Что такое допустимый уровень риска в охране труда ржд
Что такое допустимый уровень риска в охране труда ржд
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система стандартов безопасности труда
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И РАСЧЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Occupational safety standards system. Methods for assessment and calculation of occupational risks of railway employees
Дата введения 2018-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Институт безопасности труда» (АНО «ИБТ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт»
Введение
Настоящий стандарт устанавливает общий порядок анализа, количественного расчета показателей и итоговой оценки профессиональных рисков, связанных с производственно-обусловленными заболеваниями и травмированием работников в результате несчастных случаев на производстве и инцидентов. Он предназначен для оказания содействия организациям железнодорожного транспорта в повышении обоснованности решений по управлению профессиональными рисками в области обеспечения безопасности труда работников железнодорожного транспорта за счет применения стандартизованных процедур оценки и расчета показателей рисков, обусловленных как производственными, так и внешними (внепроизводственными) вредными и опасными факторами.
Стандарт базируется на общей терминологии, методологии, методах и подходах стандартов риск-менеджмента с учетом особенностей сферы трудовых отношений и охраны труда. Особенности сферы охраны труда учтены в используемой терминологии и формулируемых требованиях, которые не противоречат действующему трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда.
Оценка профессиональных рисков является одним из элементов системы управления производственными рисками организации. Система управления производственными рисками организации, в свою очередь, представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда, и включает в себя как оценку профессиональных рисков, так и принятие мер по снижению их уровней. Требования, изложенные в настоящем стандарте, являются дополнительными требованиями по отношению к законодательным и другим обязательным требованиям. В связи с непрерывным совершенствованием законодательства возможно возникновение противоречий между требованиями настоящего стандарта и законодательными требованиями. В этом случае законодательные требования имеют безусловный приоритет и соответствующее противоречащее требование настоящего стандарта не применяется.
В системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья оценка и управление профессиональными рисками являются главными (центральными) элементами, к которым допускается предъявлять дополнительные требования, устанавливаемые стандартом на систему менеджмента. В случае противоречий между настоящим стандартом и стандартом на систему менеджмента следует руководствоваться требованиями стандарта на систему менеджмента.
Структура процессов анализа, оценивания и оценки риска приведена на рисунке 1.
Оценка риска как элемент системы управления рисками и объект стандартизации включает в себя несколько последовательных этапов (шагов):
— идентификацию опасности (опасностей);
— качественную или количественную оценку возможности (вероятности) реализации опасности;
— анализ сценариев и оценку возможности (вероятности) наступления возможных исходов реализации опасности;
— качественную или количественную оценку тяжести последствий возможных или наиболее вероятных исходов реализации опасности;
— определение (вычисление) величины риска посредством сочетания (произведения) оценки вероятности (вероятности) и оценки тяжести последствий единственного исхода (численного показателя, характеризующего тяжесть исхода) или определение оценки математического ожидания тяжести последствий в случае учета двух или более исходов;
На различных этапах оценки риска применяют различные методы (идентификации опасностей, расчета показателей риска, оценивания риска). Стандарт не предписывает обязательное применение тех или иных конкретных методов при реализации каждого этапа оценки профессиональных рисков, а только устанавливает общие требования к выбору соответствующих методов, применяемых на различных этапах оценки профессиональных рисков. Тем не менее при внедрении стандарта в организации соблюдение этих требований в отношении каждого из принимаемых методов является обязательным. При этом на каждом этапе оценки риска организация вправе применять любые методы оценки риска, отвечающие требованиям стандарта к методам, применяемым на соответствующем этапе оценки риска.
Оценку рисков проводят в целях принятия управленческих решений, направленных на выработку эффективных защитных мер, которые реализуют в виде нормативных требований безопасности (предупреждений, предписаний, запретов) или технических средств (ограждений, блокировок, средств индивидуальной или коллективной защиты). Для текущей деятельности эти решения принимают на уровне высшего руководства организации и реализуют в виде локальных нормативных актов или организационно-распорядительных документов организации. Поэтому настоящий стандарт или его отдельные положения не подлежат непосредственному применению в организации без внедрения требований настоящего стандарта в общую систему управления охраной труда или систему менеджмента безопасности труда и охраны здоровья организации, то есть без выделения необходимых ресурсов, назначения ролей, полномочий, ответственности лиц, участвующих в реализации отдельных положений стандарта.
Ввиду того что риски, связанные с возможным воздействием на работника вредного производственного фактора и опасного производственного фактора (профессиональные риски), существенно различаются по составу элементов риска, по природе возникновения и воздействия, по способам идентификации, нормирования и управления, стандартом установлены требования к объединению различных показателей профессионального риска, связанных с вредными и опасными производственными факторами, характерными для соответствующей профессии или рабочего места. При этом результатом такого объединения является интегральная оценка профессионального риска для соответствующей профессии или рабочего места, которая является основой для интегральной оценки профессионального риска подразделения, вида деятельности (производства), организации в целом.
Оценку профессиональных рисков осуществляют в рамках структурированной системы управления охраной труда или системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья работников в интересах достижения целей организации, поэтому владельцем всех профессиональных рисков, обусловленных воздействием на работников вредных и опасных производственных факторов, является организация. Исходя из этого оценка интегрального профессионального риска подразделения (организации), полученная с соблюдением требований настоящего стандарта, представляет собой оценку математического ожидания вероятного ущерба (убытка), обусловленного производственным травматизмом и заболеваемостью работников, применительно к целям деятельности подразделения (организации).
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к методам, применяемым на всех этапах оценки профессиональных рисков работников железнодорожного транспорта, начиная от этапа выявления опасности до принятия решения о приемлемости (допустимости риска).
Настоящий стандарт применяется для оценки профессиональных рисков, связанных с ущербом для здоровья и жизни работников, обусловленных воздействием вредных и опасных факторов различной природы.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 33433-2015 Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте
ГОСТ Р 12.0.010 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков
ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска
ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
анализ риска (risk analysis): Систематическое использование информации для определения источников и количественной оценки риска.
3.2 барьер безопасности (safety barrier): Защитная мера, направленная на недопущение или уменьшение вероятности возникновения небезопасных ситуации или события.
безопасность (safety): Отсутствие недопустимого риска.
вероятность (probability): Мера того, что событие может произойти.
3.5 владелец профессионального риска (occupational risk owner): Лицо или организационная единица, которые имеют полномочия и несут ответственность за управление профессиональными рисками.
3.6 вредный производственный фактор (occupational insalubrity): Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию [1].
высшее руководство (top management): Лицо или группа людей, осуществляющие руководство и управление организацией на высшем уровне.
1 Высшее руководство имеет право делегировать полномочия и предоставлять ресурсы в рамках организации.
2 Если область применения системы менеджмента охватывает только часть организации, под высшим руководством подразумевают тех, кто осуществляет руководство и управляет этой частью организации.
3 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в Приложении SL к Сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.
допустимый уровень риска (tolerable risk): Уровень риска, который приемлем при данных обстоятельствах на основании существующих в текущий период времени ценностей в обществе.
железнодорожный транспорт (Российской Федерации) (railway transport): Составная часть единой транспортной системы Российской Федерации, призванная во взаимодействии с организациями других видов транспорта своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
защитная мера (protective measure): Мера, используемая для уменьшения риска.
3.11 здоровье (health): Состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма [2].
идентификация опасности (hazard identification): Процесс признания существования опасности и определения ее характеристик.
идентификация риска (risk identification): Процесс нахождения, составления перечня и описания элементов риска.
1 Элементы риска могут включать в себя источники или опасности, события, последствия и вероятность.
2 Идентификация риска может также отражать интересы причастных сторон.
2 Инцидент, который не привел к возникновению травмы, ухудшению состояния здоровья или смерти, может также называться «почти произошедшим инцидентом», «почти случившимся инцидентом», «предпосылкой к инциденту» или «опасным происшествием».
3 Аварийная ситуация является частной разновидностью инцидента.
3.15 максимальный потенциальный риск (maximum potential risk): Величина профессионального риска, равная величине наибольшего предполагаемого ущерба, обусловленного возможным наступлением соответствующего опасного события, при отсутствии каких-либо защитных мер.
объект (object): Любая функциональная единица, которую можно рассматривать в отдельности.
1 Примерами объектов могут быть система, подсистема, оборудование, устройство, аппаратура, узел, деталь, элемент.
2 Объект может состоять из технических средств, программного обеспечения или их сочетания и может также в частных случаях включать людей.
3 Группу объектов можно рассматривать как самостоятельный объект.
опасность (hazard): Объект, ситуация или действие, которые способны нанести вред человеку в виде травмы или ухудшения состояния здоровья, или их сочетания.
3.19 опасный производственный фактор (occupational hazard): Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме [1].
организация (organization): Компания, фирма, проект, предприятие, учреждение, завод, фабрика, объединение, орган власти, общественный институт или ассоциация и т.п. либо их части, входящие или не входящие в их состав, различных форм собственности, которые имеют собственные функции и управление.
остаточный риск (residual risk): Риск, остающийся после предпринятых защитных мер.
оценивание риска (risk evaluation): Процесс сравнения оцененного риска с данными критериями риска с целью определения значимости риска.
оценка риска (risk assessment): Процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и оценивания риска.
[ГОСТ Р ИСО 31000-2011*, статья 2.14]
3.24 персонал (personal): Работники и иные лица, временно работающие под управлением организации.
приемлемый риск (acceptable risk): Риск, сниженный до уровня, который организация может допустить, учитывая применимые к ней правовые требования и собственную политику в области БТиОЗ.
3.27 профессиональный риск (occupational risk): Вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом, другими федеральными законами [1].
работник (worker): Физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
3.29 рабочее место (workplace): Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя [1].
риск (risk): Сочетание вероятности того, что опасное событие произойдет или воздействие(ия) будет иметь место, и тяжести травмы или ухудшения состояния здоровья, которые могут быть вызваны этим событием или воздействием(ями).
3.31 ситуация (situation): Совокупность событий, обстоятельств, которые характеризуют временное взаимное положение объектов во времени и пространстве, предполагающее определенные последствия.
событие (event): Возникновение или изменение ряда конкретных обстоятельств.
1 Событие может иметь одно или несколько происхождений и может иметь несколько причин.
2 Событие может заключаться в том, что какое-то явление не имело места.
3 Иногда событие может рассматриваться как «инцидент» или «несчастный случай».
4 Событие без последствий можно также рассматривать как «случайное избежание», «инцидент», «почти опасное или опасное», «почти произошедшее».
3.33 система управления профессиональными рисками (occupational risk management system): Совокупность взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
травма (injury): Повреждение анатомической целостности организма или нормального его функционирования, как правило, происходящее внезапно.
3.35 тяжесть (последствий) (effect of severity): Влияющий на цели организации измеримый результат отрицательного воздействия вредного или опасного фактора на здоровье работника.
Что такое допустимый уровень риска в охране труда ржд
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Functional safety. Risk management on railway transport
Дата введения 2016-09-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ) и Закрытым акционерным обществом «ИБТранс» (ЗАО «ИБТранс»)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 августа 2015 г. N 79-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 декабря 2015 г. N 2108-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33433-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2016 г.
5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54505-2011*
7 ИЗДАНИЕ (май 2020 г.) с Поправкой (ИУС 3-2019)
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает подход и общие правила управления рисками на железнодорожном транспорте, связанными с функциональной безопасностью объектов инфраструктуры и подвижного состава.
Настоящий стандарт распространяется на внутренние и внешние по отношению к субъектам деятельности в сфере железнодорожного транспорта (владельцам инфраструктуры, операторам железнодорожного подвижного состава, перевозчикам и пользователям услуг железнодорожного транспорта) риски.
Настоящий стандарт предназначен для применения субъектами деятельности в сфере железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий межгосударственный стандарт:
ГОСТ 31539 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 31539, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 анализ риска: Систематическое использование информации для определения источников и количественной оценки риска.
3.2 безопасность: Отсутствие недопустимого риска.
3.3 вероятность: Мера того, что событие может произойти.
3.4 владелец инфраструктуры: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.
3.5 внешний риск: Комплексный риск, связанный с влиянием функционирования железнодорожного транспорта на общество (социальный риск) и окружающую среду (экологический риск).
3.6 внутренний риск: Комплексный риск, связанный с влиянием функционирования железнодорожного транспорта на пассажиров, работников железнодорожного транспорта, с работой объектов инфраструктуры и подвижного состава, а также с недополучением прибыли субъектами деятельности в сфере железнодорожного транспорта.
3.7 допустимый уровень риска: Уровень риска, который приемлем при данных обстоятельствах на основании существующих в текущий период времени ценностей в обществе.
3.8 железнодорожный подвижной состав (подвижной состав): Транспортные средства, предназначенные для обеспечения железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок и функционирования железнодорожной инфраструктуры.
3.9 жизненный цикл: Совокупность взаимосвязанных, последовательно осуществляемых процессов установления требований, создания, применения и утилизации объекта инфраструктуры и подвижного состава, происходящих в течение периода времени, который начинается с этапа создания концепции объекта инфраструктуры или подвижного состава и заканчивается после этапа утилизации объекта инфраструктуры или подвижного состава.
3.10 журнал учета опасностей: Документ, в котором регистрируются все действия по управлению функциональной безопасностью, выявленные опасности, ответственные лица, принятые и утвержденные решения или же указываются ссылки на связанные с этим процессом документы.
3.11 идентификация риска: Процесс нахождения, составления перечня и описания элементов риска.
1 Элементы риска могут включать в себя источники или опасности, события, последствия и вероятность.
2 Идентификация риска может также отражать интересы причастных сторон.
3.12 инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (инфраструктура): Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
3.13 источник риска: Фактор, который может самостоятельно или в сочетании с другими факторами способствовать возникновению рисков.
3.14 критерии риска: Правила, по которым оценивают значимость риска.
3.15 матрица рисков: Инструмент, позволяющий ранжировать и отражать риски путем определения уровней частот и тяжести последствий.
3.16 мониторинг: Постоянная проверка, надзор, наблюдение и определение текущего состояния с целью выявления изменений по сравнению с ожидаемыми или требуемыми показателями.
3.17 неисправность: Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
3.18 обработка риска: Процесс выбора и выполнения мероприятий для изменения риска.
1 Термин «обработка риска» иногда используют для измерений риска.
2 К мероприятиям по обработке риска могут относиться исключение, оптимизация, передача или сохранение риска.
3 Обработка риска, направленная на устранение негативных последствий, часто называется «смягчением последствий риска» или «снижением риска».
3.19 объект: Любая функциональная единица, которую можно рассматривать в отдельности.
1 Примерами объектов могут быть система, подсистема, оборудование, устройство, аппаратура, узел, деталь, элемент.
2 Объект может состоять из технических средств, программного обеспечения или их сочетания и может также в частных случаях включать людей.
3 Группу объектов можно рассматривать как самостоятельный объект.
3.20 опасное событие: Событие, которое может причинить вред.
3.21 опасность: Потенциальный источник возникновения ущерба.
3.22 оператор железнодорожного подвижного состава: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров.
3.23 остаточный риск: Риск, остающийся после обработки риска.
3.24 оценивание риска: Процесс сравнения оцененного риска с данными критериями риска с целью определения значимости риска.
3.25 оценка величины риска: Процесс присвоения значений вероятности и последствий риска.
3.26 оценка риска: Общий процесс анализа риска и оценивания риска.
3.27 перевозчик: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж уполномоченному на его получение лицу (получателю).
3.28 пересмотр: Деятельность, направленная на установление соответствия, адекватности или эффективности предмета рассмотрения установленным целям.
3.29 пользователь услугами железнодорожного транспорта: Пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) либо иное физическое или юридическое лицо, пользующиеся услугами (работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными предпринимателями на железнодорожном транспорте.
3.30 риск: Сочетание вероятности события и его последствий.
3.31 событие: Возникновение или изменение определенных обстоятельств.