Что такое допустимый риск по охране труда

В систему охраны труда внедрят управление профессиональными рисками

Новый законопроект предлагает отнести профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости к основным принципам регулирования трудовых отношений. Документ устанавливает гарантии работникам, занятым во вредных условиях труда. А также деление профессиональных рисков на допустимые, прогнозируемые, повышенные и недопустимые уровни.

Минтруд предлагает ввести норму, согласно которой работодатель обязан приостановить либо прекратить свою деятельность, если по результатам спецоценки условий труда на его рабочих местах условия труда будут отнесены к опасному классу.

Планируется, что Правительство РФ сформирует и внедрит информационно-аналитическую систему электронных сервисов для работников и работодателей «Онлайнинспекция.рф».

Правительство ввело риск-ориентированный подход к проверкам на предприятиях

В сентябре вступило в силу постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806. Оно установило новый порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска или опасности — риск-ориентированный подход. Это метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор формы, продолжительности и периодичности проверок зависит от того, к какой категории риска и классу опасности относится предприятие.

Риск-ориентированный подход будут применять Госпожнадзор, Роспотребнадзор, Роскомнадзор и ФМБА России.

Законотворцы определили, что в плановом порядке на предприятия с высокой степенью риска нанесения ущерба здоровью сотрудникам проверяющие органы будут приходить ежегодно. По мнению чиновников, держать на особом контроле необходимо обрабатывающие производства, строительство и сельское хозяйство. Компании со средним уровнем риска планируют проверять раз в четыре года. А работодателей с низкой категорией риска (6-й класс опасности) от проверок освободили.

Источник: «Российская газета»

Источник

Как провести оценку профессиональных рисков: рекомендации практикам

Что такое допустимый риск по охране труда. Смотреть фото Что такое допустимый риск по охране труда. Смотреть картинку Что такое допустимый риск по охране труда. Картинка про Что такое допустимый риск по охране труда. Фото Что такое допустимый риск по охране труда

эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала, аудитор систем менеджмента качества

Интервью с экспертом по технологиям оценки профессиональных рисков

В Школу охраны труда поступают вопросы о значимых для сферы охраны труда изменениях. Больше всего волнует тема оценки профессиональных рисков. Руководитель направления Охрана труда в Контур.Школе Наталья Герасименко поговорила с Андреем Любимовым, экспертом по технологиям оценки профессиональных рисков, о том, как работодателям выбрать методы и провести оценку.

Что ждать работодателям и специалистам по охране труда в ближайшее время?

Что такое допустимый риск по охране труда. Смотреть фото Что такое допустимый риск по охране труда. Смотреть картинку Что такое допустимый риск по охране труда. Картинка про Что такое допустимый риск по охране труда. Фото Что такое допустимый риск по охране труда

Важное изменение — ввели два основных принципа охраны труда. Первый принцип базируется на предупреждении в виде управления рисками. Второй — принцип минимизации тех последствий, которые мы не смогли предотвратить. Управление такими последствиями позволит уменьшить травмы, которые могут получить работники на рабочих местах.

У работодателя появятся новые обязанности, которые связаны со ст. 209 Трудового кодекса, где прописано, что работодатель должен создавать безопасные условия труда. Действующая редакция Трудового кодекса РФ не отвечает на вопрос, как создавать такие условия.

В редакции проекта 10-го раздела Трудового кодекса будет ответ: работодатель должен создавать безопасные условия труда исходя из технологического состояния рабочих мест, тех технологических процессов, которые на рабочих местах осуществляются. И это первая предпосылка для работодателя — надо выстраивать систему управления профессиональными рисками.

Оценка профессиональных рисков — обязательная или рекомендательная процедура?

У нас есть подзаконные акты, которые позволяют работодателю уже сейчас проводить процедуру оценки профессиональных рисков. Эти документы дают понимание, что процедура будет обязательной, и те изменения, которые планируются в 10-м разделе Трудового кодекса РФ, подтвердят это.

Работодателям следует проводить оценку профессиональных рисков, чтобы не попасть на штраф до 80 000 руб. в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Как выбрать методы оценки профессиональных рисков пока нет утвержденной методики?

Методику проведения оценки профессиональных рисков еще не утвердили. Но работодателю не стоит ждать, когда примут этот документ. Проводить оценку рисков можно и нужно уже сейчас. Есть, например:

К выбору методики проведения оценки профессиональных рисков стоит подойти с учетом тех задач, которые вы перед собой ставите. Есть простые, среднесложные, очень сложные методы анализа.

Можно использовать, к примеру, метод Международной организации труда, дополнив его методами Элмери и Файна и Кинни. Дальше, уже начав работать с рисками, будете выбирать более сложные методы.

Какие локальные документы нужно утвердить в организации по результатам оценки профрисков?

Несмотря на то что нет нормативного документа, который определял бы, что у работодателя должна быть, к примеру, карта оценки рисков на рабочем месте или необходимость сформировать в организации реестр опасностей, у нас действует Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».

При внеплановых проверках госинспектор будет пользоваться методологией, определенной этим Приказом, — из нее мы можем почерпнуть те документы, которые по логике должны появиться в организации.

Образцы этих документов вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Следуя методическим рекомендациям по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, мы понимаем, что это основные документы, которые должны быть в организации.

Остальные документы никак не регламентированы на законодательном уровне, но, возможно, в процессе работы с теми рисками, которые есть на ваших рабочих местах, у вас появятся и другие локальные документы.

Посоветуйте нашим читателям, как проводить оценку рисков: силами своей организации или отдать предпочтение внешним экспертам?

Работодатель не обязан выстраивать процедуру оценки профессиональных рисков так, как он проводил специальную оценку условий труда. Чтобы провести спецоценку условий труда, необходимо обратиться в аккредитованную организацию, которая соответствует определенным требованиям закона.

С оценкой профессиональных рисков такого нет — работодатель может провести ее своими силами, привлечь организацию или экспертов, которые ему в этом помогут.

Как показывает практика, провести полноценную оценку профессиональных рисков силами штатного специалиста по охране труда сложно. Работодателю необходимо сформировать комиссию или оценочную команду из специалистов по охране труда, пожарной безопасности, промышленной безопасности, специалистов по отдельным технологическим процессам, а также специалистов, которые знакомы с методологией оценки рисков.

Я бы рекомендовал привлекать внешних экспертов или направлять членов внутренней комиссии на специальное обучение.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Источник

Что такое допустимый риск по охране труда

Система стандартов безопасности труда

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ

Occupational safety standards system. Нealth management systems. Risk assessment methods to ensure the safety of work

Дата введения 2019-06-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Обществом с ограниченной ответственностью «Экожилсервис»

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 августа 2018 г. N 111-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 сентября 2018 г. N 578-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.5-2018 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2019 г.

Введение

Реализация производственных процессов и трудовых операций, неразрывно связанная с опасными и вредными производственными факторами и иными опасностями, принципиально не может быть абсолютно безопасной для работающего, поскольку практически всегда существует случайная возможность возникновения ситуации, когда воздействие опасностей на организм работающего становится неотвратимым.

Огромное разнообразие рисков (политических, идеологических, стратегических, финансовых, экономических, экологических, технологических, технических и т.п.), методологических концепций теории риска и методических подходов к анализу и оцениванию рисков не позволили международному сообществу специалистов по безопасности труда прийти в настоящее время к единому понятийно-терминологическому аппарату и единообразно применяемой концепции оценки риска в сфере безопасности труда и безопасности производства, а также к единому практическому методу оценки риска, основанному на общих теоретических постулатах.

Существуют многочисленные примеры ситуаций, когда различные нормативные и методические документы по оценке риска не являются совместимыми либо носят сугубо частный характер. В таких ситуациях приходится использовать один из имеющихся методов либо создавать новый метод. Тем самым возникает устойчивая потребность в некоторой обобщенной, стандартизованной, унифицированной и универсальной методике, позволяющей организациям с учетом конкретной специфики производства разрабатывать и применять на практике собственные методы оценки риска, закрепленные на уровне локальных нормативных документов.

Настоящий стандарт направлен на установление общего методического инструментария по разработке и применению методов оценки риска. В силу принципиальной невозможности создать один единственный универсальный метод оценки рисков, пригодный для любых организаций любого вида экономической деятельности, настоящий стандарт содержит в себе лишь общие подходы и универсальные принципы, отдельные конкретные указания, приемы и методы, алгоритмы их сочетанного и последовательно-параллельного применения, позволяющие любой организации создавать применительно к конкретным особенностям своего производства действенные, ориентированные на практическое применение методы и методики оценки риска.

Настоящий стандарт направлен на установление практико-ориентированных подходов к разработке конкретных методик оценки риска для обеспечения безопасного выполнения работ, в ходе которого возможно воздействие опасных и/или вредных производственных факторов на организм работающего. Применение этих методик позволяет обеспечить профилактические мероприятия по управлению профессиональными рисками утраты трудоспособности в процессе трудовой деятельности.

Настоящий стандарт призван обеспечить единообразие процедур и получаемых оценкой рисков результатов и предназначен для межгосударственного и национального регулирования в странах, использующих русскоязычную терминологию и сложившийся в сфере безопасности и охраны труда понятийный аппарат.

В основу настоящего стандарта положено общепризнанное мировым сообществом специалистов по безопасности труда и производства положение о том, что процедура оценки риска в общем случае представляет собой структурированный процесс исследования случайных процессов для определения как возможности реализации тех или иных ситуаций, заканчивающихся воздействием опасностей на организм работающего, так и значимости неблагоприятных последствий такой реализации. При этом для большей практической применимости и простоты внедряемых в организации методов оценки риска настоящий стандарт развивает и дополняет имеющиеся подходы, сохраняя преемственность и традиции действующих концепций и методик оценки риска.

В настоящем стандарте учтены практические потребности и современные требования системного управления охраной труда, связанные с унифицированной научной базой для разработки методик оценки риска. В основу настоящего стандарта положены успешно применяемые на практике методы оценки риска. Стандарт не содержит принципиально новых, не апробированных ранее приемов и методов.

Настоящий стандарт логично дополняет в системе управления охраной труда этап «Идентификация опасностей», описанный в межгосударственном стандарте ГОСТ 12.0.230.4-2018.

Использование положений настоящего стандарта позволяет обеспечить требуемое качество выполнения оценки риска, а также корректное представление результатов проведенной оценки риска для последующего выбора мер по управлению рисками и защите работающих от воздействия опасных и/или вредных производственных факторов.

Настоящий стандарт не содержит детального, единообразно определенного для любой организации метода оценки риска. Руководствуясь положениями настоящего стандарта, организации вправе самостоятельно выбирать методы оценки риска, в том числе и не приведенные в настоящем стандарте, с учетом их применимости в конкретных случаях и в зависимости от конкретной ситуации, а также требований национального законодательства.

Настоящий стандарт не содержит конкретных технических требований по обеспечению безопасности труда и производства и не заменяет собой соответствующих требований действующих нормативных актов национального законодательства, в том числе соответствующих технических регламентов и иных нормативных правовых актов сферы технического регулирования.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на методы, методики и процедуры оценки риска в рамках системы управления охраной труда и устанавливает:

а) общие подходы, основные приемы, процедуры и особенности оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ;

б) принципы практического применения методов оценки риска на различных этапах выполнения работ.

1.2 Настоящий стандарт предназначен для применения организациями любых организационно-правовых форм.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.0.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения

ГОСТ 12.0.003-2015 Система стандартов по безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация

ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования

ГОСТ 12.0.230.3-2016 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка результативности и эффективности

ГОСТ 12.0.230.4-2018 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.002, ГОСТ 12.0.003, ГОСТ 12.0.230, ГОСТ 12.0.230.3, ГОСТ 12.0.230.4, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 делокализация: Самопроизвольное высвобождение и распространение опасности или ее источника из ограниченного пространства первоначальной локализации.

3.2 оценивание риска: Определение степени риска, заключающееся в присвоении риску того или иного ранга шкалы порядка, балльного или вербального.

3.3 риск воздействия: Сочетание случайной возможности воздействия опасности на организм работающего и значимости (тяжести) последствий такого воздействия.

3.4 ситуационный риск (риск инициирования): Сочетание случайной возможности возникновения и значимости (тяжести) последствий опасной ситуации, в которой не исключен риск воздействия и в которой могут появиться новые опасности с соответствующими рисками воздействия или инициирования.

3.5 компетентность: Знания лицом персонала правил безопасного выполнения работ, умения безопасно выполнять и/или руководить безопасным выполнением работ, автоматические навыки безопасного выполнения тех или иных рабочих операций и/или уверенного руководства безопасным выполнением работ.

3.6 ранжирование: Процедура упорядочения объектов ранжирования в порядке убывания или возрастания какого-либо их качественного свойства при измерениях в шкале порядка.

3.7 степень риска: Мера риска, балльная и/или вербальная, ранжирующая по шкале порядка место данного риска среди других рисков.

3.8 пренебрежимо малая степень риска: Степень такого риска, наличием которого можно пренебречь и, не предпринимая никаких специальных мер обеспечения безопасности, допустить персонал к выполнению работ, производимых в рамках общих мер безопасного поведения и безопасных приемов труда, практически без использования специально предусмотренных мер и средств обеспечения безопасности.

3.9 допустимая степень риска (допустимый риск): Степень такого риска, при котором организация может допустить работающих к выполнению работ, но только при строгом соблюдении установленных регламентов выполнения работ и использования регламентированных мер и средств безопасности.

3.10 недопустимая степень риска (недопустимый риск): Степень такого высокого социально значимого риска, при котором организация не может допустить персонал к выполнению работ при применяемых регламентах выполнения работ, регламентированных мер и средств безопасности из-за возможности серьезного происшествия.

3.11 вид работ: Совокупность или последовательность однотипных аналогичных рабочих операций, производимых работающим и отличающихся от других своими характеристиками.

3.12 эксперт по оценке риска: Лицо, уровень квалификации и компетенции которого позволяет качественно проводить оценку риска.

4 Место оценки риска в системе управления охраной труда

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *