Что такое дополнительное образование детей в школе

Дополнительное образование в школе: программы и направления

Дополнительное образование в школе – это не просто внеклассная деятельность, предполагающая занятия в различных кружках или секциях. Это понятие выступает средством формирования личности ребенка и непрерывного обучения полезным навыкам. Дополнительное образование в начальной школе, средней или старшей – это мероприятия и факультативы, которые должны быть объединены в единое образовательное пространство.

Что такое дополнительное образование детей в школе. Смотреть фото Что такое дополнительное образование детей в школе. Смотреть картинку Что такое дополнительное образование детей в школе. Картинка про Что такое дополнительное образование детей в школе. Фото Что такое дополнительное образование детей в школе

Цели и значение

Основным назначением организации дополнительных внеклассных мероприятий, кружков, секций и факультативов является раннее обнаружение талантов ребенка, развитие творческих способностей, формирование разностороннего круга его интересов, помощь в профессиональном самоопределении. Система дополнительного образования в современной школе должна:

Что такое дополнительное образование детей в школе. Смотреть фото Что такое дополнительное образование детей в школе. Смотреть картинку Что такое дополнительное образование детей в школе. Картинка про Что такое дополнительное образование детей в школе. Фото Что такое дополнительное образование детей в школе

Ценность такого вида образования состоит в том, чтобы предоставлять детям возможность почувствовать всю важность обучения, побуждает намного более внимательно относиться к занятиям, способствует реализации на практике всех полученных на уроках знаний.

Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути. Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности.

Что такое дополнительное образование детей в школе. Смотреть фото Что такое дополнительное образование детей в школе. Смотреть картинку Что такое дополнительное образование детей в школе. Картинка про Что такое дополнительное образование детей в школе. Фото Что такое дополнительное образование детей в школе

Постоянная занятость школьника формирует организованность и самоконтроль, дисциплинированность. А совместные занятия (кружки предполагают присутствие нескольких школьников, обычно в группах от 3 и более учащихся) учат работать в коллективе, укрепляют командный дух, развивают ответственность и коммуникабельность.

Особенности ДО

Школьное дополнительное образование должно быть направлено на личностное ориентирование учащихся, также оно должно быть профильным, многоуровневым, функциональным, иметь жизненную направленность. Следует обеспечить широкий выбор форм и методов педагогической деятельности, индивидуальность методик преподавания, реализацию учебного процесса через активизацию работы учеников, посещающих секцию, кружок или факультативные занятия.

Что такое дополнительное образование детей в школе. Смотреть фото Что такое дополнительное образование детей в школе. Смотреть картинку Что такое дополнительное образование детей в школе. Картинка про Что такое дополнительное образование детей в школе. Фото Что такое дополнительное образование детей в школе

Направления

Потребность в знаниях не могут полностью удовлетворить сведения, которые дети получают на школьных занятиях. Но не все школьники могут успешно заниматься самообучением, так что значение дополнительного образования в школе очень велико. Правильная структура организации кружков, секций и других внеклассных мероприятий должна включать все направления, которые потенциально могут интересовать школьников. В направления дополнительного образования в школе могут входить:

Элементом всей структуры должны быть кружки дополнительного образования в школе.

Виды дополнительного образования

Программы дополнительного обучения школьников в кружках, секциях и на факультативных занятиях могут реализоваться по четырем категориям:

Что такое дополнительное образование детей в школе. Смотреть фото Что такое дополнительное образование детей в школе. Смотреть картинку Что такое дополнительное образование детей в школе. Картинка про Что такое дополнительное образование детей в школе. Фото Что такое дополнительное образование детей в школе

Программы

Программа – официальный документ, в котором четко отражена концепция дополнительного школьного образования, об этом говорит образовательный стандарт. Концепция эта должна быть описана в соответствии с ранее поставленными целями, а также реальными условиями осуществления преподавателями своей работы. В этом документе должны быть обозначены предполагаемые результаты и методы, стадии достижения задач работы кружка, секции или факультатива.

Образовательный стандарт предусматривает обязательную разработку отдельных программ. Программы могут разрабатываться в художественно-эстетическом, научно-техническом, естественно-научном, экологическом и биологическом, физкультурно-спортивном, военно-патриотическом или культурологическом направлениях. Можно организовать творческие мастерские, поисковые кружки, литературоведческие курсы, краеведения, секции занимательной химии или математики, кружки электротехники и многое другое.

Требования к программе

Программа дополнительного образования в школе должна быть:

Организация

Качественное образование невозможно без правильной организации всей системы. Для этого необходимо наладить взаимодействие между администрацией школы, педагогами дополнительного образования в школе, учащимися и их родителями. Только плодотворное сотрудничество всех сторон сделает возможной организацию системы дополнительных кружков, секций, мероприятий.

Что такое дополнительное образование детей в школе. Смотреть фото Что такое дополнительное образование детей в школе. Смотреть картинку Что такое дополнительное образование детей в школе. Картинка про Что такое дополнительное образование детей в школе. Фото Что такое дополнительное образование детей в школе

Этапы организации

Дополнительное образование в школе нужно организовывать в процессе осуществления следующих этапов:

Материальная база

Система дополнительного обучения, т.е. кружки, секции, факультативы и другие внеклассные мероприятия, формируется на материальной базе конкретного учебного заведения. Используются существующие кабинеты, инвентарь, литература. Но далеко не все школы или ДОУ обладают достаточными ресурсами для организации внеклассных занятий и углубленного изучения предметов.

Что такое дополнительное образование детей в школе. Смотреть фото Что такое дополнительное образование детей в школе. Смотреть картинку Что такое дополнительное образование детей в школе. Картинка про Что такое дополнительное образование детей в школе. Фото Что такое дополнительное образование детей в школе

Источники финансирования

Если школа не может собственным бюджетом обеспечить функционирование дополнительного обучения, вводятся платные секции и кружки. Также иногда организуется условно-бесплатное обучение, которое предполагает сбор финансовых средств, которые необходимы на приобретение дополнительного оборудования, литературы или инвентаря. При платном образовании в стоимость кружков и секций входят оплата труда преподавателей, аренда помещения, если занятия будут проходить вне стен учебного заведения, необходимого оборудования и так далее.

Источник

Дополнительное образование для школьников

Цели и значение

В целом система ДО учащихся:

Ценность дополнительного образования в том, что оно дает детям почувствовать важность обучения в школе, побуждает их более ответственно относиться к занятиям и способствует реализации тех знаний, которые они получают на уроках.

Ребенок, проявляя себя с юных лет, в дальнейшем сможет добиться больших результатов и сделать на своем жизненном и профессиональном пути меньше ошибок. Система дополнительного образования в школе побуждает учеников развиваться самостоятельно, формирует привязанность к творческой деятельности и способствует повышению собственного статуса в глазах его сверстников.

Занятость ребенка вне школы формирует у него дисциплинированность, организованность и самоконтроль. Совместные занятия приучают школьников работать в составе группы, укрепляют командный дух, развивают коммуникабельность и ответственность не только перед собой, но и перед членами всего коллектива.

Направления

Что такое дополнительное образование детей в школе. Смотреть фото Что такое дополнительное образование детей в школе. Смотреть картинку Что такое дополнительное образование детей в школе. Картинка про Что такое дополнительное образование детей в школе. Фото Что такое дополнительное образование детей в школеБазовые сведения, получаемые на школьных уроках, не могут в полной мере удовлетворить потребность в знаниях. Учитывая, что не все способны заниматься самообучением, значимость эффективной организации дополнительного образования в школе сложно переоценить. Правильная структура включает все направления, интересующие детей и подростков. В нее должны входить:

Важным элементом этой структуры является внешкольное дополнительное образование, т. е. секции и кружки, на которых дети реализуют свой творческий потенциал. Они стимулируют заинтересованность учеников к определенной деятельности, дают возможность приобрести новые знания и умения и закрепить те, которые уже получены в процессе общего образования.

Организация системы

Что такое дополнительное образование детей в школе. Смотреть фото Что такое дополнительное образование детей в школе. Смотреть картинку Что такое дополнительное образование детей в школе. Картинка про Что такое дополнительное образование детей в школе. Фото Что такое дополнительное образование детей в школеКачественное дополнительное образование для школьников невозможно без грамотного управления, которое не укладывается в простую схему вертикали отношений администрации, педагогов и учащихся. Оно предполагает плодотворное взаимодействие сторон, каждая из которых является объектом или субъектом управления.

Организация дополнительного образования в школе состоит из нескольких этапов:

Материальная база

Для организации системы дополнительного образования в основном используется база учебного учреждения: кабинеты, литература, инвентарь. Не все заведения обладают достаточными ресурсами для углубленного изучения предметов и внеклассных занятий.

Поэтому в школе существует платное дополнительное образование, которое подразумевает фиксированную стоимость посещения. В нее входят оплата услуг педагога, оборудование и аренда помещений, если занятия проходят вне учебного учреждения.

Некоторые школы выходят из ситуации, организуя условно-бесплатное внеклассное обучение, которое подразумевает сбор финансовых или материальных средств, необходимых для приобретения дополнительного оборудования, инвентаря или литературы.

Источник

«Организация дополнительного образования в школе»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Организация дополнительного образования в школе

Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитие общества.

Организация дополнительного образования в школе имеет свои особенности :

При организации системы дополнительного образования школа опирается на следующие принципы:

— свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

— ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

— возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;

— единство обучения, воспитания, развития.

В ноябре 2018 г. был утвержден федеральный проект «Образование», в рамках которого предусмотрена реализация национального проекта «Успех каждого ребенка».
Тюменская область работает по реализации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
ПФДО – это новая схема финансирования дополнительного образования.

Система призвана предоставить детям возможность обучаться бесплатно, используя бюджетные средства.
Переход к новой системе обусловлен принципами, заложенными в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Суть – сделать дополнительное образование доступным для всех детей, дать возможность заниматься по программам, которые детям действительно интересны.
Право ребенка заниматься в учреждении дополнительного образования за счет средств государства подтверждает сертификат дополнительного образования.

Сертификат дополнительного образования – это возможность ребёнка обучаться в кружках и секциях дополнительного образования за счёт средств государства.

Как оформить сертификат на дополнительное образование?

Для того чтобы оформить сертификат на дополнительное образование детей, родителям необходимо подать электронное заявление на портале ПФДО.

Для этого необходимо открыть раздел «Получить сертификат» и ввести адрес своей электронной почты. После этого на указанный адрес поступит письмо со ссылкой, по которой необходимо перейти.

Используя сертификаты, ребята познакомились с различными направленностями и программами дополнительного образования.

Греко – римская борьба, волшебная кисточка, моделирование, я танцую.

Программы дополнительного образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей.

Сертификат позволил первоклассникам:

— в первом полугодии учебного года получить услуги по краткосрочным (ознакомительным) программам дополнительного образования на общую сумму 1800 руб.,

— во втором полугодии учебного года продолжили осваивать программу дополнительного образования выбранной направленности в объеме 36 часов, на общую сумму 3600 руб.

Занятия проходят 2 раза в неделю изо и 2 раза моделирование.

Занятия проводятся во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла.

На занятиях преподаватели используют современные образовательные технологии, которые отражены в принципах: индивидуальности, доступности, преемственности, результативности.

Хорошим показателем работы является участие детей в конкурсах, олимпиадах, выставках.

Учреждения дополнительного образования и школа, взаимодействуя, обеспечивают всестороннее интеллектуальное, духовное и профессиональное развитие ребёнка. Кроме того, ребенок начинает понимать, каким образом можно заниматься самосовершенствованием личности.

Жизнь в современном обществе предполагает высокий уровень стресса.

По мнению многих учёных, именно творческая деятельность является эффективным средством выведением человека из стрессового состояния. Дети ещё более восприимчивы к внешним воздействиям, поэтому психологи часто рекомендуют им заниматься творчеством дополнительно.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

В Концепции модернизации системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующих развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального образования детей и молодежи. Дополнительное образование детей-целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека государства.

Дополнительное образование нельзя рассматривать как придаток к основному образованию, выполняющих функцию расширения образовательных стандартов. Основное его предназначение-удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в РК».

Современная система дополнительного образования детей представляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, спортом и исследовательской работой-в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

При организации дополнительного образования детей следует опираться на следующие приоритетные принципы:

Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

Единство обучения, воспитания, развития.

Практико-деятельная основа образовательного процесса.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойного уважения.

Сущность и спицифика дополнительного образования

Развитие дополнительного образования детей предполагает решение следующих задач:

изучение интересов и потребностей обучающихся в дополниетльном образовании детей;

определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста особенностей его социального окружения;

формирование условий для создания единого образовательного пространства;

расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;

создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;

создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитанияи уважения к истории и культуре своего и других народов;

обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и соцмальной активности.

Дополнительное образование дает ребенку реальную возможнсть выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотноситльно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополниетльное образование детей увеличивает пространство, в котором воспитанники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха» (Выготский), помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров.

Задачи дополнительного образования-помочь подросткам сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаще можно встретить различные курсы практической напрпавленности (вязание, дизайн, вождение автомобиля и т.д.). Еще большой успех, особенно у старшеклассников, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством и т.д.). Структурно-организационные формы дополнитнльного образования. Успешность развития дополнительного образования детей во многом зависит от уровня его организованности. Можно назвать как минимум четыре условия уровня.

Первый характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов и т.д., работа которых мало сочетатеся друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. В такой ситуации дополнительное образование детей, как правило, не отражает специфики конкретного образовательного учреждения, а эффективность его для развития школы в целом малозаметна. Вместе с тем, для обучающихся занятия в этих творческих объединениях могут быть достаточно значимыми.

Второй уровень— более сложный и более развитый. Он отличается определенной внутренней консолидарностью, различной направленностью деятельности. Однако в целом работу не удается построить на единой содержательной основе. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения координировать работу педагогов дополнительногот образования в едином учебно-воспитательном процессе школы.

Третий уровень-развитие дополнительного образования детей как отдельногот подразделения, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность.

Четвертый уровень предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структкр школы. На этом уровне их деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие школы в целом.

Сегодня можно говорить, что многие школы отошли от первого и находятся на втором уровне, когда приходит понимание важности дополнитнльного образования детей, но пока еще не накоплены резервы для перехода на третий и четвертый уровень.

В Законе «Об образовании» РК от 7 июня 1999 года дополнительное образование рассматривается как процесс воспитания и обучения, осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней, куда входят: дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование.

В нашей республике накоплен опыт внеклассной и внешкольной работы в системе дополнительного образования детей. Более 50 лет успешно работают старейшие организации дополнительного образования в Атырау (оьластная станция юных натуралистов), Павлодаре (станция юных техников), более тридцати лет активно работают организации дополнительного образования в городах Оскемен, Караганды, Актобе, Талдыкорган, Сатпаев, Шымкент, Кызылорда и других.

Для оказания помощи внешкольным организациям нашей республики в методологическом обеспечении постановлением Правительства Республики Казахстан за № 481 от 28 апреля 2004 года Республиканский Дворец школьников переименован в Республиканский учебно- методический центр дополнительного образования.

Система дополнительного образования состоит из кружковой работы и работы спортивных секций, проектной деятельности. Такая система дает возможность обучать учеников творческому, созидательному труду, дает детям информацию о прикладных видах деятельности, формирует умения и навыки по выбранному профилю, готовит воспитанников к будущей самостоятельной жизни и несет определенную профориентационную нагрузку. Организация учебно-воспитательного процесса во второй половине дня имеет свои особенности:

обучающиеся приходят на занятия во второй половине дня, в свободное от учебы время;

обучение организуется на добровольных нгачалах;

коллективом школы создаются наиболее комфортные условия пребывания детей на занятиях, принципиально отличающихся от условий обучения в первой половине дня;

учебно-воспитательный процесс проходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами и добровольностью совместной деятельности.

Это способствует более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального общения, помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений.

Содержание дополнительного образования в школе.

В натоящее время дополнительное образование представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие: художественно-эстетическое; научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздоровительное; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; социально-педагогическое; культурологическое; экономико-правовое.

Этот список является открытым и может быть дополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ. Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытатеся разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой стороны-создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличии от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органическое сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию, как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения. Понимание этого – основа преодоления школьными педагогами психологического барьера на пути восприятия дополнительного образования наравне с основными. Это очень трудно! Трудно, в первую очередь, школьным учителям, которые стараются учитывать содержание основного образования в своей внеурочной деятельности (что важно для создания целостного образовательного пространства), но при этом действуют зачастую назидательно, выстраивая эту работу по классно-урочному принципу. Изменить же способ осуществления дополнительного образования оказывается не всегда под силу. Но это и неудивительно. Этому надо учить! И пока в педвузах, институтах усовершенствия учителей к этому только готовятся, необходимо создать совместные метод объединения педагогов дополнительного образования и школьных учителей. Над чем в принципе и работают педагоги и тренера нашей школы. От нас самих зависит качество образовательного процесса, желание детей заниматься в кружках и секциях, заинтересованность родителей, чтобы их дети занимались творческой или спортивной деятельностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *