Что такое договор воздушной перевозки
Что такое договор воздушной перевозки
ВЗК РФ Статья 103. Договор воздушной перевозки пассажира. Договор воздушной перевозки груза. Договор воздушной перевозки почты
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 103 Воздушного кодекса РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, должен предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх нормы бесплатного провоза багажа также провоз этого багажа.
Норма бесплатного провоза багажа устанавливается перевозчиком и предусматривает количество мест багажа и вес багажа на одного пассажира воздушного судна. При этом норма бесплатного провоза багажа не может предусматривать менее чем десять килограммов на одного пассажира воздушного судна.
Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, может не предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при сдаче им багажа также провоз этого багажа.
Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.
Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира воздушного судна об условиях провоза багажа и ручной клади до заключения договора воздушной перевозки пассажира.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 228-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Пассажир вправе заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, или договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами. В случае непредставления информации об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 20.04.2014 N 79-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 228-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. По договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.
Ст. 103 ВЗК РФ. Договор воздушной перевозки пассажира. Договор воздушной перевозки груза. Договор воздушной перевозки почты
Понятие Договора авиаперевозки
Оказание услуг воздушной перевозки регулируется: Гражданским кодексом РФ (далее ГК РФ), Воздушным кодексом РФ (далее ВК РФ), Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»» (далее Правила), Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон).
Деятельность авиаперевозчиков осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Федеральным агентством воздушного транспорта РФ.
Договор воздушной перевозки
По договору перевозки пассажира воздушным транспортом перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Пассажир воздушного судна имеет право:
Условия приобретения авиабилетов
Бронирование является обязательным условием заключения договора перевозки воздушным транспортом пассажира и его багажа.
Пассажир для осуществления бронирования может обратиться напрямую к перевозчику или к уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи авиабилетов либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место самостоятельно через информационные системы в сети Интернет.
При бронировании пассажирского места, оплате, и оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру полную и достоверную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа и другую сопутствующую информацию.
Добровольный отказ пассажира от авиаперевозки
Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате (невозврате) авиабилетов.
До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы (является ли авиабилет возвратным и т.д.). Следует уточнять данную информацию, если она не доведена до потребителя. Указанная информация должна быть предоставлена на сайте бронирования авиабилета через сайт в сети Интернет или предоставляться гражданину в местах продажи авиабилетов.
Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.
В свою очередь, статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающего условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документарно.
В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.
Вынужденный отказ от авиаперевозки
В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.
Случаями вынужденного отказа пассажира от авиабилета признаются:
В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки, перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.
При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
Обязательный претензионный порядок урегулирования спора
При возникновении спора между авиаперевозчиком и пассажиром действует обязательный претензионный порядок урегулирования споров, то есть пассажир до подачи искового заявления в суд должен предъявить авиаперевозчику претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению пассажира.
Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение 6-ти месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.
Претензия к перевозчику о причинении вреда жизни и здоровью при международных воздушных перевозках может быть предъявлена немедленно, а в случае повреждения (порчи) багажа лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получения багажа.
В случае просрочки доставки багажа претензия должна быть предъявлена в течение 21-го дня со дня передачи багажа.
В случае утраты багажа претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18-ти месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.
Перевозчик обязан в течение 30-ти дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить пассажира об удовлетворении или отклонении претензии.
Законодательное регулирование
Статья 5 ВК РФ содержит указание на то, что воздушное законодательство РФ регулирует отношения, возникающие в связи с выполнением воздушной перевозки иностранными авиакомпаниями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, в случае, если потребитель планирует приобретение авиабилета у иностранного перевозчика, ему следует быть внимательнее при ознакомлении с условиями перевозки, так как в данном случае будут действовать положения правил перевозки иностранной авиакомпании, которые могут не совпадать с положениями законодательства РФ.
Любой потребитель в случае нарушения его прав при предоставлении услуг авиаперевозки может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:
Статья 103. Договор воздушной перевозки пассажира. Договор воздушной перевозки груза. Договор воздушной перевозки почты
Статья 103. Договор воздушной перевозки пассажира. Договор воздушной перевозки груза. Договор воздушной перевозки почты
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 103 Воздушного кодекса РФ
Информация об изменениях:
1. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, должен предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх нормы бесплатного провоза багажа также провоз этого багажа.
Норма бесплатного провоза багажа устанавливается перевозчиком и предусматривает количество мест багажа и вес багажа на одного пассажира воздушного судна. При этом норма бесплатного провоза багажа не может предусматривать менее чем десять килограммов на одного пассажира воздушного судна.
Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, может не предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при сдаче им багажа также провоз этого багажа.
Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.
Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира воздушного судна об условиях провоза багажа и ручной клади до заключения договора воздушной перевозки пассажира.
Информация об изменениях:
1.1. Пассажир вправе заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, или договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами. В случае непредставления информации об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. По договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.
Договор воздушной перевозки (выдержка)
5.1 Общие положения
5.1.1 Договор считается заключенным если Пассажиром были уплачены средства на воздушную перевозку пассажира(ов), багажа, груза и почты, в соответствии с Правилами применения тарифа. Заключая договор пассажир соглашается с Правилами Перевозчика (Правила тарификации, Договор перевозки, Правилами Авиакомпании). При расторжении договора пассажиру возвращаются денежные средства оплаченные за билет в соответствии с Правилами применения тарифа. Воздушная перевозка пассажиров, багажа, груза и почты производится Перевозчиком на основании Договора воздушной перевозки с соблюдением настоящих Правил.
5.1.2 По договору Воздушной перевозки Пассажира, Перевозчик обязан перевезти Пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающим рейс по маршруту, указанному в билете, а в случае Воздушной перевозки Багажа, Груза или почты также доставить Багаж, Груз или почту в пункт назначения, выдать пассажиру Багаж или уполномоченному на получение Груза или почты лицу. Срок доставки Пассажира, Багажа, Груза и почты определяется расписанием, установленным Перевозчиком и настоящими Правилами.
5.1.3 По договору воздушной перевозки груза Перевозчик обязан доставить вверенный ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать его лицу, уполномоченному на получение груза (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза.
5.1.4 До заключения Договора Воздушной перевозки Пассажир обязан ознакомиться и выразить свое согласие с настоящими и иными действующими в Авиакомпании Правилами, опубликованными на Интернет – сайте (iraero.ru), в том числе с Правилами применения тарифов. В случае несогласия Пассажира с указанными правилами Договор воздушной перевозки считается не заключенным. Пассажиру также рекомендуется ознакомиться с Правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров на официальных интернет – сайтах аэропортов взлета и посадки воздушного судна.
5.1.5 Пассажир воздушного судна обязан оплатить Воздушную перевозку по установленному тарифу, а при наличии у него багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза Багажа, также оплатить провоз этого Багажа.
5.1.6 Договор Воздушной перевозки считается заключенным с момента надлежащей и своевременной оплаты Воздушной перевозки.
5.1.7 Пассажир обязан оплатить стоимость перевозки в сроки, предусмотренные условиями применения тарифов Авиакомпании, действующими на момент оформления Заказа, строго указанными Авиакомпанией способами.
5.1.8 Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочным документом, выдаваемым Перевозчиком, либо уполномоченным им агентом.
5.1.9 В случае если Пассажир произвел оплату Заказа способом, не предусмотренным соответствующими правилами Авиакомпании, или посредством неуполномоченной Авиакомпанией организации, Договор воздушной перевозки считается незаключенным, если Авиакомпания не подтвердит иное.
5.1.10 Оплата по Договору воздушной перевозки может быть произведена третьим лицом (плательщиком), при этом подразумевается, что третье лицо осуществляет такую оплату в рамках существующих договорных отношений с Пассажиром. В связи с тем, что права и обязанности по Договору воздушной перевозки возникают у Пассажира и Авиакомпании, плательщик не имеет права требовать в дальнейшем возврата уплаченных денежных средств если не докажет, что указанные средства были перечислены вследствие ошибки или неправомерных действий иных лиц. В случаях, предусмотренных настоящими Правилами, возврат уплаченных третьим лицом денежных средств может быть осуществлен исключительно Пассажиру. Если после выполнения Воздушной перевозки уплаченные третьим лицом денежные средства по Договору Воздушной перевозки Пассажира будут правомерно взысканы плательщиком с Авиакомпании, Пассажир обязан в течение 3 дней компенсировать Авиакомпании стоимость Воздушной перевозки, сумму понесенных в связи с таким взысканием расходов, а также неустойку в размере 5 (пяти) процентов от стоимости Воздушной перевозки за каждый календарный день с момента совершения Воздушной перевозки до полного погашения Пассажиром задолженности перед Авиакомпанией.
5.1.11 Если Перевозчику причинен ущерб по вине пассажира, то пассажир несет материальную ответственность в пределах причиненного им ущерба.
5.2 Уведомление Перевозчика Пассажиром об отказе от Договора воздушной перевозки
5.2.1 Пассажир вправе отказаться от Воздушной перевозки в порядке, установленном законодательством РФ и настоящими Правилами.
5.2.2 Пассажир обязан уведомить Перевозчика о желании в одностороннем порядке расторгнуть договор перевозки до начала перевозки, предусмотренной расписанием с соблюдением оговоренной в данных Правилах процедуры. Неявка Пассажира на рейс не является надлежащим уведомлением.
5.2.3 В целях достоверного установления личности пассажира, инициирующего расторжение Договора воздушной перевозки, надлежащим признается уведомление Пассажира, сделанное в письменном виде при личном визите в официальное представительство Авиакомпании и предъявлении удостоверяющих личность документов не позднее времени начала Воздушной перевозки по расписанию, либо полученное в тот же срок по почте уведомление с нотариальным удостоверением подлинности подписи Пассажира.
5.2.4 Уведомление должно содержать номер билета (Заказа), Ф.И.О. Пассажира, номер рейса, дату отправки воздушного судна по расписанию, реквизиты, необходимые для возврата денежных средств. К уведомлению должны быть приложены копии удостоверения личности Пассажира оригиналы документов, подтверждающих своевременную и надлежащую оплату Воздушной перевозки (платежный документ, полученный при оплате) и оригиналы других документов, на которые ссылается Пассажир. Образец заявления на отказ от Воздушной перевозки опубликован на интернет-сайте Авиакомпании и является неотъемлемой частью настоящих Правил. Уведомление, поданное с нарушением положений настоящего пункта полностью или в части, признается поданным ненадлежащим образом, что освобождает Авиакомпанию от ответственности в случае невозврата или просрочки в возврате Пассажиру каких-либо денежных средств.
5.3 Вынужденный отказ от Воздушной перевозки
5.3.1 Вынужденным отказом Пассажира от Воздушной перевозки признается отказ в случае:
5.3.2 О вынужденном отказе от полета Пассажир обязан уведомить Авиакомпанию до начала выполнения Воздушной перевозки. После выполнения Воздушной перевозки уведомление о вынужденном отказе может быть принято только в том случае, если Пассажир докажет (подтвердит документально) отсутствие возможности сообщить о вынужденном отказе от полета ранее.
5.3.3 При вынужденном отказе Пассажира от Воздушной перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, либо сумма за невыполненную часть перевозки, если перевозка была выполнена частично.
5.3.4 В случае вынужденного возврата авиабилета необходимо снять места до окончания регистрации на рейс! Вы можете это сделать, обратившись по месту приобретения авиабилета или позвонив в call-центр Авиакомпании.
Задержка рейса делится на 2 класса:
5.4 Добровольный отказ от Воздушной перевозки
5.4.1 Отказ Пассажира от Воздушной перевозки в случаях, не предусмотренных в п. 5.3.1 настоящих Правил, заявленный в соответствии с настоящими Правилами, признается добровольным отказом от Воздушной перевозки.
5.4.2 При добровольном отказе Пассажира от Воздушной перевозки Пассажир обязан уведомить Авиакомпанию (надлежащее уведомление) в соответствии с п.5.2.2 настоящих Правил до времени отправления Воздушного судна по расписанию.
5.4.3 В случае получения от Пассажира надлежащего уведомления о добровольном отказе от Воздушной перевозки не позднее, чем за двадцать четыре часа до времени отправления воздушного судна по расписанию, Пассажиру возвращается стоимость Воздушной перевозки (без учета сборов за дополнительно заказанные Пассажиром услуги, не входящие в стоимость Воздушной перевозки), за вычетом платы, взимаемой Авиакомпанией за операции по аннулированию бронирования Воздушной перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, и оформлению возврата сумм, предусмотренной условиями применения тарифа Авиакомпании.
5.4.4 В случае получения от Пассажира надлежащего уведомления о добровольном отказе от Воздушной перевозки в интервале времени от двадцати четырех до трех часов до отправления воздушного судна по расписанию, с Пассажира удерживаются штрафы, в соответствии с условиями применения тарифа Авиакомпании, взимаемые Авиакомпанией за операции по аннулированию бронирования Воздушной перевозки.
5.5 Возврат денежных средств за неиспользованную воздушную перевозку и дополнительные услуги
5.5.1 Оплаченные сборы за дополнительно заказанные Пассажиром услуги, не входящие в стоимость Воздушной перевозки, подлежат возврату в соответствии с Правилами применения/предоставления услуг, только в случае, если такие услуги не были оказаны Пассажиру.
5.5.2 Возврат сумм, уплаченных посредством кредитных/дебетовых банковских карт, производится в случаях, установленных настоящими Правилами, исключительно в безналичном порядке.
5.5.3 Возврат денежных средств в безналичном порядке может быть произведен только лицу, оплатившему Воздушную перевозку (плательщику). Плательщик имеет право указать в уведомлении платежные реквизиты третьего лица (за исключением случаев оплаты Воздушной перевозки посредством банковской карты), при этом, как только сумма, подлежащая возврату Пассажиру, будет переведена на счет третьего лица, соответствующее обязательство Авиакомпании перед Пассажиром будет считаться исполненным должным образом надлежащему лицу. При оплате Воздушной перевозки посредством банковской карты возврат денежных средств может быть осуществлен только на карту, с которой осуществлялась оплата.
5.5.5 Возврат наличных денежных средств в кассах Авиакомпании прекращается за 30 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию при одновременном принятии надлежащего уведомления об отказе от перевозки.
5.5.6 Вынужденный и добровольный отказы от Воздушных перевозок, а также возврат денежных средств по Билетам, производятся во всех случаях только по месту приобретения Билета или по согласованию с Авиакомпанией в собственных кассах.
5.5.7 Возврат сумм по неиспользованному перевозочному документу производится в течении года со дня начала перевозки, если перевозка начата, или в течение года со дня оформления перевозочного документа, если перевозка не начата, и, если иное не предусмотрено правилами примененного тарифа.
5.5.8 Возврат по утерянным/утраченным перевозочным документам и/или оформленным дубликатам производится в течение одного месяца после истечения срока годности утраченного/украденного перевозочного документа к возврату в целях предотвращения его несанкционированного использования.
5.5.9 В случае прекращения по инициативе Перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, возвращается сумма, уплаченная за неиспользованную воздушную перевозку, за исключением случаев, указанных в п.п 5.7.5, в следующем порядке:
5.6 Остановка пассажира по маршруту перевозки
5.6.1 Пассажир по маршруту перевозки может сделать одну или несколько остановок в любом промежуточном аэропорту. О намерении сделать остановку пассажир должен уведомить Перевозчика или его уполномоченного агента при оформлении пассажирского билета и багажной квитанции. Эта остановка также должна быть отражена в указанном перевозочном документе. В случае, когда у пассажира перевозочный документ оформлен по специальному тарифу, остановка по маршруту перевозки осуществляется с учетом ограничений или запрета остановок, предусмотренных правилами применения соответствующего тарифа. Остановки пассажира по маршруту перевозки разрешаются в пределах срока действия пассажирского билета при условии, что они заранее согласованы с Перевозчиком или его уполномоченным агентом, указаны в пассажирском билете и багажной квитанции, учтены при расчете стоимости перевозки, а при международной перевозке также разрешены авиационными (государственными) властями той страны, где предполагаются остановки.
5.6.2 Если при оформлении пассажирского билета пассажир не заявил об остановке в промежуточном аэропорту, но пожелал сделать такую остановку и заявил об этом в данном аэропорту, то такой пассажир может продолжить полет только после возмещения Перевозчику разницы в стоимости перевозки, а также потери (компенсации) от задержки вылета воздушного судна (выполнения рейса), связанные со снятием с воздушного судна его багажа, если он был оформлен до пункта, указанного первоначально в перевозочном документе. Исключение составляет остановка пассажира, вызванная его болезнью или болезнью члена его семьи, следующего с ним на этом воздушном судне, или другими обстоятельствами непреодолимой силы, возникшими в пункте остановки. Факт болезни пассажира, не позволяющий ему продолжить перевозку, должен быть подтвержден соответствующими медицинскими документами.
5.6.3 Если Пассажир не смог далее продолжить перевозку из промежуточного аэропорта по причинам, зависящим от Перевозчика, Перевозчик обязан отправить такого пассажира в пункт назначения воздушным судном, выполняющим ближайший рейс, предусмотренный расписанием. Дополнительная плата за перевозку этого пассажира и сборы не взимаются.
5.7 Право отказа в воздушной перевозке
5.7.1 Авиакомпания имеет право отказать Пассажиру в перевозке в случаях:
5.7.2 При отказе в перевозке по вышеуказанным причинам составляются акты установленной формы, стоимость перевозки не возвращается, за исключением событий, предусмотренных пунктом 5.7.1.
5.7.3 Перевозчик может отказаться от перевозки пассажира и багажа, груза, почты, если не произведена оплата по соответствующему тарифу, а также не произведена оплата сборов или не соблюдена кредитная договоренность, установленная между Перевозчиком и пассажиром или грузоотправителем (организацией или лицом, производящим оплату). Если пассажир (группа пассажиров) отказывается от забронированного места или не прибыл к месту регистрации ко времени, установленному Перевозчиком, или прибыл с неправильно оформленными документами, в результате чего не использовал забронированное для него место, то с пассажира (с группы пассажиров) может быть удержан сбор в случаях и размерах, предусмотренных условиями применения используемого тарифа Перевозчика. Однако такой сбор не взимается, если пассажир (группа пассажиров) не мог аннулировать бронирование или не мог прибыть к месту регистрации вследствие отмены либо задержки рейса Перевозчика на срок более 3-х часов, пролета пункта посадки по расписанию либо непредставлению этому пассажиру забронированного места.
5.7.4 Перевозчик имеет право отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/ или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов.
5.7.5 Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в следующих случаях: