Что такое домовая роспись

Домовая роспись

Явление домовых росписей как способа украшения своего жилища уходит корня

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

ми вглубь мировой истории искусства. Росписи создавались с древнейших времен, создаются они и сегодня.

Традиция домовых росписей имеет давнюю историю. Известно, что в XVII веке были расписаны красками Коломенский дворец и царский дворец в Кремле (Забелин 1990). Некоторые историки относят появление росписей в светских постройках к XI-XII векам, то есть связывают их с началом распространения христианства и, как следствие, строительства церквей и украшения их росписями (Забелин 1990, 149).

Расписывались не только царские хоромы, но и дома зажиточных людей. Росписи, как признак богатства, использовали традиции церковной живописи, указывали на избранность украшенных жилых построек и, соответственно, на значимость проживающих в них (Терехова).

Свободно-кистевые росписи «отличались свободой движения руки

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

мастера, непринужденностью рисунка и большим разнообразием вариантов. В живописных композициях этих росписей нет четкой и строгой симметрии, краски наносились крупными сочными мазками с применением белильных оживок. Иногда мастера завершали роспись не кистью, а пальцем, что придавало еще большую живость и без того свободной манере письма» (Глебова 2006, 5).

Подражание царскому быту и у боярского сословия, и у крестьян было вызвано общим представлением о сакральности личности царя и, соответственно, его быта (Бусева-Давыдова 2008). Это явление, хотя и с изменениями, трансформировавшись в моду, пришло и в XIX, и в XX век, и выразилось, в частности, в подражании украшений крестьянских домов домам горожан. Роспись дома стоила дорого, поэтому оплатить ее, как пишут многие исследователи, удав

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

алось только зажиточным крестьянам.

Чаще всего мастера уходили на промысел с весны до осени, переходя из деревни деревню, передвигаясь по рекам. Отходничество было широко распространено среди людей, не имевших собственной семьи. Работали мастера как артельно, так и поодиночке, или вдвоем с подмастерьем. Некоторые пигменты для будущих красок, кисти и камни для перетирания минералов зачастую использовали свои. Многие мастера брались не только за роспись интерьеров или экстерьеров, но расписывали также и прялки. Обнаружить в одном доме несколько различных предметов одного мастера – редкая и ценная удача в наши дни.

Мотивы домовых росписей

Большая часть изображений домовой росписи – это всевозможные цветы и травы: розы, тюльпаны, полевые и фантазийные цветы, определяемые исследователями как образы весны (Глебова 2006, 5), плодородия (Северные прялки 1969, 4), «древа жизни» (Барадулин

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

1988, 154), как знаки свадебной и календарной обрядности (Севан 2007, 193).

Редко, но все же встречаются в росписи изображения самоваров – символов зажиточности, изображения столовых приборов, тарелок, чашек, жанровых сценок. На прялках, особенно начиная с 1910-х годов, писали пароходы и поезда.

Довольно часто, особенно вятскими, уральскими и сибирскими мастерами, изображались птицы, обычно вплетенные в цветочный орнамент, привязанные к композиции букета, реже – как самостоятельные, обособленные фигуры. Птица, как и цветы – явление чрезвычайно знакомое, близкое и понятное крестьянину, ассоциирующееся, прежде всего, с добром в различных его качествах. Конкретные же качества этого добра исследованы искусствоведами. Птица – это известный солярный символ, олицетворение вольной и счастливой жизни (Глебова 2006, 6), девушки – невесты, (Севан 2007, 193), две птицы – символы мужа и жены, жениха и невесты, возлюбленных (Разина 1970, 41), воплощенные представления о «зарождении жизни на земле от пары птиц, представ

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

ления о душах ушедших родственников и умерших вообще» (Севан 2007, 193). Интересно, что многие изображения птиц вполне узнаваемы и определенны (а неузнаваемые исследователями, вероятно, были, знакомыми мастерам и заказчикам). Это и петух, и курица, и павлин, и орел, и голубь, и сова. Автором было зафиксировано даже изображение утки-мандаринки, данное во всех подробностях.

Очень распространенным персонажем домовых росписей был лев. Немногие из мастеров имели четкое представление о его внешнем виде, поэтому зачастую львы напоминали собак, котов, а также писались с человеческими лицами.

В росписи использовались также фигуры быков – животных, находившихся, в отличие от львов, в пределах поля зрения крестьян. Бык – символ плодородия и силы земли, поэтому появление его на домах вполне объяснимо. Редко встречаются фигуры единорогов. Единорог – один из символов Христа, часто встречающаяся в геральдике фигура. Можно изредка встретить также изображение коня.

Источник

Домовая роспись в Вятском крае: старинные образцы народного творчества

В наши дни интерес к народной культуре очень велик. Люди возвращаются к корням и хотят знать историю родного края. В своей статье я хочу рассказать о таком явлении в искусстве, как домовая роспись. Вы увидите фотографии из Кировского областного краеведческого музея и Историко-краеведческого клуба «Мир». Вот уже не одно десятилетие проходят экспедиции в поисках уцелевших росписей. Представленные работы происходят из Лузского, Подосиновского, Мурашинского районов Кировской области, Кичменгско-Городецкого и Великоустюжского Вологодской (ранее Сольвычегодский, Великоустюжский и Никольский уезды Вологодской губернии и Орловский уезд Вятской губернии). Вятские мастера выполняли росписи в Вологодской, Пермской губерниях, на Урале и Русском Севере. Самая ранняя датированная роспись в собрании музея — 1889 год.

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Роспись в крестьянской избе появилась после перехода от так называемых «черных» печей к «белым» (с XV века получают распространение печи с трубами) и располагалась только в определенных местах. Она украшала главные, наиболее почитаемые места в доме: входную дверь, пространство возле печи (очага), располагалась по периметру собственно избы (красного, переднего угла), на воронцах (полках), матицах, грядках, на киотках (божнице), на шкафах-горках, сундуках.

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Б — «голбец» («голбеч») — короб, отделяющий печь от кута (прихожей), служащий входом в подполье и лазом на полати/

— 1 — голбечная «заборка» — стена голбца против печи у входной двери;

— 2 — «приступки» — лесенка на полати;

— 3 — голбечная дверь — дверь в подполье;

— 4 — «конник» — припечная доска;

В — «залавок» (шкаф) «под шешком» (шестом);

Г — залавок пристенный;

Д — дверь в избу (с «моста», из сеней);

Е — «матица» («матница») — полаточный брус;

Ж — «грядки» — параллельные бруски отделяющие собственно избу от «середи» (кухни), скрыты перегородкой.
Народная домовая роспись формировалась под влиянием декоративной религиозной и светской живописи. Расцвет ее приходится на 1880-1910 гг.
Одним из излюбленных героев домовых картинок был лев (лёва), часто напоминавший сторожевого пса. Львов помещали в самых главных, пограничных местах: на входной и голбечных дверях, на припечных досках или на залавочных рамах (охраняли печь, очаг).

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Непременными персонажами домовой росписи были птицы. Они как и львы охраняли избы, а потому часто располагались рядом со львами или даже вместо их. Среди птиц присутствуют голуби, совы, курочки, филины, галки- воробьи, вороны (грачи-дрозды), кулики-чибисы. При этом только в Вятской губернии сова была положительным образом.

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Наиболее редки изображения людей. И конечно, в росписях присутствуют цветы: на деревьях, на ветках, в гирляндах. Растительный орнамент — отображение Дерева жизни и цветущей земли.

Источник

Домовая роспись Русского Севера

Традиция домовой росписи – очень древняя. Расписные дома составляют особую группу памятников народной культуры. Их распространение совпадает с регионами, где бытовала роспись по дереву предметов крестьянского быта. Праздничное восприятие мира, характерное для народного искусства, отразилось в декоративном убранстве традиционного жилища Русского Севера, в особенностях исторически сложившейся национальной психологии и ментальности.

В традиционной культуре крестьянский дом является одним из существенных и символически сложных элементов. Жилые постройки представляют собой культурно-бытовой комплекс, они связаны с различными сторонами жизни человека: с природными условиями, пре- обладающими занятиями и направлением хозяйства, имущественными, классовыми отношениями, семейным укладом, общественными обычаями, традициями, эстетическими представлениями, религиозными верованиями, строительным мастерством. Все это в той или иной степени влияет на тип, размеры, интерьер, декоративное убранство дома. В декоративном оформлении крестьянского жилища отразилась богатая народная культура. В орнаменте резьбы или скульптурных фигурах, украшающих дом, воплотилось понимание микро и макрокосмоса. Особенностью орнаментальной символики являлось то, что это были не единичные символы, а целостная система, воспринимающая окружающий мир. В культурном пространстве Русского Севера сформировался высокий статус крестьянского дома. На протяжении веков шло формирование декоративно-художественных приемов оформления различных архитектурно-конструктивных элементов. Единство символического и художественного лежит в основе декоративного оформления народного жилища. Говоря о декоративном убранстве крестьянского дома и о его символике, нельзя обойти вниманием такое редкое явление как домовая роспись.

Традиция домовой росписи – очень древняя, в русских летописях XI–XII веков содержатся сведения о златоверхих церквях, которые были «исписаны» полихромной живописью. В княжеских и боярских хоромах XVI–XVII веков стены расписывались «травами», картинами религиозного содержания, а резные фигуры покрывались золотом и красками. «Коломенский дворец так пестрел узорочною резьбой, блистал и горел золотом и красками, что походил на игрушку, только что вынутую из ящика»

Живопись наносилась на плоскую поверхность стен дома, обшитую тесом. Это были передний фронтон избы, подшивка свесов кровли, нижняя часть мезонина и балкона, ставни наличников. Вся роспись сосредотачивалась на фронтоне главного фасада, подчеркивая и выявляя средствами декора конструктивные детали его убранства. Рисунки были выполнены в яркой гамме контрастных цветов: синий, красный, зеленый, белый, желтый. Роспись крестьянских домов поражает красочностью и неожиданностью цветовых сочетаний. В интерьере декоративная живопись располагалась на дверях, шкафах-заборках, голбцах, опечках, припечных досках, воронцах, полатных брусьях, потолках, мебели.

Истоки праздничного восприятия мира, характерные для русского народного искусства, отразившиеся в декоративном убранстве северного дома, уходят в глубины славянской культуры, в особенности исторически сложившейся национальной психологии и ментальности.

«Доброму человеку что день, то праздник»,– говорит русская пословица. Тем же объясняется устойчивость в русском народном искус-стве темы цветения, травного орнамента, любви к красному цвету. Образы цветущих трав и деревьев в крестьянской домовой и бытовой росписи позднее осмысляются в райский сад.

Содержательные сюжеты домовых росписей несли благожелательный и охранительный смысл, что обеспечивало им столь долгое и разнообразное бытование. Птица, конь, лев, единорог, птица Сирин – эти образы, происхождение которых уходит в Древнюю Русь, жили в разных видах художественного ремесла, нередко становились достоянием геральдики, а в народном искусстве существовали до начала XX века.

Но встречались и такие дома, которые принадлежали большим семьям среднего достатка. Эти семьи долго копили средства, чтобы при гласить мастера.

Архитектурная живопись обычно выполнялась мастерами-профессионалами, как северными, так и из средней полосы России, которые работали как индивидуально, так и в составе артелей. В народной памяти сохранились отрывочные воспоминания о пришлых мастерах, преимущественно костромских красителях (красильщиках): «Красильщики наехали, на постой просятся», с которыми более всего связываются росписи в домах вдоль Пуи притока Ваги. Именно там можно услышать частушку, отразившую качество работы костромичей-отходников: «Красил Ваня костромской, красил красочкой баской; как пошел Иван домой, так и красочка долой». Многие исследователи отмечали, что примерно со второй половины XIX века костромичи составляли большую часть бродячих мастеров (маляров) в Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниях.

Мастера отхожих промыслов хорошо владели искусством композиции, профессиональными знаниями техники и технологии ремесла. «Цветные грунты, которые одновременно служили фоном для росписи, приготовляли на мучном клее или глютиновом (мездром или рыб- ном)… Они образовывали прочную прозрачную пленку, которая не боится сырости, холодной воды, механических воздействий». По воспоминаниям северного писателя Б. Шергина мастера-красильщики не только досконально знали практику ремесла, но и могли говорить о теории. Они работали только свежеприготовленными красками: «. краски для росписи варили во дворе и сразу же шли работать, а роспись делали очень быстро». Подтверждение этому мы также находим у Б. Шергина: «С огня “хватали” краски, торопились работать». Чтобы стать настоящим мастером, мальчиков приобщали к делу с ранних лет, возили за собой, обучая в процессе работы. Кочевой образ жизни способствовал передаче в устной форме знаний от мастеров одного поколения к другому. Простейшей росписью является раскраска в контрастные цвета различных частей здания. Переходной формой от раскраски к собственно росписи служит роспись подбоев кровли в цветную шашку или ромбовидную клетку в сочетании с раскраской балконов и наличников окон. Подобная роспись бытовала в Подвинье, на Мезени и Пинеге. В орнамент более сложной росписи включаются орнитоморфная и зооморфная символика.

Характерным примером росписи этого типа может служить роспись дома А.А. Шмохиной в д. Комаровской на р. Паленьге, что в нескольких километрах от В. Тоймы. Дом был построен во второй половине XIX века, а расписан в конце XIX века. Композиционным центром росписи является верхний фронтон с балконом – «выходом». На белом фоне помещены две большие круглые коричнево-голубые розы. На каждой сидит по птице в окружении стилизованных побегов со спирально завивающимися стеблями, напоминающих северодвинские прялочные росписи. Крылья подзоров раскрашены клетками, разбитыми на цветные треугольники. Слева и справа от балкона нарисованы большие фигуры желтых львов – льва и львицы. Это основные элементы орнамента в росписи двинских домов. В районе среднего течения р. Северной Двины существовала еще одна манера росписей. На ярко-белом фоне появляются красные кони и птицы по сторонам цветущего куста. На некоторых подзорах кровли – стебли с цветами и ягодами вытягиваются в строгие линии, следуя протяженности досок дома.

Безусловно, уникальным по архитектурными художественным достоинствам на Русском Севере является дом В.Я. Клокотова в д. Зао- зерье Лешуконского р-на.

Дом был построен «1879 года мая 16 дня» – дата вырезана на кронштейне. Он расписывался сразу после строительства, о чем говорит запись в экспедиционном дневнике К.К. Романова: «Это самый роскошный дом на реке Мезени по своей росписи. Дом ставил Петр Шарыгин, роспись Ивана Кузьмича Орлова». Роспись фронтона и свесов кровли «поражает своей праздничностью и сказочностью. Центральную часть фронтона занимает изящный полукруглый балкон с точеными ограждениями-балясинами. Над балконом изображен сад, по краям которого стоят утка и петух. Слева и справа “стражи дома” – львы. Правда, у мастера они получились скорее похожими на собак или волков. Как и собака, лев символизирует стража, голова его обращена к зрителю, а глаза встречают каждого подходящего к дому.

Свес кровли покрывает растительный орнамент из цветов и виноградных гроздьев. В этом неповторимом по убранству дому все от русской сказки, где “на неведомых дорожках следы невиданных зверей”». В 2004 году дом Клокотова был перевезен в музей деревянного зодчества «Малые Корелы».

Изображение льва и единорога было традиционным в символике росписей крестьянских домов Русского Севера. Это были обереги, отпугивающие своим видом зло, его стражи. Появление их на Севере исследователи относят к русской декоративной традиции. Фигуры львов по краям балкона или окна светелки встречаются в поволжской резьбе. Имеются свидетельства о распространении львиной символики в храмовой и дворцовой скульптуре Владимиро-Суздальской земли (XII век). Оттуда она перешла в крестьянскую среду Севера и Поволжья. Росписи со львами встречаются в Горьковской, Костромской, в меньшей мере Владимирской областях. В то же время существует точка зрения, которая связывает появление росписи со львами с оживленной заморской торгов лей XVI–XVIII веков, осуществлявшейся через р. Северную Двину и г. Архангельск. «Отныне одной из любимых композиций станет мотив льва и единорога, стоящих по сторонам дерева.

Уникальное явление для домовых росписей Русского Севера было зафиксировано в 1964 году в д. Пильмасозеро, на северном берегу Водло-озера в Карелии. Здесь при декорации светелки был использовано изображение птицы Сирин. Изображение райской птицы Сирин с женским лицом и грудью было традиционным в известной пермогорской прялочной росписи, встреча- лось на предметах домашнего обихода в XIX – начале XX века. Для развития на Русском Севере народной живописной традиции большое значение имело существование профессиональных мастерских, находившихся в старообрядческом с. Данилово на р. Выг (на- чало XVIII – 50-е годы XIX века), где сохранялись художественные традиции Древней Руси.

Характерной особенностью народного зодчества является то, что основные типы жилых домов, их планировка, размеры помещений, конструктивные приемы строительства, а также материал (дерево) и строительная культура в целом были чрезвычайно устойчивы. И в тоже время бесконечно разнообразными, подвижными, изменчивыми были отдельные архитектурные элементы. Эти элементы и детали и придавали традиционным крестьянским избам индивидуальность и неповторимость. Они в значительной степени определили архитектуру крестьянского дома в процессе его эволюции.

Домовая роспись стала завершающим этапом развития жилища и его художественно-декоративного оформления.

Автор статьи : ПЕРМИЛОВСКАЯ Анна Борисовна, кандидат культурологических наук, ведущий научный сотрудник Института экологических проблем Севера Уральского отделения Российской академии наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства (филиал в Архангельске), докторант кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского. Автор 103 научных публикаций, в т.ч. трех монографий.

Источник

Домовые росписи

Все наши коньки на крышах,
петухи на ставнях, цветы… носят
не простой характер узорочья,
это великая значная эпопея
исходу мира и назначению человека.

С. Есенин. Ключи Марии

Домовые росписи — явление общенациональное в народном искусстве России. А на Русском Севере живописное убранство жилых домов было особенно распространено.

Что представляли собой расписные дома на Севере? Все дома были четырехстенками или пятистенками, топившимися по-белому — одноэтажными на высоких подклетах или в два жилья, то есть двухэтажными (двужирными). Они имели «чистые половины» — горницы. На лицевой фасад выходило окно вышки (светелки) — летней комнаты на чердаке. Состоятельные хозяева все чаще стали обшивать свои дома. Появились гладкие поверхности фронтонов, подбалконные подшивки, подшивки свесов (выносов) кровель, на которых стало удобно размещать живописные композиции. Реже роспись можно было встретить на наличниках и ставнях (1–3).

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Время возникновения росписи крестьянского дома относят примерно к середине XIX века. Это связано с распространением белых изб, появлением остекленных окон, пришедших на смену волоковым, что способствовало лучшей освещенности помещений. А в конце века распространяется обшивка дома, которая имитировала элементы кирпичной архитектуры. Все это подготовило появление интерьерной и экстерьерной росписи на Севере. Но роспись могли себе позволить только состоятельные крестьяне, те, которые были связаны с торговлей, извозом, отхожим промыслом, часто бывавшие в губернских городах или даже в столице.

Надо отметить, что северные росписи отличаются отсутствием сюжетных сценок, но в изобилии представлен травный и цветочный орнамент. Рисунки выполнены в яркой гамме контрастных цветов: синего, красного, зеленого, белого, желтого. Яркость рисунков как бы возмещала сдержанность красок северной природы. И.Я. Билибин после путешествия по Северу в 1903 г. отмечал: «…любовь к узору чувствуется по сие время. Я видел избы, где узорами, хотя и позднейшими, было размалевано буквально все: шкафчики, двери, полки, лежанка — все, где только можно красить».

В экстерьерной росписи на Русском Севере можно выделить несколько групп:

1. В углах фронтонов, на подшивках сводов или на подбалконной подшивке часто изображали фигуры львов и единорога (например, дом Горбуновых в д. Петрегино, Вельский район, роспись 1886 г., дом М.М. Буянова — В.С. Назарова в д. Мал. Самково, Кена).

2. Растительные мотивы: деревца или кусты с многолепестковыми и крупными розетками. Многоцветье росписей создавало образ «прекрасного и доброплодного сада», являвшегося идеалом крестьянской жизни.

3. Разноцветные полосы (чаще белые, розовые, зеленые, синие или голубые), горизонтальные, «в елочку», гладкокрашеные или иногда с орнаментом в виде небольших розеток или побегов.

4. Геометрические композиции (например, дом в д. Ширяихе, Каргопольский район, 1900 г.)

5. Расписные филенки, в прямоугольном, реже в фигурном поле которых расположен цветочный куст в вазоне или без него (наибольшее распространение имело в Каргопольском уезде). Встречаются кусты с длинными зелеными листьями и небольшими цветами с лепестками овальной формы или в виде «сердечка». Поверх листьев прописаны черные листики, похожие на запятую (пример, дом в д. Ломакино, Каргопольский район, роспись 1910 г.). Среди цветочных композиций в филенках есть и другая манера: небольшие шестилепестковые цветы, колокольчики с извивающимися стеблями черного цвета, а вазон имеет две ручки и ножку (4–11).

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

6. Большого внимания заслуживают дома с поясными или в полный рост портретами (12–15). Среди таких домов особое место занимал дом с портретами на фронтоне, точно датированный благодаря надписи на балконе 1886 годом. Не сохранившийся до нашего времени, он по своим художественным качествам превосходил многие. Находился он в деревне Петергино бывшей Пакшеньгской волости Вельского уезда и принадлежал Ивану Васильевичу Горбунову, владельцу сажекоптильного завода. На фасаде дома портреты хозяев, прекрасно выделявшиеся на светлом фоне. Слева был изображен сам Горбунов, старик с седой бородой. Опираясь на посох, он раскуривает трубку. В его облике — степенность и властность. Справа — хозяйка, молодая красивая женщина. Взгляд ее устремлен вдаль. На подшивке балкона — изображения льва и единорога на задних лапах, между ними цветочный куст в вазоне (16). Свесы кровли декорированы орнаментальными полосами: в середине красные ромбы, по сторонам — лозы с гроздьями винограда, по внешнему и внутреннему краям — ленты травного орнамента, заключенные в прямоугольники.

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

В конце XIX в. формируются нововведения, которые существенно преобразили и интерьеры домов. Русская печь строится теперь с трубой, оформляется деревянным каркасом — опечком. Пространство перед устьем печи отделяется заборкой или шкафом-заборкой с филенчатыми дверцами. Таким образом, в интерьере избы появляются плоскости, открытые для декоративного оформления росписью. Помимо опечка и шкафа-заборки росписью обычно украшались и филенки двухполотных дверей, ведущих в горницу, а также потолок и входная дверь избы. Росписью декорировалась и мебель: шкафы, столы, составлявшие обстановку горницы — парадной комнаты. Заказывали работы малярам по росписи только зажиточные крестьяне.

Кого же называли малярами и чем они занимались? Слово «маляр» происходит от немецкого «maler», что означает «живописец». В XVII в. малярами называли мастеров, расписывавших что-либо красками, живописцев. Во второй же половине — конце XIX в. малярами стали называть ремесленных живописцев, занимавшихся росписью, окраской, разрисовкой узоров и надписей через трафарет.

Крестьянские мастера-маляры, выполнявшие работы по росписи дома, его интерьера и мебели, могли расписывать и бытовые предметы, в том числе прялки. В то же время мастера, специализировавшиеся на росписи прялок и других бытовых предметов, занимались росписью мебели.

Бассейн реки Ваги, особенно его центральная и западная части, был районом яркой художественной культуры. В Поважье, как, пожалуй, ни в каком другом из районов Севера, получила распространение домовая роспись. Расписывались и интерьеры домов, и фронтоны, и подзоры кровли. Ф.Н. Берг, русский прозаик, журналист, писал о декоративном убранстве северных домов: «…особую красоту избе придают высокие крыльца с точеными столбиками и перильцами… яркая оригинальная раскраска по подзорам, охлупням, конькам, подкрылкам, ставням, наличникам… Ставни окон расписаны деревьями, травами, узорами, изредка фигурами животных…».

В росписи интерьеров и мебели широко использовали «скоропись» свободной кистевой живописи. В Поважье этот вид росписи получил название «костромской росписи», так как это искусство было связано в первую очередь с творчеством костромичей-отходников.

Вот, например, филенка от шкафа (17) (1870-е). На белом фоне изображены два красных с белыми лепестками цветка. Более крупный шестилепестковый цветок — в центре композиции. Под каждым цветком — пара пышных зеленоватых листьев. Красные сердцевины цветов написаны легкими круглящимися мазками. Верхний цветок и синие листья выполнены с оживками, которые придают объем.

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

В Поважье было немало мастеров, благодаря которым сформировались местные художественные особенности росписи. Документы второй половины XIX — начала XX века фиксируют наличие живописцев, занимающихся малярными работами. Так, только в одной Благовещенской волости Шенкурского уезда Архангельской губернии по статистическим сведениям 1865 года, проживало восемь маляров.

Значительная часть домовых росписей Поважья связана с творчеством талантливых крестьянских художников Петровских. Документально подтверждается занятие малярным промыслом представителей двух поколений этой семьи.

Основная часть произведений Петровских — декоративные композиции растительного характера. Орнаментальные работы этих живописцев имеют индивидуальный почерк, свои разработки мотивов, манеру их исполнения, приверженность определенной цветовой гамме.

У Петровских были наработаны приемы исполнения разных вариантов листьев. Это желтые листья пышной формы или крупные округлой формы с изгибом на конце и вытянутые фигурные. Цветочные мотивы тоже различны: вазоны с букетами цветов или растущим стеблем с цветами, композиции с крупным шестилепестковым цветком в центре в виде креста. Некоторые орнаментальные композиции близки композициям росписей важских прялок.

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Важские прялки

Своеобразной «визитной карточкой» живописцев Петровских стал синий травный орнамент, который применялся как в росписи фасадов домов, так и в декоративном оформлении интерьеров и мебели. Например, на филенках детали опечка (18) синий вьющийся стебель с перистыми листьями изображен в белом круге, плотно заполняя его.

Что такое домовая роспись. Смотреть фото Что такое домовая роспись. Смотреть картинку Что такое домовая роспись. Картинка про Что такое домовая роспись. Фото Что такое домовая роспись

Знакомство с образцами важской росписи позволит сделать интересные творческие работы. Предметом такой работы являются росписи живописного типа. На практическом занятии предлагается выполнить основные элементы росписи, а затем объединить их в общую композицию.

Выполнение элемента «розан». Он состоит из круга и лепестков. Круг выполняется круглой кистью № 8 или плоской кистью. Лучше использовать колонковые или беличьи кисти. Сначала ставим кисть перпендикулярно плоскости листа, затем прижимаем и делаем кистью вращательное движение. Важно, чтобы круг был нарисован одним движением. Лепестки пишем круглой кистью № 5, каждый лепесток также одним движением. Кисть держим с наклоном, выполняем дугообразное движение с нажимом, постепенно убираем нажим и завершаем лепесток кончиком кисти.

Выполнение элемента «тюльпан». «Тюльпан» состоит из трех частей. Чаще его выполняют кистями № 4, 5. Разбел делают кистями № 3, 4. Начинают писать кончиком кисти, чуть коснувшись плоскости листа, затем делают движение чуть в сторону и вниз, усиливая нажим, завершают круговым движением. Сначала пишут боковые лепестки, а затем средний.

Выполнение элемента «ягодка». «Ягодки» делают в виде кружочков, так же, как и круг для розана, но меньшего диаметра.

Выполнение элемента «листок». «Листки» бывают двух видов — вытянутый и округлый. Листок округлой формы имеет утолщенный верх и тонкий кончик. Кисть прижимают и, чуть потянув вверх и в сторону, поднимают от плоскости листа плавным движением. Направление листка вытянутой формы имеет вид ломаной линии. На подъеме — тонкое начало, горизонтально идет утолщение во всю ширину кисти и снова на подъеме — тонкий кончик.

Последовательное выполнение росписи. Вначале идет разметка для главного элемента — «розана». Потом пишутся лепестки. Потом выполняются другие элементы: пятно, разбел. Затем листья, которые как бы собирают розаны, тюльпаны и ягодки в букет. И завершают работу нанесением «разживок» тонкой кистью.

Кондратьева В.Г. Расписная мебель и детали интерьера // Крестьянская живопись Поважья. Каталог. — М.: Северный паломник, 2003.

Мильчик М.И. Монументальная живопись Поважья // Крестьянская живопись Поважья. Каталог. — М.: Северный паломник, 2003.

Мильчик М.И., Шевелева Е.В. Расписные дома Каргополья//Историко-культурное наследие Русского Севера. Проблемы изучения, сохранения и использования: материалы IX Каргопольской научной конференции. — Каргополь, 2006.

Пермиловская А.Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера (XIX — начало XX века). — Архангельск, 2005.

Пухова В.В. Костромская роспись. Из опыта работы по обучению росписи по дереву учащихся детской художественной школы № 3 г. Вельска // Крестьянская живопись Поважья. Каталог. — М.: Северный паломник, 2003.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *