Что такое догматы церкви

До́гматы

До́гматы – бого­от­кро­вен­ные, веро­учи­тель­ные истины о Боге и Его отно­ше­нии к миру, хра­ни­мые, про­по­ве­ду­е­мые и объ­яс­ня­е­мые Цер­ко­вью, име­ю­щие зако­но­обя­за­тель­ную силу для всех хри­стиан.

Крат­кий свод основ­ных дог­ма­тов – Символ веры – состоит из 12-ти пред­ло­же­ний.

Что такое догматы церкви. Смотреть фото Что такое догматы церкви. Смотреть картинку Что такое догматы церкви. Картинка про Что такое догматы церкви. Фото Что такое догматы церкви

Свой­ствами дог­ма­тов явля­ются:

Дог­маты, опре­де­лен­ные Все­лен­скими собо­рами:

Среди дог­ма­тов, не обсуж­дав­шихся на Все­лен­ских собо­рах, можно назвать: догмат о Бого­дух­но­вен­но­сти Свя­щен­ного Писа­ния, догмат вос­кре­се­ния, догмат искуп­ле­ния, догмат о Церкви, догмат о прис­но­дев­стве Бого­ро­дицы и др.

Дог­маты – веро­учи­тель­ное опре­де­ле­ние Пра­во­слав­ной Церкви, вво­дя­щее чело­ве­че­ский ум в позна­ние Бога. «Все дог­маты или о Боге гово­рят, или о види­мых и неви­ди­мых тво­ре­ниях, или о явлен­ном в них про­мысле и суде», – ука­зы­вает св. Максим Испо­вед­ник. Догмат есть пре­вос­хо­дя­щая разум Бого­от­кро­вен­ная истина, обла­да­ю­щая, по слову св. Иоанна Лествич­ника, неис­сле­ди­мой глу­би­ной. Будучи итогом Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, дог­маты явля­ются непре­ре­ка­е­мыми и неиз­мен­ными опре­де­ле­ни­ями спа­си­тель­ной хри­сти­ан­ской веры.

Дог­ма­ти­че­ские собор­ные опре­де­ле­ния Пра­во­сла­вия обо­зна­ча­ются гре­че­ским словом «орос» (oros). В бук­валь­ном смысле оно озна­чает «предел», «гра­ницу». Исполь­зуя дог­маты, Цер­ковь опре­де­ляет чело­ве­че­ский ум в истин­ном Бого­по­зна­нии и огра­ни­чи­вает его от воз­мож­ных ошибок. Фор­му­ли­ровка дог­ма­ти­че­ских опре­де­ле­ний в исто­рии Церкви, как пра­вило, свя­зана с отве­том на ере­ти­че­ские иска­же­ния смысла хри­сти­ан­ства. При­ня­тие дог­ма­тов не озна­чает вве­де­ния новых истин. Дог­маты всегда рас­кры­вают изна­чаль­ное, единое и целост­ное учение Церкви при­ме­ни­тельно к новым вопро­сам и обсто­я­тель­ствам.

Нали­чие стро­гого и отчет­ли­вого веро­ис­по­вед­ного созна­ния – харак­тер­ная черта Пра­во­сла­вия. Эта осо­бен­ность цер­ков­ного учения вос­хо­дит уже ко вре­ме­нам апо­столь­ской про­по­веди. Именно апо­сто­лам при­над­ле­жит первое упо­треб­ле­ние слова «догмат» в зна­че­нии веро­учи­тель­ного опре­де­ле­ния. «Про­ходя же по горо­дам, они пере­да­вали верным соблю­дать опре­де­ле­ния (греч. – ta dogmata), поста­нов­лен­ные апо­сто­лами и пре­сви­те­рами в Иеру­са­лиме», – сви­де­тель­ствует св. Еван­ге­лист Лука ( Деян.16:4 ). У апо­стола Павла в посла­ниях к Колос­ся­нам ( Кол.2:14 ) и Ефе­ся­нам ( Еф.2:15 ) слово «догмат» упо­треб­ля­ется в зна­че­нии хри­сти­ан­ского учения во всей пол­ноте. В таком же смысле слово «догмат» исполь­зо­ва­лось во II, III и начале IV веков, упо­треб­ля­лось свя­тыми Игна­тием Антио­хий­ским, Иусти­ном Фило­со­фом, Кли­мен­том Алек­сан­дрий­ским. Древ­ней­ший, пред­ше­ство­вав­ший пери­оду Все­лен­ских собо­ров, дог­ма­ти­че­ский памят­ник Пра­во­сла­вия – символ веры св. Гри­го­рия Неоке­са­рий­ского (Чудо­творца), напи­сан­ный им около 260–265 гг.

С IV века слово «догмат» при­об­ре­тает более опре­де­лен­ный смысл. Непре­рыв­ная систе­ма­ти­за­ция хри­сти­ан­ского веро­уче­ния ведет к отде­ле­нию веро­учи­тель­ных и нрав­ствен­ных истин. С веро­учи­тель­ными исти­нами догмат отож­деств­ля­ется у святых Кирилла Иеру­са­лим­ского, Гри­го­рия Нис­ского, а на гра­нице IV‑V вв. и у Иоанна Зла­то­уста. В эпоху Все­лен­ских собо­ров зна­че­ние дог­мата опре­де­ля­ется окон­ча­тельно. Под дог­ма­тами стали пони­мать веро­учи­тель­ные истины, кото­рые обсуж­да­лись и утвер­жда­лись на Все­лен­ских Собо­рах.

Дару­ю­щие, по словам св. Мак­сима Испо­вед­ника, свет веде­ния Боже­ствен­ные дог­маты Пра­во­сла­вия могут быть све­дены к двум основ­ным. «Предел Пра­во­сла­вия есть чисто ведать два дог­мата веры, – Троицу и Двоицу», – ука­зы­вает св. Гри­го­рий Синаит. Почи­та­ние нес­ли­ян­ной и нераз­дель­ной Пре­свя­той Троицы, еди­ного Бога в трех Лицах, в Кото­ром Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как в целом учат святые Отцы, есть якорь хри­сти­ан­ского упо­ва­ния. Почи­та­ние Троицы необ­хо­димо свя­зы­ва­ется с почи­та­нием Двоицы, то есть испо­ве­да­нием Сына Божия Иисуса Христа в едином Лице, двух есте­ствах и волях, боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской, нес­ли­янно и нераз­дельно соеди­нен­ных. «Ска­зан­ное об этом в Еван­ге­лии слово можно разу­меть так, – учит св. Гри­го­рий Синаит. – Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, еди­ного истин­ного Бога в трех ипо­ста­сях, и послан­ного Тобою Иисуса Христа в двух есте­ствах и хоте­ниях ( Ин.17:3 )».

«Только злоба ере­ти­ков вынуж­дает нас совер­шать вещи недоз­во­лен­ные, вос­хо­дить на вер­шины недо­сти­жи­мые, гово­рить о пред­ме­тах неиз­ре­чен­ных, пред­при­ни­мать иссле­до­ва­ния запре­щен­ные. Сле­до­вало бы доволь­ство­ваться тем, чтобы с искрен­ней верой выпол­нять то, что нам пред­пи­сано, а именно: покло­няться Богу Отцу, почи­тать с Ним Бога Сына и испол­няться Святым Духом. Но вот мы вынуж­дены поль­зо­ваться нашим слабым словом для рас­кры­тия тайн неиз­ре­чен­ных. Заблуж­де­ния других вынуж­дают нас самих ста­но­виться на опас­ный путь изъ­яс­не­ния чело­ве­че­ским языком тех Тайн, кото­рые сле­до­вало бы с бла­го­го­вей­ной верой сохра­нять в глу­бине наших душ».
свт. Иларий Пик­та­вий­ский (О Святой Троице. 2:2).

Дог­маты – это незыб­ле­мые акси­омы, спо­рить с кото­рыми – себе во вред. Эти акси­омы есть везде: в мате­ма­тике, в меди­цине, в тех­нике, в физике. “Если вы попы­та­е­тесь оспо­рить закон зем­ного тяго­те­ния прыж­ком с само­лета без пара­шюта, то шею вы в конеч­ном итоге свер­нете себе, а не закону тяго­те­ния”…
Любая теория зиждется на некоем наборе догм (кото­рые в свет­ской науке стыд­ливо име­ну­ются акси­о­мами).
Тот, кто не при­ла­гает усилий к изу­че­нию пра­во­слав­ной мысли (мне, мол, не нужны догмы), ока­зы­ва­ется в плену у без­мыс­лия. Он под­чи­няет себя неуло­вимо-туман­ным и логи­че­ски бес­связ­ным соб­ствен­ным «ощу­ще­ниям» и обще­при­ня­тым «мне­ниям». Отка­зав­шись от изу­че­ния мно­го­ве­ко­вой тра­ди­ции хри­сти­ан­ской мысли, он … ока­зы­ва­ется один против леги­о­нов неоязы­че­ских и сек­тант­ских про­по­вед­ни­ков.
диакон Андрей

Источник

Основные догматы христианства

Что такое догматы церкви. Смотреть фото Что такое догматы церкви. Смотреть картинку Что такое догматы церкви. Картинка про Что такое догматы церкви. Фото Что такое догматы церкви

Что такое догматы христианства?

Догматы христианства — это вероучительные истины, которые определяют и исповедуют верующие люди, как неизменные и непререкаемые правила. В науке такие истины называются аксиомами.

В Священном Писании содержатся правила и аксиомы Церкви. Уже в первые века существования христианства стали появляться и неверные трактовки Писания. Распространение ереси поставило Церковь перед необходимостью раскрыть и уточнить веру Церкви, установить пределы истины. Греческое слово horos (предел) и было первым наименованием догмата.

История религиозных догматов

Само же слово «догмат» в переводе с греческого — это «мнение, решение, постановление». Первоначально это слово не имело ничего общего с религией. Например Цицерон под словом dogma подразумевал общеизвестные, не подлежащие сомнению истины. Слово «догмат», пришедшее из античной литературы, затем стало употребляться и в христианской литературе. Постепенно появилось понятие «религиозные догматы».

Христианские догматы были приняты на Вселенских Соборах, на которых присутствовали епископы и архиереи всех действующих Церквей. Всего было 7 Вселенских Соборов.

На Первом Вселенском Соборе, который состоялся в 325 г. в Никее, отлучили от Церкви Александрийского пресвитера Ария. Его учение, в котором Бог Сын признавался не единосущным Богу Отцу, посчитали еретическим. На Соборе установили, что Бог — это единство трёх ипостасей, и Сын, рождающийся от Отца, единосущен Ему. На этом Соборе утвердили пять первых членов Символа Вера.

На Втором Вселенском Соборе, который прошел в 381 г. в Константинополе, утвердили единый Символ Веры, состоящий из двенадцати членов. Также на этом Соборе осудили различные еретические учения.

Седьмой Вселенский Собор, который также называют Вторым Никейским, состоялся в 787 г. Решения, принятые на этом Соборе, были призваны покончить с иконоборчеством.

Три христианских догмата

Верующие должны знать три основополагающих правила, которые воплощены в христианских догматах:

Догматы Православной Церкви

Что такое догматы церкви. Смотреть фото Что такое догматы церкви. Смотреть картинку Что такое догматы церкви. Картинка про Что такое догматы церкви. Фото Что такое догматы церкви

Основные догматы христианства определили в двенадцати членах Символа веры. Их перечисление — основная православная молитва.

Символ веры

По-церковнославянски

По-русски

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.5. И воскресшаго в третий день по Писанием.И воскресшего в третий день согласно Писаниям.6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.Признаю одно крещение для прощения грехов.11. Чаю воскресения мертвых,Ожидаю воскресения мертвых,12. и жизни будущаго века. Аминь.и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Двенадцать основополагающих христианских догматов в Православии:

Догматы помогают человеку определить точные границы, за которыми заканчивается христианство и начинается ересь.

В католицизме и протестантизме признаются такие вероучительные истины, которые отвергает Православие. Именно это в свое время и привело к разделению Церквей.

Читайте также:

Источник

Догматы православного богословия

Место дог­ма­тов в ряду других хри­сти­ан­ских истин: Истины хри­сти­ан­ского Откро­ве­ния, заклю­ча­ю­ще­гося в Свящ. Писа­нии и Свящ. Пре­да­нии, раз­де­ля­ются на истины веры и на истины дея­тель­но­сти.

Истины веры под­раз­де­ля­ются на отно­ся­щи­еся к самому суще­ству хри­сти­ан­ской рели­гии как вос­ста­нов­лен­ному союзу между Богом и чело­ве­ком, назы­ва­е­мые дог­ма­тами, и другие, не отно­ся­щи­еся к суще­ству, кото­рые содер­жат исто­ри­че­ские ска­за­ния или част­ные изре­че­ния свя­щен­ных лиц.

Истины дея­тель­но­сти под­раз­де­ля­ются на опре­де­ле­ния нрав­ствен­ного пове­де­ния и истины обря­до­вые и кано­ни­че­ские.

Струк­тура дог­ма­ти­че­ского Бого­сло­вия:

Дог­маты о Боге и общем отно­ше­нии его к миру и чело­веку

Общие свой­ства суще­ства Бога

Бог не пости­жим и неви­дим. Бог явил себя людям в тво­ре­нии и в сверхъ­есте­ствен­ном Откро­ве­нии, кото­рое про­по­ве­до­вал еди­но­род­ный Сын Божий через Апо­сто­лов. Бог един в суще­стве и тро­и­чен в Лицах.

Бог есть Дух вечный, все­б­ла­гий, все­ве­ду­щий, все­мо­гу­щий, вез­де­су­щий, неиз­ме­ня­е­мый, все­до­воль­ный, все­б­ла­жен­ный.

При­рода Бога – совер­шенно неве­ще­ствен­ная, непри­част­ная ни малей­шей слож­но­сти, про­стая.

Бог, как Дух, кроме духов­ной при­роды (суб­стан­ции), имеет ум и волю.

Бог, как Дух, бес­пре­де­лен во всех отно­ше­ниях, иначе, все­со­вер­шен­ный, Он само­бы­тен и неза­ви­сим, неиз­ме­рим и вез­де­сущ, вечен и неиз­ме­нен, все­си­лен и все­мо­гущ, совер­ше­нен и чужд вся­кого недо­статка.

Част­ные свой­ства суще­ства Бога

Само­быт­ность – все, что имеет, имеет от самого себя.

Неза­ви­си­мость – в суще­стве, в силах и в дей­ствиях опре­де­ля­ется Сам Собою.

Неиз­ме­ри­мость и вез­де­при­сут­ствие – не под­ле­жит ника­кому огра­ни­че­нию про­стран­ством и местом.

Веч­ность – Он не имеет ни начала, ни конца своего бытия.

Неиз­ме­ня­е­мость – Он всегда пре­бы­вает один и тот же.

Все­мо­гу­ще­ство – Он обла­дает неогра­ни­чен­ною силою все про­из­во­дить и над всем вла­ды­че­ство­вать.

Свой­ства ума Бога

Свой­ство ума Бога самого в себе – все­ве­де­ние, т.е. Он знает все и знает совер­шен­ней­шим обра­зом.

Свой­ство ума Бога в отно­ше­нии к его дей­ствиям – высо­чай­шая пре­муд­рость, т.е. совер­шен­ней­шее знание наи­луч­ших целей и наи­луч­ших средств, совер­шен­ней­шее искус­ство при­ла­гать послед­ние к первым.

Свой­ства воли Бога

Свой­ства воли Бога самой в себе – высо­чайше сво­бод­ная и все­свя­тая, т.е. чистая от вся­кого греха.

Свой­ство воли Бога в отно­ше­нии ко всем тварям – все­б­ла­гая, а по отно­ше­нию к тварям разум­ным – истин­ная и верная, поскольку откры­вает себя им в каче­стве нрав­ствен­ного закона, а также пра­во­суд­ного, поскольку воз­дает им по заслу­гам.

Един­ство Бога по суще­ству

Дог­маты о Боге, тро­ич­ном в лицах

В Боге едином по суще­ству три Лица или Ипо­стаси: Отец, Сын и Святой Дух.

Три Лица в Боге равны между собой и еди­но­сущны.

Три Лица раз­личны по своим личным свой­ствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден от Отца, Дух Святой исхо­дит от Отца.

(Ипо­стаси нераз­дельны и нес­ли­янны; рож­де­ние Сына нико­гда не начи­на­лось, нико­гда не окан­чи­ва­лось, Сын родился от Отца, но не отде­лился от него, Он пре­бы­вает в Отце; Бог Дух Святой вечно исхо­дит от Отца.)

Дог­маты о Боге, как творце и про­мыс­ли­теле, к миру духов­ному

Мир духов­ный состав­ляют дво­я­кого рода духи: добрые, назы­ва­е­мые Анге­лами, и злые, назы­ва­е­мые демо­нами.

Ангелы и демоны сотво­рены от Бога.

Демоны сде­ла­лись злыми из духов добрых по своей воле при попу­сти­тель­стве Бога.

Бог, как Про­мыс­ли­тель, даро­вал и Анге­лам, и демо­нам при­роду, силы и спо­соб­но­сти.

Бог содей­ствует Анге­лам в их доброй дея­тель­но­сти и управ­ляет ими сооб­разно с целью их бытия.

Бог попу­стил паде­ние демо­нов и попус­кает их злую дея­тель­ность, и огра­ни­чи­вает ее, направ­ляя ее, по воз­мож­но­сти, к добрым целям.

По при­роде своей Ангелы суть духи бес­плот­ные, совер­шен­ней­шие души чело­ве­че­ской, но огра­ни­чен­ные.

Мир ангель­ский необы­чайно велик.

Ангелы про­слав­ляют Бога, служат Ему, служат в сем мире людям, путе­водя их в цар­ствие Божие.

Гос­подь дарует осо­бого Ангела-Хра­ни­теля каж­дому из веру­ю­щих.

Дьявол и ангелы его (демоны) – суще­ства личные и дей­стви­тель­ные.

Демоны по своей при­роде духи бес­плот­ные, высшие души чело­ве­че­ской, но огра­ни­чен­ные.

Демоны не могут упо­тре­бить наси­лия ни над одним чело­ве­ком, если Бог не попу­стит им.

Дьявол дей­ствует как враг Божий и как враг чело­ве­че­ский.

Бог раз­ру­шает цар­ство демо­нов на земле через непре­стан­ное рас­про­стра­не­ние Своего бла­го­дат­ного цар­ства.

Бог даро­вал людям Боже­ствен­ные силы против демо­нов (молитва и др.).

Бог попус­кает дея­тель­ность демо­нов, направ­лен­ную на поги­бель чело­ве­че­ства, для нрав­ствен­ной пользы людей и их спа­се­ния.

Дог­маты об отно­ше­нии Бога, как творца и про­мыс­ли­теля, к чело­веку

Чело­век сотво­рен по образу и подо­бию Бога.

Бог сотво­рил чело­века с тем, чтобы он позна­вал Бога, любил и про­слав­лял Его, и через то вечно бла­жен­ство­вал.

Бог сотво­рил первых людей, Адама и Еву, осо­бен­ным обра­зом, отлич­ным от сотво­ре­ния других Его созда­ний.

Род чело­ве­че­ский про­изо­шел от Адамы и Евы.

Чело­век состоит из неве­ще­ствен­ной души и веще­ствен­ного тела.

Душа, высшая и пре­вос­ход­ней­шая часть чело­века, явля­ется суще­ством само­сто­я­тель­ным, неве­ще­ствен­ным и про­стым, сво­бод­ным, бес­смерт­ным. Назна­че­ние чело­века состоит в том, чтобы он неиз­менно пре­бы­вал верным высо­кому завету или союзу с Богом, к кото­рому его при­звал Все­б­ла­гий при самом сотво­ре­нии, чтобы стре­мился к своему Пер­во­об­разу всеми силами своей разумно-сво­бод­ной души, т.е. позна­вал своего Созда­теля и про­слав­лял, жил для Него и в нрав­ствен­ном еди­не­нии с Ним.

Паде­ние чело­века было попу­щено Богом.

Рай был местом для жизни счаст­ли­вой и бла­жен­ной, одно­вре­менно чув­ствен­ным и духов­ным. Чело­век в Раю был бес­смерт­ным. Неверно, что Адам не мог уме­реть, он мог не уми­рать. Адам должен был делать и хра­нить Рай. Для настав­ле­ния истины веры Бог удо­ста­и­вал неко­то­рых людей Своими откро­ве­ни­ями, являлся им Сам, бесе­до­вал с ними, откры­вал им Свою волю.

Бог сотво­рил чело­века вполне спо­соб­ным к дости­же­нию уста­нов­лен­ной Им цели, т.е. совер­шен­ным, как по душе, в умствен­ном и нрав­ствен­ном отно­ше­нии, так и совер­шен­ным по телу.

Для упраж­не­ния и укреп­ле­ния в добре нрав­ствен­ных сил Бог запо­ве­дал чело­веку, чтобы он не вкушал плодов от древа позна­ния добра и зла.

Чело­век не сохра­нил запо­веди, и через то лишился своего досто­ин­ства.

Все люди пошли от Адама и его грех есть грех всех людей.

Бог с самого начала даро­вал чело­веку Свою бла­го­дать.

В змее, совра­тив­шем Адама и Еву, скры­вался дьявол. Ева увлек­лась мечтою сде­латься равной Богу, Адам пал вслед­ствие при­стра­стия к жене.

Смерть пришла к чело­веку от зави­сти дья­вола к Богу.

След­ствие для внеш­него состо­я­ния чело­века: потеря или умень­ше­ние власти над живот­ными, потеря пло­до­нос­но­сти земли.

След­ствия паде­ния рас­про­стра­ни­лись на все чело­ве­че­ство. Пер­во­род­ный грех все­об­щен.

Бог после паде­ния Адама и Евы не пере­стал про­мыш­лять о чело­веке. Он царь всей земли, вла­деет наро­дами и при­зи­рает их. Он ставит царей над наро­дами, дарует им Дер­жаву и силу, управ­ляет через царей зем­ными цар­ствами. Постав­ляет через царей низшие власти, постав­ляет для устро­е­ния сча­стья чело­ве­че­ских обществ слуг Своих (Анге­лов).

Бог про­мыш­ляет об отдель­ных людях и, в осо­бен­но­сти, о про­вод­ни­ках, хранит нас в тече­ние всей жизни, содей­ствует нам в дея­тель­но­сти, назна­чает предел нашей земной жизни и дея­тель­но­сти.

Бог про­мыш­ляет спо­со­бами есте­ствен­ным (хранит людей и содей­ствует им) и сверхъ­есте­ствен­ным (чудеса и дей­ствия Боже­ствен­ного домо­стро­и­тель­ства).

Дог­маты о Боге спа­си­теле и осо­бен­ном отно­ше­нии его к чело­ве­че­скому роду

Бог послал Еди­но­род­ного Сына Своего в юдоль земную, дабы Он, вос­прияв плоть от Пре­чи­стой Девы по дей­ствию Свя­того Духа, иску­пил чело­века и ввел его в Цар­ство Свое гораздо в боль­шей славе, нежели какую он имел в Раю.

Бог – Спа­си­тель наш вообще, поко­лику в деле нашего спа­се­ния участ­во­вали все Лица Пре­свя­той Троицы.

Гос­подь наш Иисус Хри­стос Началь­ник и Совер­ши­тель нашей веры и спа­се­ния.

В Лице Иисуса Христа каждое Его есте­ство пере­дает свой­ства свои дру­гому, и именно – свой­ствен­ное Ему по чело­ве­че­скому усво­я­ется Ему, как Богу, а свой­ствен­ное Ему, по Боже­ству усво­я­ется Ему, как чело­веку.

Пре­свя­тая Дева Мария, Матерь Гос­пода Иисуса не по Боже­ству Его, а по чело­ве­че­ству, кото­рое, однако же, с самой минуты Его вопло­ще­ния, стало нераз­дельно и ипо­стасно соеди­нено в Нем с Боже­ством Его, и соде­ла­лось соб­ствен­ным Боже­скому Лицу Его.

В Иисусе Христе вопло­ти­лась не вся Пре­свя­тая Троица, но только один Сын

Божий, второе Лицо Пре­свя­той Троицы. Отно­ше­ние вто­рого Лица Пре­свя­той Троицы нимало не изме­ни­лось через Его вопло­ще­ние, и по вопло­ще­нии Бог Слово оста­ется тем же Божьим Сыном, каким был прежде. Сын Богу Отцу есте­ствен­ный, а не усы­нов­лен­ный. Иисус Хри­стос был пома­зан в долж­но­сти пер­во­свя­щен­ника, царя и про­рока на трой­ствен­ное слу­же­ние роду чело­ве­че­скому, через кото­рые он совер­шил свое спа­се­ние.

Дог­маты о Христе Спа­си­теле

Единый Гос­подь Иисус Хри­стос, Сын Божий Еди­но­род­ный ради чело­века и рода чело­ве­че­ского спа­се­ния сошел с Небес и вопло­тился от Духа Свя­того и Марии Девы и воче­ло­ве­чился.

Иисус Хри­стос, совер­шен­ный в Боже­стве и совер­шен­ный в чело­ве­че­стве; истинно Бог и истинно чело­век; также из души и тела; еди­но­су­щен Отцу по Боже­ству и еди­но­су­щен людям по чело­ве­че­ству; по всему подо­бен людям, кроме греха; рожден прежде века от Отца по Боже­ству, в послед­ние же дни рожден ради нас и ради нашего спа­се­ния от Марии Девы Бого­ро­дицы, по чело­ве­че­ству; Еди­но­род­ный, во двух есте­ствах нес­литно, неиз­менно, нераз­дельно, нераз­лучно позна­ва­е­мого; не на два лица рас­се­ка­е­мого или раз­де­ля­е­мого, но еди­ного Сына и Еди­но­род­ного Бога Слова.

Каким обра­зом два есте­ства во Иисусе Христе, Боже­ское и чело­ве­че­ское, несмотря на всю их раз­ность, соеди­ни­лись во единую Ипо­стась; как Он, будучи совер­шен­ным Богом и совер­шен­ным чело­ве­ком, есть только одно Лицо; это по Слову Божию – вели­кая тайна бла­го­че­стия, и, сле­до­ва­тельно, недо­ступна для нашего разума. Про­ро­че­ское слу­же­ние Гос­подь совер­шил непо­сред­ственно, всту­пив в долж­ность обще­ствен­ного Учи­теля, и посред­ством уче­ни­ков Своих. Учение состоит из закона веры и закона дея­тель­но­сти и все­цело направ­лено на спа­се­ние чело­ве­че­ства.

Закон веры о Боге высо­чай­шем и совер­шен­ней­шем Духе, едином по суще­ству, но тро­ич­ном в Лицах, само­быт­ном, вез­де­су­щем, все­бла­гом, все­мо­гу­щем, Творце и Про­мыс­ли­теле все­лен­ной, Кото­рый оте­че­ски печется о всех своих тварях, в осо­бен­но­сти же о роде чело­ве­че­ском.

О Самом Себе как Еди­но­род­ном Сыне Божьем, при­шед­шем в мир для при­ми­ре­ния и вос­со­еди­не­ния чело­века с Богом.

О Своих спа­си­тель­ных стра­да­ниях, смерти и вос­кре­ше­нии; о чело­веке падшем, повре­жден­ном и о сред­ствах, как он может вос­стать и усво­ить себе спа­се­ние, освя­титься, вос­со­еди­ниться с Богом через своего иску­пи­теля и достиг­нуть веч­нобла­жен­ной жизни за гробом.

Закон дея­тель­но­сти Хри­стос выра­зил в двух глав­ных запо­ве­дях: иско­ре­не­ние в нас самого начала вся­кого греха – гор­дыни или само­лю­бия, очи­ще­ние от всякой скверны плоти и духа; любовь к Богу и ближ­ним с целью уко­ре­нить в нас вместо преж­ней гре­хов­ной, семя новой жизни, святой и Бого­угод­ной, при­вне­сти в нас союз нрав­ствен­ного совер­шен­ства.

Чтобы воз­бу­дить людей к при­я­тию и испол­не­нию зако­нов веры и дея­тель­но­сти Гос­подь Иисус ука­зы­вал на вели­чай­шие бед­ствия и муки вечные, кото­рым неиз­бежно под­верг­нутся все греш­ники, если не после­дуют Его учению, но также на вели­чай­шие и вечные блага, кото­рые уго­то­вал Отец небес­ный, также ради заслуг Своего воз­люб­лен­ного Сына, для всех пра­вед­ни­ков, сле­ду­ю­щих Его учению.

Иисус Хри­стос пре­по­дал закон для всех людей и на все вре­мена.

Иисус Хри­стос пре­по­дал закон спа­си­тель­ный и, сле­до­ва­тельно, необ­хо­ди­мый для дости­же­ния жизни вечной.

Как пророк, Хри­стос-Спа­си­тель только воз­ве­стил нам о спа­се­нии, но еще не совер­шил самого спа­се­ния: про­све­тил наш разум светом истин­ного Бого­ве­де­ния, засви­де­тель­ство­вал о себе, что он есть истин­ный Мессия, объ­яс­нил и то, каким обра­зом Он спасет нас, и указал нам прямой путь к жизни вечной.

Пер­во­свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние Гос­пода Иисуса Христа было делом, через кото­рое была заслу­жена для нас жизнь вечная.

Это Он сделал, следуя обычаю вет­хо­за­вет­ных пер­во­свя­щен­ни­ков, при­неся Самого Себя в уми­ло­сти­ви­тель­ную жертву за грехи мира, и, таким обра­зом, при­ми­рил нас с Богом, изба­вил нас от греха и его след­ствий, при­об­рел нам вечные блага.

Хри­стос Спа­си­тель, чтобы удо­вле­тво­рить за все эти грехи чело­ве­че­ские вечной Правде, бла­го­во­лил, в замен их, Сам испол­нить за людей во всей цело­сти и широте волю Божию, явить в себе совер­шен­ней­ший обра­зец послу­ша­ния ей и сми­рить, уни­чи­жить Себя ради нас до послед­ней сте­пени.

Хри­стос – Бого­че­ло­век, чтобы изба­вить людей от всех этих бед­ствий и стра­да­ний, бла­го­во­лил вос­при­нять на Самого Себя весь гнев Божий, потер­петь за нас все, чего мы достойны были за свои без­за­ко­ния.

Пер­во­свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние Иисуса Христа объ­ем­лет собою всю Его земную жизнь. Он посто­янно нес на Себе Свой крест само­от­вер­же­ния, послу­ша­ния, стра­да­ния и скор­бей.

Смерть Иисуса Христа – иску­пи­тель­ная за нас жертва. Он упла­тил Своею кровью долг Правде Божией за наши грехи, кото­рый мы сами упла­тить были не в состо­я­нии, и Он сам не был в долгу перед Богом. На эту замену были воля и согла­сие Божие, т.к. Сын Божий при­хо­дил на землю, чтобы тво­рить не Свою волю, но волю послав­шего Его Отца.

Жертва, при­не­сен­ная за нас Хри­стом Спа­си­те­лем на кресте, есть жертва все­объ­ем­лю­щая. Она про­сти­ра­ется на всех людей, на все грехи и на все вре­мена. Смер­тью Своей Он заслу­жил для нас цар­ствие небес­ное.

В чуде­сах Своих Он про­яв­лял власть над всею при­ро­дой: пре­тво­рил воду в вино, ходил по водам, одним словом укро­тил бурю мор­скую, одним словом или при­кос­но­ве­нием исце­лял всякие болезни, давал зрение слепым, слух – глухим, язык – немым.

Он про­яв­лял свою власть над силами ада. Одним пове­ле­нием Своим изго­нял духов нечи­стых из людей; сами бесы, узна­вая о Его могу­ще­стве, тре­пе­тали Его власти.

Иисус Хри­стос побе­дил и раз­ру­шил ад, когда упразд­нил смер­тию Своею вла­сти­теля дер­жавы смерти – дья­вола; снис­шел в ад с душою Своею, как Бог, чтобы бла­го­ве­стить плен­ни­кам адовым о спа­се­нии, и извел оттуда всех вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков в свет­лые оби­тели Отца небес­ного.

Иисус Хри­стос после осво­бож­де­ния вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков из ада тор­же­ственно воз­несся на небеса с вос­при­ня­тым Им есте­ством чело­ве­че­ским и, таким обра­зом, отверз для всех людей сво­бод­ный вход в цар­ство небес­ное.

Дог­маты об освя­ще­нии

Чтобы каждый чело­век мог соде­латься при­част­ни­ком спа­се­ния, необ­хо­димо освя­ще­ние чело­века, т.е. дей­стви­тель­ное усво­е­ние каждым из нас заслуг Хри­сто­вых, или такое дело, в кото­ром все­свя­тый Бог, при извест­ных усло­виях с нашей сто­роны, дей­стви­тельно очи­щает нас от грехов, оправ­ды­вает и соде­лы­вает освя­щен­ными и свя­тыми.

В деле освя­ще­ния нашего участ­вуют все Лица Пре­свя­той Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. Отец пред­став­ля­ется источ­ни­ком нашего освя­ще­ния. Дух Святой пред­став­ля­ется совер­ши­те­лем нашего освя­ще­ния. Сын пред­став­ля­ется винов­ни­ком нашего освя­ще­ния.

Бла­го­дать Божия, т.е. спа­си­тель­ная сила Божия, сооб­ща­ется нам ради заслуг нашего Иску­пи­теля и совер­шает наше освя­ще­ние.

Част­ные виды бла­го­дати: внеш­няя, дей­ству­ю­щая через Слово Божие, Еван­ге­лие, чудеса и др.; внут­рен­няя, дей­ству­ю­щая непо­сред­ственно в чело­веке, истреб­ляя в нем грехи, про­све­щая разум, направ­ляя его волю к добру; пре­хо­дя­щая, про­из­во­дя­щая част­ные впе­чат­ле­ния и содей­ству­ю­щая в част­ных добрых делах; посто­ян­ная, кото­рая посто­янно оби­тает в душе чело­века и соде­лы­вает его пра­вед­ным; пред­ва­ря­ю­щая, пред­ше­ству­ю­щая доб­рому делу; сопут­ству­ю­щая, кото­рая сопро­вож­дает добрые дела; доста­точ­ная пре­по­дает чело­веку доста­точ­ную силу и удоб­ство дей­ство­вать; дей­ствен­ная, сопро­вож­да­е­мая дей­ствием чело­века, при­но­ся­щим плоды.

Бог пред­ви­дел, что одни люди будут хорошо поль­зо­ваться своею сво­бод­ной волею, а другие худо: то посему одних пред­опре­де­лил к славе, а других осудил.

Пред­ва­ря­ю­щая бла­го­дать Божия, подобно свету про­све­ща­ю­щему ходя­щих во тьме, путе­во­дит всех. Поэтому жела­ю­щие сво­бодно поко­ряться ей и испол­нять ее пове­ле­ния, необ­хо­димо нужные для спа­се­ния, полу­чают посему и осо­бен­ную бла­го­дать. Те, кото­рые не хотят пови­но­ваться и сле­до­вать бла­го­дати, и потому не соблю­дают запо­ве­дей Божьих, но, следуя вну­ше­ниям сатаны, зло­упо­треб­ляют своей сво­бо­дой, данной им от Бога с тем, чтобы они про­из­вольно делали добро, пре­да­ются веч­ному осуж­де­нию.

Бла­го­дать Божья про­сти­ра­ется на всех людей, а не на одних пред­опре­де­лен­ных к пра­вед­ной жизни; пред­опре­де­ле­ние Божье одних к веч­ному бла­жен­ству, других к веч­ному осуж­де­нию, не без­условно, а условно, и осно­вы­ва­ется на пред­ви­де­нии того, вос­поль­зу­ются ли они или не вос­поль­зу­ются бла­го­да­тью; бла­го­дать Божья не стес­няет сво­боды чело­века, не дей­ствует на нас непре­одо­лимо; чело­век дея­тельно участ­вует в том, что совер­шает в нем и через него бла­го­дать Божия.

Дог­маты о святой Церкви

Хри­сто­вой цер­ко­вью назы­ва­ется либо обще­ство всех разумно-сво­бод­ных существ, т.е. анге­лов и людей, веру­ю­щих во Христа-Спа­си­теля и соеди­нен­ных в Нем, как единой главе своей; либо обще­ство людей веро­вав­ших и веру­ю­щих во Христа, когда бы они ни жили и где бы ныне ни нахо­ди­лись; либо только Цер­ковь ново­за­вет­ную и воин­ству­ю­щую или бла­го­дар­ное Цар­ство Хри­стово.

Гос­подь Иисус желал, чтобы люди, приняв новую веру, содер­жали ее не в отдель­но­сти друг от друга, а соста­вили для сего опре­де­лен­ное обще­ство веру­ю­щих.

Хри­стос поло­жил начало и осно­ва­ние для Церкви Своей, избрав Себе первых две­на­дцать уче­ни­ков, кото­рые обра­зо­вали первую Его Цер­ковь. Он также учре­дил чин учи­те­лей, кото­рые бы рас­про­стра­няли Его веру между наро­дами; уста­но­вил Таин­ства кре­ще­ния, Евха­ри­стии и пока­я­ния.

Хри­стос осно­вал или водру­зил Цер­ковь Свою только на кресте, где Он стяжал ее кровью Своею. Ибо только на кресте Гос­подь иску­пил нас и вос­со­еди­нил с Богом, только после крест­ных стра­да­ний Он вошел во славу Божию и мог нис­по­слать уче­ни­кам Своим Духа Свя­того.

Обле­чен­ные силою свыше святые Апо­столы из веру­ю­щих в разных местах ста­ра­лись состав­лять обще­ства, кото­рые име­но­вали церк­вами; запо­ве­до­вали этим веру­ю­щим иметь собра­ния для слу­ша­ния слова Божия и воз­не­се­ния молитв; уве­ще­вали их, что они все обра­зуют единое тело Гос­пода Иисуса; пове­ле­вали им не остав­лять своего собра­ния под опа­се­нием отлу­че­ния от Церкви.

Все люди при­зы­ва­ются быть чле­нами Церкви, но не все суть ее члены на самом деле. К Церкви при­над­ле­жат только те, кото­рые кре­сти­лись. Те, кото­рые согре­шили, но испо­ве­дуют чистую веру Хри­стову, также при­над­ле­жат к церкви, лишь бы они не сде­ла­лись отступ­ни­ками. Отступ­ники, ере­тики, отще­пенцы (или рас­коль­ники) неви­ди­мым дей­ствием суда Божия отсе­ка­ются как мерт­вые члены.

Цель Церкви, для кото­рой Гос­подь осно­вал ее, есть освя­ще­ние людей-греш­ни­ков, а затем вос­со­еди­не­ние с Богом. Для дости­же­ния этой цели Гос­подь Иисус даро­вал Церкви Своей Боже­ствен­ное учение и учре­дил чин учи­те­лей; уста­но­вил в Церкви Своей святые таин­ства и вообще свя­щен­но­дей­ствия, учре­дил в Церкви Своей духов­ное управ­ле­ние и упра­ви­те­лей. цер­ковь обя­зана сохра­нять дра­го­цен­ный залог спа­си­тель­ного учения веры и рас­про­стра­нять это учение среди наро­дов; сохра­нять и упо­треб­лять во благо людей Боже­ствен­ные таин­ства и вообще свя­щен­но­дей­ствие; сохра­нять Бого­учре­жден­ное в ней управ­ле­ние и поль­зо­ваться им сооб­разно с наме­ре­нием Гос­пода.

Цер­ковь раз­де­ля­ется на паству и иерар­хию. Паству состав­ляют все веру­ю­щие в Гос­пода Иисуса, иерар­хия же, или свя­щен­но­на­ча­лие, есть особое Бого­учре­жден­ное сосло­вие людей, кото­рых одних Гос­подь упол­но­мо­чил рас­по­ря­жаться теми сред­ствами, какие даро­вал Он Церкви для ее цели.

Три сте­пени Бого­учре­жден­ной иерар­хии суть епи­скопы, свя­щен­ники и дья­коны. Епи­скоп в своей част­ной церкви или епар­хии есть место­блю­сти­тель Хри­стов и, сле­до­ва­тельно, глав­ный началь­ник над всею под­ве­дом­ствен­ной ему иерар­хией и над всею паст­вой. Он глав­ный учи­тель и для про­стых веру­ю­щих, и для пас­ты­рей. Епи­скоп есть первый свя­щен­но­дей­ство­ва­тель святых таинств в своей част­ной церкви. Он один имеет право руко­по­ла­гать во свя­щен­ника на осно­ва­нии слова Божия, правил святых Апо­сто­лов и святых Собо­ров. Свя­щен­ник имеет власть совер­шать таин­ства и вообще свя­щен­но­дей­ствия, кроме при­над­ле­жа­щих епи­скопу. Он под­ле­жит непре­стан­ному над­зору, власти и суду своего архи­пас­тыря. Дья­коны явля­ются оком и ухом епи­скопа и свя­щен­ника.

Дважды в году должен соби­раться собор епи­ско­пов, част­ный или помест­ный, для рас­суж­де­ния о дог­ма­тах бла­го­че­стия и раз­ре­ше­ния слу­ча­ю­щихся цер­ков­ных пре­ко­сло­вии.

Сре­до­то­чие духов­ной власти для Церкви все­лен­ской – во все­лен­ских Собо­рах.

Истин­ной Главой Церкви явля­ется Иисус Хри­стос, кото­рый держит кор­мило прав­ле­ния Церкви, ожив­ляет ее единой и спа­си­тель­ной бла­го­да­тью Свя­того Духа.

Цер­ковь явля­ется единой, святой, собор­ной и спа­си­тель­ной. Она едина по своему началу и осно­ва­нию, по своему устрой­ству, внеш­нему (деле­нию на пас­ты­рей и пасо­мых), внут­рен­нему (соеди­не­ние всех веру­ю­щих в Иисуса Христа, как истин­ной Главе Церкви); по своей цели. Она свята по своему началу и осно­ва­нию; по своему назна­че­нию, по своему устрой­ству (Глава ее есть Все­свя­тый Гос­подь Иисус; в ней пре­бы­вает Святой Дух со всеми, освя­ща­ю­щими нас, бла­го­дат­ными дарами; и ряд других). Она собор­ная, иначе кафо­ли­че­ская или все­лен­ская по про­стран­ству (пред­на­зна­чена обни­мать всех людей, где бы они ни оби­тали на земле); по вре­мени (пред­на­зна­чена при­во­дить к вере во Христа и суще­ство­вать до скон­ча­ния века); по своему устрой­ству (учение Церкви может быть при­нято всеми людьми, обра­зо­ван­ными и необ­ра­зо­ван­ными, не будучи свя­зано с граж­дан­ским устрой­ством и, сле­до­ва­тельно, ни с каким опре­де­лен­ным местом и вре­ме­нем). Она апо­столь­ская по своему началу (поскольку Апо­столы первые прияли власть рас­про­стра­нить хри­сти­ан­скую веру и осно­вали много част­ных церк­вей); по своему устрой­ству (Цер­ковь ведет свое начало от самих Апо­сто­лов чрез непре­рыв­ное пре­ем­ство епи­ско­пов, учение свое заим­ствует из писа­ний и пре­да­ний апо­столь­ских, правит веру­ю­щими по пра­ви­лам святых апо­сто­лов).

Вне Церкви для чело­века спа­се­ния нет, поскольку необ­хо­димы вера в Иисуса Христа. при­ми­рив­шего нас с Богом, а вера сохра­ня­ется непо­вре­жден­ной только в Его Церкви; уча­стие в святых таин­ствах, кото­рые совер­ша­ются только в Церкви; добрая, бла­го­че­сти­вая жизнь, очи­ще­ние от грехов, что воз­можно только под руко­вод­ством Церкви.

Дог­маты о Таин­ствах Церкви

Таин­ство есть свя­щен­ное дей­ствие, кото­рое под види­мым обра­зом сооб­щает душе веру­ю­щего неви­ди­мую бла­го­дать Божию.

Суще­ствен­ными при­над­леж­но­стями каж­дого таин­ства счи­та­ются Боже­ствен­ное уста­нов­ле­ние таин­ства, какой-либо види­мый или чув­ствам под­ле­жа­щий образ, сооб­ще­ние таин­ством неви­ди­мой бла­го­дати душе веру­ю­щего.

Всего таинств семь: кре­ще­ние, миро­по­ма­за­ние, при­ча­ще­ние, пока­я­ние, свя­щен­ство, брак, еле­освя­ще­ние.

В кре­ще­нии чело­век таин­ственно рож­да­ется в жизнь духов­ную; в миро­по­ма­за­нии полу­чает бла­го­дать воз­вра­ща­ю­щую и укреп­ля­ю­щую; в при­ча­ще­нии пита­ется духовно; в пока­я­нии вра­чу­ется от болез­ней духов­ных, т.е. от грехов; в свя­щен­стве полу­чает бла­го­дать духовно воз­рож­дать и вос­пи­ты­вать других посред­ством учения и таинств; в браке полу­чает бла­го­дать, освя­ща­ю­щую супру­же­ство и есте­ствен­ное рож­де­ние и вос­пи­та­ние детей; в еле­освя­ще­нии вра­чу­ется от болез­ней телес­ных посред­ством исце­ле­ния от болез­ней духов­ных.

(Далее сле­дуют дог­маты о таин­ствах как уста­нов­ле­ниях Божиих, их цели и их дей­стви­тель­но­сти; о види­мой сто­роне таин­ства и неви­ди­мых его дей­ствиях; опре­де­ле­ния тре­бо­ва­ний к совер­ша­ю­щему таин­ство и при­сту­па­ю­щему к нему; о свой­ствах, при­да­ва­е­мых таин­ством.)

Дог­маты о Таин­стве свя­щен­ства

Чтобы люди могли соде­лы­ваться пас­ты­рями Хри­сто­вой Церкви и полу­чать власть совер­шать Таин­ства, Гос­подь учре­дил еще особое Таин­ство Таин­ство свя­щен­ства.

Свя­щен­ство есть такое свя­щен­но­дей­ствие, в кото­ром через молит­вен­ное воз­ло­же­ние рук архи­ерей­ских на главу избран­ного лица низ­во­дится на это лицо Божья бла­го­дать, освя­ща­ю­щая и постав­ля­ю­щая его на извест­ную сту­пень цер­ков­ной иерар­хии, и потом содей­ству­ю­щая ему в про­хож­де­нии иерар­хи­че­ских обя­зан­но­стей.

Дог­маты о Боге как судии и мздо­воз­да­я­теле

Вели­кое дело освя­ще­ния людей или усво­е­ния ими заслуг Хри­сто­вых Бог совер­шает не иначе, как при сво­бод­ном уча­стии в том со сто­роны самих людей, под усло­ви­ями их веры и добрых дел. Для совер­ше­ния этого дела Богом назна­чен предел: для лиц част­ных оно про­дол­жа­ется до конца их земной жизни, а для всего рода чело­ве­че­ского будет про­дол­жаться до самой кон­чины мира. По окон­ча­нии же того и дру­гого пери­ода, Бог явля­ется и имеет явиться Судией и Мздо­воз­да­я­те­лем для каж­дого чело­века и всего чело­ве­че­ства. Он тре­бует и потре­бует у людей отчета, как они вос­поль­зо­ва­лись сред­ствами, дан­ными для их освя­ще­ния и спа­се­ния, и вся­кому воз­даст по заслу­гам.

В деле суда над нами и в мздо­воз­да­я­нии нам участ­вует вся Пре­свя­тая Троица.

Смерть чело­века явля­ется суще­ствен­ным обсто­я­тель­ством, пред­ва­ря­ю­щим этот суд.

Души умер­ших бла­жен­ствуют или мучатся, смотря по делам своим. Однако ни это бла­жен­ство, ни эти муче­ния не явля­ются совер­шен­ными. Они полу­чают их совер­шен­ными по общем вос­кре­се­нии.

Мздо­воз­да­я­ние пра­вед­ни­кам по воле небес­ного Судьи имеет два вида: про­слав­ле­ние их на небеси и про­слав­ле­ние их на земле – в Церкви воин­ству­ю­щей.

Про­слав­ле­ние пра­вед­ни­ков, по кон­чине их, на земле выра­жа­ется тем, что Цер­ковь земная почи­тает их как угод­ни­ков и друзей Божьих и при­зы­вает их в молит­вах как пред­ста­те­лей перед Богом; чтит самые их мощи и другие останки, а также их свя­щен­ные изоб­ра­же­ния или иконы.

Греш­ники отхо­дят душами своими во ад – место печали и скорби. Полное и окон­ча­тель­ное воз­да­я­ние греш­ни­кам будет по окон­ча­нии века сего.

Греш­ни­кам, кото­рые до смерти пока­я­лись, только не успели при­не­сти плодов, достой­ных пока­я­ния (молитва, сокру­ше­ние, уте­ше­ние бедных и выра­же­ние в поступ­ках любви к Богу), оста­ется еще воз­мож­ность полу­чить облег­че­ние в стра­да­ниях и даже вовсе осво­бож­де­ние от уз ада. Но их можно полу­чить только по бла­го­сти Божией, через молитвы Церкви и бла­го­тво­ре­ния.

Дог­маты о все­об­щем суде

Придет день, послед­ний день для всего рода чело­ве­че­ского, день кон­чины века и мира, день, уста­нов­лен­ный Богом, кото­рый хочет про­из­ве­сти Суд все­об­щий и реши­тель­ный – день судный.

В этот день явится Иисус Хри­стос во славе Своей, чтобы судить живых и мерт­вых. Гос­подь не открыл нам, когда придет этот вели­кий день, для нашей же нрав­ствен­ной пользы.

Зна­ме­ния при­хода Вели­кого суда: необы­чай­ные успехи добра на земле, рас­про­стра­не­ние Еван­ге­лия Хри­стова во всем мире; необы­чай­ные успехи зла и явле­ние на земле Анти­хри­ста, орудия дья­вола.

В день все­об­щего суда придет с неба Гос­подь – Судия живых и мерт­вых, Кото­рый упразд­нит Анти­хри­ста явле­нием при­ше­ствия Своего; по гласу Гос­пода вос­крес­нут мерт­вые на суд и изме­нятся живые; про­изой­дет самый суд над теми и дру­гими; после­дует кон­чина мира и бла­го­дат­ного цар­ства Хри­стова.

В заклю­че­ние все­об­щего суда пра­вед­ный Судия про­из­не­сет Свой окон­ча­тель­ный при­го­вор и пра­вед­ни­кам, и греш­ни­кам. Это мздо­воз­да­я­ние будет полное, совер­шен­ное, реши­тель­ное.

Мздо­воз­да­я­ние и пра­вед­ни­кам, и греш­ни­кам будет сораз­мерно их бла­го­де­я­ниям и их грехам и про­сти­ра­ется от разных сте­пе­ней веч­ного бла­жен­ства до разных сте­пе­ней вечных муче­ний.

Изло­же­ние дог­ма­тов Пра­во­слав­ного дог­ма­ти­че­ского бого­сло­вия по книге: «Руко­вод­ство к изу­че­нию хри­сти­ан­ского, пра­во­славно-дог­ма­ти­че­ского бого­сло­вия», М.А.Л., М., Сино­даль­ная типо­гра­фия, 1913. – 368 + VIII с. По опре­де­ле­нию Свя­тей­шего Пра­ви­тель­ству­ю­щего Синода. Репринт­ное изда­ние Центра изу­че­ния, охраны и рестав­ра­ции насле­дия свя­щен­ника Павла Фло­рен­ского, С.-Петербург, 1997. По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси Алек­сия II.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *