Что такое договор тэо
Договор транспортной экспедиции при перевозке по России: оформление документов и учет
Организация является заказчиком по договору транспортной экспедиции. Перевозка товара осуществляется по территории России. Каков документооборот при работе по договору транспортной экспедиции? Какие документы и кем оформляются для подтверждения заключения договора, признания расходов обоснованными и для предъявления вычета по НДС?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
клиент оформляет поручение экспедитору, в котором указываются данные о грузе, грузоотправителе и грузополучателе (направляется экспедитору в порядке, установленном договором (например, в бумажном виде (в т.ч. по факсу), по электронной почте, путем заполнения формы на сайте экспедитора и т.п.);
экспедитор в сроки, установленные договором ТЭ, согласовывает поручение (либо отказывается его выполнять с указанием причин отказа) также в порядке, установленном договором ТЭ;
далее при приеме груза в указанном в поручении месте экспедитор оформляет экспедиторскую расписку. Расписка подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя, а также дает экспедитору право владения грузом до момента его передачи клиенту (или указанному им грузополучателю по окончании перевозки).
Также экспедитором может оформляться складская расписка, если он принимает груз клиента на складское хранение.
Оформление прочих документов зависит от организации работы экспедитора. Дело в том, что экспедитор может как непосредственно оказывать услуги клиенту по перевозке груза, так и осуществлять организацию перевозки за счет клиента (от своего имени или от имени клиента), что влияет на порядок документооборота между клиентом и экспедитором, а также на оформление счетов-фактур:
2. В случае, когда экспедитор организовывает перевозку, то клиент выплачивает ему вознаграждение и возмещает понесенные экспедитором расходы, связанные с организацией перевозки. В связи с чем, помимо акта оказанных услуг, экспедитор должен оформить отчет о понесенных расходах и приложить к нему оригиналы или копии документов.
2.1. Если экспедитор при организации перевозки выступает от имени клиента, то он заключает договоры с перевозчиками (и иными поставщиками) на основании выданной ему клиентом доверенности. Оригиналы договоров экспедитор передает клиенту вместе с отчетом.
2.2. Если экспедитор заключает договора от своего имени, то клиенту он должен передать их копии, а также копии перевозочных документов.
Не позднее 5 дней со дня оказания экспедитором услуги (с даты оформления Акта оказанных услуг) экспедитор выставляет клиенту:
счет-фактуру на сумму своего вознаграждения;
сводный счет-фактуру, в котором указываются в самостоятельных позициях виды услуг, приобретенных у третьих лиц, на основании их счетов-фактур/счетов. К сводному счету-фактуре должны быть приложены копии счетов-фактур/счетов, полученных экспедитором от организаций, оказывающих услуги экспедитору, а также копии соответствующих первичных документов.
Таким образом, для подтверждения расходов, связанных с перевозкой груза с привлечением экспедитора, организации-клиенту, помимо договора ТЭ, экспедиторской расписки, необходимы также первичные документы: Акты оказанных экспедитором услуг, транспортные накладные, заказчиком перевозки в которых выступает клиент, или (если экспедитор организовывает предусмотренные договором ТЭ услуги за счет клиента) Акты оказанных услуг, Отчеты о понесенных экспедитором расходах с приложенными к ним подтверждающими документами.
Обоснование вывода:
В силу п. 2 ст. 801 ГК РФ правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком*(1).
Договором ТЭ могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой*(2).
При этом согласно п. 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ клиент обязан уплатить вознаграждение, причитающееся экспедитору, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы.
Пунктом 4 ст. 4 Закона N 87-ФЗ установлена обязанность экспедитора при приемке груза выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором ТЭ от имени клиента на основании выданной им доверенности.
То есть обязанность представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции (например, оригиналы договоров перевозки), возникает только в том случае, если эти договоры заключаются от имени клиента на основании соответствующей доверенности.
Если же экспедитор при заключении договоров перевозки действует от своего имени, такой обязанности у него не возникает. Однако в договоре ТЭ желательно предусмотреть обязанность экспедитора предоставить клиенту копии документов, подтверждающих расходы, которые возмещаются клиентом (подробнее рассмотрим далее).
Таким образом, правовая природа договора ТЭ подразумевает, что экспедитор может как непосредственно оказывать услуги клиенту, связанные с перевозкой груза, так и осуществлять организацию перевозки за счет клиента, что влияет на порядок документооборота между клиентом и экспедитором.
Экспедитор при организации перевозки может заключать договоры перевозки груза как от своего имени, так и от имени клиента. В последнем случае клиент должен выдать экспедитору доверенность, подтверждающую полномочия экспедитора. Кроме этого, такой договор ТЭ носит характер посреднического договора, что отражается на документальном оформлении услуг экспедитора и оформлении счетов-фактур.
Документальное оформление
поручение экспедитору (заполняется клиентом в соответствии с п. 8 Порядка; определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора ТЭ)*(4);
экспедиторская расписка (заполняется экспедитором и подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
складская расписка (согласно п. 13 Правил оформляется экспедитором в случае, если он принимает груз клиента на складское хранение);
иные экспедиторские документы.
Если же договор экспедиции оформляется как договор возмездного оказания услуг, то все расчеты с третьими лицами экспедитор осуществляет от своего имени, расходы не перевыставляются заказчику, а осуществляются за счет экспедитора. Оплата договора определена суммой, которая включает и вознаграждение, и расходы экспедитора*(5).
Акт и отчет оформляются в произвольной форме, с указанием обязательных реквизитов, установленных ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ*(6).
В отчете экспедитора указываются, в частности:
суммы денежных средств, полученные для исполнения экспедиторских услуг по организации перевозки;
суммы денежных средств, израсходованные для исполнения экспедиторских услуг (например, на привлечение сторонних транспортных организаций);
суммы экспедиторского вознаграждения.
К отчету экспедитор должен приложить необходимые транспортные документы, копии договоров на перевозку груза, заключенные с третьими лицами (в случае если договоры заключались от имени клиента, то должны предоставляться их оригиналы). Также экспедитор составляет счет-фактуру на свои услуги (на сумму вознаграждения), если экспедитор является плательщиком НДС, и сводный счет-фактуру (для перевыставления клиенту сумм НДС, предъявленных третьими лицами; о его составлении смотрите далее).
Акт и отчет о затратах, произведенных за счет клиента, должны быть составлены на дату выполнения всего комплекса услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию, установленной договором ТЭ (например, на дату передачи груза грузополучателю в конечном пункте назначения в соответствии с условиями договора ТЭ).
Расходы экспедитора на организацию перевозки, возмещаемые клиентом
Как указано в письме УФНС России по г. Москве от 13.04.2012 N 16-15/032829@, при оказании ТЭУ, помимо договора ТЭ, акта сдачи-приемки оказанных услуг и экспедиторских документов, должны также оформляться:
доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента (выдается клиентом экспедитору, если он выступает от имени клиента);
доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз*(7);
и перевозочные документы.
При этом, как указано в этом письме, транспортная накладная является основным перевозочным документом, который оформляет экспедитор, вне зависимости от того, чьим транспортом осуществляется перевозка (смотрите также письма УФНС России по г. Москве от 17.10.2012 N 16-15/099196@, от 01.11.2011 N 16-15/105695@, от 17.10.2011 N 16-15/100092@).
Отметим, что в указанных выше письмах речь идет о документах, подтверждающих расходы экспедитора.
А для целей подтверждения расходов, связанных с привлечением экспедитора по договору ТЭ, заказчику (клиенту по договору ТЭ) достаточно любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также экспедиторских документов (письма Минфина России от 16.01.2018 N 03-03-06/1/1533, от 05.07.2017 N 03-03-06/1/42369, от 22.03.2017 N 03-03-06/1/16317).
В то же время заказчикам услуг ТЭ все же рекомендуется для снижения риска возникновения споров с налоговыми органами иметь транспортные накладные (или их копии). Для этого в договоре ТЭ необходимо предусмотреть обязанность экспедитора предоставить копии транспортных накладных (если заказчик возмещает экспедитору понесенные последним расходы).
По умолчанию транспортная накладная не является первичным учетным документом, подтверждающим факт оказания услуг по перевозке груза, равно как и экспедиторские документы (п.п. 5, 6 Правил). Однако ТН является документом, свидетельствующим о реальности осуществления перевозки и передачи груза грузополучателю (постановление Тринадцатого ААС от 22.08.2013 N 13АП-7037/13).
Грузоотправителем является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной (п. 4 ст. 2 Закона N 259-ФЗ). Из данного определения следует, что грузоотправителем является либо владелец груза, либо лицо, действующее от его имени или от своего имени, но по поручению владельца груза (например, экспедитор).
Перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем (или уполномоченным им лицом) груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на получение лицу (п.п. 4, 13 ст. 2 Устава).
В том же случае, когда экспедитор привлекает для перевозки третьих лиц, заключая с ними договоры перевозки от своего имени, то грузоотправителем в таком случае должен выступать именно экспедитор, действующий в интересах владельца груза (клиента по договору ТЭ) (смотрите также постановления Тринадцатого ААС от 14.05.2014 N 13АП-4992/14, от 08.04.2014 N 13АП-3566/14, от 25.02.2014 N 13АП-688/14). Он же и должен в таком случае составлять транспортные накладные, копии которых должен передать клиенту.
При этом данные документов, составляемых при совершении операций, в том числе о лицах, осуществивших операции по отправке, перевозке и приему груза, должны соответствовать фактическим обстоятельствам (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05).
