Что такое дорога кратко обж

Тема 1. Дорога и её элементы. Участники движения

Содержание программы обучения детей 7—10 лет

Ход занятия

В начале занятия педагог выясняет, что думают дети о том, зачем люди строят дороги, для чего существуют Правила дорожного движения. В ходе обсуждения преподаватель подводит детей к выводу, что дороги строятся для удобства передвижения людей (как в транспортных средствах, так и пешком), а Правила дорожного движения необходимы для безопасного передвижения по дорогам.

Далее вводится понятие «участник дорожного движения» (человек, принимающий непосредственное участие в процессе движения) и даются определения понятиям «пешеход», «водитель», «пассажир».

Можно задать вопрос, к какой категории участников дорожного движения относятся велосипедисты, мотоциклисты (водители) и велосипедисты, ведущие свой велосипед (пешеходы).

После этого надо разобрать, из каких элементов состоит дорога. Для этого сначала вводятся понятия «городская дорога» и «загородная дорога».

Городская дорога — это дорога, проложенная в пределах населённого пункта; загородная дорога, соответственно, та, которая прокладывается вне пределов населённого пункта. Детям демонстрируются плакаты с изображением двух видов дорог, и анализируется, из каких элементов состоит каждая из них, а также обязательно разбирается, для чего предназначен каждый из элементов дороги.

Городская дорога включает в себя следующие элементы: проезжая часть, тротуар, трамвайные пути (необязательно), разделительная полоса (необязательно).

Загородная дорога включает в себя следующие элементы: проезжая часть, обочина, кювет, разделительная полоса (необязательно).

Назначение элементов дорог

При разговоре о городской дороге надо обязательно объяснить назначение бордюра и пешеходного ограждения. Дети должны понять, что бордюр — это не тротуар и не проезжая часть, а граница между ними, как граница между двумя государствами, нейт­ральная полоса. Поэтому двигаться по бордюру пешеходу нельзя, очень опасно. Сами дети могут попытаться объяснить, почему движение по бордюру опасно для пешеходов. Также надо акцентировать внимание детей на том, что пешеходное ограждение устанавливается по краю тротуара для безопасности пешеходов на наиболее опасных участках дороги, поэтому категорически запрещается перелезать через пешеходное ограждение и сидеть на нём.

После того, как названия и назначение элементов дороги изучены, с помощью напольной игры «Азбука дорожного движения» моделируется участок дороги (сначала городской). Дети должны определить, где на этом участке проезжая часть, где тротуар. На дорогу приглашаются два «пешехода» из числа обучающихся. С их помощью преподаватель объясняет правила движения пешеходов по городской дороге (двигаться только по тротуару, по его правой стороне спокойным шагом). Надо наглядно продемонстрировать обучающимся, что в противном случае пешеходы могут столкнуться, помешать друг другу, затормозить движение на тротуаре. Здесь же впервые вводится термин «правостороннее движение». После «пешеходов» на дорогу приглашаются «водители». Им предлагается занять своё место на дороге. Когда «водители» определятся, всем остальным задаётся вопрос: «Правы ли наши водители, нет ли у вас замечаний?»

Если «водители» заняли место на проезжей части, на её правой стороне, замечаний быть не должно. В противном случае объясняется, в чём каждый из «водителей» ошибся. Вводится термин «дорога с двусторонним движением» — транспорт движется по дороге в двух направлениях. Дети-«водители» показывают, как они будут двигаться по дороге.

Далее педагог перестраивает «водителей» так, чтобы они двигались в одном направлении и занимали всю ширину проезжей части. Детям задаётся вопрос: «Бывает ли такая ситуация на дороге? Нарушают ли водители Правила дорожного движения?» Вводится термин «дорога с односторонним движением» — транспорт движется по всей ширине дороги в одном направлении.

Выводы

Обязательно надо обсудить правила движения на велосипеде. Так как по дороге, а именно по проезжей части на велосипеде разрешается ехать лишь тем, кто достиг 14-летнего возраста. Детям до 14 лет по дороге с велосипедом можно двигаться лишь, ведя велосипед рядом с собой, по тротуару. В этом случае они приравниваются к пешеходам и подчиняются правилам для пешеходов. Кататься же на велосипеде можно в любом безопасном приспособленном для этого месте.

Далее с помощью той же напольной игры разбирается движение пешеходов и транспортных средств по загородной дороге. Дети показывают, где находится проезжая часть, где обочина (кювет можно не изображать). Так как движение транспортных средств по загородной дороге такое же, как и по городской (скорость здесь не рассматривается), можно вызвать детей-«водителей», чтобы они самостоятельно показали, как будут двигаться по дороге. Потом «водители» остаются на дороге, к ним приглашаются «пешеходы». Создавая различные ситуации, преподаватель должен подвести детей к выводу, что самым безопасным способом движения по обочине для пешеходов является движение навстречу транспортным средствам.

Закрепление

Для закрепления изученного детям предлагается выполнить следующее задание: на рисунке с изображением городской и загородной дорог надо раскрасить их элементы теми цветами, которые предложит педагог. Например, проезжую часть — серым, тротуар — зелёным, обочину — жёлтым, кювет — голубым, и обязательно найти бордюр и раскрасить его красным цветом. Далее на тротуаре и обочине красной точкой обозначить местоположение пешехода и стрелочкой показать направление его движения.

После выполнения заданий происходит фронтальная проверка, обсуждается, как правильно надо было их выполнить.

Источник

14. Опасные ситуации на дорогах

Дорога и её элементы

«Дорога — это жизнь», — считали ещё в древности. Дорога всегда являлась путём сообщения для людей и транспорта. Первые хорошо обустроенные, мощёные дороги появились несколько тысячелетий назад в Междуречье Тигра и Евфрата на территории современного Ирака. Всё было просто, пока люди только ходили по земле, но с появлением всадников и повозок возникли проблемы. Люди попадали под колёса и копыта лошадей. Поэтому древние римляне взяли и поделили дорогу на проезжую часть для транспорта и обочину для пешеходов.

Дороги бывают разные: например, лесные и полевые, сезонные дороги — зимники и ледовые переправы, улицы, проспекты, магистрали с эстакадами — развязками для автомобилей.

Современная дорога может включать одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.

По проезжей части движутся автомобили, автобусы, троллейбусы. Вдоль границы проезжей части или по её середине могут располагаться трамвайные пути. По обе стороны от проезжей части в городе находится тротуар для пешеходов. А за городом — незаасфальтированная полоса дороги. Это обочина. Она служит для вынужденной остановки транспорта.

На современных дорогах выделяют специальную велосипедную дорожку и полосы для движения общественного транспорта. На широких дорогах с интенсивным движением транспорта выделяют разделительную полосу, чтобы отделить друг от друга встречные автомобили. Разделительная полоса или всегда приподнята над проезжей частью и окаймлена бордюрным камнем, или выделена с помощью разметки. Движение транспорта бывает односторонним и двусторонним.

Одностороннее движение — когда весь транспорт движется в одном направлении по всей ширине проезжей части, куда указывает белая стрелка на придорожном знаке (встречный транспорт в этом случае исключён). Знак устанавливается за перекрёстком, в начале дороги. Знак разрешает движение прямо, налево или направо, но запрещает разворот.

Двустороннее движение — когда транспорт движется навстречу друг другу. Существует специальный знак о «Двустороннем движении» — на треугольнике две встречных линии со стрелками. Знак предупреждает, что дорога с односторонним движением сменяется на участок дороги с двусторонним (встречным) движением.

На дорогах России, как у большинства стран мира, установлено правостороннее движение транспортных средств. В ряде стран по традиции сохранено левостороннее движение (Великобритания, Австралия, Япония и др.). В этих странах выпускаются транспортные средства с правым расположением руля.

На дорогах с правосторонним движением водительское место в автомобиле должно находиться со стороны встречного потока, то есть слева, и справа — в странах с левосторонним движением.

Статистика

    Ежегодно в нашей стране происходят около 200 тысяч дорожно-транспортных происшествий. В результате погибает 25—30 тысяч человек, 250 тысяч получают ранения различной тяжести.

Некоторые факты

    С появлением первого наземного транспорта — всадники, повозки и экипажи — возник вопрос, по какой стороне дороги ездить, чтобы избежать столкновения и заторов на дорогах. Правостороннее движение складывалось стихийно. Сказалась физиологическая особенность человека — большинство из нас правши. Правая рука сильнее и ею удобнее было управлять тяжёлыми конными экипажами, запряжёнными несколькими лошадьми. При разъезде на узкой дороге легче было направлять повозку или экипаж вправо на обочину дороги, натягивая вожжи правой, более сильной, рукой, чтобы придержать лошадей. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 г. русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.

На улицах пешеходы движутся по тротуарам. Тротуар — это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. Тротуар может примыкать к проезжей части или быть отделённым от неё газоном. Он обычно приподнят над проезжей частью на высоту 15—20 см. По тротуарам движение транспорта запрещено. В случае необходимости по тротуарам могут проезжать автомобили дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб для уборки снега или ремонта городских коммуникаций, а также подвоза груза к торговым предприятиям.

Одним из важных и опасных элементов дороги является перекрёсток. Это место пересечения дорог и улиц. Проезжую часть можно переходить у перекрёстка по пешеходным переходам. На перекрёстке очерёдность движения определяется сигналами светофора или при необходимости регулировщиком.

Вопросы

Задание

Участники дорожного движения

Главные участники дорожного движения — это пешеходы, водители и пассажиры, то есть мы с вами. Участвуя в дорожном движении, мы обязаны выполнять определённые правила поведения, чтобы избежать опасных ситуаций на дорогах.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения возникла одновременно с появлением автомобиля. В 1886 г. в мире появился первый автомобиль, а через 10 лет произошло первое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — наезд на пешехода. Уже в 1899 г. в результате дорожной аварии погиб человек.

Что такое дорога кратко обж. Смотреть фото Что такое дорога кратко обж. Смотреть картинку Что такое дорога кратко обж. Картинка про Что такое дорога кратко обж. Фото Что такое дорога кратко обж

Положительное значение автомобильного транспорта очевидно. Однако не следует недооценивать и той опасности, которую несёт в себе автомобиль в случае ДТП.

Автомобили на шумных магистралях движутся на высоких скоростях, создавая труднопреодолимые потоки для пешехода и водителей. Городские службы не успевают реконструировать дорожную сеть городов в более безопасные магистрали, которые бы обеспечивали повышенную защищённость пешеходов и автомобилей. Такая напряжённая ситуация на дорогах, конечно, приводит к росту аварий.

Основные причины дорожно-транспортных происшествий — это нарушение правил дорожного движения пешеходами и водителями. Мы часто переходим дороги в неустановленном месте, не обращаем внимания на сигналы светофора. Ходим по проезжей части при наличии тротуаров. Можем промчаться на роликовых коньках, самокатах по оживлённой магистрали. Автомобилисты проезжают на красный сигнал светофора, игнорируя требования дорожных знаков, или позволяют себе сесть за руль в нетрезвом виде.

Некоторые факты

    При анализе детского дорожно-транспортного травматизма выявлено, что «группу риска» составляют мальчики школьного возраста. Наибольшее число автодорожных происшествий с детьми происходит в марте и сентябре. «Пик аварийности» приходится на период от 16 до 20 часов. В основном трагедии происходят, когда дети выходят на проезжую часть перед близко идущим транспортом, при переходе улицы в неустановленном месте и на остановке общественного транспорта.

Запомни, сегодня, чтобы избежать опасной ситуации на дороге, сохранить свою жизнь и не принести вреда окружающим, необходимы хорошие знания правил дорожного движения (ПДД) и их обязательное выполнение. Если кто-то из пешеходов нарушает правила дорожного движения, например, решил перейти дорогу на красный запрещающий сигнал светофора, то это не значит, что ты должен идти с ними. Автомобиль может появиться неожиданно.

Запомни правило: на дороге не делай, как все, делай так, как требуют правила дорожного движения. Учись самостоятельно принимать правильные решения.

Трамвай, автобус и другой общественный транспорт ожидай на специальных посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине дороги около указателя остановки.

Помни! Зона остановки — опасное место для взрослого и ребёнка. Остановившийся автобус или троллейбус сокращает обзор дороги; кроме того, люди здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть тебя на проезжую часть.

Запомни ещё одно правило, действующее на дороге. Никакое транспортное средство, набравшее скорость, не может остановиться сразу, а будет некоторое время продолжать движение. Даже сильное торможение не в силах моментально остановить троллейбус или автомобиль. Таким образом, до полной остановки транспортное средство пройдёт ещё какое-то расстояние. Это расстояние, которое оно проходит с момента торможения до полной остановки, называется тормозным путём. Чем больше скорость, например, и вес автомобиля, тем его тормозной путь больше. На его длину влияет состояние дороги и погода.

Вопросы

Что такое дорога кратко обж. Смотреть фото Что такое дорога кратко обж. Смотреть картинку Что такое дорога кратко обж. Картинка про Что такое дорога кратко обж. Фото Что такое дорога кратко обж

Задания

Задача

Ролевая игра

Начертите условную линию пешеходного перехода на дорожке школьной спортивной площадки и приближайтесь к ней бегом с постоянной скоростью. В момент приближения участников забега к линии условного перехода наблюдающий даёт команду: «Тормози!»

Каждый участник остановится на разном расстоянии от линии. Побеждает тот, кто остановился раньше всех, у него лучше реакция. Проигрывает тот, у кого самый длинный «тормозной путь» (от финиша до места полной остановки). Эта игра поможет понять, почему нельзя выбегать на проезжую часть, переходить дорогу в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора. Тормозной путь движущихся автомобилей может быть разным, что делает столкновение в некоторых случаях просто неизбежным.

Источник

Конспект заняти Школа дорожной безопасности Дорога и ее элементы безопасность пешеходов

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Конспект занятия.docx

Конспект внеурочного занятия

по курсу «Школа дорожной безопасности»

Тема занятия: « Дорога и ее элементы. Безопасность пешеходов».

Тип занятия: урок-игра

Цель: создать условия для ознакомления с понятиями «дорога», «элементы дороги», закрепления знаний о безопасном поведении пешеходов на дороге.

Личностные: формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности, самоанализ и самоконтроль результата, проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Регулятивные: определение целей учебной деятельности, формирование умения соотносить полученные знания с особенностями своего поведения как участника движения, пешехода.

Познавательные: умение извлекать информацию из текста и иллюстраций,

различать элементы дороги, умение на основе анализа объектов делать выводы, знать правила личной безопасности на дороге.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, уметь работать в команде, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, осуществлять взаимный контроль и взаимодействие.

Основные понятия: «дорога», «проезжая часть», «тротуар», «пешеходный переход», «обочина».

Оборудование: презентация к занятию, карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал для команд.

Приветствие участников занятия. Создание положительного эмоционального настроя.

2.Сообщение темы и цели занятия.

Тема нашего занятия очень актуальная и имеет огромное значение для жизни и безопасности каждого из вас.

— Отгадайте загадку: «Не живая, а ведет, неподвижна, а идет».

— Правильно, ребята, это дорога, о ней мы будем сегодня говорить на нашем занятии.

Тема занятия: « Дорога и ее элементы. Безопасность пешеходов».

Цель: познакомиться с понятиями «дорога», «элементы дороги», закрепить знания о безопасном поведении пешеходов на дороге.

1) Актуализация знаний учащихся

Без дорог невозможно представить нашу жизнь. Ежедневно по ним движутся сотни тысяч автомобилей, передвигаются большое количество пешеходов.

— Как вы думаете, что такое дорога? (ответы детей)

— Дорога включает в себя составные части, которые называются элементами дороги, все они является необходимым условием обеспечения безопасности всех участников дорожного движения.

— Назовите, какие вы знаете элементы дороги?

— К элементам дороги относится:

трамвайные пути — (объяснение и показ слайдов).

— Также для перехода пешеходов через дорогу есть обустроенное и обозначенное место. Как оно называется? (ответы детей)

— Правильно, это пешеходный переход. (показ слайда)

— Все мы являемся пешеходами и должны обязательно знать, из каких частей состоит дорога, знать и соблюдать правила безопасного поведения на дорогах.

— А сейчас, ребята, вас ждет увлекательная и интересная работа. Я предлагаю вам сегодня поработать в командах, поучаствовать в соревновании, игре «Знатоки дорожного движения».

— За правильно выполненное задание или ответ команда получает жетон. Та команда, которая наберет большее количество жетонов, будет считаться победителем игры.

— Итак, начинаем нашу игру «Знатоки дорожного движения».

Разминка «Знай и выполняй»

Цель: каждая команда должна правильно и быстро ответить на 4 вопроса. Если команда не знает правильный ответ, вопрос переходит другой команде.

У вас на столах есть вопросы – берите по очереди и отвечайте на них.

Вопросы для 1 команды:

Какая часть дороги предназначена для пешеходов?

Какие места перехода дороги вы знаете?

Назовите участников дорожного движения?

Какой перекресток называется регулируемым?

Вопросы для 2 команды:

На какой сигнал светофора можно переходить проезжую часть?

Как правильно нужно переходить проезжую часть?

С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по дороге?

По какой стороне улицы у нас принято движения транспорта?

— Молодцы, ребята! Вы отвечали быстро и правильно.

Задание «Дорожная мозаика»

Цель: правильно собрать целую картинку из частей по теме «Дети на дороге» и назвать как должны вести себя пешеходы в вашей ситуации.

Оценка выполнения задания.

Задание «Разметка дороги»

Цель: закрепить знания по теме « Дорога и ее элементы. Безопасность пешеходов».

Оценка выполнения задания.

3) Подведение итогов игры.

— Вы очень активно отвечали, дали много правильных ответов. Давайте подведем итог нашей игры «Знатоки дорожного движения», подсчитаем количество жетонов.

— Победила команда…. Молодцы!

— Вы сегодня работали в команде, вместе. Но каждый из вас часто остается один на один с дорогой. Мне бы хотелось узнать, правильно ли вы ведете себя на дороге.

— У вас на столах карточки, подчеркните только те правила поведения пешеходов, которые вы всегда выполняете.

— Итак, назовите правила безопасного поведения на дороге, какие вы

Вывод: запомните, что от соблюдения правил дорожного движения, вашей внимательности на дороге зависит ваша жизнь и безопасность.

Источник

Помогите доклад на тему дорога и её элементы, желательно коротко =) и не надо давать мне ссылки

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
То есть грунтовка, если она предназначалась для движения ТС, тоже является дорогой.

1. Проезжай часть — участок дороги, по которому непосредственно двигаются ТС. На дороге может быть как одна, так и несколько проезжих частей.

2. Разделительная полоса — элемент, который выделен конструктивно (отбойники, газоны по центру дороги), либо с помощью разметки 1.2.1 (рис. 2). Именно разделительной полосой дорога делится на две проезжие части. На втором рисунке указаны оба вида разделительной полосы. То есть на каждой из изображенных дорог по две проезжие части.
Двойная сплошная (рис. 1) — не является разделительной полосой, поэтому на данной дороге одна проезжай часть.

3. Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Обычно полосы разделяются разметкой, и их количество легко посчитать. Кстати, считаются все полосы на дороге, а не только в нашем направлении. Например, если мы называем дорогу двухполосной, то обычно на такой дороге по одной полосе в каждом направлении. На рис. 1 — 4 полосы движения.
Бывает такое, что разметки на дороге нет. Тогда мы определяем количество полос на глаз, с учетом габаритов автомобилей и необходимого интервала между ними. Стандартная ширина полосы — 3,5м. Однако следует отметить, если разметка отсутствует — количество полос всегда четное. Дорогу мы делим пополам.
Например, на рис. 3 две полосы для движения.

4. Трамвайные пути — бывают попутного и встречного направления. (рис. 4) Подробно в этой теме на них останавливаться не будем

5. Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2. То есть обочина бывает грунтовая и с твердым покрытием. На обочину можно съезжать только для остановки и стоянки. Движение по обочине запрещено.

6. Тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном. (рис. 4) Движение ТС по тротуарам запрещено. Исключение — только если Вы обслуживаете торговые или другие предприятия, расположенные непосредственно у этих тротуаров или дорожек при отсутствии других возможностей подъезда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *