЕРИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ) метод музыкальной композиции, разработанный представителями так называемой нововенской школы… … Энциклопедия культурологии
ДОДЕКАФОНИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка
ДОДЕКАФОНИЯ — (от греч. dodeka двенадцать и phone звук) метод сочинения музыки, возникший в 20 в. Разработан австрийским композитором А. Шенбергом. Музыкальная ткань произведения, написанного в технике додекафонии, выводится из т. н. серии (ряда, нем. die… … Большой Энциклопедический словарь
Додекафония — (от греческого dodeka двенадцать и phone звук), один из видов композиторской техники 20 в. Метод сочинения (теоретически разработан А. Шенбергом), при котором музыкальная ткань произведения выводится из 12 тоновой серии определенной интервальной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Додекафония — (от греч. δώδεκα двенадцать и греч. φωνή звук) техника музыкальной композиции, разновидность серийной техники, использующей серии из «двенадцати лишь между собой соотнесённых тонов»[1]. Додекафонные методы сочинения музыки были… … Википедия
додекафония — [дэ], и; ж. [от греч. dōdeka двенадцать и phōnē звук, голос] Муз. Метод музыкальной композиции, основанный на утверждении абсолютного равенства двенадцати тонов хроматической гаммы и отрицании ладовых связей. ◁ Додекафонический, ая, ое. * * *… … Энциклопедический словарь
Додекафония — (от греч. δωδεχα двенадцать и φωνη звук) серийная музыка, сериализм, созданный в начале 20 в. вид современной атональной композиторской техники. В основе Д. лежит понятие серии произвольно установленной до начала создания произв.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Додекафония — (от греч. звук, букв. двенадцатизвучие) способ сочинять музыку, пользуясь двенадцатью лишь между собой соотнесенными тонами (А. Шёнберг), один из видов современной музыкальной техники, возник в процессе развития атональной музыки. В основе… … Музыкальный словарь
додекафония — ж. Метод музыкальной композиции, основанный на отрицании ладовых связей между звуками и на абсолютном утверждении всех тонов хроматической гаммы. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ДОДЕКАФОНИЯ
Новый этап эволюции звуковысотности характеризуется 12-тоновостью высотной системы: если в гармонической тональности сопоставлялись аккорды и их основные тоны (как бы «микротональности»), то теперь сопоставляются уже отдельные звуки, то есть возрождается контрапункт в изначальном смысле (техника punctus contra punctum). Поиски новых принципов организации музыкального произведения стимулировали обращение к так называемому методу констант (постоянное повторение одного и того же звукового элемента как средство достижения связности в пьесе), поначалу в качестве добавочного конструктивного элемента («Веберн-группа» cis-c-e во вступлении к Квартету А. фон Веберна, 1905 год), затем основного и, наконец, единственного (серия). Cоединившись с 12-тоновостью высотной системы, принцип повторяющейся звукогруппы и привёл к созданию серийно-двенадцатитонового метода сочинения, то есть к додекафонии.
Предформы додекафонной техники: свободная 12-тоновость (песни 3 Веберна, песни 15 А. Шёнберга, 1909 год), микросерийность на модальной основе у И. Ф. Стравинского (сцена пленения Жар-птицы в балете «Жар-птица», 1910 год, цифры 22-29 партитуры), 12-тоновые ряды у А. Берга («5 песен на тексты к почтовым открыткам П. Альтенберга», 1912 год), «синтетаккорды» Н. А. Рославца (1913 год), «гармония 12 тонов без удвоений» Н. Обухова (1914-1916 годы), несерийная 12-тоновая гармония Е. Голышева («Ледяная песня», 1919 год), «закон 12 тонов» Й. М. Хауэра (1919 год), 12-тоновый тематизм у Ф. Х. Клайна (1921 год).
Метод собственно додекафонии (при помощи ряда из «двенадцати лишь между собой соотнесённых тонов») был теоретически разработан и воплощён Шёнбергом (впервые – Сюита для фортепиано, op. 25, 1923 год). С 1950-х годов додекафония осознанно применяется в отечественной музыке (А. М. Волконский, Э. В. Денисов, Д. Н. Смирнов и другие).