Что такое долговая устойчивость
Что такое долговая устойчивость
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 4 марта 2020 г. № 227 “Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации” (документ не вступил в силу)
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 марта 2020 г. N 227
Правила
проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации
1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации.
2. Министерство финансов Российской Федерации ежегодно, не позднее 30 сентября, проводит оценку долговой устойчивости субъектов Российской Федерации с применением следующих показателей:
объем государственного долга субъекта Российской Федерации к общему объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений (К1);
доля расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации в общем объеме расходов бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (К2);
годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (К3);
доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме государственного долга субъекта Российской Федерации (К4).
Методика расчета значений показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации приведена в приложении.
3. В целях проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации использует данные отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, законов о бюджетах субъектов Российской Федерации, государственных долговых книг субъектов Российской Федерации и иные документы и материалы (при необходимости).
4. По результатам проведения оценки долговой устойчивости субъекты Российской Федерации относятся Министерством финансов Российской Федерации к одной из следующих групп заемщиков:
а) высокий уровень долговой устойчивости;
б) средний уровень долговой устойчивости;
в) низкий уровень долговой устойчивости.
5. Отнесение субъекта Российской Федерации к группам заемщиков, указанным в пункте 4 настоящих Правил, осуществляется на основе значений показателей К1, К2 и К3 с учетом следующего:
а) к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости относится субъект Российской Федерации, имеющий значения показателей долговой устойчивости в следующих пределах:
б) к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости относится субъект Российской Федерации, имеющий значения не менее 2 показателей долговой устойчивости, превышающих следующие уровни:
в) к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости относится субъект Российской Федерации, не отнесенный к группам заемщиков с высоким или низким уровнем долговой устойчивости.
6. Субъект Российской Федерации, отнесенный к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, может быть отнесен к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости не ранее чем через 3 года после выхода из группы заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости вне зависимости от фактических значений показателей К1, К2 и К3.
7. Перечень субъектов Российской Федерации, отнесенных к группам заемщиков, указанным в пункте 4 настоящих Правил, публикуется Министерством финансов Российской Федерации не позднее 1 октября текущего финансового года на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
8. Субъектам Российской Федерации, у которых значение показателя К4 превышает 15 процентов, Министерством финансов Российской Федерации направляются рекомендации о необходимости корректировки проводимой долговой политики в целях снижения риска рефинансирования долговых обязательств субъектов Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам проведения оценки
долговой устойчивости субъектов
Российской Федерации
Методика
расчета значений показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации
а) К1 (факт) рассчитывается по формуле:
б) К1 (план) рассчитывается по формуле:
а) К2 (факт) рассчитывается по формуле:
б) К2 (план) рассчитывается по формуле:
а) К3 (факт) рассчитывается по формуле:
б) К3 (план) рассчитывается по формуле:
5. Значение показателя «доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме государственного долга субъекта Российской Федерации» (К4) принимается равным максимальному значению показателя из полученных значений показателя, рассчитанных на основе данных о государственном долге субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 августа текущего финансового года из государственной долговой книги субъекта Российской Федерации по формуле:
Обзор документа
Правительство определило порядок проведения оценки долговой устойчивости субъектов Федерации.
Такую оценку ежегодно проводит Минфин. Установлена методика расчета значений показателей долговой устойчивости регионов.
Что такое долговая устойчивость
БК РФ Статья 107.1. Оценка долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования)
(введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
1. Оценка долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования) осуществляется Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации), с использованием показателей, указанных в пункте 5 настоящей статьи, показателя «Доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме долга», а также иных показателей по решению Министерства финансов Российской Федерации (финансового органа субъекта Российской Федерации).
2. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование) подлежит отнесению Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации) к одной из следующих групп заемщиков: с высоким уровнем долговой устойчивости, средним уровнем долговой устойчивости или низким уровнем долговой устойчивости.
3. Отнесение субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) к группам заемщиков, указанным в пункте 2 настоящей статьи, является основанием для предъявления к ним требований, предусмотренных настоящим Кодексом, в зависимости от уровня долговой устойчивости.
4. Перечень субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), отнесенных к группам заемщиков, указанным в пункте 2 настоящей статьи, формируется Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации) не позднее 1 октября текущего финансового года.
5. Отнесение субъекта Российской Федерации (муниципального образования) к группам заемщиков, указанным в пункте 2 настоящей статьи, осуществляется следующим образом:
1) к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости относится субъект Российской Федерации (муниципальное образование), имеющий значения показателей долговой устойчивости в следующих пределах:
(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 228-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
не более 13 процентов для показателя «Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга), возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». При расчете показателя, предусмотренного настоящим абзацем, в годовой сумме платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации не учитывается сумма платежей по погашению и обслуживанию бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 228-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
не более 5 процентов для показателя «Доля расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) в общем объеме расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
2) к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости относится субъект Российской Федерации (муниципальное образование), имеющий значения не менее двух показателей долговой устойчивости, превышающие следующие уровни:
(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 228-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
18 процентов для показателя «Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга), возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». При расчете показателя, предусмотренного настоящим абзацем, в годовой сумме платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации не учитывается сумма платежей по погашению и обслуживанию бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 228-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8 процентов для показателя «Доля расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) в общем объеме расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
3) к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости относится субъект Российской Федерации (муниципальное образование), не отнесенный к группам заемщиков с высоким и низким уровнем долговой устойчивости.
6. Субъект Российской Федерации, отнесенный в соответствии с настоящим Кодексом к группе заемщиков со средним или низким уровнем долговой устойчивости, представляет в Министерство финансов Российской Федерации в установленном им порядке документы и материалы, необходимые для согласования в соответствии с пунктами 20 и 26 статьи 103 настоящего Кодекса программ государственных внутренних и внешних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также изменений в указанные программы, являющихся приложениями к подготовленному для внесения в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проекту бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также проекту изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период.
7. Муниципальное образование, отнесенное в соответствии с настоящим Кодексом к группе заемщиков со средним или низким уровнем долговой устойчивости, представляет в финансовый орган субъекта Российской Федерации в установленном им порядке документы и материалы, необходимые для согласования в соответствии с пунктами 20 и 26 статьи 103 настоящего Кодекса программ муниципальных внутренних и внешних заимствований, муниципальных гарантий на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), а также изменений в указанные программы, являющихся приложениями к подготовленному к внесению в представительный орган муниципального образования проекту местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), а также проекту изменений в решение о местном бюджете на текущий финансовый год и плановый период (текущий финансовый год).
8. К субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию), отнесенному в соответствии с настоящим Кодексом к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, применяются требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 130 и пунктами 2 и 3 статьи 136 настоящего Кодекса.
9. К субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию), отнесенному в соответствии с настоящим Кодексом к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, применяются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 и пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, а также на указанный субъект Российской Федерации (муниципальное образование) налагается обязанность утверждения и реализации согласованного с Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации) плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 168.4 настоящего Кодекса.
10. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии с настоящим Кодексом к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, может быть отнесен к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости не ранее чем через три года после выхода из группы заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости вне зависимости от фактических значений показателей, указанных в пункте 5 настоящей статьи.
Действие п. 11 ст. 107.1 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
11. Проект основных направлений государственной долговой политики субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, отнесенного в соответствии с настоящим Кодексом к группе заемщиков со средним или низким уровнем долговой устойчивости, представляется в Министерство финансов Российской Федерации одновременно с подлежащими согласованию в соответствии с пунктами 20 и 26 статьи 103 настоящего Кодекса программами государственных заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации не позднее 1 ноября текущего финансового года.
Действие п. 12 ст. 107.1 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
12. Проект основных направлений долговой политики муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), отнесенного в соответствии с настоящим Кодексом к группе заемщиков со средним или низким уровнем долговой устойчивости, представляется в финансовый орган субъекта Российской Федерации одновременно с подлежащими согласованию в соответствии с пунктами 20 и 26 статьи 103 настоящего Кодекса программами муниципальных заимствований, муниципальных гарантий не позднее 15 ноября текущего финансового года.
13. Основные направления государственной долговой политики субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (основные направления долговой политики муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), которые разрабатываются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) в целях реализации ответственной долговой политики субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и повышения ее эффективности, подготовка которых предусмотрена настоящим Кодексом, должны содержать следующие положения:
1) итоги реализации долговой политики;
2) основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики;
3) цели и задачи долговой политики;
4) инструменты реализации долговой политики;
5) анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом субъекта Российской Федерации (муниципальным долгом);
6) иные положения в соответствии с правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика
международный ежемесячный научный журнал
Тарба К.О. Долговая устойчивость субектов Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №5. – С. 234-241
ДОЛГОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СУБЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
Ключевые слова: долговая устойчивость, субъекты Российской Федерации, сбаланс и рованность бюджета, дефицит бюджета, государственный долг, доходы бюджета, расходы бюджета, валовой региональный продукт.
Таблица 1. Градация регионов по степени долговой устойчивости
Высокая долговая у с тойчивость
Низкая долговая у с тойчивость
Отношение госдолга к о б щему объему доходов бюджета
≤ 25% — для высокод о тационных субъектов
25-45% — для высок о дотационных субъе к тов
>45% — для высокод о тационных субъектов
Доля расходов на обслуж и вание госдолга в общем объеме расходов бюджета
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам бюджета
Примечание: и сточник Министерство финансов Российской Федерации
Таблица 2. Требования к заемщикам в зависимости от группы долговой устойчивости
Требования и ограничения
(высокая долговая устойчивость)
(средняя долговая устойчивость)
(низкая долговая усто й чивость)
Разработка основных направлений долговой политики (ОНДП)
Представление проекта ОНДП в Минфин, финорган субъекта
Заимствования на финансирование дефицита бюджета
Согласование программ заимствов а ний и гарантий с Минфином, фино р ганом субъекта
Предельный объем заимст вовани й ограничен суммой, направляемой на погаш ени е долг овы х обязательств
Возможность выпуска ценных
бумаг, получения банковских
(кредиты от КО в случае рефинанс ирован ия долга по ранее привлеченным кредитам)
Реализация плана восстановления платежеспособности
Примечание: и сточник Министерство финансов Российской Федерации
Согласно расчёту долговой устойчив о сти по Методике предложенной Минф и ном, к «группе А » с высокой долговой у с тойчивостью на 2015 год относится поря д ка 19 регионов, к «группе В» со средней долговой устойчивостью – 52 региона и к «группе С» с низкой долговой устойчив о стью – 14 регионов. Минфином России составлены рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации отве т ственной заемной/долговой политике.
– оценку долговой нагрузки и устойч и вости субъекта Российской Федерации;
– оценк у обслуживания гос долга суб ъ екта Российской Федерации;
– структурную оценку государственн о го долга субъекта Российской Федерации.
Рис. 1. Структура госдолга субъектов России (01.01.2011 – 01.10.2016 гг.)
Примечание : Составлено автором по данным Министерства Финансов Российской Федерации
Республика Б у рятия
Н ал / ненал доходы
Р асходы на обслуживание
Примечание: и сточник официальный сайт Федерального Казначейства
Новгородская о б ласть
Отношение госдолга к общему объему д о ходов бюджета
Доля расходов на обслуживание госдо л га в общем объеме расходов бюджета
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к д о ходам бюджета
Примечание: со ставлено автором на основании расчетов
Все показатели долговой устойчивости Республики Бурятия находятся в рамках предельных значений установленным Бюджетным кодексом Российской Фед е рации. Значительно хуже выглядят оц е ночные показатели долговой устойчивости в Астраханской и Новгородской областях. Там, так же в 2015 году преобладал р ы ночный долг, однако, в 2016 году за счет рефинансирования коммерческих кред и тов соотношение в Астраханской области коммерческих и бюджетных кредитов почти сравнялось, а в Новгородской о б ласти коммерческие кредиты составили лишь 35% от общего объема заимствов а ний против 49,5 в 2015 году.
Высокая долговая устойчивость
Средняя долговая устойчивость
Низкая долговая устойчивость
Примечание: составлено автором
– оптимизация структуры долга и м и нимизация затрат на его обслуживание;
– осуществление учета факторов, сп о собствующих сокращению рисков, связа н ных с заимствованиями;
– принятие решений о заимствованиях на основе расчета реальных потребностей бюджета субъекта Российской Федерации в привлечении заемных средств;
– сокращение объема государственного долга, при недопущении секвестра ра с ходных обязательств;
– соблюдение законодательных огран и чений;
– заемная политика субъектов Росси й ской Федерации должна стать драйвером для роста возможностей в частном сект о ре;
– осуществление заимствований пр е имущественно на капитальные расходы.
– о тношение госдолга к объему налог о вых и неналоговых доходов бюджета;
– д оля расходов в обслуживании го с долга в общем объеме расходов бюджета ;
– о тношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам бюджета;
– доля краткосрочных обязательств в составе долга;
Для выполнения по совершенствованию государственным долгом субъектов разработка комплекса включающих основные составляющие
– планирование заимствований и на платежи долгу в соответствии с политикой субъекта;
– и оценка рисков, в долговых обязательствах;
– активные операции с обязате льствами для расходов на долг, развитие структуры долга и вторичного долговых инструментов;
– установление и поддержание диалога с инвестиционным содействие развитию рынка субфедерального долга.
Примечание: Составлено автором
Оптимизация государс т венным долгом проявляться в о п ределении его совершенствования и развития с точки до с тижения следующих
– сдерживание роста государс т венного внутреннего субъектом Ро с сийской Федерации;
– использование наиболее на соответствующем периоде источников, и инструментов заимствований;
– удешевление имеющихся, так и привлеченных долговых
– совершенствование инструментов р е гулировки долговыми обязательствами;
– обеспечение доступа субъекта Федерации к вну т ренним заемного капитала приемлемых условиях;
– поддержание и финанс о вой устойчивости как надёжного
– совершенствование системы долговых обязательств и контроля за пред е лом государственного субъекта Ро с сийской а также дальнейшее правовых основ в управления долгом.
В качестве основополагающего правила управления государственным долгом субъекта Российской Федерации следует обозна чить, что уточнение показателей государственных внутренних не должно к увеличению верхнего государс т венного долга, бюджета и ра с ходов обслуживание государственного размер которых
законом о бю д жете очередной финансовый и пл а новый период. Контрольным исполнения в данном будет являться дин а мики изменения вносимых в бюджет, в с первоначальной его что позволит отклон е ния и судить о осуществляемого прогнозирования. Именно применения стадии можно осуществить управления государственным и скоординировать долговую т а ким образом, она будет ре а листичности и действенности с зр е ния достижения целей и з а дач. В прогнозирование должно инструментом согласования и решений в части бюджетного процесса с зрения поддержания и сбалансированности исполнения бюджета.
2. Каримова Л.А. Устойчивость бюджетов субъектов РФ в условиях нестабильной эк о номики / Л.А. Каримова, Д.В. Пантюкова // Устойчивое развитие российских регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков: сборник материалов XII международной научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 17-18 апреля 2015 г. – Екатеринбург : [ УрФУ ], 2015. – С. 295-306.
DEBT SUSTAINABILITY OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS
Financial university under the Government of the Russian Federation
Abstract. This article describes the main problems of debt sustainability of the subjects of the Russian federation. The purpose of the article is the analyses of governmental debt of the subject of the Russian federation. The analyses of debt dynamics since 2011 year till 2016 year. The recommendations on optimization of debt policy of the subjects of the Russian federation are presented. The model of the orientation of the subjects for plan compilation is offered. The met h ods of implementation of the control of governmental debt.