Что такое домашняя экономика

Что такое домашняя экономика и ее задачи

Что такое домашняя экономика. Смотреть фото Что такое домашняя экономика. Смотреть картинку Что такое домашняя экономика. Картинка про Что такое домашняя экономика. Фото Что такое домашняя экономика

Тем не менее, отношения, включающие в себя житейские вопросы, невозможны без экономической составляющей любой семьи.

Сегодня расскажу, что такое домашняя экономика и ее задачи. На мой взгляд, эта статья, прежде всего, будет интересна школьникам, только начинающим изучение основ финансовой грамотности.

Определение домашней экономики

Начну с классического определения домашней экономики.

Домашняя экономика – это наука об обычной, повседневной экономической жизни семьи, направленной на удовлетворение потребностей всех членов семьи, финансовых отношений с окружающей средой, потреблении товаров и услуг.

Также к домашней экономике относится умение разбираться с потребностями семьи, умение выбрать оптимальные и эффективные средства и способы удовлетворения семейных потребностей, разумная организация семейного труда и распределение получаемых семьей денежных средств, разумное ведение семейного бюджета.

Основные задачи домашней экономики

Для того, чтобы заработанных родителями денег хватало до следующей заработной платы, необходимо планировать и распределять полученные доходы.

Для того, чтобы семья могла сделать крупные покупки, например, купить новую мебель в детскую комнату, или приобрести новый телевизор, или новый современный компьютер, необходимо уметь копить и откладывать некоторую сумму денег на будущую покупку.

Источник

Социология неформальной экономики и предпринимательства

Лекция по теме 4

1. Нерыночные обмены домохозяйств (реципрокная экономика)

Любая экономическая деятельность предполагает некоторое сочетание структурных и институциональных основ. На одной структурной основе могут развиваться качественно различные типы хозяйств, дифференцированные институционально. И наоборот, схожие институты, «обслуживающие» различные структурные элементы, порождают разные экономические практики.

В самом общем виде структура экономической деятельности – это ее организационно-субъектный расклад, т.е. набор организационных элементов, внутренние и внешние связи которых создают платформу для взаимодействия субъектов. Но сами по себе эти элементы «мертвы». Для того чтобы быть основой хозяйственной практики, структура нуждается в правилах поведения участников экономического взаимодействия, т.е. в институтах. Институты (формальные в виде законов или контрактов, а также неформальные в виде социальных норм или частных договоренностей) регулируют поведение экономических агентов, а также арбитров, определяющих санкции за нарушения правил игры.

В качестве отправного момента используем схему, предложенную В. Радаевым: среди основных структурных элементов экономической деятельности он выделяет ресурсы (формы капитала), организации и связи [Радаев, 2003а, с. 65]. Эту схему можно свести к утверждению: структура хозяйствования – это совокупность разнокачественных агентов, капиталов и каналов взаимодействия.

Как же в таком случае выглядят структурные элементы неформальной экономики? Каковы структурные различия, обеспечивающие качественное разнообразие ее сегментов?

Отметим, что социальные науки давно и прочно отошли от отождествления капитала со средствами производства, точнее с общественными отношениями, придающими обладателю средств производства особое положение в обществе. Эта традиция наиболее последовательно была реализована К. Марксом и вела к изучению экономического развития на макроуровне. Авторитет Маркса был столь велик, что на долгие годы проблематика форм капитала свелась фактически к диверсификации видов экономического капитала. Это единомыслие разрушили П. Бурдье с идеей социальных полей, фактически сводящихся к многообразию капиталов, Г. Беккер, развивающий теорию человеческого капитала, и др. Маховик анализа капиталов набирал обороты. И вот уже социальные науки оперируют капиталом символическим, культурным, административным, политическим и др. Сравнительный анализ этих форм проведен В. Радаевым. Предложенный им спектр форм капиталов и их характеристик лежит в основе наших дальнейших рассуждений [Радаев, 2003б].

Экономический капитал используют различные сегменты неформальной экономики – домашняя, теневая, криминальная, а также экономика нерыночных обменов домохозяйств. Это означает, что, ограничиваясь анализом экономического капитала, невозможно вообще (или возможно с минимальным содержательным результатом) их дифференцировать. Поэтому разумно обратиться к иным формам капитала, определяющим специфику разных видов неформальной активности. О каких капиталах идет речь? И какие специфические организационные формы и виды связей создают качественное разнообразие сегментов неформальной экономики?

Нерыночные обмены домохозяйств (реципрокная экономика) основаны на готовности людей, игнорируя принцип эквивалентности, вступать в бесконечные дары-отдаривания. Неэквивалентность обмена не означает отсутствия взаимности. Такая взаимность не обязательно является материально-осязаемой, выступая зачастую в форме психологической поддержки, подчеркнутого уважения, демонстративной лояльности и т.д. Тем самым любой дар формирует систему ответных обязательств, форма и время которых не оговариваются. Эти обязательства имеют два важных свойства: в идеале они не имеют срока давности и способны накапливаться. Таким образом, система дарообмена – это ритуализированный процесс, сущность которого состоит в формировании и приращении потенциала ответных обязательств.

Конечно, в этой системе могут быть сбои, и ответные обязательства могут быть не выполнены. Это обстоятельство отнюдь не умозрительного свойства. Поэтому правильнее говорить, что реципрокные взаимодействия формируют не систему взаимных обязательств, а систему ожиданий по их поводу. Совокупность ожиданий того, что члены дарообменной сети поделятся находящимися в их распоряжении ресурсами и возможностями, – суть социального капитала. Социальный капитал иногда называют сетевым, подчеркивая тем самым, что сеть мобилизует и аккумулирует ресурсы сетевого сообщества, которые через систему личных контактов становятся доступными ее отдельным членам. Другими словами, социальный капитал связан с доступом к сетевым ресурсам, которые могут быть мобилизованы индивидом или группой в виде совокупности неформальных обязательств, действующих в рамках этих сетей[33].

Важно подчеркнуть, что формирование и приращение социального капитала не сводится к эскалации ответных обязательств, но включает также неукоснительное соответствие ожиданиям по поводу собственного поведения. Обман ожиданий участников сети приводит к аннулированию их обязательств. Фактически это означает исключение из сети. Боязнь изоляции принуждает к исполнению обязательств. Паутина ожиданий закручивается в пружину взаимных услуг.

Очевидно, что в нерыночных обменах домохозяйств важную роль играют и другие формы капиталов. Но именно социальный капитал как совокупность взаимных ожиданий того, что неформальные обязательства будут добровольно выполнены и участники сети в нужный момент поделятся своими возможностями, составляет ресурсную основу реципрокных обменов, определяя их сущность и функциональную специфику.

Организационной основой реципрокных взаимодействий являются сети домохозяйств, связанных родственными и дружескими отношениями. Это определяет их устойчивость и открытость к вовлечению новых членов. Вхождение в такие сети – вопрос не одного дня, но и выход из них – вопрос не одного проступка. Членство в таких сетях может быть нормативно предписано, несмотря на невыгодность с экономической точки зрения. В таких сетях воспроизводятся социальные статусы, формируется механизм социальной амортизации, поддерживаются слабые домохозяйства силами сетевого сообщества. Целесообразность такого членства выходит за пределы экономической рациональности, восходя к тому, что К. Поланьи называл субстантивной экономикой.

Сети домохозяйств, реализуя стратегию совместного выживания и воспроизводства социальных статусов, пронизывают все социальные слои. В единый механизм амортизации от социальных и экономических потрясений вовлечены бедные и богатые, молодые и пожилые, высоко- и низкостатусные семьи. И чем более враждебно государство, тем более организована и широкомасштабна межсемейная кооперация как объединение усилий в целях выживания. И наоборот, взятие государством или другими крупными собственниками на себя ряда важных социальных функций ведет к ослаблению неформальной кооперации, к низведению ее на уровень культурно-духовной и психологической поддержки, т.е. к хозяйственной атомизации домохозяйств.

Источник

Семейная экономика: что это, ее роль и функции в институте семьи

Содержание:

Семьей называют группу лиц, которые ведут общий быт, несут взаимную моральную ответственность, имеют собственные устои и традиции. Основанием для создания семьи является усыновление, удочерение, кровное родство, брак. Допускается формирование сообщества на других принципах, если это не противоречит законодательству.

Что такое домашняя экономика. Смотреть фото Что такое домашняя экономика. Смотреть картинку Что такое домашняя экономика. Картинка про Что такое домашняя экономика. Фото Что такое домашняя экономика

Экономика семьи – сложный экономический организм, играющий важную роль в жизни ячейки общества. От семейной политики зависит уровень дохода, жизни людей. Это нечто среднее между государством и предприятием. Данное понятие появилось много столетий назад, когда люди впервые стали объединяться в группы.

Что такое семейная экономика – основные определения

Ключевым аспектом в совместной жизни является благополучие. Для построения доверительных, прочных отношений необходимо учитывать два бюджетных направления:

Легкий способ формирования финансов – регулярный контроль прибыли и расходов. Материальные проблемы негативно сказываются на жизни супругов. Возникают ссоры, обиды, взаимное недовольство. Понятие семейного бюджета имеет большое значение для общества в целом, для супругов и детей. Финансовые траты рекомендуется разграничивать на четыре подгруппы:

Нежелательно искать легкий способ решения проблем с деньгами – брать банковский кредит или обращаться к знакомым за помощью. Необходимо изначально рассчитывать расходы, чтобы оценивать материальные возможности супружеской пары.

Семейная экономика – финансовый доход и домохозяйство

Значительную роль в формировании современного общества, его ценностей играет экономика семьи.

Различают пять видов прибыли:

Заработную плату, пенсионные начисления относят к регулярным финансовым поступлениям. Гонорар, аванс, прибыль от ценных бумаг – периодические выплаты. К единичным поступлениям относят выигрыш, материальные вознаграждения. Статья незаконных доходов – незаконная продажа, неуплата налоговых отчислений.

Семейный бюджет как элемент взаимоотношений

Взаимопонимание в семье базируется на правильном построении бюджета. Должны учитываться потребности каждого члена ячейки общества. Модель отношений, при которых один человек отвечает за заработок, а другой тратит финансовые ресурсы, заведомо обречен на прекращение супружеской жизни. Чтобы минимизировать вероятность возникновения ссор, финансовых проблем, необходимо:

В основе благополучной обстановки преобладают взаимная забота и понимание между детьми, родителями, братьями и сестрами.

Источник

Домашняя экономика

Что такое домашняя экономика. Смотреть фото Что такое домашняя экономика. Смотреть картинку Что такое домашняя экономика. Картинка про Что такое домашняя экономика. Фото Что такое домашняя экономика

Что такое домашняя экономика. Смотреть фото Что такое домашняя экономика. Смотреть картинку Что такое домашняя экономика. Картинка про Что такое домашняя экономика. Фото Что такое домашняя экономика

Что такое домашняя экономика. Смотреть фото Что такое домашняя экономика. Смотреть картинку Что такое домашняя экономика. Картинка про Что такое домашняя экономика. Фото Что такое домашняя экономика

Курсы домоводства предлагаются по всему миру и для разных уровней образования. Исторически цель этих курсов заключалась в том, чтобы сделать домашний труд профессиональным, обеспечить интеллектуальную реализацию женщин и подчеркнуть ценность «женского труда» в обществе и подготовить их к традиционным гендерным ролям. [1] [3]

Содержание

Имя [ редактировать ]

История [ править ]

Канада [ править ]

Курс домоводства в Торонто, Онтарио, 1911 год.

На уроке домоводства проводятся инструкции по приготовлению пищи. Оттава, Онтарио, 1959 год.

Германия [ править ]

Между 1880 и 1900 годами концепция школ Райфенштейна была инициирована Идой фон Корцфляйш, прусской дворянкой и ранней немецкой феминисткой. Райфенштайн относится к Райфенштайн-им-Эйхсфельд, муниципалитету в Тюрингии, где находилась первая постоянная школа. Reifensteiner Verband насчитывал с 1897 по 1990 год около 15 собственных школ и сотрудничал с другими операторами. Около 40 школ wirtschaftliche Frauenschulen, сельских школ для женщин-экономистов, были связаны с концепцией и движением Reifensteiner и позволили получить высшее образование для женщин уже в немецком Kaiserreich. [6] Докторская диссертация Иоганна Крамера 1913 года сравнила различные концепции домашнего экономического образования во всем мире и похвалила систему, например, в Айове. [7]

Индия [ править ]

Индонезия [ править ]

Ирландия [ править ]

В ХХ веке в младших классах средней школы девочек преподавали домоводство. Он был добавлен к аттестату зрелости цикла в 1971 году, в то время, когда отмена платы за обучение увеличивала число учащихся. В последующие десятилетия в новых общеобразовательных школах с совместным обучением больше мальчиков изучали этот предмет. Рост числа учащихся на третьем уровне с 1990-х годов привел к сокращению количества практических предметов, которые не входили в требования для поступления на третий уровень, включая домашнюю экономику. [11]

Доля выпускников Cert, сдающих экзамен по домоводству [12]

Год1971 г.19812004 г.2016 г.
Девушки %39595029
Мальчики%0,26.37.32,5

Южная Корея [ править ]

В Южной Корее эта область наиболее известна как «семейные исследования» или «семейные науки» (가정 과학, gajeong-gwahak). Это поле началось в школах, в которых преподавали западные миссионеры в конце 19 века. В 1929 году в Женском университете Ихва в Сеуле был открыт первый факультет семейных наук на уровне колледжа [13].

Швеция [ править ]

Соединенное Королевство [ править ]

В Великобритании домашняя экономика когда-то была квалификацией GCSE для учащихся средних школ, но с тех пор была заменена [ когда? ] с курсом «Пища и питание», в котором основное внимание уделяется питательной стороне питания и экономике.

История в Соединенных Штатах [ править ]

Девятнадцатый век [ править ]

Курсы домоводства в основном учили студентов готовить, шить, садиться и заботиться о детях. В подавляющем большинстве этих программ преобладали женщины. [19] Домашняя экономика позволила женщинам получить лучшее образование, а также подготовила их к жизни, состоящей из обустройства, выполнения работы по дому и ухода за детьми, в то время как их мужья становились кормильцами. В то время ведение домашнего хозяйства было доступно только белым женщинам из среднего и высшего классов, семьи которых могли позволить себе среднее образование. [19]

В конце 19 века проходили конференции в Лейк-Плэсиде. Конференции состояли из группы педагогов, работающих вместе, чтобы поднять дисциплину до законной профессии. Первоначально они хотели назвать эту профессию «экологией», наукой о правильном образе жизни. Однако в 1899 году в качестве официального термина была выбрана «домашняя экономика» [20].

Двадцатый век [ править ]

В начале двадцатого века популярность домоводства в системе образования США возросла. Оно возникло как движение по обучению женщин тому, как они могут быть более эффективными руководителями домашнего хозяйства. В то же время американские семьи стали потреблять гораздо больше товаров и услуг, чем производили. Чтобы направлять женщин в этот переходный период, профессиональная домашняя экономика преследовала две основные цели: научить женщин брать на себя их новую роль современных потребителей и доводить до сведения производителей и политических лидеров потребности домохозяек. Развитие профессии шло от ее истоков как образовательного движения к ее идентичности в качестве источника потребительского опыта в межвоенный период до ее фактического исчезновения к 1970-м годам. [21] Дополнительной целью данной области было «рационализировать работу по дому» или придать ей социальный статус профессии, основываясь на теории, согласно которой работа по дому может приносить интеллектуальное удовлетворение женщинам, занимающимся ею, наряду с любыми эмоциональными или социальными преимуществами. [3]

Дома практики были добавлены в американские университеты в начале 1900-х годов, чтобы моделировать жизненную ситуацию, хотя модель «женской команды», используемая для студентов, отличалась от преобладающих ожиданий домохозяек. Например, женщины оценивались по степени сотрудничества, тогда как домохозяйства в то время предполагали, что женщины будут работать независимо. [3] Тем не менее, дома практики были оценены. Эти практические занятия проходили в различных условиях, включая дома на одну семью, квартиры и студенческие общежития. В течение нескольких недель студенты жили вместе, выполняя разные роли и обязанности, такие как приготовление пищи, уборка, внутренняя отделка, хостинг и составление бюджета. Некоторые классы также включали уход за маленькими детьми, временно усыновленными из детских домов. Практикумы по уходу за детьми часто включались одновременно с другими классными заданиями, требуя от учащихся настраивать свою интеллектуальную и домашнюю жизнь так, чтобы они были совместимы друг с другом. По словам Меган Элиас, «в идеале работа по дому была так же важна, как и работа вне дома, и ее выполняли равные команды, которые меняли роли.Каждый член команды мог жить как вне дома, так и внутри дома, в идеале, такой, который одновременно информировал ее о домашней работе и был информирован ею. Этот баланс между домом и остальным миром был основой движения «. [3]

На протяжении 1940-х годов Государственный колледж штата Айова (позже университет) был единственной программой, дающей степень магистра наук в области домашнего оборудования. Однако эта программа была основана на идеалах, согласно которым женщины должны приобретать практические навыки и научно обоснованное понимание того, как работают домашние технологии. Например, женщины должны были разбирать, а затем снова собирать кухонное оборудование, чтобы они могли понять основные операции и понять, как ремонтировать оборудование. Таким образом, штат Айова фактически создал приемлемые в культурном отношении формы физики и инженерии для женщин в эпоху, когда эти занятия были для них недоступны. [26]

Двадцать первый век [ править ]

В настоящее время распространенность курсов по домоводству снизилась. Вместо этого школы уделяют больше внимания курсам подготовки к поступлению в университет, а не жизненным навыкам. [32] Кроме того, курсы по ведению домашнего хозяйства и домоводству приобрели негативный оттенок из-за негативного гендерного предубеждения, связанного с курсами домоводства. [33] [34] Несмотря на это, ведение домашнего хозяйства в настоящее время социально приемлемо для мужчин и женщин. В Соединенных Штатах ожидается, что и мужчины, и женщины будут заботиться о доме, детях и финансах. Все больше женщин получают высшее образование, а не занимаются домашним хозяйством. В 2016 году женщины составляли 56,4% студентов колледжей по сравнению с 34,5% в 1956 году [35]. Некоторые школы начинают снова включать курсы обучения жизненным навыкам в свои учебные программы, но в целом за последнее столетие количество курсов по домоводству значительно сократилось. [36]

В 2012 году всего 3,5 миллиона студентов обучались по программам средней школы FCS, что на 38 процентов меньше, чем за десять лет. [1]

Источник

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАлла Томашевская

Похожие презентации

Презентация по предмету «Экономика» на тему: «Раздел «Домашняя экономика» Урок 1 Семья и домашняя экономика.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Раздел «Домашняя экономика» Урок 1 Семья и домашняя экономика

2 Вопросы: 1. Семья и ее функции. 2. Экономические связи в семье и в обществе. 3. Домашняя экономика. 4. Ресурсы семьи. 2

3 Семья – социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Основная цель современной семьи стремление к союзу людей, любящих друг друга и имеющих общую систему взглядов на основные, в том числе и экономические, жизненные вопросы. Что такое семья? 3

4 Функции семьи: репродуктивная – воспроизводство населения; регулятивная – регулирование отношений между членами семьи, реализация власти и авторитета; коммуникативная – общение и взаимопонимание членов семьи; рекреативная – оказание взаимопомощи, укрепление здоровья друг друга, организация досуга членов семьи; воспитательная – осуществление воспитания детей вплоть до достижения ими социальной зрелости; экономическая – производство, потребление и распределение материальных благ. 4

5 Составляющие экономической функции семьи Экономическая функция семьи Участие в общественном производстве Ведение домашнего хозяйства Формирование семейного бюджета Организация потребительской деятельности Накопление и наследование семейного имущества Трудовое и экономическое воспитание детей 5

6 Домашняя экономика – это наука о повседневной экономической жизни семьи, направленной на удовлетворение потребностей ее членов, деловой связи с окружающей средой, воспроизводства ее ресурсов, производства товаров и услуг. Экономика – хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания необходимых жизненных благ. 6

7 Домашняя экономика – это умение разобраться со своими потребностями; выбрать оптимальные, эффективные средства их удовлетворения; разумно организовать семейный труд; рассчитать доход денег и времени; быть в меру щедрым и скупым; знать цену трудовой копейки. 7

8 Задачи домашней экономики: наиболее полное удовлетворение потребностей и желаний всех членов семьи; рациональное использование семейных ресурсов; планирование и экономия денежных средств и времени; применение хозяйственного расчета и научной организации труда в домашней работе. 8

9 Наша деятельность всегда направлена на удовлетворение каких-либо потребностей. Потребность – осознанное желание иметь что либо (потребность в еде, тепле, защите, труде, общении, признании и т.д.) Потребности удовлетворяются в процессе деятельности человека и использования определенных ресурсов. 9

10 Ресурсы – это то, чем располагает человек, семья, предприятие, общество, государство (техника, технологии, материалы, люди, ценные бумаги и др.) Ресурсами семьи являются: ее цели и задачи, капитал, технологии, люди. Капитал семьи это недвижимость (жилье, гараж, сарай, погреб), технические средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед трактор, электрические устройства и др.), деньги и ценные бумаги. 10

11 Задание на дом: 1. Опишите ресурсы вашей семьи, выявите возможности их увеличения. 2. Составьте перечень товаров и услуг, которые можно производить в условиях семьи. 3. Какие технологии применяются в вашей семье? 11

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *