Что такое домоводство в школе
Почему домоводство — это не каменный век. И его даже стоит вернуть в школу
Если бы я сейчас вернулась преподавать в школу, то выбрала бы домоводство. Потому что в пространстве одного лишь предмета можно изучать почти всё. На каждом этапе домашнего хозяйства объяснять материал, давать задания, и всё это — для пользы дела, а не ради оценки или какого-то умозрительного будущего успеха. Попробую это доказать.
Вот, например, обычное утро. Ребёнку, допустим, лет 9-11.
Зарядила стиральную машинку. Тут вам химия – как работает стиральный порошок, почему одни пятна отстирываются с ферментами, а другие требуют кипячения, почему мыло мылится и как его изготовить в походных условиях. условиях. История – как стирали наши предки, кто такие «китайские прачки», что такое дискриминация по профессиональному признаку, как жили мы сами ещё каких-то 30 лет назад. Физика – электричество, заземление, безопасность, как влияет форма дырочек в барабане на качество стирки. Биология – почему белье надо развешивать сразу после стирки, чем полезно/неполезно сушить его на солнце, гигиена, инфекции.
Достаточно? Это всего лишь 40 минут прошло. Один урок фактически.
Не за партой, а руками, носом, языком. Включены все каналы восприятия
«Слышишь, молоко зашумело. Пора всыпать манку тонкой струйкой — а почему так, а зачем надо постоянно мешать? Не обожгись, возьми прихватку. Понюхай настоящую ваниль, а вот её синтетический аналог, чувствуешь разницу? Бери сливки, только сначала попробуй, не скисли ли».
Ребёнок рядом, всё происходит в ситуации полного покоя, расслабления и удовольствия. Чудесное утро, никто никуда не спешит. Это те самые золотые моменты радости и любви, которые потом будут вспоминаться. Особенно ценны и важны они в подростковом возрасте, когда ребёнку кажется, что он абсолютный неудачник, полное ничтожество, слабак и лузер.
Это ещё мы не брали книгу рецептов. Так бы дополнительно прокачали навык «прочти и пойми сложный текст, переведи термины и незнакомые слова, вычлени главное, делай по схеме, не отвлекайся, держи в голове план работы, отслеживай процессы».
Если это не самый лучший тренинг всех будущих рабочих задач, то готова съесть свой фартук.
9 необычных предметов, которые хотели видеть в школьной программе в 2017 году
Целый год можно заниматься просто по списку «любимые блюда семьи». Так дополнительно прокачиваем навыки:
Сколько удовольствия и похвал получает ребёнок, когда блюдо готово, и можно звать к столу. В современной действительности бонусом идёт «сфотографировал — выложил в инстаграм — собрал восторги сверстников».
Сшил, связал, собрал, починил — все эти занятия записываются в огромную базу данных под названием «Я умею». Чем больше у нас навыков, тем устойчивее, увереннее мы чувствуем себя в жизни. Как я уже писала в статье «3 главных навыка самостоятельной жизни, которым нужно научить ребёнка», один из самых страшных страхов молодых людей на пороге родительского дома — «А кто будет обо мне заботиться там, на воле?».
Подскажите, кому и в какое министерство надо написать, чтобы в школы вернули уроки домоводства во всём его разнообразии
Только надо брать за образец не наш «совковый» вариант «девочки налево/ мальчики направо» с пошаговым описанием «разработка выкройки ночной сорочки» или «вытачивание детали на токарном станке», а так, чтобы это можно было сразу применять и использовать.
Иллюстрации: Shutterstock (Dlinnychulok, Mironova Iuliia, Nataliia Pavliuk)
Уроки домоводства в школе
Не более месяца назад я писала свои размышления о том, нужны ли школьникам труды. Мнения читателей совпали в одном: уроки труда навредить никак не могут, но только вопрос о качестве этих уроков, о программе остался открытым.
А вот моей соседке семикласснице Алене уроки труда нравятся.
У девочек труд называется Домоводство. Они учатся готовить, шить, а еще выполняют и «мужскую работу» )) Алена своими руками сделала лампочку с выключателем (конечно же, в патроне!) и проводом с вилкой на конце! Алена и ее подружки шутят: почему мальчиков не учат пришивать пуговицы?)
Но больше всего моей соседке нравится раздел Кулинария. Девочки изучают свойства продуктов, их сочетаемость, а покончив с теорией, дружно готовят что-нибудь вкусненькое! Я как-то удачно заглянула в кабинет труда (исключительно по долгу службы! ))) и засмотрелась на слаженность работы учениц! а какой у них порядок! все чистенько, аккуратно расставлено по местам!
А еще мне понравилась мойка, это большая мойка blanco nova 5s с большим крылом и широкой удобной сушкой для посуды. Я конечно не удержалась и нашла хороший интернет-магазин, где можно уточнить размеры, выбрать подходящую цветовую гамму, а еще получить консультацию специалиста.
Так что если повезет, то у меня на кухне скоро будет стоять новенькая удобная мойка, и я непременно дам мастер класс своим сыновьям! А что? Настоящий мужчина все должен уметь! Да и Алене не так обидно будет заниматься электроарматурой на уроке труда.
Программа «Домоводство»( дополнительное образование)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАДЕТСКИЙ КОРПУС СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
педагога дополнительного образования Ю. В. Колосовой
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 13-18 лет
Срок реализации: 2 года
Оглавление
Планируемые результаты освоения программы……………………………………………….……. 12
1.2. Новизна программы. Данная дополнительная образовательная общеразвивающая программа была написана с целью проведения занятий в ФГКОУ «Кадетский корпус Следственного комитета РФ им. А. Невского» (далее – Кадетский корпус). В данной программе представлен особый, более широкий комплексный подход к реализации целей и задач обучения в условиях распорядка в Кадетском Корпусе. Программа «Домоводство» разработана для кадет 8-11 классов в возрасте 14-18 лет с учетом их возрастных возможностей и способностей. Обусловлена переработкой и адаптацией уже существующих программ к условиям кадетского корпуса. Впервые вводится как обязательный предмет для девочек. На занятиях по программе «Домоводство» они получают необходимые навыки и знания для дальнейшей адаптации и социализации в обществе.
1.3. Актуальность программы. в том, что она направлена на формирование представлений о здоровом образе жизни, повышение культуры питания, приобщение кадет к декоративно-прикладному искусству, навыкам самообслуживания. Так как кадеты проживают круглогодично и не имеют возможность на практике увидеть, как строиться домашний быт. Эти знания являются важной составляющей для дальнейшей социализации. А также кадет должен уметь работать при необходимости на швейной машине, произвести ремонт своей одеждой и правильно за ней ухаживать.
1.4. Педагогическая целесообразность программы данной программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам кадет и родителей. Применяемые на занятиях формы и методы обучения, содержание программы в полной мере отвечают возрастным особенностям.
1.5. Цель программы. Создать условия для социальной адаптации кадет к семейному строительству, быту и нормам жизни.
1.6. Задачи программы.
— ознакомить с организацией труда при приготовлении пищи, экономическими расчётами,
— ознакомить с общими вопросами экологии, экономики, культуры общения и поведения, эстетики, дизайна, косметологии, народными традициями и обычаями, видами прикладного творчества.
— воспитать уважение к своему труду, аккуратность, усидчивость, терпение,
— умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы,
— экономичного отношения к используемым материалам,
— привитие основ культуры труда;
— воспитать ответственность за порученное дело;
— воспитать желание работать в коллективе,
— привитие навыков вежливости, умения вести себя в обществе;
— формирование культуры общения;
— воспитание нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности;
— привитие военного этикета.
— развить навыки самоорганизации, самоанализа и самооценки;
— включение кадет в общественно– полезный, производственный труд,
— развить коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе,
— развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер,
— развитие у кадет способность работать руками.
1.8. Возраст кадет: 13–18 лет с 8–11 классы.
1.9. Срок реализации программы: 2 года.
1.10. Этапы образовательного процесса.
Реализация программы осуществляется на двух уровнях образовательного процесса. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Это позволяет строить занятия с учетом подготовленности кадет, правильно сочетать теорию с практикой. Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий.
1.11. Формы и режим занятий : – групповые. Занятия в группах проводятся 1 раза в неделю по 1 часу. Количество часов в год 8-10 классы на группу – 32 ч, 9-11 классы – 31 ч. В связи с особенностями материального обеспечения рекомендуемое количество человек в группе 4-8. Методика реализации программы предусматривает использование таких форм занятий, как практические занятия в учебном кабинете «Декоративно – прикладного творчества и домоводства».
Занятия в учебном кабинете могут быть тематические, празднично-игровые, итоговые или комбинированные.
В ходе тематического учебного занятия изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема. Примерная структура такого занятия включает несколько этапов:
1 этап – организационная часть (сбор кадетов, подготовка кадетов к занятию, контроль педагогом наполняемости учебной группы по журналу);
2 этап – теоретическая часть (изложение нового материала, вводный инструктаж, заполнение инструкционной карты). Сделать данную часть занятия максимально содержательной, эффективной и результативной без увеличения ее продолжительности помогут технические средства обучения, дидактические пособия и раздаточный материал.
3 этап – практическая часть. Практико-ориентированная направленность занятия требует четкой определенности в содержании и организации практической подготовки кадет.
1.12. Описание форм занятий. Практическое занятие, теоретическое занятие и творческие отчеты.
информационно-рецептивный или объяснительно-иллюстративный (обеспечивает первичное усвоение знаний);
информационно-репродуктивный (способствует развитию навыков и умений);
проблемного изложения (способствует накоплению опыта творческой деятельности);
практико-ориентированный (обеспечивает связь теории с практикой);
рефлексивный (самостоятельное осмысление своей деятельности)
Домашние задания в системе дополнительного образования носят необязательный, но желательный характер выполнения. Чаще всего кадетам предлагается приготовить блюдо в домашних условиях или доделать работу.
1.14. Место проведения занятий. Занятия проводят в кабинете «Декоративно- прикладного творчества и домоводства».
1.15. Форма одежды кадет. На занятия кадеты приходят в повседневной одежде, во время практических занятий кадеты одевают фартуки.
1.16. Материально-техническое обеспечение программы.
ДОМОВОДСТВО
Расстановка ударений: ДОМОВО`ДСТВО
В объяснительных записках к программам дореволюционных рус. гимназий подчёркивалась необходимость обучения девочек различным женским работам. Указывалось, что «цель обучения рукоделиям в средней общеобразовательной школе состоит в том, чтобы дать учащимся общую подготовку для разного рода женских работ и научить их изготовлять для себя и семьи предметы, необходимые в обыкновенном быту: чулки, простое бельё, простое платье». В основном девочкам давались знания по шитью, вязанию и вышиванию. Рукоделие преподавалось почти во всех женских уч. заведениях.
В зарубежных странах так же, как и в России, дифференциация трудового обучения для мальчиков и девочек началась с того, что девочкам стали преподавать шитьё и другие виды рукоделия. В дальнейшем в различных странах в Д. включаются разнообразные работы: из кожи, раковин, рисовой соломы и др. материалов (в Бирме, напр., в рукоделие включено гончарное дело, в Гондурасе девочки учатся делать шляпы и т. д.). В подавляющем большинстве стран содержание труда дифференцировано для мальчиков и девочек. Во многих странах Д. представлено преимущественно шитьём (ручное шитьё, шитьё на машине, вязание, вышивание, черчение выкроек, кройка), кроме того, в программу входят гигиенич. навыки: соблюдение чистоты в доме, чистоты одежды и белья, а также уход за ребёнком.
В сов. трудовой школе 20-х гг. преподавалось шитьё, а также давались навыки по нек-рым другим видам хоз.-бытового труда. Позднее содержание ручного труда стало одинаковым для мальчиков и девочек.
С 1957/58 уч. г. Д. было введено как факультативный курс (170 часов) для девочек старших классов. В содержание этого курса входили вопросы рациональной организации семейного х-ва и быта: благоустройство жилища и усадьбы; уход за мебелью и домашним хоз. инвентарём; кройка и шитьё, уход за одеждой и её ремонт; приготовление и хранение пищи и организация домашнего питания, заготовка продуктов; охрана здоровья членов семьи, в особенности уход за ребёнком. Факультативный курс был рассчитан на известную профориентацию. В программе указывалось, что курс Д. может помочь и в подготовке к выполнению обязанностей общественного домоводства. Строятся новые школы-интернаты, детские сады. С каждым годом расширяется сеть пионерских лагерей и др. детских учреждений. В каждом из них требуются руководители общественного детского бытового х-ва. Курс Д. должен помочь школьницам подготовиться к выполнению кулинарных и других работ или к управлению х-вом детского учреждения.
В 5-м классе начинается также изучение приготовления пищи. Девочки знакомятся с оборудованием кухонь, кухонной и столовой посудой и учатся готовить простейшие овощные блюда, бутерброды и сервировать стол к завтраку. В 6-м классе они получают сведения об основных продуктах питания и приготовлении простейших блюд из крупяных, макаронных изделий, из молока. В 7-м классе девочки знакомятся с основами рационального питания, с составлением меню и приготовлением простейших мясных и рыбных блюд. На этом заканчивается их подготовка по кулинарии. В 8-м классе выделено 4 часа для краткого ознакомления девочек с элементами ухода за жилищем, с бытовой техникой и её рациональным использованием в домашнем х-ве.
Необходимые теоретич. объяснения на занятиях сопровождаются показом и демонстрацией изделий, различных наглядных пособий и приёмов работы. За кратким теоретич. объяснением следует инструктаж. Далее, в зависимости от содержания и характера занятий уч-ся могут выполнять задания учителя индивидуально или коллективно. Так, напр., занятия по приготовлению пищи, в зависимости от количества имеющегося в школе оборудования, проводятся, как правило, звеньями. Для рецептуры ученицы должны иметь спец. тетради. На занятиях по Д. учитель объясняет также правила техники безопасности.
Программа по Д. предусматривает ряд экскурсий на предприятия общественного питания или пищевой пром-сти (столовая, фабрика-кухня, консервный завод; маслозавод, хлебозавод), а также на швейную фабрику или в комбинат бытового обслуживания. Нек-рые учителя после экскурсии предлагают девочкам составить альбомы, изготовить наглядные пособия, написать статью в школьную стенную газету, предлагают ученицам заранее ознакомиться со схемами, устройством и действием тех машин, к-рые они увидят. Проводится беседа, подытоживающая знания уч-ся по целому разделу.
Для проведения занятий по Д. в школе организуется уч. кабинет, в состав к-рого входят кухня-столовая и швейная мастерская (см. Домоводства кабинет). Однако ещё не все школы могут выделить отдельные помещения для занятий по кулинарии и шитью. В таких школах, как правило, есть только швейная мастерская. Занятия же по кулинарии ведутся в школьном буфете или в специально оборудованном для этой цели помещении.
Большое значение имеет внеклассная работа по Д. В различных кружках (кройки и шитья, вышивания, вязания, плетения и др.) готовят разнообразные работы для школьных выставок; уч-ся, проявляющие особый интерес к данному виду работы, совершенствуют свои знания и навыки.
А. Г. Дубов, Г. С. Саплина. Москва.
Методическая разработка урока ««Значение предмета « Домоводство» для ведения домашнего хозяйства, правильной и безопасной жизни. Секреты домоводства»
Создание условий у учащихся компетентности в социально-трудовой сфере, приобретения опыта в ведении домашнего хозяйства.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока ««Значение предмета « Домоводство» для ведения домашнего хозяйства, правильной и безопасной жизни. Секреты домоводства»»
Тема урока: «Значение предмета « Домоводство» для ведения домашнего хозяйства, правильной и безопасной жизни.Секреты домоводства»
Цель: Создание условий для формирования у учащихся компетентностей в социально-трудовой сфере, приобретения опыта в ведении домашнего хозяйства.
Углублять и расширять знания учащихся об основных составляющих домоводства
в парах,проявляя уважение друг к другу; любовь к труду, ведению домашнего хозяйства.
«Здравствуйте»,-ты скажешь человеку.
«Здравствуй»,-улыбнется он в ответ.
И, наверно не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
2.Объяснение новой темы
У: Как называется наш урок? ( «Домоводство»)Сегодня на нашем занятии мы с вами раскроем некоторые секреты о том, как вести дом.
У:Домоводство- это домашнее хозяйство.
Домоводство- присмотр, наблюдение за домом.
Домоводство- это ведение дома.
У: На кого же возложено ведение домашнего хозяйства?
На хозяюшку. А кто такая хозяюшка?
Это девушка, женщина, которая выполняет необходимое по дому: приготовление пищи, стирку, уборку, а также, которая умеет шить, вязать, мастерить.
На наших уроках домоводства мы научимся:
1.Правилам безопасности и личной гигиены. ( см. приложение- картинки)
2 Уходу за одеждой и обувью. ( см. приложение- картинки)
4 Приготовлению пищи. ( см. приложение- картинки)
5 Познакомимся с кухонным инвентарем. ( см. приложение- картинки)
6. Будем совершать покупки в « нашем волшебном магазине». ( см. приложение-картинки)
7.На уроках при приготовлении пищи нам потребуется специальная одежда. Какая?( фартук и головной убор). ( см. приложение –картинки)
При уборке помещения и территории? ( халат, перчатки) ( см. приложение –картинки)
Обязанности по дому
— Что должны уметь дети, чтобы их дом был красивым?
♦ Научись красиво застилать свою постель и делай это каждое утро.
♦ После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на свое место.
♦ Следи за своими вещами, за чистотой обуви.
♦ Старайся не ждать, когда тебя попросят о помощи.
— Какие у вас обязанности по дому, как вы помогаете взрослым?
О чем мы сегодня говорили?
Как звучала тема занятия?
Какие секреты домоводства мы сегодня раскрыли?