Что такое допустимое опоздание вопрос на собеседовании
Неявка на собеседование
Мнение работодателя
Время — дефицитная вещь. И весьма печально, когда оно расходуется понапрасну только потому, что соискатель, которому было назначено собеседование, проспал, передумал или просто испугался. Естественно, речь не идет о ситуации, когда рекрутера заранее предупреждают о неявке. В этом случае без особых потерь перестраивается график и к несостоявшемуся соискателю не возникает никаких претензий — стороны по-джентльменски расходятся.
А вот молчаливые прогульщики интервью — это неприятно. Причем не только для рекрутера, который вместо того, чтобы найти идеального кандидата на вакансию, должен тратить время на пустые ожидания, но и. для самого соискателя! Действительно, «ничто на Земле не проходит бесследно». Так и безответственное поведение соискателя зачастую не остается безнаказанным. Не стоит забывать о таком мощном инструменте, как сарафанное радио. Прежде чем махнуть рукой: «Ай, подумаешь, не сообщил, что не приду!», подумайте: вы же не хотите, чтобы ваше имя попало в черные списки соискателей?! Тогда уже не удивляйтесь, почему вас не приглашают на собеседования!
Опоздание на интервью
Да, на собеседования лучше не опаздывать. Заранее рассчитайте время, которое у вас уйдет на дорогу, сделайте поправки на возможные пробки и выходите из дома пораньше. Лучше посидеть за чашечкой чая в ближайшем от места, где будет проходить интервью, кафе, дожидаясь назначенного часа. Заодно и успокоитесь, настроитесь на плодотворный разговор с HR-специалистом.
Если же вы все-таки опоздали, не стоит вообще отказываться от собеседования. Тот, кто, пусть и с опозданием, но явился на интервью, всегда может доказать рекрутеру, что эта оплощность — досадная случайность и, продемонстрировав уровень своих компетенций, получить желанную должность. Тогда как смалодушничавшему прогульщику рассчитывать уже не на что.
Страх собеседования
Перефразируя старую пословицу, можно сказать: «Собеседования бояться — сидеть без работы!» Каких только причин не выдумывают соискатели, чтобы оправдать свой страх перед интервью! Это и боязнь показаться глупым, и каверзные вопросы рекрутера, и внезапное прозрение: «Эта компания слишком хороша для меня!».
Боязнь отказа
Не пойти на собеседование только потому, что вы боитесь отказа работодателя, — это попахивает незрелостью. Естественно, отказы будут — такова жизнь. Но их нужно воспринимать не как подтверждение вашей несостоятельности (не надо себя жалеть, это не тот случай!), а как предпосылки для корректировки резюме, поведения, манеры самопрезентации, что позволит вам сформировать себя как идеального соискателя и найти желанную работу.
Получая отказ, попросите HR-специалиста объяснить, почему вы не прошли собеседование, в чем ваши слабые стороны? Что нужно «подтянуть», чтобы в дальнейшем претендовать на вакансию подобного уровня?
Не сидите, плодя комплексы, работайте над собой. Не ищите оправданий для неявки на интервью. И удачного вам собеседования!
10 промахов на собеседовании
10 промахов на собеседовании
О том, как желательно вести себя на собеседовании с рекрутером или прямым работодателем, мы писали уже не раз. Тем не менее, в редакцию «Энциклопедии карьеры» продолжают приходить письма от читателей, которые получают приглашение на первое интервью (из чего следует, что резюме «сработало»), а вот на последующие собеседования и, как итог, предложение о работе – нет. В подавляющем большинстве случаев это может быть результатом того, что поведение соискателя во время первой встречи не соответствовало ожиданиям/представлениям работодателя об «идеальном» кандидате на данную должность. Причинами такой ситуации могут послужить:
опоздание более чем на 15 минут (общепринятая допустимая норма в деловом мире);не соответствующий принятым в компании стандартам стиль одежды;недопустимая манера поведения и общения с незнакомыми людьми;«спутанность мыслей и сбивчивость речи»: кандидат не в состоянии ответить на простую просьбу оппонента коротко рассказать о себе;«излишняя застенчивость»: соискатель не задает никаких вопросов, хотя собеседование предполагает именно беседу двух (иногда более) людей, то есть не проявляет никакого интереса к вакансии и компании;пессимистичное отношение к миру, отсутствие активной жизненной позиции: кандидат во всех своих неудачах винит «обстоятельства», даже не пытается искать причины ошибок «внутри себя»;сообщение интервьюеру заведомо ложной информации.
О правильном поведении на интервью с работодателем написаны горы литературы. Мы попробуем пойти от обратного – рассмотрим 10 самых распространенных ошибок, совершаемых кандидатами на собеседованиях, и приведем рекомендации, как можно своевременно их исправить.
1. Соискатель опаздывает на собеседование.
Что это значит с точки зрения работодателя:
Приходите за «золотые» 10 минут до назначенного времени, чтобы у вас была возможность собраться с мыслями и произвести хорошее впечатление.
Кандидат не пунктуален, не ценит и не уважает время других людей, ему безразлично, получит он эту должность или нет.
Правильное поведение и его преимущества:
Приходите за «золотые» 10 минут до назначенного времени, чтобы у вас была возможность собраться с мыслями и произвести хорошее впечатление. Плюс к этому вы получите шанс присмотреться к обстановке в офисе, манере общения и поведения ваших потенциальных коллег, да и просто «посмотреть по сторонам»: висят ли на стенах поздравления с днем рождения или приказы о штрафах и наказаниях.
Как исправить положение:
Если вы понимаете, что по каким-то причинам не успеваете прибыть в компанию в назначенный час, позвоните работодателю и сообщите о задержке. Предоставьте вашему собеседнику выбор: либо отложить встречу на несколько часов, если есть такая возможность, либо перенести интервью на другой день. Следует помнить, что собеседование не состоялось именно по вашей вине, поэтому не стоит быть не уступчивым при назначении новой даты.
Самое худшее в такой ситуации: поняв, что опоздание неизбежно, просто не прийти на встречу и не предупредить противоположную сторону об этом.
2. Кандидат пренебрегает деловым общением, пока находится в приемной компании.
Что это значит с точки зрения работодателя:
С соискателем достаточно сложно общаться: он человек неуравновешенный, возможно, даже очень конфликтный.
Правильное поведение и его преимущества:
Улыбайтесь! Будьте приветливы и доброжелательны. Даже если ваш собеседник задерживается, а у вас нет возможности его дождаться, подойдите на ресепшн, объясните ситуацию и оставьте свои координаты и просьбу связаться с вами для обсуждения подходящего времени встречи.
Как исправить положение:
Общепринятым способом – извиниться. Может быть, подобный негативный инцидент и не изгладится из памяти ваших потенциальных коллег, но, скорее всего, будет оценена готовность признавать свои ошибки. А вот стараться загладить вину, пытаясь объяснить, что у вас сегодня просто «неудачный день», совершенно ни к чему.
3. На просьбу работодателя рассказать немного о себе претендент отвечает: «А что вы хотели бы узнать?»
Что это значит с точки зрения работодателя:
Кандидат либо не может предложить компании ничего особенного, либо не умеет презентовать себя и свои достижения на профессиональном поприще.
Правильное поведение и его преимущества:
Данный вопрос является для вас шансом повернуть разговор в нужное русло и показать себя в самом выгодном свете, поэтому не стоит упускать его. Однако лучше не начинать свою презентацию с рассказа о том, когда и где вы родились, а сделать акцент на карьерном пути.
Как исправить положение:
Рекомендуется на собеседовании иметь при себе два экземпляра резюме (один – для собеседника, чтобы ему не пришлось искать ваше CV, а второй – для себя как своего рода шпаргалку) и подробное описание открытой вакансии, на которую вы претендуете.
Уточните у вашего визави, уместно ли будет, если вы ответите на данный вопрос в контексте требований к вакансии, и смело начинайте рассказ: «Мой опыт в области управления продажами составляет 6 лет. Я начал карьеру в 2001 году в должности регионального менеджера компании ***. В мои обязанности на этом месте работы входило: контроль работы торговых представителей на подотчетной территории. ». Разумеется, так может говорить о себе руководитель отдела продаж или директор по продажам.
4. Соискатель не задает никаких уточняющих вопросов по поводу открытой вакансии.
Что это значит с точки зрения работодателя:
Собеседование – это, прежде всего, двусторонняя коммуникация, в процессе которой требуется выяснить, подходите ли вы компании, а она – вам.
Кандидат не заинтересован занять именно эту конкретную позицию, он ничего не знает о компании, да и вообще, видимо, ему все равно, где в дальнейшем работать.
Правильное поведение и его преимущества:
Собеседование – это, прежде всего, двусторонняя коммуникация, в процессе которой требуется выяснить, подходите ли вы компании, а она – вам. Поэтому следует использовать подобную встречу для того, чтобы собрать максимум информации о возможном будущем месте работы.
Как исправить положение:
Если фраза «у меня нет вопросов» уже прозвучала, и вы прочли легкое недоумение в глазах собеседника – постарайтесь сгладить неловкость, сообщив, что для первой встречи вы получили достаточно информации, и вам требуется некоторое время для того, чтобы сформулировать свои вопросы более точно. В следующий раз, безусловно, вы их зададите.
5. Претендент на вакансию отвечает на вопросы работодателя банальными, избитыми фразами.
Что это значит с точки зрения работодателя:
Кандидат – «один из толпы» и подходит к собеседованию формально, прочитав перед интервью несколько статей, «гарантирующих» благоприятный исход встречи с работодателем. Соискатель, говоря на собеседовании, что «хочет очень многого достигнуть» и «постоянно стремится к совершенству», скорее всего, добьется только того, что его оппонент прибегнет к нетривиальным способам ведения интервью, в том числе к стрессовому.
Правильное поведение и его преимущества:
Заранее обдумайте и приготовьте неординарные, возможно даже креативные, ответы на наиболее часто задаваемые работодателями на собеседованиях вопросы, чтобы избежать неоднократного повторения «правильных» вариантов ответов. При этом желательно иметь в виду, что:
не следует «один в один» повторять данные, изложенные в резюме;не нужно «загонять» себя исключительно в биографические рамки: лучше поведать потенциальному работодателю о накопленном опыте работы в разрезе полученных профессиональных навыков и компетенций и уточнить, каким образом все эти накопленные знания вы могли бы применить на новой должности;следует поведать оппоненту о своих ожиданиях от нового места работы.Как исправить положение:
Самый простой способ – призвать на помощь чувство юмора. Если вы поняли, что последние 10 минут не говорите, а «вещаете», остановитесь, отвлекитесь и расскажите своему собеседнику «занимательную» историю, непосредственно связанную с вашей профессиональной деятельностью, характеризующую вас, как профессионала и демонстрирующую ваши лучшие качества.
6. Речь кандидата неграмотна, он не оперирует профессиональными терминами, злоупотребляет жаргонными выражениями.
Что это значит с точки зрения работодателя:
Мнение интервьюера о вас будет зависеть и от того, насколько грамотно вы презентуете себя как профессионала.
Соискатель не профессионал в своем деле, есть сомнения в квалификации специалиста. И если это заметно даже «невооруженным глазом» на этапе первого знакомства, то каков же он будет «при исполнении» рабочих обязанностей?
Правильное поведение и его преимущества:
Даже если вы употребляете в своей речи допустимые только в определенных случаях выражения, во время собеседования с представителем работодателя они, скорее всего, будут не совсем уместны. Мнение интервьюера о вас будет не в последнюю очередь зависеть и от того, насколько грамотно вы презентуете себя как профессионала. В первую очередь, это касается позиций, которые предполагают высокий уровень коммуникабельности соискателя, его умение общаться на самых разных уровнях с клиентами и партнерами компании.
Как исправить положение:
К сожалению, такое поведение является одной из самых непростительных ошибок, допускаемых кандидатами во время собеседования. Несколько сгладить негативное впечатление вы можете, написав письмо, адресованное вашему собеседнику и написанное без грамматических и пунктуационных ошибок подчеркнуто литературным языком. Хотя оно и будет отправлено уже после интервью (follow-up letter), зато явится свидетельством умения анализировать ситуацию, явно складывающуюся не в вашу пользу, признания допущенных ошибок и, что самое главное, желания их исправить.
7. Соискатель весьма неодобрительно высказывается о своем прежнем руководстве.
Что это значит с точки зрения работодателя:
Для такого кандидата, вероятно, не существует такого понятия как «внутренняя информация», скорее всего, он – любитель «выносить сор из избы». Кроме того, это наверняка очень конфликтный человек, который не может ужиться с коллективом и стать командным игроком.
Правильное поведение и его преимущества:
Если вы расстались со своим предыдущим работодателем не так, как бы вам того хотелось, постарайтесь повернуть на собеседовании это наиболее выгодной вам стороной, даже если на решение о расставании с компанией ваш непосредственный руководитель оказал большое влияние. В любом случае не стоит привносить в беседу отрицательные эмоции, желательно до самого конца встречи сохранять позитивный настрой и оптимизм.
Как исправить положение:
Перед собеседованием вы заучили это «правило», но, к сожалению, эмоции взяли верх, и ваш бывший руководитель получил «по заслугам». Ошибка уже совершена, и ее надо попытаться каким-то образом исправить. Можно попробовать убедить собеседника, что конфликт с начальством носил сугубо личный характер и никак не отразился на выполнении служебных обязанностей. Более того, мнение о предыдущей компании у вас вполне позитивное, а отношения с бывшими коллегами/партнерами сохранились очень хорошие, доказательством чему могут послужить рекомендации с прошлого места работы. В конце концов, ведь никто из нас не застрахован от психологической несовместимости с руководством. Бывает.
8. Претендент не предоставляет рекомендаций и просит не связываться с предыдущим работодателем.
Что это значит с точки зрения работодателя:
Кандидату явно есть что скрывать!
Правильное поведение и его преимущества:
Даже если у вас по каким-то причинам не сложились хорошие отношения с руководством, вы всегда можете назвать в качестве контактного лица, готового поручиться за вас, любого бизнес-партнера.
Как исправить положение:
Если вы предполагаете, что не сможете получить положительных рекомендаций от предыдущего работодателя, вам следует предложить своему собеседнику связаться с руководителями/ коллегами/партнерами с 3–4 последних мест работы. Количество хороших отзывов, в несколько раз превосходящее количество плохих, в любом случае сыграет в пользу кандидата.
9. Кандидат явно преувеличивает свои заслуги и достижения.
Что это значит с точки зрения работодателя:
Вам не требуется быть «суперменом», чтобы вас зачислили в штат компании, – необходимо просто соответствовать данной должности.
Соискатель недостаточно хорош, раз ему приходится преувеличивать уровень своего профессионализма, а порой и откровенно лгать. Что же он умеет на самом деле?
Правильное поведение и его преимущества:
Опытный рекрутер, а тем более служба безопасности компании, легко определит любые «подделки» в опыте работы и указанных регалиях. Поэтому имеет смысл сообщить работодателю достоверную информацию о своих компетенциях. Вам не требуется быть «суперменом», чтобы вас зачислили в штат компании, – необходимо просто соответствовать данной должности.
Как исправить положение:
Скорее всего, никак. Представители кадровых служб настоятельно рекомендуют соискателям не приукрашивать свои резюме и не рассказывать о себе небылицы на собеседовании – в конце концов, репутация лжеца может обойтись вам гораздо дороже. Мир, как известно, очень тесен.
10. Соискатель демонстрирует отсутствие делового этикета: не любезен с окружающими людьми, в частности – не благодарит того, кто проводил с ним собеседование.
Что это значит с точки зрения работодателя:
Кандидат либо дурно воспитан, либо внезапно «забыл» сразу все правила хорошего тона, возможно, от стресса и волнения.
Правильное поведение и его преимущества:
В конце интервью следует обязательно поблагодарить собеседника за приятную беседу и уделенное вам время. Хорошим тоном в деловом мире считается отправка в течение двух рабочих дней после проведенного собеседования письма с благодарностью (follow-up letter, post-interview letter). На данный момент российский рынок труда не избалован такого рода «изысками», и у вас есть реальная возможность выделиться из общей массы соискателей.
Как исправить положение:
Что делать, если мысль о необходимости такого письма пришла к претенденту в голову спустя неделю после собеседования? Да то же самое! Написать его прямо сейчас. Как говорится, «лучше поздно, чем никогда».
Читайте также
Слова, которых надо избегать на собеседовании
Слова, которых надо избегать на собеседовании Хорошая новость: после долгих поисков нового места работы вас наконец пригласили на собеседование.Не очень хорошая новость: всего пара неудачных фраз может помешать вам занять желанное место.Конечно, о чем вам говорить на
Слова, которых надо избегать на собеседовании
Слова, которых надо избегать на собеседовании Хорошая новость: после долгих поисков нового места работы вас наконец пригласили на собеседование.Не очень хорошая новость: всего пара неудачных фраз могут помешать вам занять желанное место.Конечно, о чем вам говорить на
47. Правила поведения на собеседовании
47. Правила поведения на собеседовании На собеседовании предоставляется возможность показать себя с наилучшей стороны: прийти вовремя, одетым подобающим образом, блеснуть знанием хороших манер. В той ситуации, когда руководитель или менеджер по подбору кадров той
Что не надо делать на собеседовании
Что не надо делать на собеседовании ОпозданиеПунктуальность является добродетелью ищущего работу человека. Ваш несвоевременный приход сразу настраивает ожидавшего вас интервьюера – будь то рекрутер из кадрового агентства, сотрудник эйчар-службы компании или ваш
Головоломки (логические) на собеседовании
Головоломки (логические) на собеседовании Юлия Губанова, руководитель департамента по работе с персоналом Представительства в России и СНГ компании BBK Electronics Corp., LTD.:В настоящий момент во многих компаниях происходит переход от «мягкого» интервью (когда с кандидатами
Советы по борьбе с волнением на собеседовании
Советы по борьбе с волнением на собеседовании Когда вы хотите занять должность, которая подразумевает постоянный контакт с новыми людьми (например, менеджера по продажам, пиар-менеджера, личного помощника), нерешительность может стать серьезным препятствием. Да и вам
На собеседование с работодателем лучше опоздать, чем прийти раньше
Опросив в начале мая 1000 HR-специалистов российских и западных компаний, HeadHunter выяснил, что большинство рекрутеров нейтрально относятся к опозданиям кандидатов, если те предупреждают об этом заранее (88%). 12% заявили, что опоздание недопустимо. Если кандидат, наоборот, придет намного раньше оговоренного времени, то 57% рекрутеров отнесутся к этому нейтрально, 27% положительно (по их мнению, это лучше, чем прийти позже), и 16% отрицательно (это ставит работодателя в неудобное положение, поскольку не все из них готовы предоставить условия для ожидания).
Если соискатель опоздает на собеседование, то почти половина рекрутеров (46%) могут отказать ему в проведении интервью. Более того, у 8% уже был подобный опыт отказа.
Если взглянуть на различия в позиции по данному вопросу у западных и российских компаний, то становится очевиден более лояльный подход западных компаний к опозданиям: только 17% (против 43% российских) сказали, что опоздание может стать причиной отказа. 79% (против 50% российских) заявили, что опоздание – это не повод для отказа.
Люди, опоздавшие на собеседование, обычно настолько сконфужены, что просто извиняются и не оправдываются, делится наблюдениями Юрий Вировец, президент компании HeadHunter. Опоздание на собеседование – это показатель меры ответственности кандидата по отношению к работе, рассуждает Ольга Степанова, руководитель департамента промышленности и строительства рекрутингового агентства Penny Lane Personnel.
Нужно ли собеседовать опоздавших?
Если коротко ответить на вопрос — нет. Не может быть адекватных предлогов, почему соискатель может опоздать на собеседование, а вы должны потратить на него свое время для того, чтобы его прособеседовать.
Давайте теперь разбираться чуть подробнее. Я предложу вам сделать следующее действие — задать опоздавшему вопрос: «Зачем ты опоздал?». Не «Почему ты опоздал?», не «Что случилось?», а именно «Зачем ты опоздал?». И посмотреть, что соискатель скажет в ответ.
Если соискатель в ответ рассказывает красивую историю, почему вдруг произошло такое чудо, что он не смог прийти вовремя на собеседование, где он хочет получить работу, как вы надеетесь, на ближайшие несколько лет, то вы можете прощаться с ним сразу.
Без толку его смотреть или слушать. Почему? Потому что в следующий раз эту красивую историю он будет вам рассказывать, когда будет опаздывать на работу утром в тот день, когда вам нужно будет срочно от него какую-нибудь задачу получить.
Но бывает и другой вариант — когда человек говорит: «Я прошу прощения, такого больше не повторится, у меня был форс-мажор. Я звонил и предупреждал вашу помощницу о том, что я задержусь на 10 минут. Могу ли я пройти на собеседование?»
В этом случае я предложу вам с человеком пообщаться. Почему? У нас были абсолютно разные соискатели. Один из них по дороге на собеседование в такси попал в ДТП. И соискатель ответил, рассказал об этом не тогда, когда я его попросил рассказать, почему он опоздал, а когда мы уже на самом собеседовании разбирались, будет ли он опаздывать дальше, и что все-таки на самом деле произошло, почему он посчитал, что может опоздать на собеседование. Красивой истории у него не было.
Поэтому мой вам совет — расширяйте себе воронку, чтобы вы не зависели от опоздавших. Например, когда к нам приходят опоздавшие, а в группе сидит уже 18 человек, и он говорит: я опоздал, не мог найти. Я говорю: молодец, а здесь сидят 18 человек, которые пришли заранее, кто-то пришел за час. Они смогли найти. Меня твой ответ не устраивает. Поэтому извини, сегодня мы работу тебе предложить не сможем. И прощаемся.
Абсолютно нормальным является то, что вы требуете уважения к своему времени. И тот уровень общения, который вы задаете с первого раза, он показателен. Поэтому я сторонник того, чтобы с опоздавшими не разговаривать. По практике, я не могу вспомнить, чтобы из опоздавших были очень сильные, классные специалисты.
У меня была девушка одна, опоздавшая на собеседование, которая проработала четыре года. Эта опоздавшая девушка — она опоздала на пять минут, при этом собеседование у нас было на третьем этаже, на первом этаже проходная с охранниками, и там минуты в три мне звонит охранник и говорит, что какая-то девушка прорывается на собеседование.
Вот в таком формате продажников можно смотреть. В формате отмазок и красивых историй — они вам не нужны. Это не тот тип людей, которые подходят на должности продаж. Если вы готовы терпеть к себе такое отношение — ну, удачи.
Опоздания, ложь и критика предыдущих работодателей – самые грубые промахи соискателей
Курить, кокетничать с рекрутёром или говорить ему неправду, а может, жевать жвачку? Опросив 1000 работодателей, Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru составил рейтинг вещей, которые ни в коем случае нельзя делать на собеседовании. Оказалось, список запретных для соискателя действий широк и разнообразен.
Какие ещё действия соискателей менеджеры по персоналу считают недопустимыми на собеседовании? По мнению 14% респондентов, недопустимо грубить, по 12% считают, что нельзя разговаривать по мобильному телефону и жевать жвачку. Кроме того, крайне нежелательно перебивать рекрутёра (10%), неопрятно выглядеть (9%), ругаться матом, быть пьяным (по 8%), ковырять в носу или грызть ногти (6%), курить, быть неподобающе одетым (по 5%), фамильярно обращаться к рекрутёру (3%), зевать (2%), отказываться заполнять анкету, забывать документы (по 1%) и даже… плохо пахнуть (2%).
Вот некоторые комментарии работодателей: «Нельзя разговаривать по мобильному телефону. Рекорд: претендентка десять минут рассказывала маме, как она прошла предыдущее собеседование, а генеральный директор ждал, пока всё это закончится»; «Приходить неопрятным и после праздника»; «Чрезмерно хвалить себя»; «Обращаться на «ты» к менеджеру по персоналу»; «С первой минуты интересоваться уровнем заработной платы и спрашивать, когда уже можно будет идти в отпуск»; «Критиковать то, что относится к потенциальному работодателю: офис, магазин, сайт, учредителей и пр.»; «Улыбаться, как идиот».
Интересно, что иногда рекрутёры предъявляют довольно противоречивые требования к поведению кандидата на собеседовании. Так, соискатель не должен молчать (5%), но и много говорить ему тоже не следует (1%). Нельзя мямлить (3%), однако не рекомендуется и громко разговаривать (2%). Не стоит задавать слишком много вопросов (2%), но плохо и ничего не спрашивать. Словом, во всём важно найти золотую середину, в том числе в проявлении активности на собеседовании.
В свою очередь 35% менеджеров по персоналу при ответе на вопрос выбирали вариант «другое», давая кандидатам рекомендации из своего опыта. Оказывается, существует ещё масса табу для соискателей, к примеру, «приходить с родителями, жёнами», «ставить сумку на стол», «садиться спиной к двери», «вытирать руки платком – лучше незаметно держать его в руках», «брать без спроса письменные принадлежности рекрутёра», «предлагать взятку», «выпытывать телефоны руководителей», «обращаться к интервьюеру со словами «девушка», «мужчина», «женщина», «говорить, что шёл мимо и решил зайти» и пр.
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 18 июля – 22 августа 2011 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 1000 респондентов
Вопрос:
«Назовите, пожалуйста, три вещи, которые категорически нельзя делать соискателю на собеседовании».
Ответы респондентов распределились следующим образом:
опаздывать на собеседование | 20% |
врать/обманывать | 19% |
ругать предыдущего руководителя/компанию | 17% |
грубить/хамить | 14% |
жевать жевательную резинку | 12% |
разговаривать по сотовому телефону во время собеседования | 12% |
перебивать | 10% |
иметь неопрятный внешний вид | 9% |
ругаться матом | 8% |
быть пьяным/иметь запах перегара | 8% |
ковырять в носу/ушах/грызть ногти | 6% |
курить перед или во время собеседования | 5% |
быть одетым не для собеседования | 5% |
молчать | 5% |
спорить | 4% |
преувеличивать свои заслуги/опыт | 4% |
быть фамильярным | 3% |
нервничать/волноваться | 3% |
жаловаться | 3% |
задавать первый вопрос – о зарплате | 3% |
не смотреть в глаза/отводить взгляд/смотреть в пол | 3% |
тупить/мямлить | 3% |
быть агрессивным/наглым | 3% |
говорить на отвлеченные темы/о личном | 3% |
быть неуверенным/стесняться | 3% |
иметь плохой запах | 2% |
уклоняться от ответов на вопросы | 2% |
быть высокомерным/надменным | 2% |
зевать | 2% |
критиковать компанию, в которую пришли на собеседование | 2% |
смеяться/много улыбаться/хихикать | 2% |
задавать много лишних вопросов | 2% |
вести себя вызывающе | 2% |
разговаривать громко/ругаться | 2% |
отказываться заполнять анкету | 1% |
забывать резюме/документы | 1% |
быть невнимательным | 1% |
много говорить | 1% |
говорить «не могу», «не умею», «не знаю» | 1% |
пытаться понравиться | 1% |
другое | 35% |
затрудняюсь ответить | 7% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Другое» – 35%
«Быть пассивным, не задавать никаких вопросов».
«Отвечать односложно, высказывать недовольство».
«Ссылаться на вакансии наших конкурентов».
«Не являться на собеседование (бывает и такое)».
«Ставить сумку на стол».
«Садиться спиной к двери».
«Нельзя входить в помещение в головном уборе».
«Вытирать руки платком – лучше незаметно держать его в руках. »
«Говорить тихо, смотреть на часы».
«Спрашивать, когда отпуск».
«Приносить мятые резюме».
«Приходить с родителями, жёнами».
«Снимать на фотоаппарат, производить аудио/видеозапись».
«Небрежно бросать свои документы на стол работодателя».
«Брать без спроса письменные принадлежности у лица, проводящего собеседование».
«Говорить о своих связях и о том, как они могут помочь».
«Говорить, что шёл мимо и решил зайти».
«Сидеть, развалившись на стуле».
«Обращаться к интервьюеру со словами «девушка», «мужчина», «женщина».
«Использовать слова-паразиты».
«Раскрывать информацию, относящуюся к категории коммерческой тайны, касающуюся предыдущих мест работы».
«Жаловаться на сложную дорогу до работы».
«Приходить больным (нездоровым)».
«Откровенно кокетничать».
«Приходить на собеседование, не ознакомившись с сайтом компании».
«Приходить с ребёнком».
«Допускать ошибки (синтаксические и лингвистические) в тексте резюме».
«Спрашивать, допускаются ли опоздания на работу».
«Предлагать взятку».
«Выпытывать телефоны руководителей».
«Приходить без ручки».
«Интересоваться, как оплачиваются больничные листы».