Что такое доменный логин
Что Такое Доменное Имя? Разъяснение Для Начинающих
Доменное имя – это эквивалент вашего фактического адреса, вашего местоположения. Фактически, это адрес вашего сайта, место его размещения в интернете, чтобы ваши пользователи попадали именно туда, куда хотят.
Доменное имя состоит из двух основных элементов. Например, доменное имя Facebook.com состоит из имени сайта (Facebook) и расширения доменного имени (.com). Когда компания или отдельное лицо оплачивают домен, они могу указать, на какой сервер направлен домен.
Регистрация доменного имени контролируется организацией ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers – Международная организации по распределению номеров и имён). ICANN определяет, какое расширение доменного имени доступно и хранит централизованную базу данных с адресами, куда направлены доменные имена.
Каждый сайт, который вы посещаете состоит из двух частей: имя домена и веб-сервер.
Как Работают Домены?
Что такое домен немного разъяснили. Как же они работают? Доменные имена работают как ярлыки для сервера, на котором размещён сайт.
Без имени домена любой, кто захочет посетить ваш сайт, должен будет ввести полный IP-адрес. Но проблема в том, что IP-адрес не так просто запомнить и он будет странно смотреться в рекламных материалах.
В нашем случае, Hostinger.ru – это доменное имя. Скажем, оно указывает на IP-адрес 100.90.80.70. IP-адрес указывает на сервер, но сам адрес не даёт посетителям доступ к сайту. Для того, чтобы по IP-адресу получить сайт, удалённый сервер должен использовать порт 80 со страницей по умолчанию (т.е. index.html), которая хранится в каталоге веб-приложений.
Как вы видите, разбираться с настройками сервера и IP-адресами можно долго и мучительно. Поэтому большинство владельцев веб-сайтов предпочитают использовать сервисы, такие как Hostinger, которые предлагают доменные имена в комплекте в годовых пакетах веб-хостинга.
Домены также могут использовать переадресацию, что, по сути, позволяет автоматически перенаправить посетителей одного домена на другой. Эту функцию найдут полезной, как компании, так и небольшие сайты. Она пригодится и вам, если вы хотите перенаправлять посетителей вашего основного сайта на целевые страницы. Редиректы также помогают избежать путаницы в различном написании. Например, если вы зайдёте на сайт www.fb.com, то вы будете перенаправлены на сайт www.facebook.com.
Различные Виды Доменов
Не все доменные имена имеют одинаковые доменные расширения. И, в то время, как домены .com охватывают 46.5% всего количества сайтов, большое количество свободных доменов остаётся для таких расширений как .org и .net. В целом, наиболее распространённые виды доменных имён включают:
TLD: Домен Верхнего Уровня (Top Level Domains)
Домен верхнего уровня говорит сам за себя: это тип доменного имени, который находится на верхнем уровне системы доменных имён в интернете. Существует более тысячи доступных TLD, но наиболее распространёнными являются .com, .org, .net и .edu.
Официальный список TLD поддерживается организацией под названием Internet Assigned Numbers Authority (IANA) или Администрацией адресного пространства Интернета и его можно посмотреть здесь. IANA отмечает, что в список TLD также включены ccTLD и gTLD, о которых мы поговорим дальше.
ccTLD: Национальные Домены Верхнего Уровня (Country Code Top Level Domains)
ccTLD используют только две буквы и основываются на международных кодах стран, таких как .us для Соединенных Штатов (United States) или .jp для Японии (Japan). Они часто используются компаниями, которые создают специальные сайты для определённых регионов, и могут быть хорошим способом сигнализировать пользователям о том, что они попали в нужное место.
gTLD: Общие Домены Верхнего Уровня (Generic Top Level Domain)
Другие примеры gTLD включают: .mil (военный – military), .gov (правительство – government), .org (для некоммерческих и других организаций) и .net, который был первоначально разработан для поставщиков интернет-услуг (ISP), но который теперь используется гораздо шире.
Другие Типы Доменов
Хотя вышеупомянутые типы доменов являются наиболее распространёнными, есть и другие варианты, которые вы можете встретить.
Домены Второго Уровня
Вы, наверняка, уже видели эти доменные имена. Мы говорим о домене, который находится непосредственно под доменным именем верхнего уровня. Мы не будем вдаваться в технические детали, их легче показать на примерах, особенно когда речь идёт о кодах стран.
Субдомен (Поддомен)
Субдомены полезны тем, что избавляют от необходимости дополнительно создавать доменные имена для подразделов на уже имеющемся сайте. Вместо этого, можно создать субдомен, который по сути указывает на конкретный каталог на сервере. Поддомены часто используются для сайтов рекламных кампаний и других типов веб-контента, который должен храниться отдельно от основного сайта.
Например, Facebook использует developers.facebook.com для предоставления конкретной информации разработчикам сайтов и приложений, которые хотят использовать API Facebook. Ещё один отличный пример: support.google.com
Как Зарегистрировать Доменное Имя
Различные провайдеры используют разные системы, поэтому процесс может немного отличаться в зависимости от провайдера домена. Более детально мы описали это в нашем руководстве по покупке доменов.
Обычно вначале производится поиск доменного имени. Большинство провайдеров доменных имён предлагают специальный инструмент, где вы можете ввести нужное имя домена и посмотреть, доступно ли оно. На сайте Hostinger мы также предлагаем множество вариантов потенциальных доменных имён, которые могут вас заинтересовать, если домен, который вы искали, уже занят.
С этого момента остаётся всего лишь формальная часть завершения процесса – оформление заказа и оплата вашего нового доменного имени. После регистрации вы получите доступ к панели управления со всеми необходимыми инструментами управления.
Как Перенести Доменное Имя
Доменные имена также могут переноситься между регистраторами (эта процедура ещё называется – трансфер). Тем не менее, есть несколько особых условий, которые должны быть выполнены:
Хотя перенос вашего домена не является обязательным, все службы в одном месте могут значительно упростить процесс управления ими.
На сайте провайдера Hostinger, вы можете выполнять перенос домена от любого регистратора. Процесс может занять от 4 до 7 дней. Тем не менее, наша выделенная команда успеха клиентов готова помочь вам на любом этапе этого процесса!
Различие Между Доменным Именем и Хостингом
Возвращаясь к началу этой статьи, если доменное имя похоже на ваш физический адрес, то хостинг похож на физическое здание и то, что хранится внутри.
Доменные имена используются для создания удобной ссылки, чтобы связать то, что посетители вписываются в адресную строку своего браузера с сервером, который используется для размещения веб-сайта. Доменные имена полностью цифровые и хранятся в централизованной базе данных.
Хостинг немного отличается, потому что для него нужен физический сервер, который где-то находится и подключен к интернету. Это по существу, как жёсткий диск компьютера, который хранит все файлы и базы данных вашего сайта. Он называется сервером, потому что он буквально «обслуживает» (от англ. serves) ваш сайт для ваших посетителей.
Когда вы вводите URL-адрес (например, www.hostinger.ru) в свой браузер, он отправляет запрос на конкретный сервер, на котором размещён ваш сайт. Затем сервер загружает файлы и передаёт их через интернет на устройство, которое вы используете, и оно загружает файлы и отображает их.
Итак, Что Такое Доменное Имя?
Доменное имя – это, по сути, почтовый адрес, но в контексте хостинга – размещения сайтов. Вот что вам нужно знать:
Дополнительные Материалы
Хотите узнать больше о сайтах, доменах и хостинге? Вот несколько статей, рекомендуемых к прочтению:
Заключительное Слово
В этой статье мы рассказали, что такое доменное имя, рассмотрели всё, что нужно знать о доменах и о том, как они работают. Мы также разобрали основы процесса переноса и регистрации доменного имени.
Если у вас есть дополнительные вопросы, связанные с доменами, не стесняйтесь и пишите их в комментариях ниже!
Елена имеет профессиональное техническое образование в области информационных технологий и опыт программирования на разных языках под разные платформы и системы. Более 10 лет посвятила сфере веб, работая с разными CMS, такими как: Drupal, Joomla, Magento и конечно же наиболее популярной в наши дни системой управления контентом – WordPress. Её статьи всегда технически выверены и точны, будь то обзор для WordPress или инструкции по настройке вашего VPS сервера.
Что такое домен и как его выбрать
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
Домен — это онлайн-адрес сайта, место его размещения в интернете. С технической позиции доменный адрес — запись в базе данных. Когда пользователь указывает в поисковой строке доменное имя, компьютер понимает, какой сайт необходимо показать и по какому адресу отправить запрос.
Зачем нужны доменные имена
Любой сайт — это набор веб-страниц, которые содержат контент (тексты, изображения, файлы и иные сведения). Страницы вместе со всем содержимым хранятся на веб-сервере — реальном компьютере. Доменное имя — адрес размещения этих страниц. Когда вы вбиваем в поисковую строку домен, браузер понимает, где искать нужный сервер.
Раньше адреса сайтов указывали цифрами. Чтобы найти сайт, пользователь вводил IP-адрес — комбинацию из четырёх чисел, разделённых точками. Но если компьютер может запомнить любое количество числовых комбинаций, то людям сложно удержать в голове несколько сотен IP-адресов. Поэтому цифры заменили на текстовые имена.
Сравните, какой адрес вам будет удобнее запомнить:
Это два одинаковых адреса. Но один записан как IP-адрес, а другой — как текстовый домен.
Задача доменного имени — упростить запоминание адреса сайта. Именно поэтому в качестве домена предпочтительно выбирать короткое и запоминающееся слово или словосочетание.
Домен также применяют:
Из чего состоит доменное имя
Домен состоит минимум из двух уровней или частей, отделённых друг от друга точками. Расположены домены по иерархии справа налево: третьего уровня, второго уровня, первого уровня. Иерархический порядок позволяет браузеру оперативно определить искомый сервер и соответствующий запросу сайт. Благодаря иерархии функционирует DNS (система доменных имён).
Первый уровень
Часть имени, указанная справа от последней точки — домен первого уровня, доменная зона или домен верхнего уровня (TLD).
site. com
При регистрации выбирают доменную зону из доступных вариантов. Подробный перечень доменов первого уровня указан на сайте администрации интернет-адресов (IANA).
Домены первого уровня разделяют на два основных типа:
Кроме первого, есть домен нулевого уровня — точка после доменной зоны. Но эту точку игнорируют при указании домена в поисковой строке (site.com.).
Второй уровень
Слева от последней точки — домен второго уровня, он же — основной (материнский).
Основной домен — уникальная комбинация из букв и цифр, придуманная как название сайта. Выбранный домен второго уровня сначала проверяют на уникальность и лишь потом регистрируют. Второй и все последующие уровни подведомственны регистратору доменов. Это организация, которая аккредитована ICANN. Она может регистрировать новые домены и продлевать уже существующие.
Третий уровень
Слева от основного домена (от предпоследней точки) расположен домен третьего уровня — поддомен или субдомен. Поддомены делят сайт на обособленные разделы. Например, чтобы открыть блог, люди могут ввести поддомен и сразу перейти в соответствующий раздел, минуя главную страницу.
Поддомены делают структуру ресурса более понятной. С ними не нужно создавать дополнительные адреса для разделов на сайте. К тому же, поисковые системы по отдельности индексируют разделы — их можно по отдельности продвигать в выдаче.
Владелец домена второго уровня вправе образовывать неограниченное число доменов третьего уровня.
В соответствии с приведённой иерархией можно составлять домены последующего уровня. Часть, расположенная слева от третьего уровня домена, будет четвёртым уровнем или суб-субдоменом.
Как выбрать
Для DNS вид домена не играет роли. Что такое домен с позиции информатики? Это любая уникальная комбинация букв и цифр.
Но выбранное наименование имеет значение для аудитории. Например, адрес созвучный с названием компании внушает больше доверия пользователям — они понимают, что попали на официальный ресурс. Посредством доменного имени можно обозначить сферу деятельности — metal-opt.ru, cleaning.ua.
В доменное имя можно добавить ключевые слова, которые соответствуют контенту сайта. Это положительно повлияет на SEO и поможет в привлечении целевой аудитории.
Основные признаки хорошего домена:
Также при выборе доменного имени необходимо учитывать ограничения по написанию. В зависимости от доменных зон требования могут отличаться, но общие правила следующие:
Что проверить перед регистрацией
У любого регистратора домена предусмотрена расширенная проверка выбранных названий через Whois-сервис, который показывает основные сведения о доменном имени (свободен домен или занят, кто администратор и регистратор, каков период регистрации). Зарегистрировать доменное имя можно, если его не занял другой владелец.
Можно бесплатно использовать Whois-сервис для поиска свободных доменов. Например, проверим у регистратора REG.RU адрес vk.com.
Укажем в поисковой строке адрес и кликнем «Проверить». Спустя несколько секунд увидим ответ системы — «Домен занят».
Ниже можно просмотреть основную информацию о дате и месте регистрации, регистраторе, администраторе и их контактных данных. Эта информация может пригодиться, если вы захотите пожаловаться регистратору на неправомерное использование домена или обсудить с администратором возможность выкупа адреса.
Если выбранный домен уже занят, можно продолжить проверку других вариантов, пока не найдется свободный адрес.
Также Whois-сервисы позволяют проверять историю выбранного домена: кто был прежним регистратором, когда началась и закончилась предыдущая регистрация. Проверка истории домена — платная услуга.
При проверке истории через Whois доступны разные типы запросов
От истории выбранного доменного имени зависит, стоит его покупать или нет. Так возраст домена значим при ранжировании сайтов — поисковики считают старые ресурсы более авторитетными и их проще вывести в топ поисковой выдачи.
Если прежде адрес попадал под фильтры поисковых систем, это может плохо отразиться на SEO. Придётся выводить доменное имя из-под фильтра, что потребует немало времени и денег.
Вы также можете проверить содержание старого сайта, поискав его в веб-архивах (к примеру в Web-archive ). На сохранённых копиях веб-страниц посмотрите контент, дизайн, тематику. Если доменное имя использовалось для сайта сомнительного содержания или компании с плохой репутацией, лучше его не приобретать.
Сервис проверки доступности доменов KnowEm
Что нужно знать о покупке домена
Не покупка, а аренда
Регистрацию доменов для сайтов нередко называют покупкой. Но доменное имя нельзя купить и получить в постоянное владение. Его можно только арендовать на срок, предустановленный политикой регистратора.
Длительность аренды и порядок продления вы узнаете при регистрации. Также эту информацию можно посмотреть в базе знаний регистратора.
Продление аренды
Чтобы продолжить использование домена по истечении регистрации, необходимо соблюдать правила пользования и вовремя продлевать аренду. Сделать это можно за 30-60 дней до завершения срока аренды.
Если аренда домена закончилась, и владелец не успел её продлить, то у него есть 30 дней на продление. Этот срок может варьироваться в зависимости от регистратора. В это время сайт и почта на домене перестают работать. Доменное имя попадает в перечень освобождающихся адресов, и другие пользователи могут делать на него ставки на аукционе доменов. По окончанию этих 30 дней любой пользователь может приобрести домен.
Для доменов в международных зонах предусмотрен дополнительный период восстановления. В течение месяца после удаления доменного адреса прежний владелец вправе обратиться с просьбой о продлении аренды. Но стоимость домена в этом случае будет в несколько раз выше начальной.
Удаление домена
Как зарегистрировать
Порядок покупки домена у различных регистраторов может немного отличаться. Но обычно процесс состоит из двух этапов:
1. Выбор доменного имени. На этом этапе необходимо придумать домен и проверить его доступность в выбранной зоне. Для этого на сайте регистратора в поисковой строке указывают желаемый домен и активируют проверку. Вы увидите, доступен или занят ваш вариант. Если адрес свободен, можно перейти к следующему этапу.
Результаты проверки доступности домена
2. Регистрация выбранного варианта. Будущий администратор указывает контактные данные и оплачивает счёт. Часто регистраторы предлагают дополнительные услуги — сокрытие персональных данных, автопродление, SSL-сертификат и прочее.
Оформление аренды домена
После завершения регистрации открывается доступ к управлению доменным именем. Теперь можно выбрать подходящий хостинг и привязать к нему домен. Иногда регистраторы дополнительно предоставляют хостинг для сайтов.
Хостинг сайтов — это услуга аренды дискового пространства на сервере для хранения файлов и данных ресурса. Сервер – это реальный компьютер, работающий без перерывов и обеспечивающий постоянную доступность сайта. Хостинг поддерживает работу сервера, защищает его от вредоносных атак и обеспечивает передачу вашего контента с сервера в браузеры. Если перенести это в реальную жизнь, то домен — это адрес, по которому расположен дом, а хостинг — все, что находится внутри дома.
Сразу после приобретения доменного имени вы можете привязать его к своему сайту, создать почтовый ящик и отправлять обычные или таргетированные рассылки своим клиентам. Вместе с тем вы не обязаны использовать приобретённый домен сразу же. Его можно сохранить «про запас». По этому принципу некоторые компании скупают одинаковые адреса в разных доменных зонах, чтобы ими не воспользовались конкуренты.
Что такое доменное имя: от общего понятия, до регистрации
Что такое доменное имя знают в основном специалисты по IT. Большинство пользователей Всемирной паутины просто пользуется доменами и доменными именами, вводя данные в поисковую строку браузера и переходя по ссылкам.
Понимать уникальность доменного имени нужно каждому, это поможет лучше ориентироваться в Интернете и не попасть в лапы мошенников, создающих фишинговые сайты или просто предлагающих перейти по ссылке, чтобы получить некий приз. Подробнее о том, что такое доменное имя, читайте в нашем материале.
Техническое понятие доменного имени
Доменные имена и адреса в Интернете характерны для любого сайта на просторах сети. Так, IP-адрес представляет собой персональный номер сервера и идентифицирует положение интернет-ресурса. То есть с помощью него можно узнать, где географически находится аппаратное обеспечение, правда только на уровне города.
Техническое понятие доменного имени
Что такое доменное имя? Это адрес сайта, состоящий из символов или цифр, но напрямую не связанный с сервером. Однако система Domain name server (DNS-сервер) ассоциирует доменное имя с IP-адресом или другими доменными именами. Например, 94.100.180.200 – это IP-адрес, а его доменное имя – Mail.ru.
Самый простой пример – это здание. Оно имеет свои конкретные, принадлежащие только ему географические данные (широта/долгота или Plus Code), другими словами, в соответствии с нашим сравнением – IP-адрес. Обозначение этих координат очень громоздкое, поэтому зданию присвоены почтовое: ул. Водная, д. 23 – это и будет соотносимо с именем домена. Такой адрес (доменное имя) может измениться, могут смениться владельцы этого здания, но координаты всегда будут оставаться прежними.
Уровни доменных имен
Доменные имена в сети Интернет состоят из нескольких частей (уровней). В основном используют максимум 4 уровня, т.к. преследуется цель краткости названия и легкости его запоминания.
Доменные имена состоят из следующих основных уровней:
Доменное имя в призме закона
1. Техническое понятие домена;
2. Структура доменного имени;
3. Организации, регулирующие доменные имена;
4. Процедура регистрации домена;
5. Правовое регулирование доменных имен в РФ;
7. Основные концепции правовой природы доменного имени;
8. Судебная практика
Доменное имя – что это такое, кто им управляет, как на него смотрит Закон, попытки суда переварить это понятие и многое другое. Присаживайтесь, поговорим об этих ваших Интернетах.
1. Техническое понятие домена
Итак, начнём со знакомства с технической частью домена.
IP-адрес – уникальный номер компьютера (сервера) в сети Интернет.
Этот номер отражает физическое расположение интернет-ресурса, по нему, в частности, можно определить местоположение сервера, на котором расположен сайт.
Доменное имя – символьное обозначение, как правило, словесное, которое непосредственно не связано с сервером, но при помощи системы DNS-серверов (Domain name server) может быть ассоциировано с IP-адресом (или другим доменным именем)
Так, доменное имя «94.100.180.200» становится лаконичным и красивым «Mail.ru»
IP-адрес является основным средством адресации в сети Интернет, тогда как доменное имя лишь ассоциируется с ним.
Наглядный пример – дом. Дом стоит на определенной точке Земли, которая имеет свои координаты: неизменные и уникальные – это IP-адрес. Эти координаты крайне сложно запомнить. Дом, который построили на этом месте получил свой адрес, например, улица. Меридианная, дом 1 – это и есть домен, который может меняться, его владельцы могут меняться и т.д.
2. Структура доменного имени
Доменное имя состоит из уровней. Как правило применяются не больше 4 уровней, потому что смысл доменного имени в лаконичности и легкой запоминаемости.
Основные уровни доменных имен:
Нулевой домен или корневой – выглядит как точка и стоит в конце домена, но он не прописывается. Его администратором является ICANN, о которой мы поговорим немного позже;
Домен 2 уровня или основной – собственно это то самое символьное обозначение, которое покупается администраторами, становится предметом споров в суде. Для примера anpzenit.ru, vsrf.ru – национальные, wikipedia.org, booking.com – родовые;
Все последующие домены, как уже было сказано ранее, применяются крайне редко и в раскрытии не нуждаются. Думаю, всем понятен общее предназначение домена.
3. Организации, регулирующие доменные имена
Она является администратором корневого домена и по-сути все последующие домены являются наростом на её домене. Эта организация аккредитует лиц и компании, которые хотят стать регистраторами родовых доменов 1 уровня, а также передает часть полномочий по определенной доменной зоне органам разных стран.
Например, у регистратора ООО «Регистратор доменных имен Рег.Ру» имеется аккредитация и у ICANN и у Координационного центра, что позволяет ему регистрировать сразу в нескольких доменных зонах.
Для того чтобы понимать, какая организация имеет аккредитацию непосредственно у ICANN, можете перейти по гипперссылке на сайт ICANN и проверить регистратора. Достаточно выбрать страну которая интересует.
4. Регистрация доменного имени
Понятие доменного имени дано в Федеральном законе № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
То есть как мы видим законодатель отмечает лишь техническую сторону доменного имени не вдаваясь в подробности его правовой природы (спойлер: он до сих пор этого не сделал).
Итак, о регистрации.
Такой договор может быть заключен и через посредников, например, хостинг-провайдера. Таких посредников также называют реселлерами.
Далее в автоматическом режиме от регистратора отправляется в адрес оператора реестра определенной доменной зоны информация о присвоение прав на домен такому-то лицу.
На всю процедуру регистрации уходит 3 дня (обратите на это внимание, позже пригодится).
Домен регистрируется на 1 год, однако может продлеваться неограниченное количество раз.
Для продления прав на домен регистратор отправляет за 50-60 дней до окончания срока уведомление администратору, а тот в свою очередь может по своему желанию отправить за 60 дней до конца срока заявление о продлении срока. Если такое заявление не будет отправлено, то права на данный домен аннулируются.
Причины отказа в регистрации домена следующие:
домен уже содержится в Реестре;
домен совпадает с включенным в стоп-лист обозначением;
домен не соответствует указанным в Правилах техническим требованиям;
пользователь не представил установленную Правилами и договором информацию об администраторе.
5. Правовое регулирование доменных имён в РФ
В этих правилах участниками отношений являются: Администратор, Регистратор, Координатор (сам Координационный центр).
Регистрация доменного имени, согласно правилам – это внесение в Реестр сведений о доменном имени, его администраторе и иных сведений, установленных Правилами.
В том же документе установлены требования к доменам.
От 2 до 63 символов;
Начинаться и заканчиваться буквой или цифрой;
Не содержать символов, отличных от букв, цифр и дефиса (допустимыми буквами являются буквы латинского алфавита; прописные и строчные буквы не различаются);
Не содержать одновременно дефисы в 3-й и 4-й позициях.
Не менее 2 символов;
Содержать такое количество символов, чтобы представление обозначения в кодировке Punycode содержало не более 63 символов;
Начинаться и заканчиваться буквой или цифрой;
Не содержать символов, отличных от букв, цифр и дефиса (допустимыми буквами являются буквы русского алфавита, включая букву «ё»; прописные и строчные буквы не различаются).
Кодировка Punycode – это стандартизированный метод преобразования последовательностей.
Применяется для того, чтобы преобразовывать индивидуальные символы (ö, ё и т.д.) каждой страны в последовательность символов из латинских букв от A до Z, цифр от 0 до 9 и дефиса.
7. Основные концепции правовой природы доменного имени
А теперь мы постараемся разобраться с правовой природой доменного имени и позицией судов в этом вопросе.
Существуют в доктрине и на практике 3 основные концепции:
Доменное имя как услуга регистратора (её придерживаются регистраторы и ICANN);
Доменное имя как бестелесное имущество (администраторы и их кредиторы);
Доменное имя как средство индивидуализации
Концепция №1: домен как услуга
Услуга в отличие от других объектов гражданских прав обладает рядом признаков и особенностей:
отсутствие овеществленной формы – домен соответствует этому признаку, так как он не осязаем;
связь с исполнителем – Домен не соответствует этому признаку, так как использование доменного имени не регулируется регистратором, вся ответственность лежит на администраторе. Регистратор никак не контролирует исполнение соблюдение прав третьих лиц при использовании администратором домена. Например, когда мы приходим, чтобы получить услугу массажа – вся ответственность за него ложится непосредственно на исполнителя. При регистрации домена такого не происходит;
моментальная потребляемость – домен не соответствует этому признаку, поскольку существует и используется после действий, производимых регистратором (помните про 3 дня?);
синхронность оказания и получения – домен не соответствует опять же, потому что проходит 3 дня с момента осуществления действий регистратора до момента фактического получения прав администратора на домен;
несохраняемость – домен соответствует этому признаку, так как если права администратора аннулируются на какой-то домен, то у третьих лиц появляется возможность стать его администратором (помним, что у дома могут меняться названия улиц, порядковый номер и владелец).
Итак, при кратком анализе, можно уже прийти к выводу, что домен не может рассматриваться как услуга.
Концепция № 2: Домен как бестелесное имущество
Как вы наверняка знаете помимо узкой имущество обладает и широкой трактовкой, то есть к нему относятся не только овеществленные предметы материального мира, но и имущественные права и обязанности. Такой позиции вслед за Европейским судом по правам человека придерживается и Конституционный суд РФ.
Домен – бестелесное имущество и для аргументации такой позиции приведу в пример несколько судебных дел из заморья, а именно из США и Канады.
Дело №1: «Kremen vs Coheno» 2000 г.
1994 Гари Кремен зарегистрировал домен «sex.com»;
Вскоре Стефан Кохен захватил доменное имя и перерегистрировал его на себя, отправив поддельное письмо регистратору;
Кремен обратился в суд с требованием вернуть ему домен.
Для разрешения данного спора суду необходимо было установить является ли домен нематериальным имуществом и является ли его захват деликтом (правонарушением).
1 инстанция встала на сторону Кремена, посчитав, что право на использование доменного имени существует независимо от услуг, оказываемых регистратором. При этом, по мнению суда, домен обладает определенной ценностью, в силу чего оно является нематериальным имуществом.
2 инстанция применила 3-ступенчатый тест для определения объекта в качестве имущества, проверив следующие факторы:
в отношении него есть определенный интерес;
в отношении него возможно монопольное владение или контроль;
предполагаемый владелец может претендовать на то, что его права носят исключительный характер.
Интерес есть как у владельца сайта, который размещен на домене, также контент, который на нем опубликован, как результат интеллектуальной деятельности, также интерес есть и у пользователей сайта, которые просматривают контент, возможно осуществляют какие-то покупки и т.д. Здесь всё понятно.
Монопольное владение и контроль также имеют место быть, ведь как мы помним не существует второго такого домена, и вся ответственность лежит на администраторе домена, весь контроль за контентом на этом сайте также регулируется администратором.
Исключительный характер также вытекает из монопольного владения.
Таким образом, по всем признакам домен попал под понятие имущества и иск удовлетворили.
Практика рассмотрения доменных споров имеется чуть ли не во всех странах, где есть интернет. Интересным представляется дело, рассмотренное в Канаде, «Tucows vs Renner» 2011 г.
В этом деле 1 инстанция отказала владельцу домена в иске, однако, 2 инстанция с ней не согласилась и отменила решение. Апелляция выявила следующие признаки имущества по отношению к домену:
по поводу них складываются правоотношения между людьми, связанные с притязаниями на нематериальные «предметы»;
их владельцы обладают абсолютным правом, позволяющим требовать его соблюдения от неопределенного круга лиц;
право на доменное имя обладает устойчивостью, а его наличие может быть установлено иными участниками правоотношений;
право на доменное имя имеет стоимость и денежную оценку, а также позволяет извлекать выгоду
Концепция № 3: домен как средство индивидуализации
Это модернизированная отечественными юристами концепция № 2, которая гласит, что по сути домен выполняет функции товарного знака или обозначения конкретного продукта, компании покупают домены, как правило, которые содержат их собственное название или название их продукта.
Однако, понятия средства индивидуализации российским законодателем не дано, что позволяет трактовать его в широком и узком смысле. В узком смысле домен нельзя относить к средству индивидуализации, потому что перечень средств индивидуализации, являющихся объектом интеллектуальной собственности, является закрытым перечнем и указан в ст. 1225 ГК РФ. К ним в частности относятся товарный знак, коммерческое обозначение, фирменное наименование. Доменного имени в перечне нет.
Но в широком смысле под средством индивидуализации можно понимать огромное множество понятий, в том числе ИНН, ОГРН, юр. адрес и так далее. Доменное имя в таком случае можно понимать, как средство индивидуализации ведь он фактически индивидуализирует домен из миллиардов других.
Таким образом, для меня очевидна правильность именно 2 и 3 концепций правовой природы домена (больше по душе мне 3 концепция)
8. Судебная практика
Первым хочется рассмотреть решение Мытищинского городского суда Московской области от 30 ноября 2011 г. по делу N 2-4006/2011.
Был такой Храпов Ю. Ю. он был владельцем ООО «Компания Шинамаг» и ООО «Наутилус-Х», эти компании продавали товары через интернет. Также Храпов был собственником 5 доменов, через которые собственно и продавали свои товары его компании.
Храпов Ю. Ю. умирает и открывается наследственный процесс. Наследники: отец, мать, сын, дочь. Каждый из наследников получил по ¼ в уставных капиталах компаний. Однако в свидетельстве о праве на наследство доменные имена не фигурировали.
Дочка просекла, что есть 5 доменных имён и направила регистратору ООО «Наунет СП» требование о перерегистрации их на своё имя. Требование удовлетворили.
Дед с бабкой решили, что тут есть некоторая несправделивость и подали заявление о признании сделки между регистратором и дочкой Храпова недействительной. Они утверждали, что доменное имя – это имущество и должно быть включено в наследственную массу (с чем я согласен) и поделено между наследниками.
Но суд посчитал, что они не правы и отказал в исковом заявлении.
«Доменное имя не является в Российской Федерации объектом гражданских прав, оно также не является и не может являться объектом регулирования, согласно действующему законодательству, в связи с чем, не может быть включено в наследственную массу.
Само по себе доменное имя является лишь способом адресации в сети Интернет и никак не может быть признано имуществом или имущественным правом, подлежащим наследованию.»
То есть судом было акцентировано внимание не техническую роль домена и на отсутствие его в списке объектов гражданских прав (кстати сказать который не является закрытым перечнем).
С судом я не согласен, ведь домен мог быть продан за деньги и в таком случае у наследников также не будет прав на них? Как-то не пахнет справедливостью.
Более детально и в поддержку 3 концепции правовой природы (домен как средство индивидуализации) высказался Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.01.2001 N 1192/00 по делу N А40-25314/99-15-271:
«Доменные имена фактически трансформировались в средство, выполняющее функцию товарного знака, который дает возможность отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Кроме того, доменные имена, содержащие товарные знаки или торговые наименования, имеют коммерческую стоимость»
Также Суд по интеллектуальным правам в Постановлении от 06.04.2017 N С01-107/2017 по делу N А41-29186/2016 применил ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, согласно которой актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. То есть к доменным именам могут быть применимы принципы добросовестной конкуренции.
Решение ЕСПЧ от 18.09.2007 по делу Компания «Пэффген ГмбХ» (I-IV) против Германии в свою очередь указало на наличие бесспорной имущественной значимости доменного имени.
А Всемирная организация интеллектуальной собственности в обзоре проблем 2002 года, состоявшегося в Женеве, указало на то, что недопустимо понимать домен как интеллектуальную собственность, так как исключительные права предусматривают действие в течение определенного законом срока и на определенной территории, права на доменное имя, в отличие от регистрации доменного имени, не ограничиваются сроком и имеют трансграничный характер.
Также Президиумом Суда по интеллектуальным правам в Постановлении от 28.03.2014 N СП-21/4 была утверждена справка по вопросам, возникающим при рассмотрении доменных споров.
И я бы хотел выделить 7 основных позиций данной справки (но всё же рекомендую ознакомиться с ней лично):
1. Нарушением исключительных прав на общеизвестный товарный знак может являться не только его фактическое использование, но и регистрация.
2. Если нарушением считается регистрация домена, то по решению суда такая регистрация может быть аннулирована;
3. Требование о пресечении действий, нарушающих исключительные права 3 лиц могут быть направлены администратору домена, а требования о возмещении вреда и выплате компенсации – и администратору и регистратору домена;
4. Положения ст. 10 ГК РФ (пределы осуществления гражданских прав) и ст. 10.bis Парижской конвенции можно применять не только к предпринимателям, но и к лицам, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность;
5. Аннулирование регистрации или передача/изменение регистрации может быть осуществлено при совокупности 3 критериев:
спорное доменное имя ответчика идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком истца;
у администратора доменного имени (ответчика) нет прав и законных интересов в отношении спорного доменного имени;
спорное доменное имя зарегистрировано и используется администратором доменного имени (ответчиком) недобросовестно.
6. Недобросовестность регистрации и использования домена проявляется в следующих обстоятельствах:
указывающих на то, что администратор доменного имени зарегистрировал или приобрел доменное имя с основной целью его продажи, сдачи в аренду или передачи использования другим способом истцу, являющемуся правообладателем исключительного права на товарный знак, либо конкуренту истца за денежную сумму, превышающую подтвержденные расходы администратора доменного имени, прямо относящиеся к приобретению доменного имени
(по-русски, если администратор купил домен, чтобы потом его втридорога продать владельцу товарного знака, который указан в купленном домене);
администратор доменного имени зарегистрировал доменное имя с целью помешать правообладателю исключительного права на товарный знак использовать спорное доменное имя при условии, что раньше администратор доменного имени уже занимался подобного рода деятельностью
(по-русски, если администратор зарегистрировал на себя домен, только для того чтобы другое лицо не смогло его зарегистрировать);
администратор доменного имени зарегистрировал доменное имя главным образом для того, чтобы помешать деятельности конкурента
(по-русски, если администратор зарегистрировал домен, который был нужен его конкуренту, только с целью помешать последнему);
используя доменное имя, администратор доменного имени намеренно привлекал с коммерческой целью пользователей сети «Интернет» на свой веб-сайт или иной ресурс сети «Интернет» путем создания сходства с товарным знаком истца, который якобы является участником (или учредителем), спонсором, партнером или поддерживает веб-сайт администратора спорного доменного имени или иной ресурс, либо товар или услугу, предоставляемую на веб-сайте администратора спорного доменного имени или ином ресурсе
(по-русски, если администратор зарегистрировал домен, например, googlelaw.com для того, чтобы вызывать у посетителей больше доверия за счет известности компании Google, при этом получая от этого выгоду)
7. Администратор может быть освобожден от ответственности, если:
до получения извещения об иске администратор доменного имени (ответчик) использовал или готовился использовать доменное имя или имя, сходное до степени смешения с доменным именем, указанным в иске, с целью добросовестного предоставления товаров и услуг
(по-русски, если администратор зарегистрировал домен, но не с целью мешать своему конкуренту, а реально для осуществления своей деятельности, то есть под доменом есть сайт, на нем что-то публикуется, он необходим администратору как ресурс, а не как инструмент «грязной» конкуренции);
администратор доменного имени был широко известен под спорным доменным именем, даже если при этом он не приобрел исключительного права на товарный знак, тождественный или сходный до степени смешения с доменным именем
(по-русски, компания Google (администратор) зарегистрировала домен, например, google.com, все знают что google ассоциируется с ней, это даже не оспаривается, но вот товарный знак Google у компании не зарегистрирован. И если появится челове создавший очень похожий домен и будет требовать компанию удалить свой домен из-за нарушения исключительных прав, правым здесь окажется компания Google);
используя доменное имя, администратор доменного имени занимается законной некоммерческой или иной добросовестной деятельностью, не имея намерения ввести в заблуждение потребителей или нанести вред репутации товарного знака истца
(по-русски, если администратор зарегистрировал домен googlehelp.com, но использует его, например, для благотворительного фонда, фактически не получая никакой коммерческой выгоды от ассоциации с компанией Google).
На этом всё. Благодарю за внимание!
Если у кого-то есть дополнения, исправления и вопросы – я очень буду рад над ними подумать! Спасибо за актив под предыдущим постом про правовое регулирование криптовалюты!