Что такое домоводство для детей
Домоводство, СБО, труд
Здесь собран живой опыт коллег в тех школьных предметах, где педагоги часто выступают в роли родителей-наставников. Готовые конспекты уроков по основам домоводства, социально-бытовой ориентировке, труду. Пошаговые мастер-классы по ручному труду для разных классов школы. Проекты, рабочие программы по СБО и трудовому воспитанию. Способствуйте формированию таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность,умение работать в коллективе.
Растим самостоятельных и трудолюбивых людей.
Содержится в разделах:
Конспект урока «Труд людей зимой» Труд людей зимой Зимой люди заботятся о домашних животных. Несколько раз в день раздают корма, подают воду, убирают навоз. Получая хорошее питание, коровы и зимой дают молоко, а кролики, овцы и свиньи достаточное количество мяса. На покрытых снегом полях работа не прекращается —.
Конспект урока по ручному труду в 1 классе «Аппликация из геометрических фигур «Кошка» Предмет «Ручной труд» 1 класс Тема урока «Аппликация из геометрических фигур» Цель урока: изготовление аппликации «Кошка» Задачи урока: Образовательные: учить создавать композицию из вырезанных элементов, формировать умение располагать вырезанные детали на листе в определённом.
Публикация «Конспект урока по трудовому обучению во 2 классе «Весёлый. » Тема : Весёлый лесовичок Цели: 1.Расширение представлений об использовании природного материала в качестве основы для изготовления поделок 2. Расширение представлений о конструктивной взаимосвязи используемого материала и художественного образа 3. Развитие.
Коррекционно-развивающее занятие для детей начальных классов с особенностями развития «Быть добрым — совсем не трудно» ГОУ «Енакиевская специальная школа-интернат№ 30» МОН ДНР Коррекционно-развивающее занятие для детей начальных классов с особенностями развития необходимо проводить регулярно и в системе по многим причинам. Одни из них: • Дефекты произвольной саморегуляции поведения, выражающиеся.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Труд ткачей» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА конструирования урока ОБЩАЯ ЧАСТЬ Предмет Окружающий мир Класс 3 «Б» Тема урока О труде ткачей Дидактическая цель Создать условия для расширения знаний учащихся о труде ремесленников, в частности о работе, орудиях труда и изделиях ткачей. Планируемые.
Статья «Конспект урока по СБО в 7 классе «Международный железнодорожный. » ГБОУ СО «Школа-интернат с.Приволжское Ровенского района» Учитель Сайгакова М.С. Тема: « Междугородный железнодорожный транспорт. Железнодорожный вокзал» Цель: формирование знаний обучающихся, воспитанников о новом виде транспорта – железнодорожном; показать его значимость в.
Конспект урока ручного труда в 1 классе по аппликации из цветной бумаги «Фрукты на тарелке» Конспект урока ручного труда в 1 классе. Тема: аппликация из цветной бумаги «Фрукты на тарелке». Цель и задачи: Закрепить полученные знания и умение работать с бумагой, через изготовление изделия в технике плоскостной аппликации. Коррекция и развитие творческого подхода к.
Кружок домоводства «Смак»
«Самое большое богатство, которое отец может
оставить сыну в наследство, научить его трудиться».
Между тем, именно участие детей в жизни взрослых дает им возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. Сюда входит предметная деятельность, труд, наблюдения. Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребёнок узнаёт об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает оперативными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определённый период развития ребёнка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему.
Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печёт пирожки и т.д. Ребёнок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.п. Овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений малыш эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность не выживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.
Наблюдая за вхождением ребёнка в жизнь взрослых, и опираясь на свой практический опыт, я пришла к выводу, что нужно организовать кружок «Смак».
Целью этого кружка является:
1. Поддержание и развитие у детей интереса к труду взрослых.
2. Научить детей обслуживать себя самостоятельно в приготовлении несложных блюд.
3. Помочь детям в изучении электробытовой техники.
Задачи кружка по домоводству «Смак»:
Календарно – тематический план работы кружка домоводства «Смак»
Конспект занятия по домоводству «В гостях у хозяюшки»
Уроки домоводства для девочек
Занятие по домоводству «В гостях у хозяюшки»
Автор: Медведева Ирина Александровна, воспитатель, детский дом, Нижняя Салда
Данное занятие будет полезно для воспитателей детских домов. Материал занятия полезен для девочек среднего и старшего школьного возраста, воспитанниц детских домов. Применять материал занятия рекомендую при ознакомлении и обучении ведению домашнего хозяйства.
Занятие из серии: «В гостях у хозяюшки»
ЦЕЛЬ: создание условий для всестороннего развития личности воспитанниц путем реализации в сфере домоводства.
ЗАДАЧИ.
Способствовать формированию и развитию различных трудовых умений и навыков в ведении домашнего хозяйства.
Продолжать развитие познавательных интересов, внимания, памяти, восприятия.
Развивать коммуникативные навыки, обеспечивающее речевое взаимодействие друг с другом.
Учить правильно фаршировать блинчики, заваривать чай; закреплять знания техники безопасности при работе на кухне.
Расширять социальный опыт детей, осознавать необходимость знаний, умений и навыков, полученных в детском доме, в дальнейшей самостоятельной жизни.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: упражнять Кристину пользоваться технологической картой.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: конверты с карточками, правила техники безопасности, таблицы с заданиями, продукты для кулинарии.
ОФОРМЛЕНИЕ: пословицы и поговорки о труде.
Дружба с трудом принесет счастье потом.
За хорошее дело берись уверенно и смело.
Привычка трудиться в жизни пригодится.
Отдыхает тот по праву, поработал кто на славу.
Послушайте притчу и определите тему нашего занятия.
— Назови мне свое самое заветное желание,- сказал джин,- а я его исполню.
дети отвечают на вопрос.
— В кого превратил странника джин? Ваши варианты.
— Будь хозяином дома!
ДОМОВОДСТВО. Очень емкое, короткое слово русского языка. Оно означает.…Как вы думаете? Выслушать все варианты ответов детей.
-Ведение домашнего хозяйства.
На первый взгляд это занятие не вызывает трудностей. Но это мнение ошибочное. Как вы думаете, что должна меть хозяйка дома?
Дети отвечают на вопрос. Подводим итог.
Итак, умелое распределение средств, украшение и убранство дома, создание красивой одежды, правильное и рациональное питание и многое другое.
-Как распределяются обязанности по дому в семье?
Выслушав ответы детей, подвожу итог.
— В семье должно быть согласие, понимание, взаимопомощь, любовь, тогда работу по дому не придется делить.
— Сегодня мы с вами еще раз поговорим о домоводстве, кулинарии. Покажем, что уже знаем и умеем, научимся новому.
1. Ваше первое задание.
Каждая хозяюшка выберет себе конверт с заданием. Открывайте его и приступайте к выполнению. В конверте есть большая карточка и маленькие. Нужно разложить маленькие под большой попорядку.
Дети выполняют задание. Предлагаю взаимопроверку выполнения задания по технологической карте.
Молодцы! Быстро и правильно справились с заданием! Оксана уже увереннее действует с помощью технологической карты.
2. В жизни иногда случаются незапланированные, чрезвычайные ситуации. Нужно быстро принять правильное решение. Сейчас мы этому и поучимся.
Посмотрите, посчитайте, бочонков шесть. В них для вас вопросы есть! Нужно выбрать свой вопрос и ответить. Дети выбирают бочонки с вопросами и отвечают на них.
Еще один вопрос для вас:
-Знаете ли вы телефоны экстренных служб. Выслушать и уточнить.
3-25-03 – скорая помощь
При необходимости повторить хором.
Замечательно! Я рада, что вы много знаете и не растеряетесь в любой ситуации, обязательно найдете выход.
3. Пришла пора проверить ваше домашнее задание. Все ли приготовили карточки- условные символы- знаки ухода за одеждой? Пожалуйста, покажите всем и объясните, что они обозначают. Дети показывают знаки-символы и объясняют.
Хорошо! И это знают наши хозяюшки! Переходим к следующему заданию.
4. Сейчас предлагаю вам подойти к мольбертам, взять фломастеры и выполнить задание. Нужно соединить линиями предметы, которые связаны между собой и друг другу необходимы. Дети выполняют задание у мольбертов. Молодцы! С этим заданием вы справились на отлично!
5. Потрудились, сейчас можно и отдохнуть. Во время отдыха вы отгадаете по вкусу различные продукты. Будьте внимательны, задание вы будете выполнять с завязанными глазами. Дети угадывают по вкусу разные продукты.
Превосходно! Все были внимательны, поэтому и не ошиблись!
6. Девочки, знаете ли вы правила техники безопасности? Объявляю минутку безопасности. Только вот незадача – все правила разрезаны. Давайте их вместе соберем и прочитаем. Дети собирают разрезанные карточки и читают правила техники безопасности при приготовлении пищи. Чудесно! Сейчас мы почти уже готовы к основной работе хозяюшки – приготовлению пищи.
7. Что не забыли все сделать в начале работы? Правильно! Одеть спецодежду – фартук и косынку. Что еще необходимо всем нам сделать? Правильно – вымыть руки. Дети одевают спецодежду,моют руки.
Приступаем к работе. Помните, вчера мы с вами испекли блины и приготовили разные начинки? Какие? Дети называют. Сейчас мы будем учиться делать фаршированные блинчики. Вспомните, из какой капусты делали начинку? Дети отвечают – из экологически чистой. Что это значит и почему это важно в питании? Выслушать и уточнить ответы детей. Правильно, капуста выращена на нашем огороде, без применения химических удобрений. Значит, она полезна.
Блинчики заворачиваем по-разному: конвертик и трубочка. Показываю. Дети заворачивают блинчики.
Нам осталось только заварить чай и всех угостить. С чего начнем? Напоминаю. Налить воды в чайник и включить его. Обдать кипятком заварочник. Насыпать заварки. Залить, подождать. Наливать в чашки. Пригласить гостей.
Мне очень понравилось наше занятие. Я убедилась, что вы взрослеете и уже многому научились. Особенно мне понравилось ваше умение помогать друг другу. Я уверена, что все эти занятия вам пригодятся в дальнейшей самостоятельной жизни. Вы – настоящие хозяюшки! Я горжусь вами!
А вам понравилось на занятии? Если вам было интересно, и вы чему-либо научились, опустите в коробочку красный кружок. Если вам было неинтересно, опустите желтый кружок. Дети анализируют, выбирают нужный кружок.
ПАМЯТКА ПО САМОАНАЛИЗУ ЗАНЯТИЯ.
1. Охарактеризовать группу, в которой проходило занятие.
2. Охарактеризовать место темы занятия в системе других занятий.
3. Каковы задачи занятия. Показать их связь с содержанием учебного материала, методами воспитания и способами организации деятельности детей.
4. Через что проходит реализация содержательных линий:
-экологической и культуры здоровья.
Каков результат качества знаний воспитанности по трем составляющим НРК:
В нашей группе 6 девочек разного возраста – от 9 до до 16 лет.
В системе других воспитательных мероприятий тема формирования потребности к разным видам трудовой деятельности занимает одно из основных мест.
Главной целью своей педагогической деятельности считаю разностороннюю подготовку к достойной самостоятельной жизни, развитие общей культуры и расширение сферы интересов детей.
Очень надеюсь, что это поможет нашим воспитанницам, создать теплый и уютный дом, поможет в решении бытовых и межличностных проблем, а также поможет им творчески раскрыться и реализоваться в мире семьи.
Для реализации поставленных задач я использовала различные методы и приемы.
Работа с карточками, таблицами, работа по технологической карте, социализирующее упражнение « Волшебный мешочек”, и, наконец, практическая деятельность. Чтобы поддерживать интерес к работе и внимание, старалась применять задания в разной форме:
— графической – соединить линиями;
— условно-символической – работа с международными символами по уходу за одеждой, карточками в игровых заданиях. Использовала ПРОБЛЕМНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ задание « Что делать, если…», “ Минутку безопасности”, составить разрезанные карточки. Также дети проявляли свое творчество при приготовлении блинчиков.
Приоритетной на моем занятии является информационно-методологическая линия НРК.
Прием игровых упражнений, социализирующих игр помог мне реализовать предметно- информационную составляющую качества образования.
Домашние обязанности по возрасту ребенка: составляем список
Распределение домашних обязанностей: какую помощь по дому могут оказывать дети
Дженнифер Пэйт соавтор видеоканала для мам
Барбара Мэйчен соавтор видеоканала для мам
Дети подрастают, становятся самостоятельнее — но времени у занятой мамы почему-то не прибавляется. Да, за дошкольниками и младшими школьниками уже не нужен глаз да глаз, но освободить руки и голову для какого-то приятного дела или хобби, побыть наедине со своими мыслями и желаниями у женщины все равно не получается. Выход — распределение обязанностей.
Некоторые обязанности, которые, как нам кажется, мы должны выполнять, если хотим считать себя хорошими матерями, как раз и съедают большую часть времени, а к тому же отучают наших детей от самостоятельности.
Лучший подарок, который вы можете сделать своему ребенку, — это научить его или ее быть независимым. В процессе этого обучения вы сможете одарить и себя — у вас появится время, чтобы сосредоточиться на своем «я» и позаботиться о себе.
Самостоятельность в обмен на время
Средства массовой информации с удовольствием накачивают родителей жуткими сенсациями, чтобы запугать нас и заставить постоянно следить за нашими детьми. Потом мы отправляем их в колледж. Мы должны вырастить детей так, чтобы со временем они могли уверенно войти в большой мир, а для этого им необходимо уметь самим решать многие жизненные вопросы.
Мы носимся с нашими детьми, словно с физически или умственно неполноценными лицами королевских кровей. Это то, что я называю «хороший родитель портит». Любящие, преданные, умные родители ведут себя так, словно их дети, пока им не исполнится 35 лет, даже попу себе вытереть не могут, не говоря уж о том, чтобы пройти по улице полквартала.
Представьте, что у вас шестеро детей. Ведь если бы у вас было шестеро малышей, вы не успевали бы всем вытирать попы и каждому подкладывать подушечку, когда он падает. Важно уточнить понятие крайней необходимости. Крайней необходимостью не является тот случай, когда ребенок немного капризничает или слегка проголодался.
Можно взглянуть на помощь ваших детей по дому под следующим углом: их содействие высвободит вам время для того, чтобы обдумать, что вы хотите делать. Однако в действительности снижение вашей нагрузки — не главное в детской помощи. Когда у детей есть обязанности, когда они знают, что могут реально помочь семье, они становятся сильнее. Возможно, сначала они будут отказываться накрывать на стол, забирать почту или кормить собаку, но когда они втянутся в эту работу и поймут, что действительно вам помогают, то обязательно почувствуют себя более значительными и нужными. У них появится цель и понимание того, что их вклад в домашнее хозяйство на самом деле важен для всей семьи.
Возвращаясь к вопросу о требованиях, которые мы сами к себе предъявляем, следует отметить, что чаще всего мы испытываем чувство вины, если не успеваем сделать хотя бы малую толику всей домашней работы.
Сумасшествие? Да, но это происходит постоянно. Иногда мы сами этого не осознаем. Мы занимаемся повседневной работой, делая все для всех, и нам даже не приходит в голову, что мы можем поручить ребенку выбить пыльный коврик и от этого всем будет лучше.
Конечно, вы не станете предлагать трехлетнему малышу пылесосить или шестилетнему — готовить обед, но есть множество подходящих по возрасту задач, которые дети в состоянии выполнять, как только они начинают понимать речь. Двухлетний малыш может собрать кубики и сложить их в коробку. Шестилетке вполне по силам достать посуду из посудомоечной машины, пусть даже он просто поставит тарелки на стол, а не уберет их на место. Восьмилетний ребенок может накрыть на стол и убрать грязную посуду, ребенок 10 лет — загрузить стиральную машину, а двенадцатилетний — сложить выстиранное белье. Подросток выгуляет собаку или поменяет наполнитель в кошачьем туалете; дети этого возраста уже вполне могут постирать свои вещи и даже приготовить незамысловатый ужин.
Что могут ваши дети? Список домашних обязанностей по возрастам
В 2–3 года:
С определенного момента я пришла к выводу, что не надо давать детям какие-то обязанности кроме одной: убирать за СОБОЙ. Если все члены семьи это делают, то мне остается мизер. У старшего сына своя комната, выделялась с условием, что он будет содержать ее в порядке. Раз в неделю он ее пылесосит, вытирает пыль. Я делаю контрольную уборку где-то раз в 2 месяца. Сам гладит школьные брюки, чистит ботинки (и мне тоже).
Средняя имеет свой шкаф-стол, их содержит в порядке, вытерает пыль. Муж раз в неделю пылесосит всю квартиру (кроме комнаты старшего), гладит.
Посуду каждый сам со стола ставит в раковину, муж загружает в машинку. В магазин тоже ходит муж (иногда сын). На мне готовка, стирка, мытье полов.
В 4–5 лет:
В 6–7 лет:
В 8–9 лет:
В 10–12 лет:
Как организовать помощь детей по дому
Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы — босс.
Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.
У нас на кухне висит расписание, в котором перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые дети должны выполнять в этот день. Этот график очень помогал — он направлял детей, и не нужно было им ни о чем напоминать. Они могли в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать. Я не говорю, что это идеальная схема, но расписание определенно помогает.
Занятие по домоводству «Секреты домоводства»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель: Создание условий для формирования у воспитанниц компетентностей в социально-трудовой сфере, приобретения опыта в ведении домашнего хозяйства.
Образовательные: Углублять и расширять знания воспитанниц об основных составляющих домоводства. Познакомить с понятием «бутерброд» и их видами. Совершенствовать умения и навыки самостоятельно делать бутерброды.
Коррекционные: Способствовать развитию и коррекции логического мышления, через игры, выполнение заданий, рефлексию. Формировать словесно- логическую память через запоминание понятий. Развивать внимание через данную воспитателем установку. Активизировать и пополнять словарный запас воспитанниц. Развивать диалогическую через вопросно-ответную форму и монологическую речь через выступления детей.
Развивать эстетический вкус,пространственную ориентировку, мелкую моторику рук, творческие способности через выполнение практической работы.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к продуктам питания, умение работать в парах,проявляя уважение друг к другу; любовь к труду, ведению домашнего хозяйства.
Оформление и оборудование: электронная презентация к занятию, музыкальное сопровождение, плакат со словом «Домоводство» для составления кластера, маркер, указка, карточки по 2штуки со словами: помидор, огурец, хлеб, масло для игры «Бутерброрд», 4 фартука, 4 косынки, влажные салфетки, скатерть, набор посуды, пищевых продуктов: хлеб, батон, булочки, майонез, масло,колбаса, сыр, огурец, помидор, зелень, паштет, маслины для выполнения практической работы, Плакат разделенный на 8 частей для игры «Крестики-нолики».
Предварительная работа: Разучивание материала о статистике по домоводству, стихотворений. Помощь в подборе информации «Все о бутербродах».
1.1 Психолого-педагогический настрой:
Воспитанницы заходят в игровую комнату и встают полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, наши уважаемые гости и дорогие девочки!
Воспитанница: «Здравствуйте»,-ты скажешь человеку.
«Здравствуй»,-улыбнется он в ответ.
И, наверно не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: Девочки, давайте произнесем это вечное и доброе слово и поздороваемся с гостями. Мы начинаем наше открытое занятие. Сегодня начнем его не совсем обычно- с упражнения.
1.2 Упражнение «Спасибо, что ты рядом!»
Воспитатель: Предлагаю всем встать в круг. Я начну, назову имя соседки справа,возьму её за руку и произнесу: «Спасибо, что ты рядом!». Так будет выполнять каждая, пока очередь не дойдет снова до меня. Выполнение задания.
Как вы видите у нас образовался круг-это самая «мирная, добрая фигура», символизирующая единение, общность, поддержку друг друга.
Так пусть эта поддержка поможет нам хорошо провести наше занятие.Всем спасибо! Занимайте свои места!
Воспитатель: Готовясь к открытому занятию, я прочитала в литературе, то о чем мы сегодня будем говорить многие называют целой наукой, а другие-искусством. Но я знаю, что это важно и интересно для всех девочек нашей группы независимо от возраста. Это пригодится и для жизни после выпуска и сегодня, завтра и через год пока вы живете в детском доме.
А о чем идет речь вы узнаете если выполните следующее задание.
1.3 Введение в тему: Игра «Составь слово» (слайд№ 1)