Оформление счетов-фактур экспедитором
Если экспедитор при оказании услуг по организации перевозок грузов приобретает от своего имени и за счет клиента услуги третьих лиц, то его деятельность, по сути, является посреднической. При этом экспедитор при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ, в составе доходов учитывает доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров ТЭ*(8).
Такой экспедитор должен по услугам третьих лиц, приобретаемым им от своего имени за счет клиента, выставлять счета-фактуры с отражением показателей счетов-фактур, выставленных экспедитору организациями, непосредственно оказывающими эти услуги, в специальном порядке, предусмотренном для экспедиторов Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.
Так, если экспедитор для выполнения своих услуг в соответствии с договором ТЭ приобретает от своего имени в интересах клиента товары (работы, услуги) третьих лиц, то он составляет сводный счет-фактуру для перевыставления заказчику (клиенту) сумм НДС, предъявленных третьими лицами (в силу п. 3.1 ст. 169 НК РФ).
Такой счет-фактуру экспедитор составляет от своего имени (указывает себя в качестве продавца), а в табличной части в отдельных позициях по каждому продавцу указывает товары (работы, услуги), приобретенные у третьих лиц в рамках договора, на основании счетов-фактур, полученных от непосредственных продавцов (исполнителей, перевозчиков).
При этом законодательством не предусмотрены конкретные сроки выставления сводных счетов-фактур экспедитором. Полагаем, что такой счет-фактура должен быть выставлен в срок не позднее пяти календарных дней со дня оказания услуги по договору ТЭ (даты оформления акта выполненных услуг, даты отчета экспедитора).
Подробнее об оформлении таких счетов-фактур смотрите в Энциклопедии решений. Оформление счетов-фактур экспедитором.
В целях осуществления клиентом вычетов по НДС к первому экземпляру выставляемых экспедитором счетов-фактур в обязательном порядке должны быть приложены копии счетов-фактур, полученных экспедитором от организаций, оказывающих услуги экспедитору, а также копии соответствующих первичных документов (смотрите также письма Минфина России от 10.01.2013 N 03-07-09/01, ФНС России от 14.03.2013 N ЕД-4-3/4253@, постановление Пятнадцатого ААС от 06.04.2019 N 15АП-887/19)*(9).
Таким образом, если по договору ТЭ экспедитор привлекает сторонних исполнителей (перевозчиков), то он отдельно выставляет клиенту счета-фактуры:
на суммы своего вознаграждения;
на стоимость услуг, оказанных экспедитору третьими лицами (с приложением копий выставленных ими счетов-фактур).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Организация-заказчик, применяющая общую систему налогообложения, заключила договор транспортной экспедиции с экспедитором на доставку грузов. Помимо заявки и экспедиторской расписки стороны после каждой поставки грузов составляют двусторонний акт оказанных услуг экспедитора, к которому в настоящее время не прикладываются никакие документы. Экспедитор ссылается на то, что подтверждение факта доставки можно получить на его официальном сайте. Какими первичными учетными документами должны быть подтверждены фактическое оказание услуг экспедитором по договору и расходы на эти услуги для целей бухгалтерского учета и налогообложения прибыли у заказчика? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.);
— Вопрос: Кто должен указываться в строке «Плательщик» в товарно-транспортной накладной в товарном разделе? Каков порядок составления товарно-транспортной накладной при транзитной торговле? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.);
— О документальном подтверждении расходов на доставку товара (Е.Л. Ермошина, журнал «Налог на прибыль: учет доходов и расходов», N 10, октябрь 2018 г.);
— Вопрос: Организация-покупатель доставляет товар от поставщика через экспедитора, заключая с ним договор транспортной экспедиции. Какие документы должны быть в наличии у организации-покупателя с целью подтверждения транспортных расходов при исчислении налога на прибыль? Нужна ли транспортная накладная? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2018 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
— Энциклопедия решений. Отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедиции.
*(2) В общем случае транспортно-экспедиционная деятельность признается самостоятельным видом деятельности и не является посреднической, а договор транспортной экспедиции не относится к посредническим договорам, так как признается самостоятельным видом гражданско-правового договора (постановления АС Поволжского округа от 09.10.2015 N Ф06-1353/15, Двенадцатого ААС от 09.12.2015 N 12АП-11946/15).
Договор транспортной экспедиции может быть признан посредническим, если:
вознаграждение экспедитора в договоре установлено отдельной суммой (без учета возмещаемых расходов на приобретение услуг третьих лиц) либо установлен порядок определения суммы вознаграждения;
установлен порядок возмещения расходов на приобретение услуг третьих лиц. Как правило, такое возмещение производится на основании отчета экспедитора (посредника), к которому прилагаются копии документов, полученных, в частности, от перевозчиков, хранителей и др. (ст.ст. 974, 999, 1008 ГК РФ) (смотрите, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2014 N Ф02-961/14 по делу N А33-1626/2013).
При этом в бланке «Поручение экспедитору» предусмотрена только подпись клиента. Согласно п. 15 Порядка в строке 22 «Подпись клиента» проставляется личная подпись клиента или его уполномоченного лица с расшифровкой (фамилия, имя, отчество). В отношении грузоотправителя и грузополучателя (строки 3 и 5 бланка «Поручение экспедитору») указываются полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица (п. 15 Порядка).
Заполнение бланка «Экспедиторская расписка» возлагается на экспедитора. Этот бланк подписывается только экспедитором (п.п. 19, 25 Порядка). Вместе с тем в экспедиторской расписке указываются данные о грузоотправителе.
Согласно п. 2 Порядка:
Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором (п. 10 Правил).
Для этого экспедитору следует выдать заказчику письменное подтверждение того, что данное поручение принято им к исполнению, или оформить дополнительную форму поручения в виде приложения к договору ТЭ с проставленной экспедитором подписью.
При этом указанные документы (поручение экспедитору и подтверждение экспедитора) могут носить различные наименования, согласованные сторонами договора ТЭ.
Так, в качестве поручения экспедитору иногда выступает «накладная на ТЭУ» (смотрите, например, постановление ФАС Уральского округа от 17.08.2011 N Ф09-5013/11 по делу N А76-18145/2010) или, например, «накладная отправителя» (смотрите постановление Восьмого ААС от 03.03.2010 N 08АП-8793/2009), также заявка на экспедирование (смотрите постановление АС Западно-Сибирского округа от 30.04.2015 N Ф04-17931/15 по делу N А45-14515/2014), транспортный заказ или заявка на перевозку (смотрите постановление АС Московского округа от 10.02.2015 N Ф05-16700/14 по делу N А40-31297/2014).
*(5) Смотрите также ответ на Вопрос: Организация заключила договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг на доставку импортного груза после таможенного оформления до склада. Стоимость услуг экспедитора согласовывается сторонами в поручении экспедитору к договору. Имеет ли право исполнитель при привлечении третьих лиц к перевозке выписывать первичные документы не как агент (т.е. не выделяя в акте стоимость своего вознаграждения и стоимость возмещаемых расходов) и не предоставлять транспортную накладную? Какими обязательными первичными документами должны быть подтверждены расходы по рассматриваемому договору для их отражения в бухгалтерском и налоговом учете организации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.).
*(6) Непосредственно сама по себе экспедиторская расписка в отсутствие первичных документов не может подтвердить реальность операций (постановление Шестого ААС от 29.09.2016 N 06АП-4476/16). Кстати, и в письме УФНС России по г. Москве от 29.08.2008 N 20-12/082058 налоговые органы признавали, что экспедиторская расписка не является достаточным документом для подтверждения для целей налогообложения прибыли расходов на доставку товаров, осуществленную транспортно-экспедиционными компаниями, так как не содержит информации о стоимости оказанных услуг.
*(7) Согласно ст. 802 ГК РФ клиент обязан выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.
Как указано в постановлении Девятого ААС от 12.04.2018 N 09АП-12683/18, доверенность на получение груза сотрудником экспедитора (или перевозчиком) должна выдаваться от имени экспедитора.
В постановлении Четырнадцатого ААС от 30.01.2017 N 14АП-10191/16 упомянут пункт договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг, в соответствии с которым исполнитель (т.е. экспедитор) выдает письменную доверенность водителю транспортного средства на право действовать от его имени при получении груза от грузоотправителя, при перевозке, при выдаче груза грузополучателю.
*(8) Обращаем внимание, что с 01 октября 2017 года новой редакцией Постановления Правительства N 1137 предусмотрены специальные Правила заполнения счетов-фактур для экспедиторов, застройщиков или заказчиков, выполняющих функции застройщика, приобретающих у одного и более продавцов товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени.
В связи с чем после указанной даты не используется ранее применяемый порядок, когда экспедитор при приобретении услуг (работ) третьих лиц в интересах клиента обязан был перевыставлять счета-фактуры на такие услуги (работы), в соответствии с порядком, предусмотренным для посредников (комиссионеров и агентов).
*(9) Подпунктом «а» п. 11 Правил установлено, что клиент должен в течение четырех лет хранить заверенные в установленном порядке экспедитором копии счетов-фактур (в том числе корректировочных, исправленных), полученных на бумажном носителе, выставленных продавцом товаров (работ, услуг) экспедитору при приобретении товаров (работ, услуг) для клиента и переданных экспедитором клиенту. В случае выставления продавцом счетов-фактур (в том числе корректировочных, исправленных) в электронном виде клиент должен хранить счета-фактуры (в том числе корректировочные, исправленные), выставленные продавцом указанных товаров (работ, услуг) экспедитору, полученные экспедитором и переданные экспедитором клиенту.
Что такое договор тэо
ГК РФ Статья 801. Договор транспортной экспедиции
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 801 ГК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
Образец договора на транспортно-экспедиторское обслуживание внешнеторговых грузов, заключаемого между юридическими лицами
Договор перевозки подразделяется на два вида договоров:
По договору перевозки грузов Перевозчик обязуется доставить груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному отправителем лицу – Получателю, а Отправитель обязуется оплатить перевозку груза. Заключение договора подтверждается накладной, коносаментом либо иным документом, предусмотренным уставами на перевозку груза отдельными видами транспорта.
Заключение договора перевозки пассажиров подтверждается, билетами и багажными квитанциями. На основании этих документов Перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а также доставить туда его багаж. Пассажир обязан оплатить проезд и доставку багажа.
ДОГОВОР
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Настоящий договор регулирует взаимоотношения Сторон при выполнении Подрядчиком поручений Заказчика по организации перевозок и транспортно-экспедиторское обслуживание (ТЭО) внешнеторговых грузов номенклатуры Заказчика.
1.2. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя организацию перевозок экспортных и импортных грузов всеми видами транспорта, осуществление их ТЭО в морских и речных портах, на базах и транспортно-экспедиторских центрах (ТЭЦ) Подрядчика, на пограничных железнодорожных станциях, автомобильных переходах и международных аэропортах на территории РФ и других государств.
2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
2.1. Обязательства Подрядчика
2.1.1. Организует перевозки и осуществляет ТЭО внешнеторговых грузов Заказчика по его заявкам.
2.1.2. Дает рекомендации Заказчику по формулировкам транспортных условий контрактов и консультации по повышению эффективности транспортировки за счет выбора рациональных маршрутов и способов перевозки внешнеторговых грузов различными видами транспорта, снижению расходов по упаковке, погрузо-разгрузочным и другим операциям, по ТЭО.
2.1.3. По заявкам Заказчика осуществляет проработку транспортных условий контрактов с иностранными фирмами.
2.1.4. Осуществляет годовое, квартальное, месячное планирование перевозок внешнеторговых грузов различными видами транспорта.
2.1.5. Согласовывает в установленном порядке месячные планы перевозок внешнеторговых грузов, соответствующими видами транспорта, включая контейнерные, паромные и смешанные железнодорожно-водные перевозки, представляет Заказчику согласованные месячные планы перевозок.
2.1.6. Согласовывает в установленном порядке дополнительные задания по завозу экспортных грузов в порты, на базы и ТЭЦ Подрядчика, припаромные железнодорожные станции и информирует о согласованных объемах завоза Заказчика.
2.1.7. По отдельным поручениям и за счет Заказчика в сроки, указанные в поручении, организует в морских портах проведение работ по переупаковке, перемаркировке, ремонту тары, взвешиванию груза, оформлению документации, сдаче груза на месте и другим операциям, связанным с перевалкой внешнеторговых грузов, выдавая в установленном порядке заявки соответствующим организациям на производство указанных работ.
2.1.8. По поручению Заказчика и за его счет производит расчеты с портами и другими транспортными организациями за производство погрузо-разгрузочных работ, хранение грузов на складах, их перевозку различными видами транспорта, а также за другие виды услуг, указанные в п.2.1.7, кроме грузов, перевозимых в прямом железнодорожном сообщении.
2.1.9. По поручению Заказчика по согласованной номенклатуре грузов производит составление необходимых документов для расчетов с иностранными фирмами за отгруженные из портов экспортные товары и сдает расчетные документы в местные отделения соответствующих банков в сроки, указанные в банковских инструкциях и поручениях Заказчика.
2.1.10. По поручению Заказчика и за его счет высылает транспортные, товаросопроводительные и расчетные документы банкам, иностранным фирмам, информирует иностранные фирмы об отгрузке экспортных грузов в сроки, указанные в этих поручениях (кроме грузов, перевозимых в прямом железнодорожном сообщении).
2.1.11. Осуществляет выборочный контроль за перевалкой внешнеторговых грузов, правильным складированием и хранением их портами.
2.1.12. Ведет оперативный учет перевозок внешнеторговых грузов через морские порты, паромные переправы, автомобильные переходы, а также поступления экспортных и импортных грузов на базы и ТЭЦ Подрядчика.
По всем перечисленным позициям принимает меры к своевременному получению от порта или перевозчика указанной документации.
2.1.14. Участвует в качестве представителя Заказчика в порту в составлении актов, связанных с перевалкой внешнеторговых грузов, в случае задержки погрузки-выгрузки судов, вагонов, а также в случаях прибытия грузов в ненадлежащем состоянии (со следами нарушений упаковки, с излишком (недостачей) грузовых мест по сравнению с транспортными документами, подмочкой, порчей, без документов). По поручениям Заказчика и за его счет вызывает экспертов для составления актов экспертизы по определению состояния и качества прибывшего груза, при растарке контейнеров в портах.
2.1.15. Информирует Заказчика о необходимости проведения фумигации доставленных в порт грузов и по поручениям Заказчика за его счет организует работы, связанные с проведением фумигации грузов в портах, а также регулирует вопросы оплаты этих работ и содержание экипажей судов. Выполняет поручения Заказчика по страхованию внешнеторговых грузов, карантинным и санитарным формальностям при перевалке внешнеторговых грузов (за счет Заказчика) в соответствии с действующим порядком проведения данных операций.
2.1.16. По запросам Заказчика предоставляет информацию по уровню ставок на перевозку грузов в международном сообщении, а также на обработку грузов в иностранных портах и на погранстанциях, необходимую для расчета транспортной составляющей цены товара и оплаты за перевозку. По запросам Заказчика разрабатывает инструкции, рекомендации по условиям поставок, маршруты перевозки, оформлению транспортных документов, а также по условиям ТЭО грузов за границей, включая фрахт, стоимость перевозки, работ по перевалке, упаковке и маркировке грузов.
2.1.18. Составляет месячные графики подачи и загрузки трамповых судов, а также предварительную месячную загрузку линейных судов. Согласованные в установленном порядке месячные графики, предварительную загрузку линейных судов высылает Заказчику в течение трех рабочих дней после их подписания. Оформляет с транспортными организациями по поручению Заказчика все дополнения к графикам расстановки тоннажа и информирует о них Заказчика, а также конторы Подрядчика в портах и Торгпредства за границей. Ежедневно контролирует исполнение графиков перевозок грузов, принимает меры к обеспечению их выполнения, согласовывает в установленном порядке замену судов и грузов.
2.1.19. Ведет учет поручений (ордеров), не обеспеченных тоннажем, и принимает меры по предоставлению дополнительного к графику тоннажа.
2.1.20. Согласовывает в установленном порядке возможные изменения месячных графиков и предварительной загрузки линейных судов. Информирует об этом Заказчика.
2.1.22. Информирует в отдельных случаях по просьбе Заказчика и за его счет о прибытии в порты под выгрузку судов с импортными грузами с указанием даты прибытия и названия судов. В случае переадресовки судов во изменение согласованной месячной их расстановки обеспечивает пересылку выданных Заказчиком разнарядок соответствующим портовым конторам Подрядчика.
2.1.23. По указанию Заказчика выдает портам поручения на отгрузку экспортных грузов и разнарядку на отгрузку импортных грузов и грузов, прибывших в прямом железнодорожно-водном сообщении.
2.1.24. Осуществляет контроль за передачей портам эскизов тяжеловесных и негабаритных грузовых мест отделениями железных дорог, а также за изготовлением последними чертежей погрузки, расчетов крепления груза и согласовыванием условий перевозок в установленном порядке. В случае поступления в морские порты импортного негабаритного, тяжеловесного и длинномерного оборудования без эскизов обеспечивает их составление за счет Заказчика.
2.1.25. Осуществляет контроль за своевременным изготовлением портами приспособлений и узлов крепления, а также контроль за своевременной подачей подвижного состава и отгрузки импортного негабаритного, тяжеловесного и длинномерного оборудования.
2.1.26. Производит проверку и подтверждение счетов портов за оплаченные штрафы по весовому и объемному недогрузу вагонов, за производство специального крепления.
2.1.27. По поручению Заказчика и от его имени заключает договоры с пароходствами на перевозки грузов морским транспортом.
2.1.28. Участвует в проведении портами ежегодных, а также выборочных инвентаризаций внешнеторговых грузов.
2.1.29. Выполняет операции по ТЭО в портах грузов, перевозимых в прямом международном железнодорожно-водном и паромном сообщении.
2.1.30. Переоформляет в необходимых случаях транспортные и товаросопроводительные документы на перевозимые в паромном сообщении грузы. Контролирует соответствие заявок Заказчика транспортным протоколам по согласованию объемов и условий перевозок в международном сообщении, как по количеству грузов, так и по странам (направлениям) перевозок, по пограничным станциям и портам.
2.1.31. От имени и по поручению Заказчика заключает договоры с транспортно-экспедиционными конторами (ТЭК) пограничных станций железных дорог на ТЭО внешнеторговых грузов на пограничных железнодорожных станциях.
2.1.32. Ведет учет конвенциональных запрещений на погрузку экспортных грузов, объявляемых по сети железных дорог и своевременно информирует о сроках их действия Заказчика.
2.1.33. Заключает договоры с внутренними и иностранными транспортными и транспортно-экспедиторскими организациями на перевозку и ТЭО внешнеторговых грузов на иностранных территориях различными видами транспорта.
2.1.34. Производит проверку и оплату счетов иностранных железных дорог и экспедиторских фирм за перевозки и ТЭО внешнеторговых грузов на иностранных территориях и выставляет счета Заказчику в покрытие этих платежей с учетом вознаграждения в пользу Подрядчика.
2.1.35. Производит проверку правильности начисления платежей за перевозку внешнеторговых грузов по транзитным иностранным железным дорогам, заявляет претензии и высылает ведомости перерасчета переводных платежей в соответствующие внутренние организации для их предъявления иностранным железным дорогам.
2.1.36. Осуществляет централизованные расчеты с соответствующими транспортными предприятиями за перевозки внешнеторговых грузов автомобильным транспортом по иностранным территориям, где плательщиком выступает Заказчик.
2.1.37. Информирует по установленной форме Заказчика по телексу или телефонограммой о переходах границы автотранспортом не позднее следующего рабочего дня после перехода границы.
2.1.39. Получает на железнодорожных станциях импортные грузы, поступившие в адрес Заказчика, и доставляет их получателям.
2.1.40. Планирует вагоны под вывоз импортных грузов с баз и ТЭЦ Подрядчика на основе квартальных (с распределением по месяцам), уточненных месячных заявок.
2.1.41. Использует иностранные попутные транзитные порожние контейнеры под перевозку внутренних внешнеторговых грузов. Ведет с инофирмами и Заказчиком расчеты, связанные с использованием иностранных транзитных контейнеров.
2.1.42. Осуществляет прием, концентрацию, хранение, подработку, перевалку, дальнейшую отправку и транспортно-экспедиторскую обработку внешнеторговых грузов, поступающих в вагонах, автомобилях, речными и морскими судами в адрес баз или ТЭЦ Заказчика. Обеспечивает по поручению Заказчика и за его счет проведение на базах и ТЭЦ работ по вскрытию грузовых мест, проверке содержимого, последующему приведению вскрытых мест в экспортабельное состояние, качественной (с привлечением экспертов) приемке товаров, отбору проб и образцов, работ по карантинным санитарным и фумигационным формальностям, выдавая в установленном порядке заявки соответствующим организациям на проведение указанных работ.
2.1.43. По согласованию сторон выполняет другие поручения Заказчика с возмещением расходов в порядке, установленным настоящим договором.
2.2. Обязательства Заказчика:
2.2.1. Выдает руководителям территориальных предприятий Подрядчика и ТЭК на пограничных железнодорожных станциях доверенности на право совершения транспортно-экспедиторских операций, выдает Подрядчику доверенность на право заключения договоров с ТЭК.
Завоз грузов на базы и ТЭЦ без согласования с Подрядчиком не разрешается. В случае превышения подтвержденного Подрядчиком месячного плана завоза экспортных товаров Заказчик возмещает базам и ТЭЦ Подрядчика фактические убытки за сверхнормативный простой вагонов.
2.2.3. Выдает конторам и ТЭЦ Подрядчика поручения на отгрузку экспортных грузов не позднее чем за суток до начала погрузки судна и разнарядки на отгрузку импортных грузов, подлежащих отгрузке всеми видами транспорта и почтовыми посылками – за суток до прибытия судна. Допускается выдача укрупненных или постоянных поручений на отгрузку отдельных экспортных грузов.
2.2.5. На грузы, снятые с экспорта или предназначенные для сдачи местным получателям, выдает разнарядки соответствующим подразделениям Подрядчика; датой выдачи разнарядок Заказчиком считается день их поступления в контору, на базу или ТЭЦ Подрядчика.
2.2.6. Поручения и разнарядки, не имеющие всех необходимых реквизитов, обеспечивающих возможность подготовки грузов к отправке (приемке) и оформлению перевозочных документов, считаются не врученными портовым конторам, базам и ТЭЦ Подрядчика, о чем последние немедленно информируют Заказчика.
2.2.8. Разнаряжает грузы повагонными отправками с соблюдением технических норм загрузки вагонов. При выдаче разнарядок Заказчик руководствуется техническими условиями, предусмотренными действующими правилами.
Поручения выдаются по унифицированным формам.
2.2.11. Обеспечивает за дней до прибытия судна в порт СНГ поступление размерных чертежей (эскизов) на импортное негабаритное, тяжеловесное и длинномерное оборудование в масштабе 1:50 со всеми обмерными данными выступающих частей конструкций, а также нанесением на грузовых местах маркировки «центр тяжести».
2.2.12. В целях обеспечения работы автоматизированной системы управления работы транспортных узлов передает за свой счет портовой конторе Подрядчика по телексу информацию об отгрузке в порт контейнеров с экспортными грузами по разработанной Подрядчиком форме.
2.2.13. Выдает поручения Подрядчику на организацию перевозки и ТЭО внешнеторговых грузов на иностранных территориях, своевременно предоставляет сведения об объемах, маршрутах и сроках поставок этих грузов, своевременно в установленном порядке производит оплату услуг Подрядчика в соответствии с выданным поручением и выполненными работами.
2.2.14. Предусматривает в контрактах с иностранными фирмами-покупателями (продавцами) технико-экономическое обоснование экспортных и импортных грузов на иностранных территориях силами смешанных, с участием Подрядчика, транспортно-экспедиторских фирм, упаковочных и других агентских фирм, рекомендованных Подрядчиком.
2.2.15. Прорабатывает с Подрядчиком транспортные условия контрактов купли-продажи с иностранными фирмами и заключает их на базисах поставки, согласованных с Подрядчиком.
2.2.16. Предъявляет к перевозке грузы в надлежащей таре и упаковке, предохраняющей груз от порчи и повреждения в пути следования и во время перевалки и соответствующей ГОСТам или согласованной с транспортными организациями.
2.2.17. Обеспечивает конторы, базы и ТЭЦ Подрядчика специальными инструкциями по ТЭО, перевалке, хранению и перевозке отдельных видов внешнеторговых и транзитных грузов, требующих особых условий, или грузов, на которые не разработаны правила перевозки.
2.2.18. Обеспечивает своевременное поступление на пограничные железнодорожные станции, входные пункты и порты СНГ ввозных, вывозных и транзитных разрешений, ветеринарных, санитарных, карантинных сертификатов и других товаросопроводительных документов, а в случае перевозки опасных грузов – указание их классификации.
2.2.19. Возмещает конторам, базам и ТЭЦ Подрядчика фактические расходы, связанные с выполнением отдельных поручений, а также фактические расходы по отправке почтой отгрузочной документации за границу и передаваемой по телексу (телеграфу) отгрузочной информации иностранным фирмам.
2.2.20. Возмещает Подрядчику расходы по перевозке и ТЭО грузов, а также расходы по выкупу грузов, поступивших в порты, на базы и ТЭЦ Подрядчика для Заказчика, уплачивает Подрядчику комиссионное вознаграждение за выполненные операции в следующем размере: рублей.
3. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ
3.1. Заказчик возмещает Подрядчику расходы, в том числе в иностранной валюте, возникающие при перевозке грузов различными видами транспорта по представлению Подрядчиком счетов с приложением платежных документов, выданных перевозчиками и экспедиторами. Счета Подрядчика оплачиваются по предъявлении счетов (платежных требований) в установленном порядке.
3.2. Оплата услуг по организации перевозок и по ТЭО внешнеторговых грузов производится Заказчиком по тарифам и ставкам, указанным в Приложении к настоящему договору, являющимся его неотъемлемой частью.
3.3. Расчеты за услуги производятся Заказчиком непосредственно с теми организациями Подрядчика, которые оказывают эти услуги.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
4.1. Общие положения.
4.1.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору в соответствии с действующим законодательством.
4.1.2. Каждая из сторон должна исполнить свои обязательства надлежащим образом, оказывая всевозможное содействие другой стороне.
4.1.3. Сторона, нарушившая свои обязательства по договору, должна без промедления устранить эти нарушения.
4.1.4. Сторона, привлекающая третье лицо к исполнению своих обязательств по договору, несет перед другой стороной по настоящему договору ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнении обязательств третьим лицом как за собственные действия.
4.1.5. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору, если такое неисполнение вызвано непреодолимой силой.
4.2. Ответственность Подрядчика
4.2.3. При возникновении убытков Подрядчик несет ответственность в размере стоимости повреждения, но не более рублей за один килограмм веса, утраченного или поврежденного груза.
4.2.4. За ненадлежащее выполнение условий настоящего договора ответственность Подрядчика ограничивается размером его вознаграждения за оказанные услуги.
5. ПРЕТЕНЗИИ
5.1. Претензии, возникающие по настоящему договору, должны быть предъявлены в течение 2 месяцев после возникновения основания для их предъявления.
5.2. Датой предъявления претензии считается дата штемпеля почтового ведомства о принятии письма.
5.3. Сторона, получившая претензии, обязана рассмотреть ее и ответить по существу претензии (подтвердить согласие на полное или частичное ее удовлетворение или сообщить о полном или частичном отказе в ее удовлетворении) не позднее месяца с даты получения претензии.
5.4. Стороны взаимно не будут предъявлять претензии, сумма требований по каждой из которых не превышает рублей.
5.5. Претензии, предъявляемые Подрядчику, рассматриваются теми его предприятиями, которые непосредственно выполняли ТЭО грузов Заказчика.
6. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ
6.1. Все споры и разногласия между Сторонами, возникающие в период действия настоящего Договора, разрешаются Сторонами путем переговоров.
6.2. В случае невозможности урегулирования споров и разногласий путем переговоров спор подлежит разрешению в арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
7. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
7.2. Если ни одна из сторон за дней до истечения срока действия договора не известит другую сторону в письменной форме о расторжении договора, срок его действия будет автоматически продлеваться на такой же срок.
7.3. Все изменения и дополнения к настоящему договору действительны лишь в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями сторон.
7.4. Все приложения и дополнения к настоящему договору являются его неотъемлемой частью.